Существенная роль в борьбе с синдромом выгорания отводится

Существенная роль в борьбе с синдромом выгорания отводится thumbnail

Ноздрина Тамара Михайловна
воспитатель
ГУО «Санаторный ясли-сад №17 «Солнышко»»

Молодечно, Республика Беларусь
Еще в 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Во-первых, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе – от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Во-вторых, в практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобильности, толерантности и наличием внутренних энергоресурсов, что вызывает достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния [8].

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [4], [5]. В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов, помогающих определить начинающееся выгорание у работников, а том числе и педагогов: снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой; потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами (учащимися); игнорирование требований к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожиданий; нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность, беспокойство; дистанцирование от клиентов (учащихся) и коллег и др. [1], [2], [3], [6].

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Применительно к профессиональной деятельности мы можем говорить о профессиональном выгорании, в основе которого лежит эмоциональное выгорание. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений выражается в снижении чувства компетентности в своей работе, появлении недовольства собой, уменьшении ценности своей деятельности. В профессиональной сфере наблюдается ярко выраженное негативное самовосприятие: возникает чувство вины за собственные негативные проявления или чувства, снижается профессиональная и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе [3], [6].

В.В. Бойко также выделяет три фазы формирования выгорания. Фаза напряжения сопровождается нервным (тревожным) напряжением и служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Фаза резистенции или сопротивления нарастающему стрессу характеризуется тем, что в этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В фазе истощения наблюдается падение энергетического тонуса и ослабление нервной системы, оскудение психических ресурсов. Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания [1].

Относительно педагогов можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса.

– неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях [8].

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в коллективе учащихся, а как следствие и в педагогическом коллективе. Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми.

Следовательно, важно предупреждать развитие эмоционального выгорания. Это должен быть комплекс профилактических мер, которые активно используются как самим педагогом, так и всем педагогическим коллективом, включая администрацию. Профилактические мероприятия должны направляться на снятие напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. Мерами профилактики выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:

— сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, администрации;

— важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;

— выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта, своих достижений;

Читайте также:  Короткие пальцы на руках синдром

— создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности [3].

Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится и самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики выгорания необходимость освоения приёмов саморегуляции, самопрограммирования, самоорганизации. Ниже приведено несколько таких приемов, которые может использовать каждый педагог.

Ступени преодоления напряжения:

1. Успокойтесь, используя технику расслабления.

2. Осознайте источник вашего напряжения. Задайте себе вопрос: «Почему я сейчас так напряжен?» и прислушайтесь к внутреннему ответу.

3. Решите, что вам нужно сделать, чтобы избавиться от этого источника напряжения. Задайте себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы стать спокойным?» и прислушайтесь к внутреннему ответу.

4. Отбросьте всякое беспокойство о проблеме:

§ Представьте себе желаемый исход

§ Рассмотрите несколько альтернатив

§ Напоминайте себе, что вы сможете сделать это. «Я могу сделать это. Я делаю это».

5. Если вы чувствуете, что сделали все возможное для достижения цели, но не достигли ее, примите этот исход.

В эмоционально сложных и конфликтных ситуациях важна эмоциональная уравновешенность. Достигается это умением не концентрироваться на конфликте. Поэтому так важно умение отстраняться мысленно и эмоционально от уже произошедших негативных событий (снимая тем самым эмоциональную напряженность) или (и) давая выход негативным эмоциям в социально допустимой форме.

Способы саморегуляции:

Первый этап. Глубоко вдохните и задержите дыхание, сколько можете. О чем думает человек, задержав дыхание? О неурядицах на работе, неприятностях дома, финансовых затруднениях или других проблемах? Конечно, не думает и даже не может думать, потому что у него на это нет времени. Он полностью поглощен желанием восстановить нормальное дыхание, чтобы избавиться от удушья. Это желание заслоняет все проблемы повседневности. Такую перенастройку ума, диктуемую жизненно важной потребностью, можно назвать «созданием конкурирующей доминанты». Дыхание есть жизнь. Задерживая его, вы лишаете организм потребности, по сравнению с которой все остальные уходят на задний план и хоть на мгновение, но теряют свою актуальность. Это мгновение — ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из-под прямого воздействия негативных эмоций. Для этого с выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову.

