Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания
Результатом длительного стресса становится определенное изменение личности, получившее название эмоционального выгорания — данный термин ввел Х. Фрейденбергер. Большой вклад в изучение стресса и эмоционального выгорания внесли работы Р. Лазаруса, Г. Селье, К. Маслач, В.В. Бойко [7, 33, 57, 66, 67]. Продолжается изучение синдрома выгорания в российской и зарубежной психологии такими учеными, как Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Д.Г. Трунов, Т.В. Форманюк, К. Купер, М.О’ Драйсколл, Дж. Гринберг [16, 20, 32, 75, 55, 54, 73,].
Значительный вклад в понимание специфики работы учителя, связанной с выгоранием, внесли концепции о закономерностях развития личности профессионала и формирования профессиональных деструкций, отраженные в работах Л.М. Митиной [41, 43], Е.П. Ильина [23], Е.И. Рогова, Н.С. Пряжникова [62, 61].
Негативное влияние эмоционального выгорания проявляется в переживании эмоционального опустошения, безразличном, негативном отношении к ученикам и коллегам, в снижении мотивации. Если учесть, что важнейшими чертами личности педагога являются гуманизм и вера в положительную природу человека, то становятся очевидными разрушительные последствия эмоционального выгорания. Часть молодых учителей покидает школу в первые пять лет трудового стажа. Многие учителя спустя десятилетия работы приобретают те или иные проявления выгорания. В целом, о значимости проблемы выгорания свидетельствуют данные Всемирной Организации Здравоохранения, согласно которым стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети всех трудящихся стран Европейского Союза [6, 73].
Как отмечает Ф. Дэйв, в течение определенного времени проблемы, являющиеся следствием синдрома, признавались, но понятие «выгорание» не было четко определено и дифференцировано от других сходных понятий (в частности, посттравматического стрессового расстройства, депрессии, эмоционального напряжения, усталости и переутомления) [32].
Термин «эмоциональное выгорание», как уже отмечалось выше, был введен американским психиатром Х. Фрейденбергером в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Акцент в понимании симптомов этого состояния был перенесен на патологию профессиональной деятельности.
В настоящее время синдром эмоционального выгорания имеет диагностический статус (МКБ-10 Z73 — «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью»). Считается, что синдром эмоционального выгорания — истинный клинический синдром с невротическими особенностями, а не только усиление нормальной усталости от работы [44].
Существует большое количество определений синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ). Рассмотрим основные из них.
Г. Фрейденбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, определил его как истощение энергии у профессионалов, задействованных в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается эффективность их деятельности [9].
К. Чернисс [69] определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении. Таким образом, в данном подходе СЭВ рассматривается через призму изменения установок и направленности личности. Чернисс, впрочем, не ограничился описанием СЭВ, но и предложил модель развития синдрома (рис. 3).
Рис 3. Модель эмоционального выгорания К. Чернисса
Теория Чернисса послужила основой для многих исследований. В частности, Р. Бурке и Е. Грингласс провели исследование среди учителей, завучей и директоров школ [32].
Согласно полученным результатам, к негативным изменениям установок приводят такие особенности рабочей среды педагогов как:
неадекватная включенность и недостаточная автономность;
рабочие перегрузки;
низкая эффективность руководства;
нечетко сформулированные цели.
Недостатком данной модели является то, что хотя она и охватывает большое количество аспектов, но при этом затрудняет выделение СЭВ в качестве самостоятельного теоретического конструкта.
Другой, более разработанной моделью развития СЭВ, является концепция, предложенная К. Маслач и М. Ляйтером [32].
Так, К. Маслач установила, что на концептуальном уровне выгорание состоит из трех основных компонентов.
1. Эмоциональное истощение. Проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
2. Деперсонализация. Связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к ученикам и коллегам. Контакты становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое, однако, со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
3. Сниженная рабочая продуктивность. Последнее проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, в стремлении снять с себя ответственность и переложить её на других.
