Средства профилактики синдрома эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания диагностируется, включая следующие компоненты:

  • Анамнез жизни и болезни, профессиональный анамнез. Врач уточняет наличие расстройства сна, аппетита, настроения, мотивации, признаков соматических заболеваний. Важно знать, какие события произошли недавно: смена рабочего места, развод, рождение ребенка.
  • Наличие перенесенных заболеваний: язва, гастрит, депрессия, инфекции центральной нервной системы.
  • Установление группы риска. Синдрому эмоционального выгорания больше всего подвержены специалисты в деятельности типа «человек–человек»: врачи, учителя, социальные работники, продавцы, менеджеры, воспитатели.
  • Результаты психометрических исследований – шкала эмоционального выгорания Бойко, опросник эмоционального выгорания Маслач.
  • Употребление лекарств, алкоголя, наркотиков, курение.
  • Признаки психических расстройств: тревожность, возбуждение, рассеянность внимания, снижение объема памяти, эмоциональная лабильность, неадекватная самооценка, патологически сниженное настроение, пассивность, внешний локус контроль, чувство вины.

Общие рекомендации

Если ваша жизнь сопряжена со сферой деятельности «человек–человек» – вы подвержены высокому риску эмоционального выгорания. Чтобы снизить шанс и повлиять на провоцирующие факторы, следует выполнять рекомендации ниже. Они подходят для людей любой специальности: для медицинского работника или социального работника, педагога, юриста, психолога, руководителя, менеджера.

Способы профилактики:

Правильный отдых. Урегулируйте режим труда и отдыха. Работа – на работе, отдых – дома, на природе, с друзьями. Сотрудничество с людьми всегда предполагает бумажную писанину и бюрократию. Она может скапливаться. Но это не значит, что ее нужно доделывать дома: рабочие задачи, выполняющиеся дома или на досуге, всегда повышают вероятность эмоционального выгорания.

Если в свободное время вы продолжаете думать о работе, отвлекитесь – читайте, играйте на музыкальном инструменте или в компьютерные игры, смотрите фильмы. Когда вы не работаете дома, вы можете ощущать тревогу. Но не работать дома – нормально.

Концентрация на хобби особенно важна для врачей-онкологов, психиатров, медицинских работников паллиативной помощи. Эти специалисты чаще всего сталкиваются с тяжелыми пациентами. Если постоянно думать о них, врачи быстро эмоционально выгорают.

Физические упражнения. В неделю – минимум 3 раза по 30 минут. Любая доброкачественная физическая нагрузка снимает стресс и позволяет отвлечься от негативных мыслей. Нет определенного правила о том, как нужно заниматься. Это могут быть любые физические упражнения: плавание в бассейне, игра в футбол, катания на велосипеде, борьба, тренажерный зал или бег. Чтобы физические упражнения не стали рутиной, меняется вид спорта каждые несколько недель.

Сон. Во время сна восстанавливаются резервные силы, активнее работает иммунитет, вытесняются неприятные воспоминания, крепчают нервные процессы. Сон – один из основных факторов, препятствующих эмоциональному выгоранию и стрессу.

Выясните, сколько вы обычно спите, и сколько вам требуется времени, чтобы после сна почувствовать себя отдохнувшим. Если при средней длительности сна в 7-8 часов вы не отдыхаете, добавьте к следующей ночи 30 минут. И так до тех пор, пока в течение недели каждое утро вы не почувствует отдых и бодрость.

Рабочее окружение. Чтобы избежать эмоционального выгорания, организуйте рабочую обстановку и распорядок дня. Стандартный рабочий день должен содержать перерывы по 30 минут и большой перерыв на обед длительностью от 45 до 60 минут. Так вы избежите интеллектуальной нагрузки и разбавите обстановку.

Для офисных работников и всех, кто большую часть рабочего времени проводит за компьютером, рекомендуется делать простые физические упражнения. Это снижает мышечный тонус и препятствует заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Простая гимнастика: в течение 2-х минут делайте круговые движения шеей. Чтобы снять мышечное напряжение, выполняйте гимнастические упражнения: подтягивания, круговые движения туловищем, разминка суставов.

