Спецшколы для детей с синдромом дауна

Спецшколы для детей с синдромом дауна thumbnail

Содержание:

  • По закону. Виды коррекционных школ
  • Трудный выбор
  • Доктор, дай лапу!
  • Все вместе: инклюзивные школы
  • Казнить нельзя помиловать
  • Прямая речь

Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова «нарушение», «коррекционный» применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.

По закону. Виды коррекционных школ

Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.

Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые «условия». И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.

А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.

Школы особого вида

  • 1 вида — для глухих
  • 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
  • 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
  • 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
  • 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 7 вида — для детей с задержкой психического развития
  • 8 вида — для детей с умственной отсталостью

Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в «обыкновенное» учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Это учителя не умеют его учить» (и они зачастую действительно не умеют). «С ним надо больше заниматься» (да — если знать, как именно). «Надо просто построже спрашивать» (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в «отстающие» не хочется. Да и страшно — вдруг «слабый» старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с «проблемными» детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.

Что же на другой чаше весов?

Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в «спецшколу» или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение «я хуже всех». То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность («Продержаться бы сегодня… сейчас… еще один урок…») переходит в апатию («А зачем стараться? Все равно не получается!»). Апатия перетекает в депрессию («У меня никогда ничего не выйдет!») или протест («Все плохо? Так пусть будет еще хуже!»). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют «тотальным регрессом». Уверенность «я — неудачник» остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа… Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо «класса для дураков». Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения («За кем он будет тянуться?» — спрашивают родители). Наконец — «Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития». Для многих — невыносимо.

Доктор, дай лапу!

В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем. Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. «Конек» 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из «Святого Георгия» делают ставку на экзотическую пока эвритмию. «Ковчег» обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к «собачьему доктору» в кинологический центр «Ордынцы» на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на «лечение дельфинами».

Читайте также:  Дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом желтухи при инфекционных заболеваниях

Все вместе: инклюзивные школы

Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.

Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.

Казнить нельзя помиловать

Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.

Прямая речь

Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):

«Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое».

Белый список специальных школ (по материалам рунета)

  • Специальная (коррекционная) школа № 532 VIII вида
    ул. Пятницкая ул., 46, стр. 3, тел.: (495) 953-58-32
    Принимают детей с аутизмом.
  • Специальная (коррекционная) школа № 359 VIII вида
    Армянский пер., 3/5, стр. 9, тел.: (495) 623-56-23
    Принимают детей с аутизмом и другими нарушениями развития.
  • Интегративная школа № 1321 «Ковчег»
    ул. Авиамоторная, 30а, тел.: (495) 273-25-20
    Принимают детей с нарушениями развития, в том числе с ДЦП.
  • Школа № 1673 «Поддержка» для детей-инвалидов
    ул. Таллинская, д. 3, корп. 2, тел.: (495) 498-67-02
  • ГОУ № 142
    4-й Лесной пер., 16, тел.: (495) 250-23-03
    Работают с детьми с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом и другими нарушениями развития.
  • НОУ «Развитие»
    ул. Новочеремушкинская, 54, корп. 4, тел.: (495) 128-46-72
    Негосударственная. Дети с ДЦП с нормальным интеллектом, с задержкой психического развития.
  • Школа «Святой Георгий»
    ул. Ейская, 5, тел.: (495) 350-33-81
    Принимают детей и подростков с множественными нарушениями развития.

Маргарита Горянская

Статья предоставлена сайтом «Health News»

Знаю в Марьиной Роще-школа номер 1956,там есть(был)класс коррекции.Девочку не брали вообще никуда,проходили кучи комиссий.И диагноз не ставили(олигофрен,дебил)и в реч.школу не брали.Говорили,что она»никогда,никогда не сможет изучать геометрию,физику и проч.науки»Хочу похвастаться!Она закончила 11классов нормальной,самой обычной школы.Пройдя начальную в коррекционном классе!Геометрия,особо хорошо удавалась,когда началась:))Нет,она не отличница,но не хуже обычных,детей.Несколько нестандартное мышление и злобы НЕТ!Хорощо и интересно пишет сочинения,отмечали педагоги потом.
Было огромное желание,спустя годы,прийти в это РОНО и всех их хорошо поколотить!Столько крови выпили,ВАМПИРЫ!!
Столько сил отобрали.У меня вся карьера закатилась,только дитем и занималась.но,если бы сразу,спокойно,взяли бы в класс коррекции.Все было б иначе,размеренно и не травмировало бы девочку…
Если вы верите и видите,что у ребенка хоть какой-то интеллект есть,развивайте,не сдавайтесь!НЕ отдавайте в спец.школы-это конец!Лучше быть последним среди первых,чем первым,среди последних(с)
Здоровья и огромного терпения вам вашим деткам!Поверьте,когда им будет …надцать лет,вы поймете,что все было не зря!:))

