Сипр для ребенка с синдромом дауна 1 класс

В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ребенка с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями).

Целью реализации данной программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Алгоритм составления СИПР для обучающегося  с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

Шаг 1. Создаётся группа, в состав которой входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:

  • учитель класса
  • учитель-дефектолог
  • учитель-логопед
  • педагог-психолог
  • другие специалисты (по возможности ОУ)
  • родители (законные представители) – по согласованию

Издаётся приказ по образовательному учреждению, закрепляющий состав группы по разработке СИПР.

Шаг 2. Оценка развития обучающегося на момент составления программы (на момент поступления заявления от родителей, законных представителей)

Составляется группой на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в школе

  • Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка, оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.).
  • Данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка.
  • Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных), фиксация:

— особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания,

памяти, мышления;

— поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;

— речевых и коммуникативных возможностей;

— игровой деятельности;

— базовых учебных действий;

— предметно-практических действий;

— навыков самообслуживания (степень самостоятельности при  самообслуживании),

— навыков бытовой и трудовой деятельности, академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.);

  • Оценка потребности в уходе и присмотре;
  • Выводы по итогам оценки.

Шаг 3. С учетом выводов по результатам оценки и обозначенных приоритетов происходит отбор содержания обучения и воспитания и составление индивидуального учебного плана

  • Выбор актуальных для обучающегося учебных предметов и коррекционных курсов.
  • Выбор планируемых (возможных) результатов и перенос их в СИПР по актуальным для ребенка предметам, коррекционным курсам и базовым учебным действиям.
  • Индивидуализация (обозначение субъективных шагов) выбранных планируемых результатов с учетом особенностей развития ребенка в СИПР.
  • Определение нагрузки (часов) на обучающегося в ИУП (с согласования родителей, законных представителей).

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

  • существенным изменением содержания образования;
  • обязательной индивидуализацией обучения;
  • дозированным расширением образовательного пространства.

Структура СИПР (в нашем случае были затруднения, придерживаться структуры СИПР, т.к. не было заявления родителя с начала учебного года и психолого-педагогическую характеристику мы составляли в короткие сроки).

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

2.1 Психолого-педагогическая характеристика на начало   учебного года

2.2 Психолого-педагогическая характеристика   на конец учебного года

3. Индивидуальный учебный план

4.Содержание образования:

4.1 Базовые учебные действия

4.2 Содержание учебных предметов

4.3 Нравственное развитие

4.4 Формирование здорового и безопасного образа жизни

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР (учитель начальных классов, прошедший спец.переподготовку, педагог-психолог)

7. Программа сотрудничества с семьёй

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов, (которые и на сегодняшний день не укомплектован).

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Программа имеет приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребенком в домашних условиях, разработанная группой наших специалистов. Программа динамична и дополняется специалистами в течение всего учебного года.

Разработан перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактические материалы:

  1. Подбор оборудования, необходимого для создания условий эффективного обучения детей (перечень оборудования из методических рекомендаций по введению ФГОС ОВЗ);
  2. Подбор игрового, предметного, изобразительного и иного дидактического материала для обучения по учебным предметам и коррекционным курсам, включенным в СИПР осуществляется из реальной ситуации в семье и ОО.

Вызывал затруднения подбор дидактического материала. Учитель работающий с ребенком изготавливал из подручных средств (наборы аромобаночек, специальный стержень с нанизанными на него бусинами,  звучащие предметы для встряхивания и др.)

В идеале, для работы учителя нужны коммуникаторы, электронная кнопка для привлечения внимания. Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, вибромассажер., предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д. Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки и др.).

На занятиях, педагог совместно с  ребенком применяет ноутбук, планшет для рисования с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.

Шаг 4. Оценка достижений обучающихся:

Группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение.

  1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям.

На сегодняшний день специалистами группы использована только эта форма аттестации, а промежуточная и итоговая пройдут в мае месяце.

Читайте также:  Воротниковая зона с синдромом дауна

Оценка достижений обучающегося была проведена специалистами по следующим критериям

Уровни самостоятельности при выполнении

Не выполняет задание

Выполняет задание со значительной помощью

зп

Выполняет задание с частичной помощью

чп

Выполняет задание по подражанию

п

Выполняет задание по образцу

о

Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

Выполняет задание самостоятельно без ошибок

+

заданий

Таким образом, составление и реализация СИПР изначально вызывало затруднения у всех специалистов, работающих с этим обучающимся. Но на сегодняшний момент весь алгоритм реализации СИПР нами проработан, пропущен через собственный опыт, которым я и хотела поделиться с вами. Благодарю за внимание , готова ответить на ваши вопросы.

