Социально бытовые навыки у детей с синдромом

Социально бытовые навыки у детей с синдромом thumbnail

       Развитие социально — бытовых навыков у детей с аутизмом.                  

       
          Аутизм провоцирует нарушения в развитии, которое влияет на восприятие окружающего мира у ребенка. Независимо от уровня интеллектуального развития, большинство аутичных детей испытывают трудности организации своего поведения в быту, в освоении навыков самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, чистить зубы,  ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п ). В зависимости от формы аутизма, у детей может быть выраженная умственная отсталость или одаренность в определенных областях, тем не менее, все они способны обучаться и осваивать социально — бытовые навыки. Просто у кого-то это происходит достаточно быстро, а у кого-то медленно и постепенно и требует немало времени.
Для чего необходимо обучать аутичного ребёнка самообслуживанию?
           Обучение социально-бытовым навыкам позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Владение навыками самообслуживания является важным шагом на пути к независимости ребёнка в будущем, это поможет ему лучше воспринимать и понимать окружающий мир, усвоить основные правила поведения в жизни, в обществе, вступать в необходимые отношения с людьми, поддерживать и развивать эти отношения. Чем лучше у особенного ребёнка  развиты эти навыки, тем выше шанс, что он будет успешным в различных жизненных ситуациях.
Каким навыкам самообслуживания нужно учить детей с аутизмом? Одевание. Сюда относится умение соотносить верх и низ одежды, самостоятельно надевать её,  застёгивать  пуговицы, молнию, завязывать и развязывать шнурки, обувать и снимать обувь, самостоятельно раздеваться.
Гигиена. Она включает комплексное использование ванной комнаты — открывание и закрывание крана, умывание с мылом, мытье рук, вытирание полотенцем.
Уход за собой.  Действия, которые позволяют выглядеть опрятно, например, расчесывание, чистка зубов и проведение других базовых гигиенических процедур.
Прием пищи. Включает развитие навыков самообслуживания, таких как умелое использование посуды, питье из стакана или через соломинку, тщательное пережевывание пищи с закрытым ртом и др.
Использование туалета. Умение проситься в туалет, самостоятельно вытираться,  не бояться пользоваться общественными уборными комнатами.
Факторы, значительно затрудняющие процесс обучения детей самостоятельности.
         Прежде всего, это нарушение контакта, проблемы в общении с окружающими, выражение своих желаний, поведенческие стереотипы. Также сюда можно отнести плохое абстрактное мышление, трудности с проявлением гибкости в различных ситуациях, недостаточная концентрация внимания и нарушение мотивации к чему-либо, трудности при переходе от одного занятия к другому, проблемы с пониманием чувств и желаний других людей, а также собственных. Проблемы с развитием моторики — это еще одна причина, по которой малышу трудно быть самостоятельным (например, он может прийти с улицы и сидеть в куртке до тех пор, пока его не разденут). Тем не менее, мелкая моторика хорошо поддается коррекции и развитию, способна превратиться в сильную сторону ребенка и  он, наверняка, сможет  научиться обслуживать себя самостоятельно без посторонней помощи.
Страхи аутичных деток также обуславливают низкую степень самостоятельности. Гиперчувствительные и гипочувствительные черты откладывают свой отпечаток: ребенок искаженно воспринимает действительность из-за влияния малейших раздражителей (не хочет кушать сам, потому что боится испачкаться) или нечувствительности к ним (не реагирует на мокроту, не просится в туалет, не жалуется, когда больно).
        Для аутичного ребенка характерна слабость эмоционального тонуса, которая выражается в истощаемости, неуверенности в своих силах или нежелании тратить лишних усилий. Он предоставляет действовать другому человеку: демонстрируя свое нежелание или несостоятельность, привлекает помощь взрослого, улавливает готовность взрослого помочь, убирает свои руки; ждет указаний и подтверждения правильности своих действий. Аутичные дети легко становятся зависимыми от поддержки и подсказок.  Поэтому крайне важно создать у него ощущение успеха, силы и как можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая, как у него  самого хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест, чисто умывается, убирает игрушки и т.п.
          Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно относиться к ребёнку бережно, с большим терпением и уважением. При установлении контакта важно избегать даже минимального давления на него, а в ряде случаев  прямого обращения к нему. Ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать, необходимо стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичного ребёнка должна проходить постепенно и поэтапно.