2008-08-29, педагогМама

Хорошо написано, да только упущен немало важный момент: автор статьи намерено уходит от обсуждения тех ужасающих условий, которые в таких интернатах имеют место быть. А что касается специалистов, могу сказать, как бывшая ученица подобной тюрьмы для малолетних, что они существуют номинально и не выполняют свою работу в полном объёме, а последствия подобного «воспитания» приходиться преодолевать во взрослой жизни и, как правило, при помощи специалиста психолога напротяжение довольно длительного времени.
Уважаемые родители! Если вы детей своих любите, то постарайтесь сделать всё, чтобы избежать подобного кошмара для своих детей. Они ничего плохого за свою короткую жизнь не совершили, чтобы лишать их свободы. Более того, вы лишаете их и непосредственно семьи, поскольку мама с папойна выходные… Фактически, ребёнок не имеет дома и появляется там в качестве хоть и дорогого, но гостя.

2008-11-04, Леопард

очень рада за вашу девочку и за вас.но есть и другие примеры-моя племянница,дцп,окончила спец школу.все отлично,занимала призовые места на городских литературных конкурсах,поступила в колледж,без троек отучилась 1 курс.а знакомая моей сестры,никак не может принять диагноз дцп у своей дочери изо всех сил пихает ее в общий сад и школу.девочку просто травят.
что будет дальше-не знаю,но ее очень жалко,она абсолютно не справляется.
дефектолог моего сына работает в дд-и тех ребят,кто тянет,после школы 8 вида,отправляет учится в вечернюю школу по обычной программе,они успешно оканчивают ее и имеют нормальный аттестат-сами понимаете,что никаких заботливых мам там нет.вариантов очень много,как и детей.

Читайте также:  Как вылечить синдром тазовой боли у женщин

2008-08-30, Ольга местная

Очень часто слышу жалобы от родителей детей-аутистов, что в специализированные школы берут детей (с диагнозом аутизм и близким к нему) пусть неречевых, но обязательно с сохранненым интеллектом. Примером служит отбор в ближайшей школе Ковчег. Все оставшиеся дети, не прошедшие тест на интеллект, остаются за бортом и их обучение для родителей становиться просто головной болью, не многие готовы согласиться на надомное обучение. Поскольку Вы провели достаточно весомый и полезный на этой конференции анализ коррекционных школ, то не могли бы Вы уточнить для родителей номера школ или центров по Москве, где могут учиться их «неинтеллектуальные» дети.

2008-08-29, leonid

Хочу пообщаться с родителями детей с ДЦП ползающих по методу Домана. Моей дочери 12 лет, тяжёлая летом ползали, получалось, но сейчас болеет уже четвертый месяц. Вообще Доман это класс! Благодаря ему она учится в обычной среднй школе на дому в 5 классе на пятёрки, знает английский, пишет стихи, хотя не говорит и даже не сидит.

2008-12-13, Луговая Галина

Не совсем поняла, Вы со своей дочкой начинали с коррекционного класса, имеете положительный опыт, перешли от коррекционного к нормальному обучению, а других призываете пихать детей сразу в обычные школы.Странно. Мне показалось, что Ваш пример как раз о положительном значении коррекционного обучения.

2008-08-30, Иринище

Спецшкола — это не конец, это один из вариантов. Причем не худший. Но каждый случай очень индивидуален, это верно.

2008-09-01, Кумпарсита

Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Уравнение для детей дождя
Аутисты и больные синдромом Дауна учатся в обычной школе
Текст: Ирина Ивойлова
11.11.2008

По официальным данным, в России 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии. Более 200 тысяч учатся в коррекционных школах. Хотя некоторые из них, несмотря на диагнозы, могли бы учиться в обычных. Такая возможность сейчас есть.

