Статьи дети с синдромом дефицита внимания
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.
Суть расстройства
В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений.
При СДВГ возникают трудности с:
- удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
- принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
- усидчивостью;
- участием в разных видах деятельности;
- поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.
Распознаем синдром самостоятельно
О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.
Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):
- Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
- Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
- Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.
На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:
- расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
- симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
- проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
- ребенку менее 12 лет.
Подозрения или диагноз?
Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.
Диагноз СДВГ ставят на основании:
- жалоб;
- анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
- беседы с родителями и маленьким пациентом.
Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.
Какие лекарства назначают
Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).
Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.
Нужны ли консультации с другими специалистами?
При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.
Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.
Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.
Нужен ли нейропсихолог
Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.
Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.
На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.
Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.
Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/
Источник
1.Характеристика детей с синдромом дефицита внимания.
2.Причины гиперактивности.
3.Рекомендации родителям по работе с такими детьми.
4.Рекомендации учителям по обучению беспокойных детей.
Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются па фоне сверстников своим поведением.
Они характеризуются чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью длительного сосредоточения внимания па чём-либо, отсутствием тормозящего контроля.
Синдромы дефицита внимания считают одной из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения бывают чаще, чем у девочек.
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребёнка уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с синдромом дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей.
ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
- Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле,
ребёнок корчится, извивается. - Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
- Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
- Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и
в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и
т.д.).
- Неумение сосредоточиться: па вопросы часто отвечает не
задумываясь, не выслушав их до конца. - Сложности (не связанные с негативным поведением или
недостаточностью понимания) при выполнении предложенных
заданий. - С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или
во время игр. - Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
- Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
- Мешает другим, пристаёт к окружающим (например,
вмешивается в игры других детей). - Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает
обращенную к нему речь. - Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
- Способность совершать опасные действия, не задумываясь о
последствиях.
Наличие у ребёнка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания. Все проявления данного синдрома можно на три группы:
-признаки гиперактивности (симптомы 1, 2, 9, 10);
-невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8, 12, 13);
-импульсивности (4, 5, 11, 14).
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость — типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, по и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.
Эти дети недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
—органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
—перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорождённого);
—генетический фактор;
—особенности центральной нервной системы;
-пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к снижению внимания;
—социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно :
—врач (медикаментозная терапия);
—психолог (коррекционно-развивающие программы «Психогигиена детей и подростков» 1985)
—учитель;
—родители.
В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жёсткостью и наказаниями.
Взрослые должны знать, что существующие нарушения поведения у ребёнка поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших и огромного терпения
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
- Работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой
организации деятельности. - По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.
—Во время урока ограничить отвлекающие факторы. Такого ребёнка лучше всего посадить в центре класса напротив доски.
—Предоставить ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
—Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку.
—Научить такого ученика пользоваться специальным дневником или календарём.
— Задания, предлагаемые па уроке, писать на доске.
—На определённый отрезок времени давать только одно задание.
—Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
—Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной
модели». Хвалите его, когда он это заслужил, подчеркивайте
успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных
силах. - Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок
времени, чтобы он мог его завершить. - Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
стимуляцию. - Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие
концентрации внимания (рисование, чтение и др.) - Поддерживайте дома чёткий распорядок дня.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Длительное
пребывание в крупных магазинах, на рынках, в развлекательных
центрах оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее
воздействие. - Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром.
Избегайте беспокойных, шумных приятелей. - Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к
снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивпости.
11 Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию в занятиях спортом, прогулках.
12. Учитывайте недостатки поведения ребёнка. Разумный контроль со стороны взрослых.
Источник
Oсторожно!!! «Невоспитанные дети»!Наболело…Звонок. Беру трубку. Слышу неуверенный голос молодой женщины –
«Вы можете принять нас, ребенок не слушается в школе, на него все жалуются, и
мы не знаем, что делать».
Приходит он. Кажется, таким серьезным с большими зелеными глазами. Забегает
в кабинет, учтиво знакомится:
— Меня зовут Миша!
— А меня Наталья. — радостно протянула ему руку — Дай пять! Вот и познакомились!
Он стал рассматривать кабинет:
— Ого! Сколько игрушек… — ему стало интересно, все хочется потрогать, рассмотреть.
Спрашиваю:
— А что ко мне привело?
— Я непослушный в школе… — и вновь отвлекается на игрушки.
— А кто говорит, что ты непослушный? — продолжаю удовлетворять свое любопытство.
Поднимает голову и слегка виноватым взглядом:
— Учительница, мама, папа, бабушка. Все говорят, — опускает глаза и пытается развлечь себя игрушкой.
