Темповая задержка речевого развития код мкб
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
F80.0
Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Связанное с развитием:
- физиологическое расстройство
- расстройство речевой артикуляции
Дислалия [косноязычие]
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи]
Исключены: недостаточность речевой артикуляции:
- афазия БДУ (R47.0)
- апраксия (R48.2)
- вследствие:
- потери слуха (H90-H91)
- умственной отсталости (F70-F79)
- в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
- экспрессивного типа (F80.1)
- рецептивного типа (F80.2)
F80.1
Расстройство экспрессивной речи
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.
Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа
Исключены:
- приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
- дисфазия и афазия:
- БДУ (R47.0)
- связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
- элективный мутизм (F94.0)
- умственная отсталость (F70-F79)
- первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)
последние изменения: январь 2008
F80.2
Расстройство рецептивной речи
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Врожденная неспособность слухового восприятия
Связанная с развитием:
- дисфазия или афазия рецептивного типа
- афазия Вернике
Невосприятие слов
Исключены:
- приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
- аутизм (F84.0-F84.1)
- дисфазия и афазия:
- БДУ (R47.0)
- связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
- элективный мутизм (F94.0)
- языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
- умственная отсталость (F70-F79)
последние изменения: январь 2008
F80.3
Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.
Исключены: афазия:
- БДУ (R47.0)
- при аутизме (F84.0-F84.1)
- вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)
F80.8
Другие расстройства развития речи и языка
Сюсюканье
F80.9
Расстройства развития речи и языка неуточненные
Речевое расстройство БДУ
Источник
Речь – это один из важнейших психологических процессов, которыми человек овладевает на протяжении жизни. Формирование речевых навыков происходит в индивидуальном порядке, и на этот процесс влияет множество факторов. Но если к 3-4-м годам малыш не в состоянии внятно сказать даже простейших слов, МКБ ЗРР у детей признает безоговорочно. В этом случае показана активная терапия с участием невропатолога, психиатра/психолога, логопеда-дефектолога.
ЗРР у детей
Диагноз ЗРР (код по МКБ 10 у детей) допустимо устанавливать детям 3-4-х лет, не ранее. Темповая задержка затрагивает развитие:
- звуков начального онтогенеза (П, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Х);
- словаря (количество знакомых для малыша слов в соответствии с возрастом);
- фразовой речи (ляля, папа, амам);
- полностью связанной, разборчивой речи.
Задержка речевого развития МКБ 10 у детей диагностируется примерно у 10 % всех малышей. Она отрицательно сказывается на формировании всех остальных процессов высшей нервной деятельности, и в некоторых случаях может обозначаться термином ЗПРР (задержка психо-речевого развития).
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
В МКБ 10 каждому речевому нарушению присвоен определенный код. Основные коды и пояснения к ним представлены в таблице.
Код МКБ-10 | Название | Расшифровка |
F80.0 | Характерные нарушения речевой артикуляции | Дислалия – неправильное произношение звуков при сохраненных иннервации и слухе |
F80.1 | Нарушение экспрессивной (собственной) речи | Моторная алалия – недоразвитость/отсутствие речи. Ее причина – в органическом поражении мозга |
F80.2 | Невозможность рецептивной речи | Сенсорная алалия – ребенок не в состоянии понять речь из-за патологий речеслухового анализатора |
F80.3 | Приобретенная эпилепсия с афазией | Детская афазия, или потеря способности разговаривать после периода нормального развития |
F80.9 | Неуточненные нарушения речи | Общее недоразвитие речи с неясным патогенезом |
F81.0 | Нарушение чтения | Дислексия, которая может сочетаться с дисграфией |
F81.1 | Невозможность/затруднение спеллингования | Затруднения при переводе устной речи в письменную (и наоборот) |
F81.2 | Нарушен процесс счета | Дискалькулия |
F98.5 | Заикание или запинание | Заикание при разговоре в спокойных условиях |
F98.6 | Разговор взахлеб | Тахилалия |
R47.0 | Афазия | Отсутствие или нарушение ранее имевшейся речи |
R47.1 | Диз- или анартрия | Нарушение или отсутствие речи из-за поражения нервно-мышечного аппарата |
R49.0 | Дисфония | Нарушения голоса из-за поражений гортани различной этиологии |
R49.1 | Афония | Отсутствие возможности говорить |
R49.2 | Ринолалия | Гнусавость (встречается открытая и закрытая) |
Причины ЗРР
Все причины ЗРР делятся на две группы – социально-педагогические и биологические (код по МКБ 10 задержка речевого развития).
Социально-педагогические
- Отсутствие регулярных занятий или простого общения с малышом.
- Невостребованность речевого общения (при низкой культуре в семье).
- Часто болеющие дети.
- Постоянные стрессы.
- Гиперопека – предупреждение любого желания ребенка, когда малышу речь становится не нужна.
Биологические
- Внутриутробная гипоксия.
- Длительная асфиксия в родах (к примеру, обвитие пуповиной).
- Родовые травмы.
- Внутриутробные инфекции.
- Недоношенность (равно, как и переношенность).
- Неонатальные воспаления мозговых оболочек различного генеза.
- Черепно-мозговые травмы раннего возраста.
- Выраженная гипотрофия.
- Осложнения после вакцинации.
Интересно! Одной из причин развития ЗРР МКБ считает тугоухость. Становление речи возможно только при непосредственном участии слухового анализатора. Примерно в 1/3 случаев точную причину ЗРР установить не удается.