Распределение обязанностей. Сотрудник быстро выгорает, когда ему дают дополнительную рабочую нагрузку, которая не предусмотрена его обязанности и профессиональными навыками. Распределите равноценные обязанности, делегируйте задачи подчиненным или сотрудникам.

Важный профилактических фактор выгорания – умение отказывать. Когда не можете сказать «нет», вы сознательно копите рабочие задачи. Когда они набираются, сокращается время на выполнение основных дел. Под конец квартала или года вы понимаете, что на столе лежит стопка документов, которые вообще не хочется делать, ведь за них не доплачивают. Не берите дополнительные задачи, либо просите за них доплату.

Хобби и активная жизненная позиция. Смещать акцент с рабочих дел нужно куда-то. Чаще всего это хобби. Они помогают отвлечься, отдохнуть и получить удовольствие.

Черты личности, которые препятствуют выгоранию

Особенности личности – основные психологические факторы профилактики синдрома эмоционального выгорания. «Личностная выносливость» – это компоненты характера, которые способствуют высокой жизненной активности. Личностная выносливость, как черта характера, позволяет человеку контролировать жизненные ситуации и быстро реагировать на изменения. У людей в развитой личностной выносливостью всегда низкие показатели по признакам эмоционального выгорания.

Слабый эффект эмоционального выгорания наблюдается у людей, которые имеют активную тактику сопротивления стрессу. Когда появляется конфликт или неприятности на работе, люди с активной тактикой стараются уладить проблемы в ближайший срок. Люди с пассивной тактикой сопротивления стрессу выжидают решение от оппонентов, конкурентов и коллег. Они не берут ответственность на себя. У людей с пассивной тактикой всегда высокий риск эмоционального выгорания.

Существует внешний и внутренний локус контроля. Активный – когда человек приписывает неудачи и успехи своей деятельность. Если человек с внутренним локусом контроля опаздывает на работу, не успевает подготовить отчет или предлагает новую бизнес-идею, он приписывает это своим навыкам или огрехам.

Читайте также:  Симптомы и лечение метаболического синдрома

Человек с внешним локусом контроля приписывает события, случившиеся с ним, внешним факторам. Сбил на дороге пешехода – виноват пешеход; не успех подготовить отчет – виноват программист, который не починил компьютер; перевыполнил план на 13% – «мне просто повезло».

Люди с внутренним локусом контроля страдают эмоциональным выгоранием гораздо меньше, чем с внешним.

Эмоциональному выгоранию препятствует адекватная самооценка. Низкая самооценка повышает риск развития эмоционального истощения, так как такие люди склонны винить себя или недооценивать собственные преимущества и профессиональную компетенцию.

Упражнения для профилактики

Психологическая модель Роберта Ассаджоли состоит из основной (ядерной) личности и частиц – субличностей. Из многих субличностей складывается основная личность. Роберт Ассаджоли под субличностью понимает социальные роли: муж, сын, сотрудник, друг, начальник или подчиненный, родитель и брат.

Часто субличности конфликтуют между собой: у отца одна жизненная позиция, у друга – вторая, у мужа – третья. Например, человек в роли отца твердит сыну: «Пить плохо». Тот же человек в роли друга выпивает каждые выходные перед сыном. Итальянский психолог утверждает: чтобы предотвратить синдром эмоционального, следует воссоздать единую картину субличностей в одну – целую и гармоничную.

Для этого он придумал такие методы в виде упражнений:

Упражнение «Круг субличностей»:

  • Напишите на бумаге список своих желаний. Записывайте любые желания, которые придут в голову, независимо от их социальной значимости: поймать килограмм рыбы, купить новую гитару или посетить симфонический оркестр. Спрячьте список на один день.
  • На следующий день достаньте список желаний. Перечитайте его. Вспомните и постарайтесь описать чувства, которые охватывали вас во время перечисления желаний. Есть ли такая субличность, которая имеет идентичные желания? Или есть субличность, которая осуждает некоторые из перечисленных желаний или считает их малозначимыми?
  • Теперь постарайтесь прочувствовать желания субличностей и ваши собственные. Выпишите то, что хочется именно вам – не отцу, не другу, не мужу, не начальнику.
  • Наберите 20 желаний. Отсейте и сократите список до 5 пунктов – это главные желания.
  • Возьмите лист А4. Нарисуйте круг с диаметром до 20 см. Теперь нарисуйте в нем круг с диаметром 5 см. Центральное кольцо – это ваша личность. Распишите в нем 5 основных желаний.
  • Теперь вспомните максимальное количество ваших субличностей. Дайте каждому из них имя. Например, заботливый, ответственный, сильный.

