Структура психологического синдрома общий подход к его анализу
Синдромный подход в психологии, как и в медицине, основан не на какой-либо универсальной формальной классификации, а на конкретных наблюдениях. Вследствие этого выявляемые психологические синдромы отличаются один от другого по многим параметрам, систематизация которых представляет собой отдельную задачу. В частности, одно из существенных различий связано с характером прогноза .С этой точки зрения могут быть выделены синдромы с относительно благоприятным прогнозом , невротизирующие и психопатизирующие синдромы.
К синдромам с относительно благоприятным прогнозом относятся уход от деятельности ,психологическая инкапсуляция, позитивное самопредъявление , гиперсоциальность .Разумеется, и эти психологические синдромы при их сильной выраженности и отсутствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобным проявлениям. Однако в большинстве случаев дело ограничивается некоторыми психологическими проблемами, не достигающими степени заболевания и не требующими медицинского вмешательства. С медицинской стороны синдромы семейной и групповой изоляции также имеют благоприятный прогноз. Однако их социальный прогноз принципиально зависит от социальных ориентаций семьи (при семейной изоляции) или группы сверстников (при групповой изоляции), к которой принадлежит ребенок.
Ярко выраженный невротизирующий характер имеют хроническая не спешность и тотальный регресс . Последний синдром, как правило, развивается на фоне уже имеющегося невроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может быть остаточно эффективным. Оно обязательно должно быть дополнено психокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системы отношений ребенка с окружающими.
Психопатизирующее воздействие оказывают социальная дезориентация и отверженность .Последняя часто развивается на фоне уже сложившихся психопатоподобных нарушений. Психопатоподобное поведение могут порождать также синдромы негативного само предъявления и демонстративного нигилизма . Как и в случае невротизирующих синдромов, для преодоления негативных психологических последствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системы отношений ребенка с его социальным окружением.
Описанные выше психологические синдромы образуют естественные пары: вариант, характерный для старшего дошкольного — младшего школьного возраста, и подростково-юношеский вариант. Для разных синдромов соотношения внутри такой пары различны. В некоторых случаях подростковый вариант является прямым продолжением ранее сложившегося синдрома. Таковы пары негативное самопредъявление -демонстративный нигилизм , позитивное самопредъявление — гиперсоциальность , уход от деятельности — психологическая инкапсуляция .В других случаях это соотношение не столь однозначно. В парах хроническая неуспешность — тотальный регресс , социальная дезориентация -отверженность , семейная изоляция — групповая изоляция подростковый синдром является не прямым продолжением предшествующего варианта развития, а типичным (но не обязательным) «осложнением» предшествовавшего синдрома.
Во всех описанных случаях смена синдромов не является автоматическим следствием взросления ребенка. Иногда синдром, типичный, вообще говоря, для дошкольного или младшего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подросткового юношеского возрастов (или даже впервые возникнуть в одном из этих возрастных периодов). Иногда, напротив, «подростковый» синдром может сложиться же в младшем школьном возрасте.
Вместе с тем, анализ приведенных описаний психологических синдромов показывает, что имеется общее типологическое различие между синдромами младшего школьного и подросткового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в школу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома воплощаются в особенностях позиции ребенка.
Психологические синдромы подросткового возраста представляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в само сознании подростков. Вследствие этого, психологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в елом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.
Подростковые и юношеские синдромы не обязательно складываются на основе имевшихся ранее соответствующих синдромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и не типично) возникнуть и на основе каких-либо других синдромов или же вообще появиться без предшествующего развития какого-либо психологического синдрома.
