Тактика ведения пациента при суставном синдроме

Тактика ведения пациента при суставном синдроме thumbnail

Введение к работе

Актуальность проблемы

В современной клинической медицине патология суставов, отмечающаяся при большом спектре болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, остается актуальной медико-социальной проблемой в связи с широкой распространенностью, неуклонным ростом заболеваемости населения, значительными социально-экономическими потерями общества, обусловленными прогрессирующим течением большинства заболеваний суставов, высокими показателями временной нетрудоспособности, инвалидизации, а также большими расходами на восстановительное лечение этих больных (Эрдес Ш.Ф., Фоломеева О.М., Амирджанова В.Н.,2003; Фоломеева О.М., Дубинина Т.В., Логинова Е.Ю.,2003; Фоломеева О.М., Тарасова И.А., Дубинина Т.В., 2004; Эрдес Ш.Ф., Галушко Е.А., Базоркина Д.И.,2005; Эрдес Ш.Ф., Фоломеева О.М., 2007; Насонов Е.Л., Баранов А.А., Эрдес Ш.Ф., 2007; Фоломеева О.М., Галушко Е.А., Эрдес Ш.Ф.,2008). Важнейшее значение при этом приобретает совершенствование ранней диагностики суставного синдрома, способствующей своевременному началу терапии и тем самым лучшему прогнозу болезни.

По данным официальной статистики, общая заболеваемость населения болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани в Российской Федерации по обращаемости в ЛПУ составила в 2006 году 15,5 млн. человек (Российский статистический ежегодник, 2007). В настоящее время в России зарегистрированы 2,9 млн. пациентов с остеоартрозом, 280 тыс.- с ревматоидным артритом (из них более 26 тыс. — с впервые установленным диагнозом); 772 тыс.- с реактивным артритом (Насонов Е.Л., 2008; Насонова В.А., 2008). Частота системных заболеваний соединительной ткани возросла с 10,9% до 16,9% на 1000 взрослого населения, а количество случаев временной нетрудоспособности — с 36,8% до 43,0% (Чичасова Н.В., 2000; Беляева И.Б., Автушенко Ю.В. , 2005), Указанные негативные тенденции побудили ВОЗ объявить Международную «Декаду по борьбе с заболеваниями костей и суставов 2000-2010», в рамках которой стратегия контроля, профилактики и раннего выявления наиболее распространенных болезней суставов является одним из приоритетов начала XXI века.

Вместе с тем, клиническая и лабораторная диагностика суставных поражений в дебюте болезни или на ее ранней стадии остается по-прежнему трудной задачей, так как симптомы «раннего» артрита часто неспецифичны и могут наблюдаться при чрезвычайно широком круге как ревматических, так и неревматических заболеваний (Насонов Е.Л., 2004; Каратеев Д.Е., Лучихина Е.Л., Тюрина Л.Н., 2008; Soderlin M.K., Borjesson O., Kautiainen H. et al., 2002). Все это привело к необходимости введения новых дефиниций, таких как «очень ранний ревматоидный артрит» и так называемый «недифференцированный артрит» и началу их изучения в рамках многоцентровой программы «РАДИКАЛ» (Каратеев Д.Е., Лучихина Е.Л., 2007; Каратеев Д.Е., Олюнин Ю.А.,2008).

Исход недифференцированного артрита нередко трудно предсказуем и отдален по времени. Вариабельность начала большинства заболеваний суставов, сходство симптоматики на ранних стадиях патологического процесса, отсутствие четких диагностических критериев разных форм суставной патологии в дебюте заставляют искать новые клинические, лабораторные и инструментальные маркеры, позволяющие уже на ранних этапах становления болезни предположить ее дальнейшую эволюцию и путем подбора адекватной и своевременной терапии обеспечить более благоприятный исход и социальный прогноз (Сальникова Т.С., Балабанова Р.М., 2003; Шостак Н.А., Логинова Т.К., Мурадянц А.А.,2003; Шостак Н.А., Мурадянц А.А., Логинова Т.К. и др., 2004; Шостак Н.А., 2005).

