Скачать программу маленькие ступеньки для детей с синдромом дауна

Скачать программу маленькие ступеньки для детей с синдромом дауна thumbnail

Маленькие ступеньки

Маленькие ступеньки

Программа Маленькие Ступеньки n Составлена на основе методик и учебных планов, разработанных в Центре

Программа Маленькие Ступеньки n Составлена на основе методик и учебных планов, разработанных в Центре Даун Синдром Университета Маккуэри. Их цель максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка. Достичь этого можно путем скрупулезных занятий в первые годы жизни малыша или сразу после обнаружения отставания в умственном развитии.

n Маленькие Ступеньки — это программа ранней педагогической помощи детям' с трудностями в развитии.

n Маленькие Ступеньки — это программа ранней педагогической помощи детям’ с трудностями в развитии. Программа рассчитана на самых маленьких тех, чей уровень развития соответствует 0 4 годам. Мы настаиваем на раннем вмешательстве в развитие детей потому, что помочь им полностью реализовать их потенциал можно тем лучше, чем раньше на чать с ними заниматься. n Программа Маленькие Ступеньки адресована родителям, профессиональным педагогам, врачам и студентам. n Программа Маленькие Ступеньки представляется исчерпывающей как в смысле охвата учебных планов, так и в смысле широты диапазона подходов к тому, как учить. В ней определенные основные принципы сочетаются с специальными практическими предложениями, сотнями предложений, в основе которых годы непосредственного педагогического опыта, а также мнение родителей об эффективности тех или иных приемов. n Маленькие Ступеньки — гибкий инструмент: опытными педагогами эта программа может использоваться как справочное пособие, а новичками — как полное руководство для самостоятельной работы. Программа родилась в Австралии, и в ней, естественно, отразились австралийские условия.

Вот некоторые принципиальные положения, которые легли в основу Программы Маккуэри, которая разработана в Центре

Вот некоторые принципиальные положения, которые легли в основу Программы Маккуэри, которая разработана в Центре Даун Синдром университета Маккуэри в Сиднее, и нашли свое отражение в Маленьких Ступеньках: n n n Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии учится медленнее, однако он (или она) может учиться. Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми на выками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества. Родители, как педагоги, играют самую важную роль. Эффективность обучения в значительной степени зависит от воз раста ребенка. Занятия нужно начинать прямо с момента уста новления диагноза или обнаружения трудностей в развитии, Отсюда термин — «ранняя педагогическая помощь». Эффективность обучения обеспечивается хорошо продуманной системой оценок и методик. Все дети — разные, и все семьи — разные. По настоящему эффективная программа должна удовлетворять как потребностям ребенка, так и потребностям семьи.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ МАККУЭРИ И МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ n n n Цель Программы помочь детям

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ МАККУЭРИ И МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ n n n Цель Программы помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближенную к нормальной. Чем большим вещам научится ребенок, тем полноценнее он сможет участвовать ч жизни своей семьи и общества. Программа Маккуэри — педагогическая, а не медицинская. Это значит, что она является средством формирования у ребенка тех навыков и умений, которые он готов воспринять, а не средством лечения причин его отставания. В тех случаях, когда лечение действительно необходимо, его проведение поручается лечащему врачу. Педагоги и воспитатели Центра Маккуэри видят свою задачу в том, чтобы помочь детям овладеть необхо димымиумениями, причем часто это делается не непосредственно в Центре, а дома, где с малышами занимаются родители, используя методы обучения, предложенные педагогами Центра. Программа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются о процессе нормального развития. Это значит, что программа формирует те навыки, которые помогут детям развиваться дальше. В Маленьких Ступеньках вы не найдете ни одного вида деятельности. который бы не входил в сферу деятельности обычного ребенка. Просто. обычного ребенка не нужно учить этому столь целенаправленно.

n n n Программа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются

n n n Программа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются о процессе нормального развития. Это значит, что программа формирует те навыки, которые помогут детям развиваться дальше. В Маленьких Ступеньках вы не найдете ни одного вида деятельности. который бы не входил в сферу деятельности обычного ребенка. Просто. обычного ребенка не нужно учить этому столь целенаправленно. Процесс обучения разбивается на маленькие ступеньки. Отсюда и название программы! Дети с отклонениями в развитии учатся точно так же, как и все остальные дети, только медленнее. Задача, которая, воз можно, покажется такому ребенку непреодолимо трудной, может быть решена, если ее представить в виде серии маленьких задач. Программа основана на продуманной системе оценок. Дети с трудностями в обучении учатся значительно лучше, если перед ними ставятся правильно выбранные задачи в правильно выбранное время. Поэтому прежде, чем приступить к обучению, мы выделяем особое время для точного определения того, что ребенок способен делать в данный момент, и чему он готов учиться дальше.

