Совковый синдром что это такое
И очень странно, что кто-то удивляется. Если человек прожил в Совдепе хоть какое-то более или менее осмысленное время с самого рождения, инстинкт «принимать меры на случай голодовки» будет с ним, если не всю жизнь, то очень долго. Это не регламентируется разумом. Это уже на уровне подсознания.
Собственно, совки отличаются от нормальных людей тем, что это своё чувство не только не пытаются закамуфлировать или бороться с ним, но, напротив, доводят его до высшей точки кипения и экзальтации, трубя во все горны: «Не радуйтесь, что на камбузе сухарей вдоволь – скоро они кончатся! И мука кончится! И консервы! Всё, всё кончится! И даже рыба и киты вокруг корабля кончатся! Потому что не может быть такого, чтобы это всё было, а потом вдруг не кончилось!»
Да, блин, и по своему они правы. Ибо пройдя Совдеп, невозможно отделаться от мысли, что рано или поздно изобилию в магазинах придёт кирдык, что снова станет актуальным хранить по десятку лет старые штаны, шапки и ботинки, что снова надо будет затаривать шкафы и антресоли любым дефицитом, который только удалось случайно купить. Совдепия… Сколько она ещё будет жить в наших душах? Неведомо. Но, чтобы победить её, надо хотя бы осознать этот, никакими врачами не сформулированный синдром – синдром тяжёлой совковой дефицитной травмы. Уверен, что это лечится. Не быстро, но лечится. Но есть одна опасность – что это заразно. Что старое поколение, которое не может избавиться от этого синдрома, передаст его поколению новому. Вот тогда точно будет форменный трындец.
Какой точный диагноз.
Отсюда все эти стенания людей родившихся до 80-х в ЖЖ о том что «Рашка катится в сраное говно»
«Надо запасаться сухарями ибо кризис придёт и всем пиздец» «А мы всегда предупреждали».
Какие смешные люди эти совки. За последние 20 лет _ни разу_ ни в одной республике бывшего СССР даже в грёбанных Таджикистанах не было ничего и близко подобного тому что было на каждому шагу в СССР.. Но видимо, впечатления заложенные в дестве очень сильны и они проецируются на всю жизнь.
Плюс остальное как я уже говорил мало поменялась (ну совковые кварталлы застройки, раздолбанная провинция и вообще уклад жизни) потому людям по сей день кажется что они в Совке и вот вот всё что появилось после изчезнит и Совок опять придёт со своей клюкой только на этот раз ещё более страшный ибо нету коммунистов у власти. Они бы позаботились.
То есть какой-то сбой программы у людей старших поколений. Особенно у мужиков почему-то.
Нет бы радоваться. Например моля прабабушка вообще всю жизь прожила в Совке и даже не знала другой жизни, ну кроме самого раннего детсва Царской России, НЭПа и немецкой оккупации. Всё остальное это был унылый Совок. У людей просто крышу снесло начисто.
И даже те кто родился в 70-е это тоже поражённый синдромом совка но они уже хотя бы жили в период больших перемен. И ещё не успели сформироваться как личность а также на их горовы проблемы свалились в 90-е.
Да ещё сильно зависит от региона и семьи. Ясно что москвичам, у которых были родители «со связями» не понять жителей обычных городов из обычных семей простых учителей и.т.п. Какая была беспросветная нищета и дефецит. Как например травмировало детскую психику, когда ребёнок бежал в магазин покупать лимонад на день рождения а лимонада не было. В одном магазине. В другом магазине в третьем Не было и всё.
Это всё откладывалось на подсознании. Какую там пепси-колу. Пепси-кола была только в Москве и то не везде. Обычный лимонад «Колокольчик» негде было достатть. А это грёбаные очереди в вонючие отделы, где бомжи хлеб раскладывали. А это столовки заблёванные с отваливающимся кафелем и сгнившими столами. Котлеты по рублю, где один хлеб и перец. И очередь огромная. Всё это никуда не делось и в 90-е естественно. Единственное что исчез дифицит.
