Тактика ведения пациента при суставном синдроме
Введение к работе
Актуальность проблемы
В современной клинической медицине патология суставов, отмечающаяся при большом спектре болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, остается актуальной медико-социальной проблемой в связи с широкой распространенностью, неуклонным ростом заболеваемости населения, значительными социально-экономическими потерями общества, обусловленными прогрессирующим течением большинства заболеваний суставов, высокими показателями временной нетрудоспособности, инвалидизации, а также большими расходами на восстановительное лечение этих больных (Эрдес Ш.Ф., Фоломеева О.М., Амирджанова В.Н.,2003; Фоломеева О.М., Дубинина Т.В., Логинова Е.Ю.,2003; Фоломеева О.М., Тарасова И.А., Дубинина Т.В., 2004; Эрдес Ш.Ф., Галушко Е.А., Базоркина Д.И.,2005; Эрдес Ш.Ф., Фоломеева О.М., 2007; Насонов Е.Л., Баранов А.А., Эрдес Ш.Ф., 2007; Фоломеева О.М., Галушко Е.А., Эрдес Ш.Ф.,2008). Важнейшее значение при этом приобретает совершенствование ранней диагностики суставного синдрома, способствующей своевременному началу терапии и тем самым лучшему прогнозу болезни.
По данным официальной статистики, общая заболеваемость населения болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани в Российской Федерации по обращаемости в ЛПУ составила в 2006 году 15,5 млн. человек (Российский статистический ежегодник, 2007). В настоящее время в России зарегистрированы 2,9 млн. пациентов с остеоартрозом, 280 тыс.- с ревматоидным артритом (из них более 26 тыс. — с впервые установленным диагнозом); 772 тыс.- с реактивным артритом (Насонов Е.Л., 2008; Насонова В.А., 2008). Частота системных заболеваний соединительной ткани возросла с 10,9% до 16,9% на 1000 взрослого населения, а количество случаев временной нетрудоспособности — с 36,8% до 43,0% (Чичасова Н.В., 2000; Беляева И.Б., Автушенко Ю.В. , 2005), Указанные негативные тенденции побудили ВОЗ объявить Международную «Декаду по борьбе с заболеваниями костей и суставов 2000-2010», в рамках которой стратегия контроля, профилактики и раннего выявления наиболее распространенных болезней суставов является одним из приоритетов начала XXI века.
Вместе с тем, клиническая и лабораторная диагностика суставных поражений в дебюте болезни или на ее ранней стадии остается по-прежнему трудной задачей, так как симптомы «раннего» артрита часто неспецифичны и могут наблюдаться при чрезвычайно широком круге как ревматических, так и неревматических заболеваний (Насонов Е.Л., 2004; Каратеев Д.Е., Лучихина Е.Л., Тюрина Л.Н., 2008; Soderlin M.K., Borjesson O., Kautiainen H. et al., 2002). Все это привело к необходимости введения новых дефиниций, таких как «очень ранний ревматоидный артрит» и так называемый «недифференцированный артрит» и началу их изучения в рамках многоцентровой программы «РАДИКАЛ» (Каратеев Д.Е., Лучихина Е.Л., 2007; Каратеев Д.Е., Олюнин Ю.А.,2008).
Исход недифференцированного артрита нередко трудно предсказуем и отдален по времени. Вариабельность начала большинства заболеваний суставов, сходство симптоматики на ранних стадиях патологического процесса, отсутствие четких диагностических критериев разных форм суставной патологии в дебюте заставляют искать новые клинические, лабораторные и инструментальные маркеры, позволяющие уже на ранних этапах становления болезни предположить ее дальнейшую эволюцию и путем подбора адекватной и своевременной терапии обеспечить более благоприятный исход и социальный прогноз (Сальникова Т.С., Балабанова Р.М., 2003; Шостак Н.А., Логинова Т.К., Мурадянц А.А.,2003; Шостак Н.А., Мурадянц А.А., Логинова Т.К. и др., 2004; Шостак Н.А., 2005).
