Тьютор дети с синдромом дауна
(Из опыта работы)
Преображенская Л.
Россия, г. Москва, Центр ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап»
В последнее время для детей-инвалидов с интеллектуальными и ментальными нарушениями в нашей стране появилось больше возможностей для обучения. Наряду с традиционными коррекционными образовательными учреждениями VIII вида, привычным стало и обучение этой категории детей в инклюзивных школах. Но далеко не всегда ребята выдерживают испытание инклюзией. Так, в частности, сказывается недостаточная дошкольная подготовка особых учеников, уже в начальных классах у них становятся заметными нехватка базовых знаний, недостаточная социализация, отсутствие навыков общения. Да и внутри самих школ с появлением особых детей тут же возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.
Как преодолеть эти временные сложности на пути прогресса? В том, что инклюзия ‒ это, безусловно, прогресс, уже никто не сомневается. Правда, зарубежный опыт не всегда совместим с традициями и особенностями российской образовательной системы, а отечественных методических наработок в области инклюзии катастрофически не хватает. В связи с этим налицо необходимость приобретения актуального опыта, который позволил бы развивать инклюзивное образование в современных российских условиях, предоставлять возможности для адаптации и обучения всех категорий учеников, в том числе детей с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, отвечая на этот актуальный запрос, с 2009 года в Центре ранней помощи благотворительного фонда «Даунсайд Ап» начала работать группа подготовки к школе, которая ставила своей целью облегчить детям с синдромом Дауна переход из дошкольного образовательного учреждения в школу. Высокая концентрация в одном месте специалистов-практиков, работающих с детьми с синдромом Дауна на протяжении уже 15 лет и досконально изучивших за это время их физиологические и психологические особенности, позволила создать уникальную в своем роде учебную группу, где не только готовят детей к последующему обучению в школе, но и нарабатывают методический материал, апробируют различные педагогические практики работы с этой категорией детей.
Занятия группы подготовки к школе проходят в центре «Даунсайд Ап» один раз в неделю, в условиях, максимально приближенных к школьному обучению (3 урока, две перемены, наличие школьной доски и парт для занятий) с 10.00 до 14.00. Так сложилось, что уже на второй учебный день стало понятно, что без сильной индивидуализации процесса обучения, а в частности без помощи тьютора, даже в коллективе всего из 9 детей с синдромом Дауна нам, педагогам, не обойтись. Необходимость этого решения позднее была подтверждена также результатами анкетирования родителей, воспитателей детских садов и учителей некоторых московских школ. Выяснилось, что, по мнению опрошенных, многие психофизиологические особенности учеников с синдромом Дауна в недостаточной степени учитываются школьными педагогами. Зачастую, столкнувшись во время урока с неадекватным поведением особых детей, учителя пугаются и не знают, чем и как помочь себе и ребенку. Многие преподаватели отмечают, что в свободной деятельности, на перемене они смогли бы найти способ успокоить ребенка, но жесткие рамки урока не дают им этого сделать. А тьютор, по мнению большинства опрошенных, как раз тот специалист, который смог бы облегчить им проведение урока.
Таким образом, введение тьютора на уроки группы подготовки к школе стало не просто модной тенденцией, а своего рода жизненной необходимостью, к тому же подкрепленной авторитетным мнением родителей учеников и педагогов-практиков.
Так с первых же дней существования группы в состав педагогов был введен тьютор. По необходимости тьютор, или, как иногда его еще называют, ассистент педагога, помогал особенным ученикам концентрировать свое внимание на уроке, следовать принятым в школе правилам, соблюдать основные принципы классно-урочной системы, различать по назначению урок и перемены, поднимать руку при желании ответить, выходить к доске по просьбе учителя. Большую помощь ассистент педагога оказывал своим подопечным и в выстраивании адекватного общения с одноклассниками, преодолении гиперактивного, а иногда и агрессивного поведения.
Тьютор помогал удержаться в классе самым сложным ученикам, уделяя им большее количество так необходимого им внимания, а остальные дети в это время имели возможность слушать учителя, поскольку урок больше не прерывался и преподаватель продолжал успешно работать. Как показала практика, при наличии девяти учеников с синдромом Дауна в классе достаточно двух тьюторов. При этом рассадка детей в классе должна быть такова, чтобы особо нуждающиеся в помощи дети сидели в крайних рядах и рядом с ними всегда находился помощник, а более самостоятельные ‒ в центре класса, за первыми партами и чтобы необходимую помощь им оказывал ведущий занятие педагог, поскольку им требуется меньший объем помощи.
