Строение артикуляционного аппарата при синдроме дауна
Синдром Дауна выделен как самостоятельная нозологическая единица в 1866 году , иначе монголизм. Причина- хромосомная аномалия : трисомия по 21 хромосоме.
Строение артикуляционного аппарата.
Нижняя челюсть выдается вперед. Верхняя челюсть недоразвита и представляется короткой и узкой. Неправильное развитие и окостенение небных отростков верхней челюсти ведет к образованию крутого и высокого неба. Рот полуоткрыт , губы толстые, бесформенные, плохо очерченные, нижняя губа выпячена , отвисает. На губах очень часто появляются рецидивирующие вертикальные трещины, которые возникают преимущественно в углах рта или по средней линии нижней губы. Очень типичен грубый , утолщенный язык с характерными поперечными бороздами. Этот складчатый язык встречается у 80% при болезни Дауна. Язык нередко высовывается из полуоткрытого рта.
Это связано не с увеличением размера языка ,а с недоразвитием верхней челюсти , ведущим к уменьшению полости рта. Частым симптомом при б. Дауна является аномалии зубов. Форма зубов неправильная. Они низкие и тупые или узкие и острые. Между зубами имеются промежутки, часто отсутствуют боковые резцы. Нарушение трофики зубов ведет к кариесу и раннему выпаданию.
У больных с болезнью Дауна своеобразный тембр голоса . Грубый, хриплый, низкий голос в сочетании с косноязычной речью наблюдается у всех больных. Особенности голоса обусловлено утолщением голосовых связок, относительно высоким расположением гортани и недостаточным развитием придаточных пазух носа, которые вследствие этого утрачивают способность резонировать.
Многие люди Дауны не говорят плавно и четко, их речь страдает от нарушений , обычно характерных для этого синдрома. «Насморочный» голос определяет соотношения ротовой и носовой полостей. Если улучшение слуха помогает исправлению ошибки в произношении и синтаксисе, то нечеткость интонации или ее громкость при этом скорее всего , остаются не скорректированными.
Из 100 с болезнью Дауна только у 23 % бывает слух в норме. Для исследования слуха применялся метод тимпанометрии. Выявлено, что при болезни Дауна дефект слуха глубже, чем при кондуктивной тугоухости детей с нормальным интеллектом. Хорошо известно, что даже незначительный дефект слуха у умственно отсталого ребенка отрицательно влияет на развитие его речи и познавательных способностей.
^
Причины:
-
дефект формирования или при заболеваниях наружного или среднего уха.
2. при трисомии 21 часто встречаются дефекты слуховых косточек, которые приводят к хроническому заболеванию среднего уха.
3. длительный процесс в среднем ухе может вторично вызвать поражение внутреннего уха и нейросенсорные нарушения слуха присоединяются к кондуктивным.
4. расстройства звуковосприятия возникают вторично.
Однако при синдроме Дауна нельзя исключить и самостоятельное происхождение нейросенсорной тугоухости К 15 годам почти у всех с болезнью Дауна имелась смешанная тугоухость с нейросенсорным компонентом на частотах 4000-8000 Гц. Даже нерезкое нарушение слуха заметно снижает у этих детей разборчивость речи,
ВЫВОД:
-
стационарный характер кондуктивных нарушений слуха при синдроме Дауна доказан.
-
Нейросенсорная тугоухость характеризуется медленным нарастанием, т. е. прогрессируют.
Отличительные черты:
-
Кондуктивные или нейросенсорные нарушения слуха при болезни Дауна чаще всего двусторонние. -
Редко достигают глубокой степени и дети с болезнью Дауна относятся к слабослышащим.
^
-
слухопротезирование.
2. консервативное лечение.
3. хирургическое лечение.
4. занятие с сурдопедагогом.
Оказание такой помощи может заметно повысить число обучаемых детей с этим хромосомным синдромом и заметно улучшить их социальную адаптацию,
Речь детей с болезнью Дауна развивается очень поздно. Как показывают аналитические данные развитие речи таких детей происходит с большой задержкой, речь начинает развиваться поздно, медленно. В случае относительно благополучного развития речи дети способны называть или повторять за взрослым отдельные слова и короткие фразы .При этом их произношение косноязычно, смазанно, нередки случаи заикания. Речь ребенка с болезнью Дауна невнятна, отрывочна и бессвязна. Иногда ребенок говорит на тарабарском наречии, которое даже воспроизвести невозможно. Уровень речевого недоразвития у всех различен. У всех детей наблюдается сложная структура речевого дефекта, сочетающая различные виды алалического недоразвития и дизартрического компонента, обусловленных разноуровневым поражением мозговых структур. Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей.
1 уровень – не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников.
2 уровень – воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Длинная фраза ими не воспринимается.
3 уровень – воспринимают бытовую речь, выполняют инструкцию, прослушивают короткие тексты.
