Система профилактики синдрома профессионального выгорания

Работа специалистов экстремального профиля связана с необходимостью действовать в сложных, часто экстремальных ситуациях и требует больших физических и эмоциональных затрат.  Они постоянно оказываются перед лицом человеческих проблем и страданий, вынуждены действовать в условиях неуправляемой и непредсказуемой ситуации, угрожающей жизни и здоровью, необходимости быстро и четко реагировать на ее изменение.  В связи с этим профессии экстремального профиля – одни из самых стрессогенных, а синдром профессионального выгорания среди представителей этой профессии встречается довольно часто.
Обычно синдром  профессионального выгорания  развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Ввиду длительного преобладания разнообразных требований  над ресурсами человека нарушается состояние психоэмоционального равновесия, что неизбежно приводит к выгоранию.
Наиболее подверженны синдрому «профессионального выгорания» сочувствующие, гуманные, мягкие, идеалисты, ориентированные на помощь другим, и одновременно неустойчивые, одержимые навязчивой идеей (фанатичные) люди. К таким людям относятся: спасатели, пожарные, врачи, психологи,  воспитатели, педагоги,  журналисты — все, чья деятельность невозможна без общения.
 Можно выделить две основные группы причин, играющих ключевую роль в формировании и развитии синдрома профессионального выгорания:
Причины внутреннего характера — связаны с индивидуальными особенностями человека: возраст, завышенные ожидания, самокритичность, самоотверженность, готовность к тяжелой работе, потребность доказать свою состоятельность.
Причины внешнего характера — связаны с особенностями профессиональной деятельности: «трудный» контингент, эмоционально напряженная деятельность, тяжелые условия труда, повышенная требовательность руководства, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.
В результате чего у человека  появляется нарушение сна, головная боль, утомляемость, тревожность, раздражительность, агрессивность.
Развитию синдрома профессионального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак — истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является — личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе, изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. Человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные.
Третьим признаком синдрома выгорания является — ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Нельзя и выпустить из внимания первые симптомы  профессионального выгорания, когда они еще не успели навредить. Внимательно относитесь к появлению недомогания, плохого настроения, тревожности. Если на работе тяжело, и вы  не сможете ответить на вопросы, зачем ваша работа нужна людям, коллективу, самому себе, обратитесь за помощью к психологу.
Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям.
Предупреждение болезненных психических реакций специалистов экстремального профиля в процессе работы в тяжелых экстремальных условиях – очень серьезная задача. Таким образом, профилактика профессионального выгорания специалиста — это многоуровневый процесс, в который включены не только медики, психологи, руководители подразделений, но и коллективы, подразделения МЧС. Необходимо подчеркнуть, что без активного и сознательного включения в систему профилактики самого специалиста невозможно добиться успеха в этом направлении. Прежде всего потому, что сам специалист должен стать субъектом собственной деятельности. Другими словами, специалист является не пассивным потребителем, а активным участником системы профилактики профессионального выгорания.
Забота о собственном физическом и психологическом благополучии является профессиональной обязанностью специалиста. Среди мероприятий, направленных на предупреждение возникновения синдрома выгорания, есть такие, которые специалист может осуществлять самостоятельно:
Использование элементов музыкотерапии благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние специалистов экстремального профиля.  Хорошо известно, что прослушивание умиротворяющей музыки успокаивает, ритмичная музыка мобилизует. Классическая музыка (И.-С. Бах, А. Вивальди) гармонизирует состояние. Можно использовать прием компоновки музыкальных фрагментов, когда требуется перейти из одного состояния в другое. Например, если требуется из состояния расслабленности перейти в состояние готовности к действию.
Использование элементов аромотерапии, то есть влияние на функциональное состояние с помощью запахов. Ассоциативные связи запахов и психических состояний являются одними из самых устойчивых. Принцип подбора запахов общий: для стимуляции и тонизации используются теплые, яркие, терпкие запахи. Например, гвоздика, кофе, ирис. Для расслабления используются запахи прохладные, легкие, светлые, например: валериана, роза. Повышению адаптационных возможностей способствует запах мяты. Подбор запахов должен быть сугубо индивидуальным.
Методы  саморегуляции:
                 Дыхание — не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма. Изменяя вид, ритм дыхания, продолжительность вдоха и выдоха, человек может влиять на многие, в том числе и психические функции.
