Спорт дети с синдромом дауна
Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.
Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.
Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.
Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.
Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.
Развивающая гимнастика
Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.
К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.
К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.
Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.
Преимущества развивающей гимнастики:
Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными
— Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;
— Многообразие упражнений для любых способностей;
— Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;
— Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;
— Тренировка выносливости;
— Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;
— Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;
— Формирование навыков крупной и мелкой моторики;
— Укрепление иммунитета;
— Развитие логики и мышления;
— Развитие эмоций и мотивации;
— Социальная адаптация.
Преимущества тренировочного процесса:
— Легкая адаптация к физическим нагрузкам;
— Увлекательный формат занятий;
— Разнообразное интересное оборудование;
— Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);
— Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).
Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.
Развитие крупной и мелкой моторики
Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.
Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук — мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.
Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.
Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.
Развитие эмоций и мотивации
Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.
Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:
— кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;
—проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;
— вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).
На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.
Лечебные свойства гимнастических упражнений
Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.
В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.
Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.
На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.
Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.
Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.
В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.
Улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве
Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.
Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.
Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.
Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.
Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.
Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.
Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:
— Приобретение полезных знаний — во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;
— Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.
— Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.
Источник
Физкультура и спорт не только улучшают состояние здоровья детей, но и помогают в социальном развитии. Занятия спортом приучают к дисциплине, учат взаимодействию в команде, развивают стремление к лучшим результатам. Детям с особенностями развития такие навыки не всегда легко даются. И именно в спорте они могут формироваться совершенно естественно. Всегда ли занятия спортом доступны для детей с синдромом Дауна?
Ситуация со спортом для людей с синдромом Дауна складывается так, что данная категория спортсменов пока что остается самой ущемленной – есть сложности в финансировании работы спортивных секций, в которых могли бы заниматься дети и молодые люди с синдромом Дауна; отсутствует поддержка «особенных» спортсменов, которые имеют высокий потенциал и могли бы достойно выступать на соревнованиях среди людей с интеллектуальными нарушениями и людей с синдромом Дауна.
Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» взял на себя задачи, которые позволили бы эту ситуацию изменить, и запустил проект «Спорт во благо. Дети». Проект направлен на создание условий и расширение возможностей для людей с синдромом Дауна в спорте.
В сентябре 2015 года проект «Спорт во благо. Дети» пришел в города: Ярославль, Нижний Новгород и Уфу. Благодаря поддержке компании МегаФон в этих городах заработали спортивные секции, в которых занимаются плаванием дети и молодые люди с синдромом Дауна от 2-х до 18 лет (40 человек).
Такое начало привлекло большое внимание к проекту «Спорт во благо. Дети» – около 40 публикаций на ТВ, в онлайн и печатных изданиях! Это позволило региональным партнерам проекта приобрести новых сторонников своей работы. Так, например, в Уфе другие спортивные организации обратили внимание на тему развития спорта для детей с синдромом Дауна, и их стали приглашать заниматься и другими видами спорта. А в Нижнем Новгороде организатора проекта заметили чиновники, и 21 марта 2016 года вместе с общественной организацией – партнером проекта, провели церемонию открытия развивающего центра, а помещение для центра передали организаторам в безвозмездное пользование. В Ярославле ребята занимаются плаванием и участвуют в инклюзивных мероприятиях.
Если говорить о спортивных успехах ребят из проекта «Спорт во благо. Дети», то и тут есть чему порадоваться. Всего несколько месяцев назад ребята боялись зайти в большой бассейн. А теперь команда спортсменов из Уфы уже не раз продемонстрировала свои достижения на соревнованиях, в том числе инклюзивных у себя в городе. В апреле ребята приняли участие в Первом открытом турнире по плаванию среди людей с синдромом Дауна «Победим вместе» в Москве – в копилке у пловцов серебряные и бронзовые медали.
Тему спорта для детей с синдромом Дауна поддержали известные российские спортсмены. Алексей Немов, Александр Легков, Сергей Игнашевич, Альберт Демченко, сборная России по шорт-треку и Виктор Ан приняли участие в фотопроекте с воспитанниками Даунсайд Ап. В результате проекта был выпущен календарь, рассказывающий истории спортсменов-выпускников фонда «Даунсайд Ап» и вдохновляющий маленьких воспитанников фонда на успехи в спорте.