Арсенал инструментальных методик диагностики суставных поражений обширен, но не все они равнозначны по информативности. Так, рентгенологические методы исследования информативны исключительно на поздних стадиях болезни, радиоизотопные — дают представление о локализации зон с усиленным кровотоком, но неспецифичны (Иванова О.Н., Соболев Ю.А., Пядова Е.А. и др., 2004). Внедрение в клиническую практику методов магнитно-резонансной томографии и ультразвуковых исследований расширило возможности нозологической диагностики на более ранней стадии процесса (Беляева И.Б., Автушенко Ю.В., 2005; Рапопорт И.Э., Смирнов А.В., 2007; Genant H., Peterfy C.G., 1999; Klauser A., 2006). Однако имеются лишь единичные работы, раскрывающие информационную ценность МРТ и УЗИ в ранней диагностике поражений мелких суставов кистей и стоп, прогнозировании течения заболеваний и оценки эффективности проводимого восстановительного лечения (Перова Т.Б., Завадовская В.Д., Усов В.Ю. и др., 2001; Ермак Е.М., 2006; Епифанова О.Е., Шилкина Н.П., 2008; Magnani M., Salizzoni E., 2004; Ostergaard M., Ejbjerg B.J., Szkudlarek M. et.al., 2005; Scheel A.K., Herman K.-G.A., Ohrndorf S. et al., 2006).
Таким образом, высокая медико-социальная значимость заболеваний суставов и трудности диагностики суставного синдрома на ранней стадии патологического процесса послужили основанием для поиска новых методических подходов к дифференциальной диагностике суставных поражений, оптимизации тактики ведения и динамического наблюдения пациентов. Имеется насущная необходимость разработки принципов и более совершенных критериев ранней диагностики суставной патологии — клинических, иммунологических, рентгенологических, ультразвуковых. Заслуживают дальнейшего изучения возможности прогнозирования течения суставных поражений, контроля эффективности комплексной терапии и мероприятий вторичной профилактики.
Цель исследования: оптимизация клинико-инструментальной диагностики и тактики ведения пациентов с суставным синдромом с учетом длительности, степени активности патологического процесса и его стадии на основании изучения клинических, лабораторных и лучевых показателей.
Задачи исследования:
1. Провести комплексный анализ динамики клинико-лабораторной, рентгенологической и ультразвуковой картины поражений суставов у больных с суставным синдромом в зависимости от длительности патологического процесса, степени активности и клинико-рентгенологической стадии.
2. Определить типичные эхографические артикулярные синдромы ревматоидного, реактивного, подагрического артритов, остеоартроза, суставного синдрома при системной красной волчанке и системной склеродермии, псориатической артропатии на ранней стадии патологического процесса и выявить частоту их встречаемости.
3. Выявить клинические и эхографические особенности поражений средних и мелких суставов конечностей у больных недифференцированным артритом.
4. Выделить клинико-инструментальные критерии, наиболее значимые для дифференциальной диагностики суставного синдрома.
5. Изучить в проспективном исследовании динамику клинико-лабораторной и эхографической картины у больных недифференцированным артритом и обосновать кратность их динамического наблюдения.
6. Разработать алгоритм клинико-лабораторной и инструментальной диагностики и тактики ведения пациентов с суставным синдромом на ранней стадии патологического процесса.
Научная новизна исследования
Впервые на основании проспективного исследования представлены сведения об особенностях клинических проявлений недифференцированного артрита в зависимости от длительности заболевания; определена частота встречаемости пациентов с недифференцированным артритом среди больных с дебютом суставного синдрома. Установлена зависимость клинической картины дебюта недифференцированного артрита от варианта течения заболевания по ревматоидному фактору. Показано, что эффективность традиционной схемы обследования пациентов с недифференцированным артритом не превышает 67,5%.
Впервые определены типичные ультразвуковые синдромы поражения интра- и экстраартикулярных тканей при ревматоидном и реактивном артритах, остеоартрозе, подагре, псориатической артропатии, суставном синдроме при системной красной волчанке и системной склеродермии в течение первого года от дебюта заболевания; изучена частота их встречаемости. Обоснованы новые подходы к ранней диагностике суставных поражений, базирующиеся на применении ультразвукового исследования высокого разрешения (Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 4928 от 04.07.2005г. «Ультразвуковое исследование высокого разрешения в диагностике суставного синдрома конечностей при коллагенозах и обменно-дистрофических нарушениях»).
На основании ретроспективного обследования пациентов с наиболее распространенными артропатиями проведена оценка динамики эхографических синдромов в зависимости от активности, продолжительности заболевания и рентгенологической стадии процесса.
Впервые разработаны клинико-лабораторные и инструментальные критерии для ранней верификации диагноза у больных с недифференцированным артритом.
