Стресс и синдром профессионального выгорания
На сегодняшний день люди, которые работают в крупных городах, часто подвержены стрессам. Ситуации, заставляющие работать на максимум все внутренние ресурсы, возникают как во время работы, так и вне ее. И для многих такое состояние организма становится достаточно критичным, что ведет к возникновению различных психических патологий.
Синдром эмоционального выгорания – это разрушительный для человеческой личности процесс, которые чаще всего возникает из-за высокой концентрации профессионального стресса в деятельности человека. В связи с этим к числу специалистов, которые наиболее подвержены выгоранию, традиционно относят медицинских работников.
Как связаны между собой выгорание и стресс
Для начала стоит оговорить один важный факт. Стресс присутствует на протяжении всей жизни человека и «в малых дозах» он может быть даже полезен, поскольку стимулирует и подгоняет новые ресурсы, позволяя положительно влиять на свою профессиональную деятельность. Но в то же самое время стресс как постоянное и продолжительное явление – это крайне негативный для человеческого организма фактор. Фактически постоянное нахождение в стрессовой ситуации ведет к тому, что внутренние ресурсы изнашиваются, подрывается не только ментальное, но и физическое здоровье.
Если же смотреть на ситуацию с точки зрения профессиональной деятельности, можно наблюдать следующую картину: человек постоянно находится в состоянии полной готовности, он ждет непредвиденных ситуаций, проблем, трудностей. И такая «мобилизация ресурсов» требует больших энергозатрат, восполнить которые крайне сложно, потому что чаще всего работа такого человека сама по себе отнимает много времени и сил.
На выходе же получается, что сотрудник не имеет возможности избавиться от стресса, отдохнуть, отпустить ситуацию. И этот груз приводит к тому, что со временем его все больше одолевают негативные мысли. Такой специалист постепенно перестает верить в свое дело, видит в нем лишь источник негатива. Иными словами, у него происходит подмена понятий: профессия из источника самореализации становится причиной неуверенности и деморализации.
А такой настрой является первым шагом к развитию синдрома эмоционального выгорания. Данное психологическое расстройство подразумевает постепенную потерю интересов и желаний как в профессиональной, так и личной жизни. Сам по себе синдром представляет некоторую личностную деградацию личности, когда низводятся все возвышенные порывы. К примеру, в основе решения стать врачом лежит желание помогать людям, делать их жизнь качественнее, помогать им бороться. Синдром же профессионального выгорания убивает это желание. Специалист, подверженный подобному ментальному заболеванию, начинает выполнять свою работу формально, механически. И такой подход для пациентов может быть также губителен, как и непрофессионализм медицинского работника.
Профилактика стрессов и эмоционального выгорания
На сегодняшний день уже разработаны и активно применяются технологии лечения синдрома профессионального выгорания. Но все же значительно лучше не допускать сам факт его развития, а для это необходимо не забывать про меры профилактики.
К методам профилактики стрессовых состояний можно отнести следующее:
- Уделять меньше внимания или полностью игнорировать мелкие неприятности, которые никак не сказываются ни работе, ни за ее пределами;
- Активно внедрять в свою повседневность принципы позитивного мышления;
- Не упрекать и не ругать самого себя, стараться искать выход, а не повод для негативного самоанализа;
- Регулярный отдых и сон.
Если же говорить о профессиональном выгорании, то можно использовать следующие советы, чтобы предотвратить развитие синдрома:
- Грамотно распределять свое время;
- Проводить короткие перерывы во время работы (10-минутный отдых на кофе или же непринужденную беседу);
- Не выносить конфликты и другие негативные ситуации за пределы работы;
- Ведение дневника или посещение специалиста, который поможет проанализировать ситуацию, найти выход.
В случае, если Вас заинтересовала проблема профессионального выгорания, можете стать участником квалификационного цикла, который состоится 15 августа 2019 года при поддержке СНТА и будет называться «Профилактика стресса и выгорания у специалистов сферы здравоохранения». Запись на него уже открыта.
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Источник
Стресс и профессиональное выгорание
Значение изучения механизмов стресса и профессионального выгорания с
каждым годом приобретают все больший вес и масштабность. Множество
научных направлений рассматривают стресс как предмет своего исследования,
что породило разноплановость концепций стресса. Как будет описано ниже,
профессиональное выгорание и стресс имеют схожую природу и механизм
формирования.