Это упражнение дает возможность лучше понять себя, свои истинные желания и навязанные желания обществом. Вы стали лучше распознавать свой голос и отличать его от голоса субличностей. Особенности синдрома в том, что выгоранию способствует незнание своих целей и желаний, и одним из признаков является деперсонализация – ощущение потери себя. Поэтому осознание себя – важный фактор профилактики эмоционального выгорания.

Упражнение «Негативная субличность»:

Негативные субличности часто мешают реализации плана. Они критикуют, провоцируют, обесценивают и подрывают доверие к себе. Представьте себе дело, которое вы давно хотите реализовать.

Представьте, что вы закончили его: построили дом, открыли кафе или написали книгу. Теперь представьте явления, которые могли бы помешать вам выполнить задуманное. Вычлените эти мысли из общего потока сознания и соберите их воедино. Вы только что создали негативную субличность, которая всегда вам мешает. Назовите ее, придумайте ей символ и нарисуйте ее на бумаге.

Заключите с ней «договор»: что вам нужно сделать, чтобы негативная субличность перестала критиковать и обесценивать. Подумайте, почему она делает именно это.

Упражнение помогает изучить свои страхи, помогает исследовать непродуктивные установки, которые мешают реализовать мечту.

Принципы жизни, препятствующие эмоциональному выгоранию

Синдром сгорания часто развивается у людей с непродуктивными и неосознанными установками. Программа профилактики включает перемену этих установок на продуктивные:

  • Сила интеллекта может ослабить и нейтрализовать неприятные эмоции и жизненные события. Позитивное мышление всегда лучше, чем негативное. Всегда помните, что у стороны две медали – ищите позитивные стороны даже у наиболее неприятных событий. Подумайте, какие вы сможете получить выгоды, если завтра вас уволят?
  • Припишите себе девиз: «Сейчас хорошо. Все, что происходит вокруг, делает меня сильнее.
  • Неблагоприятные события жизни – это всегда временное явление. Подчините эти события себе и постарайтесь их перевернуть в позитивную сторону.
  • Люди часто помнят о своих недостатках, забывая о достижениях. Ежедневно напоминайте себе о том, в чем вы сильны, что вы делаете лучше других.
  • Вместо того, чтобы «пережевывать» негативные ситуации и эмоции, проанализируйте их – выясните причину, почему это произошло, какими последствиями это грозит. Всегда ищите как можно больше путей выхода.
  • Конфликт решается сразу после его появления.
  • Общайтесь с людьми, которые вам приятны.
  • Любой человек, независимо от своих политических взглядов, внешнего вида, предпочтений в музыке или спорте имеет право. Он может спокойно проявлять свою индивидуальность. Свобода одного человека заканчивается ровно там, где начинается свобода другого.
  • Вы имеете право на ошибку. Любой человек имеет право на ошибку. Ошибаться – это нормально. Ошибаться – значит что-то делать. Тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается.

Этот небольшой тренинг поможет осознать истинные желания и оценить жизнь – так ли он хочет ее прожить, или нет. Если вы не удовлетворены, этот план работы составлен для вас.

Читайте также:  Боли в суставах при синдроме жильбера

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya

Источник

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

УДК 1-740

Соболь В. В.

Магистрант

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Valentina-sobol@yandex.ru

КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Проблема профилактики синдрома выгорания является сегодня очень актуальной. Под эмоциональным выгоранием понимается приобретенный стереотип эмоционального, в основном профессионального поведения. В качестве важнейших задач психологии развития, акмеологии и психологии труда выделяется изучение конкретных социально-психологических явлений, в том числе «эмоционального выгорания» среди специалистов в различных областях производственной деятельности, поиск путей профилактики и коррекции.

В связи с этим изучение феномена эмоционального выгорания имеет большое значение, так как данное явление, негативно влияет на психофизическое здоровье и эффективность профессиональной деятельности педагогических работников.

