Сотрясение мозга при синдроме дауна
Исследования строения и функционирования ЦНС у детей и взрослых с синдромом Дауна получили на Западе широкое распространение и ориентированы по большей части на поиск методов медикаментозного лечения, генной терапии и коррекции отдельных нарушений и особенностей, присущих синдрому. Изучение строения и работы детского мозга преследует также дополнительные цели: определение нейробиологической и нейрофизиологической основы специфики онтогенеза людей с синдромом Дауна. Комплексный взгляд на проблему обеспечивается благодаря проведению исследований на всех уровнях: генном, молекулярном, клеточном, органном. Значительное внимание в актуальных исследованиях уделяется вопросу о времени возникновения нейроанатомических и нейрофизиологических особенностей в онтогенезе.
До недавнего времени знания о присущих людям с синдромом Дауна особенностях строения ЦНС базировались на исследованиях биологического материала. Были получены данные, согласно которым вес головного мозга у людей с синдромом Дауна меньше среднестатистического; мозжечок, лобные и височные доли существенно меньше по объему; значительно уже, по сравнению с параметрами нормативной популяции, верхняя теменная извилина. Только в последние годы новые технические возможности (МРТ) позволили проводить качественные исследования влияния строения головного мозга на жизнь и развитие людей с синдромом Дауна. Подтверждены предшествующие данные о несколько меньшем объеме мозга в целом, диспропорционально малом мозжечке, стволовых структурах, лобной и теменной долях, гиппокампе.
В поисках ответов на подобные вопросы Дж. Пинтер и др. [1] обследовали группу детей и молодых людей с синдромом Дауна (возрастной диапазон 5—24 года, 11 мальчиков и 5 девочек) и сравнили полученные результаты с данными контрольной группы (15 человек), уравненной с экспериментальной по возрастно-половым характеристикам.
Ученые подтвердили известные ранее данные и показали, что у членов экспериментальной группы объем мозга в среднем на 18 % меньше, чем в контрольной группе. Сравнение областей мозга и мозжечка испытуемых двух групп показало присутствие у людей с трисомией-21 уникального паттерна различий мозговой морфологии по сравнению с контрольной группой (см. табл.).
Показатели объемов различных зон и структур головного мозга
экспериментальной и контрольной групп
Хотя абсолютные показатели объемов теменной и височной долей у людей с синдромом Дауна невелики, их размеры относительно объема всего мозга оказываются диспропорционально большими, при этом верхняя теменная извилина пропорциональна относительно общего объема мозга (хотя и меньше среднестатистической по абсолютным показателям). В то же время относительные размеры лобной и затылочной долей пропорционально соотносятся с показателями общего объема головного мозга.
Массовая доля белого вещества в верхней височной извилине значительно снижена, при этом объем субкортикального серого вещества относительно велик. Межполушарные различия не обнаружены.
Итак, у людей с синдромом Дауна имеются следующие отличия в морфологии мозга:
— меньший общий объем головного мозга как следствие снижения объема как серого, так и белого вещества;
— диспропорционально малый мозжечок;
— увеличенные относительные объемы субкортикального и теменного серого вещества и белого вещества в височной доле.
Специфика нейроанатомии ЦНС, присущая людям с синдромом Дауна, объясняет характерные для них особенности поведения и психики. Так, гипоплазия мозжечка обусловливает гипотонию и трудности координации движений, нарушения функционирования артикуляционной мускулатуры, а также связанных с ними беглости и плавности речи.
Специфическая анатомия лобных долей определяет такие особенности людей с синдромом Дауна, как склонность к персеверациям, дефицит внимания, снижение уровня произвольности.
Относительная сохранность зрительно-пространственных функций у людей с синдромом Дауна, вероятно, обусловлена близким к обычному строением серого вещества теменной доли.
Поскольку не обнаружено значимых различий в общем объеме височной доли, обращает на себя внимание относительно большой объем белого вещества в ней (увеличенная парагиппокампальная извилина у взрослых с синдромом Дауна), что, по некоторым данным, связано с нарушениями таких когнитивных функций, как память и речь. При этом отмечается малый относительный объем белого вещества в верхней височной извилине, что также может быть причиной речевых трудностей. В отличие от контрольной группы, в экспериментальной не было обнаружено асимметрии правой и левой височных долей. При этом паттерн когнитивного дефицита у людей с синдромом Дауна напоминает пациентов с левополушарными поражениями. Дихотическое прослушивание подтверждает нетипичную латерализацию речевых функций у людей с синдромом Дауна.
Особая область мозга, которая избирательно страдает при синдроме Дауна, — это гиппокамп. Наличие определенной специфики строения и функционирования этой структуры ЦНС подтверждается как изучением людей с синдромом Дауна, так и исследованиями биологической модели синдрома, воспроизведенной на мышах.
Как известно, гиппокамп является одной из ключевых зон головного мозга, ответственных за научение и память, и имеет обширные нейронные связи с множеством мозговых структур. Изучение гиппокампа и окружающих его нейронных сетей позволяет приблизиться к терапии и коррекции интеллектуальных нарушений у людей с синдромом Дауна.