Второй этап. Отключение от негативной ситуации заключается в том, чтобы на высоте вдоха «покинуть» свое тело. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять вашу перспективу видения обстановки. Представьте себе, что вы видите себя и все, что происходит, как будто смотрите фильм о себе. Установите удобную для вас дистанцию. Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная вами дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите. Вы можете наблюдать свои эмоции, например, гнев, но не действуйте на основании этого гнева. Главное — не дайте себе «втянуться» в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. На расстоянии вы имеете больше «воздуха для дыхания». Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все более здраво. Большинство из нас находит наилучшие решения, оставляя все эмоции в стороне.

Приемы самоорганизации:

Время – самый драгоценный ресурс вашей жизни. И каждый день вам предоставляется много возможностей использовать его с толком. Но часто вы этого не осознаете. Вы чувствуете себя «впряженными» во внешние обстоятельства и более или менее бессильными повлиять на происходящее вокруг вас. Часто лишний стресс возникает из-за того, что у вас, как вам кажется, постоянно не хватает времени для того, чтобы:

ü спокойно работать;

ü расслабляться;

ü выполнить в срок все свои задачи;

ü реагировать на непредвиденное;

ü поддерживать дружеские отношения с коллегами и другими людьми.

Но, как сказал древнеримский философ Сенека, «у нас немало того времени, которое мы имеем, а много времени, которое мы не используем». Поэтому важно отдавать себе отчет в том, как мы проводим время, и лучше его использовать.

Преимущества планирования ежедневной работы:

1. Вы имеете общую картину того, чем вам придется заниматься на следующий день, и поэтому у вас не будет неприятных сюрпризов (А об этом я и не подумал!»)

2. Вы упорядочите свою работу по степени ее важности и поэтому можете сконцентрировать свое внимание, прежде всего на самых действительно актуальных делах.

3. Завалы ожидающей вас работы становятся более обозримыми и уже благодаря одному этому не вызывают у вас слишком уж большого страха и чрезмерной напряженности.

4. Когда вы планируете свои дела, мысль о том, что выполнение той или иной задачи можно перепоручить другому сотруднику, прочнее укрепляется в вашем сознании. Вы убедитесь, что в результате эти ситуации разрешаются значительно проще, почти сами собой.

5. Вы можете вычеркивать из своего списка отдельные пункты после их выполнения. Подводя итоги дня, вы можете посчитать их как положительные результаты. И похвалить себя.

Пока ваша работа обозрима, структурирована и отсортирована по степени важности отдельных дел, вы сможете осуществлять ее постепенно часть за частью. А это делать намного легче, чем в том случае, когда перед вами груда отдельных задач и вы рискуете потратить слишком много времени на маловажные вопросы.

Несколько советов как планировать свою работу

ü Важно по возможности доводить до конца отдельные задачи. Множество начатых, но не оконченных дел обременяет подсознание и вызывает беспокойство. Дела, доведенные до конца, напротив, дают ощущение гордости, удовлетворения и внутреннего беспокойства, поэтому будет лучше, если вы доведете до победного конца три дела, чем наполовину выполните десять.

ü Подробно планируя свой распорядок дня, учитывайте и свои биоритмы: некоторые из нас более работоспособны по утрам, другие – после обеда или даже вечером. Осуществляйте самые важные свои дела именно в это время! Это позволит вам добиться лучших результатов.

ü Не забудьте запланировать и некий буфер – время для непредвиденного. Если вы заполните работой все имеющееся в вашем распоряжении время вплоть до последней минуты, любая неожиданно возникшая мелочь перевернет ваш план с ног на голову и повергнет вас в состояние стресса и цейтнота. Но если у вас останется определенный зазор, вы сможете использовать его для того, чтобы спокойно реагировать на непредвиденные ситуации; если же этот запас времени вам не понадобится, разгрузите немного следующий день.

Читайте также:  Мамы о детях с синдромом дауна

ü Решения, принятые в ситуации стресса и цейтнота, часто бывают неправильными или неоптимальными и приводят к другим негативным последствиям. Но если вы можете подумать и принять решение спокойно, часто уже это одно становится первым шагом в решении проблемы.

ü Исследователь стрессовых состояний Ганс Селье установил, что для человека признание результатов его труда важнее, чем власть и богатство. Чем более увлеченно и активно вы будете работать, тем лучших результатов вы сможете достичь. И чем больше будет ваша свобода в принятии решения, тем спокойней будет ваше внутреннее состояние.

ü Принцип успеха – концентрация на главном. Твердо помните: «Положительно настроенный человек говорит не о своих проблемах, трудностях и опасениях, а только о своей цели, своих надеждах, мечтах, желаниях и своем положительном пути». Действуйте: Разрешение проблемы начинается уже в тот самый момент, как вы записали ее (только для себя) и изложили положительный исход, т.е. идеальное желаемое состояние.