                Умение управлять тонусом скелетных мышц позволяет более эффективно восстанавливать силы в любых условиях, снимать мышечные зажимы, возникшие в процессе профессиональной деятельности. Скелетная мускулатура является одним из самых сильных источников стимуляции мозга. Управление тонусом скелетных мышц возможно и в процессе повседневной деятельности, не требующей высокой концентрации внимания. Необходимо максимально расслабить те мышцы, работа которых в данный момент не требуется. Так, если при ходьбе напрягаются преимущественно мышцы ног, то нужно расслабить мышцы лица, плеч, рук. В положении сидя следует расслабить мышцы лица, рук, плеч, ног.
    Произвольное переключение и концентрация внимания на определенных объектах, явлениях или процессах служит эффективным средством преодоления негативных психических состояний. Сталкиваясь с потерями и горем людей, испытывая усталость или беспокойство за результат работы, можно в моменты перерыва переключить и сконцентрировать внимание на приятных вкусовых ощущениях, зрительных образах (например, звездное небо или облако), телесных ощущениях расслабления и покоя. Это позволит быстрее восстановить силы и дольше работать без ощущения чрезмерной усталости.
Существуют методы, которые можно проводить самостоятельно, после предварительной подготовки с психологом:
Визуализация – умение произвольно создавать яркий мысленный образ (образ зрительный, в ощущениях, звуках). Достаточно, как можно ярче представить себе, что у вас в руках свежесрезанный ломтик лимона: вы ясно ощущаете его запах, видите капельку янтарного сока, кладете ломтик на язык и ощущаете его пронзительно кислый вкус. Чем ярче и точнее образ, тем больше будет эффект. Если образ лимона ассоциативно связан с каким-либо определенным состоянием, например, с бодростью после выпитой утром чашки чая с лимоном, то, скорее всего, изменится и психическое состояние.
 Аутогенная тренировка – это овладение методами регуляции мышечного тонуса, достижения релаксации путем представления состояния тяжести и тепла и обучение умению концентрировать внимание на определенных объектах и состояниях. Освоив аутогенную тренировку, человек становится значительно спокойней, улучшаются общее самочувствие и сон, изменяется отношение к конфликтным ситуациям.
Самовнушение — прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего внушается уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это! Это ситуация мне по силам. Я полон сил. Я готов к этому!». Самовнушение эффективнее, если его проводить на фоне мышечного расслабления.
Самоподкрепление  является не менее эффективным  приемом, его можно применить в виде упражнения: перечислите не менее пяти напряженных ситуаций, когда с вашей точки зрения, удалось достичь результатов. Ответьте, какие ваши качества способствовали достижению результатов в этих ситуациях. Выделите те качества, которые проявились во всех ситуациях. Проговорите с максимально возможной искренностью (про себя или вслух) эти качества. Возможно, названные вами качества складываются в целостный образ. Если образ вам нравится, запомните его. Возможно, в определенных ситуациях вам захочется вспомнить этот образ, чтобы подкрепить себя или образ будет возникать как бы без вашего участия.
Медитация основана на управлении вниманием. В ходе занятий медитацией приобретается навык в определенное время концентрировать внимание на одном предмете, образе или процессе. Развитие способности к концентрации внимания в первую очередь служит для улучшения самоорганизации, повышения внутренней собранности. Таким образом, практикующий медитацию человек получает возможность более осознанно и целенаправленно влиять на свою жизнь, он становится более «интуитивным», благодаря чему возможен инсайт — например, мгновенное понимание трудной ситуации и путей выхода из нее.
Все описанные выше приемы органично вписываются в концепцию заботы о себе, определяющей принципы, на которых строится здоровый образ жизни — первый и системообразующий этап профилактики профессионального выгорания.  Говоря о здоровом образе жизни, мы имеем в виду самостроительство, саморазвитие, самосовершенствование.
Хочется отметить, что эти методы включают в той или иной степени приемы управления дыханием, вниманием, воображением, мышечным тонусом скелетных мышц. Эффективность этих методов гораздо выше, чем простых приемов, которые направлены прежде всего на ситуативное снятие последствий стресса. Хорошо известно, что глубина последствий стресса зависит не только от самого стрессового воздействия, но от смысла, который мы придаем этому событию и от функциональных резервов.
Также одна из распространенных форм групповой профилактики профессионального стресса специалистов экстремального профиля — дибрифинг.  Целью проведения, которого является снижение тяжести психологических последствий после ЧС.  Хочется отметить, что процесс дибрифинга обычно состоит из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценивание стресса ведущим; подробного обсуждения изменений восприятия, поведения, самочувствия в процессе работы, затем — психологической поддержки; предоставление информации и мобилизации ресурсов, и планирования дальнейшей работы. Этот метод проводится психологом.
Таким образом, хотелось бы особо подчеркнуть, что профессии пожарного, спасателя сопряжены с действием сильнейших стрессогенных факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстро меняющейся обстановки, напряженная работа внимания, столкновение с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требуют мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач. Поэтому владение приемами профилактики профессионального выгорания и встраивание системы профилактики в структуру профессиональной деятельности является важным фактором сохранения профессионального здоровья и профессионального долголетия.