А ведь люди, жившие в СССР даже _не верили_ что товары могут быть в магазинах. Просто не верили.
Если бы кого-то в 80-х повели на ВДНХ где было всё что выпускает советская промышленность от вишен в шоколаде до новеньких магнитофонов и сказали что всё это будет в свободной продаже он бы принял этого человека за сумасшедчего. Сказал бы что такого быть нне может и та фантастика.
То есть просто чтобы в магазинах было хотя бы то убожество что выпускалось в СССР никто не поверил бы
Естественно люди, которые прожили в СССР дольше, а после 90-х не вписались никак в жизнь новую
и живут в старых советских районах, у некоторых даже ремонта в квартире не сделано нормалльного с советских времён Они живут в окружении его величества Совка. Отсюда и мысли их нехорощие происходят.
Что «ничего не изменилось» что «за 20 лет ничего не сделано вообще» и что при «Совке было лучше»
Да, унитаз был поновее и краска на обоях не выгорела ещё тогда и паркет не стёрся. Но ко же им виноват, что они в собственной квартире за 20 лет не смогли навести порядок? Что бы пробухали и просрали все деньгги ещё когда они у вас были в СССРе.. Они что думают что придут к власти коммунисты и выдадут им новые квартиры со свежим ремонтом? Некоторые скажут. «К них нет денег». Не поверю. У пенсов теперь пенсии в 200 баксов в России. Плюс многим дети помагат бабками. Плюс квартиру можно сдать поживя у детей полгодика и на вырученную суму сделать ремонты.
Нет они даже просто перекрасить ядовитый синий цвет совковой кухни не в состоянии. Портрет сталина припиздюрят над ржавым холодильником и всё — виноват «антинародный режим».
Какие всё-ттаки несчастные существа. Как им советская власть уничтожила мозг. Просто поразительно.
И ведь смотришь на стариков в других странах, смотришь на нащу самую зелёную молодёжь, они совсем ддругие. Стало быть дело именно в советской власти дело. А не в возрасте и национальности.
Эта власть воспиитала людей поражёных каким-то острейшим мозговым дефектом.. Чего-то они недополучили либо наоборот чем-то слишком травмированы были как жертвы педофилов и.т.п.
Не знаю. Но то что совок это диагноз это совершенно точно. При чём что самое интересное совки бывают люди и антикомумнистических убеждений, но рефлексы абсолютно те же.
Источник
Совковое мышление – это мышление, сложившееся в бытность СССР, социалистическое по форме и содержанию. Его суть: каждому по потребностям и по труду, все равны, любой труд в почете, земля крестьянам, фабрики рабочим, партия – ум, честь и совесть эпохи; образование, все виды обучения и медицина бесплатны, молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Совковое мышление отличается тем, что все верили друг другу на слово и в то, что государство желает гражданам благополучия и защитит во что бы то ни стало. Теперь никто никому не верит, а верят, что государство делает все, чтобы нас ободрать.
Возможно, мы придерживаемся иной точки зрения, но приведенный выше словесный монолит вот так вот подряд, через запятую отчеканен в сетях. Он как песня, из которой слова не выкинешь. И осмысляя этот текст, мы невольно задумались: а что значит для нас понятие «совок»? Какой смысл мы вкладываем, называя так человека? Чего в «совке» больше – позитивного или негативного? Что мы взяли бы от «совка»? Или брать там нечего, поскольку «совок» – безнадежный анахронизм?
Чтобы разобраться во всем этом, мы пригласили к соразмышлению людей ищущих и неравнодушных.
Айдар АЛИБАЕВ, экономист, общественный деятель:
«Слово «совок» – анахронизм и скоро исчезнет»
– Что значит для вас «совок»?
