Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью thumbnail
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Семакова Е.В.

1

1 ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

В статье представлена информация о разработанной многосторонней уровневой модели психологической помощи младшим школьникам, учитывающей начальный уровень эмоционально-личностной зрелости, характер психического онтогенеза, проявления и потенциал адаптивного поведения, а также условия окружающей среды. Модель реализуется на индивидуальном и семейном уровнях, посредством реализации разработанных программ сопровождения ребенка и его семьи (медико-психологическая экспертная система «Оценка и прогноз развития школьника»; «Система автоматизированной диагностики поведенческих особенностей и оценки условий развития ребенка»; «Структурно-динамическая модель развития креативности»; психологическая программа «Формирование благополучного родительства»). Эффективность программ измерялась посредством качественного и количественного анализа. Предлагаемая модель помощи получила высокую оценку и в этой связи рекомендована к реализации в целях профилактики школьной дезадаптации.

профилактика

школьная дезадаптация

синдром дефицита внимания и гиперактивности

индивидуальное сопровождение

семейное сопровождение

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

2. Макарова И.Ю., Семакова Е.В. Психология родительства и репродуктивного здоровья. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. – 232 с.

3. Никишина В.Б., Баркова В.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: регуляторно поведенческий аспект. – Курск: РГСУ – Союз, 2008. – 200 с.

4. Семакова Е.В. Развитие младшего школьника с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях влияния факторов ближайшего окружения // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – № 7 (99). – С. 114–118.

5. Теория и практика семейной психологии: монография / Н.В. Нозикова, В.Н. Бутырин, Н.А. Строгова [и др.] / под общ. ред. Н.В. Шкроб. Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т[и др.]. – Красноярск, 2013. – 196 с.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе и школе. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их прежним опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил [4].

Уже на ранних этапах обучения у значительного числа детей отмечаются трудности усвоения знаний и правил школьного поведения. Проблемы поведенческих расстройств инициируются особенностями индивидуально-личностных характеристик ребенка, в том числе и различными формами дизонтогенеза. Так, достаточно часто (4,7 %, данные собственных исследований), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в условиях воздействия стрессоров является непосредственной причиной психологической дезадаптации ребенка в условиях социальной среды. Проявления дезадаптивного поведения могут быть различны. Это формирование личностного варианта школьной дезадаптации, различные формы аддиктивного и деликвентного поведения и др. [3].

Существующее в настоящее время сопровождение младшего школьника не дает возможности предотвращения развития школьной дезадаптации и закрепления деструктивных форм поведения. Поэтому правильная организация среды ребенка, как в школе, так и в домашних условиях, с учетом его потенциала, как эмоционального, когнитивного и др., так и креативного, является одной из приоритетных задач современного педагога-психолога общеобразовательного учреждения [1; 5]. Именно многосторонняя помощь различных специалистов на междисциплинарном уровне в этот период развития является залогом успешности адаптационного процесса ребенка и социализации его в школе и обществе [2]. Таким образом, назрела необходимость создания комплексной модели помощи детям в начальной школе, что и послужило целью нашего исследования. В этой связи нами был решен ряд научно-практических задач:

1) разработка многосторонней уровневой модели психологической помощи младшим школьникам, учитывающей начальный уровень эмоционально-личностной зрелости, характер психического онтогенеза, проявления и потенциал адаптивного поведения, а также условия окружающей среды;

2) практическая реализация модели и оценка ее эффективности.

Материалы и методы исследования

Для разработки многоуровневой модели психологического сопровождения младшего школьника нами было реализовано многоцентровое исследование. Для этого в 10 городах, областных и районных центрах Российской Федерации – Андреаполь (Тверская обл.), Калуга, Кемерово, Рославль (Смоленская обл.), Сафоново (Смоленская обл.), Сергиев Посад (Московская обл.), Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль – было проведено комплексное исследование семей с детьми 7–10 лет (1615 человек). Полученные в эпидемиологическом исследовании сведения (после обработки анкет только 573 из них оказались полностью пригодными для исследования) помогли нам изучить особенности поведения детей младшего школьного возраста (основная группа исследования – 27 человек – дети с СДВГ и контрольная группа – 546 человек – дети без СДВГ), особенности их семей и детско-родительских отношений, которые более углубленно были изучены на расширенной группе (127 семей с детьми с СДВГ и 130 семей с детьми без СДВГ).

Полученные в результате исследования данные помогли нам в создании многокомпонентной модели развития ребенка с СДВГ, учитывающей влияние различных факторов. В соответствии с этим были разработаны различные программы психологического сопровождения таких детей, реализуемые на различных уровнях. Проверка эффективности программ проводилась в практических условиях. Разработанные программы хорошо себя зарекомендовали и теперь реализуются в учреждениях, оказывающих медико-психолого-педагогучискую и социальную помощь на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.

Итак, остановимся более подробно на разработанных нами программах и оценке их эффективности.

Программы для ЭВМ: Медико-психологическая экспертная система «Оценка и прогноз развития школьника». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012614196, 12.05.2012 (А.А. Усков, С.П. Иванов, Е.В. Семакова); «Система автоматизированной диагностики поведенческих особенностей и оценки условий развития ребенка». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012619258, 12.10.2012 (Е.В. Семакова), создавались на основе данных о 573 детях и их семьях, и показали, что вероятность составления правильного прогноза в выдаваемом заключении более 95 % (статистически досто верно с p < 0,05).

При создании модели сопровождения развития детей с СДВГ в условиях школьной среды посредством активизации креативного потенциала («Структурно-динамическая модель развития креативности» (Т.С. Скрипка, Е.В. Семакова) нами была определена специфика психолого-педагогического сопровождения таких детей. По результатам предыдущих исследований (в исследовании приняли участие 130 детей без СДВГ и 127 детей с СДВГ) нами было установлено: количественные проявления креативности не зависят от наличия или отсутствия СДВГ; учащиеся с СДВГ имеют искажения личностных смыслов, конфронтирующие с ценностями камертонной культуры (что демонстрируется в нарушении границ стимульного поля – при СДВГ у 112 (88 %) детей, без СДВГ у – 69 (53 %), что встречается значимо чаще именно в первой группе (χ2 = 38,03, при р < 0,005); и преобладании в рисунках маргинального или асоциального характера личностных смыслов (при СДВГ данные проявления встречаются у 103 (81 %) детей, без СДВГ – у 56 (43 %), что демонстрирует доминирование этих проявлений у детей с СДВГ (χ2 = 38,37, при р < 0,005)), а также сложности произвольной регуляции учебной деятельности, что требует формирования личностных смыслов учащихся, адекватных ценностям культуры, а также развития произвольности и осознанности деятельности.

Читайте также:  Синдром дисомії за y хромосомою

Программа «Формирование благополучного родительства» (Е.В. Семакова) была апробирована на 233 семьях, которые разделялись на две референтные группы (семьи с высоким уровнем ДРО – 174 (74 %) и семьи со средним (16 %) и низким (10 %) – у 59).

В результате анализа 233 случаев психологического сопровождения было установлено:

● в первой группе за время лонгитюдного наблюдения в течение 6 мес. случаев возникновения проблем в понимании родителями детей, появления деструктивных форм детско-родительского взаимодействия не регистрировалось;

● во второй группе (наблюдение также осуществлялось на протяжении 6 мес) отмечено уменьшение уровня тревожности у детей (χ2 = 106,34, р < 0,05) и их матерей (реактивная тревожность χ2 = 24,19, личностная тревожность χ2 = 89,09, р < 0,05), а также переход на более высокий уровень детско-родительских отношений. Соответственно распределение 233 семей по уровню ДРО по окончании реализации программы выглядело следующим образом: высокий уровень ДРО в 217 (93 %) семьях, средний – в 16 (7 %), низкий уровень ДРО не регистрировался.

Результаты исследования и их обсуждение

Идентифицированные в исследовательской части работы проблемы (индивидуальные характеристики, дисгармоничные детско-родительские отношения) указали на необходимость организации профилактических мероприятий на нескольких уровнях.

Детский (индивидуальный) уровень психологической помощи реализуется:

● Непосредственным привлечением ребенка к обследованию с использованием программ для ЭВМ.