Читайте также:  Синдром нарушения развития репродуктивной системы

Список использованных источников
Савинов, А.Н. Организация работы органов социальной защиты А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении В.В. Бойко. — Питер, 2006.
Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А.Баканова.
Психология экстремальных ситуаций пожарных и спасателей. Ю.С. Шойгу, 2007г.

Консультант – психолог психологической службы
                                                       ГУ «Центра медицины катастроф» МЧСРК  

                                                                                                                                                   Гниненко А.М.

Источник

 МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

Тренинг для педагогов:

«Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»

Подготовил:

Педагог-психолог Панова С.М.

28 апреля 2016 год

Предварительная работа: 
Цель: изучить психоэмоциональное состояние педагогов ДОУ.
До мероприятия с воспитателями и специалистами проводится диагностика педагогов ДОУ. Результаты демонстрируют уровень профессионального выгорания в дошкольном учреждении.
Используемые методики:
Методика Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).

  Форма: тренинг.

Цели: Повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.   

Задачи:

  • Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.
  • Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.
  • Развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран; 3 листа А3, листы бумаги, цветные маркеры, фломастеры, столы объединены в три мини-группы. 

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

— Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы очень рады приветствовать вас сегодня на нашей встрече.  А начать хотелось бы с продолжения следующей фразы по кругу: “Здравствуйте! Меня зовут …, И я уверена, что сегодняшний день подарит мне…”.      

Определение понятия «Эмоциональное выгорание».

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Синдром «эмоционального выгорания» — это выработанный личностью механизм психологической защиты, который предполагает исключение эмоций в ответ на некоторые психотравмирующие факторы. СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Данный синдром оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность человека, мешает установлению адекватных отношений не только с детьми, их родителями, но и с близкими людьми. Состояние «эмоционального выгорания» является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.

Синдром профессионального выгорания формируется на фоне постоянного стресса. Он ведёт к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Такая проблема возникает из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода. Такому человеку просто необходима некоторая разрядка, которая позволит «выпустить пар». Причины профессионального выгорания могут быть самые разные.

Читайте также:  Болевой синдром при инфаркте миокарда неотложная помощь

Основные стадии синдрома профессионального выгорания

1 стадия:

Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.

2 стадия:

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

3 стадия:

Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

    Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Факторы, способствующие возникновению синдрома:

Группа внешних факторов:

  • Хроническая напряженность психоэмоциональной  деятельности ( активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию);
  • Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация  и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);
  • Повышенная ответственность  за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются)
  • Неблагополучная  психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»);
  • Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т.д).

Группа внутренних факторов:

  • Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан);
  • Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка»)
  • Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.    Не привык  и не умеет поощрять себя за  проделанную  работу.
  • Нравственные дефекты и дезориентация личности. Включенность при работе такие моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.

Синдром включает в себя 3 компонента:

Эмоциональное истощение —  чувство опустошенности, усталости, вызванное  собственной работой, перенапряжения, исчерпанности.

Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда.

Редукция профессиональных достижений —  недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. нервное (тревожное) напряжение  его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая  обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента

2. резистенция (сопротивление) человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 

3.     Истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Диагностика «эмоционального выгорания» педагогов.

Цель обследования: определить уровень нервно-психической устойчивости и симптомы «эмоционального выгорания» воспитателей.
Сроки проведения: март-апрель 2016 г.
В диагностике принимали участие педагоги и специалисты  МКДОУ  ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

Диагностический комплекс: Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).

Выявление симптомов «эмоционального выгорания» является первым этапом в сохранении и укреплении психологического здоровья педагогов.

В диагностике по данной методике принимали участие 24 педагога с различным трудовым стажем.

«Эмоциональное выгорание» возникает поэтапно. По итогам мониторинга можно сказать, какие фазы данного синдрома сформировались, и какие симптомы являются доминирующими

 Первая фаза – «Тревожное напряжение» — предвестник синдрома «эмоционального выгорания».

Данная фаза в стадии формирования у 17% педагогов. Здесь также важно обратить внимание на развитие отдельных симптомов, составляющих содержание тревожного напряжения.


  • Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств формируется у 13% педагогов, уже сложился у 8% педагогов. Для него типично понимание трудно устранимых психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

  •  Симптом неудовлетворенности собой находится в стадии формирования у 14% воспитателей, уже сложился у 4% педагогов, а у 13% является доминирующим. Можно предположить, что они недовольны какими-либо своими личностными качествами или профессиональными умениями.

  • У  педагогов не наблюдается ощущение загнанности в клетку.

  • Крайней точкой в формировании тревожной напряженности является симптом тревоги и депрессии. У 25% педагогов находится на этапе формирования.

 Вторая фаза – Резистенция, или сопротивление: профессионал осознанно или неосознанно стремится восстановить психологический комфорт, уменьшая влияние внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Другими словами, человек ищет любые пути выхода из стрессовой ситуации. Попытки оградить себя от неприятных впечатлений наблюдаются у 13% педагогов. В стадии формирования данная фаза находится у 33% педагогов. Рассмотрим варианты сопротивления профессиональному стрессу.


  • 34% педагогов ограничивают включение эмоций в профессиональное общение.

  •  Симптом эмоционально-нравственной дезориентации находится в стадии формирования у 21%. У некоторых педагогов (21%) этот симптом уже сформировался, а у 8% является доминирующим. Не проявляя должного эмоционального отношения к человеку, педагог защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства.

  •  Симптом экономии эмоций прослеживается у 8% педагогов, у 17% может быть сформирован в скором времени. Педагоги устают от профессионального общения настолько, что отказываются от любых контактов вне работы.

  •  Сокращение профессиональных обязанностей наблюдается у 61% педагогов. В основном они упрощают деятельность, требующую больших эмоциональных затрат. Данный симптом находится в стадии формирования у 25%, а уже сформирован у 34% педагогов. .

Третья фаза – Истощение. У 29% педагогов данная фаза находится в стадии формирования. На этой фазе эмоциональная защита в форме “выгорания” является неотъемлемым атрибутом личности.


  • Симптом эмоционального дефицита. 12% педагогов испытывают ощущение, что не могут сопереживать окружающим. Постепенно симптом может усиливаться, в результате чего положительные эмоции заменяются на отрицательные. Данный симптом находится на этапе развития у 21% педагогов.

  • Симптом эмоциональной отстраненности. 13% педагогов практически полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. В случае формирования данного симптома развивается эмоциональная защита, проявляющаяся в отсутствии эмоционального отклика на какие-либо события. Человек постепенно начинает работать как робот. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”, который наносит ущерб профессиональной деятельности и общению. Симптом развивается у 33% педагогов.
  •  Симптом личностной отстраненности сложившийся симптом у 13% воспитателей. В этом случае человек воспринимается не как субъект профессиональной деятельности, а только как объект для манипуляций, который обременяет своими проблемами. В этом случае, профессионал может утверждать, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

  • Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений сформирован у 4% педагогов, у 17% — в стадии формирования. Он проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма. Таким способом он спасает себя от разрушительной силы эмоциональной энергии.
Читайте также:  Синдромы поражения коры префронтальной области мозга

 Количественный анализ данных представлен в таблицах и на диаграммах.Таблица 1. Фазы «эмоционального выгорания»

Название фазы «эмоционального выгорания»

Не сформирована

В стадии формирования

Сформировавшаяся фаза

1.

Тревожное напряжение

20 чел. – 83%

4 чел. -17%

2.

Резистенция или сопротивление

13 чел. – 54%

8 чел.- 33%

3 чел. –13%

3.

Истощение

17 чел. – 71%

7 чел. – 29%

Средний показатель

69%

27%

4%

Проведенное психологическое обследование эмоционального состояния педагогов позволяет предположить, что в ДОУ, большинство педагогов уже выработали собственную психологическую защиту, основанную на экономии эмоции и упрощении профессиональных обязанностей.

У некоторых педагогов наблюдается формирование фазы «тревожное напряжение». Данная фаза может сочетаться с другими, когда в ответ на постоянное нервное напряжение формируется защитная реакция организма, которая при крайних вариантах может нанести серьезный вред здоровью педагога.

В ДОУ на основании полученных результатов можно предположить, что 29% воспитателей также подвержены различным негативным изменениям в физическом и психическом самочувствии.