Разработан и внедрен алгоритм клинико-лабораторной и инструментальной диагностики и тактики ведения пациентов с суставным синдромом на ранней стадии патологического процесса.
Практическая значимость работы
Материалы исследования обеспечивают раннее выявление поражений средних и мелких суставов при наиболее распространенных воспалительных, дегенеративных, метаболических артропатиях и системных заболеваниях соединительной ткани, а также при недифференцированном артрите.
Показано, что больным с суставной патологией при проведении комплексного обследования для верификации диагноза необходимо использовать артроэхографию, которая может рассматриваться как в качестве скринингового (у пациентов с дебютом деструктивного артрита), так и основного метода инструментальной диагностики (у больных недифференцированным артритом; при дифференциации метаболических, дегенеративных, воспалительных заболеваний суставов; при оценке эффективности проводимой базисной терапии).
Определены последовательность применения лучевых методов диагностики в зависимости от длительности патологического процесса и кратность динамического наблюдения пациентов с болезнями суставов на ранней стадии и недифференцированным артритом, позволяющие оценить риск прогрессирования патологического процесса по изменению состояния интра- и экстраартикулярных тканей, а также осуществлять контроль эффективности проводимой терапии и своевременную ее коррекцию.
Для ранней диагностики нозологической принадлежности недифференцированного артрита разработан алгоритм обследования и ведения данных пациентов. Данный алгоритм может быть внедрен в лечебно-диагностический процесс при оказании медицинской помощи пациентам артрологического профиля как на уровне амбулаторно-поликлинического, так и стационарного звеньев здравоохранения, и позволит своевременно организовать реализацию профилактических и лечебно-реабилитационных программ.
Предложенные подходы к ранней диагностике суставных поражений и тактике ведения пациентов позволяют повысить эффективность восстановительного лечения больных, в частности при остеоартрозе (Патент на изобретение № 2309684 от 10.11.07 г. «Способ лечения межфалангового остеоартроза узелковой формы»).
Положения, выносимые на защиту:
1. Комплексный клинико-лабораторный и инструментальный подход с ранним применением рентгенологического и ультразвукового методов исследования позволяет повысить эффективность дифференциальной диагностики суставного синдрома.
2. Клинико-лабораторная и инструментальная картина суставного синдрома закономерно изменяется при возрастании активности заболевания, его длительности, рентгенологической стадии патологического процесса.
3. Критериями диагностики ранних проявлений артропатии следует считать: длительность заболевания, локализацию суставных поражений, вариант течения суставного синдрома (моно-, олиго- и полиартритический; серопозитивность по ревматоидному фактору и АЦЦП), состояние хрящевой пластинки по данным ультразвукового исследования. Ведущее диагностическое значение среди эхографических синдромов имеют поражение костно-хрящевой ткани, гипертрофия синовиальной оболочки, внутрисуставной выпот.
Апробация работы и внедрение в практику
Результаты научного исследования доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы лучевой диагностики заболеваний костно-суставной системы» (г.Барнаул, 2005), международной научно-практической конференции «Ведущий многопрофильный госпиталь страны: основные функции, достижения и направления развития» (г.Москва, 2006), конгрессе радиологов Украины «Променева дiагностика, променева терапiя» (г.Киев, 2006), заседании московского общества медицинских радиологов (г.Москва, 2007). Всероссийском научном форуме «Инновационные технологии медицины XXI века» (Москва, 2006); VI Всероссийской научно-практической конференции «Передовые технологии диагностики и лечения в травматологии, ортопедии и спортивной медицине» (Москва, 2006); I национальном конгрессе терапевтов «Новый курс: консолидация усилий по охране здоровья нации» (Москва, 2006); IV Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной ревматологии» (Москва, 2007); научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы профилактической и реабилитационной медицины» (г. Саратов,2009).
По результатам исследования опубликованы 62 научные работы.
Результаты исследования используются в практической работе отделений ГУЗ «Тамбовская областная клиническая больница», ГУ «Главный клинический госпиталь МВД России» (г.Москва).
Полученные данные внедрены в учебный процесс и используются при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами 6 курса лечебного факультета, слушателями факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов, врачами-интернами, клиническими ординаторами на кафедре поликлинической терапии и кафедре терапии ФПК и ППС ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Росздрава».
По материалам диссертации оформлены патент на изобретение и свидетельство отраслевой разработки.