Предварительные исследования позволяют ученым предположить, что эти нарушения являются результатом специфического строения и функционирования гиппокампальных синапсов.
Как известно, гиппокамп является одной из ключевых зон головного мозга, ответственных за научение и память, и имеет обширные нейронные связи с множеством мозговых структур. Изучение гиппокампа и окружающих его нейронных сетей позволяет приблизиться к терапии и коррекции интеллектуальных нарушений у людей с синдромом Дауна.
Последние исследования показали, что и функционирование мозга людей с синдромом Дауна отличается от работы обычного мозга. Отмечена сниженная активность ключевых зон системы так называемых зеркальных нейронов, которые задействованы в восприятии и понимании действий и эмоций других людей, и также в формировании речи. Кроме того, у взрослых с трисомией-21 значительно снижена активность моторных зон головного мозга. Активность в моторных областях и в основных зонах системы зеркальных нейронов значительно менее организованная, степень ее локализация существенно снижена.
Анализ возрастных особенностей нейроанатомии ЦНС у детей и взрослых с синдромом Дауна позволяет предположить наличие асинхронии формирования и развития корковых и субкортикальных областей. Эти данные подтверждаются и эмбриологическими исследованиями: не найдено какой-либо специфики строения ЦНС до третьего триместра гестации, когда формирование большей части базальных ганглиев завершено, но в коре продолжается развитие синаптической сети, дендритных разветвлений и послойной организации коры. Как показывают исследования, меньший в сравнении с нормой объем головного мозга отмечается начиная с шестимесячного возраста. Другие данные свидетельствуют о том, что некоторая специфика обнаруживается начиная с 22-й недели гестации. Все исследователи сходятся во мнении, что начиная с полугодовалого возраста возникают достаточно заметные отличия функционирования и формирования ЦНС. Это касается, например, задержки миелинизации, в частности волокон, соединяющих лобную и височную доли. Данная задержка миелинизации отмечается у 25 % младенцев 2—6 месяцев и более распространена среди младенцев после полугода.
Разветвленность дендритов в зрительной коре у младенцев первого года жизни существенно превышает нормативную, но к 2 годам значительно снижается и становится недостаточной по сравнению с нормой.
Уже в 3—5 месяцев отмечается уменьшение лобно-затылочных размеров головного мозга, редукция роста лобной доли, сужение верхней височной извилины (35 % случаев), уменьшение размеров стволовых структур и мозжечка (у большинства детей с синдромом Дауна) и значительное уменьшение (на 20—50 %) количества корковых зернистых нейронов. Тем не менее, в перинатальный период структура головного мозга новорожденных с синдромом Дауна лишь незначительно отличается от нормальной. В то же время само функционирование ЦНС уже в этот возрастной период имеет существенную специфику, например по части слухового восприятия. Данные ЭЭГ показывают общую бедность дендритной сети, которая появляется только после рождения и преобладает в постцентральных областях и в левом полушарии.
Нейроанатомические исследования показывают, что возникшие в раннем возрасте особенности строения и функционирования ЦНС становятся более заметными и начинают отчетливо проявляться к раннему подростковому возрасту.
В частности, отмечается нарушение нейронного взаимодействия в лобной и теменной долях, а также между таламусом и корой височной и затылочной долей, что в совокупности может служить причиной снижения произвольной регуляции и концентрации внимания.
После 35 лет функционирование головного мозга подавляющего большинства людей с синдромом Дауна схоже с таковым у людей, страдающих болезнью Альцгеймера. Однако, деменция, характерная для болезни Альцгеймера, отмечается менее чем у половины из них. Тем не менее, с возрастом в ЦНС людей с синдромом Дауна происходят значительные негативные процессы: гибель нервных клеток в голубом пятне, стволовых ядрах, имеющих проекции в гиппокампе, изменения в височной доле, префронтальной коре и мозжечке.
Нейроанатомические и поведенческие исследования, проведенные на мышиных моделях синдрома Дауна (TS-16 и Ts65Dn), дают результаты, которые приводят ученых к выводу о том, что ключевым фактором, определяющим специфику психики и поведения при синдроме Дауна, является поражение гиппокампа.
Полученные нейробиологами данные, возможно, позволят разработать более эффективные подходы к обучению и лечению детей и взрослых с синдромом Дауна.
ЛИТЕРАТУРА
- Neuroanatomy of Down’s syndrome: a high-resolution MRI study / J. D. Pinter, S. Eliez, J. E. Schmitt, G. T. Capone, A. L. Reiss // The American Journal of Psychiatry. 2001. Vol. 158, No. 10. P. 1659—1665.
- Nadel L. Down’s syndrome: a genetic disorder in biobehavioral perspective // Genes, Brain and Behavior. 2003. Vol. 2, Iss. 3. P. 156–166.