К. Маслач также предложила модель развития СЭВ. Данная модель демонстрирует причинно-следственную динамику возникновения и проявления симптомов выгорания по времени (рис. 4).
Рис. 4. Модель развития эмоционального выгорания по К. Маслач
Сходные закономерности отмечает также В.В. Бойко, который одним из первых отечественных исследователей занимался проблемой эмоционального выгорания [9].
Бойко указывает, что эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека. Этим выгорание отличается, например, от различных форм эмоциональной ригидности, обусловленной органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями и т.п.
Динамика развития синдрома эмоционального выгорания, по В.В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз, наглядно представленных на схеме (рисунок 5).
Рис. 5. Основные фазы развития синдрома эмоционального выгорания по В.В. Бойко
Следует отметить, что явление, определяемое термином «эмоциональное выгорание», является сложным не только в силу динамики своего развития, но и вследствие разнообразия своих проявлений.
А. Чиром определяет эмоциональное выгорание как комбинацию физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главный фактор эмоционального выгорания — это эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения, ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья [29].
К. Маслач также разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические. Она подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а именно эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением [32]. Маслач отмечает, что выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации — стадии истощения. Эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс и развивается поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, отражая его фазы, описанные выше (см. рис. 1).
Так, у человека на начальной стадии выгорания проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются, преимущественно, в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе [6].
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. В.Е. Орел отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается уже через несколько дней после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [54].
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими [6]. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу соответствуют определенные признаки, которые вызываются определенными факторами [7].
Далее мы рассмотрим более подробно различные аспекты негативного влияния эмоционального выгорания на психологическое благополучие педагога.
Традиционно факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания или, наоборот, тормозящие его, группируются в две большие группы: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Также эти факторы называют внешними и внутренними, или организационными и личностными [73].
Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Т.В. Форманюк [73] выделяет личностные, ролевые и организационные факторы. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Фрейденбергер выделяет:
эмпатию,
гуманность,
увлекаемость,
идеализированность,
интровертированность,
фанатичность [25].
Связь между эмоциональным выгоранием и личностными характеристиками, способами реагирования человека на стрессовые факторы изучалась, в частности, в исследованиях Н.Е. Водопьяновой и А.Б. Серебряковой [14]. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается в случае выбора стратегии избегания проблемных ситуаций. Также высокому уровню истощения сопутствует низкая самооценка и деформация самоотношения. Эмоциональное истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что является защитной реакцией организма на психологические стрессы.
В.И. Ковальчук отмечает, что люди с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию [27].
В.В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания:
склонность к эмоциональной холодности,
склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности,
слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [7].
Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является жизненная стратегия, в частности, система ценностей. Л.И. Анциферова предлагает следующую классификацию типов поведения в стрессовых ситуациях [5].
1. Экстерналы — предпочитают уход от трудных ситуаций, обвинение в своих трудностях других людей, низкая мотивация достижения, стремление подчиняться другим.
2. Интерналы — предпочитают конструктивную стратегию совладения с трудностями, стараются видеть их источник в себе, уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью, любое событие рассматривают как стимул для развития своих возможностей. Данный тип формируется в детстве при наличии объекта подражания, предоставлении родителями самостоятельности в решении жизненных проблем.
К. Маслач выделила в качестве ключевых факторов синдрома эмоционального выгорания индивидуальный предел возможностей «эмоционального Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [32].
К. Кондо в качестве наиболее важных особенностей отмечает источник стресса и способ разрешения стрессовой ситуации. Наиболее уязвимы сотрудники, реагирующие на стресс по типу «А»: агрессивно, в соперничестве, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления желаемого [25]. К. Кондо относит к «сгорающим» также работников, решивших посвятить себя реализации только рабочих целей, нашедших своё призвание в работе до самозабвения.