В основу развития теории стресса были положены идеи У.Б Кеннона, который
ввел термин «гомеостаз» и исследования И.П. Павлова с его идея целостности и
непрерывности адаптации организма к среде. Значимый вклад в развитие
концепции стресса были сделаны Гансом Селье, физиологом и основателем
международного института стресса. Им были сформулировны ключевые
положения теории стресса:
Каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии,
который ограничен.
Адаптационная энергия может быть использована в любой момент,
может быть сконцентрирована на одном направлении или распределено
между различными направлениями ответа. Болезнь, старение и смерть
является результатом истощения адаптационной энергии.
Существует два уровня активации адаптационной энергии: первичный –
требует большой затраты энергии и является ответом на высокую
интенсивность стрессора; Вторичный – требует меньшей затраты энергии
и является ответом на стрессор с меньшей интенсивностью.
Стрессором может служить любое предъявленное организму действие,
характер стрессора не имеет значение (позитивный или негативный),
значима лишь его интенсивность. Таким образом стрессор –
неспецифическое требование к перестройке.
Перестройка проходит несколько стадий, каждая из которых имеет свое
время течения, а переход на следующую стадию зависит от уровня
резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия
стрессора.
В последующем, исследования Л. Л. Китаева-Смыка поддержали
предположение Г. Селье существование двух мобилизационных уровней
адаптации.
Обобщение результатов исследований, позволило Г. Селье в 1936 году
обосновать гипотезу «общего адаптивного синдрома» — неспецифический ответ
организма на любое предъявленное ему требование.
Данное определение ссылается на терминологию Кеннона, что ввело путаницу
в понимание концепции Селье и породило ее дальнейшую критику.
Чтобы избежать ее в дальнейшем, ниже описаны современные положения
теории стресса.
1) Стресс является неспецифической стадийной системной защитной
редуцированной психофизиологической реакцией организма на
повреждение или его угрозу.
2) Шок – это стресс в крайней степени выраженности.
3) Стресс является неспецифической реакцией. Она развивается независимо
от типа стресс-фактора. Это в корне отличается от разнообразных
механизмов регуляции, которые реализуются в разных не экстремальных
условиях.
4) Стресс не адаптивная реакция, но стресс защитная реакция (аналог –
воспаление). Он основан не только на функциональных, но и на
структурных изменениях. Например, «триада Селье».
5) Стресс является обедненной реакцией на чрезвычайную ситуацию, в
которой снижение индивидуальных отклонений психологических,
физиологических, биохимических и других показателей является
результатом истощения регуляторных механизмов (три
нейроэндокринные стресс-реактивные системы имеют исключительное
доминирование над остальными). Эта стандартизация обеспечивает
неспецифическую защиту, и является оптимальной только в
чрезвычайных ситуациях.
6) Стресс – это интегративная психофизиологическая реакция на
повреждение или угрозы травмы. Его психологическая составляющая
является оценка степени угрозы и формирование стратегии выживания.
Его физиологическая составляющая обеспечивает энергоснабжение
когнитивных и двигательных функций за счет усиления регулирующих
влияний sympathetic-adrenal-medullary system (SAMS), hypothalamic-
pituitary-adrenal system (HPAS) и endogenous opioid system (EOS).
7) Эндокринные маркеры: повышение уровня энкефалинов, эндорфинов,
динорфинов. Нейрофизиологический маркер: одновременное усиление
индекса вегетативного баланса и падение общей мощности спектра
вариабельности ритма сердца.
8) Ответ организма происходит не на любое действие, нарушающее его
гомеостаз, а на повреждение или его угрозу
9) Стресс является системной реакцией, основанной на динамическом
взаимодействии трёх регуляторных стресс-реактивных систем: САС,
ГГАС и (что особенно важно) ЭОС.
10) Стресс является стадийной реакцией. Стадии стресса связаны с
доминированием одной из стресс-реактивных систем:
— Стадия тревоги. Физиологически осуществляется посредствам
экстренной активации симпатоадреналовой системы (САС). Направлена
на активацию висцеральных и психических функция, является
чрезвычайно энергозатратной. Подобный механизм позволяет
мобилизировать силы организма для быстрого реагирования, основная
задача – обеспечить максимальную эффективность мышц «борьба или
бегство».
— Стадия резистентности. Физиологически осуществляется посредствам
усиления катаболических процессов, мобилизации остаточных
энергетических ресурсов и активации гипотоламо-гипофизирно-
адреналовой системы (ГГАС). Стадия сопротивления направлена на
привыкание к уровню испытываемого напряжения. Обеспечивает
устойчивый значительно высокий уровень энергетики.