Перед началом занятий были сразу четко разделены компетенции тьютора и педагога. За преподавание отвечал в основном педагог, а тьютор предоставлял ему информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала. Также тьютор помогал педагогу корректировать учебный план в соответствии с выявленными особенностями учащегося.
В этой работе ассистент педагога опирался на знание физиологических особенностей детей с синдромом Дауна и на свой предыдущий опыт работы в качестве ведущего групп игрового взаимодействия детей 3‒5 лет. Учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы имел возможность выбирать варианты взаимодействия с учениками. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный им вариант взаимодействия с ребенком автоматически становился эффективным. Как и в любом деле, в работе помощника педагога случались и удачи, и ошибки.
Перед началом работы все тьюторы должны были ближе познакомиться со своими подопечными, сформировать доверительные отношения, вызвать симпатию. Ведь не секрет, что в подобной работе эмоциональная составляющая играет большую роль. Одна лишь симпатия к помощнику педагога способна побудить ребенка к нормализации своего поведения. Многие дети, выполняя задание, следили за реакцией тьютора, ждали его похвалы, одобрения. Верно выявленный интерес ребенка (его любимый герой мультфильма, игрушка, пристрастие к чему-то) часто помогал, например мотивировал к учебе.
Важным методом в своей работе наши тьюторы считали метод наблюдения за тьюторантом. Они старались замечать характерные для своего подопечного формы поведения и фиксировать даже малейшие их изменения. Дальнейший совместный с педагогами и психологами анализ динамики поведения ребенка позволял им выделять ростки нового поведения, а не просто списывать изменения в поведении на случайное совпадение факторов – настроения, погодных условий, симптомов болезни и т.п. Однажды, когда на уроке мальчик Игорь вдруг отказался выполнять задание педагога (а его мама объясняла подобное поведение упрямым характером сына и плохим самочувствием), тьютор, взаимодействуя с Игорем, постепенно выявил причину капризов ребенка. Оказалось, что тот просто не понимал задания учителя, поскольку педагог не подкреплял их в достаточном количестве наглядным материалом. Позднее тьютор стал демонстрировать мальчику на парте картинки, и поведение ребенка со временем скорректировалось.
Часто учителя прибегали к помощи тьютора в ситуации, когда дети начинали вести себя асоциально. Например, когда из-за сильного внутреннего напряжения, особенные ученики могли начать громко кричать на уроке, ходить по классу, кусаться. Вовремя заметив изменения в поведении ребенка, тьютор мог быстро сменить ему задание, дать какое-либо поручение, тем самым, поменяв вид деятельности, предотвратить неминуемый приступ плохого поведения. Эмоциональная реакция тьютора на происходящее у доски, демонстрируемая им заинтересованность также способствовали привлечению легко отвлекающихся, непростых в поведении детей к уроку. Ассистент педагога здесь выступал как образец правильного поведения для ребенка. Ученик в такой ситуации начинал действовать исходя из посыла ‒ «если ему интересно, то и мне тоже». Случалось и так, что ребенок просто не мог находиться в классе, пытался выйти, своим шумным поведением мешая учителю и одноклассникам. Тогда тьютор ненадолго выходил с ребенком из класса, успокаивал его в другом помещении, а потом снова возвращал в класс.
Все эти примеры практической работы тьютора на уроке ‒ безусловные доказательства необходимости введения такого помогающего специалиста в школьную систему обучения и воспитания детей с ОВЗ. Введение помощников педагогов в школы, где обучаются дети с особенностями интеллектуального развития, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, поможет эффективнее использовать обучающий ресурс этих школ; позволит учитывать при обучении весь спектр сохранной части интеллекта ребенка, повысит его восприимчивость к преподаваемому материалу, что улучшит уровень его жизни в целом. Именно для этой категории детей институт тьюторства в России необходим и, в прямом смысле этого слова, жизненно важен. Ведь если в школе таким детям не будет оказываться достаточная индивидуализация в образовании, не будут в достаточной мере учитываться их индивидуальные особенности развития (а без тьюторства, как системы, этого не случится), то дверь в образование для таких детей будет оставаться по-прежнему лишь приоткрытой. И большое количество детей, а затем и взрослых людей с инвалидностью останется, как и прежде, без достойного образования, следовательно, в стороне от нормальной жизни.
