Социальная адаптация детей с синдромом дауна раннего возраста
Социальная адаптация детей с синдромом Дауна
Проблема социальной адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания. Вся практика деятельности специалистов, и основного и вспомогательного плана (специалистов сопровождения), в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка с синдромом Дауна при обучении и воспитании, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в ДОУ и создать адаптированный ресурс для начальной и средней школы.
Чтобы организовать коррекционную работу по социальной адаптации детей с синдромом Дауна в ДОУ, необходимо использовать тематическое планирование.
Воспитатель планирует работу в рамках одной лексической темы в течение недели. На основе планирования подбирается речевой материал (стихи, речевые игры с движениями, рифмовок), доступный для понимания и воспроизведения с помощью графического языка (картинки, рисунки, пиктограмм, фотографии). Планируются ситуативные диалоги (с использованием мимики и жестов, пиктограмм), речевые игры с движениями, формирующие и закрепляющие умения использовать естественные общеупотребительные жесты при выполнении режимных моментов.
Социальная адаптация детей с синдромом Дауна происходит на протяжении всего дня пребывания ребенка данной категории в ДОУ, как на индивидуальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, в ходе режимных моментов, на прогулке и т.д.
Образовательная деятельность воспитателя с ребенком с синдром Дауна строится по четкому алгоритму, позволяющему ребенку данной категории неоднократно закрепить полученные знания. В процессе работы с ребенком данной категории используются три метода обучения: на первом месте находятся практические и наглядные методы, дополнением является словесный метод.
С помощью приемов альтернативной коммуникации (вербальные и невербальные средства общения), например, жесты как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение. Кроме жестов можно использовать пиктограммы, картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы ребенок с синдромом Дауна проявлял инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми, задавая вопросы, начиная разговор, приглашая к деятельности, включаясь в игру.
Ещё одной составляющей специфики работы с детьми с Синдромом Дауна является организация работы с родителями, которые становятся активными участниками процесса социальной адаптации детей с синдромом Дауна к ДОУ. В тетрадях взаимодействия воспитатель даёт практические задания по использованию общеупотребительных жестов, схем, пиктограмм, в обыденной повседневной жизни.
Коррекционная работа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна требует большой терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Не каждого ребенка с синдромом Дауна можно успешно подготовить к самостоятельной жизни. Но в любом случае коррекционно-педагогическая работа помогает развить у него способности к коммуникативному взаимодействию (вербальными и невербальными средствами общения), сгладить негативные проявления нарушений, усилить психическую активность, повысить качество жизни.
Источник
Уважаемые родители, в этой статье нам хотелось бы рассказать вам о том, что волнует всех нас: о социализации ребенка и его вхождении в мир, о том, как помочь ему общаться с окружающими, играть со сверстниками, обслуживать себя.
История появления и развития нового подхода к обучению
В связи с этим нам кажется уместным рассказать о новых тенденциях в обучении и воспитании детей раннего возраста и социальной поддержке детей с синдромом Дауна.
Поскольку речь пойдет о новом подходе, то начнем с истории. Долгое время, при поддержке детей с особенностями развития во всем мире использовалась модель «дефицита», при которой ведущим показателем был интеллектуальный уровень развития человека. После принятия ряда международных документов (Болонская рекомендательная декларация 1999 года и подписание соглашения по использованию компетентностного подхода на Берлинской конференции 2003 года) возникла и начала развиваться «модель социальной поддержки», которая ставит своей целью социализацию человека вне зависимости от уровня снижения интеллекта. В основе появления и развития такой модели лежат наблюдения и исследования, которые показали, что проблему для социализации представляют не только и не столько уровень развития интеллекта, сколько сложности социальной адаптации детей с синдромом Дауна. То есть высокий интеллект не является гарантией того, что человек легко адаптируется в обществе, а, с другой стороны, снижение интеллекта не является препятствием для его социализации.
Стало ясно, что важно учитывать не только знания, имеющиеся у человека, но и умение использовать их в повседневной жизни. Во внимание также принимается общая способность размышлять, планировать свои действия и решать проблемы. Все это относится не только ко взрослым и подросткам, но и к совсем маленьким детям: стремление малыша достать сушку из вазочки, стоящей на столе, требует от него не только двигательных навыков, но и ориентировки в пространстве, умения принести банкетку и встать на нее и, что самое главное, планирования собственных действий, то есть целенаправленной деятельности, позволяющей решить ту или иную задачу.
Современная модель социальной поддержки основана на оценке способности человека к адаптации и учитывает компетенции, необходимые человеку для жизни в обществе.
Что такое компетенции?
Это совокупность, навыков, умений и знаний, относящихся к разным областям развития и направленных на решение определенных задач.
Например, для взрослого человека компетенция «Еда» включает в себя умение приобретать продукты, и готовить из них пищу. Приобретение продуктов, в свою очередь, включает в себя умение составить список продуктов, добраться до магазина, найти продукты на полках, оплатить на кассе и т.д.
Сопоставление имеющихся у человека компетенций, с компетенциями, необходимыми для социализации позволяет выявить «зазор» между возможностями человека и требованиями среды. Анализ этого зазора позволяет выявить недостающие или недостаточно сформированные навыки, умения и знания. Важно, что подобная оценка и анализ результатов не являются самоцелью – на их основании составляется программа поддержки, направленная на повышение способности к адаптации. При составлении программы учитываются возможности самого человека и социальной среды: его близкие, педагоги, друзья, соседи, церковная община. Важно, что данная программа в значительной степени, опирается не только на возможности, но и интересы и мечты данного человека. Таким вкратце является механизм формирования компетенций, необходимых для успешной социализации и социально-бытовой ориентации детей с синдромом Дауна.
Успехи в использовании данного подхода в специальном обучении привели к его распространению на дошкольное детство, а позже и ранний возраст.
Социальная адаптация детей с синдромом Дауна. Использование компетентностного подхода в раннем возрасте.
Работа современных служб ранней помощи в той или иной форме включает в себя использование компетентностного подхода, признанного в последние годы наиболее эффективным при формирования готовности ребенка к вхождению в коллектив сверстников и для решении проблемы адаптации ребенка с синдромом Дауна в общеобразовательном учреждении.
Рассмотрим, как компетентностный подход реализуются при воспитании ребенка младенческого и раннего возраста.
Прежде всего, вместо отдельных изолированных навыков, в центре внимания специалистов и родителей находится формирование компетенций, которые включают разные стороны развития. Собственно говоря, сама природа развития младенца дает нам пример сочетания разных сторон развития в одной компетенции.
Вот малыш протянул руку и ударил по игрушке:
младенец видит игрушку, он тянется к ней рукой, он совершает целенаправленные движения под контролем зрения (зрительно-двигательная координация) ударив по ней, получает слуховые и тактильные ощущения. И если ему нравится результат, он повторяет это действие снова и снова.
Мы видим, как двигательный компонент сочетается со зрительным, слуховым и тактильным восприятием, и все это вместе взятое вызывает интерес ребенка, активизирует его и побуждает снова и снова повторять свои действия. Такой интерес и становится основой исследовательской деятельности ребенка.
Как мы можем формировать компетенции в раннем возрасте?
Обратимся к современным таблицам обследования детей младенческого и раннего возраста и перечислим выделяемые стороны/ линии развития:
- Навыки общения (включая речь)
- Социально-эмоциональное развитие
- Познавательная и игровая деятельность
- Сенсомоторное развитие
- Навыки самообслуживания
Согласно новому подходу все перечисленные линии развития объединяются в ключевые компетенции, которые формируются на конкретном этапе развития.
Приведем конкретный пример: ребенок 8-12 месяцев активно исследует пространство, интересуется деятельностью взрослых и активно пытается подражать им. Очевидно, что навыки, необходимые для реализации интересов ребенка, относятся практически ко всем линиям развития и выпадение/искажение или отставание одной из линий сразу скажется и на других. Так затруднения в передвижении по поверхности будут тормозить развитие целенаправленной деятельности, а неумение принять позу сидя ограничит возможности развития игры, а значит и получения дополнительного сенсорного опыта. Все это, в свою очередь, отразится на формировании бытовых навыков и совместной игры со взрослым, а значит и развития взаимодействия и общения.
Адаптированная программа для детей
Именно поэтому при составлении программы развития нужно учитывать не только имеющиеся навыки развития, но и определять насколько они взаимосвязаны и сбалансированы для социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Часто бывает так, что ребенок, у которого нет самостоятельных навыков передвижения, малоподвижен и это воспринимается его близкими, как усидчивость. Ребенку дают все больше заданий на сортировку, нанизывание, рисование, работу с карточками. Ребенок успешен в этом, это вдохновляет и его и маму на усложнение заданий. И вроде бы ничего плохого в этом нет, если не вспомнить о том, что такой подход в разы увеличивает неравномерность развития ребенка с синдромом Дауна.
Так в приведенном выше примере педагог будет одновременно поддерживать замещающие навыки (например, перекаты или передвижение в позе сидя взамен отсутствующего ползания) и одновременно с этим формировать ползание. Если ребенок не умеет сидеть без опоры, то для формирования игры и общения со взрослым будет использоваться специальный шезлонг. Параллельно с этим будут приняты меры по выработке умения садиться и сидеть без опоры. Все это в сочетании с созданием развивающей среды поможет сделать развитие ребенка более сбалансированным.
Перейдем к следующей особенности компетентностного подхода, реализуемого в раннем возрасте: значимости полученных результатов за пределами ситуации обучения.
Поскольку у детей раннего и дошкольного возраста критерием успешности является интеграция в коллектив сверстников, то и акцент делается на формировании универсальных умений, которые помогут малышу чувствовать себя комфортно и уверенно в дошкольном учреждении.
С этой целью у ребенка формируются компетенции, которые могут быть условно разделены на познавательные, коммуникативные и деятельностные. Все эти компетенции ребенок не просто усваивает, но и учится использовать в повседневной жизни.
Приведем пример ситуации в детском саду.
Воспитатель говорит: «идем мыть руки». Каких умений и навыков требует выполнение данной инструкции от ребенка?
- Понимать, что слова педагога относятся не просто ко всем, но и к нему тоже. Он должен понять и запомнить смысл сообщения.
- Хорошо ориентироваться в пространстве группы.
- Иметь достаточные двигательные возможности, чтобы добраться до умывальной комнаты
- Уметь дождаться своей очереди.
- Ну и, конечно, у него должна быть сформирована цепочка действий «умывание». Кроме того, он должен найти свое полотенце, а затем повесить его на место.
Если в соответствии с прежним подходом навык «умывания» относился только к самообслуживанию и считалось достаточным, если у ребенка есть цепочка действий (намочить и намылить руки, потереть руки друг о друга, смыть мыло итд, ) то компетентностный подход позволяет нам спланировать и сформировать весь комплекс умений, необходимых для успешного и комфортного пребывания в дошкольном учреждении..
Какой вывод могут сделать из этого родители ребенка? Главное – это понимание того, что ухватить ребенка поперек живота, принести его в ванную, поставить на банкетку и помочь вымыть руки не самый короткий путь к интеграции ребенка в общество, даже если он после «доставки по месту умывания» все сделает правильно. 🙂
Очевидно, что правильное формирование компетенции «умывание» потребует от родителей следующих действий:
- Сообщить ребенку, что он сейчас будет мыть руки.
- Дождаться пока ребенок сам направится в ванную. Ему можно помочь, но лишь в меру необходимости.
- Ну а далее уже следует само умывание.
Что же касается дополнения этого умения социальным компонентом, например, умением ждать своей очереди, то здесь помогут специально создаваемые ситуации в семье, гостях и в различных развивающих группах.
С этой точки зрения включение детей раннего возраста в групповые формы обучения дает нам прекрасные возможности для дальнейшей социализации малыша. Именно групповая форма занятий позволяет ребенку использовать свои умения в ситуации, приближенной к детскому саду. Так, например, умение мыть руки, есть за столом, играть, которые ребенок усвоил в семье, на групповых занятиях пополняется рядом дополнительных умений, которые потребуются ему в условиях дошкольного учреждения.
Очень важно, чтобы совместное пребывание ребенка с синдромом Дауна в кругу сверстников не ограничивались условиями специально организованной группы, а дополнялись бы, например, совместными играми на детской площадке, совместными походами в гости и тд. Мы понимаем, что касаемся непростой, а для многих родителей болезненной темы – социальных контактов ребенка. Но никто, кроме родителей не может лучше организовать для малыша этот необходимый опыт.
Таким образом, для достижения основной цели – инклюзии ребенка в коллектив сверстников — необходимы активная позиция родителей и активная позиция ребенка.
И именно активная позиция ребенка и всей семьи в целом — является третьим важным принципом компетентностного подхода.
Активная роль родителей предполагает их партнерские отношения со специалистами, оказывающими консультативную поддержку, не превращаясь при этом в репетиторов. А активная позиция ребенка, в свою очередь, требует от взрослых учета его интересов и реальных возможностей, причем результат его деятельности должен быть понятен самому малышу и востребован в повседневной жизни.