Доминирующими следует считать такие симптомы как неудовлетворенность собой, неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция (сокращение) профессиональных обязанностей и эмоциональный дефицит. В стадии формирования находятся симптом тревоги и депрессии, неадекватное избирательное реагирование, эмоциональная отстраненность (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Данные по каждому симптому (в сравнении)

*Расшифровка аббревиатуры представлена в таблице 2. (см. ниже)

Также следует отметить, что у педагогов отмечается меньшее количество сложившихся и доминирующих симптомов «эмоционального выгорания», чем формирующихся на данное время. На основании этих данных можно предположить, что педагоги, работающие в ДОУ мало подвержены синдрому «профессионального выгорания», (Диаграмма 2.)

Диаграмма 2. Симптомы «эмоционального выгорания»

Вывод. Анализ полученных данных показал, что у 69% педагогов синдром «эмоционального выгорания» не сложился (низкий уровень). У 27% воспитателей отмечается средний уровень сформированности данного синдрома, у 4% наблюдается большинство симптомов «эмоционального выгорания» (высокий уровень). (Диаграмма 3)

Диаграмма 3. Уровень «эмоционального выгорания»

Таблица 2. Формирование симптомов «эмоционального выгорания»

Симптомы

«эмоционального выгорания»

Не сложился

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Доминирующий симптом

Фаза «Тревожное напряжение»

1.

Переживание психотравмирующих обстоятельств

(ППО)

19 чел. – 79%

3 чел. – 13%

2 чел. – 8%

2.

Неудовлетворенность собой (НС)

6 чел. – 25%

14чел. – 58%

1 чел. – 4%

3 чел. – 13%

3.

Симптом загнанности в клетку (ЗВК)

22 чел. – 92%

2 чел. – 8%

4.

Симптом тревоги и депрессии (ТД)

18 чел. – 75%

6чел. – 26%

 Фаза «Резистенция»

1.

Неадекватное избирательное реагирование (НИР)

5 чел. – 20%

11 чел. – 46%

4 чел. – 17%

4 чел. – 17%

2.

Эмоционально-нравственная дезориентация (ЭОД)

12 чел. – 50%

5 чел. – 21%

5 чел. – 21%

2 чел. – 8%

3.

Расширение сферы экономии эмоций (СЭЭ)

18 чел. – 75%

4 чел. – 17%

1 чел. – 4%

1 чел. – 4%

4.

Редукция (сокращение) (РПО) профессиональных обязанностей

10 чел. – 41%

6 чел. – 25%

3 чел. – 13%

5 чел. – 21%

1.

Эмоциональный дефицит (ЭД)

16 чел. – 67%

5 чел. – 21%

1 чел. – 4%

2 чел. – 8%

2.

Эмоциональная отстранен

ность (ЭО)

13 чел. – 54%

8 чел. – 33%

3 чел. – 13%

3.

Личностная отстраненность (ЛО)

75 чел. – 18%

3 чел. – 12%

3 чел. – 13%

 4.

Психосоматические и психовегетативные нарушения (СВН)

19 чел. – 79%

4 чел. – 17%

1 чел. – 4%

Средний показатель

61%

25%

8%

6%

Как восстановить эмоционально- психологический баланс?

• психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия;

• соблюдение психогигиены (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);

• профессиональное развитие и самосовершенствование

• уход от ненужной конкуренции;

• эмоциональное общение

• поддержание хорошей физической формы (правильное питание, активный образ жизни, занятия спортом);

• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, дыхательные техники, аутогенная тренировка, словесные формулы (самовнушение), мышечная релаксация, визуализация (расслабление через     образ).

Упражнение

 Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив в позитиве»

Цель: пробуждение творческого потенциала участников. Стимулирование к тому, что бы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию воспитания в детском саду с разных позиций, на себя со стороны.

Материал: Ватманы на группы, фломастеры. Карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы с вами разделимся на мини группы и разойтись как можно дальше что бы другие участники не слышали ваших творческих замыслов.. Деление на группы происходит следующим образом вытаскиваем билетики с названием группы(Педагоги, воспитатели, творческая группа).

У каждой группы будет лист ватмана, на которой нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана. Вам дается на это 10 мин.

Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают, а другие группы обсуждают. Вопрос: Что вы видите на рисунке, какие символы используются чтобы выразить эмоциональное страдание?

А теперь авторы назовите свой рисунок и скажите, каков был ваш изначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком.

Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша задача – так изменить полученные вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что- то позитивное, можно дописывать фразы. Придумать новое название. Давайте обсудим , как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой была идея автора.

Вот видите все можно изменить, даже  самую тяжелую ситуацию.

Источник