Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии

Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии thumbnail

Эпилепсия – эндогенно-органическое заболевание с хроническим течением. Возникает преимущественно в детском и юношеском возрасте. Характеризуется разнообразными параксизмами (припадками), а также изменениями Личности, нередко достигающими степени слабоумия.

Большие судорожные припадки, малые судорожные припадки (абсанц) – мгновенное помутнение сознания.

Дисфория – резкая смена настроения, тенденция к плохому настроению. Возможна эпилептическая аура, т.е. человек предчувствует приступ.

Формы:

  • генуинная – заболевание, когда не ясна природа происхождения (базовая);
  • симптоматическая – в результате тяжелого поражения головного мозга (травмы, воспаления, опухоли).

Статистика: от 3 человек на 1000 населения.

Психологическая характеристика.

Изменение динамики протекания психической Деятельности

Два основных феномена эпилепсии:

  1. Общая замедленность (снижение темпов психических процессов). Это проявляется в отсутствии ярких и быстрых эмоциональных и поведенческих проявлений. В моторной сфере – замедленность и «неуклюжесть». Замедлена ориентировка в любом новом задании.
  2. Инертность психической Деятельности. Состоит в трудности переключения с задания на задание. Наблюдается в начале задания. Наблюдается истощаемость. Любой симптом зависит от тяжести и длительности заболевания.

1. Снижение познавательной способности

  • Нарушения памяти обычно не грубые. При генуинной эпилепсии Корсаковского синдрома не бывает (дизорганизация процессов памяти, забывают отдельные моменты). При исследовании пиктограмм опосредовано не улучшает запоминание, а дизорганизует. Больной может воспроизвести синонимичное значение заданного слова, рисует сам рисунок, отражается стремление определить как можно больше признаков. Цели выполнения инертны.
  • Специфика речи определяет инертность и нарушение памяти. Замедление тембра речи, возможны амнестические западения на слова вплоть до амнестической афазии. Может быть олигофазия – нарушение темпа и речевая память. Часто используют уменьшительно ласкательные суффиксы.
  • Сужен объем внимания. Трудность в переключении внимания.

2. Мышление. Снижение операциональной стороны. Трудности вычисления существенного признака предмета, явлений, понятий. Существенный признак заменяется конкретным ситуационным решением. Трудность в понимании переносного смысла пословиц и метафор. Больной понимают все конкретно и не могут вычленить общее. Обстоятельность, выражающаяся в выраженной детализации суждений. Нарушение мотивационной стороны мышления, что выражается в специфическом резонерстве. Всегда резонерство многословно (аффективная насыщенность), любит учить жизни. При этом обстоятельность. Резонерство возникает в определенных ситуациях и носит компенсаторный характер. Старается произвести впечатление.

Специфические изменения Личности

Характерны специфические черты Личности: слащавость, подчеркнутость с людьми, которые у них в подчинении, грубы, при первом впечатлении милы, внимательны – это поведенческий фасад. Больные ведут себя агрессивно, злопамятны. Педантизм, перфекционизм – стремление сделать все по высшему классу. Инертность мотивационной сферы – жесткость, ригидность целей и побуждений.

Патопсихологический синдром при эпилепсии:

Основной синдромообразующий фактор – это нарушение динамики мыслительной Деятельности (инертность, вязкость, ригидность).

Вызывает нарушение психики: снижение темпа протекания психических процессов, эмоциональная «застойность».

Первичный дефект. Сужение поля-ориентировки. Инертность мотивации и целеполагания. Приводит к негибкости жизненных программ вообще, трудности их перестройки. Снижение продуктивности познавательной Деятельности.

Вторичный дефект. Признаки адаптации к узким сжатым болезнью рамкам жизнедеятельности, т.е. совокупность личностных качеств и их противоречивое сочетание. Эгоцентризм, склонность к резонерству.

Третичный дефект. Возникает как реакция Больного на отношение окружающих к нему и к его болезни. Больной «видит» в глазах окружающих страх, неприязнь, ожидание его неуспеха в ситуации общения и познавательной Деятельности. Это приводит к слащавости, злопамятности, неуверенности и в тоже время завышенной самооценке в этих ситуациях. Амнестические западения бывают часто. Вплоть до олигофазии (изменение речи, нарушение речи). Характерна обстоятельность.

Источник

Эпилепсия — хронически протекающее заболевание, вызванное поражением центральной нервной системы, проявляющееся различными пароксизмальными состояниями и довольно частыми изменениями личности. При неблагоприятном течении приводит к своеобразному так называемому эпилептическому слабоумию. Заболевание может возникнуть в любом возрасте, начиная с самого раннего (несколько месяцев) и кончая преклонным, однако преимущественно начало эпилепсии приходится на молодой возраст (до 20 лет).

