Сиротюк синдром дефицита внимания с гиперактивностью скачать
Сиротюк Алла Леонидовна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета. 1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета. В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии. Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю.С.). Книги (6)Коррекция обучения и развития школьников Адаптация леворукого ребёнка, кинезиология на уроках физкультуры, тренинг межполушарного взаимодействия. В книге даны упражнения улучшающие мыслительную деятельность, развития визуальной и слуховой памяти. Упражнения, улучшающие адаптацию «леворукого» ребёнка в «праворуком» мире. Коррекция развития интеллекта дошкольников Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги. Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. Источник книги — https://www.e-puzzle.ru Обучение детей с учетом психофизиологии Практическое руководство для учителей и родителей. Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (правополушарных и левополушарных, мальчиков и девочек, праворуких и леворуких), в основном старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В книге рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей. Упражнения для психомоторного развития дошкольников В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др. Отдельный раздел — массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка. Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование. Ценность предлагаемого пособия — в его практической направленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей. Добавить отзыв |
Источник
ББК 88.8 УДК 159.9
Научный редактор.
Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.
С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)
ISBN 5-89144-283-3 ,
В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.
Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалистов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развивающей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям
ББК 88.8
ISBN 5-89144-283-3© ООО «ТЦ Сфера», 2002
Трудных детей не бывает.
Это мы делаем их трудными.
Т. П. Хризман
ВВЕДЕНИЕ
Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.
1 Дефицит внимания — — неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.
— 1 —
Источник
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) страдают до 20% современных детей. Единого мнения, отчего возникает СДВГ, до сих пор нет.
1.Причины
Сегодня ученые считают, что «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» может быть вызван несколькими причинами:
● осложнениями во время беременности матери (перенесенными инфекциями, приемом некоторых медикаментов, несовместимостью крови матери и ребенка);
● осложнениями во время родов (травмами ребенка, даже легкой гипоксией у недоношенных);
● инфекциями и интоксикациями в первые годы жизни малыша;
● болезнью ребенка: отравлением угарным газом, энцефалитами, менингитами, повреждением сердца;
● генетической предрасположенностью (она встречается в 20–30% случаев, многие отцы, дети которых гиперактивны, были такими же в детстве);
● алкоголизмом и психическими заболеваниями у родителей.
2.Как проявляется?
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек — 4:1.
С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму.
В детском саду 4–6 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.
Гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка. Он все время торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав, в разговоре он перескакивает с темы на тему. Такой ребенок может страдать тиками, гримасничать, совершать ненужные и навязчивые движения. Некоторые дети издают какие-то звуки: кряхтят, покашливают, посвистывают, постоянно что-то теребят в руках, сосут воротник своей одежды или край постельного белья. В тихий час, как правило, такие дети уснуть не могут, все время крутятся, садятся в постели и с нетерпеньем ждут, когда же можно будет вставать.
В школе ситуация усугубляется. В 7 лет ребенок, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не произошло полного созревания высших мозговых функций. Продуктивно работать он может не больше 5–15 минут, затем отвлекается, занимается посторонними делами и на замечания учителя не реагирует. Ребенок не способен удержать в уме небольшой объем информации, большинство новых сведений он вскоре забывает. Долговременная память также слабая. Ему бывает трудно освоить чтение, письмо и счет, но не потому что у него снижен коэффициент интеллекта, а потому что нарушено восприятие. Ребенок все так же торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав учителя. Пальцы его постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, ноги раскачиваются. Ему трудно самоорганизоваться. У таких детей часто возникают проблемы в общении со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить. Претендуя на лидерство, этот ребенок не умеет подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывает многочисленные конфликты в детском коллективе. Он слишком требователен к другим, он всем докучает, навязывает свое присутствие, поэтому у него мало друзей. Трудно складываются у него отношения и со взрослыми. Наказания на него не действуют, а похвала не стимулирует хорошее поведение.
К подростковому возрасту проявления синдрома недостаточности внимания с гиперактивностью могут сыграть с ним злую шутку. «Самый плохой», «самый трудный» – он идёт к плохим и трудным. Здесь его бесстрашие, импульсивность, презрение к наказаниям вызывают уважение сверстников. Отвергнутый «нормальным» миром, именно здесь он находит сочувствие и понимание. Чтобы этого не произошло, мамы и папы должны спохватиться гораздо раньше.
И если в детском саду многие родители стараются не замечать этих особенностей ребенка, списывают на проблемы поведенческого характера, пробелы в воспитании, то при поступлении в школу эта проблема становится глобальной. И только тогда родители начинают задумываться о необходимости обращения к специалистам.
3. Активные или гиперактивные дети?
Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным — это не значит, что он гиперактивен. Шумный ребенок-баловник, полный сил и энергии – это не повод для беспокойства. Так же ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.
И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее ухудшат его.
4. Что делать?
