Сиротюк синдром дефицита внимания читать

Сиротюк синдром дефицита внимания читать thumbnail

ББК 88.8 УДК 159.9

Научный редактор.

Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор пси­хологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.

С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперак­тивностью. Диагностика, коррекция и практические реко­мендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)

ISBN 5-89144-283-3 ,

В книге рассматриваются причины и механизмы развития син­дрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динами­ка, приводятся диагностические методики, практические реко­мендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалис­тов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развиваю­щей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям

ББК 88.8

ISBN 5-89144-283-3© ООО «ТЦ Сфера», 2002

Трудных детей не бывает.

Это мы делаем их трудными.

Т. П. Хризман

ВВЕДЕНИЕ

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкине­тическими, страдающими минимальной мозговой дисфунк­цией.

В последнее время вследствие широкой распространен­ности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ лите­ратуры выявил широкую вариабельность данных по распро­страненности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивно­сти, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем дево­чек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

1 Дефицит внимания — — неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопут­ствуют запаздывание процессов созревания высших психи­ческих функций и, как следствие, специфические трудно­сти обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности пла­нирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответ­ственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведен­ческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка форми­руется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.

— 1 —

Источник

Сиротюк синдром дефицита внимания читать

Сиротюк А.Л.

Сиротюк Алла Леонидовна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета.

1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета.

В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии.

Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю.С.).

Книги (6)

Сиротюк синдром дефицита внимания читатьКоррекция обучения и развития школьников

Адаптация леворукого ребёнка, кинезиология на уроках физкультуры, тренинг межполушарного взаимодействия.

В книге даны упражнения улучшающие мыслительную деятельность, развития визуальной и слуховой памяти. Упражнения, улучшающие адаптацию «леворукого» ребёнка в «праворуком» мире.

Сиротюк синдром дефицита внимания читатьКоррекция развития интеллекта дошкольников

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Сиротюк синдром дефицита внимания читатьНейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения

В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги.

Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения.

Источник книги — https://www.e-puzzle.ru

Сиротюк синдром дефицита внимания читатьОбучение детей с учетом психофизиологии

Практическое руководство для учителей и родителей.

Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (правополушарных и левополушарных, мальчиков и девочек, праворуких и леворуких), в основном старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В книге рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы.

Сиротюк синдром дефицита внимания читатьСиндром дефицита внимания с гиперактивностью

Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Сиротюк синдром дефицита внимания читатьУпражнения для психомоторного развития дошкольников

В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др.

Отдельный раздел — массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка. Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование.

Ценность предлагаемого пособия — в его практической направленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей.

Добавить отзыв

Читайте также:  Синдром дауна дневник мамы лучика

Источник

Олег Романчук

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Практическое руководство

Будущее нашего общества зависит от того, какое внимание мы уделяем проблеме психического здоровья наших детей сегодня…

Ахмед Окаша, президент Всемирной ассоциации психиатрии

Введение

Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким именно он родится – мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И в этом, наверное, сложнейшая задача для родителей и всех взрослых, которые отвечают за воспитание ребенка, – распознать в нем особые задатки, таланты, его внутреннюю программу развития и поддержать ребенка на его пути в Жизнь. Это задача не из легких – ведь каждый ребенок неповторим и, как кто-то метко пошутил, в отличие от бытовой техники, дети приходят в семьи без инструкции по эксплуатации. Впрочем, даже если бы и были такие инструкции, можно ли воспитать, вырастить ребенка «по книге», могут ли чьи-либо рецепты заменить интуитивное ощущение ребенка в ежедневной неповторимости жизни и отношений?

Особенно нелегка эта задача по отношению к детям, о которых пойдет речь в этой книге, – эти дети во многом «другие» и имеют свои особые потребности. Эти дети часто создают трудности и испытания для родителей, учителей и всех, кто живет рядом с ними. Вспоминаю одну маму, педагога по образованию, которая призналась в своих трудностях в воспитании гиперактивного сына: «Я справляюсь в школе с классами, где есть по тридцать шесть детей. Но с сыном вся моя педагогика и психология не срабатывает. Он – особенный».

Этих детей называют по-разному – гиперактивными, импульсивными, расторможенными; можно привести еще целый спектр медицинских диагнозов, которые им ставили на протяжении всех этапов развития детской психиатрии. Сейчас эксперты остановились на термине «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (в русскоязычном пространстве утвердилась аббревиатура СДВГ, в англоязычном – Attention Deficit Hyperactivity Disorder – ADHD), также синонимом является гиперкинетическое расстройство. Но в конце концов в ярлыках ли суть? Не является ли более важным понимание этих детей – их общих особенностей и неповторимой индивидуальности, стремления к росту и самореализации, но одновременно и осознание той угрозы и опасностей, которые могут помешать их полноценному развитию. Мы нуждаемся в таком понимании, чтобы помочь детям на их пути… Но, наверное, прежде всего нам необходимо верить в них, верить в то, что они, как и каждый ребенок, приносят с собой в этот мир нечто уникально важное и ценное, что своей жизнью они, как и каждый человек, призваны сделать мир лучше и счастливее… А для того, чтобы исполнить свою миссию, они нуждаются в любви и мудром воспитании, поддержке и помощи со стороны взрослых.

