Сиротюк синдром дефицита внимания скачать
ББК 88.8 УДК 159.9
Научный редактор.
Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.
С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)
ISBN 5-89144-283-3 ,
В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.
Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалистов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развивающей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям
ББК 88.8
ISBN 5-89144-283-3© ООО «ТЦ Сфера», 2002
Трудных детей не бывает.
Это мы делаем их трудными.
Т. П. Хризман
ВВЕДЕНИЕ
Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.
1 Дефицит внимания — — неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.
— 1 —
Источник
ПРОГРАММА
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ
ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режима проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения — 50—60 минут. Оптимальное число участников группы — 4—6 человек, возраст — 6—12 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.
В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгс некой, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоп-пелем и др.
Структура занятия:
-
растяжка — 4—5 минут; -
дыхательное упражнение — 3—4 минут; -
глазодвигательное упражнение — 3—4 минуты;
— упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;
-
функциональные упражнения (развитие внимания,
произвольности, самоконтроля), коммуникативные и ког
нитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 20—
25 минут; -
релаксация — 4—5 минут.
61
Занятие 1
1. Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса
мышц. И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Рас
слабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-
низ (напряжение верхней половины тела, напряжение
нижней половины тела), левостороннее и правосторон
нее (напряжение правой и затем левой половин тела),
напряжение л свой руки и правой ноги, а затем правой руки
и левой ноги.
-
Дыхательное упражнение. Цель:развитие произвольнос
ти и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. — сидя на
полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,
начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного
цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно силь
нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой
и с шумом «пьют» Bоздух. -
Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
Начинается отработка движений глаз по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Каждое из движении производится сначала на расстоянии
вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около
переносицы. Движенияия совершаются в медленном темпе (от
3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем
удержание должно быть равным по длительности предше
ствующему движению. При отработке глазодвигательных уп
ражнений для привлечения внимания ребенка рекоменду
ется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие
игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребе
нок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,
а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в
правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе.
Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «со-
62
скальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу.
• «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
• «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами
63
(«кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
-
Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель:
формирование произвольной регуляция собственной деятельно
сти, развитие аудиального гнозиса. И.п. — сидя на полу. Зак
рыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за
окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца. -
Функциональное упражнение с правилами «Костер». Цель:
формирование внимания и произвольной регуляции собствен
ной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг «костра» и
выполняют соответствующую команду инструктора. По
команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны ото
двинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — про
тянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой
костер» — встать и махать руками, по команде «искры поле-
гели» —хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу
и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». За-
гем игра выполняется с ведущим ребенком. -
Функциональное упражнение «Море волнуется…». Цель:
развитие концентрации внимания и двигательного контроля,
миминация импульсивности. Детям предлагается интенсив
но двигаться по комнате, принимая различные позы. Инст
руктор произносит считалку:
64
Море волнуется — раз! , ,
Море волнуется — два! *
Море волнуется — три! , „,
Морская фигура — замри!
tr> ‘ v, 11 •,T»,»rVi»» д — «
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.
8. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепле-ниелозымокоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить*н»а колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.
— * V I ^ I,I
Всё умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. >-Есть у нас игра такая — ., . •»» Очень ^легкая; простая, -— Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно — Расслабление приятно!
. 1
Занятие 2
,’ 1. Растяжка «Лучики». И.п.ч^- сидя на полу. Поочеред
ное напряжение и расслабление: ч»
• — шеи> спины, ягодиц; »,-.->г.ъ правой ноги, правой стопы;
_ — левого .плеча,’ левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы. • • „
i/,2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать
3 — 2125
,.65
на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и
их сочетания.
-
Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на
полу. -
Упражнения для развития мелкой моторики рук. И .п. —
сидя на полу.
-
«Колечко». -
«Кулак—ребро—ладонь». -
«Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак,
большой палец отставляет в сторону, кулак разво
рачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла
донью в горизонтальном положении прикасается к
мизинцу левой. После этого одновременно меняет
положение правой и левой рук в течение 6—8 смен
позиций. Необходимо добиваться высокой скорос
ти смены положений.
5. Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся вокруг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяет-ся, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).
66
Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова, слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).
-
Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализа
ция). Цель: эмоциональное развитие. И.п. — сидя на полу.
Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте
перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните
ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чу
жую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доб
роты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте
из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас по
смотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее
своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с дру
гими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. От
кройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня
есть такая чашка доброты!» -
Когнитивное упражнение «Визуализация цвета». Цель:
развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на
полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цве
том (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо
сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и
чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или раз
личии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого
цвета можно подобрать телесную прзу, которая поможет ви
зуализировать цвет. -
Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы
покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на полу. Инст
руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло
жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ
ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис
ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем,
как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!
Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.
67
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Легко поднять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».
Занятие 3
1. Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария
68
головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
-
Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
Голова фиксирована Глаза смотрят прямо перед собой. Про
должается отработка движений глаз по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. -
Упражнения для развития мелкой моторики рук. И п —
сидя на полу.
• «Колечко».
s«Кулак—ребро—ладонь». • «Лезгинка».
• «Ухо—нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а
правой — за противоположное ухо. Одновременно
отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять
положение рук «с точностью до наоборот».
5. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».
Цель, развитие концентрации внимания и двигательного кон
троля, элиминация импульсивности Участники садятся в круг.
Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее опреде
ленными мануальными жестами:
«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)!
На чайничке — крышечка (левая рука складывается в кулак, правая — ладонью делает круговые движения над кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные движения кулаками).
В шишечке —дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки) Издырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки,
69
Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке».
При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:
«Гу-гу-гу!
На чайничке — крышечка и т. д.».
-
Функциональное упражнение «Черепаха». Цель:развитие
двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены
помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора
дети начинают медленное движение к противоположной сте
не, изображая маленьких черепашек. Никто не должен оста
навливаться и спешить. Через 2—3 минты инструктор по
дает сигнал, по которому все участники останавливаются.
Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение
может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуж
дает с группой трудности в выполнении упражнения. -
Когнитивное упражнение «Движение». Цель: формиро
вание двигательной памяти. Инструктор предлагает детям
несколько последовательных движений (танцевальных,
гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как
можно точнее и в той же последовательности. -
Релаксация «Олени». Цель: освоение и закрепление позы
покоя и расслабления мышц рук. Инструктору «Представьте
себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрес
тите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они
стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки,
уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох —
пауза, выдох — пауза.
Посмотрите: мы — олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих,
70
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.
Занятие 4
1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и пра
вую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо
кий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задер
жать дыхание, внимание сконцентрировать на середине
ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.
3. Глазодвигательное упражнение. То же, И.п. — сидя на полу.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
сидя на полу.
-
«Змейки». Предложите ребенку представить, что его
пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигать
ся-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу
вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ла
дони сначала «смотрят» от ребенка, потом—друг на
друга. При этом сначала прорабатываются одно
именные пальцы рук, а затем разноименные (напри
мер, большой палец правой руки и мизинец левой
руки).
-
«Кулак—ребро—ладонь».
• «Лезгинка».
• «Ухо—нос».
перейти в каталог файлов
Источник
Синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста, пожалуй, одна из актуальных проблем современной педагогики, психологии, психотерапии и неврологии. Как показывает практика, этот диагноз в современном мире не редкость, и по данным статистики встречается от 3–10 % среди детей. Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после 4 лет и продолжается до подросткового возраста. Диагностировать данный синдром возможно у ребёнка уже в возрасте от 5 до 7 лет. Наиболее сложный период в жизни таких детей начинается с поступлением в школу. После 7 лет дети становятся более усидчивыми, но, тем не менее, у детей с синдромом гиперактивности проблемы продолжаются, и на первый план выходит «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью, трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Большинство детей, дошкольного возраста отличается: подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого, а также выполнить указания. Рассмотрим более подробно, синдром гиперактивности, ведь активный и подвижный ребёнок не всегда является гиперактивным. В нашей стране и за рубежом в течение нескольких десятилетий проводились биохимические исследования работы мозга, детей с гиперактивностью. В результате было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, которые отвечают за контроль поведения. Таким образом, проблемы детей с гиперактивным синдромом, являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может!»). В. Окленд, американский психолог, характеризует детей с гиперактивным синдромом следующим образом: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Основными признаками гипердинамического синдрома — отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность, гипердинамический ребенок импульсивен, непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. Отвлекаемость внимания и неспособность к умственному сосредоточению — большая проблема для гипердинамического ребенка. Гиперактивность у детей, это своеобразное отклонением от нормы и потому требует лечения. В1980-хгодах такое состояние у детей получило отдельное название — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. В 1997–1999 гг. этот синдром был выявлен у каждого пятого дошкольника средней полосы России (по данным И. П. Брязгунова). Лечение СДВГ должно быть своевременным, чтобы помочь ребёнку адаптироваться к миру, где ему предстоит жить, научиться контролировать себя и взаимодействовать с другими людьми. П. Бейкер и М. Алворд, американские психологи, условно разделили признаки гиперактивности на три основных блока, в которых сгруппированы критерии гиперактивного поведения. Проявление в возрасте до 7 лет хотя бы шесть из перечисленных признаков позволяет предположить гиперактивность у ребенка.