— Стадия истощения. Реализуется за счет эндогенной опиоидной системы
(ЭОС). Происходит торможение большинства систем организма.
Обеспечивает максимальную экономию энергии.
Механизм третей стадии стресса был открыт сравнительно недавно. В
классической триаде Селье, стадия истощения представлена как полная
дезинтеграция регуляторных и исполнительных механизмов.
Именно с этой стадией развития стресса В.В. Бойко сравнивал
профессиональное выгорание.
С момента обозначения данного феномена в 1974 году проведено значительное
количество исследований и выработано много концепций по данной теме. В
тоже время существует достаточное количество противоречий и сложностей в
понимании данного феномена. Возникают вопросы и сточки зрения точности и
надежности методологии изучения. До сих пор не сформировано единого
понимания самого понятия «выгорание», которое во многих литературных
источниках тождественно понятию «стресс».
Согласно одному из обобщенных определений, профессиональное выгорание –
многообразный феномен, выражающийся в психических и физических
реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности.
Термин выгорание (burnout) был введен Френденбергом в 1974 году,
изначально характеризовал чувство собственной бесполезности и
изнеможения. Началом исследования Френдбергом этого феномена послужили
жалобы пациентов, работающих в коммуникативной области труда.
Можно выделить три группы симптомов профессионального выгорания:
психофизиологическая (усталость, эмоциональное и физическое истощение,
снижение восприимчивости и реактивности, астения, головные боли, колебания
веса, бессонница, заторможенность, одышка, снижение сенсорной
чувствительности); социально-психологическая (пассивность, повышенная
раздражительность, эмоциональные «срыв» или «уход в себя», повышенная
тревожность, негативная установка на жизненные и профессиональные
перспективы); и поведенческая (дистанцированность от сотрудников и
клиентов, ошибки при выполнении работы, пассивность, избегание своих
профессиональных обязанностей, несдержанность в общении с клиентами,
отказ от выполнения заданий, частые опоздания и увеличение
продолжительности перерывов).
Последствия профессионального выгорания негативно сказываются не только
на сотруднике, но и непосредственно влияют на качество трудовой
деятельности, эффективность экономической и управленческой деятельности
организаций.
Взглядов на причину возникновения профессионального выгорания достаточно
много. Ю.В. Щербаков предлагает классифицировать факторы возникновения
на объективные (внешние, независящие от личности сотрудника) и
субъективные (личностные особенности человека).
Б.В. Овчинников, А.И. Колчев выделили четыре, свойственных любой
профессиональной деятельности, стрессогенных фактора: коммуникативные,
информационные, эмоциогенные, физиолого-гигиенические.
Специалистами выделено пять групп риска, в которых люди наиболее
подвержены профессиональному выгоранию:
1. Сотрудники, трудовая деятельность которых основана на коммуникации
и общении с другими людьми. Профессии «человек — человек».
2. Люди, которые испытывают внутренний конфликт, в связи с их работой.
Противоречие между личными ценностями и нормами и корпоративными
ценностями и законами.
3. Новая обстановка и условия трудовой деятельности. Перемена нагрузки,
уровня сложности и интенсивности трудовой деятельности.
4. Условия нестабильности и страха потерять рабочее место. Причиной
такой нестабильности может быть как экономическая ситуация, так и
стратегия руководства с целью управления кадрами.
5. В группу риска входят жители мегаполисов и крупных городов, в
которых человек живет в условиях навязанных нежелательных
коммуникация с большим количеством незнакомых людей в
общественных местах.
Источник
В жизни бывают такие моменты, когда мы теряем вкус к жизни, когда что-то идёт не так. Вы чувствуете, что постоянно срываетесь на работе, коллеги раздражают, вы становитесь равнодушными, постоянно находитесь в напряжение, появляются проблемы со здоровьем, вы плохо работаете, постоянно отвлекаетесь, появляются проблемы в семье.
В чём же проблема? Похоже у вас профессиональное выгорание.
Сегодня я расскажу вам подробней о:
- профессиональном выгорании;
- причинах его возникновения;
- стадиях;
Что мы знаем о профессиональном выгорании?
Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.
Важно учесть тот факт, что профессиональное выгорание — это не болезнь и не психическое расстройство. Выгорание нужно рассматривать как комплекс факторов, предрасполагающих к более серьезным состояниям (тяжелому стрессу, тревожности, депрессии).
