Типичные патопсихологические синдромы у больных

Типичные патопсихологические синдромы у больных thumbnail

Как и в психиатрии, в патопсихологии под синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами. В диагностическом мышлении врача правильная квалификация синдрома является подступом к определению нозологической принадлежности заболевания. Известно, однако, что выделяемые психиатрами клинические синдромы далеко не одинаковы по своей нозологической специфичности, последняя зависит от круга болезней, при которых предпочтительно наблюдается тот или иной синдром, и от степени сложности синдрома, отражающей присущие ему патогенетические и патокинетические механизмы.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. Можно думать, что различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются. В системе иерархии мозговых процессов различают такие уровни (А. Р. Лурия, 1962, 1964; Ю. Ф. Поляков, 1971,1977): патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т. п.; физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов; пато- и нейропсихологический, для которых характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики; психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии. Так, при психических заболеваниях нарушения морфологического субстрата головного мозга и присущие им изменения протекания биохимических процессов приводят к нарушению физиологических процессов. Выпадают важные звенья функционирования психики, опосредованно нарушается течение психических процессов, прижизненно сформированных на основе физиологических. А это, в свою очередь, приводит к патологии отражения центральной нервной системой больного человека сигналов из окружающей среды. Психопатологический симптом, таким образом, является завершающим этапом сложной патогенетической цепи.

Такое представление об иерархии функционирования психики человека объясняет необходимость мультидисциплинарного подхода к ее изучению. При этом, как указывает Ю. Ф. Поляков (1971), если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос, как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям. Таким образом, если психопатолог констатирует наличие в клинической картине тех или иных симптомов или синдромов психической патологии и специфику их течения, то патопсихолог свое исследование направляет на раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемой в клинике симптоматики.

Это различие между психопатологическими и патопсихологическими синдромами вытекает из той разницы между психопатологией и патопсихологией, о которой шла речь выше, и в значительной мере отражает специфику присущих этим двум областям знаний методов — клинико-описательного, которым пользуется психопатология, и экспериментально-психологического, взятого на вооружение патопсихологией.

Клинические синдромы являются опосредованным выражением сложившихся нарушений психической деятельности, тогда как патопсихологические синдромы, относящиеся к более низкому уровню вертикальной иерархии формирования психических функций в норме и патологии, в значительно большей мере отражают непосредственные, присущие этим нарушениям, причинно-следственные взаимоотношения. Сущность психопатологических синдромов не может быть понята без патопсихологического и патофизиологического анализа лежащих в их основе явлений, и, в свою очередь, изучение патопсихологических синдромов невозможно без четкого клинического отграничения объекта исследования.

Систематика патопсихологических синдромов разработана значительно меньше, чем систематика клинических синдромов, хотя и последняя еще далека от совершенства.

Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии, различаются в значительной мере степенью своей обобщенности. Ранее (1976) мы приводили в качестве типичного примера патопсихологических синдромов выделяемые Б. В. Зейгарник типы расстройств мышления. Действительно, каждый из этих типов характеризуется своей, в значительной мере специфической, структурой, однако, как это явствует из самого принципа систематики, в ней выделяются более обобщенные группы, например нарушения операционной стороны мышления, нарушения динамики мыслительной деятельности и другие, более конкретные, являющиеся частным проявлением первых, например лабильность мышления, непоследовательность суждений. Однако между этим двумя видами патопсихологических синдромов нельзя установить такие взаимоотношения, которые соответствовали бы разделению в клинике синдромов на «большие» и «малые». Более того, выделение таких конкретных, «узких» патопсихологических синдромов дает значительно больше необходимой для диагностического процесса информации, чем выделение более общих синдромологических групп, основанное на подчеркнутом и абстрактизированном выделении признаков, общих для нескольких «узких» синдромов.

Поэтому, говоря о различной степени обобщенности патопсихологических синдромов, следует выделять синдромы многозначные, опирающиеся на более сложные, полифакторные, нарушения психической деятельности. Первую попытку выделения таких обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). В результате исследований, проводившихся в судебно-психиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, направленных на изучение различных сторон познавательной деятельности и вместе с тем позволяющих получить ценные данные о личности испытуемых, автор выделил следующие патопсихологические симптомокомплексы (синдромы): шизофренический или диссоциативный, органический, олигофренический, психопатический и симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов. Например, для шизофренического симптомокомплекса наиболее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-мотивационной и операционно-процессуальной сфер мышления, что проявляется в нецеленаправленности мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонерстве, ригидном схематизме, символике, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, в актуализации латентных признаков предметов и явлений, в феномене патологического полисемантизма и т. д. Однако, как указывает И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптомо-комплексе в обязательном порядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, при психогенном — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Читайте также:  Синдром жильбера круги под глазами

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогностическом отношениях. Так, наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофренический и органический симптомокомплексы, наименее — психопатический. И, наоборот, наиболее выраженная тенденция к транзиторности и обратимости присуща симптомокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому. Это наблюдение автора становится понятным при соотнесении выделенных им патопсихологических симптомокомплексов с кругами психических заболеваний, схема которых была разработана А. В. Снежневским (1960) в рамках концепции о нозологической специфичности психопатологических расстройств.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические симптомокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром. Это как бы синдромы обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр-синдромы. Кроме того, И. А. Кудрявцев оперирует в своих исследованиях данными, полученными в судебно-психиатрической практике. Наш опыт позволяет нам дополнить перечень регистр-синдромов, выделив в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический. В круге эндогенных психозов можно говорить по крайней мере о двух регистр-синдромах — шизофреническом и аффективно-эндогенном.

Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов:
I — шизофренический;
II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
III — олигофренический;
IV — экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);
V — эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);
VI — личностно-аномалъный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);
VII — психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы);
VIII — психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).

Нозологическая специфичность патопсихологических регистр-синдромов существенно возрастает в связи с конкретной задачей, поставленной перед патопсихологом. Так, разграничение экзоген-но- и эндогенно-органических регистр-синдромов очень важно в дифференциальной диагностике истинной и травматической эпилепсии. Разграничение органического и олигофренического регистр-синдромов помогает уточнить природу и диагностику состояний, протекающих с интеллектуально-мнестической недостаточностью.

Введение патопсихологических регистр-синдромов в практику патопсихологических исследований в сущности обозначает рубеж диагностически-информативных рекомендаций, заключающихся в данных проведенного патопсихологом исследования. В таком аспекте понятие патопсихологического регистр-синдрома значительно глубже, чем сформулированное В. В. Николаевой, Е. Т. Соколовой и А. С. Спиваковской (1979), понимающими под патопсихологическим синдромом совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Патопсихологические регистр-синдромы опосредованы клинически, и их использование для интерпретации результатов будет способствовать сближению позиций патопсихолога и психиатра.

В Российской Федерации знание методов выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний предусматривается с 1993 года Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 020400 — «Психология», 022700 — «Клиническая психология» и 031000 — «Педагогика и психология».

Источник: 

Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. — Клиническая патопсихология

Источник

По определению Б.В.Зейгарника под патопсихологическими исследованиями(экспериментами) в современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и отношений личности. Основными задачами параклинических методов в клинической психологии являются обнаружение изменений отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов.

По мнению З.М.Блейхера, патопсихологический синдром — это патогенетическая обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных. К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях (В.В. Николаева, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская).

Если говорить о том, что в патопсихологическом синдроме отражаются нарушения различных уровней функционирования центральной нервной системы, необходимо вспомнить, что в системе иерархии мозговых процессов различаются такие уровни, как: патобиологический, пато- и нейропсихологический, психопатологический (А.Р.Лурия, Ю.Д.Полякова). Из этого следует, что при выявлении патопсихологических синдромов становится возможной оценка особенностей структуры протекания и самих психологических процессов, приводящих к клиническим проявлениям — психопатологическим синдромам.

Задача патопсихолога— исследовать, раскрыть и проанализировать определенные компоненты мозговой деятельности (ее звеньев и факторов), выпадение которых стало причиной формирования клинических симптомов.