Тип адекватной стратегии в стрессовых ситуациях определяется силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов. Можно выделить определенные типы людей, подверженных синдрому эмоционального выгорания [17].
1. Педантичный — характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления — апатия, сонливость.
2. Демонстративный — характеризуется стремлением первенствовать во всем, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.
3. Эмотивный — характеризуется чувствительностью, высокой впечатлительностью, при этом склонность воспринимать чужую боль граничит с патологией и саморазрушением.
Н.А. Аминовым обнаружены связи индивидуальных различий в толерантности к развитию синдрома эмоционального выгорания с типологическими свойствами нервной системы (слабостью, лабильностью, активностью нервных процессов) [4].
Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть утомительной и долгой, не оцениваться должным образом, иметь трудноизмеримое содержание, требовать от работника исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы.
В качестве факторов, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания, исследователи называют чувство социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки [8]. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию [14].
Как отмечает В.И. Ковальчук, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными людьми, трудноощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов [27].
Распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания и наоборот — появлению синдрома эмоционального выгорания способствует наличие ролевого конфликта и неопределённости в деятельности.
В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения, например, «трудные» подростки [29].
Источник
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (àíãë. burnout) ïîíÿòèå, ââåä¸ííîå â ïñèõîëîãèþ àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ãåðáåðòîì Ôðåéäåíáåðãåðîì â 1974 ãîäó, ïðîÿâëÿþùååñÿ íàðàñòàþùèì ýìîöèîíàëüíûì èñòîùåíèåì.
Ôðåéäåíáåðãåð óêàçûâàë, ÷òî òàêîå ñîñòîÿíèå ðàçâèâàåòñÿ ó ëþäåé, ñêëîííûõ ê ñî÷óâñòâèþ, èäåàëèñòè÷åñêîìó îòíîøåíèþ ê ðàáîòå, âìåñòå ñ òåì íåóñòîé÷èâûõ, ñêëîííûõ ê ìå÷òàíèÿì, îäåðæèìûõ íàâÿç÷èâûìè èäåÿìè. Ïðè ýòîì ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ìåõàíèçì ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû â ôîðìå ÷àñòè÷íîãî, ëèáî ïîëíîãî èñêëþ÷åíèÿ ýìîöèé â îòâåò íà òðàâìèðóþùèå âîçäåéñòâèÿ.
Ñèíäðîì ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ëèö, ðàáîòà êîòîðûõ ñâÿçàíà ñ òåñíûì êîíòàêòîì ñ ëþäüìè ó âðà÷åé, ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá, îïåðàòîðîâ, ðàáîòàþùèõ â ñôåðå «÷åëîâåê-ìàøèíà», ìåíåäæåðîâ, ðóêîâîäèòåëåé è ò. ä.
Îòäåëüíîãî èçó÷åíèÿ òðåáóåò ôàêòîð âëèÿíèÿ çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì íà äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðèîáðåòåííûé ñòåðåîòèï ýìîöèîíàëüíîãî, ÷àùå âñåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî, ïîâåäåíèÿ. «Âûãîðàíèå» îò÷àñòè ôóíêöèîíàëüíûé ñòåðåîòèï, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó èìèòèðîâàòü ðåàêöèþ, íå òðàòÿ íèêàêèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ðåñóðñîâ.  òî æå âðåìÿ, ìîãóò âîçíèêàòü åãî äèñôóíêöèîíàëüíûå ñëåäñòâèÿ, êîãäà «âûãîðàíèå» îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà èñïîëíåíèè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è îòíîøåíèÿõ ñ ïàðòíåðàìè, ÷òî âûðàæàåòñÿ â ôîðìå ëè÷íîñòíûõ èçìåíåíèé â ñôåðå îáùåíèÿ ñ ëþäüìè (âïëîòü äî ðàçâèòèÿ ãëóáîêèõ êîãíèòèâíûõ èñêàæåíèé (ñèñòåìàòè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè, âîñïðèÿòèè è ìûøëåíèè).