Источник
Íåãàòèâíîå è ïîçèòèâíîå ñàìîïðåäúÿâëåíèå, äåìîíñòðàòèâíûé íèãèëèçì è ãèïåðñîöèàëüíîñòü ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû, ñâÿçàííûå ñ òðåâîæíîñòüþ è äåïðåññèâíûìè òåíäåíöèÿìè. Ñîöèàëüíàÿ äåçîðèåíòàöèÿ è îòâåðæåííîñòü, ñåìåéíàÿ è ãðóïïîâàÿ èçîëÿöèÿ.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 16.01.2015 |
Ðàçìåð ôàéëà | 27,8 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîíÿòèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ðåá¸íêà è ïñèõîëîãè÷åñêîãî ñèíäðîìà. Îïèñàíèå è õàðàêòåðèñòèêà íåêîòîðûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìà ìëàäøåãî øêîëüíèêà. Ðåêîìåíäàöèè ó÷èòåëÿì è ðîäèòåëÿì.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 29.10.2007
Ñåìüÿ êàê âàæíåéøåå óñëîâèå îáåñïå÷åíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîãî áëàãîïîëó÷èÿ ðåáåíêà, åå ïîçèòèâíîå è íåãàòèâíîå âëèÿíèå. Ïðîáëåìû âçàèìîîòíîøåíèé ïîäðîñòêà ñ ðîäèòåëÿìè. Èññëåäîâàíèå äåòñêî-ðîäèòåëüñêèõ îòíîøåíèé íà ïðîöåññ ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [172,8 K], äîáàâëåí 13.03.2013
Îñíîâíûå ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà. Òðåáîâàíèÿ è çàïðåòû êàê ìåòîäû âîñïèòàíèÿ. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðè÷èíû è ïîñëåäñòâèÿ ýìîöèîíàëüíîãî, ïñèõîëîãè÷åñêîãî, ôèçè÷åñêîãî è ñåêñóàëüíîãî íàñèëèÿ íàä äåòüìè. Ãîñóäàðñòâåííàÿ ñîöèàëüíàÿ çàùèòà ïðàâ ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè.
ðåôåðàò [55,9 K], äîáàâëåí 26.06.2014
Ñîçäàíèå ñëóæáû ñîïðîâîæäåíèÿ ñåìüè è ðåáåíêà. Ñîöèàëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñåìüè ñ ðåáåíêîì-èíâàëèäîì, ïðîáëåìíûå ñèòóàöèè â òàêèõ ñåìüÿõ. Óðîâíè äåôîðìàöèè âíóòðèñåìåéíûõ âçàèìîîòíîøåíèé. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïîðòðåòû ðîäèòåëåé, ìîäåëè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [109,0 K], äîáàâëåí 11.03.2011
Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ôåíîìåíû â ìàëûõ ãðóïïàõ è êîëëåêòèâàõ ðàçëè÷íûõ óðîâíåé. Ãðóïïîâàÿ ñïëî÷åííîñòü êàê ïðîöåññ ãðóïïîâîé äèíàìèêè. Îñíîâíûå ñâîéñòâà ñïëî÷åííîé ãðóïïû, ïñèõîëîãè÷åñêèå è ïðàêòè÷åñêèå îñíîâû îáåñïå÷åíèÿ ãðóïïîâîé ñïëî÷åííîñòè.
ðåôåðàò [15,8 K], äîáàâëåí 29.09.2008
Ïðîáëåìà ïðèðîäû ÷åëîâåêà è ñóùíîñòè ïñèõè÷åñêîãî. Àíàëèç ïñèõîëîãè÷åñêèõ âîççðåíèé Í.È. Íîâèêîâà, åãî ïðîñâåòèòåëüñêàÿ ìèññèÿ. Âîïðîñ î âçàèìîîòíîøåíèè ðàçóìà è ñòðàñòè, èõ ïîçèòèâíîå è íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà óìñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü. Âåäóùàÿ ðîëü ðàçóìà.
ðåôåðàò [18,5 K], äîáàâëåí 14.03.2009
Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà ñåìüè è èçó÷åíèå ôåíîìåíà àäàïòèðîâàííîñòè ðåáåíêà. Ñóïðóæåñêèå îòíîøåíèÿ: ýòàïû æèçíåííîãî öèêëà ñåìüè. Âëèÿíèå ñòèëÿ âîñïèòàíèÿ ðîäèòåëåé ðåáåíêà. Ôåíîìåíû àäàïòèðîâàííîñòè è ñîöèàëèçàöèè â æèçíè ðåáåíêà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [174,0 K], äîáàâëåí 18.05.2011
Ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà. Ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ äåòåé. Ñåìüÿ êàê èñòî÷íèê ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ðåáåíêà. Òðóäíûå ñèòóàöèè è ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå. Óðîâåíü ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [30,6 K], äîáàâëåí 12.12.2006
Ãðóïïîâàÿ äèñêóññèÿ êàê ìåòîä ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàáîòû, åå ïðåèìóùåñòâà è çàäà÷è, êîòîðûå ïîìîãàåò îíà ðåøàòü. Ñòðàòåãèè è ïðàâèëà âåäåíèÿ äèñêóññèè. Ïðîâåäåíèå ãðóïïîâîé äèñêóññèè â ïñèõîëîãè÷åñêîì òðåíèíãå. Ôîðìû ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî òðåíèíãà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [21,3 K], äîáàâëåí 08.04.2009
Ïàòîãåííîå âëèÿíèå ôèçè÷åñêîãî, ñåêñóàëüíîãî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî íàñèëèÿ íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè, ïñèõèêè è ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè÷åñêèå è ïñèõîñîöèàëüíûå ôàêòîðû ðèñêà íàñèëèÿ íàä äåòüìè. Ïîíÿòèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî íàñèëèÿ è ðèñêîâàííîãî âîçðàñòà.