Регистр-синдромы позволяют клиническому психологу зафиксировать нарушения в различных сферах психической деятельности и ранжировать их по механизмам возникновения. Это очень важно, т. к. правильная квалификация патопсихологического синдрома позволяет клиницисту проверить нозологический диагноз и в верном русле направить коррекционную и терапевтическую работу. Патопсихологические регистр-синдромы, по И.А. Кудрявцеву:

— шизофренический;

— аффективно-эндогенный;

— олигофренический;

— экзогенно-органический;

— эндогенно-органический;

— личностно-аномальный;

— психогенно-психотический;

— психогенно-невротический.

Параклинические методы исследования в клинической психологии представляют собой обширный набор способов оценки деятельности целого мозга. Каждый из них представляет собой инструментарий какой-либо области науки. Вследствие этого освоение всех параклинических методов и способов диагностики не входит в компетенцию клинических психологов. Но умение подобрать необходимые при конкретной клинически выявленной патологии параклинические методы, обосновать необходимость их использования, правильно трактовать полученные с их помощью результаты считается неотъемлемой составляющей деятельности клинического психолога.

При оценке функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интерактивных образований патопсихологическая диагностика использует батарею экспериментально-психологических методик-тестов.

Если необходимо выявить и подтвердить клинические расстройства внимания, наиболее адекватными патопсихологическими методиками являются оценка внимания:

Читайте также:  Синдром острой боли в животе у детей

— по таблицам Шульте;

— по методике Крепелена;

— по результатам проведения коррекционной пробы;

— по методике Мюнстерберга.

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в определенном порядке в клетках. Испытуемому предлагается подряд 4—5 неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели:

— превышение нормального (40—50 с) времени, затраченного на указывание и название ряда цифр в таблице;

— динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.

Методика по Крепелину используется для исследования утомляемости. Испытуемому предлагается складывать в уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок.

Для проведения корректурной пробы используются специальные бланки, на которых приведен ряд букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание испытуемым одной или двух букв по выбору исследуемого. При этом через каждые 30 или 60 с исследователь делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а также регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания. Интерпретация та же, что и при оценке результатов по таблицам Шульте. Нормативные данные по корректурной пробе: 6—8 мин. при 15 ошибках. Методика Мюнстерберга. Предназначена для определения внимания. Методика выявляет специфику изменений наруше¬ния внимания при различной психической патологии. Методика Мюнстерберга также предназначена для диагностики соматических заболеваний, при которых нарушения внимания типичны, сопровождаются выраженным синдромом и другими яркими клиническими проявлениями, а также больных с патологией центральной нервной системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и страдающих другими заболеваниями, сопровождающимися общемозговыми явлениями (к примеру, при нейроинтоксикациях).

Патопсихологическая опенка нарушений памяти. Случается так, что возникает необходимость клинически подтвердить расстройства памяти, когда они выражены незначительно или когда пациент жалуется на более выраженные расстройства памяти. Часто клиническими психологами используются оценки мнемических нарушений — методика запоминания 10 слов. Она направлена на изучение способности к непосредственному краткосрочному или долговременному и непроизвольному запоминанию.

Пациенту зачитывают 10 слов, подобранных таким образом, чтобы между ними было трудно услышать какие-либо смысловые отношения (например гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила). Непосредственно после зачитывания, а также через час после него испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке. Причем после запоминания подобная процедура повторяется 4—5 раз подряд. Отмечают следующие показатели: количество воспроизведенных слов; количественная динамика воспроизведенных слов (кривая произвольного заполнения).

По результатам данного теста возможны следующие заключения о характеристиках памяти испытуемого:

— непосредственное запоминание не нарушено — в случаях, когда испытуемый непосредственно после зачитывания ему 10 слов воспроизводит не менее 7 слов;

— непосредственное запоминание нарушено — в тех случаях, когда испытуемый непосредственно после зачитывания ему 10 слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше количество слов удается воспроизвести, тем более выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания;

— долговременная память не нарушена — в случаях, когда через час после предварительного предупреждения испытуемый воспроизводит менее 7 слов, предназначавшихся для запоминания.

