Температура при астеническом синдроме у ребенка

Вчера мы начали вести беседу об астении – особом нервном заболевании, имеющем особые механизмы развития. Данное состояние имеет определенные проявления и должно диагностироваться опытным неврологом по сочетанию типичных симптомов и данных. Итак, в чем проявляется астения?

Проявления астении.
Набор проявлений будет включать в себя три основных и обязательных составляющих. К ним относят наличие собственных клинических проявлений, а также группу нарушений, которые основаны на патологическом процессе или заболевании, которое и вызвало само расстройство. Кроме того, сюда же примешивается и симптоматика, которая возникает как результат психологической реакции на недомогания. Обычно проявления астенического синдрома постепенно нарастают на протяжении дня, и в утреннее время все симптомы данного комплекса выражены слабо или совсем не проявляются. Однако, в вечернее время симптомы патологии могут достигать максимальных своих проявлений. К основным из таких признаков заболевания стоит отнести:

Усталость.
Данный симптом будет встречаться при любых формах недомогания, и полноценный сон с отдыхом не избавляют проявлений этого симптома. При занятии физическим трудом может возникать состояние общей слабости или нежелание осуществлять свою привычную работу. Если это интеллектуальный труд, могут формироваться трудности при попытке сосредоточения, происходит ухудшение памяти, внимательности и сообразительности. Болеющий может испытывать сложности, если словесно выражает свои собственные мысли и идеи. Ему сложно сосредотачиваться на одной конкретной проблеме, требуется подбор слов при выражении эмоций или идей, может наблюдаться заторможенность или сильная рассеянность. Ему необходимо делать перерывы и проводить разбивку поставленной задачи на мелкие этапы, чтобы она была успешно завершена. Это се может приводить к тому, что его работа может не приносить желаемого результата, происходит усиление усталости, что приводит к беспокойству, формированию неуверенности в самом себе и своих силах.

Разнообразные вегетативные расстройства.
Наличие психопатологической болезни будет всегда сопровождаться дисфункциями в вегетативной нервной системе. Такие пациенты будут страдать от приступов тахикардии, резких колебаний артериального давления, наличия лабильного пульса, систематических запоров, неприятных и даже болевых ощущений в области кишечника, ощущения зябкости или наоборот, ощущения жара, повышенного потоотделения. Помимо этого, будет снижаться аппетит, могут проявляться головные боли и вполне возможно снижение сексуального влечения.

Разнообразные нарушения сна.
Хотя формы астении могут быть разнообразными, при них так или иначе могут возникать различные по своему характеру проблемы сна. К ним можно отнести трудности в процессе засыпания, частые пробуждения по ночам, сновидения, насыщенные событиями и беспокойного содержания, ночные кошмары и затем ощущение разбитости и усталости после ночного сна. При особо сложных случаях среди пациентов могут формироваться ощущения, что ночью они не спят, хотя в реальности это совсем не так. При этом астения может сопровождаться ощущением сонливости в дневное время, проблемами процессом отхода ко сну и засыпания, а также неудовлетворительным качество самого сна.

Психоэмоциональные расстройства.
Подобные симптомы могут возникать в результате снижения продуктивности и повышения внимания самого пациента к своей имеющейся проблеме. Люди с астенией могут становиться крайне раздражительными и вспыльчивыми, напряженными и могут терять самообладание. Может отмечаться состояние общей подавленности, могут формироваться резкие перепады в настроении, а также приступы необоснованного оптимизма или же пессимистичные настроения. При нарастании подобного рода симптоматики могут формироваться состояния неврастении, либо постепенно образуются депрессивные или ипохондрические формы неврозов.

Наличие температуры при астении.
Нередко при астении могут быть повышение температуры в пределах субфебрильных цифр. Подобная симптоматика при наличии тревожных состояний или психологических недугах может указывать на нестабильность в вегетативном отделе нервной системы. Это будут связывать с тем, что влияние психогенных факторов приводит к нарушению терморегуляции. При наличии регулярных суточных колебаний температуры тела могут подозреваться невротические состояния или псевдоневрозы. Подобного рода признаки могут приводить к осложнению в процессе диагностики, так как подобные симптомы могут также быть признаками очаговой инфекции или каких-либо других поражений внутри организма. Если в этом случае применяется антибактериальное лечение, оно может только усугублять наличие астенического состояния и проявления соматических симптомов.

Если при наличии субфебрильной температуры формируется еще и плохое самочувствие, которое может проявляться в виде приступов слабости, ритмических приступов гипертермии и изменений настроения, это будет говорить о расстройствах внутренних организменных циркадных ритмов. Кроме того, что имеются проблемы с терморегуляцией, при астеническом синдроме формируются и другие патологии, такие как дрожание конечностей и першение в горле, недомогания и многие другие. Лечение в данных случаях будет напрямую зависеть от истинных причин патологии. Если перепады температуры возникают из-за психопатологических состояний на фоне имеющихся хронических патологий, тогда потребуется лечение именно истинной первичной их причины. С этими целями пациентам будут применяться антибиотики, препараты антигистаминного ряда и антидепрессанты, но они могут быть применены только после проведения комплексного обследования всего организма пациента.

Головные боли при астении.
Важно знать, что именно головные боли при наличии неврастенических болезней относятся к одним из самых постоянных и самых неприятных из субъективных симптомов. Именно данные проявления патологии могут заставлять пациентов обращаться к врачу за медицинской помощью. В медицинской практике будут использоваться особые диагностические таблицы и критерии, которые позволяют определять степень выраженности головных болей и напряжения. В обычных случаях, эпизодические боли могут продолжаться от получаса до семи суток, если же дискомфорт имеет хроническое течение, тогда боли становятся непрекращающимися. Боли при этом имеют сдавливающий, стягивающий или сжимающий характер, они локализуются с обеих сторон головы, однако, одна из сторон головы может субъективно болеть более сильно.

Читайте также:  Анализ синдрома жильбера в новосибирске

Привычные ежедневные нагрузки физического плана не усиливают проявлений дискомфорта. Однако, профессиональная и повседневная умственная деятельность может ухудшать состояние и положение дел. При усилении неприятных ощущений о головной боли могут проявляться такие неприятные ощущения, как тошнота и фотофобия, боязнь резких звуков, боли в пищеварительном тракте, отказ от еды и мигрени. В основе подобного рода патологии будет лежать эмоциональный хронический стресс, который может формироваться под действием многочисленных факторов в виде перенесенной инфекции или заболевания, эмоциональных или физических перегрузок. Если головные боли имеют хроническое течение, тогда наряду с астенией может формироваться мигрень и неврозы. Данного рода симптомы влекут за собой разнообразные нарушения – это могут быть проблемы аппетита и сна, нервозность, раздражительность, ослабление внимания. Исходя из этих признаков, можно делать выводы о том, что головные боли при астении могут входить в особый комплекс – психовегетативный.

Источник

Комментарии

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
Читайте также:  Средний рост синдром шерешевского тернера

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

Читайте также:  Чем снять похмельный синдром дома

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник