Социальная работа с инвалидами с синдромом дауна

- Главная
- Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна
Автор:
Нестерова Г. Ф.. Безух С. М. Волкова Л. Н.
Год издания: | 2006 |
Издательство: | Речь СПб |
Тип обложки: | Мягкая |
Размер: | 0x0 x0 мм |
Вес: | 150 г |
Количество страниц: | 120 |
90 P
- Описание
- Отрывок
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших и средних педагогических и социальных учебных заведений, изучающих методологию и практику психолого-социальной работы с инвалидами, а также для широкого круга специалистов, занимающихся проблемами абилитации людей с врожденными психофизическими аномалиями, родителей детей с аналогичными проблемами. В пособии обобщены сведения о клинико-физиологических особенностях и психолого-социальных возможностях людей с хромосомной аномалией, приводящей к проявлению нарушений развития. Представлены формы и методы психологического и социального обследования при соответствующих психофизических и интеллектуальных нарушениях. Проанализирован опыт социальной и психологической абилитации детей и взрослых с синдромом Дауна как модели результативной психолого-социальной работы, опирающейся на данные всестороннего биологического, физиологического и социального анализа в качестве базы для создания и применения адекватных методов коррекции, развития возможностей их самостоятельной жизни и интеграции в общество, повышения роли родительских общественных объединений в решении этих задач.
Из книги:
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
Психолого-социальная работа с инвалидами — одна из концепций и в то же время одно из направлений нормализации их жизнедеятельности, развития их социальной самодостаточности, компетентности и активности. Она включает два концептуальных направления — психолого-социальную реабилитацию и психолого-социальную абшитацию.
Концепция психолого-социальной реабилитации предполагает, что основой реабилитационного процесса является психолого-социальная коррекция поведения индивидов и социальных групп. Она можетбыть использована для возвращения социальной и социально-трудовой активности тем людям, которые приобрели инвалидность во взрослом состоянии, будучи зрелыми, социально активными членами общества.
Эта концепция обусловлена также явлением, которое можно назвать цепной реакцией отклонений поведения или эффектом заражения — копированием неадекватного либо асоциального поведения человека окружающими его людьми или их неадекватными реакциями на его дезадаптивное поведение. В качестве примера можно привести «инва-лидизацию семей» — высокую вероятность получения инвалидности членами семей, в которых уже есть инвалиды. Примером может быть также семейный и групповой характер распространения наркомании, алкоголизма, преступности. Распространение десоциализации на людей, не имеющих, по сути, социальных и физиологических проблем, свидетельствует о психологической причине их дезадаптации.
Основной упор делается не на историю возникновения отклонений, а на причины неумения использовать социальную среду для достижения социально полезных целей и задач. Психолого-социальные мероприятия используются не только для терапии индивидуальных, семейных и групповых поведенческих нарушений, но и для предотвращения их распространения.
Методология психолого-социальной реабилитации связана как с основными методологическими подходами социальной терапии, так и с приемами психотерапии, наиболее часто применяемыми при индивидуальной работе. Она предполагает широкое использование различных методов групповой социальной работы в применении не только к первичным социальным группам (семьям), но и к естественным вторичным социальным группам во всем их разнообразии.
Психолого-социальная абилитация становится основным фактором достижения успеха в тех случаях, когда ограничения жизнедеятельности препятствуют психическому и социальному становлению личности, то есть если эти ограничения врожденные или возникли в достаточно раннем возрасте и они неустранимы современными средствами медицины.
Психолого-социальная работа, таким образом, является главным инструментом абилитации инвалидов. В отличие от реабилитации, которая трактуется как восстановление или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, имеющая целью восстановление социального статуса инвалида, абилитация предполагает создание, формирование возможностей и связей, обеспечивающих интеграцию в общество людей, которые никогда в нем не функционировали. Развернуть в процессе реабилитации социофункциональные ресурсы индивида более, чем они были развиты в период его нормального функционирования, практически невозможно. Абилитация же позволяет сформировать социофункциональный потенциал индивида на основе диагностики и дальнейшего развития его психических и социальных возможностей. Реабилитация и абилитация, таким образом, — разные процессы, которые имеют разную методологию, и психолого-социальная работа, как было отмечено выше, представляет собой основной методологический подход абилитации.
Выбор средств вмешательства предполагает знание клинико-фи-зиологической базы нарушений психофизического развития инвалида и детальную диагностику его психолого-социального статуса, влияния на этот статус нарушений жизнедеятельности. Диагностика включает психологическое и социальное обследование, на основании которых происходит учет и анализ возможностей коррекции психологической и социальной недостаточности. Рассматриваются возможности развития социальных контактов, внимания, восприятия, интеллекта, освоения информации, овладения звуковой речью, письмом и счетом. На основе этого потенциала производится изучение возможностей социализации индивида с учетом его особенностей. Определенный потенциал психологического и социального развития может сохраняться и у взрослых инвалидов.
Результаты проведенной диагностики служат основанием для планирования и реализации мероприятий по коррекции психологической и социальной недостаточности. В их число входит помощь молодым родителям и психолого-социальная работа с семьей как с естественной социальной группой. К особой группе методов относится раннее вмешательство и раннее обучение детей с задержками психофизического развития. Важным фактором коррекции и последующей социализации являются методы социально-трудовой абилитации детей и подростков и технология содействия созданию и деятельности родительских объединений.
Отличительной особенностью абилитации инвалидов, а следовательно, психолого-социальной работы с ними является не подстройка их личностных возможностей и социального потенциала под некий облегченный низкоквалифицированный профессионально-трудовой стандарт, а развитие тех индивидуальных возможностей, пусть даже и необычных, которые могут быть использованы обществом в профессиональном плане, стать социальным вкладом и способом интеграции.
Наиболее полно методология, практика и достижения психолого-социальной работы с инвалидами могут быть проиллюстрированы апробированной системой абилитации при синдроме Дауна, которая, в отличие от имеющихся к настоящему времени отдельных попыток коррекции при других нарушениях психофизического развития, имеет давнюю историю, развитые методы и технологии анализа, вмешательства и социальной терапии, богатый опыт успешного применения. Разработанная система мероприятий служит моделью реализации концепций психолого-социальной работы с инвалидами. При достаточных основаниях она полностью или частично может быть применена к другим нозологиям, приводящим к нарушениям психофизического развития.
Источник
https://www.w3.org/1999/xlinkhttps://www.w3.org/1999/xlink
Статус проекта: Победитель конкурса
Социальная адаптация детей-инвалидов с синдромом Дауна и поддержка их семей
- Конкурс
Первый конкурс 2017
- Грантовое направление
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
- Рейтинг заявки
67,00
- Номер заявки
17-1-004970
- Дата подачи
22.05.2017
- Размер гранта
2 999 765,36 ₽ - Cофинансирование
1 525 723,74 ₽ - Перечислено Фондом на реализацию проекта
2 999 765,36 ₽
- Сроки реализации
01.09.2017 — 30.11.2018
- Организация
санкт-петербургская общественная организация инвалидов «Даун центр»
- ИНН
7825507926
- ОГРН
1037858030396
- Краткое описание
- Цели
- Задачи
- Обоснование социальной значимости
- Целевые группы
- География проекта
Краткое описание
Оказание комплекса бесплатных социально-педагогических и социально-психологических услуг детям с синдромом Дауна, направленных на социальную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Проведение различной направленности семинаров, тренингов для их родителей. Распространение информации о людях с синдромом Дауна, их развитии, возможностях, достижениях посредством выпуска периодического печатного издания «Синдром Доброты», организации выставки детских рисунков и фотовыставки «Так просто быть рядом». Проведение мероприятий и праздников для семей с детьми-инвалидами с синдромом Дауна.
Цель
- Социальная адаптация детей с синдромом Дауна к жизни в обществе, семье, к обучению и труду и широкое распространение информации о них в обществе.
Задачи
- Оказание бесплатных социально-педагогических и социально-психологических услуг детям с синдромом Дауна в рамках работы СПб ООИ «Даун Центр».
- Проведение семинаров и тренингов для родителей детей с синдромом Дауна.
- Распространение информации о людях с синдромом Дауна, их развитии, возможностях, достижениях.