– Насколько мне известно, слово «совок» появилось после развала СССР. Принято считать, что слово «совок» обозначает не только сам Советский Союз, но и советского человека, носителя определенного «совкового» мышления и менталитета. Менталитета устаревшего, несколько однобокого, немодного, не соответствующего сегодняшнему дню. Слово «совок» носит несколько уничижительно-пренебрежительно-неуважительный характер. Хотя и по-настоящему к оскорбительным словам его, наверное, тоже не отнесешь. Очень важны интонации и контекст, в котором произносится слово «совок». И от них зависит окраска слова. Не менее важно, кто произносит это слово и в какой ситуации. Думающий человек просто так разбрасываться этим словом не будет, а в устах дурака оно не имеет силы.
Если вдуматься, это слово достаточно многогранно, оно может не только нести пренебрежительный смысл, но, будучи неокрашенным эмоционально, просто будет означать ту жизнь, к которой мы уже никогда не вернемся. А при желании этому слову можно придать и ностальгический оттенок, хотя с таким оттенком я его не слышал.
В конце концов, бездумно и напропалую охаивать советскую жизнь не совсем правильно. Мы жили и росли в том времени и в той среде, и это была наша жизнь. И эта жизнь была интересная и веселая, искренняя и честная.
Я прекрасно помню свой детский сад на углу улиц Гоголя и Панфилова – там, где сейчас отделение одного из банков. Помню, как мы вечерами шли из сада с отцом домой мимо «Детского мира», который поражал меня своими размерами, огромными ступенями и изобилием игрушек. Помню 25-ю среднюю школу, помню, как меня принимали в пионеры, а потом в комсомол. Помню деревянный кинотеатр ТЮЗ и «ЦГ», помню вечерний городской каток на стадионе «Динамо» и футбольные матчи «Кайрата» на переполненном Центральном стадионе, помню «Театралку» и «Аккушку». Помню железный рубль на Первомай или на 7 ноября. Помню эскимо по 11 копеек и газировку по 3 копейки. Помню яблони и сливы в центре Алма-Аты, помню прямо возле дома шелковичное дерево с сочными ягодами, на котором я мог сидеть часами, помню безбашенных, лихих дворовых пацанов, многих из которых уже нет. Это что – «совок»? Если это «совок», то это мой любимый «совок». Я помню и очень люблю тот «совок».
Это уже позже, в студенческие годы, начала просачиваться информация о тяжелых временах и событиях, которые пережила наша страна. Самиздат вовсю ходил в среде московских студентов. Переворот 1917 года, гражданская война, коллективизация, голодоморы, репрессии и гонения, миллионы невинных жертв, опять война, послевоенная разруха, голод и трудная жизнь. Начали возникать вопросы. Много вопросов. Помню, как испуганно, с оглядкой реагировали люди на разные вопросы, которые я задавал искренне, без злого умысла. Уже после института, в позднебрежневский период, мы стали понимать и фальшь, и ложь, и многое другое. Но вряд ли кто-нибудь назвал бы те времена «совковыми». Во-первых, такого слова еще не существовало, а во-вторых, слово «совок» просто не тянет на то, чтобы полновесно, глубоко и емко обозначить всю сложность и нелегкость той жизни. Это слово слишком легкомысленно для обозначения той жизни. Ну, а когда пошел развал Союза, то это уже были совсем другие времена. Появились новые книги, статьи, передачи. Открывались архивы и разжимались уста свидетелей и очевидцев, оставшихся в живых. Информация потоком пошла на нас. Мы просто не успевали во всем разбираться, книги стопками стояли в очереди на читку. Исчезла огромная страна, незаметно, как-то буднично, возникла независимость, самостоятельность. Занимались кто чем мог. Рушились привычные условия. Разваливались заводы и институты, исчезали целые сектора экономики, у людей появлялись первые дурные деньги. Чтобы найти себя в новой жизни, нужно было перестраиваться, менять себя и свой образ мышления. Это удавалось не каждому. Помню шок, который я испытал, увидев своего бывшего начальника цеха с АЗТМ на базаре, торгующего какой-то одеждой. Постеснялся к нему подойти, но долго стоял, наблюдая со стороны. Окончательно меня добил один профессор из политеха, который устроился шофером в американское посольство. Как назвать то время? «Совок»? Не подходит это слово для того времени. Слишком просто, слишком одномерно и даже примитивно это слово, чтобы передать все краски и оттенки того безвременья, того разлома жизни. Поэтому в моем понимании слово «совок» не подходит для обозначения советского периода жизни.
