Стресс как адаптационный синдром презентация
1
Познай себя Защити себя от стресса
2
Стадии общего адаптационного синдрома (ОАС) (Г. Селье). В течение стрессовой реакции выделяют три стадии синдрома биологического стресса: I стадия тревоги I стадия тревоги II стадия резистентности (сопротивления) II стадия резистентности (сопротивления) III стадия истощения III стадия истощения
3
I стадия стресса(тревоги) А) мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы; А) мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы; Б) реакция надпочечников иммунной системы и желудочно – кишечного тракта; Б) реакция надпочечников иммунной системы и желудочно – кишечного тракта; В) если стрессор сильный (ожог) из – за ограниченности резервов может наступить смерть. В) если стрессор сильный (ожог) из – за ограниченности резервов может наступить смерть.
4
II стадия (сопротивления) А) если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизи- руется фаза сопротивления; А) если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизи- руется фаза сопротивления; Б) признаки тревоги исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного. Б) признаки тревоги исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.
5
III стадия (истощение) В результате длительного стрессора – раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость организма, запасы адаптационной энергии истощаются. Тогда вновь возникают признаки тревоги, но теперь они необратимы, индивид погибает. В результате длительного стрессора – раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость организма, запасы адаптационной энергии истощаются. Тогда вновь возникают признаки тревоги, но теперь они необратимы, индивид погибает.
6
Тест «Проверьте свои нервишки»
7
Варианты ответов: «да» «иногда» «нет»
8
1. Страдаете ли Вы от бессонницы? 2. Краснеете ли Вы, когда общаетесь с незнакомыми людьми, и начинает ли у вас иногда сильно – сильно биться сердце? 3. Быстро ли вы утомляетесь при напряжённой умственной работе?
9
4. Бывает ли, что ваше настроение резко меняется в течение рабочего дня? 5. Можете ли Вы кинуть в человека сковородкой, а потом переживать по этому поводу? 6. Бывают ли у Вас состояния беспричинной тревоги? 7. Часто ли Вы ругаете себя за тот или иной поступок?
10
8. Беспокоитесь ли Вы о том, что у Вас что – то не так с вашим организмом? 9. Вы боитесь темноты и чёрных кошек? 10. Возникает ли у Вас в конфликтных ситуациях ощущение «комка в горле»?
11
11. Не кажется ли вам, что все окружающие недоброжелательно настроены по отношению к вам? 12. Возникает ли у Вас неуверенность в своих силах? 13. Могут ли Вас вывести из себя продавщица в магазине или бабушка на лавочке своими резкими замечаниями?
12
Обработка результатов: «да» — 3 балла «иногда» — 2 балла «нет» — 1 балл
13
Анализ результатов: Если Вы набрали от 13 до 24, Вы в отличной форме и Вам надо просто её поддерживать, что для Вас не должно быть проблемой.
14
Если у Вас от 25 до 34 баллов, то у Вас понижена устойчивость к стрессу, так что неплохо переключиться, поехать отдохнуть, сходить в сауну или заняться сексом. И обязательно поддерживайте свою физическую форму только тем способом, который будет для Вас наиболее приятным.
15
Если у Вас от 35 до 39 баллов, то Вам рекомендуется проконсультироваться у специалистов по поводу Вашего психологического состояния.
16
Тест «Умеете ли Вы справляться со стрессом?»
17
Утверждение Час- то Ред- ко Никог да 1. Я чувствую себя счастливой Я сама могу сделать себя счастливой Меня охватывает чувство безнадёжности Я могу рассла- биться в стрессо- вой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю. 012
18
УтверждениеЧ.Р.Н. 5. Если бы я испытывала оч.сильный стресс, я бы обязательно обратилась к врачу Я склонна к грусти Мне хотелось бы стать кем-н. другим Мне хотелось бы оказаться где-н. в другом месте Я легко расстраиваюсь 210
19
Интерпретация результатов 0 – 3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы. 4 – 7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где – то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приёмы, помогающие справляться со стрессом.
20
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
21
Ваши способы борьбы со стрессом: 4 группы способов: 1. Удовлетворение физических потребностей. 2. Хобби. 3. Смена места и вида деятельности. деятельности. 4. Общение внешнее и внутреннее. внутреннее.