- Проведение мероприятий и праздников для семей с детьми-инвалидами с синдромом Дауна.
География проекта
Санкт-Петербург
Целевые группы
- Дети-инвалиды с синдромом Дауна и их семьи
Источник
1. Материальная поддержка со стороны государства в виде денежных выплат:
- социальная пенсия ребенку-инвалиду: 11 903,51 рубля в месяц (по состоянию на февраль 2016 года);
- ежемесячная денежная выплата ребенку-инвалиду при полном отказе от набора социальных услуг (соцпакет) составляет (статья 28.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ») 2 397,59 рубля (по состоянию на февраль 2016 года);
- компенсационная выплата трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином составляет (Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»):
а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – в размере 5 500,00 рублей;
б) другим лицам – в размере 1 200,00 рублей (по состоянию на февраль 2016 года).
2. Натуральная помощь государства в виде:
- бесплатного предоставления реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, включенных в индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
- набора социальных услуг: в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ребенку-инвалиду предоставляется бесплатно следующий набор социальных услуг:
«…1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний,
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.»
3) бесплатный проезд ребенку-инвалиду и родителям в городском общественном пассажирском транспорте (кроме маршрутных такси).
3. Преимущества и льготы работающим родителям детей-инвалидов:
- В соответствии со статьей 93 Трудового кодекса РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться: как при приеме на работу, так и впоследствии, неполный рабочий день (смена), или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей, имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
- Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни возможны только с письменного согласия работника, имеющего ребенка-инвалида (ст. 259). При этом работник должен быть в письменной форме ознакомлен со своим правом отказаться от данного вида работы.
- Статья 263 Трудового кодекса РФ предусматривает, что коллективным договором работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для него время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
- В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Эта статья вводит обязанность для работодателя предоставлять выходные оплачиваемые дни. При этом выходные предоставляются любому работающему родителю, даже если второй родитель не работает.
- Одинокая мать (иное лицо, в семье которого нет других лиц с самостоятельным заработком), воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, не может быть уволена по сокращению штатов или численности работников (статья 179 Трудового кодекса РФ).
Особого внимания заслуживает тот факт, что один из родителей ребенка-инвалида может досрочно оформить пенсию, если он ухаживал за ребенком с инвалидностью до 8 лет и имеет страховой стаж: отцы — 20 лет (досрочный пенсионный возраст 55 лет, матери — 15 (досрочный пенсионный возраст 50 лет).
Источник
Авторы:
Г. Ф. Нестерова, С. М. Безух, А. Н. Волкова
Издательство:
Речь
ISBN: 5926805171
Год: 2006
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших и средних педагогических и социальных учебных заведений, изучающих методологию и практику психолого-социальной работы с инвалидами, а также для широкого круга специалистов, занимающихся проблемами абилитации людей с врожденными психофизическими аномалиями, родителей детей с аналогичными проблемами.
В пособии обобщены сведения о клинико-физиологических особенностях и психолого-социальных возможностях людей с хромосомной аномалией, приводящей к проявлению нарушений развития. Представлены формы и методы психологического и социального обследования при соответствующих психофизических и интеллектуальных нарушениях. Проанализирован опыт социальной и психологической реабилитации детей и взрослых с синдромом Дауна как модели результативной психолого-социальной работы, опирающейся на данные всестороннего биологического, физиологического и социального анализа в качестве базы для создания и применения адекватных методов коррекции, развития возможностей их самостоятельной жизни и интеграции в общество, повышения роли родительских общественных объединений в решении этих задач. Обо всём этом и не только в книге Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна (Г. Ф. Нестерова, С. М. Безух, А. Н. Волкова)
- Эти книги могут быть Вам интересны
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна» пока нет. Добавьте цитату первым
- Где купить?
Книгу «Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна» Г. Ф. Нестерова, С. М. Безух, А. Н. Волкова можно приобрести или скачать:
в 1 магазине по цене
109
руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (1)
Интересные посты
Интересная рецензия
Мелочи литературы
Этот роман, казалось бы, обещал все: викторианская Англия, аристократические семейства и прекрасные…
Источник