Наиболее характерным симптомом эпилепсии является возникающий внезапно судорожный припадок. Иногда припадки происходят подряд, один за другим, без прояснения сознания в период между ними. Это патологическое состояние, называемое эпилептическим статусом, опасно для жизни (набуханием и отеком мозга, угнетением дыхательного центра, асфиксией) и требует немедленной медицинской помощи.

Наряду с большим судорожным припадком при эпилепсии бывают и так называемые малые припадки. Это кратковременное выключение сознания, чаще всего длящееся несколько секунд, без падения. Обычно оно сопровождается вегетативной реакцией и небольшим судорожным компонентом. Больной, спокойно беседующий с врачом, внезапно прерывает речь, бледнеет. Одновременно появляются судорожные глотательные движения. Через несколько секунд больной как ни в чем не бывало продолжает разговор.

Читайте также:  Синдром верхней грудной апертуры слева

Очень близок к малому припадку другой встречающийся при эпилепсии симптом абсанс — очень кратковременное выключение сознания без судорожного компонента.

Расстройства настроения у больных эпилепсией чаще всего проявляются в приступах дисфории. Дисфория —тоскливо-злобное настроение, возникающее без всякой причины. Больной мрачен, угрюм, всем недоволен, может быть агрессивен. Дисфория может длиться несколько часов или дней и заканчивается так же внезапно, как и возникла.

В период дисфории может возникнуть неудержимое влечение к алкоголю — дипсомания, периодический запой. В такие периоды больные всем недовольны, придирчивы, мрачны и раздражительны, часто предъявляют различные ипохондрические жалобы, в некоторых случаях формирующиеся даже в бредовые идеи ипохондрического характера. Бредовые идеи в таких случаях появляются приступообразно и существуют столько же, сколько длится период дисфории, от нескольких часов до нескольких дней. Нередко к тоскливо-злобному настроению примешивается страх, порой доминирующий в клинической картине. Значительно реже периодические расстройства настроения у больных эпилепсией выражаются в приступах эйфории — великолепного, ничем нс объяснимого настроения.

Расстройства сознания выражаются в приступообразном появлении сумеречного состояния сознания — концентрическим сужением сознания больного, когда из всего многообразного внешнего мира он воспринимает только какую-то часть явлений и предметов, главным образом те, которые его эмоционально в данный момент затрагивают. Помимо изменения сознания, у больных появляются также галлюцинации и бредовые идеи.

Сумеречные состояния сознания возникают внезапно, длятся от нескольких минут до нескольких дней и также внезапно кончаются, причем больной полностью забывает все, что с ним было. Амнезия характерна для этого тяжелого нарушения на весь период сумеречного состояния сознания. Она также наблюдается и при других психических эквивалентах по выходе из состояния нарушенного сознания.

Амбулаторный автоматизм — сопровождается сумеречным расстройством сознания, но внешне поведение больного может выглядеть целенаправленным и упорядоченным, и окружающие могут ничего не заметить. В таком состоянии больной может совершить длительное путешествие, купить билет и сесть на поезд, а приехав в другой город и очнувшись, не понимает, как он туда попал.

Хронические психические нарушения проявляются в виде нарушений характера, нарушений процесса мышления и развития эпилептического слабоумия.

При длительном течении заболевания у больных появляются ранее не свойственные им черты, формируется так называемый эпилептический характер. Изменения характера нарастают постепенно. Круг интересов больных сужается. Они становятся все более эгоистичными. Больше всего больного волнует собственное здоровье и собственные мелочные интересы. Эпилептики становятся придирчивыми, мелочными, педантичными. Они любят поучать других людей, ратуют за справедливость, но понимают ее в основном в аспекте своих эгоистических интересов.

Источник

6.    Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные, вторичные, третичные нарушения.

Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание, характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта. На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные психозы. По статистике, распространенность эпилепсии среди населения менее 1%, причём более половины людей заболевают в возрасте ещё до 15 лет.

Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Во время припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги, зрачки глаз не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты. Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного — двух раз в год. Бывают и припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной потерей сознания или его сумеречным состоянием.

С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления, невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (то есть приступы расстройств настроения, обычно это сочетание злобности и тоскливости).

Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта, слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается карикатурный педантизм в быту. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм, выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно, маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупая сдержанность в жестикуляции.

1.          Нарушение динамики психич. Д-сти

2.          Снижение уровня познания

3.          Нарушение личности.

