Сиротюк а л синдром дефицита в

Сиротюк а л синдром дефицита в thumbnail

Сиротюк а л синдром дефицита в

Сиротюк А.Л.

Сиротюк Алла Леонидовна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета.

1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета.

В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии.

Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю.С.).

Книги (6)

Сиротюк а л синдром дефицита вКоррекция обучения и развития школьников

Адаптация леворукого ребёнка, кинезиология на уроках физкультуры, тренинг межполушарного взаимодействия.

В книге даны упражнения улучшающие мыслительную деятельность, развития визуальной и слуховой памяти. Упражнения, улучшающие адаптацию «леворукого» ребёнка в «праворуком» мире.

Сиротюк а л синдром дефицита вКоррекция развития интеллекта дошкольников

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Сиротюк а л синдром дефицита вНейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения

В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги.

Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения.

Источник книги — https://www.e-puzzle.ru

Сиротюк а л синдром дефицита вОбучение детей с учетом психофизиологии

Практическое руководство для учителей и родителей.

Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (правополушарных и левополушарных, мальчиков и девочек, праворуких и леворуких), в основном старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В книге рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы.

Сиротюк а л синдром дефицита вСиндром дефицита внимания с гиперактивностью

Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Сиротюк а л синдром дефицита вУпражнения для психомоторного развития дошкольников

В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др.

Отдельный раздел — массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка. Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование.

Ценность предлагаемого пособия — в его практической направленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей.

Добавить отзыв

Источник


5. Когнитивное упражнение «Ритм». Цель: ритмирование
правого полушария. И.п. — сидя на полу. Инструктор задает

71

ритм, отстукивая его Одной рукой,-например, «2—2—3» (в-начале освоения дается зрительное подкрепление — дети видят руки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) ком­бинированно (например, 2 — правой рукой, 2 — левой ру­кой, 3 — одновременно двумя руками). После освоения пер­вой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.


  1. Коммуникативное упражнение «Маска». Цель: эмоцио­
    нальное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник
    упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выра­
    жение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает»
    соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить
    это выражение, поменять на новое и «передать» следующе­
    му участнику упражнения. Так же делают все остальные.
    Выражение лица может быть страшным, смешным, коми­
    ческим, угрожающим и т.д.

  2. Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз­
    витие концентрации внимания и двигательного контроля,эли-
    минация импульсивности, развитие навыков удержания про­
    граммы. И.п. — стоя.
Читайте также:  Холера синдром интоксикации при холере

Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.

Ноги вместе — руки врозь. Ноги врозь — руки вместе. Ноги вместе — руки вместе. Ноги врозь — руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Загораем». Цель: расслабление мышц ног.
Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на сол­
нышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите

72
ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать; какими твердыми стали его мыш­цы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными»: Опу­стите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо,-приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем! Держим…Держим… Напрягаем… Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол). Ноги не напряжены, расслаблены».

Занятие 5

1. Растяжка «Половинка». И. п. — сидя на полу.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Ребе­
нок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует вни­
мание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе —
опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он пока­
зывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня
груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен
плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки
одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет
(на 8, на 12).

3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. сидя на полу. Усложнение — упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п.
сидя на полу.


  • «Змейки».

  • «Кулак— ребро— ладонь».

  • «Лезгинка».

  • «Ухо — нос».

5. Функциональное упражнение -«Крик в пустыне». Цель:
элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в
круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструкто-

73

pa начинают громко кричать. При этом необходимо накло­няться вперед, доставая руками и лбом пола.


  1. Функциональное упражнение «Дракон». Цель:развитие
    двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверст­
    никами. Участники стоят друг за другом, держась за талию
    впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это «голова
    дракона», последний — «кончик хвоста». Дракон будет ло­
    вить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться
    друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за опреде­
    ленное время, то на место головы дракона встает другой ре­
    бенок.