Дети работают над решением конкретных задач. Те умения, над которыми ребенок работает в определенный

Дети работают над решением конкретных задач. Те умения, над которыми ребенок работает в определенный период времени, мы называ ем его задачами. Формулирование задач помогает педагогам и родителям постоянно помнить, к чему они стремятся, занимаясь с малышом. Каждый ребенок занимается по индивидуальной программе. Задачи, которые решает малыш в течение определенного отрезка времени, составляют его «программу». Что в нее входит — зависит оттого, чему он готов учиться, и от того, сколько времени и какие возможности имеются для занятий с ним. Программа Маленькие Ступеньки разрабатывалась так, чтобы она, с одной стороны, помогала ребенку успешно учиться, а, с другой стороны, была практична и удобна для семьи. Большинство умений, составляющих содержание Маленьких Ступенек, входят в учебный план Центра Маккуэри, известный под названием «Перечень Умений, Определяющих Развитие Ребенка», однако методики обучения адаптированы таким образом, чтобы малыша можно было научить любому навыку, в котором он нуждается. Методы обучения легко усваиваются и не требуют специальной техники. В их основе — годы внимательного поиска эффективных и практичных приемов, которые можно использовать как в классе, так и дома. Эти методы часто легко вписываются в обычный распорядок дня. Занятия могут стать частью повседневной жизни и не потребуют выделе ния для них особого времени.

Материалы, вошедшие в программу Маленькие Ступеньки, отличаются от ранее опубликованных материалов Центра Маккуэри тем,

Материалы, вошедшие в программу Маленькие Ступеньки, отличаются от ранее опубликованных материалов Центра Маккуэри тем, что: n n Более подробно рассказывают о том, как оценивать умения ребенка, как формировать индивидуальную программу, как учить. Программа и методики обучения разработаны так, что они могут быть использованы людьми, не имеющими педагогического опыта. Более подробно представлены все умения, формированием кото рых следует заниматься.

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка) охватывает соответствующие области развития. Перечислим их: n

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка) охватывает соответствующие области развития. Перечислим их: n Общая моторика. Это двигательная деятельность, которая обуславливается работой крупных мышц тела. Навыки общей моторики позволяют ребенку сидеть, ползать, ходить, лазить, ловить мяч. кататься на велоси педе и т. п. n Тонкая моторика двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно моторной координации. Кроме того, к этой области развития относят формирование у ребенка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе (помогает ребенку хватать погремушку, переворачивать страницы книги, рисовать, составлять картинки из элементов мозаики и т. п. ) n Восприятие речи, или понимание ребенком того, что ему говорят. Это умение понимать речь окружающих. Оно позволяет ребенку слушать то, что ему говорят, понимать слова и фразы, выполнять указания и, самое главное, самому пользоваться речью.

Читайте также:  Скачать острый коронарный синдром реферат

n Самообслуживание и социальные навыки, то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и

n Самообслуживание и социальные навыки, то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими. n Навыки общения или разговорной речи оцениваются иначе, с использованием программы раннего речевого развития («ГОВОРИ»). Умение общаться, вероятно, самое главное из того, чему нужно научить ребенка, поэтому очень важно уделить время чтению посвященных этому глав, и включить речевое развитие в систему вашей оценки.

Ниже мы приводим названия и коды тех групп, на которые разбит весь учебный материал

Ниже мы приводим названия и коды тех групп, на которые разбит весь учебный материал Маленьких Ступенек: Общая моторика n • Умения малыша, который еще не ходит n • Умение сохранять равновесие, ходить и бегать n • Умение подниматься и спускаться по ступенькам и лестницам. n • Навыки игры с мячом n • Прыжки n • Езда на трехколесном велосипеде Тонкая моторика n • Умение смотреть n • Умение хватать n • Представление о неизменности существования предмета n • Умение класть или ставить предмет n • Умение манипулировать предметами n • Рисование n • Умение правильно обращаться с книгой n • Решение несложных практических задач и головоломок n • Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками n • Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе

Восприятие речи n n n n • Умение слушать и концентрировать внимание • Умение

Восприятие речи n n n n • Умение слушать и концентрировать внимание • Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания. • Умение выбирать один из двух предметов или картинок • Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначаю щие действия • Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначаю щие признаки предмета • Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначаю щие местонахождение предмета • Умение реагировать на разные грамматические формы Самообслуживание и социальные навыки n n n • Взаимодействие с другими людьми и игра • Умение самостоятельно есть и пить • Умение самостоятельно одеваться • Навыки опрятности • Умение самостоятельно умываться

Для того, чтобы быть эффективной, индивидуальная программа должна: n а) опираться на сильные стороны

Для того, чтобы быть эффективной, индивидуальная программа должна: n а) опираться на сильные стороны вашего малыша, б) помогать ему подтягиваться в том, в чем он отстает, в) быть сбалансированной, разнообразной и поддерживать у малыша интерес к занятиям.

Оценка. n n Оценка уровня развития малыша это самый первый шаг, который необходим для

Оценка. n n Оценка уровня развития малыша это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить. Оценка уровня развития нашего малыша педагогами и специалистами может раскрыть нам глаза на сильные и слабые стороны его личности и на трудности, которые, возможно, подстерегают нас в будущем. Тестирование должно носить непрерывный характер. Тогда оно поможет должным образом направить наши усилия и поддержать нас в нашем решении взять на себя столь важную роль в развитии ребенка.

Переоценка n Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не

Переоценка n Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.

Недооценка n Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты

Недооценка n Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Педагоги, делая вывод о состоянии ребенка, нередко преуменьшают его возможности. Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть легкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.

Вот схема, которой желательно придерживаться при составлении для себя плана проведения оценки. n Решите,

Вот схема, которой желательно придерживаться при составлении для себя плана проведения оценки. n Решите, какие группы умений подходят для вашего малыша. Во многом это определяется общими соображениями; если ваш малыш еще не реагирует на жесты и простейшие указания, то не имеет смысла проводить оценку умений группы «Умение выполнять указания, содержащие предлоги или другие слова, которые определяют местоположение одного предмета относительно другого». И все же, если вы сомневаетесь, вам следует дать ребенку шанс — он может вас приятно удивить! n Познакомьтесь с замечаниями, которые относятся к каждой группе умений. Если вы тестируете ребенка впервые, мы советуем вам прочи тать не только замечания к тем умениям, которые вы планируете оценить, но также и вводные замечания в начале каждой группы. Так вы сможете проследить связь между отдельными умениями одной группы. n Решите, с какого умения выбранной группы начать тестирование. Начните с того задания, которое, как вы знаете, ваш малыш может вы полнить успешно Помните, что большинство детей развиваются нерав номерно. Возможно, в некоторых группах вам придется начать оценку с более совершенных умений, а в других — с менее совершенных.

n С самого начала поставьте себе целью проводить оценку умений каждой группы до тех

n С самого начала поставьте себе целью проводить оценку умений каждой группы до тех пор, пока не дойдете до задания, которое ребенку будет выполнить трудно. Это даст вам понять, с чего нужно будет начать обучение. n Старайтесь планировать проведение оценки таким образом, чтобы, в целом, тестирование занимало несколько дней. Тогда каждый день вы будете оценивать какую то Часть умений. В университете Маккуэри педагоги для тестирования активных детей дошкольного возраста проводят около шести коротких серий тестов, а для ребятишек помладше выделя ют немного меньше времени.

Как учить. n n Обучение это процесс, с помощью которого мы так организуем обстановку,

Как учить. n n Обучение это процесс, с помощью которого мы так организуем обстановку, окружающую малыша, чтобы он скорее научился делать определенные вещи н вести себя определенным образом. Учеба это процесс, в результате которого одни поступки или ответные реакции становятся частью нашего повседневного поведения, а другие отбрасываются или заменяются. Процесс обучения делится на 3 стадии: 1. Что делать до того, как ребенок приступит к выполнению задания. 2. Что делать во время выполнения задания. 3. Что делать после. n Обучение можно представить как трехступенчатый процесс — до/во время, после — каждую ступень этого процесса можно планировать и при необходимости изменять, чтобы ребенку легче было осваивать умение. Упрощенно процесс обучения должен протекать так: 1. Скажите ребенку, что он должен сделать. 2. Если нужно, помогите ему в этом. 3. Дайте ему понять, что он сделал это хорошо. n Конечно, о каждой из этих ступеней рассказывать можно очень много. Но если эту простую «трехступенчатую» схему вы будете держать в голове, все остальные детали встанут на свои места, и вы сможете увидеть каждый описанный нами прием обучения как часть единого целого.

