Сипр для детей с синдромом дауна в
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа – интернат.
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШИ
«____»_______________2016 г «____»____________2016 г
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
**********************
На 2016 – 2017 учебный год
Ответственная за реализацию
программы: Панкратова Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
- Сведения о ребенке………………………………………………3
- Психолого-педагогическая характеристика……………………4
- Пояснительная записка…………………………………………..5
- Индивидуальный учебный план ………………………………..6
- Перечень необходимых технических средств
и дидактических материалов………………………………………..9
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения…….……10
Приложение
Индивидуальный учебно-тематический план
1. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О. ******************
Дата рождения 10.12.2007
Адрес: Пермский край, г. Кизел, ул. Аносова 5
Дата поступления в РДДИ 18.01.2012 из ГКУЗ ПК «Краевой специализированный дом ребенка №5 для детей, страдающих органическим поражением ЦНС с нарушением психики» г. Перми
Диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна.
2. ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
До 2016 проходила обучение по программе «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью».
Речь не развита, контакту доступна. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Произносит отдельные гласные звуки, вокализации, использует невербальные средства общения. Понимает и выполняет простейшие инструкции взрослого. На свое имя отзывается. Запас знаний и представлений об окружающем мире снижен, не соответствует возрастному диапазону.
Интерес к деятельности проявляет избирательно, характер предметно-манипулятивной деятельности не всегда адекватен. Игрушками играет, может собрать матрешку, пирамидку, постройку из кубиков. Деятельность неустойчивая.
Графические навыки не сформированы. Трехточечный захват не сформирован. Мелкая моторика развита на низком уровне. Цель деятельности не удерживает, не доводит начатое до конца. Принимает со стороны взрослых любую практическую помощь.
Внимание непроизвольное, неустойчивое. Темп и объем восприятия не соответствует возрастному диапазону. Пространственные и временные представления не сформированы. Восприятие сенсорных эталонов сформированы частично: находит основные цвета по сличению, различает форму и величину предметов. Мышление наглядно-действенное, частично сформировано наглядно-образное. На занятиях неусидчива. Абстрактно-логическое мышление не развито: элементарные обобщения не удаются, смысл инструкции в задании на исключение предметов не понимает. Память, интеллект снижены.
На занятиях по развитию движений очень активна: умеет кувыркаться вперед, ходить по скамейке, играть с мячом, держать равновесие на фитбольном мяче, выполняет простые танцевальные движения, играет в подвижные игры, повторяет пальчиковые игры.
Навыки самообслуживания развиты: пользуется ложкой, туалетными принадлежностями, моет руки, умывается, одевается. Требуется контроль в отношении того, что ребенок склонен жевать пластилин, бумагу, откусывать карандаши.
Общение избирательно, всегда включается в совместную игру с детьми и взрослыми. Проявляет лидерские качества, радуется поощрению и похвале.
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе создания данной Специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР) — адаптированная программа, разработанная из программы для обучения тяжело умственно отсталых детей «Особый ребенок». Программа «Особый ребенок» разработана департаментом образования Пермской области и Пермским региональным институтом повышения квалификации работников образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
СИПР предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником, имеющим тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) и тяжелую умственную отсталость (ТУО).
Целью программы является включение ребенка с ТУО ТМНР в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения с учетом его психофизических и возрастных особенностей и направленного на преодоление дефектов развития, а также планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
У ********* не развита речь, имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, слабо развитая мелкая моторика затрудняет формирование графических навыков и тормозят предметно-практическую деятельность. Учитывая это, следует организовать работу по следующим направлениям:
— развитие речи;
— развитие сенсорных и моторных функций
— развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков
Индивидуальная работа проводится 5 раз в неделю, продолжительность занятий 45 мин
4. Индивидуальный учебный план
Направления | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год |
Речь и альтернативная коммуникация | 3 | 102 |
Математические представления | 2 | 68 |
Окружающий природный мир | 2 | 68 |
Человек | 3 | 102 |
Окружающий социальный мир | 1 | 34 |
Изобразительная деятельность | 3 | 102 |
Адаптивная физкультура | 2 | 68 |
Коррекционно — развивающие занятия | 2 | 68 |
Прогнозируемый результат:
Развитие речи: расширение пассивного словаря, повторение звуков.
Развитие сенсорных и моторных функций: Формирование трехточечного захвата, обводка рисунка по точкам, штриховка, проведение прямых линий в заданном направлении. Обводка по шаблону и использование трафарета. Улучшение качества продуктивной деятельности.
Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: эмоционально-положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.Понимание и выполнение одноступенчатых словесных инструкций.
5. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
- Дидактические игры на определение цвета, размера, формы, мячик и кольца Су-джок, трафареты и шаблоны.
- Пластилин, цветные карандаши, фломастеры, крупы, природный материал, ножницы, раскраски и карточки с заданиями.
- Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.
- 7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. — действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
— со значительной помощью взрослого | 1 |
— с частичной (менее значительной) помощью взрослого | 2 |
— с минимальной помощью, по последовательной инструкции (изображения или вербально) | 3 |
— по подражанию или по образцу | 4 |
— полностью самостоятельно | 5 |
Мониторинг уровня сформированности действий
№ | Действия | На начало учебного года | Конец первого полугодия | На конец учебного года |
1 | Повторение звуков (а, о у м и е) | |||
2 | Повторение слоговых конструкций (му, ма, ам) | |||
3 | Показ называемых животных, предметов на картинках | |||
5 | Эмоциональное реагирование на прослушивание знакомых стихов, сказок, песенок | |||
6 | Понимание и точное выполнение простых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..) | |||
7 | Понимание и точное выполнение двухступенчатых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..) | |||
8 | Умение приветствовать | |||
9 | Умение благодарить | |||
10 | Трехточечный захват | |||
11 | Проведение прямых вертикальных линий | |||
12 | Проведение прямых горизонтальных линий | |||
13 | Проведение прямых наклонных линий | |||
14 | Обводка рисунка по точкам | |||
15 | Штриховка | |||
16 | Обведение шаблона | |||
17 | Обведение трафарета | |||
18 | Приемы лепки: раскатывание обратно — поступательными движениями | |||
19 | Приемы лепки: расплющивание | |||
20 | Приемы лепки: отщипывание мелких кусочков | |||
21 | Узнавание на ощупь называемых предметов | |||
25 | Вырезание ножницами по прямым размеченным линиям | |||
26 | Сортировка (выбор) предметов по цвету | |||
27 | Сортировка (выбор) предметов по величине | |||
28 | Сортировка (выбор) предметов по форме | |||
29 | Взаимодействие со сверстниками | |||
30 | Взаимодействие со взрослыми | |||
Итого: | ||||
Средний балл |
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала СИПР_________________ Подпись специалиста___________________
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа – интернат.
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШИ
«____»_______________2016 г «____»____________2016 г
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
**********************
На 2016 – 2017 учебный год
Ответственная за реализацию
программы: Панкратова Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
- Сведения о ребенке………………………………………………3
- Психолого-педагогическая характеристика……………………4
- Пояснительная записка…………………………………………..5
- Индивидуальный учебный план ………………………………..6
- Перечень необходимых технических средств
и дидактических материалов………………………………………..9
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения…….……10
Приложение
Индивидуальный учебно-тематический план
1. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О. ******************
Дата рождения 10.12.2007
Адрес: Пермский край, г. Кизел, ул. Аносова 5
Дата поступления в РДДИ 18.01.2012 из ГКУЗ ПК «Краевой специализированный дом ребенка №5 для детей, страдающих органическим поражением ЦНС с нарушением психики» г. Перми
Диагноз: умеренная умственная отсталость, синдром Дауна.
2. ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
До 2016 проходила обучение по программе «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью».
Речь не развита, контакту доступна. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Произносит отдельные гласные звуки, вокализации, использует невербальные средства общения. Понимает и выполняет простейшие инструкции взрослого. На свое имя отзывается. Запас знаний и представлений об окружающем мире снижен, не соответствует возрастному диапазону.
Интерес к деятельности проявляет избирательно, характер предметно-манипулятивной деятельности не всегда адекватен. Игрушками играет, может собрать матрешку, пирамидку, постройку из кубиков. Деятельность неустойчивая.
Графические навыки не сформированы. Трехточечный захват не сформирован. Мелкая моторика развита на низком уровне. Цель деятельности не удерживает, не доводит начатое до конца. Принимает со стороны взрослых любую практическую помощь.
Внимание непроизвольное, неустойчивое. Темп и объем восприятия не соответствует возрастному диапазону. Пространственные и временные представления не сформированы. Восприятие сенсорных эталонов сформированы частично: находит основные цвета по сличению, различает форму и величину предметов. Мышление наглядно-действенное, частично сформировано наглядно-образное. На занятиях неусидчива. Абстрактно-логическое мышление не развито: элементарные обобщения не удаются, смысл инструкции в задании на исключение предметов не понимает. Память, интеллект снижены.