1) Нар-я динамики (работоспособности): замедленность во всех процессах. Очень замедленная реакция при ассоциациях, латентные паузы… инертность проявляется в появлении повторов при выполнении задания на ассоциации. Детализированность обстоятельность психич-й д-сти. Не истощаются, практически не устают. В экспер-те на присыщаемость – нет новыъ мотивов в силу не присыщаемости д-стю. Поэтому им рекомендуются виды д-сти, связанные с точностью и аккуратностью .

Читайте также:  Все синдромы и их характеристика

2). Нарушение памяти: резко снижена способность запоминания (воспр 4-6 слов). По мет-ке пиктограмм – не точно воспроизводит словосочетания. Ракурс активности смещается с запоминания на рисование.

Наруш-е мышл-я: в первую очередь снижение Ур-ня обобщения. Вычленение признака предметов, по которым они класиф-ся не возможно. Руководствуются только ситуативными признаками или личными вкусами. Понимание смысла пословиц и поговорок тоже снижено. Наблюдаются: амнестические западения (забывание названия предм-ов), темп замедлен, в речи – обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов. Мыш-е эпилептиков очень обстоятельно, часто наблюдается резонерство, (обнаруживает, что несостоятелен и компенсирует этим свои возможности – поучения о том, как надо).

Нар-я внимания: сужение объема внимания. Это отражается на трудностях усвоения инструкции.

3). Нар-я личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый, нежный, вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий ур-нь эгоцентризма, педантизм, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности ко-е опира-ся на наруш-я мозга – дисфория. Дети – аутсайдеры – от них отворачиваются. Не могут усваивать всю программу и берут качеством – аккуратностью, тщательностью. Это попытка корректировать совю д-сть.

Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: не планируют , а живут от припадка до прикадка. Они инфантильны в силу ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. Инвализируется личность в целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее заболевает р-к, тем ↑симптомов заб-я. тем тяжелее протекание. Помощь психотерапевта – на Ур-не диагностики.

7.    Сравнительная характеристика познавательной деятельности больных шизофренией и эпилепсией.

8.    Нарушение эмоционально — личностной сферы в структуре синдромов шизофрении, эпилепсии, МДП (маниакально депрессивный психоз). Краткая характеристика.

Шизофрения: Эмоционально-личностная сфера – изначально дети гиперчувствительны. Аутизация – единственное спасение от мира. Утрата аппетита, отстраненное отношение к тому, как я выгляжу, к правилам личной гигиены. Аутиз-я – изоляция от мира от того, что со мной делается «тело – это не я» слабость нервной системы – не плачут, а хнычут, не протестуют, а уходят от мира, она себя изолируют от факторов раздражения.

Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный возраст.

Эпилепсия: Нар-я личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый, нежный, вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий ур-нь эгоцентризма, педантизм, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности ко-е опира-ся на наруш-я мозга – дисфория. Дети – аутсайдеры – от них отворачиваются. Не могут усваивать всю программу и берут качеством – аккуратностью, тщательностью. Это попытка корректировать свою д-сть.

Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: не планируют , а живут от припадка до припадка. Они инфантильны в силу ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. Инвализируется личность в целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее заболевает р-к, тем ↑симптомов заб-я. тем тяжелее протекание. Помощь психотерапевта – на Ур-не диагностики.

МДП: 1. Стадия депрессии: утрата аппетита, большая сонливость, отсутствие интереса к обычным делам, апатия, печаль, тоска, пренебрежение личной гигиеной. Душевная боль – боль в груди. Равнодушны к близким и испытывают угрызения совести от этого. «Психическая анестезия» во всем. Чувство вины, ощущение собственной плохости, никчемности и т.д.

2. Маниакальная стадия: противоположное состояние – высокая энергетика, ↑потребность в еде, ↓в сне (могут не спать несколько ночей подряд). Траты больших сумм денег, принятие на себя больших ответственностей, объема работы. Чувствует свою грандиозность, всемогущество. Ускорение речи, многословность, мысль опережает речь. Объект внимания рассеян – сразу все. Пересмотр всей своей д-сти. Бывает карикатурность: немыслимые наряды, б-е к-во косметики… Повышенный интерес к сексуальной тематики, объектом их вожделения м.б.и врач. Могут иметь обилие секс-ых связей. При маниях м.б. взрывы негативных аффектов, м.б. опасны в гневных вспышках. Делают вещи, к-е не сделали бы в твердой памяти.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 390843
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… форме, а также позволяющее осознать нераспознанные до того связи между определенными аспектами чувств и поведения. Восстановление морального состояния — важная часть работы клинического психолога с клиентом, поскольку большинство получающих психологическую помощь
многократно переживали неудачи и были деморализованы, утратив уверенность в том, что могут сами помочь себе. Высвобождение эмоций …

Читайте также:  Чем снять болевой синдром печени

… стало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы психических
заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура) самих психических процессов. В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики …

… и личности. Соответственно, нарушениями сознания являются нарушения восприятия человеком социальных характеристик среды и собственных личностных характеристик. В зависимости от трактовки сознания в клинической психологии существует два подхода и к пониманию бессознательного. В случае отождествления сознания и психики бессознательное есть недостаточный уровень нейрофизиологического возбуждения, …

… занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика: смысл и цели. Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную и негативную. Негативная — это вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях …

Источник

Эпилепсия – эндогенно-органическое заболевание с хроническим течением. Возникает преимущественно в детском и юношеском возрасте. Характеризуется разнообразными параксизмами (припадками), а также изменениями Личности, нередко достигающими степени слабоумия.