Методика, предназначенная для исследования опосредованного запоминания (тектограмма), включает в себя предъявление испытуемому для запоминания 10—15 понятий, которые он должен нарисовать так, чтобы по рисунку вспомнить заданные понятия. Через час испытуемому предлагается по рисункам воспроизвести заданные слова. Примерный ряд понятий: веселый праздник; глухая старушка; сердитая учительница; девочке холодно; болезнь; разлука; развитие; побег; надежда; зависть. Интерпретация памяти, так же как и расстройства внимания, чаще входит в структуру экзогенно-органического типа психического реагирования. Нередко она сопутствует невротическим нарушениям. При астеническом состоянии различного генеза типичными оказываются явления истощаемости и ослабления способности к запоминанию к концу исследования. При олигофрении наблюдается равномерное снижение непосредственной и оперативной памяти. При деменции — слабоумии, являющемся следствием недоразвития или атрофии высших психических функций, в пожилом возрасте, как правило, нарушается механическая и ассоциативная память, резко выражены расстройства запоминания. Для шизофрении мнемические нарушения не типичны. Гипермнезии типичны для маниакальных состояний.

Намного сложнее поддаются патопсихологической верификации (проверке) нарушения восприятия. Это связано в значительной мере с субъективным характером переживаний, отклонений восприятия. Следовательно, патопсихологическое исследование в этой сфере направлено в первую очередь на выявление скрытых расстройств, перевод их в явные, которые можно характеризовать иными способами. В качестве таких методов предложены пробы Амафенбурга, Рейхарда, Липмана.

Пробы Амафенбурга и Липмана направлены на то, чтобы выявить галлюцинаторные или иллюзорные образы, наличие которых предполагается при анализе внушенного характера галлюцинаторных феноменов.

Исследование сенсорной возбудимости сходно с вышеперечисленными пробами. Это исследование включает в себя предложение испытуемому всмотреться в рисунки «движущийся квадрат», «волнистый фон», состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Затем испытуемому предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованных фигур. Оцениваются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, а также иллюзорный стереоскопический обман.

Патопсихологическое исследование и анализ нарушений мышления часто становятся важной составляющей диагностического процесса. Многие расстройства мышления, в частности шизофренического спектра, более явно проявляются в момент психологического обследования, чем при интервьюировании пациента. Это имеет отношение к таким симптомам, как: «соскальзывание», «разорванность», разноплановость мышления, опора на латентные признаки и др.

Основные методы исследования мышления — тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение, ассо¬циативный эксперимент, проблема Эверье, пиктограммы. Еще одна полезная методика — методика классификации понятий, которая включает в себя предложение испытуемому классифицировать карточки с изображением животных, растений и предметов. Предлагается разложить карточки на группы так, чтобы они содержали однородные предметы и могли быть названы обобщающим словом. Затем в случае необходимости предлагается укрупнить группы.

Читайте также:  Синдром гребешка сердца у детей

Оцениваются:

— число этапов, затраченных на окончательную классификацию предметов (должно получиться три группы — животные, цветы, неодушевленные предметы);

— принципы классификации.

Заключения отражают количество этапов классификации, а также особенности мышления испытуемых в т. ч.:

— конкретное мышление определяется в случаях, когда испытуемый объединяет предметы в конкретные ситуационные группы (например, пальто со шкафом, «потому, что пальто висит в шкафу»);

— склонность к детализации определяется в случаях, когда испытуемый выделяет дробные группы (например «одежда домашняя», «одежда на выход», «корнеплоды и не корнеплоды»);

— опора в мышлении на латентные признаки выявляется, когда в классификации делается упор на малоактуальные, скрытые признаки понятий (например, в одну группу объединяются автобус и медведь потому, что оба «склонны к плавному началу движения»).

На основании методики классификации понятий возможно подтверждение клинически выявленных спецификаций для определенных групп психических заболеваний, расстройств мышления.

Методики на исключение, обобщение понятий, выделение существенных признаков, анализ отношений между понятиями (аналогий)применяются с целью определения особенностей мышления лиц с различной психической патологией, а также тех, которые ложатся в основу интеллектуальных особенностей. Методика исключения понятий используется для оценки способности разграничивать разнородные понятия. Испытуемому предлагается из четырех предметов или из пяти слов исключить 1 предмет или слово, которые не подходят к остальным, сходным родовым понятиям. Анализ методики сходен с методикой классификации понятий.