Вероятно, все мы хотя бы частично знакомы с этими детьми благодаря известному персонажу детского мультфильма Пете Пяточкину[1]. В нем присутствуют типичные признаки этого расстройства – он гиперактивный, пребывает в беспрерывном движении и, по словам воспитательницы, «в этом мальчике, как в пушистом зайчике, спрятана необычайная прыгучая пружина». Именно из-за этой чрезмерной активности Петя создает постоянные проблемы вокруг себя: он сбивает ведро соседке, родители должны постоянно его контролировать, чтобы он куда-нибудь не сбежал, в детсаду он все переворачивает и не поддается контролю и управлению. В Пете присутствует также и импульсивность, типичная для детей с СДВГ, – увидев на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, не оглядываясь, не считаясь с опасностью и нарушая правила, перебегает улицу. А еще очевидны проблемы с вниманием – увлеченный игрой, мальчик просто не слышит воспитательницу… Мультфильм с блестящей точностью указывает на то, что может помочь Пете – мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении, понимании. Однако, к сожалению, в жизни изменения наступают не так быстро, как в мультфильме, и становятся следствием длительного, последовательного воспитания…

Читайте также:  Как снять похмельный синдром системами

В мультфильме Петя Пяточкин является положительным персонажем и вызывает симпатию. И это правда: дети с СДВГ имеют много положительных черт – они, как и Петя, часто искренни, непосредственны, доброжелательны, энергичны; однако в их поведении есть и много такого, что создает проблемы для них самих и вызывает отрицательную реакцию окружающих: отвержение, осуждение, непонимание. Именно поэтому полноценное развитие таких детей, их будущая самореализация стоят под угрозой. И цель этой книги – помочь понять этих детей и опыт семей, в которых они воспитываются, – чтобы поддержать и помочь, чтобы в конце концов эти дети могли найти себя в этом мире и чтобы их жизнь состоялась в глубочайшем смысле этого слова…

Лучше всего будет начать эту книгу с нескольких историй реальных детей, которые участвовали в программе центра «Джерело» для детей с поведенческими расстройствами. Эти истории – приглашение войти в мир детей с СДВГ – мир, чем-то и похожий во всех этих историях, но вместе с тем и неповторимый…

Саша – мечтатель. Его фантазия летит со скоростью света. Мама рассказывает, что сын постоянно что-то придумывает – и сразу старается воплотить свои фантазии в жизнь: от игры в Тарзана до построения космического корабля. Но, к сожалению, много важных дел, прежде всего школьные домашние задания, Саша не заканчивает, оставляет на полпути – там, где работа малоинтересная, мальчику часто не хватает настойчивости. Впрочем, и сам Саша, а не только его фантазия летит на высочайших скоростях – с раннего детства он в постоянном движении: прыгает, бегает, не может усидеть на одном месте, все переворачивает. В школе это создает настоящие проблемы: на уроках копошится, вертится, может подняться с места без разрешения, залезть под парту. Вдобавок, на уроке часто рассеян, невнимателен, может разговаривать сам с собой вслух, петь. Это потешает детей, но отнюдь не учителей: из двух школ родителей попросили забрать Сашу за постоянные срывы уроков…

История Игоря во многом похожа: у него тоже гиперактивность и нарушения внимания, и тоже школьные проблемы – за пять лет обучения мальчик сменил пять школ. Везде за «срывы уроков», «драки» и «хулиганство». Из последней школы Игоря исключали согласно коллективной петиции родителей одноклассников. Особенная проблема Игоря – он не контролирует свои чувства: с ранних лет, как только что-то было не так, – истерики, приступы «злости»; едва в школе его кто-то «зацепит» – взрывается, словно вулкан, либо на уроке, либо на глазах у директора… «Но в душе он незлой, – говорит мама. – Он так же будет неудержимо добр, если его что-то растрогает. Он может из сочувствия и сострадания отдать все свои карманные деньги старенькой бабушке, которая протягивает руку. Я недавно плакала – он так искренне меня утешал…» У Игоря также много трудностей в отношениях с родителями: «К нему по тридцать раз нужно обращаться, чтобы послушался и сделал то, что просишь; и вообще, все делает по настроению, из-за этого мы часто конфликтуем…»

Сейчас Игорь занимается дома по индивидуальной учебной программе, пока родители ищут новую школу. У него нет друзей во дворе. Там над ним любят подшучивать и «провоцировать», зная его вспыльчивый характер. Чаще всего он сидит дома один. Любит готовить. На занятиях психотерапевтической группы для детей рассказывает, что, когда вырастет, станет либо боксером («я побью тех, кто обзывает меня психопатом»), либо поваром («открою свою пиццерию»). А когда серия групповых встреч закончилась и дети символически показывали жестом, что хотят подарить друг другу на прощание, Игорь показал жестом особенный дар – свое сердце…

Читайте также:  Синдром вертебробазилярной артериальной системы лечение и прогноз

Источник

Прямой эфир: 18 мар. 2015 г.