  2. Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз­
    витие концентрации внимания и двигательного контроля, эли­
    минация импульсивности, развитие навыков удержания про­
    граммы. И.п. — стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.

Ноги вправо — руки влево. Ноги влево — руки вправо. Ноги вправо — руки вправо. Ноги влево — руки влево.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

8. Релаксация «Штанга». Цель: расслабление мышц рук, ног,
корпуса. И.п. — стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте,
что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьми­
те ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они
напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки
резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туло­
вища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко
дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. :

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом

(наклониться вперед).

74

Штангу с пола поднимаем

(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим…

И бросаем!

Наши мышцы не устали И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно: Расслабление приятно.

Занятие 6


  1. Растяжка «Медуза». Сидя на полу, совершать плавные
    движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

  2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубоко
    вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задер­
    жать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а
    (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).

  3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на
    полу.

  4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п.
    сидя на полу.

  • «Колечко».

  • «Кулак—ребро—ладонь».

  • «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука

  • сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ла­
    дошка). Одновременно (реципрокно) менять поло­
    жение рук. Усложнение упражнения состоит в ус­
    корении.

  • «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сце­
    пить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Дви­
    гать пальцем, который укажет веду щи и. Палец дол-

75

жен двшаться точно и четко, не допуская синкине-зий Прикасаться к пальцу нельзя. Последователь­но в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук В дальнейшем дети могут выполнять уп­ражнение в парах

Читайте также:  Нефротический синдром у детей задачи

Сиротюк а л синдром дефицита в


  1. Когнитивное упражнение «Визуализация трехмерного
    объекта». И.п. — сидя на полу, глаза закрыть. Детям пред­
    лагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул,
    глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, пред­
    ставить ее целиком. Затем необходимо мысленно изменить
    размер, форму, цвет.

  2. Коммуникативное упражнение «Головомяч». Цель:раз­
    витие навыков сотрудничества и двигательного контроля.
    Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол
    голова к голове. Между головами находится мяч, который
    необходимо поднять при помощи голов и подняться самим.
    Некоторое время можно передвигаться по комнате, удер­
    живая мяч головами.

  3. Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз­
    витие концентрации внимания и двигательного контроля, эли­
    минация импульсивности, развитие навыков удержания про­
    граммы И п — стоя

76

Прыжки на месте с одновременными движениями рука­ми и ногами.

Левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

‘Левая рука назад, правая рука назад + правая нога впе­ред, левая нога чперед.

Цикл прыжков повтооить несколько раз.

8. Релаксация «Kopaблик». Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напря­жена,-левая расслаблена, немного согнута в колене, нос­ком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу, Качну­ло в другую сторону, прижмите к полулевую ногу. Выпря­митесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслаблен­ные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени, А теперь немного лени…

77

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело…

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко…».

Занятие 7

1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу.

Ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаб­лять левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу. За­тем правое плечо, правую руку, правый бок, правую ногу.


  1. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу.» Вы­
    дох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать,
    выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза пол­
    ностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и
    поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо от­
    мечать то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, ли­
    нии и углы. Сначала замечайте только темное, затем толь­
    ко светлое.

  2. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя-на полу.
    Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
    Продолжать отработку движения глаз по четырем основ­
    ным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомога­
    тельным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к
    центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыхани­
    ем. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения
    глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном по­
    ложении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное
    положение сопровождается пассивным выдохом. Услож­
    нение — упражнение выполняется с легко прикушенным
    языком.

  3. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И .п. —
    сидя на полу. Усложнение — упражнения выполняются с
    легко прикушенным языком.

«Змейки».

78


  • «Кулак—ребро—ладонь».

  • «Лягушка».

  • «Ухо—нос».

  • «Замок».

5. Когнитивное упражнение «Визуализация человека».
И.п. — сидя на полу. Детям предлагается визуализировать
знакомого человека. Необходимо сконцентрироваться на
лице и тщательно изучить каждую деталь. Затем мысленно
приблизиться к человеку, отдалиться, посмотреть на него
справа, слева, сзади и спереди.