Наиболее ярко особенности нарушений мышления могут быть выявлены с помощью анализа пиктограмм, которые позволяют судить о характере ассоциаций испытуемого. В этом проективном тесте оценивается:

— техника исполнения рисунков (величина, завершенность; их обрамление, подчеркивание; наличие уточняющих линий; отличие и сходство рисунков, относящихся к различным понятиям);

— расположение рисунков на листе;

— принцип, положенный в основу ассоциативного ряда для запоминания;

— степень оригинальности или стандартности.

Заключения по тесту отражают особенности ассоциативной деятельности и выражаются следующими типичными словосочетаниями:

— преобладание стандартных образов;

— преобладание атрибутивных образов;

— преобладание конкретных образов;

— преобладание метафор;

— преобладание персонифицированных и индивидуально значимых образов;

— преобладание органической графики;

— грубая органическая графика;

— преобладание геометрических фигур, стереотипия человеческими фигурами.

Считается, что:

— при психологической норме в пиктограмме преобладают конкретные, атрибутивные образы;

— при органических поражениях головного мозга наблюдается чрезмерная стереотипия, упорядоченность, аккуратность в изображении и четкое нумерование, их низкая дифференцированность, незавершенность линий, подчеркивание, обрамление изображений;

— при шизофрении доминируют абстрактные образы, возможна стереотипия, но не за счет человеческих фигур, буквальное изображение и геометрических фигур, а также атипичное (несимметричное, негармоничное) расположение рисунков на листе.

Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта. Оценка уровня интеллектуальных нарушений включает в себя результаты как из области клинической психологии, так и психиатрии, хотя приоритет отдается клинической психологии. Экспериментально-психологическое тестирование уточняет характер и степени развитости интеллекта. Наиболее часто для этих целей используется тест прогрессивных матриц Равена. Он состоит из 60 заданий, распределенных по пяти сериям. В каждой серии представлено изображение полотна с геометрическим рисунком или несколько матриц с одной недостающей частью. Испытуемому предлагается обнаружить закономерности в матрицах и подобрать из 6-8 предложенных ту матрицу, которой недостает в полном изображении. От серии к серии задания усложняются.

Результаты оцениваются по количеству правильно подобранных недостающих фрагментов по каждому заданию. По тесту Равена выделяют пять степеней развития интеллекта.

I степень — более 57 правильных ответов (баллов), т. е. более 95% — особо высокоразвитый интеллект;

II степень — от 45 до 57 баллов (75—94%) — интеллект выше среднего;

III степень — от 15 до 45 баллов (25—74%) — интеллект средний;

IV степень — от 3 до 15 баллов (5—24%) — интеллект ниже среднего;

V степень — ниже 3 баллов (5%) — интеллектуальный дефект. Считается, что уровень в 30 баллов является для взрослого че¬ловека условной границей между оценкой его интеллекта в рамках нормы и умственной отсталости.

Патопсихологическая опенка нарушений эмоций. Аффективные нарушения, как правило, позволяют оценить опросники, шкалы самооценки. Одно из наиболее значимых в оценке эволюционных нарушений — проективный тест цветовых выборов Люшера. С его помощью удается определить уровень стресса (тревоги). Он представляет собой набор карточек разного цвета (обычно восьмицветный тест). Испытуемому предлагается расположить их по мере снижения симпатии к цвету — на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее — «самый неприятный». Исследования повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, характеризующие индивидуально-психологические особенности человека. Люшер выделил четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, черный, серый). При этом отметил, что:

— постановка цвета на первое место указывает на цветовые ассоциации с основным способом действия;

— на второе — с целью, к которой человек стремится;

— на третье и четвертое — с эмоциональной оценкой истинного положения вещей;

— на пятое и шестое ставятся невостребованные в данный момент выбора цвета;

— на последнее место ставятся цвета, связанные с подавленными потребностями, причем в аффективной сфере с цветами обстоит несколько иначе.

Патопсихологическая оценка нарушений сознания и воли, как правило, не является определяющей в диагностическом процессе.

Источник