В октябре 2015 года проект «Спорт во благо. Дети» был представлен на Всероссийской научно-практической конференции в Екатеринбурге, посвященной раннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптивной физической культуре, в рамках программы «Дорога спорта – дорога жизни». Инициатором и организатором программы является Общественная организация «Детский инвалидный спортивно-оздоровительный центр» (ДИСпО центр). Даунсайд Ап являлся одним из партнеров конференции. Позже, в феврале 2016 года представители фонда были приглашены на стажировку в Чехию. Стажировка проходила на базе реабилитационных центров для детей и взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья в Янске Лазне и Праге.
В декабре 2015 года Даунсайд Ап открыл спортивную секцию по футболу для ребят с синдромом Дауна. Уже несколько месяцев мальчишки в возрасте 9-18 лет занимаются футболом под руководством заведующего кафедрой физической культуры и оздоровительных технологий факультета психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий РГСУ, доктора педагогических наук, отличника физической культуры и спорта РФ, члена Паралимпийского комитета РФ Махова Александра Сергеевича.
Елена Шеффер (сын Михаил, 11 лет): «Для меня футбол — это не только спорт, но и дополнительная возможность социализации. Когда Миша подрос, ему стало скучно ходить на детскую площадку. Дети его возраста играют на спортивных площадках в баскетбол, футбол и т.д. Мы с Мишей тоже ходим на спортивную площадку, берём мяч и пинаем его друг другу. Но когда он пытается присоединиться, у него не получается поддерживать игру. Он не понимает, кому и как давать пас, в какие ворота надо забивать, и в результате, выпадает из игры. Мы с Мишей очень бы хотели, чтобы он научился играть в футбол. Посещать занятия в футбольной секции для обычных детей Миша не может из-за своих особенностей. Специальных занятий в нашем районе нет. Мы с удовольствием будем ходить на занятия футболом с другими детьми с СД — это единственная возможность для Миши научиться играть в футбол».
В феврале 2016 г. на старт лыжной гонки «Спорт во благо» в Битце впервые вышли дети с синдромом Дауна — выпускники Даунсайд Ап и воспитанники секции легкой атлетики мытищинской ДСЮЩ, которые занимаются в спортивной школе уже не один год. Ребята заранее готовились к первому в жизни лыжному старту, тренировки проходили два раза в неделю под руководством директора ДЮСШ г. Мытищи, мастера спорта, Рябова Алексея.
«Это было здорово! – говорит Татьяна Подобедова, мама Вероники. — Мы и подумать не могли, что наши дети, которых считают неуклюжими, так быстро освоятся на лыжах. Но тренер, Алексей Рябов, с первых минут тренировки зарядил и их, и нас позитивной энергией и как-то настроил на успех. И они поехали!»
В апреле 2016 г. выпускники и воспитанники Даунсайд Ап выступили на Первом открытом турнире по плаванию среди людей с синдромом Дауна «Победим вместе». В турнире принимали участие спортсмены из нескольких регионов страны и соревновались в разных стилях плавания. Это было настоящее спортивное состязание.
Наши первые шаги в проекте «Спорт во благо. Дети» показывают нам, что спортивный потенциал среди ребят с синдромом Дауна очень большой, и интерес к теме спорта для детей с особенностями развития растет. Нам есть над чем работать, чтобы семьи могли выбирать, станет ли ребенок заниматься просто оздоровительной физкультурой, или у него появится любимый вид спорта и стремление развиваться в нем и реализовать себя как настоящий спортсмен. Чтобы создавались спортивные секции, и с ребятами занимались опытные специалисты. Чтобы зарождались и тиражировались успешные практики. Хочется верить, что у нашего проекта будут появляться новые друзья и сторонники. Вместе мы сможем больше!
Мы ждем ваших вопросов и предложений!