● Организацией образовательной среды.

Разработанные нами программы ЭВМ: Медико-психологическая экспертная система «Оценка и прогноз развития школьника» и «Система автоматизированной диагностики поведенческих особенностей и оценки условий развития ребенка» позволяют:

1. Своевременно выявлять проблемы развития ребенка.

2. Выделять факторы предрасположения и неблагополучия развития.

3. Предупреждать развитие дезадаптивных форм поведения у школьников.

4. Прогнозировать психологическую адаптацию / дезадаптацию детей.

5. Снизить уровень рисков развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности и других форм отклоняющегося поведения.

6. Проводить эпидемиологический анализ и учет дезадаптивных форм поведения.

7. Обеспечить лонгитюдное наблюдение за включенными в систему детьми.

8. Своевременно рекомендовать к проведению комплекс мер медико-психологического характера, направленных на оптимизацию развития, социализацию детей.

Организация образовательного пространства посредством реализации «Структурно-динамической модели сопровождения развития креативности» позволяет:

1. Информировать, заинтересовывать и мотивировать учителей к активному вовлечению школьников с СДВГ в учебный процесс с учетом их индивидуально-личностных характеристик посредством реализации учителем собственного творческого потенциала.

2. Диагностировать уровень развития креативности учащихся, рассматривать взаимосвязь креативности и сигнификации. Развивать креативность учащегося.

3. Формировать адаптивное поведение ребенка в школьной среде.

4. Способствовать реализации современной концепции модернизации обра зования.

5. Создавать оптимальные условия для освоения школьных знаний.

6. Предупреждать развитие деструктивных форм поведения и развития школьной дезадаптации.

Семейный уровень психологической помощи реализуется:

● посредством гармонизации детско-родительских отношений при реализации программы «Формирование благополучного родительства».

Данная программа позволяет:

Повышать ценность семьи в полноценном развитии личности ребенка и предупреждать формирование девиантного родительства.

Реализовывать психологическое сопровождение детско-родительского взаимодействия.

Обеспечивать развитие функциональных форм детско-родительского взаимодействия.

Создавать условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей.

Способствовать развитию гармоничной личности ребенка.

Формировать и закреплять у ребенка адаптивное поведение.

Заключение

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого психологического сопровождения – здоровье ребенка, его счастье и благополучие.

Многолетний клинический и психолого-педагогический опыт автора позволил разработать различные формы мероприятий в сфере психологического сопровождения школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в различных условиях окружающей ребенка среды (образовательной, семейной) и рекомендовать их реализацию на различных уровнях (детский и семейный). Предлагаемые формы психологического сопровождения школьника должны стать фундаментом в профилактике школьной дезадаптации посредством формирования адаптивного поведения и создания условий для развития гармоничной личности.

Предлагаемые мероприятия, создавая фундаментальную основу, будут способствовать успешной реализации образовательного процесса, что позволит достигать наивысшего возможного уровня школьной адаптации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Рецензенты:

Игумнов С.А., д.м.н., профессор ка­федры реабилитологии УО «Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета», г. Минск;

Бурыкина М.Ю., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и социального образования, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск.

Работа поступила в редакцию 28.11.2014.

Библиографическая ссылка

Семакова Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УСПЕШНОЙ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И СЕМЕЙНОМ УРОВНЯХ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-11. – С. 2529-2532;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35980 (дата обращения: 22.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Читайте также:  Преодоление и профилактика синдрома выгорания

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания

Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

Проявления СДВГ

Невнимательность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Неспособность сосредоточиться на деталях;
  • Ошибки по невнимательности;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Неспособность доводить задания до конца;
  • Низкие организаторские способности;
  • Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
  • Потери необходимых предметов при выполнении задания;
  • Отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать;
  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки

  • нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
  • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  • нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
  • неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
  • нарушения сна.

Перечисленные особенности поведения должны

  • появиться до 8 лет;
  • обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
  • не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
  • вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
  • не соответствовать возрастной норме.

В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.

Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

Читайте также:  Срк синдром раздраженного кишечника у детей

– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребенку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьей;

– не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

– внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Источник