Предлагаю порисовать. Миша оживился, а потом опустил плечи:
— Я плохо рисую.
— А кто тебе сказал, что плохо рисуешь?
— Я знаю. — и отвернулся, чтобы продолжить рассматривать очередную игрушку.
— Давай вместе. — предлагаю я — У меня можно рисовать как тебе хочется.
И начинаю рисовать:
— Смотри, какие у меня каракули получаются.
Миша подошел к столу, взял лист и начал рисовать большое сердце, на весь лист, розовое на голубом фоне.
— Это Вам от меня. — протягивает лист бойкими руками.
— Спасибо! — Оживилась я, — Ты мне даришь такое большое сердце… а чье оно?
— Мое. — слегка смущенно отвечает семилетний мальчишка.
— Я тронута. Для меня это очень ценный подарок. Это же твое сердце. Мне кажется в нем столько тепла и добра?…
И тут Мишу прорвало:
— Я боюсь. Меня скоро выгонят из школы. Я непослушный. Я плохой. Я не хочу этого!!! — глаза его наполняются слезами…
Я затаила дыхание, ощутила, как мое сердце бьется:
— Мне кажется тебе очень тяжело?
— Очень! Я стараюсь… У меня ничего не получается — вытирая слезы, Миша вновь принялся разглядывать игрушки, убегая от непростых переживаний…
От мамы узнаю, что Миша нарушает дисциплину, не слышит учителя, демонстративно ведет себя, плюется, не уважает старших (учителя), встает во время уроков, лезет под парту. Учитель тратит пол-урока, чтобы Мишу «привести в порядок». А он никак не приводится. В конце дня учитель отдает его родителю и отчитывает – «Що не вихована дитина», «Вів себе мерзотно», «Ви ж батьки, що ви з ним робите!», «Він так себе дома веде? Йому ремінець треба». Мама отрицательно качает головой — «Дома такого нет». Растеряно опускает глаза, а в висках стучит — «Ты ж плохая мать». Стыд и вина окутывают и все больше опускает плечи. – «Я ему дома дам! Выбью эту дурь из его головы».
А на другой день, получив пару неприятных шлепков Миша поплелся в школу дав очередное обещание что больше не будет. И вечером вновь тоже самое… «Я плохой мама! Ты будешь меня любить?» — «Непослушного нет!» — холодно ответила мама (а сердце внутри говорит, что за чушь несу!..). Ребенок опустил голову, затаил дыхание прошептал — «Меня невозможно любить…»
Синдром дефицита внимания и гиперактивность? – удивленно переспрашивает меня мама Миши.
Предлагаю ребенка показать детскому психиатру и мои опасения оправдались.
Незаконченная история…Меня пригласили в школу, чтобы я могла внятно дать информацию педагогам. И я в прямом смысле этого слова попала на судилище над родителями. Мать обвинили, что она «плохая мать». Директор школы при мне, в своей надменности сравнивала себя с этой женщиной, которая в растерянности, в собственном бессилии не понимает, что происходит. – «Я воспитала двоих детей, порядочных, а Вы?!…» (фраза директора). О том, что такое СДВГ, меня слушать не захотели. Весь родительский комитет ополчился против такого ребенка и его семьи и меня включили в их сообщество. Зачем знать о СДВГ? Надо исключить ребенка, обвинить его в том, в чем его вины нет.
В тот момент я не верила, что это киевская школа, представьте себе, элитная. На таком судилище я была впервые. Мне казалось, что это в НЕ реальности, а в один миг я очутилась в СССР, где на публичном собрании обвиняли «врагов народа». Там даже присутствовали представители детской комнаты полиции. Их попросили предупредить родителей (мне кажется они сами не понимали, что делают). Меня поразила жестокость взрослых против такого ребенка. А в моей практике таких детей много, очень много. И плачущих, отчаявшихся матерей. Меня удивляет такой педагогический такт, педагогическая «осведомленность» о синдроме «дефиците внимания», что просто у ребенка недостаток внимания ()), и психологическая безграмотность (вызов школьным психологам, чтобы образовывать учителей). Ведь в педагогическом институте меня учили иному, и я уверена, что и их учили. Печально.
О детях с СДВГ написано много литературы… Желающие могут повысить свой уровень познаний и профессионализм. Не хочу повторятся. Хочу обратить внимание на некоторые нюансы.
Про детей с синдромом дефицита внимания
и гиперактивностью (СДВГ) очень простым
языком:
- *Проблема не в воспитании такого ребенка, а в работе мозга (есть точные исследования).