ðåôåðàò [21,1 K], äîáàâëåí 16.09.2010
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Социальная дезориентация и отверженность
Психологический синдром социальной дезориентации возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения — поступление в школу. Иногда этот синдром складывается еще в дошкольном возрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнее изменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологического синдрома.
Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам . В отличие от этого, есть дети с высоким общим уровнем социализированности. Они достаточно легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих.
Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм, что составляет основную особенность деятельности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше «запутывает» ребенка, усиливая его дезориентированность.
При социальной дезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. При обследовании часто бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной для общения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с уже сформировавшейся нтисоциальной установкой, при социальной дезориентации почти никогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.
При диагностике социальной дезориентации психолог опирается на сочетание следующих показателей:
- — Жалобы на нарушение ребенком социальных норм.
- — Низкий уровень социализированности.
- — Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает социальную дезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительно блее серьезное отклонение в развитии.
К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление враждебности и несправедливости окружающего мира. Ребенок видит, что нарушения, совершаемые другими детьми, часто оставляются без наказания. При этом не понимает, что они гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны взрослых. Такое убеждение ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны,- то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке.
Описанное отношение к миру приводит к тому, что важнейшей особенностью психологического профиля подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом . Это дало нам основания назвать складывающийся синдром отверженностью .На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его деятельности . Ответная враждебная реакция социального окружения подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе.
Для отверженности характерно следующее сочетание показателей:
- — Жалобы на поведенческие нарушения, негативизм.
- — Ярко выраженная фрустрированная потребность в общении.
- — Негативная установка по отношению к окружающей социальной действительности, восприятие ее как враждебной и несправедливой.
- — Низкая чувствительность к социальным нормам.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Индивидуализированные рекомендации всегда основываются на той или иной типологии вариантов психического развития. Далее предлагается типология, включающая не только психологические особенности ребенка, но и систему его отношений с окружающими. Такая типологии наиболее удобна для выработки действенных рекомендаций.
Как показано в работах Л. С. Выготского и его последователей (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца), в каждом возрастном периоде существует специфичная для него социальная ситуация развития, то есть система взаимоотношений ребенка с обществом (в частности, с собственными родителями, воспитательницей детского сада, школьными учителями и т. п.). Она реализуется в ведущей деятельности данного периода (в раннем возрасте — предметной, в дошкольном — игровой, в младшем школьном — учебной, в подростковом — в деятельности межличностного общения).
Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному возрасту, вырабатывается в ходе исторического развития общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ребенком, а принимается им. Однако в каждом отдельном случае она имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений, т. е. конкретное воплощение социальной ситуации развития мы называем межличностной ситуацией развития. Она-то и определяет возникновение и последующие изменения индивидуальных психологических особенностей.
«Вклад» самого ребенка в межличностную ситуацию своего развития определяется особенностями его поведения и деятельности. Таким образом, теперь нам придется рассматривать не общевозрастную ведущую деятельность, а конкретные особенности деятельности данного ребенка.
Объектом нашего особого внимания станет также тот вклад в межличностную ситуацию, который вносят окружающие: родители, учителя, сверстники, психологи, братья, сестры и т. д. От их действий в огромной мере зависит весь ход психического развития ребенка.