По отношению к норме сенсорное недоразвитие отмечается у детей с болезнью Дауна в более позднем возрасте и остается стабильным.
Моторное недоразвитие свойственно детям с болезнью Дауна.
1 уровень – безречевые дети.
2 уровень – отдельные лепетные слова и словосочетания.
3 уровень – бытовой словарь и фразовая речь.
Но самую трудную категорию представляют дети, вовсе не соотносящие слово с конкретным предметом, действием, явлением. Постижение номинативной функции речи остается как будто за пределами возможностей. Такой ребенок не понимает обращенную к нему речь и не в состоянии ответить жестом на самые простые вопросы «Где ушко? Где глаз? Где мама?». При относительной более сохранной механической памяти больные иногда научаются читать, но понимание и пересказ содержания им не доступны.
В раннем возрасте ребенок с синдромом Дауна не в состоянии воспринимать указания логопеда, он не понимает, чего от него хотят, и категорически препятствуют введению в рот специальных инструментов. Поэтому, в первую очередь надо не исправлять имеющиеся многочисленные дефекты, а насколько возможно, препятствовать их образованию.
Обучение — это сознательный процесс, а на осознанное отношение 2 – 3 и даже 4 – летнего ребенка с синдромом Дауна поставленным задачам рассчитывать не приходится. Мы не можем рассчитывать и на готовность ребенка совершать активные волевые усилия. Многих требований логопеда он не понимает. Для укрепления язычной мышцы его учат лизать марки, тарелки – и вот на глазах у всех ребенок облизывает шкаф, стену, маму и других детей.
^
Особое место в работе с этими детьми должно быть отведено развитию речи. Следует как можно больше разговаривать с ними, поощряя любую попытку обращения ребенка к взрослому. Например, взрослый показывает и называет части тела, предметы туалета, а ребенок повторяет за ним. При этом речь взрослого должна быть простой и понятной, эмоционально выразительной. Необходимо научить ребенка различать и называть некоторые виды одежды, обуви, мебели, посуды, игрушек – те предметы, которыми они пользуются. Одновременно с этим он учится строить простые предложения, состоящие из двух – трех слов. Нужно постоянно расширять представления детей об окружающей жизни и на этой основе развивать речь. Следует чаще беседовать с ребенком. В ходе беседы он должен учиться отвечать на вопросы: Кто это? Что это?, упражняться в построении несложных фраз. Особенно важно при этом работать над пониманием одних и тех же слов, употребляя их в разных ситуациях.
Для развития речи необходимо:
-
знакомство с реальными предметами -
занятия с картинками -
учить соотносить изображение предмета с реальным объектом -
классифицировать картинки для появления и использования обобщающих слов -
работа с простыми сюжетными картинками
Вопросы по картинке ставятся короткие и ясные.
Для не говорящего ребенка развитием речи будет считаться, если он сможет по вопросам показывать предметы, действия с ними, следить за объяснениями взрослого. Например, показывают картинку и кратко описывают содержание «Это мальчики; это большой мальчик, а это маленький мальчик. Большой мальчик читает книгу. Маленький мальчик играет в мяч.». После этого взрослый: «Покажи, где большой мальчик, где маленький мальчик, что мальчик читает.» Это занятие развивает у ребенка понимание обиходной речи.
-
Работа с серией картинок (3 –4 картинки).
-
Разложить согласно развитию сюжета. Рассматривание картинки, определение последовательности -
Рассказывание
Ребенок в основном ограничивается перечислением отдельных предметов или названий действий, не связывая их между собой.
-
Ребенку следует читать больше книг с яркими, красочными картинками, подбирая доступные его пониманию тексты. Постепенно он начинает соотносить прочитанное с иллюстрацией и по возможности будет отвечать на поставленные вопросы. -
Полезно разучивать с детьми стихи, считалки, потешки.
Само по себе накопление слов не всегда ведет к улучшению его активной речи. Даже владея нужным словом или несложной фразой, он не часто пользуется ей. Это обуславливается низкой активностью, сниженностью побуждений к высказыванию, слабым интересом к окружающим. Чтобы вызвать речь ребенка, необходимо поставить его в такую ситуацию, чтобы он спросил или попросил что – либо, задал вопрос. Иногда следует помочь: Скажи, дай мишку. Если речь достаточно развита, тогда такая фраза: Что тебе нужно?
^
1. В младенческом возрасте во время кормления, пеленания, одевания мать должна сопровождать свои действия словами. Говорить можно не только слова, но отдельные звуки и слоги.
Ла – ла – ла, ле – ле – ле, лё – лё – лё, ба – ба – ба, с – с – с, ш – ш – ш
В 3 – 4 годам ребенок может повторить за взрослыми несколько слогов.
2. Учить произносить открытые слоги, начинающиеся с твердой согласной. Например, ва, ба, га, да, жа и т. д.
3. Выделение коротких слогов с последующем объединением их в простые одно- и двусложные слова. Опора на слух и подражательные способности ребенка.
