Сиротюк синдром дефицита внимания с гиперактивностью читать 2005

Сиротюк синдром дефицита внимания с гиперактивностью читать 2005 thumbnail

ББК 88.8 УДК 159.9

Научный редактор.

Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор пси­хологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.

С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперак­тивностью. Диагностика, коррекция и практические реко­мендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)

ISBN 5-89144-283-3 ,

В книге рассматриваются причины и механизмы развития син­дрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динами­ка, приводятся диагностические методики, практические реко­мендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалис­тов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развиваю­щей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям

ББК 88.8

ISBN 5-89144-283-3© ООО «ТЦ Сфера», 2002

Трудных детей не бывает.

Это мы делаем их трудными.

Т. П. Хризман

ВВЕДЕНИЕ

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкине­тическими, страдающими минимальной мозговой дисфунк­цией.

В последнее время вследствие широкой распространен­ности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ лите­ратуры выявил широкую вариабельность данных по распро­страненности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивно­сти, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем дево­чек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

1 Дефицит внимания — — неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопут­ствуют запаздывание процессов созревания высших психи­ческих функций и, как следствие, специфические трудно­сти обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности пла­нирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответ­ственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведен­ческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка форми­руется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.

— 1 —

Источник

Здесь находятся книги и пособия для родителей, психологов, педагогов и других специалистов, которые работают и живут с детьми с СДВ(Г)

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Автор: Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С.

Проблема гиперактивности весьма актуальна и междисциплинарна. Данная монография — одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов. В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей. Обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. — «Шпаргалка для взрослых»

Соавтор: Елена Константиновна Лютова-Робертс, кандидат психологических наук, член Британского психологического общества (BPS), детский практический психолог, психолог-консультант (Лондон), автор книг по детской практической психологии и психологическому консультированию.
Книга поможет научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними.
Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей.
В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких «проблемных» детей, а также советы родителям.

Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Книга посвящена одному из наиболее распространенных поведенческих расстройств детства – синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В ней представлены как современные научные знания (этиология, патогенез, клиническая картина), так и практический опыт помощи детям с этим расстройством. Рассматриваются вопросы диагностики и терапии (организация помощи в семье, в школе, медикаментозная терапия). Книга опровергает распространенные мифы об СДВГ и предлагает целостную модель помощи детям и их семьям.
Предназначена для широкого круга специалистов – педагогов, психологов, врачей и в целом всех, кто интересуется проблематикой психического здоровья детей, воспитанием и обучением детей с особыми потребностями.

Читайте также:  Как сдают анализ антифосфолипидный синдром

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство.

Дети с различными проявлениями патологиями ЦНС имеют определенные особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.

ММД — наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую симптоматику, и проявляются в виде функциональных нарушений, нормализуемых по мере роста — созревания мозга [22]. При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга.
Таким образом, при ММЦ можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной).
4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
7. Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении).

ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА
Авторы: Монина Г.Б., Лютова Е.К.

Книга окажет существенную помощь родителям в воспитании ребенка. В ней описаны особенности развития ребенка раннего возраста, пути разрешения разнообразных поведенческих проблем ребенка, игры и советы по изготовлению методических пособий
Книга предназначена для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов и родителей.

Хэлловэлл Э. Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что; пер.
с англ. А. Анваера. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.

В этой книге известный эксперт по СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности) и практикующий психиатр Эдвард Хэлловэлл предлагает эффективный план по решению величайшей проблемы современности — потери продуктивности. Доктор Хэлловэлл дает полезные и научно обоснованные рекомендации для достижения высокой концентрации в хаосе отвлекающих факторов и постоянных перегрузок.
Книга предназначена для всех, кто хочет больше успевать на работе и сохранять высокую продуктивность несмотря ни на что. Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни

Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать; пер. с англ. В. Горохова ; [науч. ред. Н. Никольская]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с.

В этой книге авторитетные специалисты Эдвард Хэлловэлл и Джон Рэйти делятся актуальной и научно обоснованной информацией о син- дроме дефицита внимания и гиперактивности. Авторы рассматривают такие вопросы, как мифы и правда о болезни, современные способы лечения, полезные методики борьбы, воспитание ребенка с СДВГ и многие другие. Книга содержит «живые» истории людей с этим диагнозом, кото-рые вдохновляют и позволяют посмотреть на СДВГ с другого ракурса. Вос- пользуйтесь рекомендациями авторов, и вы сможете извлечь из синдрома дефицита внимания только преимущества и добиться своих целей!