При описании «психологических диагнозов» мы будем пользоваться термином «синдром». Этот термин заимствовав из медицины. Он используется для обозначения комплекса связанных между собой симптомов, образующих то или иное заболевание. Мы будем говорить о психологических синдромах. В медицине этот подход давно уже доказал свою высокую практическую эффективность. А. Р. Лурия успешно использовал его в исследованиях, посвященных нейропсихологическому анализу мозговых функций. В психологии синдромный подход был намечен Л. С. Выготским уже 60 лет назад, однако он до сих пор оставался довольно слабо разработан.
Выготский предложил использовать в качестве единицы психологического анализа не набор отдельных симптомов, а «психологический синдром», представляющий собой совокупность закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Он описал, в частности, ряд синдромов, характерных для аномального развития, в ходе которого первичный дефект приводит к появлению различных вторичных дефектов. Например, умственно отсталый ребенок часто оказывается не в состоянии успешно строить взаимоотношения со сверстниками, что приводит к сниженному уровню социализированности. В этом случае недостаточная социализированность представляет собой вторичный дефект (в отличие от аутизма, при котором сниженная социализированность — это проявление первичного дефекта). Целостный синдром образуется совокупностью первичного и вторичных дефектов. Развитие подобного синдрома (т. е. возникновение вторичных дефектов) может быть предотвращено благодаря целенаправленной профилактико-коррекционной работе (в приведенном примере — благодаря организации общения умственно отсталого ребенка со сверстниками).
В настоящей книге синдромный подход применяется для анализа различных вариантов развития нормального ребенка и для описания ряда пограничных состояний (невроз, психопатоподобное поведение и т. п.). Психологический синдром представляет собой комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов). Он характеризуется определенными условиями своего происхождения, высшей устойчивостью и специфическим направлением развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими. Общая схема, отражающая развитие психологического синдрома, представлена на рис. 1.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Негативное и позитивное самопредъявление, демонстративный нигилизм и гиперсоциальность ребенка. Психологические синдромы, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями. Социальная дезориентация и отверженность, семейная и групповая изоляция.
Определение понятия «групповая терапия при депрессии». Теория личностных конструктов и психологические нарушения. Представление о депрессии и групповая терапия, особенности техники репертуарных решеток. Альтернативные групповые подходы к депрессии.
реферат, добавлен 04.10.2010
Понятие семьи и ее основные функции. Психологические особенности, влияющие на возникновение семейной психотерапии. Семейная психотерапия как панацея современной семьи. Психологическая помощь семье — важнейшая сфера деятельности социального работника.
курсовая работа, добавлен 16.04.2012
Аддикция как навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности. Социальная дезориентация – психологический синдром, проявляющийся в асоциальном поведении. Психологические особенности личности подростка с интернет-зависимостью.
дипломная работа, добавлен 28.07.2018
Стресс как общий адаптационный синдром. Причины возникновения адаптационного синдрома, классическая модель. Общий механизм адаптационного синдрома на стадии повышенной устойчивой резистентности. Современная модель общего адаптационного синдрома.
реферат, добавлен 22.11.2011
Психологические кризисы в жизни человека, кризис инвалидности. Направления психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Формирование позитивных мировоззренческих установок. Методика программы психологического сопровождения.
дипломная работа, добавлен 25.03.2015
Особенности внутренней картины болезни у тяжелобольных детей: эмоциональное реагирование на болезнь, отношение к лечению, поведение. Эмоциональные реакции семьи на заболевание ребенка. Основные трудности, связанные с воспитанием ребенка с отклонениями.
курсовая работа, добавлен 12.04.2014
Стилизация консультативной беседы как один из методов психологического консультирования. Позитивное и негативное воздействие слова во взаимодействии консультанта и клиента. Методы, приемы и техники ведения и речевой стилизации консультативной беседы.
контрольная работа, добавлен 22.04.2016
Анализ депрессивных состояний как психологического феномена. Причины и факторы возникновения депрессивных состояний у подростков, а также психологические подходы к диагностике и коррекции. Программа коррекционной работы с депрессивными подростками.
курсовая работа, добавлен 07.07.2011
Психологические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте. Основные коммуникативные навыки, свойства личности. Общая характеристика социальных сетей. Позитивное и негативное влияние общения в Интернете на личностные особенности.
дипломная работа, добавлен 20.10.2016
Особенности психологического развития ребенка до и после рождения. Роль матери в становлении психики ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональная связь между матерью и ребенком, роль кормления грудью в развитии будущей контактности малыша.
курсовая работа, добавлен 15.12.2008
Источник