- *Часто СДВГ передается по наследству. Ну кто-то в роду точно имел СДВГ.
- *Такие дети могут учится на 12, но не получается. С интеллектом у них все Ок.
- *У них дефицит внимания (эта познавательная функция недостаточно развита). Они теряют, забывают, сложно сосредотачивать внимание долго. ВСЕ отвлекает. Внимание рассеянно, у кого-то очень рассеянно у кого-то меньше, у всех по-разному. Ему сложно сосредоточится на НЕ интересном. Но если будет уважать учителя – будет очень стараться.
- *Если ребенку интересно в какой-то области — в ней он может быть гением.
- *Дети с СДВГ в моей практике бывают одарены в своем творчестве, любят творить (рисовать, лепить, создавать из Лего) – это их успокаивает.
- *Нервная система у такого ребенка ооочень подвижная, поэтому он под столом, за столом и копошится в сумке или миллион раз поворачивается к своему соседу. По-другому не может и точка. Перестать двигаться такому ребенку – равно умереть или в крайнем случае – отупеть.
- *Такой ребенок не может быть не заметным, его всегда много и говорит он громко. По-другому не может. От этого устают окружающие. Такое искусство нужно направлять в полезное русло (футбол, театральное мастерство, вокал, игра на музыкальных инструментах (барабаны)…
- *Он часто бывает импульсивен, не может долго ждать, пришла мысль и сразу он ее воплощает, а потом осознает последствия и страдает…
- *Когда его не понимают – он становится агрессивным, когда очень не понимают – очень агрессивным.
- *Ему сложно соблюдать границы, он часто не знает — как. Этому нужно учить ребенка с СДВГ. Особенно учить чувствовать себя и свое тело. Учить, где заканчивается его территория и начинается чужая.
- *Ему сложно контролировать свое поведение, а бывает и не интересно и опять же все в работе мозга. Поэтому важны поощрения (укр. «заохочення»).
- *Наказания, чаще всего, бесполезны, они усиливают «плохость» ребенка. А с таким чувством сложно следовать иному сценарию. Плохой, значит и буду плохим.
- *НИКАКИХ физических шлепков – вы учите ребенка деструктивной агрессии. Не удивляйтесь, когда ваше дите будет «шлепать» других детей.
- *Ребенок с СДВГ очень уязвим и эмоционален. Так устроена его нервная система. А если еще много негативного опыта и отвержения переживал ребенок, тогда уязвимость трансформируется в агрессию.
- *Часто такие дети чувствуют ополчение детского коллектива против них, и защищаются как умеют, достаточно импульсивно и агрессивно. Могут защищаться, даже тогда, когда и не трогают ребенка, просто ему страшно, а вдруг сделают больно, обзовут или не примут в игру.
- *Мальчики больше предрасположены к СДВГ.
- *Спектр СДВГ разнообразный. У кого-то больше рассеянно внимание, но нет гиперактивности, другие дети могут быть более гиперактивными, а с вниманием у них все в порядке. А у кого-то чрезмерно выражена импульсивность. Дети с СДВГ очень разные.
Обращаюсь к учителям:
- *Почти в каждом классе, особенно в теперешнее время учатся такие дети.
- *Такой ребенок способен и может учится хорошо.
- *Важно учителю изучать, что такое СДВГ, чтобы научить такого ребенка.
- *Ребенок с СДВГ должен сидеть на вытянутой руке возле учителя.
- *Ему нужно очень часто помогать сосредотачивать внимание, ласково, твердо и тактично, НЕ УНИЖАЯ ребенка.
- *Рядом с ребенком должен быть один метр свободного пространства для того, чтобы подвигаться. По-другому он не способен воспринимать знания.
- *Только поощрения!!! Выработать систему поощрения вместе с родителями (за старание, за поведение). Наказания не помогают, только подкрепляют негативное поведение.
- *Без доверительного контакта, такие дети не слышат учителя. Доверять ребенку помогать учителю, даже в мелочах, и за это хвалить.
- *Детям в классе ОБЯЗАТЕЛЬНО объясняйте, как работает мозг такого ребенка, что он не может усидеть на месте, что его внимание рассеянно, но такие дети могут быть ВЕЛИКИМИ учеными. Сделать одноклассников такого ребенка сотрудниками в помощи такому ребенку и обязательно ХВАЛИТЬ их за это!
- *Никогда не вешайте ярлык на ребенка. За ярлыком можно потерять доверие и самого ребенка.