Гость программы «Точка зрения» — доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РНИМУ им Пирогова Наталья Юрьевна Суворинова. Она рассказала о так называемых «детях индиго», а точнее детях с распространенным, но малоизвестным в российской педагогике и обществе «синдромом дефицита внимания и гиперактивности». Таких детей от 8 до 18 процентов, в каждом среднестатистическом классе один-два ребенка, которые доставляют массу проблем своим родителям и учителям. Кого винить? Как их учить? Как воспитывать?

В гостях у Pravda.Ru побывала доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова Наталья Суворинова. Она рассказала главному редактору Pravda.Ru Инне Новиковой о детях «индиго», точнее, детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Таких детей семь-девять процентов. Как же воспитывать этих непосед?

— Наталья Юрьевна, в последнее время появилось много детей с различными психологическими особенностями. Это на самом деле «дети индиго» или все-таки это так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивности? Правда, кажется, в школах, еще не очень знают об этом синдроме. Что это за дети? Они какие-то необычные, требуют медицинского наблюдения?

— Это, действительно, необычные дети. Термин» дети индиго», конечно, не совсем медицинский. Его, по всей видимости, придумали психологи. Он — действительно очень красивый, звучит очень заманчиво. Это хорошо, потому что примиряет многих родителей с тем, что их ребенок не похож на других.

Детей индиго объединяют несколько разных патологий, пожалуй, самые распространенные — это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Это хорошие детки с нормальным интеллектом, в принципе по основным показателям они развиваются по возрасту.

Но некоторые функции, психические функции, у них все же запаздывают, прежде всего, так называемые исполнительские функции, которые отвечают за социализацию человека, за его адекватность, за соответствие его поведения тому, чего мы от него ждем, за адекватную реакцию на внешние обстоятельства.

Например, если ребенок дома начинает капризничать с мамой, с папой — это воспринимается нормально, потому что мы его любим и прощаем, успокаиваем. Но если ребенок точно так же начинает себя вести на людях, в школе с учителем, то это уже воспринимается людьми как странность, то есть вроде как он уже и неадекватный.

Если трехлетний ребеночек у нас после какого-то напряженного дела все бросает, начинает бегать и кричать — это тоже нормально, но если так же себя ведет ребенок 9-10-12 лет, то тут уже мы задумываемся, почему он себя ведет, что с ним не так. У них — очень низкая мотивация. Эти дети живут по принципу «хочу — не хочу». Ему интересно — и он прекрасно выполняет даже сложное задание. Ему неинтересно — и очень трудно его убедить, что это задание ему нужно. Такой ребенок живет в сфере ближайших интересов.

Вот сейчас ему хочется посмотреть фильм или пойти гулять, и он не думает о том, что у него не сделаны уроки, не выполнены какие-то еще задания или что-то другое надо сделать. У него вот это «хочу» превышает все остальное. Потом, когда время пройдет, он, конечно, поймет, что ошибся и был неправ, что надо было себя вести по-другому, но выводы он не сделает и в следующий раз опять поведет себя точно так же.

То есть у него всегда есть потребность немедленного непосредственного удовлетворения своих желаний, он все решает сейчас, быстро. «Хочу» идет впереди «надо» — это, пожалуй, основная проблема таких детей.

https://www.youtube.com/watch?v=wxMRl…
ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ПСИХАМИ

https://www.youtube.com/watch?v=SrWoM…
Олег Чагин: Дети должны учиться стоя, а не сидя

https://www.youtube.com/watch?v=2-Nxs…
оЛЕГ чАГИН О РЕФОРМЫ ШКОЛЫ,НАЗАД В ссср

«Вожди краснокожих» оккупировали школы?
Читайте больше на https://www.pravda.ru/society/family/…

Медики назвали 14 признаков синдрома дефицита внимания у девочек
Читайте больше на https://www.pravda.ru/news/health/20-…

Дефицит внимания или ошибки воспитания?
Читайте больше на https://www.pravda.ru/society/family/…

Современные продукты питания вызывают синдром дефицита внимания
Читайте больше на https://www.pravda.ru/news/health/07-…

Ученые: Гиперактивные дети склонны к психиатрическим заболеваниям
Читайте больше на https://www.pravda.ru/news/science/04…

Что происходит в мире? Самые актуальные новости, аналитика интервью, видео и фото! Заходите узнать больше — https://www.pravda.ru/

Наша видеотека: https://www.pravda.ru/video/

Наши каналы на YouTube:
https://www.youtube.com/user/Pravda
Англоязычный: https://www.youtube.com/user/PravdaTV

Источник