Стадии и симптомы синдрома эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, в основном возникающим в трудовой сфере, но и проблемы личностного характера не исключены.
Данный патологический процесс свойственен людям, чья работа заключается в постоянном взаимодействии с другими людьми (доктора, учителя, работники социальной сферы, менеджеры). На Европейской конференции ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) пришли к выводу, что стрессовые ситуации на фоне трудовой деятельности является гигантской проблемой для трети стран Евросоюза, а стоимость решения проблем психического здоровья составляет 3-4% от валового национального дохода страны.
Впервые феноменальное явление было описано в 1974 году психиатром из Америки Х. Фрейденбергером. Доктор описывал непонятные для него явления у себя, у коллег, так как они постоянно пребывали в тесном контакте с пациентами. Позже охарактеризовала синдром Кристина Маслач. Она описала понятие как синдром эмоционального и физического истощения параллельно с формированием негативной самооценки, негативного отношения к работе.
Зачастую СЭВ связан с трудностями в сфере работы, однако, также синдром может наблюдаться у молодых мам, домохозяек, и проявляется он потерей интереса к своим обязанностям. Опираясь на статистику, синдром наблюдается у людей, которые ежедневно имеют дело с человеческим фактором.
Причины СЭВ делятся на две группы:
- объективные причины;
- субъективные причины.
К субъективным причинам относятся:
- индивидуальные особенности человека;
- возрастные особенности;
- система жизненных ценностей;
- индивидуальное отношение к выполнению какого-либо вида деятельности;
- завышенный уровень ожиданий от трудовой деятельности;
- высокий порог моральных принципов;
- проблема отказа в случае необходимости.
К объективным причинам относятся:
- увеличение нагрузок на работе;
- неполное понимание своих обязанностей;
- неадекватная социальная и/или психологическая поддержка.
Объективные причины напрямую связаны со служебными обязанностями человека.
В зону риска попадают люди, злоупотребляющие спиртными или энергетическими напитками, с никотиновой зависимостью. Таким способом они стараются максимизировать работоспособность в случае неприятностей на работе. Однако вредными привычками можно лишь усугубить положение.
Также эмоциональному выгоранию подвергаются творческие личности: стилисты, писатели, артисты, художники. Причины их стрессов кроются в том, что они не могут поверить в собственные силы. Особенно это выражается, когда их талант остается неоцененным публикой либо следуют негативного рода рецензии от критиков.
Однако любая личность может приобрести синдром такого типа. Это может спровоцировать нехватка понимания и отсутствие поддержки со стороны близких, вследствие чего человек перегружает себя работой.
В первых рядах отмечается синдром эмоционального выгорания у врачей и учителей. Ограниченность проведением уроков, как и ответственность перед высшим руководством, является провокацией психического расстройства. Мигрени, неспокойный сон, изменения веса, сонливое состояние на протяжении суток – всему этому способствует синдром эмоционального выгорания у педагогов и медиков. Также возможно проявление равнодушия к ученикам, сопутствующее агрессией, бесчувственностью и отсутствием желания проникнуться проблемами подростков. Раздражительность изначально проявляется в скрытой форме, затем доходит и до неприятных, конфликтных ситуаций. Некоторые закрываются в себе и прекращают контактировать с друзьями и родственниками.
При развитии синдрома данного типа у учителей, немаловажными являются внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относится:
- ответственность за учебный процесс;
- ответственность за эффективность проделанной работы;
- нехватка необходимого оборудования.
К внутренним факторам можно отнести дезориентацию индивидуальности и эмоциональную отдачу.
Психология заболевания у педагогов также отмечается повышенным уровнем агрессии, враждебным настроем к окружающим, как следствие – изменением манеры поведения в негативную сторону, подозрительностью и недоверием к близким и коллегам по работе, обидой на весь мир.
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуется стрессами, ночными дежурствами, ненормированным графиком, необходимостью постоянного повышения квалификации.
Синдром эмоционального выгорания у родителей, в частности, у мам, проявляется из-за того, что им приходится выполнять большое количество работы и становиться частью нескольких социальных ролей одновременно.
Опираясь на теорию Дж. Гринберга, выделяют следующие стадии синдрома эмоционального выгорания:
- первая стадия – рецидивирующие стрессы в рабочем плане, которые способны уменьшать физическую энергию человека на фоне удовлетворения работника предоставляемой трудовой деятельностью;
- вторая стадия – снижение интереса к трудовой сфере, нарушение сна, чрезмерная усталость;
- третья стадия – работа без выходных, отмечается наличие переживаний, и человек становится уязвимым к заболеваниям;
- четвертая стадия – в организме прогрессируют хронические процессы, которые связаны с неудовлетворенностью собой как личностью, а также в рабочем плане;
- пятая стадия – трудности физического и психоэмоционального плана способствуют развитию опасных для жизни заболеваний.