В России идет эксперимент по инклюзивному (включенному) образованию. Для детей, имеющих отклонения в развитии — физическом и умственном, в обычных школах создают условия и учат их вместе со здоровыми сверстниками.

Рома Шипунов — второклассник московской школы N 1447. Подчеркнем — обычной, хотя у Ромы — синдром Дауна. Маме мальчика врачи в роддоме сказали: «Он вас даже узнавать не будет!» А вот, пожалуйста, не только узнает, но и в целом вполне справляется со школьной программой. Рома, конечно, не отличник. Но и не самый худший ученик. «Буквы освоили, читаем, пишем, рисуем, поем, — с гордостью рассказывает бабушка Ромы Лидия Ивановна. — Сложнее всего дается математика. Сидим часами. Зато к английскому интерес есть, компьютер нравится. Соседи вначале шептались: «Как жаль, больной ребенок!» А я им: «Почему больной? Мы в обычной школе учимся!»

Всего здесь 27 детей «с особыми образовательными потребностями». Диагнозы тяжелые — ДЦП, аутизм, синдром Дауна. Уже пять лет школа участвует в эксперименте по инклюзивному образованию. Начинался он с детских садов. Потом к проекту подключились школы. Одна из самых успешных — N 1447. В первые классы здесь набирают по 2-3 ученика с ограниченными возможностями.

Раньше таких в России если и учили, то лишь в спецшколах. А тут обычная школа и стандартная программа. Правда, дается она именно в том объеме, который под силу ученику. Задания на ходу корректируются. Класс может решать одну задачу, а эти ученики — совсем другую, более легкую. Устали? Разрешается выйти в коридор посреди урока.

В США, Канаде, некоторых европейских странах у инклюзивного образования богатая история и огромный опыт. Россия делает первые шаги. И потому, к сожалению, пока нет никаких педагогических рекомендаций и методичек для учителей, работающих по системе инклюзива. Отработка программ идет «с колес». Планы, конспекты уроков, домашние задания с учетом диагнозов и индивидуальных особенностей учеников есть только по начальной школе. Педагоги уже сделали для себя кое-какие важные выводы. Например, то, что самые сложные ученики — аутисты. Жизнь таких людей показал Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя». Аутисты замкнуты, живут в собственном мире, при этом у них потрясающие способности к математике. Знают педагоги, что больше всего пугает детей с отклонениями в умственном развитии. Они боятся шума, крика и толпы.

Про гениев и самодуров

Самый стойкий миф об инклюзиве — присутствие в классе детей-инвалидов сказывается на достижениях обычных школьников. Это не так. Наоборот, видя стремление к жизни у этих детей, их здоровые сверстники начинают больше ценить свои собственные возможности.

Все ученики школы N 1447, разумеется, в курсе, что среди них есть ребята «не такие, как все». И уже не обращают внимания на это. Зато родители не так терпимы.

— Куда только на меня не жаловались, — вспоминает директор школы Елена Волкова. — Писали: «директор-самодур набрала инвалидов. Почему мой гениальный ребенок должен сидеть рядом с ними за одной партой?» Даже кое-кто из учителей отказался работать с ними. Их не осуждали. Такие дети действительно требуют большого терпения. Меня один мальчик до сих пор зовет не Еленой Витальевной, а Леной. Ничего, привыкла.

Читайте также:  Показатели риск синдрома дауна по

То, что инклюзив — дело социально важное, сомнений нет. Но школа — это ведь не только уроки толерантности и сострадания, но и математики, истории, русского языка… Ребенку с ДЦП, особенно в том случае, если интеллект сохранен, они под силу. «Есть ли смысл учить в обычных школах детей с задержкой умственного развития? Смогут ли они осилить программу, пусть и в упрощенном виде?» — спросила я у Волковой. Она ответила так: «Все наши ученики освоили программу начальной школы. Один из них — Миша Перов из четвертого класса недавно написал диктант на твердую «четверку». Поверьте, никто ему оценку не натягивал».