– Какой смысл вы вкладываете, называя так человека?
– Никакого человека я таким словом не называю. В моем лексиконе этого слова нет. Да и дети мои после интересных и местами жарких разговоров на эту тему по-другому стали смотреть на советское время. Хотя объяснять, что такое пионер, приходилось с большим трудом. Могу допустить, что в какой-то степени слово «совок» применяют к некоторым людям. Наверное, это люди, которые не смогли найти себя в новом быстротекущем и быстроменяющемся мире. Технологический прогресс настолько сжался во времени, что для того, чтобы просто не отставать от жизни, приходится много читать и узнавать. Стараюсь идти в ногу со временем, хотя частенько прибегаю к помощи детей, чтобы лучше разобраться в тех или иных новых вещах.
Иногда замечаю людей, которые как бы остановились и перестали гнаться за быстрым временем. Им больше нравятся воспоминания, рассуждения о былом. Даже внешне они выглядят немного старомодно. У них складывается свой мир, своя логика, свой круг общения, свои аргументы и доводы. Причем эти люди очень интересны и умны, начитаны и не теряют интереса к жизни. И разве у кого-нибудь «поднимется рука» назвать их «совками»? Никаким боком это слово к ним не подходит.
– Чего в «совке» для вас больше – позитивного или негативного?
– Учитывая вышесказанное, думаю, что слово «совок» больше носит негативный характер. Пренебрежение, обида, местами даже злость. Причем у того, кто произносит это слово, а не у того, кому оно адресовано. У того, кто пользуется словом «совок», называя так других людей, мне видится обида, сидящая внутри него самого. Обида на свою жизнь, возможно, неудавшуюся, обида на прошедшее время, на людей, на какие-то события. Возможно, те или иные негативные эмоции или воспоминания заставляют человека кидать это слово. Тот, в чей адрес это слово направлено, может даже и не подозревать ни о чем и жить своей счастливой жизнью. А вот тот, кто произносит, показывает себя, свою неудовлетворенность и днем вчерашним, и, возможно, днем сегодняшним.
– Что бы вы взяли от «совка»? Или это безнадежный анахронизм?
– Течение времени относит нас все дальше и дальше от советского периода. Память стирает негативное, оставляя теплые и приятные воспоминания, которые навсегда останутся с нами. Жизнь заставляет смотреть вперед, думать о завтрашнем дне и соответствовать ему. А это требует и усилий, и желания, и энергии, и настроения.
Слово «совок» я не вижу нигде. И не использую это слово. Ни для обозначения дня вчерашнего, ни для обозначения человека, независимо от того, каким днем он живет сегодня. Для кого-то вчерашний день лучше сегодняшнего, и это его выбор. Для меня интереснее день сегодняшний и завтрашний, и это мое право. И само слово «совок» я считаю временным словом, оно, как пена уходящей волны, исчезает, накрываясь новой, свежей и сильной волной. Это слово – анахронизм, и оно довольно скоро уйдет из нашего лексикона.