Источник

государственное образовательное учреждение

Ярославской области

«Пошехонская школа – интернат»

   Рассмотрена                                    Согласована                                                            Утверждена

   на  МО учителей                             Зам. директора по УР                                 приказом по школе

   №  от     августа 2018г                     ______________                       №      от ___      сентября 2018г

  Руководитель МО                                      Э.В. Чистова                    Директор школы — интерната                                                                                                                                                                         __________                                                                                                                     _____________

  С.Н. Яблокова                                                                                                                   С.А. Лужина

Специальная индивидуальная программа развития обучающейся Воронцовой Дарьи

(с  тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант) 

1 класс

 по курсу «Речь и альтернативная коммуникация»

на 2018-2019 уч. год

составлена учителем – Куделиной  Ольгой Ивановной

г. Пошехонье

2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса (вариант II) составлена на основе:  

— Адаптированной Основной  Образовательной  программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант II, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;

— Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала;

— учебного плана для обучающихся ГОУ ЯО «Пошехонская школа-интернат».

Рабочая программа рассчитана на 58 часов (2 часа  в  неделю).

Характеристика обучающейся.

У обучающейся Дарьи В. диагностируется эписиндром, детский церебральный паралич, системное недоразвитие речи тяжелой степени.  У девочки наблюдаются тяжелые  множественные нарушения развития (ТМНР II вариант). Даша В. Имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено. Девочка не понимает обращенную речь. Взгляд на предмет фиксирует на некоторое время. Внимание не устойчивое. В результате утомления возникает двигательное беспокойство. Девочка начинает крутиться из стороны в сторону. Речь отсутствует. С игрушками манипулирует, грызет, разбрасывания. Навыки самообслуживания не развиты. Даша В. обучается на дому.

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами . У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

В процессе изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

Ребенок учится реагировать на своё имя. Понимать простые по звуковому составу слова(мама, папа), употреблять отдельные звуки и звукоподражания, звуковые комплексы.  Также девочка учится различать речевые и неречевые звуки ближайшего окружения. В ходе занятий педагог большое внимание уделяет восприятию слов «дай», «на», понимаю ребенком простейших инструкций узнавания игрушек по звуку. Также большое внимание уделяется усвоению ребенком жестового приветствия и прощания, выражению мимикой согласия  (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

Читайте также:  Призрак в доспехах синдром одиночки 18

Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся       2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.

Цель обучения — формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет  обучающейся  адаптироваться в социуме.

Задача — Сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Планируемые результаты освоения программы

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

-Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов      

Овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными

-Понимание обращенной речи .  

-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

жестами, взглядом .  

-Уметь различать интонацию.

  указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

— Общение с помощью электронных средств коммуникации

Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, рече- подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

(2 ч в неделю)

Содержание материала

дата

1

Игра «Дай ручку»

2

Привлечение внимания к звучащему предмету

3

Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»

4

Общая стимуляция зрения. Игра «Последи за погремушкой

5

Перемещение яркого крупного предмета в поле зрения ребёнка

6

Игра «Где мишка?». Эмоциональный контакт

7

Стимуляция зрения цветными листами бумаги. Эмоциональный контакт

8

Стимуляция зрения периодически вращающимися листами цветной бумаги. Эмоциональный контакт

9

Эмоциональная реакция на голоса ближайшего окружения

10

Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

11

Игра «Узнай, как звенит погремушка?»

12

Игра «Угадай, как звучит бубен?»

13

Игра «Угадай, как звучит барабан?»

      14

Повторение ранее изученного.

15

Стимуляция осязания температурными раздражителями. Положительные эмоциональные реакции

16

Игра «Что бывает холодным?»

17

Игра «Что бывает горячим?»

18

Определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания

19

Игра «Узнай и покажи»

20

Игра «Кто это?»

21

Восприятие слова «На»

 22

Восприятие слов «на». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку

 23

Восприятие слов «дай».