Как составляется программа занятий с ребенком?
- Обследование навыков по всем линиям развития
- Выявление отсутствующих или не полностью сформированных навыков.
- Составление программы формирования навыков на основании обследования.
- Формирование недостающих навыков изолированно в игре и быту, на специальном занятии. Например, при формирования умения есть ложкой, можно не только предлагать ребенку есть самому, но и использовать кормление куклы, игру в песочнице с использованием совка.
- Включение навыка в компетенции. В данном случае, в компетенцию «умение есть самостоятельно» войдут навыки: понять слова взрослого: «Сейчас мы будем кушать», принести стульчик, сесть за стол, есть ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой. При включение навыков в компетенцию важно учитывать уровень сформированности навыка. Например, если ребенок неуверенно ходит, то умение принести стульчик пока не входит в компетенцию.
- Подбор способов включения социального компонента (в семье, групповые занятия, детская площадка, гости итд)
- Определение лиц, ответственных за формирование этого навыка (мама, бабушка, няня, педагог в развивалке)
- Контроль/динамика/ усвоения умения и уточнение программы
Перечислим примерный перечень компетенций, необходимых для пребывания в детском саду:
Наличие двигательных возможностей для смены поз и передвижения. Включает передвижение по ровной поверхности и подъем/спуск по лестнице.
Умение одеваться и раздеваться
Умение кушать за общим столом
Умение умываться
Умение пользоваться туалетом
Умение участвовать в общей игре
Умение убирать игрушки и оборудование после занятия
Умение участвовать в организованном занятии и других режимных моментах ( понимание временной и пространственной структуры, правил и границ)*
Умение участвовать в прогулке.
И компетенция, которая является составной частью всех остальных: Умение взаимодействовать, сотрудничать и общаться с педагогами и детьми
Дополнительно к этому имеется ряд компетенций относящихся к каждому виду занятий.
И в завершение, добавим, что такой подход к обучению, позволяющий использовать все приобретенные навыки в быту и игре, дает возможность без многочисленных повторений повысить прочность усвоения и качество запоминания, а также способствует повышению уровня интеллекта.
Источник
«Социальная адаптация дошкольников с синдромом Дауна в условиях образовательных учреждений – ключевой шаг к интеграции в жизнь общества . »
Краева Оксана Сергеевна,
Муниципальное образовательное учреждение психолого — педагогический медико – социальный центр диагностики и консультаций «Шанс», воспитатель.
Воспитание, обучение и социализация детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей — сложная социальная и педагогическая задача. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Деятельность — основная функция личности, поэтому необходимо по возможности способствовать социальной адаптации ребенка, т.е. осознанному усвоению системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду. Это реализуется в доступном для данного ребенка объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Считается, что социальное воспитание «особого» ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственно верный путь. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно-полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей. Для формирования социально успешной личности дети с особенностями в развитии должны воспитываться и учиться в условиях образовательных учреждений. Я работаю в психолого — педагогическом медико — социальном центре диагностики и консультаций «Шанс» в группе с детьми с синдромом Дауна в городе Серпухове, где ребята с особенностями в развитии получают поддержку и реальное принятие обществом. Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу в условиях дошкольного учреждения мне пришлось провести анализ подходов к социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта в программах обучения и воспитания. Мною было рассмотрено множество подходов к решению проблемы формирования социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Проанализировав программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание», было выявлено следующее: проблема социальной адаптации раскрывается в разделах «Социальное развитие» и «Трудовое воспитание». В разделе «Познавательное развитие. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» рассматривается такой критерий социальной адаптации дошкольников, как формирование навыка общения со взрослыми и сверстниками. Но все-таки больший уклон здесь делается на логопедическую работу. В целом, программа охватывает все три компонента социальной адаптации детей с синдромом Дауна, рассматриваемые в данной работе: самообслуживание и культурно-гигиенические навыки, общение со взрослыми, общение со сверстниками.
Проанализировав программу Маккуэри ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», можно сделать вывод о том, что она в большей степени ориентирована на помощь родителям при воспитании детей с нарушением интеллекта. Проблеме социальной адаптпции посвящены две книги:
1.книга №3 «Навыки общения»
2.книга№7 «Самообслуживание и социальные навыки»
В них раскрываются этапы обучения и приводятся примеры проверочных листов умений ребенка для отслеживания его развития. Все рекомендации изложены в доступной форме, на основе примеров работы. Но, по моему мнению, этого недостаточно для построения коррекционно-развивающей работы.
