Сказкотерапия для детей с синдромом дауна

Сказкотерапия для детей с синдромом дауна thumbnail



Одним из самых высокоэффективных методов работы с детьми с множественными нарушениями здоровья младшего возраста, испытывающие затруднения в поведенческой, физической или эмоциональной сфере, является сказкотерапия. Этот метод больше всего понятен для детей, а также обхватывает довольно много понятий. Данный метод помогает устранить проблему психоэмоционального контроля поведения. С помощью сказкотерапии, дети знакомятся с книгами, приобщаются к литературе. Сочиняя с детьми сказки, они тем самым развивают в себе творческий потенциал.

Посредством многогранного воздействия сказкотерапии, ребенок развивается как личность. У них развивается воображение, речь, мышление, появляются лидерские качества. Данный метод также помогает преодолеть какие-либо страхи, агрессию, нерешительность. Погружаясь в мир сказок, ребенок раскрывается, переживает новые ощущения, появляются положительные эмоции.

Читая сказки с детьми, педагоги обращают их внимание на морально-нравственные аспекты, такие как добро и зло, справедливость, достоинство, смелость, дружба и т д. В раннем школьном возрасте у детей происходит идентификация себя с окружающим миром. Он представляет себя вместо героя сказки и примеряет на себя поступки и события, происходящие с персонажем. Поэтому сказка заставляется задуматься ребенка как правильнее всего поступить в какой-либо жизненной ситуации. Поэтому сказкотерапия эффективнее всего именно в раннем возрасте.

Когда ребенку читаешь книгу, он проецирует все на себя. Поэтому необходимо более избирательно подходить к распределению ролей. Например, для детей с заниженной самооценкой больше всего подойдет образ короля или принцессы или всенародного любимца. Тем самым в процессе игры восхваляя ребенка, у него повышается самооценка. Соответственно, если ребенок застенчив и робок, нужно подобрать такую роль, в которой он бы мог через жесты и движения рассказать о своих страхах, другие ребята помогли бы ему поверить в себя и преодолеть свои страхи.

Сказкотерапия помогает детям смотреть позитивно на мир, погрузиться в волшебную реальность, быть причастным к чудесам. Этого невозможно добиться, просто читая сказку или просмотрев мультфильм. Большая проблема телевизионного прогресса, в том, что все чаще родители стали с ранних лет приучать детей к телевизору, тем самым дети плохо воспринимают информацию на слух и у них ухудшается процесс мышления и воображения. Родителям нужно обязательно читать своим детям, это значительно скажется на их позитивном развитии.

Работа посредством сказкотерапии с детьми с ограниченными возможностями не только имеет обучающий характер, но также помогает корректировать и развивать способности ребенка, ускоряя рост творческого и личностного становления ребенка. Детям будет интересно прочитать и самим проанализировать другие сказки, а также вместе со специалистом обыграть сюжет сказки. Благодаря сказкотерапии у детей появляется любовь к чтению.

Сказкотерапия — один из главных жанров фольклора, в большей степени прозаическое издание авантюрного, бытового или волшебного характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности, данный метод является одним видом социально-нравственного формирования, способом эмоционально-психологического, а также педагогического влияния. Метод рассчитан для детей школьного возраста, преимущественно для детей с заниженной самооценкой.

Самооценка — это субъективное мнение индивида о себе или об отдельных своих качествах.

Положительная высокая самооценка позволяет ребенку лучше адаптироваться в каких-то обстоятельствах, преодолевать трудности и чувствовать себя уверенно. Дети с заниженной самооценкой видят непреодолимые преграды, даже там, где их нет, они быстро опускают руки, иногда даже не пытаясь изменить ситуацию. Они плохо адаптируются в социуме и с трудом находят себе друзей. Таким детям свойственна пассивность, хандра, обидчивость, чувство тревоги и повышенная чувствительность к критике. Если от них требуется участие в групповых мероприятиях, они ищут отговорки, чтобы не участвовать, так как бояться разочаровать окружающих и оказаться предметом насмешек.

Бывает и так, что, находясь в семье, ребенка негативно оценивают, и он пытается, общаясь с другими детьми восполнить недостающее общение. Такие дети хотят быть везде первыми, они могут быть агрессивны к сверстникам и вытеснять свои негативные эмоции на других. Это опасно деструктивным поведением к окружающим и к самому себе, остается нераскрытым их внутренний потенциал. Поэтому необходимо вовремя оказать социально-психологическую помощь таким детям, чтобы в дальнейшем это не привело к более серьезным психологическим нарушениям.