Критерии гипeрактивности:
Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
- Постоянно ерзает.
- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
- Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
- Очень говорлив.
Импульсивность
- Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
- Плохо сосредотачивает внимание.
- Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других — нет; на одних занятиях успешен, на других — нет.
Выявить болезнь у ребёнка может только специалист — детский психиатр или невролог, который уточняет жалобы родителей, осматривает ребёнка, беседует с ним, оценивает реакции, поведенческие тонкости, уровень развития. Также психиатр или невролог назначают в случае необходимости дополнительные обследования специальными методами диагностики: биохимия крови, МРТ, ЭЭГ. Также при необходимости, рекомендуется пройти обследования у других специалистов: психолога, сурдолога, невропатолога, эндокринолога и др. Только после прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания.
Причины гиперактивности очень индивидуальны ив большинстве случаев факторы их различны:
- Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.
- Фактор наследственности. У гиперактивных детей, как правило, кто-либо из близких родственников гиперактивен.
- Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями.
- Как показывают исследования, многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме.
- Отношения внутри семьи.
- Питание.
- Некоторые исследователь делают предположение, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.
- Также фактором гиперактивности может стать и микросоциальная среда ребёнка (по данным исследований не менее 15 % случаев), именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника — центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.
Как показывают исследования, проведённые И. П. Брязгуновым, Е. В. Касатиковой, две трети детей, характеризующихся как гиперактивные — это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи: с неблагоприятной демографической ситуацией, где отсутствуют один или оба родителя; семьи, ведущие асоциальный образ жизни, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни; семьи с высоким уровнем психологической напряжённости, где происходят постоянные ссоры, либо конфликты среди членов семьи; а также семьи с неблагополучным экономическим положением, где один или оба родителя являются безработными, и как следствие неудовлетворительные социально-бытовые условия, либо отсутствие постоянного места жительства.
Психологи советуют наряду с медикаментозной терапией и немедикаментозными методами лечения большое внимание уделять воспитательному подходу. Это поможет ребёнку лучше понимать себя, стараться контролировать поведение. Педагог должен помнить, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям, сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. Общаясь с гиперактивным ребенком, воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила:
− не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
− при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
− во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
− в середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите протереть доску и т. п.;
− хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
Психологу и педагогу, которые работают с гиперактивными детьми, следует убедить родителей в том, что только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния. Поэтому родителям таких детей можно дать следующие рекомендации:
- Разработайте единую систему требований к ребенку, как в условиях семейного воспитания, так и в стенах дошкольного учреждения.
- Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, — с другой.
- Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».
- Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
- Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Задание должно иметь четкую и понятную инструкцию.
- При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и т. д.)
- Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
- Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
- Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
- Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.
- Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или иным образом поощрите.
- Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм. Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако, перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания влечёт за собой много трудностей, как для родителей, так и для педагогов. Чтобы всё это преодолеть, важно иметь достоверную информацию о СДВГ, методах лечения и коррекции поведения. Следует помнить, многое здесь зависит от родителей, от того, как они способны понимать, принимать и любить такого ребёнка, который просто устроен по-другому.
Литература:
- Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2003.
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика-М, 2002.
- Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. —СПб.: Речь, 2007.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, Сфера, 2005.
- Лидия Горячева, Лев Кругляк Гиперактивный ребенок — это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Изд-во «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
- «Молодой учёный». № 13.1 (199.1). Апрель 2018 г. с 61–63.
- Олег Романчук. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Практическое руководство.
- Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внимание, синдром, дошкольный возраст, большинство случаев, дефицит внимания, поведение.
Источник