Структура и объем работы
Диссертация изложена на 233 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы, посвященной описанию материалов и методов исследования, четырех глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и библиографии. Диссертация иллюстрирована 31 таблицей, 39 рисунками. Указатель литературы включает 377 источников (219 отечественных и 158 зарубежных).
Похожие диссертации на Суставной синдром: оптимизация клинико-инструментальной диагностики и тактики ведения пациентов
Источник
Практическое занятие № 1
Тема: «Суставной синдром. Заболевания, которые протекают с суставным синдромом. Наиболее опасные заболевания, которые протекают с суставным синдромом. Дифференциальный диагноз ревматизма и ревматоидного артрита. Тактика ВОП. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы».
Технология обучения.
Учебное время: 6 час | |
Структура учебного занятия | Учебный тематический кабинет. Больничные палаты Учебные пособия, фантомы, муляжи, раздаточный материал, сборник ситуационных задач и тестов, рентген снимки Телевизор, видео аппаратура, мультимедиа |
Цель учебного занятия: Научить ВОП вопросам своевременной диагностики и дифференциальной диагностики артритов и артралгий, а также принципам ведения больных в условиях первичного звена здравоохранения, предусмотренных требованиями «Квалификационной характеристики врача общей практики» | |
Педагогические задачи: Научить ВОП – диагностике и дифференциальной диагностике артритов и артралгий, особенностям клинического течения в зависимости от этиологии. Обсудить вопросы тактики ведения в рамках квалификационной характеристики ВОП Обсудить принципы лечения (немедикаментозные и медикаментозные). Обсудить принципы ведения, наблюдения и мониторинга больных в условиях СВП или СП. Обсудить принципы первичной, вторичной и третичной профилактики при данных заболеваниях. | Результаты учебной деятельности: Клинические проявления артритов и артралгий; особенности течения в зависимости от этиологии. Дифференциальную диагностику при артритах и артралгиях. Терапию различных видов артритов и артралгий (выбор препарата, дозы, пути введения, длительность, комбинации, побочные явления). Тактику ВОП. Принципы лечения (медикаментозное и немедикаментозное) при данных заболеваниях. Принципы диспансерного наблюдения и мониторинга больных в условиях СВП или СП. Принципы первичной, вторичной и третичной профилактики при данных заболеваниях. ВОП должен уметь: Диагностировать, дифференцировать по клинике, данным лабораторных и инструментальных исследований заболевания, сопровождающиеся артритами и артралгиями. Выбрать препараты с доказанной эффективностью Консультировать по немедикаментозным методам лечения. Провести мониторинг в условиях СВП или СП. |
Методы обучения | метод «тур по галерее». демонстрация, видеопросмотр, дискуссия, беседа, решение тестов и ситуационных задач |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная работа, работа в группах, коллективная, аудиторная, внеаудиторная. |
Средства обучения | Раздаточные учебные материалы визиуальные материалы, видеофильмы, муляжи, графические органайзеры, истории болезни, таблицы, стенды, комплекты рентгенограмм. |
Способы и средства обратной связи | Блиц-опрос, тестирование, презентация результатов выполнения учебного задания, заполнение истории болезни, выполнение практического навыка «профессиональный расспрос» |
Технологическая карта занятия
Тема: Дифференциальная диагностика ревматизма и ревматоидного артрита. Тактика ВОП.