Как помочь невнимательному и гиперактивному ученику: памятка для учителей

Презентации по СДВ(Г) и особенностям внимания

Источник

Выбрать главу

Олег Романчук

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Практическое руководство

Будущее нашего общества зависит от того, какое внимание мы уделяем проблеме психического здоровья наших детей сегодня…

Ахмед Окаша, президент Всемирной ассоциации психиатрии

Введение

Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким именно он родится – мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И в этом, наверное, сложнейшая задача для родителей и всех взрослых, которые отвечают за воспитание ребенка, – распознать в нем особые задатки, таланты, его внутреннюю программу развития и поддержать ребенка на его пути в Жизнь. Это задача не из легких – ведь каждый ребенок неповторим и, как кто-то метко пошутил, в отличие от бытовой техники, дети приходят в семьи без инструкции по эксплуатации. Впрочем, даже если бы и были такие инструкции, можно ли воспитать, вырастить ребенка «по книге», могут ли чьи-либо рецепты заменить интуитивное ощущение ребенка в ежедневной неповторимости жизни и отношений?

Читайте также:  Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов доу

Особенно нелегка эта задача по отношению к детям, о которых пойдет речь в этой книге, – эти дети во многом «другие» и имеют свои особые потребности. Эти дети часто создают трудности и испытания для родителей, учителей и всех, кто живет рядом с ними. Вспоминаю одну маму, педагога по образованию, которая призналась в своих трудностях в воспитании гиперактивного сына: «Я справляюсь в школе с классами, где есть по тридцать шесть детей. Но с сыном вся моя педагогика и психология не срабатывает. Он – особенный».

Этих детей называют по-разному – гиперактивными, импульсивными, расторможенными; можно привести еще целый спектр медицинских диагнозов, которые им ставили на протяжении всех этапов развития детской психиатрии. Сейчас эксперты остановились на термине «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (в русскоязычном пространстве утвердилась аббревиатура СДВГ, в англоязычном – Attention Deficit Hyperactivity Disorder – ADHD), также синонимом является гиперкинетическое расстройство. Но в конце концов в ярлыках ли суть? Не является ли более важным понимание этих детей – их общих особенностей и неповторимой индивидуальности, стремления к росту и самореализации, но одновременно и осознание той угрозы и опасностей, которые могут помешать их полноценному развитию. Мы нуждаемся в таком понимании, чтобы помочь детям на их пути… Но, наверное, прежде всего нам необходимо верить в них, верить в то, что они, как и каждый ребенок, приносят с собой в этот мир нечто уникально важное и ценное, что своей жизнью они, как и каждый человек, призваны сделать мир лучше и счастливее… А для того, чтобы исполнить свою миссию, они нуждаются в любви и мудром воспитании, поддержке и помощи со стороны взрослых.

Вероятно, все мы хотя бы частично знакомы с этими детьми благодаря известному персонажу детского мультфильма Пете Пяточкину[1]. В нем присутствуют типичные признаки этого расстройства – он гиперактивный, пребывает в беспрерывном движении и, по словам воспитательницы, «в этом мальчике, как в пушистом зайчике, спрятана необычайная прыгучая пружина». Именно из-за этой чрезмерной активности Петя создает постоянные проблемы вокруг себя: он сбивает ведро соседке, родители должны постоянно его контролировать, чтобы он куда-нибудь не сбежал, в детсаду он все переворачивает и не поддается контролю и управлению. В Пете присутствует также и импульсивность, типичная для детей с СДВГ, – увидев на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, не оглядываясь, не считаясь с опасностью и нарушая правила, перебегает улицу. А еще очевидны проблемы с вниманием – увлеченный игрой, мальчик просто не слышит воспитательницу… Мультфильм с блестящей точностью указывает на то, что может помочь Пете – мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении, понимании. Однако, к сожалению, в жизни изменения наступают не так быстро, как в мультфильме, и становятся следствием длительного, последовательного воспитания…

В мультфильме Петя Пяточкин является положительным персонажем и вызывает симпатию. И это правда: дети с СДВГ имеют много положительных черт – они, как и Петя, часто искренни, непосредственны, доброжелательны, энергичны; однако в их поведении есть и много такого, что создает проблемы для них самих и вызывает отрицательную реакцию окружающих: отвержение, осуждение, непонимание. Именно поэтому полноценное развитие таких детей, их будущая самореализация стоят под угрозой. И цель этой книги – помочь понять этих детей и опыт семей, в которых они воспитываются, – чтобы поддержать и помочь, чтобы в конце концов эти дети могли найти себя в этом мире и чтобы их жизнь состоялась в глубочайшем смысле этого слова…

вернуться

1

Петя Пяточкин – персонаж мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» (Киевнаучфильм, 1985), «образец» поведенческих особенностей детей с СДВГ. Мультфильм можно посмотреть в Интернете. – Прим. ред.