          Важной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром,   доступных ему способов адаптации к своему окружению, нормализуя его взаимодействие, прежде всего,  с близкими  людьми.  Коррекционную работу следует начинать с правильной организации жизненного пространства. Где рекомендуется заранее  продумать  планировку  комнаты своего ребёнка  и квартиры в целом, чётко определить  места, связанные с различными видами деятельности, подобрать развивающие  игрушки,  при этом соблюдая  условия:
Безопасность. Поскольку у аутичного ребёнка зачастую нет «ощущения края» или у него присутствует склонность к «экстремальным действиям», необходимо обставить комнату устойчивой мебелью без острых углов. В детской комнате, не должно быть тяжёлых, неустойчивых, бьющихся предметов. Все потенциально опасные вещи в комнате должны закрываться под замок и находиться вне пределов видимости и досягаемости аутичного ребёнка.
Оснащённость. В комнате должны присутствовать игрушки, удовлетворяющие познавательные и эстетические потребности ребёнка, стимулирующие и развивающие познавательные интересы и навыки: пирамидки, матрёшки, наборы для конструирования, мозаики, шнуровки, деревянные бусы, игрушки для сюжетно-ролевой игры, детские музыкальные инструменты, наборы для творчества, рисования. Игровой материал должен быть приятным на ощупь, гармоничных расцветок. Книги и видеофильмы, должны соответствовать уровню развития ребёнка, должны способствовать реальному восприятию окружающего мира и вызывать положительные эмоции.
Поддержание порядка. В комнате ребёнка должен быть установлен  определённый  порядок. Все предметы и игрушки должны иметь своё место. Вещи в шкафу разложены в определённом порядке – так будет легче приучить ребёнка к самостоятельности. У каждой части квартиры должно быть своё предназначение: место для игр, занятий, сна, приёма пищи.   
Обучение. 
         Первыми шагами в процессе обучения служат установление контакта с ребенком, исследование его возможностей, особенностей, интересов. При формировании установки у ребенка на выполнение требований и заинтересованности вначале часто приходится использовать простейшие естественные потребности. Не стоит предъявлять завышенных требований к ребёнку.  Прежде чем давать какое – либо задание, необходимо проанализировать, что он объективно сможет  выполнить. Важно знать, что для аутичного ребенка нельзя устанавливать несколько запретов одновременно.        
         Следует тщательно продумать схему действий, выбрать наиболее удобную и простую их последовательность для конкретной имеющейся ситуации.  Например, при умывании найти удобное место для мыла, зубной щетки, какой рукой лучше брать щетку, а какой – пасту. Важно понимать, что даже такое простое действие, как чистка зубов связано у аутичного ребёнка с рядом неприятных моментов: и пасту можно проглотить, и полоскать рот трудно, и сам вид открытого рта для многих неприятен. Эти детали могут оказаться критическими при обучении аутичного ребенка. Во время обучения речь должна быть четкой и краткой, следует заранее продумать фразы, которые будут сопровождать совсместные действия.
         Обычно отношения с аутичным ребенком начинают строиться именно на основе предметов быта и бытовых ситуаций. Тем не менее, как можно раньше необходимо стараться подключать его руки как пассивного участника к выполнению некоторых действий, когда нужно помочь ему раздеться, умыться, причесаться и т.д, отмечая при этом: «как хорошо ты это делаешь сам, и я тебе помогаю», «как здорово», сопровождая повседневные бытовые ситуации его любимыми ритмичными стишками и приговорками.             
         Аутичный ребенок часто бывает чрезвычайно избирательным в еде, заставить его есть незнакомую пищу бывает невозможно. Постепенно можно расширить рацион ребенка, подкрепляя любимым лакомством каждый съеденный кусочек непривычной пищи. Можно предложить предпочитаемую ребенком еду давать ему за столом, а между едой ограничивать доступ к любимым лакомствам, оставляя «невзначай»  на видном месте пищу, от которой он отказывался и, не предлагая ему съедать кусочек самому, при этом комментируя свои действия не забывать хвалить.
        Очень важно  учить правилам поведения за столом. Сначала правильно организовать место, подобрать удобный по высоте стул. Перед ребенком ставится тарелка с едой, кладется вилка или ложка, а все посторонние предметы убираются. Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, рекомендуется спокойно, но твердо усадить его. При обучении ребенка пользоваться ложкой, взрослый должен занимать позицию позади или сбоку от ребенка. Когда ребёнок освоит  навыки, можно занять более пассивную позицию, не забывая подбадривать его и радоваться успеху.
Если ребёнок испытывает трудности во время  еды из-за своей повышенной брезгливости, например, капелька супа оказалась на одежде или щеке, что  может стать источником неприятных ощущений, эту проблему можно решить, если научить его умению пользоваться во время обеда салфеткой.  
        Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существует четкий распорядок дня (еда, прогулка, сон, занятия), семейные привычки и традиции. Прогулка должна происходить всегда в одно и то же время, по одному маршруту, еда — только в определенный час и т.п. Изменение привычной ситуации вызывает тревогу, которая часто находит свое выражение в самоагрессии или усилении стереотипных движений и вокализаций. Поэтому организация ежедневного распорядка   во многом поможет уменьшить тревожность аутичного ребёнка.
Считается, что для аутичного ребенка затруднено восприятие последовательности, ему трудно удержать в памяти схему действий, очередность событий. Поэтому для визуальной поддержки режима дня можно использовать «пооперационные карты», которые складываются из фотографий или рисунков, сделанных совместно с ребёнком, расположенных в той последовательности, в которой события происходят в течение всего дня. Зрительно представленная последовательность действий в виде  расписания помогает ребенку видеть, что он будет делать сейчас, когда сможет посмотреть  любимый мультфильм, сколько осталось сделать до прогулки. Важно, чтобы такое расписание было на доступном ребенку уровне восприятия. Для кого-то это могут быть объекты, непосредственно включенные в деятельность: чашка — «идем пить чай», зубная щетка — «чистить зубы», пирамидка — «заниматься». Другому ребенку могут помочь усвоить общий распорядок дня фотографии или картинки, изображающие, как он ест, готовится ко сну, спит, читает на диване с мамой, одевается. Эти фотографии могут висеть на стене. Это поможет ребёнку сориентироваться в организации дня и снять напряжение, связанное со страхом нового. Если он понимает ситуацию, уменьшается тревожность и, как следствие, снимается часть поведенческих проблем. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний, а также игровых моментов может заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового поведения. Нередко бывает удобнее использовать альбом-расписание, который легко носить с собой, где на каждой странице обозначены 1-2 занятия. Со временем ребёнок начинает пользоваться листком с письменным планом дел на день.
         Научить ребенка раздеваться могут помочь многократно повторяющиеся в течение дня ситуации, такие, как переодевание на прогулку, посещение туалета или при укладывании спать. Сначала, управляя руками ребенка, необходимо помочь ему снять одежду, затем  слегка приспустить ее, предоставляя ребенку завершить действие. Позиция взрослого позади ребенка дает последнему ощущение, что он действует сам,  и в то же время он будет   чувствовать готовность взрослого  ему помочь.
        Для обучения навыкам одевания желательно организовать стереотипную бытовую ситуацию, важно понаблюдать где, на каком стуле ребенок предпочитает садиться, где и в каком порядке лучше разложить одежду, чем можно порадовать ребенка после завершения действия (держать под рукой  любимую игрушку, покружить, рассказать любимую прибаутку).
          Конечно, все сразу получаться не будет, но и не должно. Могут случиться проявления агрессии, негативизма, крик. Тогда нужно оставаться достаточно твердым и настойчивым, лишив ребенка ненадолго привычного, любимого поощрения. Конечно, это не очень приятно, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения и целенаправленной деятельности, необходимо формировать соответствующий стереотип, который поможет  аутичному ребёнку легче взаимодействовать с окружающими его людьми, познавать мир, развиваться и учиться.
         Очень важно постоянно подчеркивать значимость  работы, которую сделал ребенок для членов семьи, (если стер пыль со стола, разложил по местам свои игрушки, сам оделся на прогулку и т.п.). Не забывать его хвалить! Чтобы не произошло перенасыщения похвалой, важно ослаблять её за те действия, которые автоматизируются, и переносить свое внимание на операции, требующие освоения. Со временем накапливается большой арсенал поощрений (похвал, тактильных, пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств), гибкое использование которых позволяет подкреплению желательного поведения.  Любое поощрение сопровождается и соответствующей краткой и ярко эмоционально окрашенной оценкой: «Молодец!», «Здорово», «Умница!», «Замечательно получается!» и т.п.
 Важно, чтобы в  сознании ребёнка укреплялась мысль, что у него все получается, что он способен делать всё самостоятельно без посторонней помощи  и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него.
Главный и необходимый навык —  это независимость и автономность, именно благодаря этому умению каждый ребенок становится социальным.
И если аутичный  ребёнок научиться использовать эти  сведения и навыки каждый день, то непременно  будет получать радость от успеха в различных жизненных бытовых и социальных ситуациях и в повседневной жизни.