Длительная функциональная нагрузка при отсутствии доверительных межличностных отношений является основным фактором формирования стрессового состояния.
Стадии профессионального выгорания по Дж. Гринбергу
Признаки синдрома эмоционального выгорания можно разделить на три группы:
- физиологические признаки;
- психоэмоциональные признаки;
- поведенческие реакции.
Физиологические признаки включают в себя:
- быстрое ощущение чувства усталости;
- ощущение утомляемости после отдыха;
- слабость в мышцах;
- повторяющиеся приступы головной боли, головокружения;
- ослабление иммунитета;
- появление продолжительных вирусных и инфекционных заболеваний;
- болевые ощущения в области суставов;
- обильное потоотделение;
- бессонница.
К психоэмоциональным симптомам можно отнести:
- чувство полного одиночества;
- отрицание моральных правил;
- постоянное обвинение близких;
- отсутствие веры в себя и в свои способности;
- разрушение идеала;
- угнетенное настроение;
- нервозность;
- чрезмерная вспыльчивость;
- пессимизм.
Поведенческие реакции:
- появление профессиональной деструкции;
- желание оставаться в полном одиночестве;
- уклонение от ответственности за совершенные поступки;
- появление вредных привычек из-за желания скрыться от происходящего.
Клинические симптомы приравнивают заболевание к депрессивному расстройству, однако, синдром эмоционального выгорания имеет более благоприятные прогнозы для возвращения человека к обыденной жизни.
Для того чтобы диагностировать синдром правильно, врачу необходимо:
- изучить историю болезни пациента;
- узнать о наличии хронических заболеваний;
- уточнить симптомы, на которые может пожаловаться больной;
- выяснить наличие вредных привычек.
Также назначаются следующие лабораторные исследования:
- общий анализ крови;
- экспресс-тест на функционирование печени и почек;
- тест для определения уровня электролитов в крови.
Также медики придерживаются основного метода диагностики, разработанного В. Бойко – тестирование, которое включает в себя 84 утверждения, а пациент должен выразить свое отношение к фразам ответами «да» или «нет».
Таким способом можно выявить фазу развития синдрома:
- фазу напряжения;
- фазу резистенции;
- фазу истощения.
Фазы эмоционального выгорания
Фаза напряжения включает в себя следующие клинические признаки:
- неудовлетворенность собой как личностью;
- тревожное и депрессивное состояние;
- переживание ситуаций, которые травмируют психическое здоровье;
- загнанность в угол.
Фаза резистенции состоит из следующих диагностических симптомов:
- неадекватное эмоциональное, избирательное реагирование;
- эмоционально-нравственная дезориентация;
- расширение сферы экономии эмоций;
- редукция должностных обязанностей.
Фаза истощения характеризуется:
- дефицитом эмоций;
- эмоциональной отстраненностью;
- деперсонализацией;
- психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
Результаты тестирования подсчитывают по специально разработанной усложненной системе. Экспертами оценивался ответ на каждое утверждение определенным числом баллов, и с помощью трехступенчатой системы получения показателей выводятся результаты тестирования и те симптомы, которые характерны для пациента.
Дифференциальная диагностика проводится с психическими расстройствами, которые не являются зависимыми от влияния факторов извне. Часто затруднение у специалистов вызывает диагностика синдрома эмоционального выгорания и синдрома хронической усталости. Разница между ними заключается в том, что первый затрагивает в большинстве случаев рабочий аспект, а синдром хронической усталости – все аспекты жизни больного.
Лечение сформированного синдрома проводится с помощью:
- психотерапии;
- фармакологического лечения;
- реорганизации рабочего окружения;
- комбинации изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.
Во время работы с больными психологи придерживаются следующих мероприятий:
- проведение тренинга навыков общения – обучают навыкам эффективной межличностной коммуникации, помогают осознать важность существования близких в жизни больного;
- тренинг позитивного взгляда на вещи – обучение оптимизму, восприятию ситуации более с позитивной стороны, нежели с негативной;
- фрустрационная профилактика – обучение оценивать свои возможности и способности реалистично;
- тренинг уверенности в себе – с помощью применения методики «волшебный магазин» (больной представляет, будто очутился в волшебном магазине, где можно приобрести недостающую черту характера) психологи работают над увеличением уровня самооценки пациента;
- дебрифинг после тяжелого события – больной выражает свои мысли, переживания по поводу какого-либо глобального происшествия (лечение таким методом активно используется за границей);
- обучение методикам релаксации.
Техники релаксации включают в себя:
- мышечную релаксацию (методика Джекобсона);
- трансцендентальную медитацию;
- аутогенную тренировку (методика Шульца);
- методика произвольного самовнушения (методика Куэ).