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ íàðàñòàþùèì áåçðàçëè÷èåì ê ñâîèì îáÿçàííîñòÿì è ïðîèñõîäÿùåìó íà ðàáîòå è â ñåìüå, äåãóìàíèçàöèåé â ôîðìå íåãàòèâèçìà ïî îòíîøåíèþ êàê ê êëèåíòàì (áëèçêèì), òàê è ê êîëëåãàì (ñîòðóäíèêàì), îùóùåíèåì ñîáñòâåííîé ïðîôåññèîíàëüíîé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, íåóäîâëåòâîðåííîñòè ðàáîòîé, â ÿâëåíèÿõ äåïåðñîíàëèçàöèè, à â êîíå÷íîì èòîãå â ðåçêîì óõóäøåíèè êà÷åñòâà æèçíè.  äàëüíåéøåì ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ íåâðîòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà è ïñèõîñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Îäíèì èç ÿðêèõ ñèìïòîìîâ âûðàæåííîãî ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòûå è äëèòåëüíî òåêóùèå ðàçíîîáðàçíûå çàáîëåâàíèÿ, îáóñëîâëåííûå ïñèõîñîìàòèêîé.
Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà íåñêîëüêî ôàç:
I Ôàçà íàïðÿæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðåäâåñòíèêîì è «çàïóñêàþùèì» ìåõàíèçìîì â ôîðìèðîâàíèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ ñèìïòîìîâ:
1. Ñèìïòîì «ïåðåæèâàíèÿ ïñèõîòðàâìèðóþùèõ îáñòîÿòåëüñòâ».
Ïðîÿâëÿåòñÿ êàê îñîçíàíèå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûå òðóäíî óñòðàíèòü. Íàêàïëèâàåòñÿ îò÷àÿíèå è íåãîäîâàíèå. Íåðàçðåøèìîñòü ñèòóàöèè ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ ïðî÷èõ ÿâëåíèé «âûãîðàíèÿ».
2. Ñèìïòîì íåóäîâëåòâîðåííîñòè ñîáîé.
 ðåçóëüòàòå íåóäà÷ èëè íåñïîñîáíîñòè ïîâëèÿòü íà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà, ÷åëîâåê îáû÷íî èñïûòûâàåò íåäîâîëüñòâî ñîáîé, ïðîôåññèåé, êîíêðåòíûìè îáÿçàííîñòÿìè, æèçíüþ. Äåéñòâóåò ìåõàíèçì «ýìîöèîíàëüíîãî ïåðåíîñà» ýíåðãèÿ ýìîöèé íàïðàâëÿåòñÿ íå ñòîëüêî âîâíå, ñêîëüêî íà ñåáÿ.
3. Ñèìïòîìû «çàãíàííîñòè â êëåòêó».
Âîçíèêàþò íå âî âñåõ ñëó÷àÿõ, õîòÿ ÿâëÿþòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì ðàçâèâàþùåãîñÿ ñòðåññà. Êîãäà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà äàâÿò, è ìû íè÷åãî íå ìîæåì èçìåíèòü, ê íàì ïðèõîäèò ÷óâñòâî áåñïîìîùíîñòè. Ìû ïûòàåìñÿ ÷òî-ëèáî ñäåëàòü, íî åñëè âûõîäà íå âèäíî, íàñòóïàåò ñîñòîÿíèå èíòåëëåêòóàëüíî-ýìîöèîíàëüíîãî ñòóïîðà è äåïðåññèÿ.
4. Ñèìïòîì «òðåâîãè è äåïðåññèè».