 24

Выполнение  инструкции педагога

 25

Развитие внимания к инструкции

 26

Формирование продолжительности внимания

 27

Нахождение игрушки в пространстве

 28

Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание)

 29

Уточнение слуховых образов звучащих игрушек

 30

Формирование манипуляторных действий с игрушкой совместно со взрослым. Восприятие интонации

 31

Игровые действия с водой, эмоционально-смысловые комментарии

 32

Узнавание игрушек по звуку (названиям)

 33

Узнавание наощупь различной фактуры предметов  (меховая, шелковистая )

 34

Выбор из двух знакомых игрушек одной. Развитие тактильного восприятия

  35

Формирование навыков адекватного реагирования на заданную инструкцию

 36

Выполнение воображаемых действий совместно со взрослым, развитие подражания речевым и неречевым звукам

  37

Развитие понимания жестов и выразительных движений без инструкции

 38

Развитие мимики и жестов. Жестовое приветствие

 39

Развитие мимики и жестов. Жестовое прощание

 40

Различение немузыкальных шумов, игра «Найди пару»

 41

Произвольное звукоподражание. Игра «Что пропало?»

 42

Различение холодного и теплого воздуха, Игра «Зайка»

 43

Выражение мимикой согласия, удовольствия приветствие

 44

Повторение темы: развитие понимания жестов

 45

Узнавание наощупь различной фактуры предметов  (    шероховатая поверхность)

 46

Выражение мимикой несогласия, неудовольствия, прощание

 47

Выражение мимикой несогласия неудовольствия, прощание.

 48

Соотношение звукоподражания с предметной картинкой, различение «му», «мяу»

 49

Упражнение «Пальчики разбежались»: развитие мелкой моторики пальцев рук

 50

Звукоподражания «ау»  соотносить с картинкой

       51

Звукоподражания «уа»  соотносить с картинкой

 52

Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы)

 53

Повторение звуков издаваемых погремушкой, бубном, барабаном

 54

Соотнесение реального объекта со звуком, его изображением, названием (фыркает ёж, качаем куклу)

 55

Повторение слов народных колыбельных песен «Баю-баю, куколку качаю..»

 56

Напевание строчек из детских песен «Та-та-та, мы везем с собой кота»

58

Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины»

 57

Упражнение «Птички пьют из бочонка» — развитие мелкой моторики рук

58

Повторение ранее изученного

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа – интернат.

Согласовано                                                     Утверждаю

Зам. директора по УВР                                  Директор МБОУ СОШИ

«____»_______________2016 г                        «____»____________2016 г

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

**********************

На 2016 – 2017 учебный год

Ответственная за реализацию

программы:   Панкратова Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сведения о ребенке………………………………………………3
  2. Психолого-педагогическая характеристика……………………4
  3. Пояснительная записка…………………………………………..5
  4. Индивидуальный учебный план ………………………………..6
  5. Перечень необходимых технических средств

и дидактических материалов………………………………………..9

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения…….……10

Приложение

Индивидуальный учебно-тематический план

1. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О. ******************

Дата рождения 10.12.2007

Адрес: Пермский край, г. Кизел, ул. Аносова 5

Дата поступления в РДДИ 18.01.2012 из ГКУЗ  ПК «Краевой специализированный дом ребенка №5 для детей, страдающих органическим поражением ЦНС с нарушением психики» г. Перми

Диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна.

2. ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

До 2016 проходила обучение по программе «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью».

Речь не развита, контакту доступна. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Произносит отдельные гласные звуки, вокализации, использует невербальные средства общения. Понимает и выполняет простейшие инструкции взрослого. На свое имя отзывается. Запас знаний и представлений об окружающем мире снижен, не соответствует возрастному диапазону.

Читайте также:  Оказание неотложной помощи при алкогольном абстинентном синдроме

Интерес к деятельности проявляет избирательно, характер предметно-манипулятивной деятельности не всегда адекватен. Игрушками играет, может собрать матрешку, пирамидку, постройку из кубиков. Деятельность неустойчивая.

Графические навыки не сформированы. Трехточечный захват не сформирован. Мелкая моторика развита на низком уровне. Цель деятельности не удерживает, не доводит начатое до конца. Принимает со стороны взрослых любую практическую помощь.

Внимание непроизвольное,  неустойчивое. Темп и объем восприятия не соответствует возрастному диапазону. Пространственные  и временные представления не сформированы. Восприятие сенсорных эталонов сформированы частично: находит основные цвета по сличению, различает форму и величину предметов. Мышление наглядно-действенное, частично сформировано наглядно-образное. На занятиях неусидчива. Абстрактно-логическое мышление не развито: элементарные обобщения не удаются, смысл инструкции в задании на исключение предметов не понимает. Память, интеллект снижены.