Большие судорожные припадки, малые судорожные припадки (абсанц) – мгновенное помутнение сознания.

Дисфория – резкая смена настроения, тенденция к плохому настроению. Возможна эпилептическая аура, т.е. человек предчувствует приступ.

Формы:

  • генуинная – заболевание, когда не ясна природа происхождения (базовая);
  • симптоматическая – в результате тяжелого поражения головного мозга (травмы, воспаления, опухоли).

Статистика: от 3 человек на 1000 населения.

Психологическая характеристика.

Изменение динамики протекания психической Деятельности

Два основных феномена эпилепсии:

  1. Общая замедленность (снижение темпов психических процессов). Это проявляется в отсутствии ярких и быстрых эмоциональных и поведенческих проявлений. В моторной сфере – замедленность и «неуклюжесть». Замедлена ориентировка в любом новом задании.
  2. Инертность психической Деятельности. Состоит в трудности переключения с задания на задание. Наблюдается в начале задания. Наблюдается истощаемость. Любой симптом зависит от тяжести и длительности заболевания.

1. Снижение познавательной способности

  • Нарушения памяти обычно не грубые. При генуинной эпилепсии Корсаковского синдрома не бывает (дизорганизация процессов памяти, забывают отдельные моменты). При исследовании пиктограмм опосредовано не улучшает запоминание, а дизорганизует. Больной может воспроизвести синонимичное значение заданного слова, рисует сам рисунок, отражается стремление определить как можно больше признаков. Цели выполнения инертны.
  • Специфика речи определяет инертность и нарушение памяти. Замедление тембра речи, возможны амнестические западения на слова вплоть до амнестической афазии. Может быть олигофазия – нарушение темпа и речевая память. Часто используют уменьшительно ласкательные суффиксы.
  • Сужен объем внимания. Трудность в переключении внимания.

2. Мышление. Снижение операциональной стороны. Трудности вычисления существенного признака предмета, явлений, понятий. Существенный признак заменяется конкретным ситуационным решением. Трудность в понимании переносного смысла пословиц и метафор. Больной понимают все конкретно и не могут вычленить общее. Обстоятельность, выражающаяся в выраженной детализации суждений. Нарушение мотивационной стороны мышления, что выражается в специфическом резонерстве. Всегда резонерство многословно (аффективная насыщенность), любит учить жизни. При этом обстоятельность. Резонерство возникает в определенных ситуациях и носит компенсаторный характер. Старается произвести впечатление.

Специфические изменения Личности

Характерны специфические черты Личности: слащавость, подчеркнутость с людьми, которые у них в подчинении, грубы, при первом впечатлении милы, внимательны – это поведенческий фасад. Больные ведут себя агрессивно, злопамятны. Педантизм, перфекционизм – стремление сделать все по высшему классу. Инертность мотивационной сферы – жесткость, ригидность целей и побуждений.

Патопсихологический синдром при эпилепсии:

Основной синдромообразующий фактор – это нарушение динамики мыслительной Деятельности (инертность, вязкость, ригидность).

Вызывает нарушение психики: снижение темпа протекания психических процессов, эмоциональная «застойность».

Первичный дефект. Сужение поля-ориентировки. Инертность мотивации и целеполагания. Приводит к негибкости жизненных программ вообще, трудности их перестройки. Снижение продуктивности познавательной Деятельности.

Вторичный дефект. Признаки адаптации к узким сжатым болезнью рамкам жизнедеятельности, т.е. совокупность личностных качеств и их противоречивое сочетание. Эгоцентризм, склонность к резонерству.

Третичный дефект. Возникает как реакция Больного на отношение окружающих к нему и к его болезни. Больной «видит» в глазах окружающих страх, неприязнь, ожидание его неуспеха в ситуации общения и познавательной Деятельности. Это приводит к слащавости, злопамятности, неуверенности и в тоже время завышенной самооценке в этих ситуациях. Амнестические западения бывают часто. Вплоть до олигофазии (изменение речи, нарушение речи). Характерна обстоятельность.

Источник