Сиротюк а л синдром дефицита в
Сиротюк Алла Леонидовна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета. 1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета. В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии. Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю.С.). Книги (6)Коррекция обучения и развития школьников Адаптация леворукого ребёнка, кинезиология на уроках физкультуры, тренинг межполушарного взаимодействия. В книге даны упражнения улучшающие мыслительную деятельность, развития визуальной и слуховой памяти. Упражнения, улучшающие адаптацию «леворукого» ребёнка в «праворуком» мире. Коррекция развития интеллекта дошкольников Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги. Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. Источник книги — https://www.e-puzzle.ru Обучение детей с учетом психофизиологии Практическое руководство для учителей и родителей. Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (правополушарных и левополушарных, мальчиков и девочек, праворуких и леворуких), в основном старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В книге рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей. Упражнения для психомоторного развития дошкольников В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др. Отдельный раздел — массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка. Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование. Ценность предлагаемого пособия — в его практической направленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей. Добавить отзыв |
Источник
5. Когнитивное упражнение «Ритм». Цель: ритмирование
правого полушария. И.п. — сидя на полу. Инструктор задает
71
ритм, отстукивая его Одной рукой,-например, «2—2—3» (в-начале освоения дается зрительное подкрепление — дети видят руки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) комбинированно (например, 2 — правой рукой, 2 — левой рукой, 3 — одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.
-
Коммуникативное упражнение «Маска». Цель: эмоцио
нальное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник
упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выра
жение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает»
соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить
это выражение, поменять на новое и «передать» следующе
му участнику упражнения. Так же делают все остальные.
Выражение лица может быть страшным, смешным, коми
ческим, угрожающим и т.д. -
Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз
витие концентрации внимания и двигательного контроля,эли-
минация импульсивности, развитие навыков удержания про
граммы. И.п. — стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе — руки врозь. Ноги врозь — руки вместе. Ноги вместе — руки вместе. Ноги врозь — руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
8. Релаксация «Загораем». Цель: расслабление мышц ног.
Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на сол
нышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите
72
ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать; какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными»: Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо,-приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем! Держим…Держим… Напрягаем… Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол). Ноги не напряжены, расслаблены».
Занятие 5
1. Растяжка «Половинка». И. п. — сидя на полу.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Ребе
нок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует вни
мание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе —
опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он пока
зывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня
груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен
плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки
одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет
(на 8, на 12).
3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу. Усложнение — упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
сидя на полу.
-
«Змейки». -
«Кулак— ребро— ладонь». -
«Лезгинка». -
«Ухо — нос».
5. Функциональное упражнение -«Крик в пустыне». Цель:
элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в
круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструкто-
73
pa начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола.
-
Функциональное упражнение «Дракон». Цель:развитие
двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверст
никами. Участники стоят друг за другом, держась за талию
впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это «голова
дракона», последний — «кончик хвоста». Дракон будет ло
вить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться
друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за опреде
ленное время, то на место головы дракона встает другой ре
бенок. -
Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз
витие концентрации внимания и двигательного контроля, эли
минация импульсивности, развитие навыков удержания про
граммы. И.п. — стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вправо — руки влево. Ноги влево — руки вправо. Ноги вправо — руки вправо. Ноги влево — руки влево.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
8. Релаксация «Штанга». Цель: расслабление мышц рук, ног,
корпуса. И.п. — стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте,
что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьми
те ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они
напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки
резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туло
вища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко
дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. :
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперед).
74
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали И еще послушней стали.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
Нам становится понятно: Расслабление приятно.
Занятие 6
-
Растяжка «Медуза». Сидя на полу, совершать плавные
движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. -
Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубоко
вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задер
жать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а
(чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о). -
Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на
полу. -
Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
сидя на полу.
-
«Колечко». -
«Кулак—ребро—ладонь». -
«Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука -
сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ла
дошка). Одновременно (реципрокно) менять поло
жение рук. Усложнение упражнения состоит в ус
корении. -
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сце
пить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Дви
гать пальцем, который укажет веду щи и. Палец дол-
75
жен двшаться точно и четко, не допуская синкине-зий Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах
-
Когнитивное упражнение «Визуализация трехмерного
объекта». И.п. — сидя на полу, глаза закрыть. Детям пред
лагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул,
глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, пред
ставить ее целиком. Затем необходимо мысленно изменить
размер, форму, цвет. -
Коммуникативное упражнение «Головомяч». Цель:раз
витие навыков сотрудничества и двигательного контроля.
Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол
голова к голове. Между головами находится мяч, который
необходимо поднять при помощи голов и подняться самим.
Некоторое время можно передвигаться по комнате, удер
живая мяч головами. -
Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз
витие концентрации внимания и двигательного контроля, эли
минация импульсивности, развитие навыков удержания про
граммы И п — стоя
76
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад.
Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.
Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.
‘Левая рука назад, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога чперед.
Цикл прыжков повтооить несколько раз.