https://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=423
Источник
Успешное обучение детей с синдромом Дауна в школе во многом зависит от тех условий, в которые они попадают, придя в школу первого сентября. Успешным особый ученик может быть только в благоприятной, ориентированной на положительную оценку его достижений школьной среде; в школе, которая будет принимать ученика со всеми его особенностями, учитывать их и приспосабливаться к ним. В последние годы у родителей детей с синдромом Дауна стало больше возможностей для выбора подходящей школы. Помимо коррекционных возникают инклюзивные школы, которые ставят своей целью не разделять детей на особенных и обычных, а обучать их вместе. Во многих инклюзивных школах стали появляться тьюторы (педагоги сопровождения). Эти специалисты призваны помочь ребенку с особенностями развития наиболее безболезненно включиться в образовательную среду. В сотрудничестве с учителем, психологом и другими специалистами тьютор должен создать для ребенка такую атмосферу, в которой эмоциональный комфорт и опора на внутренние ресурсы подтолкнут его к активному развитию.
В связи с тем, что в российском образовании тьюторство — явление пока новое и роль тьютора в педагогическом процессе до конца не ясна, даже среди специалистов не существует единого взгляда на определение этого понятия. Многозначное английское слово «тьютор»[1], перенесенное автоматически на российскую почву, нашими педагогами и чиновниками трактуется очень широко. Это может быть и личный помощник старшеклассника при выборе будущей профессии, и помощник педагога при составлении расписания индивидуальных занятий, и классный руководитель или даже школьный психолог. При этом уже сейчас в России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009)[2]. Однако в этом документе говорится о тьюторе для обычного ученика, а о тьюторе как помощнике педагога при обучении детей с особенностями развития речь пока не идет. Практически нет ни программ, ни описания, даже примерного, в чем заключается работа тьютора и кто им может быть. При этом в инклюзивных детских садах и инклюзивных классах начальной школы должность тьютора уже введена. Люди работают и, судя по отзывам родителей, выполняют привычную роль няни (помощника воспитателя): собрать детей парами и отвести в столовую, на прогулку и т. п. Так что пока в детском саду тьютором можно считать няню, а в школе, как правило, это мама или бабушка «трудного» ребенка, которые пытаются, как могут, справляться с возложенной на них ролью, поскольку без их поддержки ребенок просто не сможет удержаться в классе.
Между тем во многих европейских странах должность помощника педагога существует в школах уже давно. Все ученики с синдромом Дауна, например, в Англии с начала 70-х годов прошлого века посещают общеобразовательные школы и учатся в инклюзивных классах вместе с обычными детьми. На некоторых уроках ребятам помогают помощники педагога, особенно когда дети только привыкают к школьной жизни или предмет требует большого умственного напряжения (чтение или математика). Помощники педагога также помогают ученикам в общении со сверстниками, часто объясняют другим школьникам особенности своих подопечных, их слабые и сильные стороны, организуют совместные игры детей, досуг.
Так, помощник педагога ввел в одной английской школе «Клуб обеденного перерыва» для учеников с особыми потребностями. Его целью было решить проблему тех ребят, которые хотели на переменах общаться с обычными сверстниками, но сталкивались с нежеланием одноклассников принимать их в свои игры. Проблема заключалась в недостаточности у особых учеников социальных навыков. В таких случаях тьютор организовывал интересные и доступные игры для особенных учеников, в которых они учились контролировать свои эмоции, правильно обращаться друг к другу. Постепенно в игру включались и другие ученики класса. Также тьютор помогал особым ученикам принимать участие в общественной жизни школы, вовлекал их в общешкольные праздники, экскурсии и т. д.
Служебные обязанности тьютора в английской школе разделяются на несколько направлений:
- помощь ученику на бытовом уровне (открыть портфель, рассортировать тетради, сориентироваться в расписании);
- помощь в обучении;
- помощь в общении с одноклассниками.
Наполняемость английских классов достаточно высока (до 30 человек), и тьютор вводится при наличии в таком классе 4 учащихся с особенностями развития. В этой должности обычно работают студенты, начинающие специалисты, которые окончили годовые курсы, а также родители особенных детей, но при одном условии — они не должны работать с собственным ребенком.