Указанные профилактические меры способствуют повышению имеющихся у педагога жизненных ресурсов.

Библиографический список:

1. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб: Питер, 1999. – 105с.

2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С.13–21.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб: Питер: Питер-принт, 2005. – 336 с.

4. Звездина, Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ / Г.П. Звездина// Управление ДОУ. – 2004. – № 4. – С. 37–41.

5. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320с.

6. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал.– 2001. – №1. – С.16–21.

7. Трунов, Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. – 1998. – № 8. – С. 84–89.

8. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя/ Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С.59–71.

Источник

Синдром менеджера – состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. В литературе встречаются и другие определения подобных состояний: «синдром эмоционального выгорания», «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «профессиональная деформация» и т.д.

f06fc8219740baa00b8e06d953c91784.jpg

На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. В Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике: «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Американский психолог и психиатр Freudenberger H. J. в 1974 г. описал феномен истощения, потери мотиваций и ответственности и назвал его burnout (выгорание). По Т. В. Форманюк, синдром эмоционального выгорания – «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми». Последние годы показывают, что «синдром менеджера» развивается не только у менеджеров, то есть руководителей высшего и среднего звена, общающихся по роду деятельности с клиентами, но и людей, работающих в других профессиях. По В. В. Бойко эмоциональное выгорание это «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». 

Профессиональное развитие личности обычно понимаются как рост, становление, интеграция в профессиональной деятельности личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений.

В.А Бодров выделяет основные характеристики, обеспечивающие профессиональную пригодность человека:

  • Профессиональную мотивацию как побудительную активность для удовлетворения всего спектра потребностей человека (от биологических до личностной зрелости (самоактуализация, самосовершенствование).

  • Общую и профессиональную подготовленность, необходимую для деятельности в типовых и нештатных ситуациях.

  • Уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности (развитие анализаторов и физических качеств).

  • Состояние индивидуально-психологических функций организма (темперамент, психомоторика, познавательные процессы, эмоционально-волевые особенности личности).

Регрессивная, нисходящая линия профессионального развития, так же предполагает закономерности, которые можно обозначить как профессиональную управленческую деформацию. В этих случаях возможно нарушение механизма накопления психологического опыта менеджера: замедляется накопление знаний о подчиненных, недостаточно учитывается их опыт, нарушается сохранение информации, поведение планируется без достаточного учета перспектив развития. С этим связаны эгоцентризм, стремление сохранить власть любой ценой, окружить себя «удобными» людьми, подавление активности и творчества других. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них, психологическое, душевное переутомление.

Э.Ф Зеер выделяет типы кризисов, способствующих профессиональной деструкции:

  1. нормативные: возрастные кризисы и кризисы профессионального становления

  2. ненормативные, критические: снижение работоспособности, потеря трудоспособности, безработица, миграция, развод и др.

  3. невротические: внутренние конфликты личности, ее иррациональные тенденции и др.

Е.Г. Молл выделяет предпосылки профессионального регресса

  1. хронический дефицит времени

  2. психотравмирующие переживания, активация незрелых механизмов психологической защиты

  3. неуверенность в себе

  4. неадекватная индивидуальная управленческая концепция

  5. утрата обратной связи, потеря контроля над информационными потоками в организации

  6. дезадаптация в трех формах: пассивное ожидание будущего, преобладающая ориентация на себя (снижение профессиональной компетентности и эмоциональной устойчивости) и преобладающая ориентация на социальное окружение (снижается эффективность контроля, адекватность оценки окружения).

Выделены четыре типа личностного регресса:

  1. возвратное развитие, т.е. повторение прогрессивного развития в обратном порядке

  2. снижение интегральной способности к принятию решений

  3. потеря чувства перспективы в развитии производства

  4. снижение эмоциональной устойчивости и изменением отношения к людям.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в: 

  • чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 

  • дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 

  • негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Профессиональное выгорание — это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распознать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций, а затем начинают преобладать хронические болезни. Количество стресс-реакций возрастает по принципу ускорения, когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам.

Негативные последствия профессионального выгорания, имеют прямое отношение к сохранению физического здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.

Читайте также:  Алена апина ребенок с синдромом дауна

Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности. В этот период человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных, затем наступает первый признак синдрома эмоционального выгорания — истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Второй признак синдрома эмоционального выгорания — личностная отстраненность, которую профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. В крайних проявлениях работающего человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.

Третий признак синдрома эмоционального выгорания — ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов.