Марат СЕМБИ, историк:
«О двойной бухгалтерии и «совковом» синдроме»
«Совок» – новый термин, который появился с распадом Советского Союза. Вообще-то для меня совок – это инструмент для собирания мусора. И для меня слова эти схожи не только по звучанию, но и семантически, по смыслу для обозначения homo sovetikus. Термин быстро прижился и распространился, тут одним словом пытаются определить массу явлений. Придумал его явно антисоветчик, хоть и корень «советский», но с инструментом для уборки мусора связь не случайна. Очевидно, речь идет о человеке, который мыслит советскими категориями. Вообще-то советский человек по большому счету человек образованный, окончивший, по крайней мере, хорошую среднюю школу. Так что в этом плане в слове «совок» негатива нет. Очевидно, негатив здесь к тем взглядам, которые «совок» перенес из нашего общего советского прошлого в сегодняшний наш светлый капиталистический мир.
Хотя ведь всем нам, и «совку» в том числе, можно только посочувствовать, мы пережили жуткий перелом, совершив скачок из одной формации в другую, тут не каждый сможет приспособиться. Вот наши коммунисты… О, вот настоящие «совки»! Они быстро перехватили инициативу и начали внедрять нормы капиталистического бытия в социалистическое сознание. Тут-то и кроется корень негатива в этом слове. Коммунисты-активисты, убеждавшие нас быть верными делу Ленина-Сталина, с тем же рвением взялись призывать к постулатам прямо противоположным, они и в новом времени мгновенно стали теми, кем были всегда – беспринципными хапугами, живущими двойной бухгалтерией.
Сам я сын коммуниста, мой отец – кадровый офицер, участник войны, 25 лет отслужил в армии. После демобилизации какая у него специальность? Партбилет в кармане и военный. Приехал на родину в Караганду, квартиры нет. Послали его в совхоз парторгом. И хотя я нехорошо говорю о коммунистах, об отце-коммунисте плохого сказать не могу. Он воспринял идеалистические принципы марксизма и был до конца порядочным человеком. Всю жизнь у него не было квартиры, пахал там, куда партия пошлет. Так и умер без собственного жилья. А коммунистов было 17 миллионов, среди них тоже был разный народ. Пропаганда, конечно, промывала мозги с неистовой силой. Сталин был для всех отец родной, без него бы, говорят, войну не выиграли. А то, что он ссылал на чужбину целые народы, от грудных детей до больных стариков, как бы не в счет. В чем их вина? Этого беспредела я не приемлю, сторонники таких советских порядков вызывают во мне отторжение, наверное, они-то и есть «совки».
Знаю по себе: к дикому капитализму привыкнуть трудно. Но ведь все те же истовые коммуняки, отбросив партбилеты, сегодня успешно делают карьеру. В них жизнь замешана на беспринципности. «Совки»? А кто же еще!..
Кое-кто ностальгирует по советской власти. Там было бесплатное образование, бесплатная медицина… Так ведь деньги-то и там брали откуда? Из нашего с вами кармана. Держава держала народ на минимальной зарплате. При этом внушала нам веру в будущее: когда ты весь изработаешься, тебе дадут пенсию, чтобы ты не сдох с голоду. По Парижам ты, ездить, конечно, не будешь, машины у тебя как не было, так и не будет… Впрочем, о чем это я? Оно и сейчас то же самое. Мы все, в сущности, те же «совки».
Кстати, почему у нас при советской власти были сплошь лагеря? ГУЛаг, Карлаг, АЛЖИР. Концлагеря… Но параллельно ведь были лагеря и пионерские, и туристические. А во главе всего – социалистический лагерь. Как бы нам ни было трудно сегодня, но мы в большинстве своем в ту лагерную жизнь сегодня не хотим. Худо ли бедно, мы сегодня можем высказывать свое мнение, а там сумели заткнуть рот двумстам пятидесяти миллионам.
Мы часто говорим, что социализм у нас показал свою несостоятельность. Но посмотрите-ка: умные шведы сумели внедрить социалистические принципы в капитализм (толстосумам надо делиться с народом, думать о нем!), и у шведов получилось, они процветают. А нашим хозяевам жизни все нипочем, думают только о себе. Наши экологи волками воют от ужаса, а толстосумы делают с природой все что хотят, как будто их дети здесь жить не будут. Опять все тот же «совковый» синдром? Может, они хотят в Швейцарию переехать? Но так не бывает.
