Темповая задержка моторного развития код по мкб
Связанные заболевания и их лечение
Описания заболеваний
Содержание
- Синонимы диагноза
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Симптомы
- Диагностика
- Прогноз
- Профилактика
Названия
R62,0 Задержка этапов развития.
Синонимы диагноза
Задержка этапов развития, задержка развития речи, задержка речевого развития, бедность речевой деятельности.
Описание
Задержка речевого развития. Более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3 — х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Дополнительные факты
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития.
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и тд.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения ), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.
Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. Е. С опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Симптомы
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес. ), лепета (с 4-5 мес. ), лепетных слов (с 7-8,5 мес. ), первых слов (в 9-10 мес. У девочек, 11-12 мес. У мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя ); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. Начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Т. О. , признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
• аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации).
• отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года.
• неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет.
• невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ ).
• отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет.
• неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет.
• полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр. ).
• преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и тд.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и тд.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Прогноз
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.
F82
Специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.
Синдром неуклюжего ребенка
Связанное(ая) с развитием:
- нарушение координации
- диспраксия
Исключены:
- нарушения походки и подвижности (R26.-)
- нарушение координации (R27.-)
- нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)
F83
Смешанные специфические расстройства психологического развития
В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.
F88
Другие расстройства психологического развития
Агнозия развития
F89
Расстройство психологического развития неуточненное
Нарушение развития БДУ
Источник
Специфические расстройства развития моторной функции
Международный классификатор болезни
Синонимы нозологической группы
- Сенильная моторная неустойчивость
- Задержка моторного развития
- Нарушение психомоторного развития
Препараты 3
Отпуск: По рецепту
Действующее вещество: Тиаприд
Действующее вещество | Лекарство или препарат, торговое название |
---|
15
Алана Биггерс, www.healthline.com25 Апреля
Почему во рту возникает солёный привкус, когда вы просыпаетесь? Или даже когда вы не ели ничего соленого? Это странное ощущение на самом деле довольно распространено. Хотя обычно это не повод для беспокойства, при наличии других симптомов, вам все равно стоит обратиться к врачу.
14
Синтия Кобб, www.healthline.com25 Апреля
Яблочный уксус производится из яблок с помощью процесса ферментации, обогащающего его живыми культурами, минералами и кислотами. Данный ингредиент часто применим не только в кулинарии, но и в качестве чистящего средства. Однако можно ли ополаскивать уксусом волосы? Рассмотрим мнение экспертов на этот счёт.
24
Грехэм Роджерс, www.healthline.com24 Апреля
Туберкулез — инфекционное заболевание, которое обычно поражает легкие, хотя может развиться в любом органе в организме. Он передается воздушным путем, когда бактерии распространяются через капли в воздухе. Лечится ли туберкулез полностью? Это опасное для жизни заболевание, но во многих случаях его можно предотвратить и лечить.
10
www.verywellhealth.comвчера в 21:20
Слюна играет важную роль в предотвращении инфекций, контролируя развития бактерий и грибков. Сухость слизистой полости рта появляется, когда выделяется недостаточно слюны. К счастью, есть несколько способов с этим справиться.
21
Барбара Росси Сантано WebMD.comвчера в 14:27
Из-за пандемии COVID-19 режима самоизоляции не удалось избежать даже профессиональным спортсменам. Что уж говорить о тех, кто просто хочет оставаться в форме?
22
Аарон Кандола, рецензент Кэтрин Маренго LDN, R.D., специалист в области питания, MedicalNewsToday.com25 Апреля
Гречка – это высокопитательный диетический продукт. Многие специалисты по питанию безоговорочно заносят её в разряд суперфудов и рекомендуют всем: худеющим, диабетикам, людям с аллергией на глютен. Но все-таки разберемся поподробнее, в чем же польза гречки и гречневой каши для здоровья
16
Карли Вандергриндт, Рецензент Алана Биггерс, MD, HealthLine.com24 Апреля
Представьте, что просыпаетесь посреди ночи от дикой боли в икроножной мышце. Ногу будто парализовало, а икра тверда наощупь, будто пушечное ядро. Знакомо звучит? Это они – ночные судороги икроножных мышц, которые хоть раз в жизни испытывал каждый из нас
20
Дебора Вотерспун, www.medicalnewstoday.com23 Апреля
Перепады уровня глюкозы зависят от гормональных изменений в организме. Однако многие диабетики задаются вопросом, почему утром высокий сахар в крови? У этого явления даже есть довольно прозаичное название — феномен “утренней зари”.