Читайте также:  Что такое синдром страуса в психологии

Еще с древности люди применяли сочинения и сказки в целях целительства и обучения. Б. Беттелхеймс. Н. Пезешкиан, М. Эриксон, применяли рассказы, притчи и сказки в психотерапевтических целях. Н. Пезешкиан считал, что снятие эмоционального напряжения и устранение внутрипсихических конфликтов способствует пример живой образности речи, такие как поговорки и притчи. В игровой психотерапии, чтение и сочинение сказок способствует стимуляции и проявлению скрытых способностей, показывает новую модель поведения и новые возможности ребенка. Сказки привлекают его внимание и показывают возможность наиболее благоприятного исхода, тем самым укрепляя в ребенке веру и оптимизм. Ребенок познает смысл рассказа посредством своего воображения, а не анализируя каждое предложение.

Процесс расшифровки знаний о мире, сопоставление взаимоотношений в нем и поиск смысла это и есть сказкотерапия. Это процесс нахождения связи между реальной жизнью и сказочными событиями. Сказкотерапия — это процесс объективизации и визуализации проблемных ситуаций. Важно воссоздать ситуацию, над которой ребенок найдет смысл и поймет всю ее неоднозначность. Даже если происходящее выглядит как нечто ужасное, в дальнейшем она может оказаться благом, в этот момент и познается философия жизни — однозначных событий нет.

Основная цель сказкотерапии это:

‒ Создание доверительной игровой атмосферы в группе

‒ Устранение эмоционального напряжения;

‒ Построение межличностных отношений между детьми;

‒ Умение принимать свои отрицательные стороны; сформировать у детей чувство адекватной самооценки, сформировать желание нравиться себе и другим;

‒ В процессе сочинения сказок развить воображение и мышление;

‒ Развить у детей чувство уверенности в себе и в собственных силах;

‒ Развитие коммуникативных навыков и умений в общении со взрослыми и сверстниками.

Общеизвестные литературные сказки используют в качестве иллюстрации, профилактики, модели или иного вспомогательного средства, они не могут быть основным методом терапии. Конечно, ещё в темные и древние времена люди пытались найти связь между литературой и психологией. Трудом этих исканий и является сказкотерапия. На некое сходство между введением в транс и прослушиванием сказки, указывает гипнотическая школа. Атмосфера всегда похожая: человек ритмично говорит и к нему возникает доверие, речь содержит повторы и непонятные формулы (присказки и т. д.). Из этого можем сделать вывод, что сказка не только открывает новые модели поведения, устанавливает некие ценности, предлагает жизненные сценарии и даже убеждения, но и умеет внушать!

Можно вместе с ребенком сочинить свою сказку, для этого необходимо определить основу сказки, на чем она построена. Главная сюжетная линия выглядит так:

‒ Главный персонаж;

‒ События развиваются так, что перед ним встает какая-то задача или проблема, которую он должен решить, иначе случится неблагоприятный исход;

‒ Персонаж ищет, как решить эту проблему и отправляется на поиски устранения ее;

‒ Его путь тернистый и сложный, но в различных ситуация он помогает и других героям попавших в беду;

‒ Персонаж находит волшебный предмет, который ему помогает

‒ Персонаж случайно теряет волшебный предмет;

‒ Появляются те, кому главный персонаж, помогал на протяжении всего пути, и находят утерянный предмет;

‒ Возвращение персонажа домой и решение возникшей проблемы.

В данную схему можно добавлять, что-то другое, менять или убрать лишнее. Главное, чтобы дети фантазировали и лишь иногда помогать им остаться в рамках сюжета.

Т. Д. Зинкевич выделил следующие типы сказкотерапии:

  1. Сочинение сказок — переписывание сказок; интерпретация; сочинение новых историй и сказок; дописывание сказок;
  2. Постановка сказки — терапевтические кукольные спектакли; сказки на песке; театрализованные игры; сказки на песке;
  3. Рассказывание сказок — а) Групповое сочинение «по кругу»; рассказывание «по кругу» известной сказки; б) Индивидуальное — от 1-го лица; от 3-го лица.

Например, сказка «Курочка Ряба» может послужить примером психологической работы:

  1. О чем данная сказка?
  2. Чему она учит?
  3. Объясните почему…

Эти вопросы создают тему для обсуждения. При интерпретации сказки педагоги и родители должны подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны.