Клиника ЗРР
Основным симптомом ЗРР является малый словарный запас у ребенка или полное его отсутствие. По классификации МКБ задержка речевого развития имеет три степени тяжести, каждая из которых имеет свои характерные признаки.
Степень ЗРР по МКБ | Главные признаки | Прогноз |
Легкая | Восприятие речи взрослого человека не нарушено, но словарный запас невелик. Нарушения при произношении звуков отсутствуют или выражены слабо | Благоприятный. В большинстве случаев коррекция осуществляется психологом и логопедом, лекарственные средства назначаются редко |
Средняя | Фонематический анализ затруднен, нарушается произношение одной группы звуков. Ребенок не пользуется родами и падежами, не знает названия окружающих его предметов | Зависит от причины ЗРР, но при своевременно начатой терапии может быть благоприятный. Обязательно назначаются лекарственные препараты (ноотропы, витамины) |
Тяжелая | Попытки одним звуком обозначить сразу несколько предметов, фонематические анализ и воспроизведение сильно страдают, сложности с формированием простейших предложений. Связная речь отсутствует | За редким исключением, неблагоприятный. В большинстве, такие изменения провоцируют тяжелые органические поражения головного мозга, полностью устранить которые практически невозможно. |
ЗРР код по МКБ 10 имеет и общие признаки, которые проявляются на начальных стадиях онтогенеза. Среди них:
- неправильное течение доречевого периода – однотипные звуки, слабый лепет;
- после года отсутствует реакция на звуковые раздражители;
- после 1,5 лет – слабые попытки повторения услышанного;
- невыполнение просьб взрослого в 1,5-2 года;
- в 2 года самостоятельная речь отсутствует;
- невозможность составления предложений в 3 года;
- ребенок предпочитает объясняться мимикой.
Важно! Задержка речевого развития код МКБ 10 требует тщательной диагностики, на одни клинические симптомы доктор ориентироваться не может.
Диагностика
Диагноз ЗРР ставится после консультации большого числа врачей – детского невропатолога, оториноларинголога, психиатра или психолога, логопеда-дефектолога. Задачей педиатра является установление соматического статуса ребенка, предварительное заключение о причинах ЗРР, и направление пациента к доктору нужного профиля.
ЗРР код по МКБ 10 требует проведения неврологической диагностики. Свою информативность доказали:
- электроэнцефалограмма;
- Эхоэлектроэнцефалограмма;
- сканирование артерий головы (дуплексное).
Задержка речевого развития по МКБ 10 требует и консультации детского оториноларинголога. Он исключит или подтвердит наличие тугоухости, которая может становиться одной из причин патологии. Чтобы поставить окончательный диагноз задержка речевого развития у детей, МКБ 10 предусматривает обследование у логопеда-дефектолога. Он часто работает совместно с детским психологом.
Для этого используются множество специфических тестов для оценки степени текущего развития малыша. Имеет значение время появления первых слов/звуков, текущий объем активного словаря, присутствие фразовой и/или связной речи (и их качество). Оцениваются все заключения узких специалистов другого профиля.
Коррекционная работа при ЗРР
ЗРР МКБ 10 у детей требует достаточно интенсивной коррекционной работы. Ее объем, прежде всего, зависит от факторов, спровоцировавших заболевание. Социально-педагогические причины ЗРР требуют создания благоприятной среды для обучения, стимуляция интереса к познанию нового, профессиональный выбор речевого материала для изучения. Важно демонстрировать правильную речь, четко и внятно проговаривать все действия малыша.
Если причины ЗРР МКБ 10 классифицируются как биологические, требуется другой подход. Здесь не обходится без медикаментозного лечения. Его назначает невролог, и в его основу легли ноотропные средства. Их действие направлено на улучшение всех процессов в головном мозге. На фоне их приема уменьшается отек, улучшается кровообращение, снижается потребность нервных клеток в кислороде.
Кроме того, при диагнозе ЗРР код по МКБ у детей 10, нередко назначают витаминные комплексы, адаптогены, иммуностимулирующие средства. Лекарственная терапия дополняется физиотерапевтическим лечением. Показаны массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия. Хороший эффект дает транскраниальная микрополяризация.
Прогноз и профилактические мероприятия
Раннее начало корректирующих мероприятий часто обеспечивает хороший результат. Если удается устранить основную причину заболевания, ребенок быстро догоняет своих сверстников по уровню развития. При лечении важно соблюдать всеми специалистами единые речевые требования – в этом случае ребенку легче запоминать новую информацию.
Профилактика заключается в правильном ведении беременности, отказе будущей матери от вредных привычек, рациональном питании. После родов ребенку требуются адекватные микросоциальные условия и правильная речевая среда. Все игрушки должны иметь развивающий характер, соответствовать возрасту малыша.
Видео
087
Источник
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Симптомы
- Диагностика
- Прогноз
- Профилактика
Названия
Название: Задержка речевого развития.
Задержка речевого развития
Описание
Задержка речевого развития. Более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3 — х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Дополнительные факты
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития.
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и тд.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения ), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Задержка речевого развития
Причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.
Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. Е. С опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Симптомы
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес. ), лепета (с 4-5 мес. ), лепетных слов (с 7-8,5 мес. ), первых слов (в 9-10 мес. У девочек, 11-12 мес. У мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя ). В пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. Начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Т. О. , признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
• аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации).
• отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года.
• неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет.
• невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ ).
• отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет.
• неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет.
• полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр. ).
• преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и тд.
Эхолалия.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и тд.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Прогноз
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник