Театр для людей с синдромом дауна

Театр для людей с синдромом дауна thumbnail

≡  15 Июль 2019

Небольшой фотоотчет о знакомстве с необычными и замечательными людьми и актерами «Театра Простодушных».

«Театр Простодушных» — социо-культурный феномен, некоммерческий театр, дающий спектакли на разных сценах московских театров. Феномен, потому, что в театре нет актеров в привычном понимании смысла этого слова. Вся труппа «Театра Простодушных» — люди с синдромом Дауна.

«Театр Простодушных» создан в 1999 году актером и режиссёром Игорем Неупокоевым; при поддержке Асоциации Даун Синдром, Народной артистки России Екатерины Васильевой.

Целью Благотворительного творческого проекта «Театр Простодушных» является интеграция в отечественную культуру артистов — инвалидов, социальная реклама их возможностей и творческая реабилитация, которая осуществляется на занятиях по мастерству актера, сценической речи и движению. Особое место в процессе реабилитации занимают выступления артистов с инвалидностью перед широкой публикой.

Временный коллектив превратился в постоянный. Актеры и их родители подружились, и увлеченно работают, несмотря на финансовые трудности и отсутствие постоянного помещения для репетиций. Вместе с ними все радости и печали разделяют организатор театра — человек, влюбленный в своих актеров — Игорь Неупокоев и помощник режиссера — Ксения Соколовская.

“Театр Простодушных” стремится быть в авангарде театральных достижений, сотрудничает с “Театром.DOC”, признан дважды лауреатом всероссийского фестиваля “Про-театр”, версальского европейского фестиваля особых театров, награждён премией “Акция по поддержке российских театральных инициатив” совета Президента РФ по культуре и искусству, специальным призом “Хрустальный росток” за подвижничество в искусстве высшей театральной премии Москвы “Хрустальная Турандот”.

Выступления прессы о “Театре Простодушных” начинались с благоприятных откликов и доходили до экстаза.

Из труппы, выступающей время от времени, “Театр Простодушных” превратился в труппу, регулярно выступающую на сценах Московских театров, гастролировал в регионах России (Санкт-Петербург, Воронеж, Ярославль), во Франции, в Украине. У многих постоянных зрителей теперь уже не возникает вопроса «Что посмотреть ?», они сразу идут сюда.

Поскольку у театра нет своей собственной сцены, спектакли играются на разных площадках. Билеты можно приобрести за полчаса до начала спектакля. Заказать билеты можно по телефону: 8 916 293 95 36.

И у простодушных артистов больше, чем у других, проявляется эта двойственность театральной игры, возносящей человека высоко, но не выше его человеческого удела. “Я сижу в темноте / И она не хуже / чем темнота снаружи”, – писал Иосиф Бродский про себя. Но так могут сказать о себе и “простодушные” артисты. У них все по-своему. Архимандрит Тихон (Шевкунов) называет их “инопланетянами”, потому что они как из другой цивилизации. Здесь в чистом виде выражен национальный архетип Иванушки-дурачка, который на поверку оказывается счастливее своих правильных братьев, мыслящих банально и потому ущербных, или Емели, оригинала, пролежавшего всю жизнь на печи, но не упустившего своей удачи. Можно отметить, что один из меценатов, в этом году вывез ребят на отдых в Крыму Феодосии.

ЦиФрЫ и ФаКтЫ:

По статистике ВОЗ каждый 700-й ребенок в мире рождается с синдром Дауна.

• 2500 детей с синдромом Дауна ежегодно рождаются в России,

• около 100 таких детей ежегодно появляются на свет в Москве

• то есть синдром Дауна диагностируется у каждого 700-ого ребенка

• Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах и социальных слоях.

•Генетический сбой происходит независимо от образа жизни родителей, их здоровья, привычек и образования.

•Известно, что риск рождения ребенка с синдромом Дауна зависит от возраста матери. Для женщин в возрасте до 25 лет вероятность рождения больного ребенка равна 1/1400, до 30 – 1/1000, в 35 лет риск возрастает до 1/350, в 42 года – до 1/60, а в 49 лет – до 1/12. Тем не менее, поскольку молодые женщины в целом рожают гораздо больше детей, большинство (80%) всех детей с синдромом Дауна в действительности рождены молодыми женщинами в возрасте до 30 лет.

• 85% семей отказываются от ребенка с синдромом Дауна в роддоме, в том числе по рекомендации медицинского персонала.

• в Москве от детей с синдромом Дауна отказываются 50% семей

•В Скандинавии не зафиксировано ни одного случая отказа от этих детей

• В странах Европы и в Америке отказ от таких детей не превышает 5%, кроме того для этих детей существует сиcтема подбора приемной, или опекунской семьи

•В Америке 250 семей стоят в очереди на их усыновление.

• Случаи усыновления детей с синдромом Дауна в России пока единичны.

• Продолжительность жизни людей с синдромом Дауна в Европе в среднем составляет 64 года. В нашей стране такая статистика не ведется.

• В России отсутствует система государственной помощи ребенку с синдромом Дауна и его семье. Дети с синдромом Дауна обучаются в специализированных коррекционных школах восьмого вида.

• В Европе и Америки система ранней помощи детям синдромом Дауна является частью государственной социальной системы.

• По статистике Минздравсоцразвития России, в нашей стране насчитывается около 13 миллионов людей-инвалидов, что составляет почти 10% населения нашей страны.

***

Солнечные дети. Благословленные родители. Когда-то именно так говорили о семьях, в которых появлялся ребенок с трисомией ХХI хромосомы.

Как ни странно, но создается впечатление, что с годами развития, люди деградируют. Сейчас «принято» называть глупых людей «даунами». Гнобить и издеваться над неполноценными детьми, ставить на сотни ступеней выше тех детей, которые «вкладываются» в параметры нормы над теми, которые выходят за их рамки.

Не будем же мы голословными: сколько гениальных открытий было сделано сумасшедшими и неполноценными людьми? Как часто успехов добиваются все из себя успешные и умные?

Наверное, пора начать называть вещи своими именами. Люди все разные, и эту разность необходимо научиться принимать, обучая этому и младшее поколение. Не только заболевания требуют особого отношения к человеку. Стоит исчерпать свои резервы, как человек впадает в депрессию или срывается на окружающих. Но родные почему-то не отказываются от такого человека, хоть он и вышел за рамки нормы. Он позволил себе стать другим: слабым и пренебрег мнением окружающих.

Дети с синдромом Дауна рождаются другими. И они были бы абсолютно счастливы от того, какой им видится жизнь, если бы не высокоинтеллектуальные, прогрессивные, успешные окружающие их люди, одевающие корону от того, что природа дала им другой набор хромосом. Ну, тот, который входит в границы нормы.

Читайте также:  Как по первому узи может показать синдром дауна

Самое интересное, что таких деток, во всем мире, рождается примерно одинаковое количество, вот только отношение к ним, и условия для них создаются совершенно разные. Вот вам и мир цифровых технологий и великих умов.

Болезнь Дауна. 47 хромосом, вместо 46 (3 копии 21-й хромосомы, или частичное нарушение ее строения — транслокации). Вот и вся «поломка», вследствие которой, появляются на свет дети с болезнью Дауна. Синдром Дауна подразумевает набор характерных фенотипических признаков для этой болезни, но может не подтверждаться кариотипически. В материале будет употребляться термин «синдром», ввиду наиболее распространенного употребления.

Конечно же, не во все времена, адекватно воспринимались солнечные дети. Долгое время, людям с синдромом Дауна, приписывали психические расстройства и привязывали их внешние особенности к монголоидному типу («Монгольский идиотизм»), что в дальнейшем вызвало серьезный протест по поводу расизма. Позже, было отслежено, что такие дети могут рождаться у представителей абсолютно всех рас, в любых уголках планеты. Было время, когда все дети с психическими и физическими нарушениями подвергались уничтожению в буквальном, «физическом» смысле. Длительные протесты искоренили эти «гуманные мероприятия».

Многие годы, риск рождения ребенка с синдромом Дауна, привязывали к возрасту матери. Теория по прежнему подтверждается на практике, и тем не менее, все чаще, такие дети рождаются у матерей нормального репродуктивного возраста, или даже у матерей, юного возраста. Синдром Дауна не выбирает асоциальных или обеспеченных, больных или здоровых. Он просто проявляется с частотой 1-2 случая на 1000 человек. С учетом возможностей пренатальной диагностики, сегодня, фиксируется 1 случай на 700 рожденных детей (в подавляющем большинстве, мамы выбирают прерывание беременности).

Помимо комплекса стигм, о которых хорошо известно докторам, стоит помнить о том, что наиболее тяжелые варианты, подразумевают наличие порока сердца, катаракты, аномалий костно-суставной системы и других пороков развития, серьезно нарушающих состояние здоровья малыша. Реакция организма такого ребенка может быть совершенно нетипичной: не смотря на приличный комплекс особенностей, такие дети могут совершенно спокойно жить, редко болея и не ощущая тревог и переживаний, до зрелого возраста (в среднем, 45-50 лет). А могут, хватать малейшую инфекцию и тяжело переносить каждый недуг, встречающийся на пути.

Несмотря на то, что умственная отсталость у детей-Даунов – характерный признак, она не препятствует обучению, определенной адаптации к социальной жизни.

Некоторые из таких деток даже могут ходить в обычную школу и иметь не больше проблем с обучением, нежели некоторые здоровые дети. Все зависит от того, на сколько выражены проблемы со слухом, речью, моторикой.

Лучше, конечно, когда дети-Дауны обучаются по специальной программе, но имеют доступ к общению со здоровыми детками. И тем не менее, были случаи, когда «солнечные дети» получали образование и в ВУЗах. Готовы ли мы обеспечить оптимальные условия для таких людей? «Ну да, тут сами еле справляемся в сложившихся условиях» — наверняка подумает каждый.

Такие дети «не торопятся жить», они медленнее остальных обучаются привычным навыкам. И получают истинное удовольствие от того, чем они занимаются. Практически всегда в хорошем настроении и улыбаются. Вот почему их называют солнечными! Радоваться жизни дано далеко не каждому человеку. А эти дети любят практически все, что дает им жизнь. Не знают волнения, стрессов, страха. Их не одарили высоким интеллектом, но одарили большим сердцем, созданным для того, чтобы любить, и наверняка для того, чтобы научить любить жизнь окружающих.

Метки: дети • жизнерадостность • люди • оптимизм • простодушные • солнечные • театр

Комментарии:

Источник

Девочка с мечтой

Я артистка балета. Танцую в ансамбле Игоря Моисеева. В определенный период жизни мне захотелось побыть волонтером. Попробовать свои силы в социальных проектах. Я познакомилась с директором театра «Открытое искусство» — это театр, где люди с синдромом Дауна участвуют в спектаклях.

Во время загрузки произошла ошибка.

Там начинала как волонтер: помогала с постановками танцевальных номеров, впервые поставила спектакль «История одной Золушки». Он попал в лонг-лист «Золотой маски». Мы получили много положительных отзывов про этот спектакль. Я очень вдохновилась и поняла, насколько это круто, участвовать в подобных шоу и при этом помогать ребятам с синдромом Дауна.

Тогда я начала мечтать о собственном подобном театре, который будет часто гастролировать, покорять публику и менять мир к лучшему. Так появился проект «ВзаимоДействие».

Кинотеатральный проект

В начале думала заниматься только спектаклями, но потом я встретила кинорежиссера Юлю Сапонову и продюсера Олесю Овчинникову, они захотели снимать фильмы при участии людей с особенностями. Мы познакомились и поняли, что нужно объединиться — проект «ВзаимоДействие» стал кинотеатральным.

У нас абсолютно равноценные части: и кино, и театр. Кино — это социальные ролики, большой документальный фильм «Съесть слона», сейчас готовится серия роликов в формате виртуальной реальности. Кроме кино, в нашем репертуаре театральные постановки. Мы существуем уже три года.

О сложностях

Организовать свой театр мне помог мой опыт артистки балета, то есть я понимала, как собрать людей, как организовать процесс. Проблемы были с поиском площадки для репетиций. Мы долго искали зал, рассматривали разные варианты. В итоге нам навстречу пошел центр «Открытый мир», который предоставил помещение.

Во время загрузки произошла ошибка.

Ребят мы собрали очень быстро. По сути, по сарафанному радио, потому что большинство из них подопечные одних и тех же фондов. Мы дали какой-то анонс, а они откликнулись. Собралась команда.

Поначалу все педагоги в театре работали бесплатно. Я искала людей, близких мне по духу и при этом профессионалов, ну и которые могли бы позволить себе участвовать в проекте без коммерческой составляющей.

Сейчас у нас есть возможность кому-то заплатить, но понятно, что это не рыночная цена. Правда, к нам в театр приходят люди совсем не за денежным вознаграждением. Хотя я не считаю, что все должны работать в благотворительном проекте только бесплатно. Наоборот, люди, которые работают в социальных проектах, должны получать больше. Ведь чем более высококвалифицированные специалисты будут этим заниматься, тем лучше эффект — быстрее будут решаться все проблемы.

Читайте также:  Эпидемиология и профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом

О переменах и трансформации

Изначально «ВзаимоДействие» был безумным авантюрным проектом, который поддержали мои друзья. Но за эти три года и благодаря опыту, и благодаря образовательным программам, в которых мы участвовали, произошла глобальная трансформация: наконец-то мы стали реально рабочей организацией, которая подчиняется системе, ищет возможности партнерства.

Изменились и ребята. У нас есть актриса Мария — это человек, который всегда боится сделать первый шаг. То есть у девочки есть какая-то задача, она очень хочет ее сделать, но у нее просто жуткий ступор. Собственно, мы и фильм документальный про это сделали, он называется «Съесть слона».

Во время загрузки произошла ошибка.

Во время участия в театральных спектаклях характер Маши поменялся. Сейчас она у нас одна из лучших актрис. Больше всего снимается в видеороликах. В спектаклях она очень уверенная, бойкая, выразительная. Вот это крутая трансформация.

Вообще все актеры сильно изменились за эти три года. То, какой труппа была в начале, и то, какая она сейчас — просто небо и земля. Вчера я смотрела спектакль и понимала, что все ребята осознанные, спокойные, они понимают, что такое сцена, понимают, что значит быть выразительными на сцене. Действительно, очень хороший результат.

Об участниках

Во время загрузки произошла ошибка.

В театре заняты именно люди с синдромом Дауна. Но у нас есть, например, молодой человек с аутизмом. При этом с ребятами играют и люди без особенностей — профессиональные актеры. Сейчас, например, мы поставили спектакль «Безграничные диалоги» в Новом Пространстве Театра Наций, и там наши актеры играют вместе с актерами «Театра Наций».

У нас постоянная актерская база. К нам в принципе хотят прийти еще ребята, но мы не можем позволить себе кого-то взять (за редким исключением), потому что у нас ограниченые ресурсы, а очень хочется делать качественные постановки. Если людей очень много, работать сложно — необходимо разбиваться по группам. Нужно больше педагогов, больше залов, больше времени.

О репетициях и скованности ребят

У нас есть несколько людей в команде с психологическим образованием, но, по сути, не было никогда такой задачи — привлекать специалистов, потому что мы в принципе достаточно быстро нашли с ребятами общий язык.

Грань между обычными людьми и людьми с синдромом Дауна стирается довольно быстро. Что касается их психоэмоционального состояния, то я замечала, они иногда приходят очень сильно зажатыми на занятия, видно, что у них социальная жизнь совершенно не налажена: ребята не знают, как общаться, не знают, как встраиваться в творческий процесс.

Во время загрузки произошла ошибка.

Большинство из них скованы. Но опять же в процессе творческого взаимодействия они очень быстро раскрываются, и сейчас я вижу колоссальную разницу между ребятами, которые давно в проекте, и новенькими. Разница в плане общения, понимания каких-то границ, понимания, что такое профессия в целом.

Мы репетируем три раза в неделю: от двух до четырех часов. Бывают более интенсивные периоды перед спектаклями. Но редко. Мы стараемся актеров не перегружать, потому что не у всех идеальное здоровье. Четыре раза в неделю — это максимум.

Участники трупы — в основном ребята 20—25 лет. Есть девочка, которой 14 лет, и есть девушка, которой за 40.

Об отношении окружающих

Когда мы выпустили ролик «Быть вместе», он за неделю набрал 600 000 просмотров, стал вирусным, а люди писали такие фразы, которые для нас были идеальными. Они писали что-то вроде «У меня перевернулось сознание», «Они могут все» и т.п. На эти отзывы мы ориентируемся до сих пор.

Во время загрузки произошла ошибка.

Недавно наши ребята ездили в Доху и участвовали в перфомансе на мероприятии Натальи Водяновой. До этого у нее не было событий такого формата. Нужно было сделать так, чтобы участие наших актеров не выглядело спекуляцией. Мы настояли на том, чтобы один из главных героев, у которого было альтер-эго в виде ангела, чтобы им как раз стал наш актер с синдромом Дауна — Стас. Он справился с ролью на «отлично» и танцевал в дуэте с Сергеем Полуниным. Это выглядело невероятно.

О спектаклях

Наш театр не только искусство. На первом месте стоят социальные задачи: нам необычайно важно зрительское восприятие, перед каждым спектаклем стоит цель стать произведением искусства, которое будет способствовать более полному и глубокому принятию обществом  людей с особенностями.  

Например, в спектакле  «Хочу быть как» трансформация происходит от показа к показу. Первый раз, когда мы его сделали, с точки зрения искусства, спектакль был очень интересным. Но с точки зрения какой-то эмпатии и понимания была недоработка. Мы это почувствовали и стали уводить спектакль в другую сторону.

Изначально была идея сделать спектакль о том, как быть кем-то другим, кем-то большим, мы там размышляли о супергероях, о сверхлюдях, о сверхспособностях. В процессе идея сильно трансформировалась. Сейчас это история об ожидании счастья. О том, что сам процесс ожидания может быть лучше, чем конечная цель. О том, что счастье может быть в разном. О том, как быть счастливым.

Источник

Два раза в неделю в любую погоду, при любом самочувствии артисты «О-театра», в котором играют взрослые и дети с синдромом Дауна, спешат на репетицию в Иркутский ДК «Октябрьский», чтобы на три часа погрузиться в мир импровизации, пластики и гармонии с собой.

Занятие начинается с объятий. И уже в этот момент понятно, почему таких людей называют солнечными. Они буквально светятся изнутри, улыбаются, искренне радуются встрече друг с другом. Педагоги активно включаются в тёплое приветствие, главное, никого не обойти вниманием: обидится ребёнок, замкнётся…

«Они ведь все дети, независимо от возраста (самому старшему в группе 44 года), – по своей открытости, наивности, восприятию мира. Каждого нужно похвалить, утешить», – говорит Наталья Попова, руководитель региональной общественной организации «Радуга», при которой и существует необычная театральная студия.

Наталья – сама мама ребёнка с синдромом Дауна, её сыну Данилу 17 лет. Собственно, ради него она вместе с коллегами из НКО «Прибайкальский Талисман» взялась за создание театра в 2014 году. Тогда в Иркутск приехал с мастер-классом московский режиссёр Андрей Афонин, который занимается инклюзивным театром больше 30 лет. После двух часов общения с профессионалом мамы особых детей решили: надо делать подобное и у нас. Тут же, на мастер-классе, подобралась команда единомышленников.

Читайте также:  Синдром болей в животе при экстраабдоминальный заболеваниях

«Я познакомилась с молодыми актёрами Татьяной Чадиной (она играет в ТЮЗе) и Николаем Марченко из театра «Диалог», предложила ребятам поработать вместе, – вспоминает Наталья. – На удивление, они моментально согласились, хотя в тот день ребята сами впервые для себя открыли людей с синдромом Дауна. Затем Таня с Колей съездили в летний лагерь Андрея Афонина, который он каждый год организует в Подмосковье, ещё раз воодушевились этой идеей. И уже осенью мы набрали первую группу. Причём принимали ребят и с аутизмом, и с ДЦП. Сейчас у нас занимается 25 человек».

Глоток свободы для мамы

Искать и зазывать учеников не пришлось: сразу подтянулись родители, у которых уже взрослые дети-инвалиды, они давно общаются между собой и рады любой социализации для своих сыновей и дочерей.

«Для меня первично даже не то, чему здесь научится ребёнок, а то, что он будет общаться со сверстниками. Говорить о толерантности общества, чтобы можно было приводить особенного ребёнка в коллектив с обычными детьми, пока не приходится. Если с малышами ещё можно где-то появляться, то с подростком нет, его уже не примут», – признаётся Виктория Иванова.

У женщины сразу двое детей с аутизмом – 15-летние девочки-двойняшки плюс двое здоровых ребятишек. В театральную студию ходит пока только одна из девочек – Саша, вторая, Настя, к сожалению, ещё не готова к такому виду терапии, ей сложно находиться в окружении большого количества людей.

«Для меня театр – это возможность отпустить дочку от себя. У меня элементарно появляется свободное время, в которое я могу заниматься своими делами, могу принадлежать сама себе», – говорит Виктория.

Если для мам театр – это глоток свободы, то для начинающих артистов – целый мир, без которого они уже не могут существовать. В конце каждого занятия ребята садятся на полу в дружеский круг, и педагог предлагает им порассуждать на разные темы. В этот раз специально для гостьи-журналиста Николай попросил всех по очереди продолжить фразу «Театр даёт возможность…». Для многих ребят сказать связное предложение – огромный труд, если не получается извлечь звук, они помогают жестами, мычанием, интонацией. В итоге коллективного творчества родилось очень глубокое умозаключение: театр даёт возможность быть человеком, быть собой, проявлять свою энергию, общаться без слов, существовать в нескольких реальностях, быть понятым и раскованным.

В основе обучения – любовь

И родители, и педагоги видят колоссальные изменения в своих подопечных.

«Они стали увереннее, научились взаимодействовать друг с другом. Все ребята очень разные, и каждый движется в своём темпе. Для кого-то достижение, что он встал в пару с партнёром на занятии, а кто-то уже выполняет сложные задачи, хорошо запоминает базовые движения, повторяет и импровизирует, – рассказывает педагог Татьяна Чадина. – Они удивительным образом чувствуют друг друга. Если у одного понурый вид, через несколько минут все по очереди потухают. Я каждый раз учусь у них взаимовыручке и помощи. Когда кто-то приходит не в настроении или испытывает боль, они сразу подбегают, эмоционально утешают, гладят, обнимают. Но в ответ им надо непременно чувствовать, что их любят, ценят, видят в них настоящих актёров, иначе ничего не получится».

«У этих ребят фантазия и импровизация на другом уровне, – вступает в разговор второй педагог Николай Марченко. – Только работая с ними, я понял, что театр может быть интересным даже во время репетиций. Самое главное качество для любого актёра – быть в этом моменте здесь и сейчас, не думать о подгоревшей каше дома, о ненакормленном коте или плохой погоде за окном. Наши ребята как раз существуют и творят здесь и сейчас, будь то выступление на сцене или рядовая репетиция. У них есть такое умение – в течение долгого времени заниматься одним и тем же делом, совершенствуя его до бесконечности, не уставая при этом. Если обычный человек через 10 минут утомится, то они, наоборот, получают от этого удовольствие».

Пока начинающие артисты ставят только пластические, бессловесные этюды, но в будущем планируют включать в спектакли и речевую составляющую.

«Главное, чего мы опасаемся, – чтобы наши актёры не вызывали жалость и сочувствие на сцене. Наша задача – выработать в них стратегию актёра, когда они становятся значимыми для себя и для остальных, демонстрируя широкой публике, что и инклюзивный театр может быть настоящим искусством», – говорит Николай.

Кстати

21 марта, когда весь мир отмечает День человека с синдромом Дауна, в Иркутске состоится необычная информационная акция: с 16.00 до 19.00 часов по городу станет курсировать ретро-трамвай, в котором пассажиров будут встречать члены общественной организации «Радуга». Они расскажут о синдроме Дауна, покажут тематические видеоролики и проведут небольшую викторину. Старт – от остановки «Студгородок», далее ретро-трамвай доедет до Центрального рынка и сделает три круга по маршруту № 3. Проезд для пассажиров — бесплатный.

Общественный транспорт для проведения акции выбрали неслучайно.

«Мы хотим, чтобы обычные здоровые люди понимали, что рядом с ними живут взрослые и дети с особенностями здоровья, что ничего страшного в этом нет, они также могут ездить на трамвае или автобусе, ходить в магазин, гулять в парке. Они готовы общаться, дружить», – поясняет Наталья Попова.

Источник