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при своевременном обращении к специалистам и оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.
Обращение к специалистам
Они расскажут, с какими трудностями вам придётся столкнуться. Например, совет «взять себя в руки», «сосредоточиться» не принесёт ничего, кроме вреда. А попытки уговорить гиперактивного ребёнка «сидеть спокойно» и «не вертеться» – бесполезная трата времени.
Родителям разъяснят, что происходит с их ребенком, причины такого поведения. Объясняя все «неправильным воспитанием», они начинают обвинять сами себя и друг друга. Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Такое поведение детей во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, специалисты помогут родителям разобраться в поведении ребенка, объяснят, как вести себя, познакомят родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п.
Создание особых условий
Для тех детей, у которых возникают серьезные проблемы с обучением в школе, необходимо создавать особые условия для дальнейшего развития. Их переводят в специализированные классы, классы коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития — класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.
Для малышей рекомендуются длительные равномерные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Их надо так «выгуливать», чтобы придя домой, они падали от усталости. Сделайте так, чтобы ребенок больше двигался. Установите дома спортивный комплекс, чтобы он в любую минуту мог повисеть на канате или покачаться на кольцах. Как только позволит возраст, отведите его в спортивную секцию.
Взрослых детей можно научить расслабляться. Аутогенная тренировка помогает гиперактивным детям снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Ту же роль выполняют гипноз и самогипноз. Подростков надо настраивать на медитацию – на то, чтобы сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени. Медитация снижает активность симпатической нервной системы – заставляет организм умерить частоту пульса, уменьшить выработку адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность.
Непоседам хорошо бы иметь свою комнату, где нет зрительных раздражителей – картин, зеркал. Там должны преобладать спокойные тона. Игрушки, когда ими ребенок не пользуется, надо убирать. Важно строго соблюдать режим дня.
Родителям следует хвалить непоседу всегда, когда он этого заслуживает, а вот слов «нет» и «нельзя» лучше избегать: отвлекайте ребенка, переключайте его внимание, когда хотите что-то запретить. Не замечайте мелкие шалости, сдерживайте свое раздражение и не кричите на ребёнка, будьте сами как можно спокойнее, старайтесь говорить тихо. Оценивайте поступки, а не личность ребёнка. Вместе с ним планируйте и оценивайте последствия его поступков. Он не может предвидеть, что будет, не умеет спланировать, чтобы всё получилось, и вы должны ему в этом помочь. «Это может быть опасно, потому что…», «Если ты сейчас поступишь так, то в следующий раз…»
Говорите ему о чувствах, которые испытывают другие люди, проясняйте нравственную и этическую глубину ситуаций. Приучайте его к усидчивости и внимательности с помощью игр: «Съедобное – несъедобное», «Да» и «нет» не говорите», «Что изменилось?», «Найди такую же».
Скорректируйте его питание. Около 70% таких детей испытывают дефицит магния, причём осенью и зимой этот дефицит только усиливается. Включите в меню ребёнка как можно больше зелёных овощей и фруктов, круп, злаков, а также продуктов, содержащих витамин В₆ (он способствует усвоению магния из пищи) – его много в бананах, печёном с кожурой картофеле, буром рисе, гречке.
Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание. На выполнение задания давайте конкретное количество времени. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер. Можно начать вести план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.
Гиперактивных детей лечат как медикаментами (стимуляторами, амфетаминами), так и с помощью различных психологических методик и упражнений, направленных на воспитание самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, усидчивости и внимания (коррекцию разрабатывают индивидуально). Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета (ограничение в сладостях), для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой, спорт. Однако помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни, можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь, поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшать микроклимат в семье. Для начала стоит попробовать принять личность малыша. Пытаться любить его таким, какой он есть, и не стесняясь, проявлять эти чувства, например, с помощью «Правила 8-ми объятий», которое предлагает Елена Никитина: «Обнимайте ребенка не менее 8 раз в день, чтобы он чувствовал вашу любовь, которая ему очень нужна». Для любого ребенка это важно, особенно для гиперактивного, тем более что объятия успокаивают и снимают напряжение.
В любом случае, родители должны помнить, что какими бы ни были причины возникновения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, необходимо оказать ребенку помощь, облегчить его социализацию в обществе, помочь разобраться в себе и таком сложном окружающем мире.
Литература:
- Мурашова Е.В. «Саш непонятный ребёнок» –Издат. Дом «Самокат», 2010.
- Наревская И.Н. «Профилактика нарушений в поведении у дошкольников» – М., АРКТИ, 2010.
- Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения» – М., Владос, 2001.
- Пасечник Л.В. «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте» – М., Сфера, 2007.
- Пасечник Л.В. «Гиперактивность: как быть?» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №1.
- Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – М., Сфера, 2008.
- Сиротюк А.Л. «Детская гиперактивность: причины, рекомендации» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №8.
Источник