Эксперимент по инклюзивному образованию идет не только в столице, но и в одиннадцати российских регионах. В Челябинске, например, четыре обычные школы принимают детей с отклонениями в развитии. Школа N 73, к примеру, уже выпустила более 20 таких учеников, все они сумели устроиться в жизни. Хорошо налажена работа в Улан-Удэ, особенно в школах N 65 и N 4. Есть инклюзивные учебные заведения в Ухте, Архангельске, Новосибирске, Калининграде, Самаре — по одному-два в городе.

У семи нянек

Большинство российских школ к инклюзиву все же не готовы. Трудно. И с психологической, и с организационной точки зрения. Не каждый педагог захочет брать на себя дополнительную нагрузку даже за 20-процентную надбавку. Нет взаимодействия между педагогами обычных школ и коррекционных, которые могли бы поделиться опытом. Для каждого такого ребенка требуется пять-семь (!) разных специалистов. Но логопедов, дефектологов, сурдопереводчиков не хватает.

Специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят. А вот в Канаде, скажем, таких педагогов обучают в вузах по особым программам. В Норвегии у учителей в инклюзивных классах есть «ассистенты» — помощники без специального образования, которые ни на шаг не отходят от «особенного» ребенка и помогают ему выполнять задания. В любой момент педагог может обратиться за помощью в ресурсный центр. Нашим учителям приходится рассчитывать только на собственные силы, советов спрашивать не у кого.

Между тем в госпрограмме развития образования на 2009-2012 годы сказано, что доля детей, получающих инклюзивное образование, вырастет на 10 процентов. Это большая цифра. Пока эксперимент затрагивает только начальную школу. Педагоги волнуются: что будет, когда начнутся курсы физики, химии? Как упрощать программу? Рекомендаций нет. Как быть с ЕГЭ? Ребенку с синдромом Дауна его не сдать никогда. И что, отучившись в обычной школе, он все-таки получит аттестат коррекционной? В Челябинске, где состоялся первый выпуск девятиклассников в школе N 73, так и сделали: ученики с тяжелыми диагнозами получили такой же документ, как в спецшколе, остальные — обычный. Причем решающим критерием был именно диагноз, а не успехи в учебе.

Учителя очень надеются на минобрнауки. Что появится-таки документ, закрепляющий особый статус инклюзивных школ. Что этот самый документ освободит «особенных» выпускников от тестов, упростит сдачу экзаменов, разрешит выдавать аттестат тем, кого врачи считали необучаемым.

Когда уйдут со школьного двора

В Московском центре социально-трудовой адаптации и профориентации, куда берут ребят с задержкой умственного развития — 125 человек. Все пришли из коррекционных школ.

Директор Виктория Яковлева уверена в том, что инклюзив даст хорошие результаты. Центр, наверное, мог бы открыть дополнительные места для тех, кто прошел инклюзивное обучение. Но тогда потеряется его смысл: больные опять придут к больным.

В целом понимания того, как и где будут получать профессию «инклюзивщики», нет. Профтехобразование сейчас реформируется, оно будет нацелено на нужды работодателей. Сомневаюсь, чтобы они стали платить деньги за обучение «особенных» детей. Видимо, нужна система мер государственных гарантий трудоустройства таких выпускников. У них должно быть будущее. Не дом инвалидов, а посильная работа и жизнь среди здоровых людей. И еще не известно, кому это нужнее: им, больным, или нам, здоровым?
мнение

Елена Стребелева, профессор Института коррекционной педагогики РАО, доктор педагогических наук:

— Я больше 40 лет изучаю детей с задержкой умственного развития и уверена: чем раньше начать работать с ними, тем лучших результатов можно добиться. Среди умственно отсталых встречаются очень способные. Более того, если серьезно заниматься с таким ребенком, сглаживаются внешние признаки заболевания.

Родители сейчас реже отказываются от детей с врожденной генетической патологией, потому что узнали: эти дети не безнадежные. Их можно учить, они могут иметь профессию и быть успешными в жизни. В обычной школе возможностей для этого больше. Из них могут выйти прекрасные парикмахеры, массажисты, косметологи, флористы, садоводы, швеи. Они любят трудиться!

Некоторые имена в материале изменены
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
«Российская газета» — Федеральный выпуск №4789
Тематика: Здоровье Образование Дети

Источник