Читайте также:  Синдром трисомии х у детей

Источник

Всем привет!

По многочисленным просьбам, я решила открыть еще одну рубрику на сайте и сохранять здесь прошедшие эфиры. Поэтому тем кто не успел на эфир или хотел бы пересмотреть его еще раз,у вас появилась
такая возможность. Здесь тоже можно оставлять вопросы и я,по мере их поступления,буду на стараться на них отвечать.

К сожалению,первый эфир я не сохранила,но есть моя шпаргалка,которой я пользовалась во время эфира. Вот с нее я сегодня и начну:

Формирование  навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков детей с особенностями
развития.

Человек всегда стремится к комфорту и пытается высвободить для себя больше свободного времени. Сейчас
это вполне по силам,потому что стирает стиральная машина,посуду моет-посудомоечная машина.пылесосит –робот пылесос, а готовит -мультиварка.

Безусловно это удобно для нас,но для ребенка это выливается в огромную проблему,неспособность
обслужить самого себя
.

Если мы говорить о нормотипичных детях,то там все проще,потому что они легко повторяют за взрослыми и
учатся просто наблюдая. И то,там благодаря маме тоже не всегда все гладко.

В нашем случае,есть определенные трудности,потому что просто наблюдая НЕ РАБОТАЕТ в силу
физиологических особенностей. Мы будем об этом говорить дальше.

Очень часто можно встретить ,что дети 3-5 лет сами не едят, а в 9 сами не могут одеваться и часто
родители не видят в этом проблему. Потому что в современном обществе происходит что-то страшное  в плане развития детей: в 1,5 года у него график ,как у взрослого: драм кружок,кружок по
фото….. А коснись элементарных навыков помыть самостоятельно руки помыть,а там УПС!

И реально родители говорят,что если он будет есть сам да ,мы везде опаздывать будем , а уж про то чтобы
самостоятельно одеться и речи нет.  Тогда встречный вопрос:

Читайте также:  Серый синдром новорожденных может вызвать

-А накой вам все остальные занятия и какого
развития вы ждете,если он элементарно ложку ко рту поднести не может. Вы гораздо больше получите в плане
развития если уберете у ребенка мягкие стулья со спинками,научите пользоваться ложкой и кидать смятую салфетку за себе. Освоение вот этих трех  навыков  круче всех занятий с
нейропсихологом, потому что в мозге в этот момент происходит буквально взрыв , и как следствие,огромный скачок в развитии.

Формирование навыком самообслуживания и элементарных бытовых навыков это одна из первостепенных
задач детей с особенностями

. Потому что умения с вязанные с самообслуживание важны для развития всех остальных сфер и адаптации в
этом мире.

Предлагаю вам одно упражнение, в свое время оно меня сильно подстегнуло в действиях.

Итак,представьте себе сейчас на минуту вашего ребенка через 10-15 лет…..

Вот,прям буквально, нарисовали себе картинку….Какой он….. Как ему в этом мире…. Может ли он жить
один(это кстати больная тема всех родителей и самый распространенный вопрос)

Представили?

А теперь ответьте каждый себе на вопрос,только честно: вы довольны тем что увидели? Если да,тогда все
ОКей,если нет,то пора делать шаги вперед.

Для этого после прямого эфира нужно сесть и записать сегодняшнюю дату и все те наавыки которые уже
есть, а на другой стороне листа,то  чего мы в итоге хотим через пол года,год.Прям прописываете все…. Вам будет видно куда двигаться и с каких шагов начинать. Не пытаемся ухватить сразу все,
а мелкими шагами но в светлое будущее.

Так с заданием понятно? Если вопросов нет,двигаемся дальше…

Давайте разберемся,что же включает в себя навыки самообслуживания  для самого безумного времени
для всех мам,времени идти в сад,
а значит ребенка третьего года жизни:

-прием пищи

-раздевание-одевание(снимает обувь,шапку,варежки,натягивает штаны,трусики)

-гигиена(самостоятельно моет лицо,руки,пользуется мылом и полотенцем)

-опрятность(пользование горшком)

Эти навыки не появляются сами,они формируются под воздействием воспитания и при
определенном уровне психофизических возможностей:

Что же должно быть хорошо сформировано у ребенка:

-Общая моторика- (умение садиться и самостоятельно вставать,ходить,подниматься и спускаться по
лестнице)

-мелкая моторика (уметь тянуть,толкать,переворачивать,кто со мной,тот в теме,что я много этого
использую,опускать предметы в коробку,брать мелкие предметы,несложные пальчиковые игры,с этим вообще беда!!!)