Арсенал инструментальных методик диагностики суставных поражений обширен, но не все они равнозначны по информативности. Так, рентгенологические методы исследования информативны исключительно на поздних стадиях болезни, радиоизотопные — дают представление о локализации зон с усиленным кровотоком, но неспецифичны (Иванова О.Н., Соболев Ю.А., Пядова Е.А. и др., 2004). Внедрение в клиническую практику методов магнитно-резонансной томографии и ультразвуковых исследований расширило возможности нозологической диагностики на более ранней стадии процесса (Беляева И.Б., Автушенко Ю.В., 2005; Рапопорт И.Э., Смирнов А.В., 2007; Genant H., Peterfy C.G., 1999; Klauser A., 2006). Однако имеются лишь единичные работы, раскрывающие информационную ценность МРТ и УЗИ в ранней диагностике поражений мелких суставов кистей и стоп, прогнозировании течения заболеваний и оценки эффективности проводимого восстановительного лечения (Перова Т.Б., Завадовская В.Д., Усов В.Ю. и др., 2001; Ермак Е.М., 2006; Епифанова О.Е., Шилкина Н.П., 2008; Magnani M., Salizzoni E., 2004; Ostergaard M., Ejbjerg B.J., Szkudlarek M. et.al., 2005; Scheel A.K., Herman K.-G.A., Ohrndorf S. et al., 2006).

Таким образом, высокая медико-социальная значимость заболеваний суставов и трудности диагностики суставного синдрома на ранней стадии патологического процесса послужили основанием для поиска новых методических подходов к дифференциальной диагностике суставных поражений, оптимизации тактики ведения и динамического наблюдения пациентов. Имеется насущная необходимость разработки принципов и более совершенных критериев ранней диагностики суставной патологии — клинических, иммунологических, рентгенологических, ультразвуковых. Заслуживают дальнейшего изучения возможности прогнозирования течения суставных поражений, контроля эффективности комплексной терапии и мероприятий вторичной профилактики.

Цель исследования: оптимизация клинико-инструментальной диагностики и тактики ведения пациентов с суставным синдромом с учетом длительности, степени активности патологического процесса и его стадии на основании изучения клинических, лабораторных и лучевых показателей.

Задачи исследования:

1. Провести комплексный анализ динамики клинико-лабораторной, рентгенологической и ультразвуковой картины поражений суставов у больных с суставным синдромом в зависимости от длительности патологического процесса, степени активности и клинико-рентгенологической стадии.

2. Определить типичные эхографические артикулярные синдромы ревматоидного, реактивного, подагрического артритов, остеоартроза, суставного синдрома при системной красной волчанке и системной склеродермии, псориатической артропатии на ранней стадии патологического процесса и выявить частоту их встречаемости.

3. Выявить клинические и эхографические особенности поражений средних и мелких суставов конечностей у больных недифференцированным артритом.

Читайте также:  Лечение синдрома раздраженного кишечника в китае

4. Выделить клинико-инструментальные критерии, наиболее значимые для дифференциальной диагностики суставного синдрома.

5. Изучить в проспективном исследовании динамику клинико-лабораторной и эхографической картины у больных недифференцированным артритом и обосновать кратность их динамического наблюдения.

6. Разработать алгоритм клинико-лабораторной и инструментальной диагностики и тактики ведения пациентов с суставным синдромом на ранней стадии патологического процесса.

Научная новизна исследования

Впервые на основании проспективного исследования представлены сведения об особенностях клинических проявлений недифференцированного артрита в зависимости от длительности заболевания; определена частота встречаемости пациентов с недифференцированным артритом среди больных с дебютом суставного синдрома. Установлена зависимость клинической картины дебюта недифференцированного артрита от варианта течения заболевания по ревматоидному фактору. Показано, что эффективность традиционной схемы обследования пациентов с недифференцированным артритом не превышает 67,5%.

Впервые определены типичные ультразвуковые синдромы поражения интра- и экстраартикулярных тканей при ревматоидном и реактивном артритах, остеоартрозе, подагре, псориатической артропатии, суставном синдроме при системной красной волчанке и системной склеродермии в течение первого года от дебюта заболевания; изучена частота их встречаемости. Обоснованы новые подходы к ранней диагностике суставных поражений, базирующиеся на применении ультразвукового исследования высокого разрешения (Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 4928 от 04.07.2005г. «Ультразвуковое исследование высокого разрешения в диагностике суставного синдрома конечностей при коллагенозах и обменно-дистрофических нарушениях»).