Важное значение имеют индивидуальные характеристики сотрудника, рабочая атмосфера, руководитель или отношения с коллегами.
Если люди не склонны к тревоге, лишить их покоя могут:
- Токсичная рабочая среда;
- Изоляция в коллективе;
- Хаотичная постановка задач со стороны руководства.
Причиной стресса для гиперответственного сотрудника с нерешенными личными проблемами может стать жесткий дедлайн, из-за которого он будет боятся подвести команду или потерять работу.
Согласно Фрейденбергеру профессиональное выгорание — это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.
К. Маслач предлагает своё определение профессиональному выгоранию — это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.
Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Как вы думаете, что может стать причиной профессионального выгорания? Кто наиболее подвержен выгоранию?
Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей.
Можно выделить несколько категорий людей, более подверженных выгоранию:
- Им постоянно приходится общаться с людьми (с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями);
- Замкнутые люди (они накапливают в себе негативные эмоции, не делятся переживаниями с окружающими);
- Боятся потерять работу (возраст, высокая конкуренция, завышенные требования руководства, необходимость непрерывно доказывать личный профессионализм);
- Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности (не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы).
- Излишне самокритичны (педантичны, болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, имеют низкую самооценку).
Причины и факторы профессионального выгорания можно условно разделить на личностные и ситуативные. В одних случаях играет роль личностные особенности человека, в других — ситуация, в которой находится человек. Порой эти факторы объединяются, что приводит к серьёзным последствиям.
Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия.
Самое интересное то, что чаще всего выгорают именно те люди, которые любят своё дело, профессию. В данном случае играют роль завышенные представления и требования. Чем больше мы требуем от себя и других людей, тем выше риск сгореть на рабочем месте.
Примечание: выгорание бывает не только на рабочем месте, оно может произойти и у мам, заранее распланировавших будущее своих детей. Если всё складывается не так, как ей хотелось и ребёнок вырастает не тем, кем она себе его представляла, она может «сгореть».
В своё время Дж. Фрейденберг выделил следующие признаки выгорания:
- нервное истощение;
- утрату какой-либо мотивации;
- снижение концентрации внимания;
- апатию.
Это лишь общие симптомы, которые человек может заметить у себя. Их в целом можно отнести много к чему, например, к депрессии. Поэтому остаётся важны вопрос: «Как распознать симптомы выгорания?».
Чтобы успеть остановиться и помочь себе, важно знать, какие именно симптомы могут сигнализировать об опасности. К ним можно отнести следующее:
- вы чувствуете себя эмоционально истощенным;
- вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
- вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам (в том числе к детям);
- вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
- вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
- у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
- вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
- вы постоянно откладываете дела на потом;
- вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).
Если что-то из перечисленного вы нашли у себя, стоит задуматься и уже сейчас начать «лечение». Не стоит откладывать это на потом и надеяться, что всё само произойдёт. Этого не случится. Поэтому важно понять, сможете ли вы помочь себе самостоятельно или вам понадобится профессиональная помощь.
Предлагаю рассмотреть три стадии профессионального выгорания, на примере педагогов:
1. Снижение самооценки (исчезают положительные эмоции, отстранённость в общении с родными; появление тревожности, неудовлетворённости, апатии, беспомощности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»);
2. Одиночество (недоразумения с учениками и их родителями; пренебрежительное отношения к ним в кругу коллег (негативное обсуждение); открытая, негативная критика в присутствии ребёнка, неприязнь; отсутствие нормального контакта с людьми);
3. Эмоциональное истощение, соматизация (притупляются представления о ценностях, равнодушие; глаза теряют блеск, холод безразличия; усталость, апатия, депрессия, эмоциональное сгорание – всё это приводит физическому недомоганию: гастрит, мигрень, повышение артериального давления, синдром хронической усталости т.д.)
В следующей статье мы разберём с вами стадии выгорания, факторы риска, узнаем о методах профилактики и о том, что поможет вам справится с профессиональным выгоранием.
Не забывайте задавать интересующие вас вопросы и ставить лайк, если статья вам понравилась. Это даст мне понять, что вам интересна разобранная мною тема.
Вам будут интересны следующие статьи:
Что такое стресс и как развить стрессоустойчивость?
Как перестать постоянно нервничать?
Как стать счастливее во время самоизоляции?
Источник