Источник

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуется триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью — и относится к поведенческим расстройствам, к категории гиперкинетических расстройств (рубрика F-90 по МКБ-Ю, рубрика 314 по DSM-IV-TR). Это расстройство является одной из наиболее частых причин обращений детей к специалистам в области психического здоровья и одним из самых распространенных нарушений психического здоровья в детском возрасте.

По данным различных исследований распространенность СДВГ в детской популяции составляет от 2 до 12%, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Объективная диагностика СДВГ до сих пор является наиболее актуальной проблемой.

Исследования показали, что в формировании СДВГ раннее повреждение центральной нервной системы в периоды беременности и родов имело значение в 84% случаев, генетические механизмы в 57%. При этом в 41% случаев формирование синдрома определялось сочетанным влиянием этих факторов. Наряду с медико-биологическими факторами важную роль в формировании СДВГ играют психосоциальные условия.

Читайте также:  Уколы от похмельного синдрома в домашних условиях быстро

Особенностью симптоматики СДВГ является то, что дети при сохранности интеллектуального потенциала отстают в развитии от сверстников за счет нарушений адаптации к окружающей среде, что не может не сказаться на качестве их жизни.

Семейная и школьная депривация у детей с СДВГ приводят к значительному внутреннему напряжению, состоянию хронического стресса или ситуации фрустрации. Таким образом, нарушается базовая безопасность ребенка, что приводит к невротическим срывам и психосоматическим симптомам, а также к формированию неадекватных моделей поведения. С другой стороны проявления тревожности, эмоционально-волевых и поведенческих нарушений у детей с СДВГ обычно не выходят на первый план в клинической картине и не носят такого же стойкого характера, как основные проявления СДВГ. В значительной степени они обусловлены сложной внутрисемейной обстановкой, трудностями взаимоотношений с родителями, родственниками, учителями и сверстниками. Однако симптомы тревожности и нарушения поведения могут приводить к усилению дезадаптации детей с СДВГ.

Социальная дезадаптация таких детей, в свою очередь, способствует увеличению риска травм, случайных отравлений и самоповреждений. Кроме того, при СДВГ повышается риск употребления психоактивных веществ, ранней алкоголизации и курения. Необходимо учитывать и то, что от проявлений СДВГ всегда страдают не только сами дети, но и их родственники, педагоги и сверстники. Поэтому актуальность клинического изучения СДВГ дополняется актуальностью работы врачей и психологов по лечению этого синдрома.

1. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетеро-агрессивное поведение у подростков. — М.: Зеркало М, 2000. — 240 с.

2. Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. — СПб.: Питер, 2004. -218 с.

3. Брязгунов И.П., Касатикова ЕВ. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 96 с.

4. Брязгунов И.П., Касатикова ЕВ. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М: Медпрактика, 2002. — 128 с.

5. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие /под ред. М. Пассольта. — М.: Академия, 2004. — 160 с.

6. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, Сфера, 2005. — 240 с.

8. Заваденко Н.Н. Клииико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998. Том 3. № 6. С. 13-17.

9. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 112 с.

10. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М: Академия, 2005. — 256 с.

11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 1998. — 336 с.

12. Изотова Е.И., Никифорова ЕВ. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие. — М.: Академия, 2004. — 288 с.

13. Кучма В.Р., Платонова А.Г., Баль Л.В. и др. Распространенность, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностыо у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1996. — № 2. — С 43.

14. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224 с.

15. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: Монография / Отв. ред. А.В.Грибанов. — Архангельск: Поморский ун-т, 2009.

16. Платонова А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностыо у школьников 6-8 лет: Дис… канд. мед. наук. М., 1996.

17. Подоплёкин Д.Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян: Автореф. дис. … канд. мед. наук. — Архангельск, 2003. — 18 с.

18. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.

19. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ: экспертный доклад . — М., 2007. — 42 с.

20. Пятницкая И.Н.. Шаталов А. И. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстримизм / под ред. BE. Пелипаса. — М.: Анахарсис. 2004. — 112 с.

21. Романов А.А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. -М.: Плэйт, 2004. — 32 с.

22. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. URL: www. effecton.ru.

23. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов [и др. — М.: Академ, проект, 2004. — 176 с.

24. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Монография / В.М.Чимаров, Е.В.Левитина, О.Р.Ноговицкая. — Тюмень: Вектор Бук, 2005. — 254 с.

Источник