На основании ретроспективного обследования пациентов с наиболее распространенными артропатиями проведена оценка динамики эхографических синдромов в зависимости от активности, продолжительности заболевания и рентгенологической стадии процесса.

Впервые разработаны клинико-лабораторные и инструментальные критерии для ранней верификации диагноза у больных с недифференцированным артритом.

Разработан и внедрен алгоритм клинико-лабораторной и инструментальной диагностики и тактики ведения пациентов с суставным синдромом на ранней стадии патологического процесса.

Практическая значимость работы

Материалы исследования обеспечивают раннее выявление поражений средних и мелких суставов при наиболее распространенных воспалительных, дегенеративных, метаболических артропатиях и системных заболеваниях соединительной ткани, а также при недифференцированном артрите.

Показано, что больным с суставной патологией при проведении комплексного обследования для верификации диагноза необходимо использовать артроэхографию, которая может рассматриваться как в качестве скринингового (у пациентов с дебютом деструктивного артрита), так и основного метода инструментальной диагностики (у больных недифференцированным артритом; при дифференциации метаболических, дегенеративных, воспалительных заболеваний суставов; при оценке эффективности проводимой базисной терапии).

Определены последовательность применения лучевых методов диагностики в зависимости от длительности патологического процесса и кратность динамического наблюдения пациентов с болезнями суставов на ранней стадии и недифференцированным артритом, позволяющие оценить риск прогрессирования патологического процесса по изменению состояния интра- и экстраартикулярных тканей, а также осуществлять контроль эффективности проводимой терапии и своевременную ее коррекцию.

Для ранней диагностики нозологической принадлежности недифференцированного артрита разработан алгоритм обследования и ведения данных пациентов. Данный алгоритм может быть внедрен в лечебно-диагностический процесс при оказании медицинской помощи пациентам артрологического профиля как на уровне амбулаторно-поликлинического, так и стационарного звеньев здравоохранения, и позволит своевременно организовать реализацию профилактических и лечебно-реабилитационных программ.

Предложенные подходы к ранней диагностике суставных поражений и тактике ведения пациентов позволяют повысить эффективность восстановительного лечения больных, в частности при остеоартрозе (Патент на изобретение № 2309684 от 10.11.07 г. «Способ лечения межфалангового остеоартроза узелковой формы»).

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплексный клинико-лабораторный и инструментальный подход с ранним применением рентгенологического и ультразвукового методов исследования позволяет повысить эффективность дифференциальной диагностики суставного синдрома.

2. Клинико-лабораторная и инструментальная картина суставного синдрома закономерно изменяется при возрастании активности заболевания, его длительности, рентгенологической стадии патологического процесса.

3. Критериями диагностики ранних проявлений артропатии следует считать: длительность заболевания, локализацию суставных поражений, вариант течения суставного синдрома (моно-, олиго- и полиартритический; серопозитивность по ревматоидному фактору и АЦЦП), состояние хрящевой пластинки по данным ультразвукового исследования. Ведущее диагностическое значение среди эхографических синдромов имеют поражение костно-хрящевой ткани, гипертрофия синовиальной оболочки, внутрисуставной выпот.

Апробация работы и внедрение в практику

Результаты научного исследования доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы лучевой диагностики заболеваний костно-суставной системы» (г.Барнаул, 2005), международной научно-практической конференции «Ведущий многопрофильный госпиталь страны: основные функции, достижения и направления развития» (г.Москва, 2006), конгрессе радиологов Украины «Променева дiагностика, променева терапiя» (г.Киев, 2006), заседании московского общества медицинских радиологов (г.Москва, 2007). Всероссийском научном форуме «Инновационные технологии медицины XXI века» (Москва, 2006); VI Всероссийской научно-практической конференции «Передовые технологии диагностики и лечения в травматологии, ортопедии и спортивной медицине» (Москва, 2006); I национальном конгрессе терапевтов «Новый курс: консолидация усилий по охране здоровья нации» (Москва, 2006); IV Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной ревматологии» (Москва, 2007); научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы профилактической и реабилитационной медицины» (г. Саратов,2009).

По результатам исследования опубликованы 62 научные работы.