В России, как уже говорилось, институт тьюторства находится пока в стадии становления. В связи с этим мы хотим описать реальный опыт работы тьютора в двухгодичном проекте по подготовке детей с синдромом Дауна к школе, который, надеемся, будет полезен как специалистам, только начинающим работать в качестве педагогов сопровождения, так и родителям, нередко выступающим в роли тьюторов при обучении своего ребенка.
Экспериментальная группа подготовки детей с синдромом Дауна к школе начала работать в Даунсайд Ап в 2009 году. В проект были включены 9 детей в возрасте 7 лет, с которыми работали 2 педагога и 2 тьютора, при этом педагоги и тьюторы менялись местами. Таким образом мы достигали того, что дети не привязывались к одному конкретному, «своему» помощнику, а существовали в классе предельно самостоятельно, лишь в самых сложных для себя случаях пользуясь поддержкой тьютора.
Следует понимать, что поощрение ученика с синдромом Дауна к самостоятельности в учебе и социальном функционировании является важной задачей на этапе подготовки к школе, а наличие прикрепленного к ребенку постоянного помощника не способствует развитию этих навыков. Поэтому на двоих детей приходился один тьютор, при этом рассадка детей в классе была такова, чтобы особо нуждающиеся в помощи дети сидели на крайних рядах и рядом с ними всегда находился помощник. Более самостоятельные ребята могут сидеть на среднем ряду, на первых партах, и необходимую помощь им оказывает ведущий занятие педагог (понятно, что таким детям требуется меньший объем помощи).
Первый вопрос, который встал перед всем коллективом после включения помощников педагога в работу группы по подготовке к школе: кто же такой тьютор и каковы его компетенции? Представляется, что именно перед началом работы очень важно четко ответить на эти вопросы и развести компетенции учителя и тьютора.
Английская и шотландская ассоциации Даун синдром выделяют следующие сферы деятельности тьютора[3]:
- помощь педагогу при обучении детей с особенностями развития;
- помощь ребенку с особенностями развития в сложных учебных ситуациях, в школьной среде;
- помощь психологу в ситуациях проявления эмоционально-волевых особенностей ребенка, затрудняющих его адаптацию и взаимодействие с ним.
Итак, по отношению к ребенку тьютор призван:
- Помогать в усвоении учебной программы и развивать способности к обучению.
- Обеспечивать усвоение новых навыков.
- Помогать развитию самостоятельности.
- Помогать в развитии социальных и коммуникативных навыков, дружбы с другими детьми и поведения, соответствующего возрасту.
- Помогать в психологической адаптации к системе школьного обучения, создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой в отношении процесса обучения и нового социального окружения.
По отношению к учителю тьютор должен:
- Помогать дифференцировать виды деятельности или вносить изменения в план урока.
- Обеспечивать обратную связь.
- Предоставлять учителю возможность дополнительно работать с особым учеником, как индивидуально, так и в группе, меняясь с ним ролями.
- Информировать педагога об индивидуальных особенностях своего подопечного и о методах и приемах работы с ними.
Таким образом, можно разделить компетенции тьютора и педагога следующим образом: за преподавание учебного материала отвечает в основном педагог, тьютор же предоставляет учителю информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала, помогает педагогу корректировать учебный план в соответствии с этими особенностями. Учителю и тьютору необходимо регулярно взаимодействовать и совместно работать над планированием каждого урока, учитывая при составлении конспекта урока и его проведении индивидуальные особенности учеников. В то же время за индивидуальную работу с учеником на уроке отвечает тьютор.
В своей деятельности тьютор учащегося с синдромом Дауна должен опираться на свойственные такому ребенку высокие подражательные способности, а также учитывать следующие его особенности:
- повышенную эмоциональность;
- проблемы с кратковременной памятью (сложности с построением логической цепочки);
- замедленную реакцию;
- сложности с воспроизведением речи (экспрессивная речь);
- трудности с построением адекватного диалога (беседы);
- повышенную тактильную чувствительность;
- неравномерность внимания;
- сложности поведенческого характера (в понимании правил поведения, границ в общении, разницы в поведении с взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми);
- сложности ориентировки в пространстве и времени (длительный процесс адаптации к новым условиям);
- проблему слухового восприятия речи (необходимость зрительного и тактильного подкрепления любого высказывания);
- физиологические сложности (ослабленный слух, зрение, мышечный тонус, нарушения координации, неловкость в движениях, сложности с ориентацией в схеме собственного тела, сложности с ориентировкой в пространстве, проблемы с мелкой моторикой).
Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы может выбирать варианты взаимодействия с учеником. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный вариант взаимодействия с ребенком обязательно будет эффективным. Как и в любом деле, в работе тьютора случаются удачи и неудачи. Главное — творчески подходить к процессу обучения и всегда основываться в своей работе на индивидуальном подходе к ребенку.
Общие рекомендации ТЬЮТОРУ
- Установление доверительных отношений с ребенком
Прежде чем начинать работать с любым ребенком, тьютору необходимо подружиться с ним, сформировать доверительные отношения, симпатию. Ведь не секрет, что в подобной работе эмоциональная составляющая играет большую роль. Одна лишь симпатия к тьютору способна побудить ребенка к нормализации своего поведения в рамках его возможностей. Многие дети, выполняя задание, следят за реакцией тьютора, ждут похвалы, одобрения. Верно выявленный интерес ребенка (его любимый герой мультфильма, игрушка, пристрастие к чему-то) может сыграть на руку помощнику педагога, например, стать на время урока действенным приемом мотивирования его к учебе. Не говоря уже о совместных играх на перемене при условии взаимной вовлеченности тьютора и ребенка.
- Наблюдение за поведением ученика
Тьютору важно стараться замечать общее поведение конкретного ребенка в контексте «Он сегодня не такой, как обычно» или «Он сегодня в возбужденном состоянии» и обращать на это внимание коллег. Совместный с педагогами и психологами анализ динамики поведения ребенка позволяет выделить ростки нового поведения, а не просто случайное совпадение совокупности факторов — настроения, погодных условий, симптомов болезни и т. п.
Например, когда ребенок вдруг отказывается выполнять задание педагога, родители иногда говорят, что он по характеру вообще упрям или что сегодня у него нет настроения из-за низкого атмосферного давления. На самом же деле причиной часто оказывается то, что ребенок не понял задание, поскольку учитель не подкрепил его в достаточной мере наглядным материалом, а вовсе не врожденное упрямство или болезнь.
Следует подмечать состояние ребенка на уроке и действовать в соответствии с ним. Ребенок своим поведением обычно дает понять, что он не понимает задания или устал (смотрит не на учителя, а по сторонам; уходит в свои игры; ищет сенсорные стимулы; сползает под парту; лежит на парте; готов встать и уйти), и в этих случаях необходимо обратится к нему лично, дать дополнительный стимул, привлечь к уроку, сконцентрировать его на учителе или объяснить задание. Иной раз, наоборот, тьютор не отпускает ребенка, который своим поведением давно сигналит: «Отойди от меня, я сам», «Я умею», «Мне интересно сделать самому», «Я наконец-то понял», — иногда это слова, иногда жесты, а иногда, если тьютор не готов понять, и агрессия.
Тьютор также должен уметь отделять одну от другой различные проблемы поведения ребенка, например незрелое поведение от намеренно плохого, принимать во внимание не только фактический возраст ученика, но и его уровень развития, уровень понимания устной речи.
- Помощь ребенку на уроке
Помощь на уроке со стороны тьютора должна быть дозированной, чтобы не мешать развитию самостоятельности ребенка. Для взрослого намного проще все сделать самому: расстегнуть портфель, достать тетрадь, сделать за ученика задание. Да, часто дети с синдромом Дауна бывают неловкими, тетради выпадают у них из рук, карандаши рассыпаются по полу, ждать, пока они справятся с заданием, для тьютора мучительно, однако это необходимо. В своей работе тьютор должен запастись терпением.
- Приемы привлечения внимания к уроку:
- Эмоциональная реакция тьютора на происходящее у доски, демонстрируемая заинтересованность. Тьютор при этом выступает как образец правильного поведения. Ребенок заражается этим: «Если ему интересно, то и мне тоже».
- Привлечение внимание ученика к учителю («Смотри на Марию Ивановну, на доску, слушай»).
- Привлечение внимания к происходящему через предмет («Вот карандаш — рисуй»).
- Прояснение ситуации («Посмотри, все ребята рисуют, и я рисую — беру карандаш, бумагу и рисую, вот так.»).
- Физический контакт — похлопать по плечу, постучать по парте, указать пальцем, иногда просто повернуть голову ребенка в нужном направлении.
- Дублирование словесной инструкции по привлечению внимания к уроку жестом или иным способом. Если есть под рукой, можно показать соответствующую картинку.