- *Поддерживайте родителя. Да, да, да! Как бы вам не было тяжело, именно важно поддерживать родителя. Быть сотрудниками в помощи такому ребенку, вначале рассказывать все самое хорошее о ребенке, а потом лишь обратить внимание на уязвимые зоны. Родитель это оценит и будет искренне вам признателен. Он будет молится о вас и на вас.
- *Всегда помните, что родители такого ребенка являются хорошими родителями, но они могут думать о себе плохо. И это неправда. Такие дети могут родится у самых прекрасных родителей, и они трудны в воспитании. ВСЕГДА поддерживайте «хорошесть» родителя!
- *Создавая благоприятную среду для таких детей – учитель становится богом для ребенка, которого почитают и которого ценят.
- *В благоприятной среде – такие дети редко агрессивны.
- *Ребёнок с СДВГ нуждается в принятии, так он научается принимать других. Учитель для такого ребенка очень важный человек. Если учитель говорит о таком ребенке, значит он прав. Наблюдайте, что вы говорите и как вы говорите. От этого зависит самооценка ребенка.
- *Качественно отдыхайте. Заботьтесь о себе! Развивайтесь в своем искусстве и никогда не предавайте себя. Педагог – это великий человек для ребенка.
- *Изучайте, что такое СДВГ. Обращайтесь к школьному психологу за рекомендациями и поддержкой. Не ожидайте, что школьный психолог маг или волшебник. Это совместная трудоемкая и очень продолжительная и благодарная работа.
- *В вашем классе должен быть только один ребенок с СДВГ, ни в коем случае ни два и ни три. Вы не справитесь. Лучше тогда уволится и сохранить свое психическое здоровье.
Обращаюсь к родителям:
- *Не лелейте иллюзию, что СДВГ проходит само собой – не проходит, а остается на всю жизнь.
- *Такого ребенка нужно научить жить в социуме и адаптировать к жизни.
- *Подростковый возраст – очень уязвимый возраст для таких детей, тянет их на всякие НЕ очень полезные приключения. Подросток должен быть постоянно занят чем-то полезным.
- *Много разговаривайте, обсуждайте причинно-следственные связи.
- *Не культивируйте вину в ребенке. Он НЕ ВИНОВАТ, что так работает его мозг.
- *Приучайте к режиму и планированию жизни.
- *Приобщайте к ответственности и благотворительности (только с умом).
- *Не требуйте высоких оценок – это невозможно. Хотя ребенок ваш будет удивлять вас своими познаниями.
- *СПОРТ обязателен для таких детей!!! (НО, без боевых искусств, никакого карате или бокса, дабы не культивировать агрессию). Полезен футбол, плаванье, акробатика, бег, прыжки, танцы…
- *Обязательно выработать систему поощрения (бальную систему), это помогает родителю и повышает самооценку ребенка.
- *Ищите школу для ребенка, где не больше 12 детей в классе. Когда много детей, нервная система у детей с СДВГ легко перевозбуждается, сложно сосредоточится и поведение может быть неуправляемо. Да и учителю тяжело, когда детей 30, а тут еще ребенок, который стоит всех 10-х.
- *Будьте сотрудником для педагога. Помогайте, выходите на встречу и не осуждайте педагога, если тот не справляется. Не забывайте, что у него есть еще другие дети. Снабжайте педагога информацией.
- *Учить быть другом и дружить. Приглашайте в гости других детей, создавайте среду для общения и социализации ребенка.
- *Работа с психологом для таких детей и родителей обязательна. Очень хорошо корректирует поведение таких детей Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Проверено.
Обращаюсь к школьным психологам:
Важно!
- *НИКОГДА не нарушать этику психолога!
- Не обсуждать результаты диагностики с педагогами или директором школы без разрешения родителя.
- *Точно понимать свои возможности и ограничения. При необходимости делегировать родителей к другому специалисту, который точно умеет и знает, как работать с таким ребенком.
- *Быть всегда на стороне ребенка, даже тогда, когда ребенок «делает» на ваш взгляд, народным языком «ужасные» вещи.
- *Обязательно в вашей школе ВСЕ без исключения учителя должны побывать на вашем семинаре по СДВГ или пригласите своего коллегу провести семинар.
- *Не допускать «судилищ» в школе над родителями и детьми.
- *Помогайте учителю создавать здоровую психологическую атмосферу в классе, где учатся такие дети.
- *Работайте над своим авторитетом в педагогическом коллективе. Педагоги бывают достаточно высокомерны (Имя ребенка в этой истории изменено)
Наталия Простун, детский и семейный психолог
Источник