4. На начальном этапе обучения следует определить слова и обороты, которые ребенок будет постоянно слушать и, которые будут «привязаны» к каждодневным ритуалам – это составит некое ядро, которое в дальнейшем «обрастет» все новыми и новыми словами. Например, бабушка придет
завтра; в детский сад пойдем завтра. (Упало, высоко, завтра, что там внутри, пусто, темно и т. д.) Таких важных ключевых слов должно быть как можно больше.
-
Речь говорящего взрослого должна быть ясной, четкой, лаконичной:
Са – по – ги, шап – ка. По слогам, очень внятно говорим ребенку, одевая его. «Ка – ша, лож – ка, нож», — внушаем ему за едой. Но это не значит , что вся семья должна с утра до ночи говорить в телеграфном стиле. Ребенок должен быть погружен в стихию родного языка. Кто хочет более подробно ознакомиться с методикой работы Ромены Августовой, прочитайте книгу «Говори! Ты это можешь».
^ утверждают, что самые лучшие программы по развитию речи не могут быть разработаны просто для случая синдрома Дауна, они должны быть расчитаны на конкретного человека с этим синдромом. Главски предупреждает, что «трудно и бессмысленно пытаться оценить речь ребенка без полного понимания его окружения.
Махони также настаивает на важности оценки окружения ребенка. Он считает, что «в естественной среде дети поощряются за умение общаться, а не за умение пользоваться соответствующими лингвистическими структурами».
Миттлер и Берри подчеркивают, что ежедневно представляется масса возможностей поощрить ребенка к речевому взаимодействию.
Кейрнс и Питерсе в своей программе «Раннее обучение речи в житейских ситуациях» приводят перечень стратегий поощрения ребенка к общению с родителями. Это программа называется «Обучение в естественных условиях». Следующая программа «Обучение через подражание». Это программа кажется перспективной в тех случаях, когда ребенок нем или страдает эхолалией и в минимальной степени владеет социальными навыками и навыками самообслуживания.
Существует точка зрения, согласно которой введение языка жестов или других вне речевых методик тормозит речевое развитие. По этой причине вне речевыми методиками часто не пользуются до тех пор, пока программы по развитию речи и речевой деятельности не терпят провала. Имеются, однако, данные, что вне речевые методики не задерживают развитие речи, если используются одновременно с разговорной речевой деятельностью. Однако, единого мнения по оптимальной программе нет. «Мы действительно не знаем, с какой программы следует начинать и какой последовательности программ нужно придерживаться».
Источник
«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.
Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.
Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна
Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.
Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.
Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:
- Алалия.
- Общее недоразвитие речи.
- Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
- ЗПР.
- Заикание.
- Апраксия.
- Грамматическая неправильность речи.
При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.
Причины проблем, возникающих при развитии речи:
- Особенности строения артикуляционного аппарата.
- Мышечная гипотония.
- Проблемы со слухом.
- Низкий объем слуховой памяти.
- Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
- Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.
Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.
Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна
Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.
В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.
Над чем работают дефектологи:
- Вырабатывание концентрации внимания.
- Работа над общим психомоторным развитием.
- Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
- Улучшение координации движений.
- Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.
Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.
Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.
Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:
- Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
- Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
- Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
- Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.
Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.
Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.
Источник
Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна
Результаты обследования логопеда
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________
__________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Ф.И.О. родителей:
Отец______________________________________________________________
Мать______________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Анамнез
Особенности протекания беременности и родов_________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Раннее общефизическое развитие
Стал держать голову__________________, сидеть________________________
Вставать____________________________, ходить________________________
Раннее речевое развитие:
Гуление___________________________, лепет__________________________
Первые слова_______________________, фразы_________________________
Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
— в контакт не вступает;
— проявляет речевой негативизм;
— контакт формальный (чисто внешний);
— в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
— не проявляет заинтересованности в контакте;
— легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Состояние слухового внимания:
Различение звучащих игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительного восприятия:
Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различение предметов, игрушек разного цвета
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительно — пространственного гнозиса и праксиса:
Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: «вверху», «внизу») ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование мыслительных функций:
Наглядно — действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование математических представлений:
Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
— Общая моторика:
Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
— Мелкая моторика:
Кинетическая основа движений пальцев («Пальчики здороваются») ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние органов артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево — вправо) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование фонетической стороны речи
1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)
2. Исследование звуко — слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)
3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)
Гласные, Согласные.
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление повествовательной и восклицательной интонаций.
Исследование фонематических функций
1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)
2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук «Р» в слове…)
Исследование импрессивной речи
1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)
-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)
-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)
-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
— Понимание форм единственного и множественного числа существительных
— Понимание предложно — падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)
— Понимание уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных (Подушка — подушечка)
Исследование экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)
3. Состояние грамматического строя речи
Состояние связной речи
Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.
Заключение логопеда_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут развития | Динамика развития |
Источник