- Приемы удержания внимания на уроке
Одной из значительных проблем, стоящих перед тьютором на уроках, является проблема удержания внимания ребенка на учителе и преподаваемом материале.
Решению этой задачи могут способствовать следующие приемы:
- Частое обращение к ребенку по имени, более частый контакт глазами.
- Прикосновение к ребенку — поглаживание по плечу, по спине, по голове.
- Смена видов деятельности — поручение ребенку заданий, предполагающих движение (собрать или раздать тетради, карточки, вытереть доску), поручение доступных заданий, требующих работы с предметом (нанизать бусины из цифр на нитку, поднимать нужные карточки и т. д.).
- Переход в другое помещение
При работе с учеником с синдромом Дауна тьютору необходимо помнить, что помощь ученику со стороны помощника педагога, даже если ребенку необходима индивидуальная работа, не должна оказываться вне класса. Нежелательно тьютору становиться персональным учителем и проводить индивидуальное занятие в отдельной комнате, например, выводить в середине урока ученика в другой кабинет и объяснять трудный для него материал один на один. Если надо что-то дополнительно разъяснить, делать это можно по ходу урока. А если невозможно — отложить объяснение и перейти к следующему заданию. То, что не смогли сделать на уроке, надо закончить после урока. Слишком большая помощь тьютора, особенно с выводом ребенка из классной комнаты, может привести к потере им возможности копировать правильное поведение сверстников, умения работать самостоятельно и вместе с одноклассниками (например, в одном с ними темпе). Потеряет он и в развитии социальных взаимоотношений со сверстниками.
Иногда бывает, что ребенок просто не может находиться в классе и рвется выйти, своим шумным поведением мешает не только учителю, но и одноклассникам. К тому же, наблюдая неправильное поведение, одноклассники вполне могут начать его копировать.
В этом случае тьютор может выйти с ребенком из класса, но ненадолго; он должен стимулировать ребенка вернуться в помещение для занятий. Можно рассказать, что делают там сейчас ребята, дать какое-либо поручение («Давай отнесем ребятам карандаши, они сейчас будут рисовать»), в крайнем случае, можно сделать с ребенком задание вне класса индивидуально, но с результатом все равно пойти в класс, к учителю («Ты хорошо справился с заданием, давай всем покажем, повесим на доску, Мария Ивановна тебя похвалит»). Вне класса ребенку не должно быть более интересно, чем в классе. Даже если вы понимаете, что ему необходима разрядка, и решаете поиграть с ним вне класса в подвижные игры, игра не должна быть долгой и в процессе игры надо подводить ребенка к решению вернуться в класс.
- Поощрение
Похвала ребенку не должна быть только устной: просто слов «молодец» и «умница» часто бывает недостаточно. Поэтому тьютору необходимо выяснить, какой вид поощрения будет для ребенка оптимальным. В условиях урока это может быть прикосновение, похлопывание по плечу, более частый эмоциональный или зрительный контакт с ребенком. Но следует помнить о том, что некоторые дети с синдромом Дауна любят обниматься и целоваться в самых неподходящих ситуациях, например, после похлопывания по плечу в качестве поощрения ребенок во время занятия может броситься обнимать и целовать тьютора. Этого надо избегать. Тьютор должен объяснить ребенку ситуацию и показать, какой способ выражения эмоций в данном случае приемлем, например, жест «Дай пять» или поднятый вверх большой палец («Я молодец»).
8. Развитие самостоятельности
Когда ученик только начинает заниматься и мы решаем, что ему необходима поддержка тьютора, надо сразу иметь в виду, что на определенном этапе тьютору придется отойти в сторону. Со временем, когда ученик станет более самостоятельным, самым важным для его развития будет общение с учителем и одноклассниками, тьютор же в этот момент станет ему не нужен. К сожалению, часто бывает, что не столько ребенок не умеет работать самостоятельно, сколько взрослые не дают ему такой возможности.
Поэтому тьютору необходимо помнить, что уровень поддержки ученика надо постепенно снижать, проходя последовательно следующие этапы:
- Ученик и тьютор сидят вместе за партой, тьютор помогает ребенку во всем.
- Ученик и тьютор сидят вместе, но тьютор лишь немного подсказывает ребенку (жестом или взглядом).
- Ученик сидит один, а тьютор — сзади или поодаль.
- Ученик работает на уроке самостоятельно, но сидит на первой парте, а помогает ему, в случае необходимости, учитель.
- Ученик полностью самостоятелен.
Источник