Методика Эмиля Куэ
Медикаментозное лечение включает в себя применение определенных лекарственных препаратов:
- антидепрессантов;
- транквилизаторов;
- β-адреноблокаторов;
- снотворных средств;
- препаратов нейрометаболического действия.
Специалисты также сталкиваются с ситуациями, когда синдром развивается стремительно, и у больного наблюдается крайне негативное отношение к коллегам, к работе, к окружающим. В таком случае задача клинициста состоит в том, чтобы переубедить человека сменить работу и окружение, к примеру, переехать в другой город, так как это пойдет на пользу пациенту и сразу же будет заметное улучшение самочувствия.
Профилактика синдрома такой клинической картины условно разделяется на:
- физическую профилактику;
- эмоциональную профилактику.
Физическая профилактика эмоционального выгорания включает в себя:
- соблюдение правильного питания (в рацион должны входить продукты, которые содержат витамины, растительную клетчатку и минералы);
- частые прогулки, отдых на свежем воздухе;
- регулярная физическая активность;
- соблюдение правильного режима дня;
- здоровый сон (не меньше восьми часов).
Эмоциональная профилактика синдрома эмоционального выгорания включает:
- выходные дни, когда человек может посвятить время себе;
- обязательный отпуск минимум раз в год;
- анализ размышлений, ситуаций, которые беспокоят человека;
- правильную расстановку приоритетов (первоочередное выполнение необходимых дел);
- медитацию;
- тренинги;
- ароматерапию.
Не существует универсального решения проблемы синдрома эмоционального выгорания. Гармоничное существование присуще только тем, кто научился правильно расставлять жизненные приоритеты.
Источник
Эмоциональное выгорание развивается не в один момент, это постепенный процесс. Он развивается по стадиям, каждая из которых имеет собственную симптоматику.
Фрейденбергер
Фрейденбергер – первый, кто попытался систематизировать знания об этапах синдрома эмоционального выгорания. Он выделил две фазы эмоционального выгорания:
- Ранняя. На этой стадии эмоции и чувства притуплены, но сохранены.
- Поздняя. Все эмоции притуплены, их просто нет.
Позже в научной карьере Фрейденбергер выделил 12 стадий развития выгорания, которые сгруппированы в 3 этапа:
- Начальный. Этап характеризуется тем, что у человека формируется навязчивое желание продемонстрировать себя, проявить инициативу. Он активно включается в межличностные отношения и трудовую деятельность.
- Средний этап. Человек переосмысляет мировоззрение и свои ценности. Появляется отвращение к своей работе и эмоциональным привязанностям, обесцениваются потребности личности. Появившиеся проблемы отрицаются и вытесняются так, будто их не существует.
- Завершающий этап. Эмоции притупляются: возникает апатия, понижается настроение. У человека искажается восприятие реальности, вплоть до развития синдрома деперсонализации-дереализации. Завершающий этап граничит с депрессией и может комбинироваться с ней. Снижается работоспособность, истощаются физические и интеллектуальные ресурсы.
Маслач
Стадии эмоционального выгорания изучала Маслач (создатель опросника профессионального выгорания). Маслач считает, что синдром эмоционального выгорания проявляется в фазах:
- Завышенные требования к себе, идеализация потребностей.
- Физическое и эмоциональное истощение. Характеризуется постоянной усталостью, нежеланием работать, нарушением сна, колебанием настроения, болезненными ощущениями в теле.
- Дегуманизация – возникает циничное отношение к человеческим потребностям, снобизм, социальная изоляция.
- Отвращение к собственной личности. Обесцениваются потребности, профессиональные и личностные качества. Человек переживает собственные недостатки и несостоятельность, понижается самооценка.
Cherniss
Cherniss под процессом выгорания подразумевает постепенное изменение профессиональных, поведенческих и личностных установок. Эти изменения сопровождаются деформацией личности и профессиональных навыков. Cherniss считает, что выгорание формируется по таким стадиям:
- Нарушение баланса между требованиями и психофизиологическими ресурсами. Например, у студента – большие объемы сложной информации с одной стороны, и недостаток сна и времени с другой.
- Сильное, но краткосрочное эмоциональное напряжение, хронизация усталости. Повышенные требования истощают центральную нервную систему.
- Поведенческие и личностные изменения. Чувства притупляются, человек работает механически, без эмоционального вовлечения в процесс. Он не получает ни удовольствия, ни отвращения. Для него работа превращается в бессмысленный набор шаблонных действий.
Ленгле
Ленгле считает, что процесс выгорания запускается с момента, когда человек отчуждается от работы и изолируется от общества: не выходит на работу, пьет, тратит рабочее время впустую. Это случается, когда труд утрачивает эмоциональную ценность (например, удовольствие от шитья или сборки велосипеда. В таком случае деятельность приобретает только практическую ценность – деньги и социальный статус. Последняя стадия по Ленгле сопровождается перестройкой жизненных ценностей человек, мировоззрения и поиском нового смысла жизни.