Следовательно, сказкотерапия это очень эффективный метод работы с особыми детьми. Этот метод решает проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. С помощью него, можно приобщить детей к литературе, познакомить их с книгами, а также мотивировать ребенка к творчеству, посредством совместного сочинения сказок. Сказкотерапия способствует развитию личности ребенка с помощью многогранного воздействия. Развивает воображение, лидерские качества, мышление, речь, а также помогает избавиться от некоторых отрицательных качеств таких как: агрессия, страх, нерешительность и т. д.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника при диабете

Литература:

  1. Татарицкая Я. В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2013 — том 195.
  2. Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. — 2014 — № 2.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, заниженная самооценка, волшебный предмет, сочинение сказок, модель поведения, многогранное воздействие, главный персонаж, воображение, эмоциональное напряжение.

Источник

Автор: Жидкова Любовь Викторовна

Организация: КГБОУ ШИ №12

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Вяземский

Уважаемые коллеги, хочу поделится с вами «педагогическим секретом» логопедической работы с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС).

Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, — например, интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой являются основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности.

Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности.

Данная проблема заставила меня, как специалиста, искать новые методы и формы работы с такими детьми.

Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач).

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе, особенно в работе с аутичными детьми. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.

Виды логосказок:

  • артикуляционные;
  • пальчиковые;
  • фонетические;
  • лексико-грамматические;
  • сказки, способствующие формированию связной речи;
  • сказки по обучению грамоте.

Польза сказкотерапии на занятиях специалиста:

Во-первых, сказкотерапия снижает агрессивность у детей, устраняет тревожность и страхи, развивает эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими детьми, что актуально в работе с аутичными детьми.

Во-вторых, возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Представляю вашему вниманию игры и упражнения, которые использую в своей логопедической деятельности с детьми:

1. Активизация познавательных способностей детей: использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.

Игра: «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развитие сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Читайте также:  Церебрастенический синдром у детей как лечить

Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.

Игра: «Домики для друзей — животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развитие сенсомоторной координации.

Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

2. Развитие общих речевых навыков:

Сила голоса

Игра: «Зайчик услышит наше ау — быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

Речевое дыхание

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».

3. Развитие лексико-грамматических категорий.

Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.

Игра: «Кого встретил в лесу колобок» (по сказке «Колобок»)

Цель: тренировать употребление Р. п. сущ., формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: «Где прячется Маша?» (по сказке «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

4.Автоматизация и дифференциация звуков в сказке:

«Колобок»

Я колобок, колобок, румяный бок,

Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел, Я от волка ушел («ш» «л»)

«Теремок»

Я мышка-норушка, Я лягушка-квакушка,

Я комар-пискун, Я зайка-побегайка,

Я лисичка-сестричка, Я мишка косолапый («с» — «ш»)

«Лисичка со скалочкой»

Лягу на лавочку,

Хвостик под лавочку,

Скалочку под печку («ч»)

«Маша и медведь»

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке, Неси дедушке («с» — «ш»)

«Кот, петух и лиса»

Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Масляна головушка, Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко, Дам тебе горошку. «ш»

«Заюшкина избушка»

Сейчас как выгляну,

Сейчас как выскочу,

Полетят клочки по закоулочкам. (ч)

«Репка»

Мышка за кошку, Кошка за Жучку,

Жучка за внучку, Внучка за бабушку,

Бабушка за дедушку, Дедушка за репушку («ч», «з» — «ж», «с» — «ш»)

«Волк и семеро козлят»

Вы козлятушки, Вы ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша матушка пришла, Молочка вам принесла («с» — «ш»)

«Заяц- хваста»

У меня не усы, а усищи, У меня не лапы, а лапищи, У меня не зубы, а зубищи.

Никого не боюсь («сь» — «щ»)

5.Игра «Крокодил» — используем для описания внешнего вида героя, его мимики, позы, внутренних качеств. Инструкция: опиши героя словами, не называя его.

Дед Мороз (Морозко): добрый, сильный, справедливый, с большим посохом, с длинной бородой, мешком подарков, приходит только зимой.

Лиса: в рыжей пушистой шубе, с хитрыми глазами, обманщица, воровка,

Лягушка: зеленая, скользкая, живёт на болоте, квакает.

6.Сочинение сказки по опорным картинкам и словам.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были _____________. И был (а) у них _______. Вот однажды ____________. Идет он (а) по дороге, а на встречу _____________. Говорит __________ такие слова:»__________». Идет ________ дальше- __________. Тут встречается ему (ей) ___________ и спрашивает:» ____________?» Отвечает __________:»___________________________». Идет дальше, вдруг видит:_____________, испугался (лась) и говорит:»____________». Долго ли, коротко ли, но пришел (ла) ________________. А там чего только нет! _________________. Достал(а) ______________. Стали жить — поживать да добра наживать _________.

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,9 КБ

Опубликовано: 29.10.2019

Источник