Источник
Вебинар 2 марта провела Ольга Попова, основатель и руководитель АНО «Школа Волшебства». Ольга – мама ребенка с синдромом Дауна, которая открыла собственную спортивную школу для детей и взрослых с нарушением развития и интеллекта.
«Два года назад у нас занималось 2 ребенка, одна из них – моя дочь. Сегодня нас 53. И 6 человек из «Школы волшебства» 31 марта будут отстаивать честь России на мультиспортивных соревнованиях – Трисомных играх в Турции. Если сравнивать с обычным спортом: это Олимпийские игры для людей с синдромом Дауна», – рассказывает Ольга Попова.
Когда в семье появляется ребенок с синдромом Дауна, родители думают, что он не способен заниматься спортом, да еще и профессиональным. Ольга объяснила, что это самая главная ошибка, и начинать нужно с младенчества. Именно ОФП с пеленок – первая ступень на пути к спортивным достижениям.
Ольга КОТОВА, руководитель спортивного отдела РООИ «Перспектива»:
«Наш спикер занимается профессиональным спортом, но она привела очень много примеров, которые можно использовать на уроках физкультуры и дома. Простая зарядка, которую можно выполнять вместе с родителями, помогает развивать характер и приучить к дисциплине, развить крупную и мелкую моторику, укрепит мышцы опорно-двигательного аппарата и уравновесит психоэмоциональное состояние ребенка».
На вебинаре «Двигательная реабилитация для людей с синдромом Дауна на примере факультета спорта АНО «Школа Волшебства» Ольга Попова рассказала, каким спортом могут заниматься дети с синдромом Дауна, о соревнованиях, в которых они могут участвовать, а так же показала видео с тренировок, на которых можно наглядно увидеть приемы работы, которые применяют специалисты «Школы волшебства».
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. анонс «Как ребенку с нарушением развития и интеллекта построить спортивную карьеру?»
Общее количество слушателей вебинара 02 марта:
112 человек (85 электронных адресов) из 44 городов и сёл (32 региона России; Киргизстан, Таджикистан, Болгария и Франция).
Видеозапись вебинара 02.03.2020:
Из отзывов слушателей вебинара «Двигательная реабилитация для людей с синдромом Дауна на примере факультета спорта АНО «Школа Волшебства»:
Елена Межидова, ГБОУ «Речевой Центр», г. Екатеринбург:
«Сегодня была очень интересная тема. Нам так нравится, что рекомендуем ваши вебинары коллегам из других школ. Спасибо».
Светлана Сергиевская, г. Туапсе (Краснодарский край):
«Спасибо за организацию вебинара! Замечательно, что можно обмениваться опытом, информацией, мотивировать к работе».
Алексей Поляков, ГБОУ Школа №830, г. Москва:
«Спасибо огромное за то, что делитесь! Очень не хватает таких вебинаров от реальных практиков по разным направлениям».
Татьяна Кайдаш, г. Нальчик (Кабардино-Балкария):
«Спасибо большое. Вебинар дал вектор движения. Спасибо большое за информацию и ссылки. Очень интересна подобная практика с детьми с РАС. Будем рады новым вебинарам. Спасибо большое».
Ирина Уфимцева, МБОУ Школа №15, г. Прокопьевск (Кемеровская обл.):
«Очень интересно. Спасибо».
Эльвира Заляева, ООО «Фитнес для особенных детей», г. Москва:
«Спасибо за информацию, очень важная информация. Я занимаюсь с детьми в воде. Согласна, что нужны системность и вера родителей и педагога».
Наталия Емангулова, ДМОО инвалидов-опорников «Преодоление», г. Димитровград (Ульяновская обл.):
«Сергей Прушинский, спасибо большое! Ольга, очень хочется подружиться теснее, поучиться, научиться и совершенствовать работу по Урокам доброты и занятости. Спасибо!»
Вебинар организован в рамках проектов: Nike «Дети в движении. Вместе лучше!», Фонда президентских грантов «Инклюзия: равные возможности для детей и подростков с инвалидностью», Комитета общественных связей молодежи и политики «Дети в движении – Все вместе!».
Источник