21
Киара Энтони, рецензент Синтия Кобб, DNP, APRN, HealthLine.com23 Апреля
Всем известная сыпь – ничто иное как результат воспаления или аллергической реакции. Красные пятна на ладонях, которые чешутся и облазят, это как раз один из примеров сыпи. И у них может быть множество причин
19
MayoClinicLabs.com22 Апреля
Лабораторный анализ на иммуноглобулин Е применяется для оценки специфических заболеваний. В первую очередь он показывает наличие аллергических реакций. Также оценка IgE нужна для диагностики первичных иммунодефицитов, инфекций, злокачественных опухолей и других воспалительных процессов
7
Редакция МедВизор21 Апреля
Коронавирусная инфекция продолжает свой ход по миру. Чтобы внести ясность и держать в курсе событий, мы собрали самые важные вопросы и ответы о COVID-19.
Становится все более очевидной вещь, что люди с лишним весом гораздо тяжелее справляются с COVID-19 и чаще оказываются в отделении интенсивной терапии. Особенно это касается людей среднего возраста. Почему ожирение опасно при коронавирусе? Клинические данные говорят сами за себя
9
Редакция МедВизор20 Апреля
Самое распространенное осложнение при геморрое – это кровотечение. Примеси алой крови или даже целые кровяные сгустки в унитазе могут изрядно напугать. Но это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Сегодня расскажем, что делать, если при геморрое идет кровь
8
Редакция МедВизор19 Апреля
При заболеваниях ЖКТ очень важно следить за тем, что вы едите. Обычно исключаются продукты, раздражающие желудок. Диета и питание при изжоге следует тем же принципам.
22
Крис Ганнерс, www.healthline.com19 Апреля
Согласно исследованиям, низкоуглеводные диеты очень эффективны при похудении. Уменьшение количества углеводов понижает аппетит, тем самым вызывая автоматическую потерю веса. Но всё же, сколько нужно углеводов в день, чтобы похудеть? Эти показатели зависят от некоторых факторов.
18
Герхард Витворз, www.healthline.com18 Апреля
Люди тысячелетиями наносили мед на рану для заживления. Несмотря на то, что сейчас есть другие очень эффективные способы лечения, мед все же может помочь.
7
Дебра Салливан, www.medicalnewstoday.com17 Апреля
Лихорадка часто сопровождается ознобом и дрожью. Озноб чаще встречается у детей и обычно возникает в начале заболевания, например, гриппа. Это странное ощущение, когда вы одновременно чувствует жар и мерзнете. Но почему озноб бывает без температуры? Это может указывать на определенные состояния организма.
15
isitbadforyou.com19 Апреля
Худеющим очень нравится сырая свекла. Есть и специальные свекольные диеты на 7 и более дней. Однако полезна ли сырая свекла для здоровья? В каком количестве её можно есть, чтобы не навредить себе?
8
Брайан Кранс, Стейси Р. Сэмпсон, врач-аллерголог, HealthLine.com18 Апреля
Анализы на аллергены у взрослых – это несколько видов тестов, которые проверяют реакцию вашего организма на определенные типы аллергенов. Аллерготесты могут проводиться в виде анализа крови, кожной пробы или элиминационной диеты
22
Адриенна Сантос-Лонгхерст, рецензент Алана Биггерс, MD, HealthLine.com17 Апреля
Медицинские специалисты твердят, что здоровому человеку полезно сдавать кровь на донорство. И дело не только в моральном удовлетворении от того, что вы, возможно, спасли кому-то жизнь. Донорство может быть полезно и для физического здоровья. Или все-таки сдавать кровь вредно? Разберемся.
Источник