Источник
Синдром детского сотрясения (СДС или синдром встряхнутого ребенка) — это комплекс органических нарушений, возникающих в организме ребенка после достаточно сильной тряски, даже кратковременной. Слабый мышечный каркас шеи не позволяет детям хорошо удерживать голову, поэтому в результате резкой тряски мозг двигается внутри черепной коробки, что вызывает:
нарушение мозгового кровообращения
нарушение циркуляции крови в шейном отделе позвоночника
разрыв мембран клеток головного мозга
кровоизлияния под оболочки головного мозга без внешних признаков повреждения
Синдром сотрясения ребенка – Симптомы:
Головные боли
Повышенная возбудимость
Сонливость
Снижение аппетита
Снижение мышечного тонуса
Рвота
Судороги
Потеря сознания
Нарушения дыхания
Увеличение окружности головы (у детей до 4-х месяцев)
Последствия Синдрома Детского Сотрясения:
Умственная отсталость
Слепота
Паралич
Эпилепсия
Летальный исход
Почему возникает СДС?
Большинство случаев Синдрома Сотрясения Ребенка возникает далеко не в семьях алкоголиков, наркоманов и прочих неблагополучных социальных элементов. Чаще всего, дети становятся жертвами синдрома встряхнутого ребенка в абсолютно нормальных семьях, когда любящие родители в какой-то момент раздражаются, злятся на ребенка и в отчаянии встряхивают его или резко бросают в кроватку. По статистике, такое поведение больше характерно для отцов и отчимов, нежели для мам или нянь.
В 2003 году в Швейцарии состоялся первый судебный процесс по синдрому детского сотрясения. Обвиняемым в непреднамеренном убийстве своего сына был известный альпинист Эрхард Лоретан, который остался наедине со своим семимесячным малышом в канун Рождества. Ребенок никак не хотел засыпать, долго плакал и потерявший терпение Эрхард крепко взял его двумя руками и слегка встряхнул. Ребенок успокоился и уснул, Эрхард положил его в кроватку, а на утро заметил, что его сын без сознания. Через сутки ребенок скончался в больнице. Отца приговорили к условному сроку и штрафу.
Синдром детского сотрясения
Эмоциональные срывы родителей или опекунов являются не единственной причиной СДС. Часто синдром встряхнутого ребенка может возникнуть при неосторожном обращении с малышом во время игр, при подбрасывании ребенка в воздух, несчастных случаях на транспорте или падении малыша. Последнее особенно актуально для новорожденных детей, по неосторожности оставленных без присмотра даже на короткое время.
Меры по предотвращению СДС
Для того, чтобы максимально обезопасить ребенка от непреднамеренного причинения ему вреда, педиатры и детские психологи рекомендуют соблюдать следующие правила:
Не оставляйте детей (особенно новорожденных) без присмотра в небезопасных местах: на кроватях без бортиков, пеленальных столиках и прочих возвышенностях. Даже несколько секунд вашего отсутствия могут стоить ребенку здоровья или жизни.
Находясь в автомобиле используйте для ребенка автокресла, соответствующие его возрасту. Обязательно пристегивайте малыша ремнями безопасности.
Никогда и ни при каких обстоятельствах не трясите ребенка, не достигшего двухлетнего возраста.
Не подбрасывайте детей вверх.
Когда берете на руки новорожденного ребенка придерживайте его головку
Старайтесь не отчаиваться, если ребенок впал в истерику. Он плачет не потому что испытывает вас на прочность или издевается. Плач для ребенка — это единственный способ сообщить вам о своих проблемах. Кроме того, если взрослый, находясь рядом с ребенком, начинает терять контроль над своими эмоциями, ребенок это чувствует. Малыш начинает воспринимать вас как угрозу своей безопасности и от страха плачет еще сильнее.
Если вы никак не можете успокоить плачущего ребенка, раздражаетесь и теряете контроль — аккуратно положите малыша в безопасное место, например, в кроватку, и на несколько минут выйдите из комнаты. Успокойтесь, переведите дух и вернитесь к ребенку. Несколько минут плача в одиночестве не повредят малышу, зато дадут вам возможность прийти в себя.
Старайтесь максимально привлечь к уходу за ребенком других членов семьи или людей, которым вы доверяете. Это позволит вам избежать переутомления и нервных срывов. Если такой возможности нет, вам может помочь простое человеческое общение или любимое хобби. Гуляйте в компании других мам, звоните друзьям, вяжите, собирайте модели самолетов в свободное в время. Делайте все, что помогает вам расслабиться и развеяться.
Удовлетворяйте естественные надобности организма. Вы не выспались, голодны, давно не были в ванной или туалете – все эти факторы провоцируют нестабильность эмоционального состояния.
Основной причиной раздражения родителей является детский плач, однако взрослые могут терять самоконтроль если ребенок отказывается от еды, не хочет садиться на горшок, медлит и капризничает в то время, когда вам нужно быстро куда-то собираться и т.д. Во всех подобных ситуациях всегда помните, что даже незначительное трясение маленького ребенка может привести к необратимым последствиям. Помните, что малыш не в состоянии контролировать свои эмоции, поэтому ответственность за эмоциональный климат в вашей семье полностью лежит на взрослых. Дети очень быстро перерастут период плача и истерик и важно помочь им это сделать максимально безопасно.
Источник: Mamascom.ru
Источник