-зрительно-слуховое внимание( умение приходить когда зовут,слушать сказки,уметь отвечать на вопрос любым
доступным образом)

-мышление(уметь узнавать предметы,выполнять простые указания,уметь имитировать ,подражать
взрослому)

И поэтому первым этапом должна быть подготовка именно кисти-орудование ложкой,сначала большой потом
маленькой.,простые движения,далее осваивается хватание кулачком,щепотью,тремя пальцами,одной рукой,обеими,действия с пальцами,далее ребенок учиться выполнять соотносящиеся действия с
предметами-матрешки,башенки

Так,с этим тоже разобрались…

Теперь,последние организационные моменты перед началом освоения навыка:

1 Вы должны быть последовательными

-т.е все члены семьи это единый механизм. И если мама решила пора учить есть самому, а бабушка
кормит,ничего у вас не получиться

2. нельзя требовать сразу!!!

Вы проснулись и решили,что ему пора самому убирать постель и свою комнату и вы ему это говорите. СТОП!
Сначала вы пишите что вы хотите,потом вы присматриваетесь, а что из этого ему реально под силу и тогда именно с этого и начинаете.

3.Все ваши просьбы не должны оставаться без внимания и невыполненными.Это касается всех возрастов.Не надо
кричать ребенку из кухни,когда он играет в своей комнате,что ему надо вынести мусор или собрать свои вещи.

Вы подходите к ребенку,присаживаетесь на уровень глаз и говорите ему:

-Вася,отнеси носочки в корзину.

Всегда даем простую и четкую инструкцию .Если ребенок не выполняет,вы даете ему в руку носочки и идете
вместе с ним. После этого говорим,спасибо тебе,ты мне очень помог! Обнимаем,хвалим. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.

!

Про благодрность!!!

Не надо задаривать и заваливать ребенка подарками, тем более если это уже навык сформированный. Быстро
наступает пресыщение и падает мотивация.,Цыганей звать не стоит.

Читайте также:  Курсовая работа на тему синдром эмоционального выгорания

Не надо торопиться!!!!!

Формирование нвыка зависит от индивидуальных особенностей ребенка,его типа нервной
системы(холерик,флегматик,сангвиник,меланхолик)от скорости запоминания,от семейного отношения к опрятности

Про самостоятельное одевание….. весь процесс удердать в голове ну не реально…потому что промежуточное
созревание лобных долей происходит в 3 гоа

До трех лет у ребенка нет лобных долей,поэтому что либо ему обьяснять это бесполезно!

В 3 года говорим –надо чистить зубы каждый день! Все

С 3-5-можем расширить,там появляется страх и на нем ребенок будет делать все что угодно. Надо
чистить зубы каждый день, а если не будешь они будут болеть!

И только после 5 лет вы можете ему объяснить,почему они будут болеть и как и что с этим
делать.

Приходит мама и говорит:

-он не чистит зубы и я уже задолбалась,потому что он ест пасту. Выдавливает ее всю из тюбика и ест.А
если не ест,то размазывает.

 В свое время я использовала картинки. Понятно,что  тогда я не знала ни про лобные доли,ни про
визуальное подкрепление , а как то все по наитию. Но в ванне и на шкафу у меня были нарисованные картинки-последовательности,что за чем идет. Для того чтобы перестать быть лбом своих детей и дать
им возможность самому контролировать и программировать свои действия начинать важно с малого.Это на первый взгляд кажется примитивным,но это реально рабочие инструменты. Картинки висят до
автоматизации процесса. Вы когда приходите умываться ,то уже не задумываетесь что за чем идет.

Навык самостоятельной еды я уже описывала в одном из постов,про то что никаких гаджетов и мультиков
и танцев с бубнами там быть не должно. Помним опять про лобные доли,уговаривать не надо. Ты либо ешь,либо нет. Третьего не дано. Если ребенок кричит,выворачивается,кидает тарелку в этот момент
главное не выдать эмоцию и не включиться в его «игру».