№ | Этапы практического занятия | Форма занятия Место проведения | Длит-ть занятия 225 |
1 | Вводная часть (обоснование темы) | 10 | |
2 | Обсуждение темы практического занятия с применением новых педагогических технологий (метод «тур по галерее»), а также демонстрационного материала (истории болезни, таблицы, плакаты, рентгенограммы), определение исходного уровня. | Опрос, обсуждение Учебная комната, палаты | 40 |
3 | Вывод обсуждения | 10 | |
4 | Определение задания для выполнения практической части — профессиональный расспрос. Объяснение положений и рекомендаций для выполнения задания по заполнению истории болезни. | Обсуждение | 20 |
5 | Освоение практической части занятия под руководством преподавателя. | Проф. расспрос. Беседа с больными и истории болезни, ситуационные задачи. Осмотр больных в отделении | 20 |
6 | Интерпретация данных обследования больных — жалобы, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация больных, а также исследования ОАМ, ОАК, общий анализ кала, бак посев кала, кал на скрытую кровь, рентгенография суставов и биохимические анализы и постановка диагноза | Истории болезни, лабораторные данные ситуационные задачи | 25 |
7 | Обсуждение теоретических, практических знаний студентов, закрепление материала, определение уровня усвоения оценкой знаний. | Устный опрос, тесты, обсуждение, определение практических навыков Учебная комната | 75 |
8 | Определение вывода по теме практического занятия, оценка по 100 бальной системе и объявление оценок. Домашнее задание следующего практического занятия (сборник вопросов). | Информация, вопросы для самостоятельной работы. Учебная комната | 25 |
6. Критерии оценки текущего контроля
Уровни оценок | Рейтинг баллы | Характеристика работы студента |
20 | Балл присутствия на практическом занятии. Полное отсутствие уровня знаний и не умение выполнить практический навык – студент абсолютно не готов к практическому занятию. | |
Не удовлетворительно | 20 — 54,9 | Студент отвечает неудовлетворительно. Студенты не владеет базовыми уровнями знаний и навыков, хотя бы одного из нижеперечисленных:
|
Обеспечение базового уровня знаний и навыков | ||
Удовлетворительно 55-70,9% | 55-60,9 | Удовлетворительный ответ низкого качества. Студент старается владеть базовыми уровнями знаний и навыков (см. ниже), но при ответе или выполнении навыков допускает серьезные ошибки. |
61-65,9 | Удовлетворительный ответ средней степени. Студент владеет базовыми уровнями знаний и навыков (см. ниже), но при ответе или выполнении навыков допускает ошибки (возможны отдельные погрешности) | |
66-70,9 | Удовлетворительный ответ высокого качества. Студент полностью владеет базовыми уровнями знаний и навыков:
| |
Продвинутый уровень знаний | ||
Хорошо 71-85,9% | 71-75,9 | Студент полностью владеет базовыми уровнями знаний и навыков (указанные в пункте «66-70,9») + владеет следующими знаниями и навыками:
|
76-80 | Студент полностью владеет базовыми уровнями знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «71-75,9», а также владеет. следующими знаниями и навыками:
| |
81-85,9 | Студент полностью владеет базовыми уровнями знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «71-75,9» и «76-80», а также владеет следующими знаниями и навыками:
| |
Отлично 86-100% | 86-90 | Студент полностью владеет базовыми уровнями знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «81-85,9», а также владеет следующими знаниями и навыками:
|
91-95 | Студент полностью владеет базовыми уровнями знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «86-90», а также владеет следующими знаниями и навыками:
| |
96-100 | Студент полностью владеет базовыми уровнями знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «91-95», а также владеет следующими знаниями и навыками:
|
Содержания занятия:
Время | Мероприятия | Содержание | Материалы | Продолжительность занятия |
8.30– 9.30 | Утренняя конференция | Доклад дежурных врачей и дежурных субординаторов по дежурству. | Истории болезни, ЭКГ, кодоскоп. | 1 час |
9.15-10.00 | Клинический аудит выписывающихся больных. | Подробный доклад студентов о выписываемых больных. | 45 минут | |
10.05-10.45 | Теоретический разбор темы | Проверка исходного уровня подготовленности студентов с использованием метода «мозговой штурм». Студентам раздаётся медицинская документация. | Таблицы, соответствующие теме занятия, необходимая медицинская документация | 40 минут |
10.45 -11.05. | Проработка практических навыков. | Студент под надзором преподавателя должен выполнить минимум два практического навыка. | Больной или волонтер. | 20 минут |
11.05-11.45 | Курация больных В отделении кардиологии и кардиореанимации | Осмотр больных, сбор анамнеза, полный осмотр больного, анализ данных или лабораторно-инструментального исследования, обоснование предварительного и окончательного клинического диагнозов. Определяется дальнейшая тактика. | Больной, фонендоскоп, тонометр. Клинико — лабораторные данные, амбулаторная карта больных | 40 минут |
11.45-12.15 | Перерыв 30 мин | |||
12.20-14.00 | Разбор тематических больных | По выбору педагога проводится полный осмотр больного по теме занятия или пациентов, готовящихся к выписке, анализ данных лабораторно-инструментального исследования, обоснование предварительного и окончательного клинического диагнозов. Определяется план ведения. | Больной, фонендоскоп, тонометр, история болезни (данными клинико-лабораторных исследований). | 1 час |
Источник