Ñèìïòîì «çàãíàííîñòè â êëåòêó» ìîæåò ïåðåéòè â òðåâîæíî-äåïðåññèâíóþ ñèìïòîìàòèêó. Ïðîôåññèîíàë ïåðåæèâàåò ëè÷íîñòíóþ òðåâîãó, ðàçî÷àðîâàíèå â ñåáå, â ïðîôåññèè èëè ìåñòå ðàáîòû. Ýòîò ñèìïòîì ÿâëÿåòñÿ êðàéíåé òî÷êîé â ôîðìèðîâàíèè I ôàçû.
II Ôàçà «ðåçèñòåíöèè» âû÷ëåíåíèå ýòîé ôàçû â ñàìîñòîÿòåëüíóþ âåñüìà óñëîâíî. Ôàêòè÷åñêè ñîïðîòèâëåíèå íàðàñòàþùåìó ñòðåññó íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ íàïðÿæåíèÿ. ×åëîâåê ñòðåìèòñÿ ê ïñèõîëîãè÷åñêîìó êîìôîðòó è ïîýòîìó ñòàðàåòñÿ ñíèçèòü äàâëåíèå âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ. Ôîðìèðîâàíèå çàùèòû íà ýòàïå ñîïðîòèâëåíèÿ ïðîèñõîäèò íà ôîíå ñëåäóþùèõ ÿâëåíèé:
1. Ñèìïòîì «íåàäåêâàòíîãî èçáèðàòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ðåàãèðîâàíèÿ».
Íåñîìíåííûé ïðèçíàê «âûãîðàíèÿ», êîãäà ÷åëîâåê ïåðåñòàåò óëàâëèâàòü ðàçíèöó ìåæäó äâóìÿ ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþùèìèñÿ ÿâëåíèÿìè:
âÿëîå ïðîÿâëåíèå ýìîöèé;
íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå.
 ïåðâîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ïîëåçíîì íàâûêå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ëþäüìè ïîäêëþ÷àòü ýìîöèè äîâîëüíî îãðàíè÷åííîãî ðåãèñòðà è óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè: ëåãêàÿ óëûáêà, ïðèâåòëèâûé âçãëÿä, ìÿãêèé, ñïîêîéíûé òîí ðå÷è, ñäåðæàííûå ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè, ëàêîíè÷íûå ôîðìû âûðàæåíèÿ íåñîãëàñèÿ, îòñóòñòâèå êàòåãîðè÷íîñòè, ãðóáîñòè. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ÷åëîâåê ñïîñîáåí îòíåñòèñü ê ñîáåñåäíèêó èëè êëèåíòó áîëåå ýìîöèîíàëüíî, ñ èñêðåííèì ñî÷óâñòâèåì.
Ñîâñåì èíîå äåëî, êîãäà ÷åëîâåê íåàäåêâàòíî «ýêîíîìèò» íà ýìîöèÿõ, îãðàíè÷èâàåò ýìîöèîíàëüíóþ îòäà÷ó çà ñ÷åò âûáîðî÷íîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà ñèòóàöèè. Äåéñòâóåò ïðèíöèï «õî÷ó èëè íå õî÷ó»: ñî÷òó íóæíûì óäåëþ âíèìàíèå ñîáåñåäíèêó, ïàðòíåðó, êîëëåãå. Áóäåò íàñòðîåíèå îòêëèêíóñü íà åãî ñîñòîÿíèå è ïîòðåáíîñòè. Ïðè âñåé íåïðèåìëåìîñòè òàêîãî ñòèëÿ ýìîöèîíàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, îí âåñüìà ðàñïðîñòðàíåí. Äåëî â òîì, ÷òî ÷åëîâåêó ÷àùå âñåãî êàæåòñÿ, áóäòî îí ïîñòóïàåò äîïóñòèìûì îáðàçîì. Îäíàêî ñóáúåêò îáùåíèÿ èëè íàáëþäàòåëü ôèêñèðóåò èíîå ýìîöèîíàëüíóþ ÷åðñòâîñòü, íåó÷òèâîñòü, ðàâíîäóøèå.
Íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå èíòåðïðåòèðóåòñÿ ïàðòíåðàìè êàê íåóâàæåíèå ê èõ ëè÷íîñòè, ò.å. ïåðåõîäèò â ïëîñêîñòü íðàâñòâåííîñòè.
2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíî-íðàâñòâåííîé äåçîðèåíòàöèè».
Îí ÿâëÿåòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì íåàäåêâàòíîãî ðåàãèðîâàíèÿ â îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè. ×åëîâåê íå òîëüêî îñîçíàåò, ÷òî íå ïðîÿâëÿåò äîëæíîãî ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ñâîåìó ñîáåñåäíèêó, îí åùå è îïðàâäûâàåòñÿ: «òàêèì ëþäÿì íåëüçÿ ñî÷óâñòâîâàòü», «ïî÷åìó ÿ äîëæåí çà âñåõ âîëíîâàòüñÿ», «îíà åùå è íà øåþ ñÿäåò» è ò.ï.
Ïîäîáíûå ìûñëè è îöåíêè ãîâîðÿò î òîì, ÷òî íðàâñòâåííûå ÷óâñòâà ÷åëîâåêà îñòàþòñÿ â ñòîðîíå. Âðà÷, ñîöèàëüíûé ðàáîòíèê, ó÷èòåëü íå èìååò ìîðàëüíîãî ïðàâà äåëèòü ïîäîïå÷íûõ íà «õîðîøèõ» è «ïëîõèõ», íà äîñòîéíûõ è íåäîñòîéíûõ óâàæåíèÿ. Èñòèííûé ïðîôåññèîíàëèçì áåçîöåíî÷íîå îòíîøåíèå ê ëþäÿì, óâàæåíèå ê ëè÷íîñòè, è âûïîëíåíèå ñâîåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî äîëãà.
3. Ñèìïòîì «ðàñøèðåíèÿ ñôåðû ýêîíîìèè ýìîöèé».
Òèïè÷íûé ñëó÷àé: íà ðàáîòå âû äî òîãî óñòàåòå îò êîíòàêòîâ, ðàçãîâîðîâ, ÷òî âàì íå õî÷åòñÿ îáùàòüñÿ äàæå ñ áëèçêèìè. Íà ðàáîòå âû åùå äåðæèòåñü, à äîìà çàìûêàåòåñü èëè âîîáùå «ðû÷èòå» íà ñóïðóãà è äåòåé. Êñòàòè, èìåííî äîìàøíèå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ æåðòâîé ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
4. Ñèìïòîì «ðåäóêöèè ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé».
Ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîïûòêå îáëåã÷èòü èëè ñîêðàòèòü îáÿçàííîñòè, êîòîðûå òðåáóþò ýìîöèîíàëüíûõ çàòðàò. Ïîäîïå÷íûõ îáäåëÿþò ýëåìåíòàðíûì âíèìàíèåì.
III Ôàçà èñòîùåíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïàäåíèåì îáùåãî ýíåðãåòè÷åñêîãî òîíóñà è îñëàáëåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû. «Âûãîðàíèå» ñòàíîâèòñÿ íåîòúåìëåìûì àòðèáóòîì ëè÷íîñòè.
1. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîãî äåôèöèòà». Ê ÷åëîâåêó ïðèõîäèò îùóùåíèå, ÷òî ýìîöèîíàëüíî îí íå ìîæåò ïîìîãàòü ñâîèì áëèçêèì èëè êëèåíòàì. Íå â ñîñòîÿíèè âîéòè â èõ ïîëîæåíèå, ñîó÷àñòâîâàòü è ñîïåðåæèâàòü. Î òîì, ÷òî ýòî íè÷òî èíîå êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå, ñâèäåòåëüñòâóåò ïðîøëîå: ðàíüøå òàêèõ îùóùåíèé íå áûëî, è ëè÷íîñòü ïåðåæèâàåò èõ ïîÿâëåíèå. Ïîÿâëÿåòñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, îáèäû, ðåçêîñòü, ãðóáîñòü.