Результаты исследования используются в практической работе отделений ГУЗ «Тамбовская областная клиническая больница», ГУ «Главный клинический госпиталь МВД России» (г.Москва).

Полученные данные внедрены в учебный процесс и используются при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами 6 курса лечебного факультета, слушателями факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов, врачами-интернами, клиническими ординаторами на кафедре поликлинической терапии и кафедре терапии ФПК и ППС ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Росздрава».

По материалам диссертации оформлены патент на изобретение и свидетельство отраслевой разработки.

Структура и объем работы

Диссертация изложена на 233 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы, посвященной описанию материалов и методов исследования, четырех глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и библиографии. Диссертация иллюстрирована 31 таблицей, 39 рисунками. Указатель литературы включает 377 источников (219 отечественных и 158 зарубежных).

Источник

Практическое занятие  № 1

Тема: «Суставной синдром. Заболевания, которые протекают с суставным синдромом. Наиболее опасные заболевания,  которые протекают с суставным синдромом. Дифференциальный диагноз ревматизма и ревматоидного артрита. Тактика ВОП. Тактика ВОП. Показания для направления к узкому специалисту или госпитализации в профильное отделение. Принципы лечения, диспансерного наблюдения, контроля и реабилитации в условиях СВП или СП. Принципы профилактики. Принципы преподавания темы».

Технология обучения.

Учебное время: 6 час

Структура учебного занятия

Учебный тематический кабинет. Больничные палаты Учебные пособия, фантомы, муляжи, раздаточный материал, сборник ситуационных задач и тестов, рентген снимки Телевизор, видео аппаратура, мультимедиа

Цель учебного занятия: Научить ВОП вопросам своевременной диагностики  и дифференциальной диагностики артритов и артралгий, а также принципам ведения больных в условиях первичного звена здравоохранения, предусмотренных требованиями «Квалификационной характеристики врача общей практики»

Педагогические задачи:

Научить ВОП – диагностике и дифференциальной диагностике артритов и артралгий, особенностям клинического течения в зависимости от этиологии. Обсудить вопросы тактики ведения в рамках квалификационной характеристики ВОП Обсудить принципы лечения (немедикаментозные и медикаментозные). Обсудить принципы ведения, наблюдения и мониторинга больных в условиях СВП или СП. Обсудить принципы первичной, вторичной и третичной профилактики при данных заболеваниях.

Результаты учебной деятельности:

Клинические проявления артритов и артралгий;  особенности течения в зависимости от этиологии. Дифференциальную диагностику при артритах и артралгиях. Терапию различных  видов артритов и артралгий (выбор препарата, дозы, пути введения, длительность, комбинации, побочные явления). Тактику ВОП. Принципы лечения (медикаментозное и немедикаментозное) при данных заболеваниях. Принципы диспансерного наблюдения и мониторинга больных в условиях СВП или СП. Принципы первичной, вторичной и третичной профилактики при данных заболеваниях.

ВОП должен уметь:

Диагностировать, дифференцировать  по клинике, данным лабораторных и инструментальных исследований заболевания, сопровождающиеся артритами и артралгиями. Выбрать препараты с доказанной эффективностью Консультировать по немедикаментозным методам лечения. Провести мониторинг в условиях СВП или СП.

Методы обучения

метод «тур по галерее».

демонстрация, видеопросмотр, дискуссия, беседа, решение тестов и ситуационных задач

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная работа, работа в группах, коллективная, аудиторная, внеаудиторная.

Средства обучения

Раздаточные учебные материалы визиуальные материалы, видеофильмы, муляжи, графические органайзеры, истории болезни, таблицы, стенды, комплекты рентгенограмм.

Способы и средства обратной связи

Блиц-опрос, тестирование, презентация результатов выполнения учебного задания, заполнение истории болезни, выполнение практического навыка «профессиональный расспрос»

Технологическая карта занятия

Тема: Дифференциальная диагностика ревматизма и ревматоидного артрита. Тактика ВОП.

Этапы практического занятия

Форма занятия

Место проведения

Длит-ть занятия

225

1

Вводная часть (обоснование  темы)

10

2

Обсуждение темы практического занятия с применением новых педагогических технологий (метод «тур по галерее»), а также демонстрационного материала (истории болезни, таблицы, плакаты, рентгенограммы), определение исходного уровня.