На занятиях по развитию движений очень активна: умеет кувыркаться вперед, ходить по скамейке, играть с мячом, держать равновесие на фитбольном мяче, выполняет простые танцевальные движения, играет в подвижные игры, повторяет пальчиковые игры.

Навыки самообслуживания развиты: пользуется ложкой, туалетными принадлежностями, моет руки, умывается, одевается. Требуется контроль в отношении того, что ребенок склонен жевать пластилин, бумагу, откусывать карандаши.

Общение избирательно, всегда включается в совместную игру с детьми и взрослыми. Проявляет лидерские качества, радуется поощрению и похвале.

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе создания данной Специальной индивидуальной программы развития  (далее СИПР) — адаптированная программа, разработанная из программы для обучения тяжело умственно отсталых детей «Особый ребенок». Программа «Особый ребенок» разработана департаментом образования Пермской области и Пермским региональным институтом повышения квалифи­кации работников образования в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья.

СИПР предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником, имеющим тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) и тяжелую умственную отсталость (ТУО).

Целью программы является включение ребенка с ТУО  ТМНР в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения с  учетом его психофизических и возрастных особенностей и направленного на преодоление  дефектов развития, а также планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных  пределах.

У ********* не развита речь,  имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, слабо развитая мелкая моторика затрудняет формирование графических  навыков и тормозят предметно-практическую деятельность. Учитывая это, следует организовать работу по следующим направлениям:

— развитие речи;

— развитие  сенсорных и моторных функций

— развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

Индивидуальная работа проводится 5 раз в неделю, продолжительность занятий 45 мин

4. Индивидуальный учебный план

Направления

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Речь и альтернативная коммуникация

3

102

Математические представления

2

68

Окружающий природный мир

2

68

Человек

3

102

Окружающий социальный  мир

1

34

Изобразительная деятельность

3

102

Адаптивная физкультура

2

68

Коррекционно — развивающие занятия

2

68

Прогнозируемый результат:

Развитие речи: расширение пассивного словаря, повторение  звуков.

Развитие  сенсорных и моторных функций: Формирование трехточечного захвата, обводка рисунка по точкам, штриховка, проведение прямых линий в заданном направлении. Обводка по  шаблону и использование трафарета. Улучшение качества продуктивной деятельности.

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: эмоционально-положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.Понимание и выполнение одноступенчатых словесных инструкций.

5.  Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Дидактические игры на определение цвета, размера, формы, мячик и кольца Су-джок, трафареты и шаблоны.
  • Пластилин, цветные карандаши, фломастеры, крупы, природный материал, ножницы, раскраски и карточки с заданиями.
  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.
  1. 7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

1

с частичной  (менее значительной) помощью взрослого

2

— с минимальной помощью, по последовательной инструкции (изображения или вербально)

3

— по подражанию или по образцу

4

полностью самостоятельно

5

Мониторинг уровня сформированности действий

Действия

На начало учебного года

Конец первого полугодия

На конец учебного года

1

Повторение  звуков (а, о у м и е)

2

Повторение слоговых конструкций (му,  ма, ам)

3

Показ называемых животных, предметов на картинках

5

Эмоциональное реагирование на прослушивание знакомых стихов, сказок, песенок

6

Понимание и точное выполнение простых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..)

7

Понимание и точное выполнение двухступенчатых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..)

8

Умение приветствовать

9

Умение благодарить

10

Трехточечный захват

11

Проведение прямых вертикальных линий

12

Проведение прямых горизонтальных линий

13

Проведение прямых наклонных линий

14

Обводка рисунка по точкам

15

Штриховка

16

Обведение шаблона

17

Обведение трафарета

18

Приемы лепки: раскатывание обратно — поступательными движениями

19

Приемы лепки: расплющивание

20

Приемы лепки: отщипывание мелких кусочков

21

Узнавание на ощупь называемых предметов

25

Вырезание ножницами по прямым размеченным линиям

26

Сортировка (выбор) предметов по цвету

27

Сортировка (выбор) предметов по величине

28

Сортировка (выбор) предметов по форме

29

Взаимодействие со сверстниками

30

Взаимодействие со взрослыми

Итого:

Средний балл

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала СИПР_________________   Подпись специалиста___________________

Источник