Целью статьи стало изучение теоретических аспектов проблемы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения, в акмеологии.

Результаты исследования показали, что профессиональное выгорание педагогических работников возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Особенно необходимо обратить внимание на тенденцию эмоционального выгорания к прогрессированию. Процесс торможения развития синдрома эмоционального выгорания бывает крайне сложным. Помимо негативных проявлений в профессиональной деятельности, педагог может столкнуться с обострением хронических заболеваний, развитию психосоматических болезней и др. Поэтому основное внимание следует уделить профилактике развития синдрома эмоционального выгорания.

Самый важный результат работы по коррекции и профилактике эмоционального выгорания — это восстановление адаптивных возможностей личности, быстрое купирование на ранних стадиях развития синдрома эмоционального выгорания и выработка эффективных средств, для адаптации в профессиональной деятельности и окружающей социальной среде. Поэтому необходима разработка и внедрение модели профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Заключение. Проведенное исследование позволило обосновать важность разработки системной работы по коррекции и профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, была разработана модель коррекции и профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Ключевые слова:

синдром эмоционального выгорания, коррекция, профилактика, коррекция синдрома эмоционального

выгорания (СЭВ), профилактика СЭВ.

Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

Понятие «эмоционального выгорания» впервые появилось в зарубежной психологии в конце 20-го века (H.G. Freudenberg; С. Maslach; B.Pelman, Е. Hartman; К. Kondoи др.). В отечественной психологии к настоящему времени проведено немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан; Л.М. Митина; Т.И. Ронгинская; О.А. Баронина и др.).

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

Под термином эмоциональное выгорание Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой понимается процесс постепенного снижения уровня эмоционального, когнитивного и физического состояния, который сопровождается появлением симптомов утомления. Проявлениями синдрома также являются неудовлетворенность исполнением профессиональных обязанностей, отстраненность [4, с. 15].

Симптомы эмоционального выгорания, выявленные разными учеными, можно условно разделить на три группы: физические, психологические и поведенческие [11, с. 94].

Анализ литературы показал, что проблема изучения феномена эмоционального выгорания находится в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. Рассмотрение данного феномена осуществляется с двух точек зрения. С первой выгорание понимается как синдром, у которого есть определенные проявления, структура. По уровню развития компонентов и составляющих можно определить выраженность данного синдрома. Представители другой точки зрения описывают синдром как процесс, который имеет этапы, фазы, подчиняется определенным законам развития.

Материалы и методы.

Исследования проблемы синдрома эмоционального выгорания находят отражение в трудах авторов отечественной и зарубежной науки. Большое внимание уделяется изучению синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.

В психолого-педагогической литературе опубликованы работы, посвященные разработке модели эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон и др.), выделению структурных компонентов выгорания (Э. Пайнс, Т. Кокс) и основных проявлений профессионального «выгорания» (О.Н. Гнездилова, Т.В. Форманюк). В то же время, следует отметить, что проблема коррекции и профилактики эмоционального выгорания у педагогических работников остается актуальной.

Одной из наиболее разработанных классификаций факторов развития эмоционального выгорания является классификация В.В.Бойко. Автор выделяет внешние и внутренние факторы [3, с. 28].

Результаты и обсуждение.

Исследователи отмечают, что возникновение эмоционального выгорания происходит под действием внешних факторов на основе внутренних предпосылок.

Нельзя не отметить, что возникновение эмоционального выгорания имеет для педагогического работника не только минусы, но и свои плюсы. При развитии данного синдрома человек обучается способам экономии энергетических ресурсов организма.

В то же время эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на трудовую деятельности, так как отстраненность от педагогического коллектива приводит к повышению неудовлетворенности собой и работой. Степень тревоги и депрессии постепенно увеличивается, и возможны психосоматические заболевания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важная особенность педагогической профессии заключается в том, что собственная личность также наиболее важным «инструментом» для педагога. То есть степень профессиональной зрелости учителя и помогает находить оптимальные решения в процессе профессиональной деятельности (К.М. Левитан) [7, с.174]. Для формирования и поддержания профессиональной зрелости учителя важнейшее значение играет уровень физического развития, состояние здоровья учителя. Кроме того, педагогу требуется определенный уровень образования и определенная культура.