Опрос, обсуждение 

Учебная комната, палаты

40

3

Вывод обсуждения

10

4

Определение задания для выполнения практической части — профессиональный расспрос. Объяснение положений и рекомендаций для выполнения задания по заполнению истории болезни.

Обсуждение

20

5

Освоение практической части занятия под руководством преподавателя.

Проф. расспрос.  Беседа с больными и истории болезни, ситуационные задачи.

Осмотр больных в отделении

20

6

Интерпретация данных обследования больных — жалобы, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация больных, а также исследования ОАМ, ОАК, общий анализ кала, бак посев кала, кал на скрытую кровь, рентгенография суставов и биохимические анализы и постановка диагноза

Истории болезни,

лабораторные данные  ситуационные задачи

25

7

Обсуждение теоретических, практических знаний студентов, закрепление материала, определение уровня усвоения оценкой знаний.

Устный опрос, тесты, обсуждение, определение практических навыков

Учебная комната

75

8

Определение вывода по теме практического занятия, оценка по 100 бальной системе и объявление оценок. Домашнее задание следующего практического занятия (сборник вопросов).

Информация, вопросы для  самостоятельной работы.

Учебная комната

25

6. Критерии оценки текущего контроля

Уровни оценок

Рейтинг

баллы

Характеристика работы студента

20

Балл присутствия на практическом занятии. Полное отсутствие уровня знаний и не умение выполнить практический навык – студент абсолютно не готов к практическому занятию.

Не удовлетворительно

20 — 54,9

Студент отвечает неудовлетворительно.

Студенты не владеет базовыми уровнями  знаний и навыков, хотя бы одного из нижеперечисленных:

    Не может перечислить заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом. Не может перечислить наиболее опасные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом Не знает определение  болезни «ревматизм (ревматическая болезнь сердца)» и «ревматоидный артрит» Не может перечислить основные методы диагностики ревматизма и ревматоидного артрита Не знает классификацию ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита Не знает основные клинические проявления ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита Не знает большие и малые критерии диагностики ревматической болезни сердца и критерии диагностики ревматоидного артрита Не знает группы препаратов для  лечения ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита Не может собрать рациональный анамнез во время курации больных ревматической болезнью сердца и ревматоидным арритом Во время курации не способен объективно оценить состояние больных с ревматической болезнью сердца и ревматоидным артритом Не способен рационально составлять  план обследования больным с ревматической болезнью сердца и ревматоидным артритом Не способен провести дифференциальную диагностику больных с ревматической болезнью и ревматоидным артритом

Обеспечение базового уровня знаний и навыков

Удовлетворительно

55-70,9%

55-60,9

Удовлетворительный ответ низкого качества.

Студент старается владеть базовыми уровнями  знаний и навыков (см. ниже), но при ответе или выполнении навыков допускает  серьезные ошибки.

61-65,9

Удовлетворительный ответ средней степени.

Студент владеет базовыми уровнями знаний и навыков (см. ниже), но при ответе или выполнении навыков допускает ошибки (возможны отдельные погрешности)

66-70,9

Удовлетворительный ответ высокого качества.

Студент полностью владеет базовыми уровнями  знаний и навыков:

    Может перечислить заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом. Может перечислить наиболее опасные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом Знает определение  болезни «ревматизм (ревматическая болезнь сердца)» и «ревматоидный артрит» Знает причины возникновения, этиологию  ревматизма и ревматоидного артрита Может перечислить основные методы диагностики ревматизма и ревматоидного артрита Знает все 4 рентгенологические стадии ревматоидного артрита Знает классификацию ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита Знает основные клинические проявления ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита Знает большие и малые критерии диагностики ревматической болезни сердца и критерии диагностики ревматоидного артрита Знает группы препаратов для  лечения ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита Может собрать рациональный анамнез во время курации больных ревматической болезнью сердца и ревматоидным арритом Во время курации  способен объективно оценить состояние больных с ревматической болезнью сердца и ревматоидным артритом Знает причины возникновения, этиологию  ревматизма и ревматоидного артрита Способен рационально составлять  план обследования больным с ревматической болезнью сердца и ревматоидным артритом Способен провести дифференциальную диагностику больных с ревматической болезнью и ревматоидным артритом

Продвинутый уровень знаний

Хорошо

71-85,9%

71-75,9

Студент полностью владеет базовыми уровнями  знаний и навыков (указанные в пункте «66-70,9») + владеет следующими знаниями и навыками:

    Знает этиологию ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита Знает классификацию ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита Знает механизм действия лекарственных препаратов, применяющихся для лечения ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита Умеет рационально подобрать лекарственные препараты больному в зависимости от причины возникновения суставного синдрома.