При анализе «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б.Борявевой, О.П.Гаврилушкиной, А.П.Зарин, Н.Д.Соколовой мною отмечено, что как такового раздела «Социальное развитие» нет. Развитие навыков самообслуживания раскрывается в разделе «Труд». Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками рассматривается в разделах «Формирование представлений о себе и окружающих» и «Развитие речи». Содержание программы разделено на три этапа обучения, на каждом из которых закрепляются и совершенствуются полученные навыки и вводятся новые понятия.
В рамках педагогических программ «Даунсайд Ап» существуют адаптационные группы, где занимаются дети 1,5-3 лет с родителями. Цель занятий – социализация ребенка, формирование у него навыков общения, т.е. постепенный переход от домашней среды в дошкольное учреждение. Эти же цели преследуются и на групповых и на индивидуальных занятиях.
Таким образом, каждая из программ предлагает различные подходы к вопросу социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна. В работе по формированию социально успешной личности « особых» детей, по моему мнению, будет целесообразней использовать несколько программ для более глубокого и результативного итога.
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому формы и методы работы по социальной адаптации необходимо основывать на принципах представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна. У нас в Центре формирование социальной адаптации «особых» детей происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов.
Игра – основное занятие ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Большинство навыков, которые необходимо сформировать у детей, можно представить как игровые. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного учреждения. Каждая игра, развивая личность ребенка, способствует его адаптации в общество. В правилах игр заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действия, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. Предлагаемые игры можно разделить на следующие виды:
_ Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы ( ощущение и восприятие).
_ Игры, на коррекцию и развитие психомоторной сферы ( мимика, моторика рук, общая координация движений).
_ Игры, на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).
_Игры, на развитие навыков самообслуживания.
Придерживаясь этого направления, обучение и социальная адаптация будут наиболее эффективны, т.к. будет проходить в естественной среде.
Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений и навыков. Это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. На занятиях по социальному развитию педагогом вводятся и закрепляются основные понятия, действия, правила поведения, которые в последующем будут закрепляться с помощью других средств формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна. Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение надо осуществлять в контексте игровой деятельности.
В режимных моментах активизируется работа по привитию навыков своевременного и полного удовлетворения органических потребностей детей, воспитание положительного отношения к любому из процессов; систематически и планомерно прививаются культурно – гигиенические навыки, развивается самостоятельность, а так же традиционной культуры поведения.
Таким образом, при выборе средств формирования социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что дети с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как игра у них сама не формируется. Создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и обучения французский врач и педагог Э.Сеген утверждал, что тяжело умственно ограниченный ребенок «…и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет».
Для успешной социализации ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире. А для этого необходимо, чтобы ребенок — даун посещал специализированное ДОУ – это их «первичная подготовка».
Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычного детского сада и школы, в России закреплены законодательно. Согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года №1559-1, «дети – инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального образования». В настоящее время существует программа реабилитации детей с синдромом Дауна, у истоков которой стоит Центр Психологии при журнале «Мир Семьи». Данная программа имеет несколько этапов: от создания правильной информированности мам еще в родильных домах и медико-педагогического сопровождения семьи-через подготовку этих детей в раннем возрасте-к совместному обучению в детских садах, а потом в школах. По словам представителя Министерства Образования, в ближайшем будущем планируется открыть несколько классов в обычных школах для инклюзивного образования детей с синдромом Дауна вместе со здоровыми сверстниками. Находясь среди типично развитых детей, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычного образовательного учреждения является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий команды специалистов они становились полноценными людьми, и, следовательно, социально успешной личностью, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных , физических затрат.
Литература:
1.Выготский Л.С. « Проблемы дефектологии». – М. 1995 год
2.Ковалева Е.,Синицина Е. «Дети-инвалиды в современном обществе».- М.; Лист-Нью,-2005
3.Маллер А.Р. «Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью», Дефектология.1991 №5.
4.Семаго Н.Я. «Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития». Дефектология.2000.№1
5.Байбородова Л.В.,,Рожков М.И. « Преодоление трудностей социализации детей-сирот».Ярославль,1997 год.
Источник