Физические симптомы: постоянное ощущение усталости, затрудненного дыхания, одышки; тошнота, утомляемость, истощаемость, бессонница, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь при утомлении.

Эмоциональные симптомы: пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие. У пациентов этой группы появляются ощущения напряжения, беспомощности, безнадежности, они становятся раздражительными, агрессивными, тревожными, у них преобладает плохое настроение. Возможно появление переживаний неспособности сосредоточиться, чувства вины, потери идеалов, надежд или профессиональных перспектив, преобладание чувства одиночества.

Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, чрезмерное употребление табака, алкоголя, самостоятельный необоснованный прием лекарств, импульсивное эмоциональное поведение, отказ от общения с друзьями и знакомым и от других привычных форм проведения досуга.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы, ограничение круга чтения.

Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с сотрудниками, друзьями, членами семьи, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств – от возникновения развития артериальной гипертензии до инфарктов и инсультов. E. Maher в своем перечне указывает на различные симптомы, способные быть объединенными в группу аддиктивного поведения: злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, а также переедание или голодание. А. Р. Назмутдинов расширяет список вариантов аддикции: азартное поведение, работоголизм, реже – другие формы аддикций типа ухода в религию или секты.

Развитие синдрома эмоционального выгорания в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям Основной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление.

Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор объединяет характеристики личности: эмоциональная неустойчивость, мягкость, способность увлекаться навязчивыми идеями, сочувствовать другим, бороться за их интересы окружающих, но самостоятельно переживать свои проблемы; добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, даже в ущерб себе, первенствовать во всем, всегда быть на виду.

Ролевой фактор резко возрастает при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия, несогласованности действий по достижению общей цели, при конкуренции.

Организационный фактор. Высокая рабочая нагрузка, недостаток социальной поддержки, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций, однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям.

Лечение и профилактика синдрома менеджера или синдрома эмоционального выгорания

В.А.Бодров в ряду этапов формирования профессиональной пригодности выделяет профессиональную реабилитацию – восстановление функционального состояния здоровья и психики.

Доказано, что менеджеры с активно позитивным отношением к консультированию более эффективны. Наиболее существенна консультационная помощь, направленная на осознание сильных и слабых сторон, возможностей, перспектив личностного развития. Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту: необходимо обратиться за профессиональной помощью при появлении первых признаков переутомления, снижении эффективности, нарушении в сфере общения. В случаях раннего своевременного начала реабилитации удается избежать более тяжелых последствий нарушения адаптации и сократить сроки реабилитации.

Симптомы, входящие в «синдром менеджера», могут появляться при ряде других заболеваний (проблемы работы сердца, мозга, легких; особенности кровообращения, инфекционные заболевания, заболевания органов желудочно-кишечного тракта и др.) Нередко у пациентов с подобными жалобами выявляются болезненные нарушения психо-эмоционального статуса: астения, депрессия, невроз и некоторые другие.

Первым этапом оказания помощи является обследование пациентов. В соответствии с жалобами каждого обратившегося к обследованию привлекаются врачи разных специальностей. В результате обследования выделятся основные причины и механизмы ухудшения состояния. Затем составляется план реабилитации.

Психологическая помощь является основной в ходе оказания помощи менеджерам с синдромом выгорания. Виды консультирования: 

  1. пассивное (высказывание менеджера по наиболее важным для него проблемам) 

  2. информирование о результатах оценки (в том числе – психологической)

  3. аналитическое – поиск причин сложившейся ситуации

  4. корректирующее – коррекция сложившихся стилей управления, отношений, установок, стабилизация состояния личности и должностного продвижения, их дальнейшее успешное развитие.

В ходе диагностической психологической беседы определяются тип кризиса, способствующего профессиональной деструкции; предпосылки профессионального регресса, типа личностного регресса, основные факторы, играющие существенную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания в данном случае.

Психотерапевтический подход к карьерному консультированию делает акценты на снятии напряжения, развитии паттернов гармоничного межличностного общения, развитии навыков целеполагания, гармонизацию семейного функционирования, развитие навыков здорового образа жизни, освобождение от вредных привычек. При высокой мотивации на успешную реабилитацию проводится более длительный курс психотерапии, вид и формы которой избираются пациентом с помощью психотерапевта

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны так же развивать возможности на снятие действия стрессового агента: снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характера межличностных взаимоотношений в коллективе, возможности повышения квалификации.

Результатом курса реабилитации менеджера станет повышение эффективности его деятельности во всех сферах.

Источник