6. Коммуникативное упражнение с правилами «Скала». Дети
на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая раз­
личные позы, опираясь друг на друга. Условная линия на
полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала
готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва
перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за ска­
лу, шагая по выступу. Все участники упражнения могут по­
очередно выступить в роли альпиниста.

7. Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка». Цель: развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. Участники встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь друг кдругу плечами, бедрами, ногами. Это — сеть. Водящий «зо­лотая рыбка» стоит в кругу. Его задача — выбраться из круга, а задача сети — не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, то дети ему помогают.

Читайте также:  Синдром бадда киари патологическая анатомия

8. Функциональное упражнение «Буратино». Цель:разви­тие концентрации внимания и двигательного контроля, эли­минация импульсивности, развитие навыков у держания прог­раммы. И.п. — стоя.

Правая рука вверх + прыжок на левой ноге. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

79

9. Релаксация «Любопытная Варвара». Цель.расслабление мышц шеи

а) инструктор- «Поверните голову влево, постарайтесь
это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас
мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы
стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное поло­
жение. Аналогично в другую сторону, Вдох — пауза, вы­
дох— пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) инструктор: «Теперь поднимите голову вверх. Посмот­
рите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряг­
лась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко
стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно1

Шея не напряжена

И расслаблена».

в) инструктор: «Сейчас медленно опустите голову вниз.
Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы­
прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится
Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!

80

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена»

Занятие 8


  1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу

  2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо­
    ко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-
    пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох.
    На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

  3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на

полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п.
сидя на полу. Усложнение — упражнения выполняются с лег­
ко прикушенным языком.


  • «Волна».

  • «Лягушка».

  • «Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой
    палец отставить в сторону, кулак развернуть паль­
    цами к себе. Правой рукой прямой ладонью в гори­
    зонтальном положении прикоснуться к мизинцу
    левой. После этого одновременно сменить положе­
    ние правой и левой рук в течение 6—8 смен пози­
    ций. Добиваться высокой скорости смены положе­
    ний. Для усложнения выполнения упражнения добав­
    ляются движения глаз и языка. Сначала однонаправ­
    ленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка),
    затем разнонаправленные (глаза — в сторону кулач­
    ка, язык
    в сторону ладошки).

«Замок». В последующем возможно выполнениеупраж-
нения в парах

5.Когнитивное упражнение «Ритм по кругу». Дети садятся
полукругом Инструктор отстукивает несложны и ритм Дети
внимательно слушают и по команде инструктора его повто-

81

ряют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети
получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следую­
щим образом». Каждый по очереди отбивает по одному хлопку
из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится,
следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает
сначала. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший
паузу, сделавший лишний хлопок—получает штрафное очко
или выбывает из игры. Возможные пути усложненшг зада­
чи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма
каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям
также могут предлагаться для воспроизведения звуки раз­
ной громкости внутри ритмического рисунка, например:
тихие и громкие.

6. Функциональное упражнение «Парад». Цель:развитие
концентрации внимания и двигательного контроля, элимина­
ция импульсивности, развитие навыков удержания програм­
мы. И.п. — стоя. Марширование на счет «Раз-два-три-че-
тыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз»,
во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в чет­
вертом — на счет «четыре».

Раз (хлопок)-два-три-четыре. Раз-два (хлопок)-три-четыре, Раз-два-три (хлопок)-четыре. Раз-два-три-четыре (хлопок).

Повторить несколько раз.

7. Функциональное упражнение «Каратист». Цель: разви­
тие двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Участники образуют круг, в центре которого на полулежит
физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и
превращается в «каратиста», выполняя резкие движения
руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором
хором произносят: «Сильнее, еще сильнее…», помогая иг­
року выплеснуть агрессивную энергию интенсивными дви­
жениями.

82


  1. Сиротюк а л синдром дефицита вперейти в каталог файлов

Источник