8. Релаксация «Kopaблик». Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена,-левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу, Качнуло в другую сторону, прижмите к полулевую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.
После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.
Снова руки на колени, А теперь немного лени…
77
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко…».
Занятие 7
1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаблять левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу. Затем правое плечо, правую руку, правый бок, правую ногу.
-
Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу.» Вы
дох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать,
выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза пол
ностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и
поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо от
мечать то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, ли
нии и углы. Сначала замечайте только темное, затем толь
ко светлое. -
Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя-на полу.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
Продолжать отработку движения глаз по четырем основ
ным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомога
тельным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к
центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыхани
ем. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения
глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном по
ложении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное
положение сопровождается пассивным выдохом. Услож
нение — упражнение выполняется с легко прикушенным
языком. -
Упражнения для развития мелкой моторики рук. И .п. —
сидя на полу. Усложнение — упражнения выполняются с
легко прикушенным языком.
• «Змейки».
78
-
«Кулак—ребро—ладонь». -
«Лягушка». -
«Ухо—нос». -
«Замок».
5. Когнитивное упражнение «Визуализация человека».
И.п. — сидя на полу. Детям предлагается визуализировать
знакомого человека. Необходимо сконцентрироваться на
лице и тщательно изучить каждую деталь. Затем мысленно
приблизиться к человеку, отдалиться, посмотреть на него
справа, слева, сзади и спереди.
6. Коммуникативное упражнение с правилами «Скала». Дети
на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая раз
личные позы, опираясь друг на друга. Условная линия на
полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала
готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва
перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за ска
лу, шагая по выступу. Все участники упражнения могут по
очередно выступить в роли альпиниста.
7. Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка». Цель: развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. Участники встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь друг кдругу плечами, бедрами, ногами. Это — сеть. Водящий «золотая рыбка» стоит в кругу. Его задача — выбраться из круга, а задача сети — не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, то дети ему помогают.
8. Функциональное упражнение «Буратино». Цель:развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков у держания программы. И.п. — стоя.
Правая рука вверх + прыжок на левой ноге. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
79
9. Релаксация «Любопытная Варвара». Цель.расслабление мышц шеи
а) инструктор- «Поверните голову влево, постарайтесь
это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас
мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы
стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное поло
жение. Аналогично в другую сторону, Вдох — пауза, вы
дох— пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) инструктор: «Теперь поднимите голову вверх. Посмот
рите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряг
лась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко
стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно1
Шея не напряжена
И расслаблена».
в) инструктор: «Сейчас медленно опустите голову вниз.
Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы
прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится
Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!
80
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена»
Занятие 8
-
Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу -
Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо
ко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-
пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох.
На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му. -
Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на
полу.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
сидя на полу. Усложнение — упражнения выполняются с лег
ко прикушенным языком.
-
«Волна». -
«Лягушка». -
«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой
палец отставить в сторону, кулак развернуть паль
цами к себе. Правой рукой прямой ладонью в гори
зонтальном положении прикоснуться к мизинцу
левой. После этого одновременно сменить положе
ние правой и левой рук в течение 6—8 смен пози
ций. Добиваться высокой скорости смены положе
ний. Для усложнения выполнения упражнения добав
ляются движения глаз и языка. Сначала однонаправ
ленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка),
затем разнонаправленные (глаза — в сторону кулач
ка, язык — в сторону ладошки).
• «Замок». В последующем возможно выполнениеупраж-
нения в парах
5.Когнитивное упражнение «Ритм по кругу». Дети садятся
полукругом Инструктор отстукивает несложны и ритм Дети
внимательно слушают и по команде инструктора его повто-
81
ряют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети
получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следую
щим образом». Каждый по очереди отбивает по одному хлопку
из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится,
следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает
сначала. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший
паузу, сделавший лишний хлопок—получает штрафное очко
или выбывает из игры. Возможные пути усложненшг зада
чи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма
каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям
также могут предлагаться для воспроизведения звуки раз
ной громкости внутри ритмического рисунка, например:
тихие и громкие.
6. Функциональное упражнение «Парад». Цель:развитие
концентрации внимания и двигательного контроля, элимина
ция импульсивности, развитие навыков удержания програм
мы. И.п. — стоя. Марширование на счет «Раз-два-три-че-
тыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз»,
во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в чет
вертом — на счет «четыре».
Раз (хлопок)-два-три-четыре. Раз-два (хлопок)-три-четыре, Раз-два-три (хлопок)-четыре. Раз-два-три-четыре (хлопок).
Повторить несколько раз.
7. Функциональное упражнение «Каратист». Цель: разви
тие двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Участники образуют круг, в центре которого на полулежит
физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и
превращается в «каратиста», выполняя резкие движения
руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором
хором произносят: «Сильнее, еще сильнее…», помогая иг
року выплеснуть агрессивную энергию интенсивными дви
жениями.
82
-
перейти в каталог файлов
Источник