В решении вопроса о том, сколько времени нужно выделить на то или иное занятие,

В решении вопроса о том, сколько времени нужно выделить на то или иное занятие, и сколько умений включить в индивидуальную программу, вам помогут замечания, приведенные ниже. 1. Если малыш находится на начальной стадии обучения. Если вашему ребенку еще нет года, то специально для занятий вам нужно будет выделить совсем немного времени. Большинство упражнений можно выполнять в процессе обычного повседневного ухода за малышом и играя с ним. 2. Если ваш ребенок постарше и поактивнее. Даже в этом случае вы обнаружите, что многие задачи можно решать в обычных житейских ситуациях или во время игр. Специальные занятия лучше всего делать короткими — это хорошо и для ребенка, и для вас. Большинство детей дошкольного возраста просто устают, если урок длится больше 15 минут. Идеально было бы распреде лить время следующим образом: • 15 минут отвести на упражнения по тонкой моторике и восприятию речи, • два десятиминутных урока отдать упражнениям по общей мотори ке (или меньше, если малыш уже хорошо ходит). • 15 минут отвести на игровые занятия, в течение которых вы все свое внимание сосредоточите исключительно на развитии речи (хотя ею можно заниматься и в процессе повседневной деятельности). В общей сложности, получается не более 50 ти минут в день. Но иногда в жестком распорядке дня и 50 минут найти трудно, однако, если даже вы будете заниматься с ребенком меньше, вы все равно поможете ему, особен но, если сумеете решение некоторых задач программы включить в повседневную деятельность. 3. Соизмеряйте свои задачи со временем, имеющимся в вашем распоряжении.

Читайте также:  Риск на даун синдром низкий

n Рост популярности ранней педагогической помощи обусловлен результатами ее внедрения. Сравнительные исследования показали, что

n Рост популярности ранней педагогической помощи обусловлен результатами ее внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, получившие эту помощь, к моменту поступления в школу умели гораздо больше, чем те, кого она не коснулась. Многие дети с трудностями в обучении стали посещать обычные местные школы. Большинство из них в течение нескольких лет остаются в основном потоке. Дети со средними и даже серьезными трудностями в развитии учатся читать и писать, эффективно общаться с окружающими. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое то «лекарство», а потому, что их учили тому, чему нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. Программа Маленькие Ступеньки призвана помочь вам сделать для вашего ребенка именно это.

Скачать программу маленькие ступеньки для детей с синдромом дауна

Источник

Программа «Маленькие ступеньки» адресована родителям детей с синдромом Дауна. Но, конечно,  не только они могут пользоваться ею. Любой родитель обычного или не очень обычного ребенка может использовать эту программу с пользой для малыша. Здесь подробно описано, как и какие навыки надо формировать. И, главное, последовательность их формирования. В программе также указаны возрастные нормы развития ребенка. Согласитесь, это очень удобно.

Здесь я привожу предисловие к программе и желаю вам успехов!

Всегда помните, что любая дорога, которая кажется долгой и тяжелой, начинается с первого шага. И, если Вы читаете эти слова, значит, Вы его уже сделали!

Как оценить уровень развития ребенка.

Оценка уровня развития малыша — это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить.

Если Вы уже обращались к специалистам, то термин «оценка» (или «тестирование») не будет для Вас новым. Вероятно, вашего малыша уже когда-то тестировали, ( может быть, даже не один раз). У многих родителей подобного рода мероприятия вызывают тревогу, сродни той, какая бывает перед экзаменами. Мы спрашивали некоторых родителей о том, что они испытывают, наблюдая за тем, как педагог выявляет умения их ребенка, и часто нам приходилось слышать примерно следующее:

«Когда педагог тестирует Дэвида, меня мучают дурные предчувствия. Я боюсь, что он может сделать не то, о чем его попросят. Если он справляется с заданием, я, как и любая мать на моем месте, чувствую себя на удивление счастливой, и огорчаюсь, если ему не удается сделать то, что нужно.

Сижу и думаю: «Ты же делал это при мне только вчера, так что же случилось сейчас? Мне хочется что-нибудь сказать ему, но я лишь кусаю ногти.»

Несмотря на все свои опасения, многие родители, дети которых имеют отклонения в развитии, действительно хотят выяснить, что их малыш умеет и чего не умеет. Они стремятся получить как можно больше информации и услышать как можно больше разных мнений о состоянии своего ребенка.