Читайте также:  Острый гломерулонефрит нефротический синдром у детей история болезни

Чтобы предотвратить эмоциональное выгорание, педагог должен обратить внимание на повышение компетентности в области сохранения и укрепления здоровья, а также на развтие активной позиции в создании здоровьесберегающей среды. Чтобы решить эту проблему, педагогу требуется постоянно приобретать как содержательные, так и методологические знания [10, с. 210].

Существует несколько подходов к решению проблемы коррекции и профилактики синдрома выгорания педагогов. Давайте обратимся к описанию некоторых из них.

Главной профилактической мерой должно стать постоянное психолого-педагогическое обучение педагога, а также его профессиональное развитие.

А.В. Бладыко считает, что необходимо внедрять методы психологической помощи в учебный процесс. Педагоги должны быть обучены использованию методов релаксации, которые можно применят

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

непосредственно на рабочем месте [2, с. 37].

Основной задачей администрации образовательных учреждений является структурирование работы, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Это приводит к снижению влияния внешних факторов на развитие эмоционального выгорания.

Для всех работников образования становится важной саморегуляция работы. Н.С. Пряжников предлагает в качестве одного из методов, которые можно рекомендовать педагогам, освоение приемов аутогенной тренировке. Данная техника успешно применяется специалистами в различных профессиональных областях, для которых характерно высокое эмоциональное напряжение [9, с. 92].

Следующий метод — психокоррекция. Использование психокоррекционной работы может облегчить и ускорить процесс адаптации педагогов к своей работе. Реализация психокоррекционной работы может быть выполнена как индивидуально, так и в группах.

По мнению О. Бабича, эффективным методам предотвращения и коррекции эмоционального выгорания могут также стать способы экономного потребления эмоциональных и энергетических ресурсов [1, с. 69].

Чтобы снять эмоциональное напряжение и избежать эмоционального выгорания, учитель должен научиться переключаться между различными видами деятельности, оптимально распределять нагрузку, соответствующим образом соотноситься с собственными ресурсами и не концентрироваться на конфликтах на работе.

Основой программы профилактики и коррекции синдрома выгорания у работников образования может быть, на наш взгляд, концепция профессионального развития, предложенная Л.М. Митиной [7].

Концепция описывает модель адаптивного поведения и модель профессионального развития специалиста, которая предотвращает синдром выгорания. Важнейшим условием эффективности процесса профессионального развития личности работников образования является укрепление уверенности в себе, которое способствует формированию активной профессиональной позиции педагога. В рамках концепции конструктивные направления развития подразумевают изменение мотивационных, интеллектуальных, аффективных структур личности, что приводит к изменению всей поведенческой сферы. Конечным результатом должна стать смена внешней детерминации жизнедеятельности на внутреннюю.

Щегловой Г.С. разработаны рекомендации по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов. Ею выделены четыре уровня работы:

— органический (телесный) (снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета);

— эмоциональный (снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний:

— рациональный (смысловой) (приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия);

— поведенческий (устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины) [12, с. 59].

А.А. Осипова считает, что для профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагог должен принять на себя ответственность за результаты профессиональной деятельности. Педагог должен придти к пониманию того, что спады и неудачи являются естественными стадиями развития. профессионального мастерства [8, с. 12].

Заключение

Таким образом, в литературе были описаны факторы риска возникновения проблем эмоционального выгорания применительно к педагогической профессии. Изучались социально-демографические характеристики и личностные особенности педагогов. На основе проведенных исследований предложены разнообразные подходы к решению проблемы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

Список использованной литературы:

1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. 116 с.

2. Бладыко, А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С.34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2014. 105 с.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2013. 336 с.

5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. М.: Из-дво Перо, 2014. 196 с.

6. Домрачева С.А. Изучение эмоционального выгорания педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 71-75. — URL: https://e-koncept.ru/2015/95166.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336с.

8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.

9. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома эмоционального выгорания в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С. 87-95.

10.Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер. 2016. 607 с.

11. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога / // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С.93-102. — URL: https://psyjournals.ru/scientific_notes/2014/n1/71086.shtml.

12.Щеглова Г.С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 8. С. 56-60. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-shkoly.

© Соболь В. В. 2019

Источник