Размышляешь об этом и приходишь к выводу, что «совковость» много шире социалистического мироустройства. Равно как и тот же социализм пришелся ко двору в одной из капиталистических стран, так что и от «совка» можно и нужно взять кое-что очень даже полезное. Там у народа появились социальные гарантии… При этом мне отчего-то приходит на ум, как два молодых чудака, два друга – итальянец Ренато и бельгиец Жан Поль, оба прекрасные исследователи – приехали в Казахстан и работают здесь уже 20 лет. Одеваются в секонд-хенде. Занимаются археологией, ездят в экспедиции, подняли материалы об Алане Медоеве, сделали выставку. Я по привычке называю их молодыми, а они оба здесь уже поседели. И ведь приехали к нам в лихие девяностые. Зачем, почему? «Понимаешь, Марат, – говорит мне Ренато. – У нас там все известно, понятно и предсказуемо на много лет вперед. А у вас здесь все иначе, все внове. Нам среди вас, казахов, жить интересно». И я, может, некстати, подумал: нам бы такую вот предсказуемость на много лет вперед. И уверенность в завтрашнем дне.
Сакен НАРЫМБЕТОВ, кинорежиссер, член Казахского ПЕН клуба:
«Совок» многолик, неизбежен и вечен»
Для меня «совок» – это Акакий Акакиевич, герой гоголевской «Шинели», что доказывает: Гоголь вечен. То есть «совок» уже существовал задолго до советской власти, хотя слова этого («совок») еще не было. В известной мере это и Беликов из «Человека в футляре» Чехова. Я протягиваю ему руку, чтобы поздороваться, а он мысленно отпрыгивает от меня на полметра. Почему? А как бы чего не вышло – у него рефлекс такой. Он получил в своей жизни столько пощечин, что не хочет лишний раз высовываться.
Но бывают «совки» воинственные, нахрапистые. Как булгаковский Шариков или его наставник Швондер. Так что «совок» многолик, неизбежен и вечен. Это особая категория людей, они присутствуют в любом обществе, при любой формации. Это продукт системы. Мы живем среди них, мы вместе с ними работаем. Они суют нам палки в колеса, в меру сил своих отравляют нам жизнь.
Самое страшное, когда «совок» становится начальником, начинает диктовать свои «совковые» правила, навязывать свои «совковые» установки. Он уверен: лишь он один идет в ногу, все остальные шагают вразнобой. Прав он, и только он, все остальные погрязли в неправоте. И вдвойне опасно, когда «совок» возомнит себя художником – писателем, режиссером. И начнет навязывать свое видение мира. Это преступление в квадрате.
Надо ли нам стараться вразумить, изменить «совка»? Ни в коем разе! Во-первых, это бесполезно. Во-вторых, «совок» так разнообразит нашу жизнь, без него было бы жить неинтересно. «Совок» сам должен осознать необходимость перестать быть «совком».
Лет 15 назад один из московских журналов взял у меня интервью. В заголовок вынесли мои слова: «Мы все из гигантского советского интерната». Я держал в руках свежий номер журнала и вспоминал, как делегация китайских студентов в униформе строем шагала по Москве, они были неотличимы один от другого, как оловянные солдатики у Андерсена. Мы были одеты не столь однообразно, но у нас униформа была в голове, нас заставляли мыслить одинаково. Вот это было крайне важно советской власти. Единомыслие! Нас всех пытались стричь под одну гребенку и сделать каждого «совком». А главный парикмахер, главный «совок» всегда незримо был в Кремле.
А дальше… Дальше всем нам предстоит лечение по методу доктора Чехова. Помнится, он по капле выдавливал из себя раба. Так и нам придется день ото дня по капле выдавливать из себя «совка».
Источник