«Оценка уровня развития нашего малыша педагогами и специалистами может раскрыть нам глаза на сильные и слабые стороны его личности и на трудности, которые, возможно, подстерегают нас в будущем. Тестирование должно носить непрерывный характер. Тогда оно поможет должным образом направить наши усилия и поддержать нас в нашем решении взять на себя столь важную роль в развитии ребенка.

Я считаю, что оценка — это как бы одно из мнений, которое может дать родителям пищу для размышлений. По-моему, хорошо услышать разные оценки, пусть они даже не совпадают.»

Многие родители говорят, что наблюдение за тестированием их детишек помогает им лучше представить себе, в каком направлении двигаться, работая дома.

«Когда я наблюдаю за тем, как педагог или другой специалист тестирует мою Алану, я лучше понимаю, как мне с ней работать. Я чувствую большую уверенность в том, что она сможет достичь то, что предусмотрено программой.

Это помогает мне мыслить плодотворно. Я рассуждаю так: ‘Ну что ж, она не может сделать этого сейчас, но я могу научить ее, и в следующий раз у нее все получится.'»

В этой главе мы расскажем о том, как можно самим, у себя дома, оценить уровень развития ребенка. Мы вовсе не советуем Вам отказаться от помощи профессионалов. Эта помощь может понадобиться, если у вас возникнут проблемы, связанные со здоровьем или физическим развитием малыша. Кроме того, оценки, сделанные коррекционными педагогами или воспитателями, помогут вам по-новому взглянуть на ситуацию, и если нужно, вы сможете противопоставить их мнению собственный опыт.

Однако нередко случается, что у родителей, даже если они чувствуют необходимость в более полной оценке состояния их малыша, нет возможности попасть к специалисту. Если бы они смогли тестировать ребенка дома, то проблема удаленности от центра и нехватки специалистов уже не тревожила бы их. Теперь мы знаем, что родители вполне могут научиться оценивать уровень развития своего ребенка с такой же точностью и знанием дела, что и специалисты, а, может быть, и лучше.

Научиться тестировать ребенка довольно трудно даже профессионалу. Родителям же это дается еще труднее. Нелегко быть беспристрастным и объективным в отношении собственного ребенка, а тут еще малышу может потребоваться дополнительное время, чтобы привыкнуть к новым заданиям. Да и сам процесс проведения оценки отнимает время, а у родителей и без того много забот, чего не скажешь о специалистах, которые на работе, как кажется, только этим и должны заниматься. С другой стороны, в привлечении родителей к оценке можно найти свои плюсы, если только они смогут провести ее со знанием дела. Родители способны подойти к этой задаче более гибко, чем педагоги, ведь педагог имеет в своем распоряжении какой-нибудь час или два, и может лишь мечтать о том положении, в котором находятся родители!

Что такое оценка?

Оценка — это, по существу, наблюдение с целью получения информации. В какой области мы осуществляем поиск, зависит от того, что мы хотим узнать.

На практике при тестировании всегда имеется в виду определенный набор показателей, которые считаются характерными для тех умений или способностей, которые проверяются. Многие тесты четко определяют время и способ оценки каждого из этих показателей. Другие допускают более свободный подход. Но все они разработаны для того, чтобы дать оценивающему информацию, и все основаны на так или иначе спланированном наблюдении.

Читайте также:  Развития ребенка с синдромом дауна

Когда вы будете оценивать развитие своего малыша, вы будете пытаться получить ту информацию, которая необходимо именно вам, чтобы вы смогли строить ваши занятия наиболее эффективным образом, и самое главное, что потребуется от вас, это умение наблюдать за малышом, а уж этому у вас было время научиться!

Почему тестированию придается такое большое значение?

На этот вопрос можно ответить по-разному в зависимости от того, какого типа тест вы используете. Некоторые тесты разрабатываются для оценки общего уровня развития ребенка в сравнении с «нормальным» или «средним» уровнем развития детей его возраста. В этом случае производится оценка коэффициента интеллектуальности (КИ), которая используется, главным образом, для того, чтобы определить степень сложности школьной программы или программы обучения, которая бы соответствовала развитию малыша. Другие тесты применяются для того, чтобы раскрыть природу трудностей в развитии, и в соответствии с ней, выбрать методику лечения.

Нас же интересует третий тип оценки, для которого характерны следующие особенности:

В основе этого подхода лежит предпосылка, что у всех детей навыки формируются во многом схожими путями и часто в одинаковой последовательности, даже если вследствие отклонения в развитии, некоторые дети овладевают ими медленнее.