До трех лет у ребенка усваиваются все нормы и правила семьи,формируется навык порядка.И именно в
этот период вы должны дать понять,либо вот так,либо никак,потому что это ты пришел в нашу семью. Это не ломает личность,потому что вы не орете и не давите. До трех лет все усваивается через тело.
Именно сейчас важно показать,что за каждое его действие бывают последствия. И это важно в этом возрасте. Потому что если ребенок швыряет еду,бьет вас,кидает игрушки,падает и бьется
головой,хлопает дверьми и вы не справились с этим до 5 лет,в 14 вы его реально будете бояться!

Горшок трогать не буду сегодня,это всегда много вопросов, а если еще начать рассказывать про игры в
которые горшечные играет мама с ребенком,это надо отдельный эфир делать. Если время останется,немного коснемся этого вопроса.

Сейчас перейдем к теме быта!!! Тут меня порой родители готовы растерзать и говорят,что я и не мать вовсе. Как же заставлять бедное дитятко,да он же
еще и инвалид, а я вот его заставляю….. Это и про вторичные выгоды…. Про манипуляции…..Но я эту тему люблю…. Здесь всегда возникает дискуссия.

Развитие происходит не тогда когда нас ограничивают, а когда мы учимся преодолевать границы

Выготский говорил,что всякая отсталость носит социальный характер.

Если ребенка не принимает общество,мама дома его вторично инвализируется,то он делает? Он уходит в
себя.Потому что он не хочет быть отвергнутым и неуспешным. Он перестает общаться с внешним миром вообще.

А быт,это то самое место где ребенок может почувствовать себя нужным и состоятельным.

С 1,5 лет ребенок ,как правило,проявляет первое желание помочь,когда тянется к пылесосу,ну у всех же
было. А теперь вспомнили,что мы обычно говорим: уйди, я сама! Или еще хуже,у тебя вся жизнь впереди,ты еще успеешь…

Но зато потом, в 14 лет меня все мамы спрашивают, а почему вот он ничего не хочет. Почему все делает
из-под палки?Так время упущенное,ты ж все сама,ну вот и продолжай.

Потянулся он к тряпке в 1,ради бога,остановитесь,дайте ему его тряпочку,покажите как правильно и все…..
Вам же легче. Вы попросту половину обязанностей с себя снимите.Пусть сначала свой столик вытирает сам. Как только он это сделал несколько раз это переходить в требование. Вытирает свой столик, а
теперь и наш,справляется, а теперь тумбу в комнате еще вытри, а теперь плинтуса,в одной комнате,потом во всей квартире, а теперь пропылесось и вот так постепенно ребенок получает свои обязанности
по дому. Вы моете посуду,пусть ребенок вытирает рядом с вами,вы готовите обед-пусть и он режет,пусть неправильно,кусками,но иначе и не научиться. Разгрузить машинку,сложить правильно вещи в
шкаф,помыть обувь ведь это не сложные моменты из которых состоит наша жизнь.

На занятиях я даю детям чек-листы,учу не хаотично, а по порядку выбирать то,что есть в листе. Зачем?
Потому что когда пойдет в магазин  ему будет проще купить продукты по списку. Кстати,и про магазин,надо тоже приучать с детства. Сначала вы говорите ему,а напомни как мне чтоб я не забыла
купить яйца и молоко.Или то,что ребенок любит и ест каждый день. Не напомнил, вы не покупаете,но потом дома говорите,ты же не напомнил, а я забыла. Но ты, в следующий раз……тра-та-та. И он больше
никогда не забудет!!!!!

Потом вы пришли в магазин и говорите иди купи молоко, а я подожду тебя на кассе,но первый раз
наблюдаете куда пошел и чего купил. Успешно,отлично,значит в другой раз вы будете стоять уже на кассе, а потом и вовсе около магазин, а потом он пойдет туда вообще сам. Делая постепенно такие
маленькие шажки вы готовите ребенка к самостоятельно жизни о которой так мы все мечтаем.

 И тогда в 14 не будет слез у мамы и она не будет как загнанная лошадь….Потому что это реально
тяжело когда все сама.Потому что делая это из раза в раз это уже не в тягость а как само собой разумеющиеся.

Разбил ребенок что-то,разлил,рассыпал-не сами кидаемся убирать, а даем посильное ребенку или делаем
вместе с ним его ручкой. Какое Монтессори,вот оно все Монтессори у вас в квартире.

Вот тогда вы увидите горящие глаза,потому что он нужен,он вовлечен в процесс,он чувствует себя
успешным а это означает иннервацию переднего мозга, т.е. построение новых нервных окончаний, а значит процесс обучения идет.Значит ребенок развивается!

Источник