22
Удовлетворение физических потребностей: Вкусная еда – 55% Вкусная еда – 55% Физические нагрузки: — 53% Физические нагрузки: — 53% — по дому: уборка, стирка, — по дому: уборка, стирка, глажка… — 43% глажка… — 43% — на огороде, в саду – 10% — на огороде, в саду – 10% — аэробика – 5% — аэробика – 5% Принятие тёплой ванны, душа, плавание в бассейне, сауна – 25% Принятие тёплой ванны, душа, плавание в бассейне, сауна – 25% Сон – 25% Сон – 25%
23
Употребление «лёгких», «тяжёлых» спиртных напитков – 20% Употребление «лёгких», «тяжёлых» спиртных напитков – 20% Слёзы – 10% Слёзы – 10% Секс – 8% Секс – 8% Застолье, поход в кафе – 8% Застолье, поход в кафе – 8% Принятие успокоительных средств – 5% Принятие успокоительных средств – 5% Дыхательные упражнения, релаксация – 3% Дыхательные упражнения, релаксация – 3% Накричать – 3% Накричать – 3%
24
Хобби: Просмотр TV – 23% Просмотр TV – 23% Послушать расслабляющую музыку (классическую) – 20% Послушать расслабляющую музыку (классическую) – 20% Чтение (книг, журналов, газет, любовных романов) – 15% Чтение (книг, журналов, газет, любовных романов) – 15% Занятие любимым делом – 16% Занятие любимым делом – 16% Танцы «до упада» — 10% Танцы «до упада» — 10% Общение с животными – 10% Общение с животными – 10% Вязание – 10% Вязание – 10%
25
Пение – 8% Пение – 8% Какая – нибудь деятельность – 3% Какая – нибудь деятельность – 3% Играть в компьютерные игры – 3% Играть в компьютерные игры – 3% Бить посуду – 3% Бить посуду – 3% Разгадывание кроссвордов, головоломок – 3% Разгадывание кроссвордов, головоломок – 3% Бесцельное рисование – 3% Бесцельное рисование – 3% Йога – 3% Йога – 3% Смех – 3% Смех – 3% Шитьё, рукоделие – 3% Шитьё, рукоделие – 3%
26
Смена места и вида деятельности. Поход по магазинам, купить какую — нибудь вещь – 40% Поход по магазинам, купить какую — нибудь вещь – 40% Прогулка в одиночестве (дома) – 38% Прогулка в одиночестве (дома) – 38% Выход на природу, общение с природой, рыбалка – 18% Выход на природу, общение с природой, рыбалка – 18% Поход к парикмахеру, косметологу – 15% Поход к парикмахеру, косметологу – 15% Поход в гости – 13% Поход в гости – 13%
27
Поездка куда – нибудь (в другой город) – 8% Поездка куда – нибудь (в другой город) – 8% Прогулка с собакой – 4% Прогулка с собакой – 4% Посещение храма, молитва – 4% Посещение храма, молитва – 4% Обращение к врачу – 3% Обращение к врачу – 3% Перестановка мебели – 3% Перестановка мебели – 3%
28
Общение внешнее и внутреннее. Разговор по душам – 45% Разговор по душам – 45% Общение с детьми – 8% Общение с детьми – 8% Переключение на приятные мысли – 8% Переключение на приятные мысли – 8% Общение в семье – 4% Общение в семье – 4% Высказаться не заинтересованному человеку – 3% Высказаться не заинтересованному человеку – 3% Визуализация – 3% Визуализация – 3% Самовнушение – 3% Самовнушение – 3%
29
Ситуации эмоционального выгорания: начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов; начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов; ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями; ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями; проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года. окончание учебного года.
30
Причины возникновения эмоционального выгорания: высокую эмоциональную включенность в деятельность эмоциональную перегрузку (34%); высокую эмоциональную включенность в деятельность эмоциональную перегрузку (34%); отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%); отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%); жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%); жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%);
31
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%); неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%); организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%); организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%); ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%); ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%); отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%). отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%).
32
Три основных фактора, влияющих на возникновение СЭВ личностный коммуникативный организационный
33
Раздражительность 62,5 % Разочарование 56 % Обида Досада 50 % Апатия Подавленность 43,5 % Беспомощность 37,5 % Угнетенность Опустошенность Горечь Отчаяние Конфликтность 31 % Стресс Безысходность 25 %
Источник