Burish
Burish выделил 6 фаз развития синдрома эмоционального выгорания:
- Предупреждающая фаза. Она характеризуется повышенным вовлечением в работу и ощущением незаменимости – человек пытается оправдать общественные ожидания. Он больше работает, мало спит, играет социально принятую роль. Предупреждающая фаза заканчивается психическим и физическим истощением от постоянной работы и эмоционального напряжения.
- Фаза сниженного вовлечения. Преподаватель меньше преподает и контактирует со студентами. Врач избегает контактов с проблемными пациентами, не хочет оперировать тяжело больных. Менеджер по продажам не хочет продавать. Специалисты любой профессии не хотят общаться с коллегами, помогать им и консультировать. Снижается уровень эмпатии: работник становится холодным трудится без эмоционального вовлечения. Конец второй фазы сопровождается ростом требований к собственной личности, потерей смысла жизни и переходом на потребительский образ жизни.
- Фаза эмоциональных реакций. Третья фаза сопровождается депрессивной симптоматикой и агрессивным поведением. Это проявляется повышенным чувством вины, резко сниженным настроением, снижением двигательной активности и замедлением психических процессов. Понижается трудоспособность, полностью утрачивается интерес к хобби, работе и межличностным отношениям. Агрессия на фазе эмоциональных реакций проявляется пассивно-агрессивным поведением. Любой безобидный вопрос или вопрос «кстати» раздражает человека, приводит его в ярость. Снижается толерантность к ошибкам коллег, повышается конфликтность, игнорируются собственные ошибки.
- Фаза деструктивного поведения. Рассеивается внимание, снижается объем памяти и способность выполнять прежние задачи на должном уровне. Мышление становится ригидным – человек не хочет применять новые идеи, воображение становится шаблонным и примитивным. Работник меньше проявляет инициативу, становится ведомым. Выполняет задачи по инструкции без применения креатива. Ему безразличны рабочие дела, коллеги, члены семьи и друзья. Человек избегает рабочих ситуаций и встреч с людьми. Он изолируется: меньше встречается, не выходит из дому, не посвящает время любимым занятиям.
- Фаза психосоматических реакций. Из-за психического и физического истощения, деструктивного поведения, снижается иммунитет, расстраивается сон и сексуальная сфера, колеблется настроение, учащаются головные боли. Для облегчения болезненных ощущений человек прибегает к алкоголю, наркотикам, случайным половым связям, антисоциальному поведению.
- Фаза разочарования.
Жизнь и работа утрачивают смысл. Возникает чувство тотальной безысходности и беспомощности, экзистенциальный кризис.
Бойко
Изучением фаз занимался разработчик диагностической методики эмоционального выгорания Бойко. Он выделил три фазы развития синдрома:
- Напряжение и тревожность. Она возникает на фоне хронического психоэмоционального истощения и в условиях повышенного требования к профессиональным качествам специалиста.
- Фаза резистентности. Активируются компенсаторные механизмы, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния. На этой стадии активируются механизмы психологической защиты: неприятные эмоции или воспоминания вытесняются, человек пытается объяснить свои неудачи случайными обстоятельствами.
- Фаза истощения. Психические процессы истощаются, снижается физическая трудоспособность. Снижается общий тонус, возникает апатия, снижается настроение. Человек сонлив, раздражителен, груб к коллегам и близким.
Пройдите тест на нашем сайте: Перейти
Гринберг
Гринберг выделяет пять ступеней синдрома эмоционального выгорания:
- «Медовый месяц». Она сопровождается видимым благополучием: человек удовлетворяется работой, получает удовольствие от общения с коллегами. Когда работа становится монотонной – типовые задачи, одни и те же лица в офисе – положительных эмоций становится все меньше.
- «Недостаток топлива». Скапливается физическая и интеллектуальная усталость, расстраивается сон.
- Хронические симптомы. Наблюдаются нейровегетативные нарушения: потливость, одышка, запор или диарея, колебание давления, снижение аппетита, тошнота, головокружение и головные боли. Возникает агрессия и ощущение подавленности.
- «Кризис». Резко снижается трудоспособность, вплоть до увольнения. Снижается самооценка, развиваются психологические комплексы.
- «Пробивание стены». Психические и физические расстройства обостряются, углубляются проблемы на работе и в личной жизни.
Мы привели 8 вариантов стадий эмоционального выгорания. Однако нет общепринятой классификации стадий, которыми бы руководствовались врачи при постановке диагноза – ни одна из классификаций выше не является «золотым стандартом».
Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!
Источник