Здесь выделяются самые важные умения, из тех которые обычно приобретаются ребенком, и представляются они в том порядке, в каком они, как правило, и формируются. В тех случаях, когда из практических соображений все умения включить невозможно, приводится перечень характерных умений.

Этот вариант оценки точно показывает нам, что малыш может делать и чего не может.

Он помогает нам определить следующую маленькую ступеньку — следующее умение, которым нужно заняться с малышом, в соответствии с естественным ходом развития.

Создатели Программы Маккуэри так составили Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), чтобы этот тип тестирования можно было практически применить в отношении очень маленьких детей. Мы покажем вам, как с помощью ПУОРР можно протестировать вашего малыша тем же способом, как это делается в Центре Маккуэри.

Вот некоторые наиболее важные отличительные черты ПУОРР:

Он позволяет следить за успехами ребенка.

Он помогает нам контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе ребенка.

Он указывает, когда и какие изменения нужно внести в индивидуальную программу.

И вознаграждает педагога, показывая, что достигнуто малышом!

Все эти положения мы обсудим в следующих главах.

Самая же важная особенность ПУОРР заключается в том, что каждый раз, когда мы обращаемся к нему, он указывает нам, чему учить ребенка дальше. 

Вы можете сказать: «Я знаю, что умеет мой малыш. Я всегда с ним. Я вижу все, что он делает. Почему бы мне не отбросить все эти сложности, связанные с оценкой, и просто двинуться дальше, отметив для себя те умения, которыми, как я знаю, он владеет?»

Вы вполне сможете применить свои глубокие и проверенные знания о ребенке при оценке его умений, причем так, как ни один из специалистов никогда не сможет. Но полагаться только на свои «повседневные» наблюдения несколько рискованно, и это в равной мере относятся как к учителям, так и к родителям. Риск состоит в том, что вы можете либо переоценить, либо недооценить возможности вашего малыша.

Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.

Морин видит, как ее дочь Сэнди иногда вкладывает элемент в простую складную картинку («пазл»). Но она не видит (потому что Сэнди двигается очень быстро), что девочка вообще переключается на что-то другое, стоит ей только попробовать один раз и решить, что это слишком трудно. Когда Морин показывает складную картинку потруднее, Сэнди сначала с интересом берется за нее, но очень быстро разочаровывается. И так каждый раз дело кончается разбросанными по дому элементами складной картинки, а мама и дочь дуются друг на друга.

Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Педагоги, делая вывод о состоянии ребенка, нередко преуменьшают его возможности. Например, не слишком глубоко анализируя ситуацию, можно построить такую логическую последовательность: «Сью не умеет хлопать в ладоши, поэтому она не сможет постучать кубиком о кубик». Однако может оказаться, что Сью сумеет постучать кубиком о кубик, хотя, как правило, это умение приходит позже, чем умение хлопать в ладоши. В развитии каждого ребенка есть свои «скачки» и «провалы», и было бы трудно отыскать среди детей такого, чье развитие полностью соответствовало бы нормальной схеме. Индивидуальность малыша, его симпатии и антипатии влияют на то, сколько сил и энергии он захочет отдать тому или иному заданию. Сью может не проявить особого интереса к хлопанью в ладоши, но, возможно, ей понравится звук ударяющихся друг о друга кубиков, и она с удовольствием возьмется за это занятие!

Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть легкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.

ПУОРР был разработан в помощь педагогам и родителям, чтобы они всегда могли выстроить точную картину и принять правильное решение о том, чему следует учиться дальше.

Из чего состоит ПУОРР?

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка), входят 4 проверочные таблицы, которые охватывают соответствующие области развития. Перечислим их:

Общая моторика, то есть двигательная деятельность, обусловленная работой крупных мышц тела.

Тонкая моторика — двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно-моторной координации. Кроме того, к этой области развития мы отнесли формирование у ребенка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе.

Восприятие речи, или понимание ребенком того, что ему говорят.

Самообслуживание и социальные навыки, то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими.

Навыки общения или разговорной речи оцениваются иначе, с использованием программы раннего речевого развития («ГОВОРИ»). О том, как это делается, рассказывается в книге 3. Умение общаться, вероятно, самое главное из того, чему нам нужно научить ребенка, поэтому очень важно уделить время чтению посвященных этому глав, и включить речевое развитие в систему вашей оценки.

Каждая проверочная таблица представляет собой перечень умений или навыков. Эти умения связаны, в сущности, с самыми обычными, повседневными действиями; отобраны они потому, что ими, как правило, владеют все дети/

Источник