76-80

Студент полностью владеет базовыми уровнями  знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «71-75,9», а также владеет. следующими знаниями и навыками:

    Знает патогенез развития суставного синдрома при ревматической болезни сердца и ревматоидного артрита
    Знает принципы первичной, вторичной и третичной профилактики ревматизма.

81-85,9

Студент полностью владеет базовыми уровнями  знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «71-75,9» и «76-80», а также владеет следующими знаниями и навыками:

    Может рассказать основные принципы ведения, наблюдения и мониторинга больных с суставным  синдромом при ревматизме и ревматоидном артрите  в условиях СВП или СП. Умеет провести консультацию по вопросам немедикаментозных и медикаментозных советов с использованием навыков МЛО. Знает принципы диспансеризации и реабилитации больных с суставным синдромом у больных ревматизмом и  ревматоидным артритом в условиях СВП или СП

Отлично

86-100%

86-90

Студент полностью владеет базовыми уровнями  знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «81-85,9», а также владеет следующими знаниями и навыками:

    Знает принципы лечения ревматизма и ревматоидного артита Знает побочные действия и противопоказания препаратов, применяющихся при суставном синдроме (ГКС, цитостатики, аминохинолоны и т. д.) Умеет предоставлять достоверную информацию  о ревматизме и ревматоидном артрите на основании интернет данных

91-95

Студент полностью владеет базовыми уровнями  знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «86-90», а также владеет следующими знаниями и навыками:

    Глубоко знает этиологию, патогенез возникновения ревматизма и ревматоидного артрита. Может подробно описать каждый из диагностических критериев ревматизма и ревматоидного артрита

96-100

Студент полностью владеет базовыми уровнями  знаний и навыков (смотри выше) + знаниями, указанные в пункте «91-95», а также владеет следующими знаниями и навыками:

    Предоставил научные данные на основе дополнительной литературы (статьи и интернет)
    Знает показания и противопоказания, режим дозирования ГКС, цитостатиков. Может на английском языке спросить жалобы, собрать анамнез и коротко рассказать о заболевании больному с суставным синдромом

Содержания занятия:

Время

Мероприятия

Содержание

Материалы

Продолжительность занятия

8.30– 9.30

Утренняя конференция

Доклад дежурных  врачей и дежурных субординаторов по дежурству.

Истории болезни, ЭКГ, кодоскоп.

1 час

9.15-10.00

Клинический аудит выписывающихся больных.

Подробный доклад студентов о выписываемых больных.

45 минут

10.05-10.45

Теоретический разбор темы

Проверка исходного уровня подготовленности студентов с использованием метода «мозговой штурм». Студентам раздаётся медицинская документация.

Таблицы, соответствующие теме занятия, необходимая медицинская документация

40 минут

10.45 -11.05.

Проработка практических навыков.

Студент под надзором преподавателя должен выполнить минимум два практического навыка.

Больной или волонтер.

20 минут

11.05-11.45

Курация больных

В отделении  кардиологии и кардиореанимации

Осмотр больных, сбор анамнеза,  полный осмотр больного, анализ данных или лабораторно-инструментального исследования, обоснование предварительного и окончательного клинического диагнозов. Определяется дальнейшая тактика.

Больной, фонендоскоп, тонометр. Клинико — лабораторные данные, амбулаторная карта больных

40 минут

11.45-12.15

Перерыв

30 мин

12.20-14.00

Разбор тематических больных

По выбору педагога проводится полный осмотр больного по теме занятия или пациентов, готовящихся к выписке, анализ данных лабораторно-инструментального исследования, обоснование предварительного и окончательного клинического диагнозов. Определяется план ведения.

Больной, фонендоскоп, тонометр, история болезни (данными клинико-лабораторных исследований).

1 час

Источник

Читайте также:  Синдром установки на неудачу скачать бесплатно