На занятиях по развитию движений очень активна: умеет кувыркаться вперед, ходить по скамейке, играть с мячом, держать равновесие на фитбольном мяче, выполняет простые танцевальные движения, играет в подвижные игры, повторяет пальчиковые игры.
Навыки самообслуживания развиты: пользуется ложкой, туалетными принадлежностями, моет руки, умывается, одевается. Требуется контроль в отношении того, что ребенок склонен жевать пластилин, бумагу, откусывать карандаши.
Общение избирательно, всегда включается в совместную игру с детьми и взрослыми. Проявляет лидерские качества, радуется поощрению и похвале.
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе создания данной Специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР) — адаптированная программа, разработанная из программы для обучения тяжело умственно отсталых детей «Особый ребенок». Программа «Особый ребенок» разработана департаментом образования Пермской области и Пермским региональным институтом повышения квалификации работников образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
СИПР предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником, имеющим тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) и тяжелую умственную отсталость (ТУО).
Целью программы является включение ребенка с ТУО ТМНР в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения с учетом его психофизических и возрастных особенностей и направленного на преодоление дефектов развития, а также планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
У ********* не развита речь, имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, слабо развитая мелкая моторика затрудняет формирование графических навыков и тормозят предметно-практическую деятельность. Учитывая это, следует организовать работу по следующим направлениям:
— развитие речи;
— развитие сенсорных и моторных функций
— развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков
Индивидуальная работа проводится 5 раз в неделю, продолжительность занятий 45 мин
4. Индивидуальный учебный план
Направления | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год |
Речь и альтернативная коммуникация | 3 | 102 |
Математические представления | 2 | 68 |
Окружающий природный мир | 2 | 68 |
Человек | 3 | 102 |
Окружающий социальный мир | 1 | 34 |
Изобразительная деятельность | 3 | 102 |
Адаптивная физкультура | 2 | 68 |
Коррекционно — развивающие занятия | 2 | 68 |
Прогнозируемый результат:
Развитие речи: расширение пассивного словаря, повторение звуков.
Развитие сенсорных и моторных функций: Формирование трехточечного захвата, обводка рисунка по точкам, штриховка, проведение прямых линий в заданном направлении. Обводка по шаблону и использование трафарета. Улучшение качества продуктивной деятельности.
Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: эмоционально-положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.Понимание и выполнение одноступенчатых словесных инструкций.
5. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
- Дидактические игры на определение цвета, размера, формы, мячик и кольца Су-джок, трафареты и шаблоны.
- Пластилин, цветные карандаши, фломастеры, крупы, природный материал, ножницы, раскраски и карточки с заданиями.
- Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты.
- 7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. — действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
— со значительной помощью взрослого | 1 |
— с частичной (менее значительной) помощью взрослого | 2 |
— с минимальной помощью, по последовательной инструкции (изображения или вербально) | 3 |
— по подражанию или по образцу | 4 |
— полностью самостоятельно | 5 |
Мониторинг уровня сформированности действий
№ | Действия | На начало учебного года | Конец первого полугодия | На конец учебного года |
1 | Повторение звуков (а, о у м и е) | |||
2 | Повторение слоговых конструкций (му, ма, ам) | |||
3 | Показ называемых животных, предметов на картинках | |||
5 | Эмоциональное реагирование на прослушивание знакомых стихов, сказок, песенок | |||
6 | Понимание и точное выполнение простых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..) | |||
7 | Понимание и точное выполнение двухступенчатых речевых инструкций (положи в .., поставь на .., принеси..) | |||
8 | Умение приветствовать | |||
9 | Умение благодарить | |||
10 | Трехточечный захват | |||
11 | Проведение прямых вертикальных линий | |||
12 | Проведение прямых горизонтальных линий | |||
13 | Проведение прямых наклонных линий | |||
14 | Обводка рисунка по точкам | |||
15 | Штриховка | |||
16 | Обведение шаблона | |||
17 | Обведение трафарета | |||
18 | Приемы лепки: раскатывание обратно — поступательными движениями | |||
19 | Приемы лепки: расплющивание | |||
20 | Приемы лепки: отщипывание мелких кусочков | |||
21 | Узнавание на ощупь называемых предметов | |||
25 | Вырезание ножницами по прямым размеченным линиям | |||
26 | Сортировка (выбор) предметов по цвету | |||
27 | Сортировка (выбор) предметов по величине | |||
28 | Сортировка (выбор) предметов по форме | |||
29 | Взаимодействие со сверстниками | |||
30 | Взаимодействие со взрослыми | |||
Итого: | ||||
Средний балл |
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала СИПР_________________ Подпись специалиста___________________
Источник