2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè». ×åëîâåê ïîñòåïåííî íàó÷àåòñÿ ðàáîòàòü êàê áåçäóøíûé àâòîìàò. Îí ïî÷òè ïîëíîñòüþ èñêëþ÷àåò ýìîöèè èç ñâîåé æèçíè.
Ðåàãèðîâàíèå áåç ÷óâñòâ è ýìîöèé íàèáîëåå ÿðêèé ñèìïòîì «âûãîðàíèÿ». Îí ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ëè÷íîñòè è íàíîñèò óùåðá ñóáúåêòó îáùåíèÿ.
Ïîäîïå÷íûé ìîæåò áûòü ãëóáîêî òðàâìèðîâàí ïðîÿâëåííûì ê íåìó áåçðàçëè÷èåì. Îñîáåííî îïàñíà äåìîíñòðàòèâíàÿ ôîðìà ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè, êîãäà ïðîôåññèîíàë âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàåò: «íàïëåâàòü íà âàñ».
3. Ñèìïòîì ëè÷íîñòíîé îòñòðàíåííîñòè, èëè äåïåðñîíàëèçàöèè.
«Ìåòàñòàçû» âûãîðàíèÿ ïðîíèêàþò â ñèñòåìó öåííîñòåé ëè÷íîñòè. Âîçíèêàåò àíòèãóìàíèñòè÷åñêèé íàñòðîé. Ëè÷íîñòü óòâåðæäàåò, ÷òî ðàáîòà ñ ëþäüìè íå èíòåðåñíà, íå äîñòàâëÿåò óäîâëåòâîðåíèÿ, íå ïðåäñòàâëÿåò ñîöèàëüíîé öåííîñòè.  íàèáîëåå òÿæåëûõ ôîðìàõ âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòü ðüÿíî çàùèùàåò ñâîþ àíòèãóìàíèñòè÷åñêóþ ôèëîñîôèþ: «íåíàâèæó », «ïðåçèðàþ », «âçÿòü áû àâòîìàò è âñåõ ïåðåñòðåëÿòü».
 òàêèõ ñëó÷àÿõ «âûãîðàíèå» ñìûêàåòñÿ ñ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè ëè÷íîñòè, ñ íåâðîçîïîäîáíûìè èëè ïñèõîïàòè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè. Òàêèì ëè÷íîñòÿì ïðîòèâîïîêàçàíà ïðîôåññèîíàëüíàÿ ðàáîòà ñ ëþäüìè.
4.Ñèìïòîì «ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ è ïñèõîâåãåòàòèâíûõ» íàðóøåíèé.
Åñëè ñ íðàâñòâåííîñòüþ ó ÷åëîâåêà âñå íîðìàëüíî, îí íå ìîæåò ñåáå ïîçâîëèòü ïëåâàòü íà ëþäåé, à âûãîðàíèå ïðîäîëæàåò íàðàñòàòü ìîãóò ïðîèñõîäèòü îòêëîíåíèÿ â ñîìàòè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ. Ïîðîé, äàæå ìûñëü îá îáùåíèè ñ ëþäüìè, âûçûâàåò ïëîõîå íàñòðîåíèå, äóðíûå àññîöèàöèè, ÷óâñòâî ñòðàõà, íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â îáëàñòè ñåðäöà, ñîñóäèñòûå ðåàêöèè, îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.
Ðàçâèòèþ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ñïîñîáñòâóåò íåîáõîäèìîñòü ðàáîòû â îäíîîáðàçíîì èëè íàïðÿæåííîì ðèòìå, ñ ýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêîé ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ òðóäíûì êîíòèíãåíòîì. Ñïîñîáñòâóåò ýòîìó è îòñóòñòâèå äîëæíîãî âîçíàãðàæäåíèÿ (íå òîëüêî ìàòåðèàëüíîãî, íî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî) çà âûïîëíåííóþ ðàáîòó, ÷òî çàñòàâëÿåò ÷åëîâåêà äóìàòü, ÷òî åãî ðàáîòà íå èìååò öåííîñòè.
×òîáû ïîïûòàòüñÿ ñïðàâèòñÿ ñ âûãîðàíèåì íóæíî:
1. Ðàçäåëÿòü ñâîþ ðàáîòó íà ýòàïû.  íà÷àëå ÿ íàïèøó àáçàö, ïîñëå åùå îäèí, è åùå îäèí. Ñäåëàþ ýòî äåëî, âîò ýòî äåëî, è ñëåäóþùåå.
2. Ñìåíà âïå÷àòëåíèé. Íàïîëíåíèå ñåáÿ ïîëîæèòåëüíûìè ýìîöèÿìè î÷åíü âàæíî. Íå áîéòåñü ðàäîâàòü ñåáÿ ìåëî÷àìè. Åñëè åñòü âðåìÿ, ïðîãóëÿéòåñü, åñëè åñòü ëèøíÿÿ ìåëî÷ü, êóïèòå ñåáå âêóñíåíüêîãî.  ýòîì íåò íè÷åãî ñòðàííîãî èëè äåòñêîãî, âñå òàê äåëàþò.
3. Ìåëêàÿ ïîëåçíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ìîæíî ïåðåëîæèòü âåùè â øêàôó, ïîìûòü ïîëû â îäíîé êîìíàòå, âûêèíóòü ìóñîð. Îò ïîëåçíîé äåÿòåëüíîñòè ðàäè êîìôîðòà âàì ñòàíåò ëåã÷å.
4. Æèâîå îáùåíèå î÷åíü âàæíî, ïîýòîìó íå ñòîèò åãî ïðåíåáðåãàòü èëè îòêëàäûâàòü. Íå ñòîèò ñêðûâàòü ñâîè ïðîáëåìû è âîëíåíèÿ, òàê êàê îíè íå èñ÷åçíóò èç âàøåé ãîëîâû, åñëè óæå ïîÿâèëèñü, îíè áóäóò íàêàïëèâàòüñÿ. Ïîýòîìó èìè âàæíî äåëèòüñÿ ñ áëèçêèìè, ÷òîáû îíè çíàëè ÷òî âàñ âîëíóåò.
Åñëè âû ñ÷èòàåòå, ÷òî ýòî âàì íå ïîìîæåò, èëè íå ïîìîãàåò, òî íå ñòîèò îòêëàäûâàòü íà ñëåäóþùèé äåíü âèçèò ê âðà÷ó, òàê êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå âðåäèò âàøåé æèçíè è çäîðîâüþ, è îíî îäíàæäû íå èñ÷åçíåò, à áóäåò ïðîãðåññèðîâàòü.
Èçó÷åíèå óêàçàííîãî ñîñòîÿíèÿ ïðîâîäèëîñü àìåðèêàíñêèìè ïñèõîëîãàìè Êðèñòèíîé Ìàñëà÷ (àíãë.) è Ñüþçàí Äæåêñîí, êîòîðûå õàðàêòåðèçîâàëè åãî êàê ýìîöèîíàëüíîå îïóñòîøåíèå. Èçó÷åíèå ñèíäðîìà ïðîâîäèòñÿ ïî ïðåäëîæåííîé Ìàñëà÷ ìåòîäèêå: Maslach Burnout Inventory (MBI).
Ïîìèìî MBI â ðîññèéñêîé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê Âèêòîðà Âàñèëüåâè÷à Áîéêî. Äëÿ òåñòèðîâàíèÿ è ñàìîòåñòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðàçíûõ ïðîôåññèé èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ Å. Ï. Èëüèíà. (Òîëüêî òåêñòîâûé, ïîýòîìó ÿ åãî íå äîáàâëÿþ.)
https://psytests.org/boyko/burnout.html Òåñò Áîéêî.
Источник