Сипр для 1 класса фгос для детей с синдромом дауна

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ    ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

УЧАЩЕГОСЯ 1 __ КЛАССА

________________________________

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание

Стр.

  1. Содержание

2

  1. Индивидуальные сведения о ребенке

3

  1. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

4

  1. Индивидуальный учебный план
  1.  Условия реализации потребности в уходе и присмотре

5

  1. Содержание образования:

6

6.1. Базовые учебные действия

6

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

8

6.3. Нравственное развитие

9

6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

9

6.5. Внеурочная деятельность

9

  1.  Специалисты, участвующие в реализации СИПР

9

  1. Программа сотрудничества с семьей

10

  1. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

10

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

11

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

ФИО ученика:_____________________

Возраст : ____________

Место жительства: ____________________

Мать: __________________________

Отец: _____________________________

Класс:

Вариант 2

Рекомендации ПМПК

Учащейся рекомендован индивидуальный график посещения занятий — 1 урок в день, два дополнительных выходных дня в неделю. По окончанию 1 класса рекомендован перевод на ДО.

Основной диагноз:
Тотальное недоразвитие когнитивных функций, аффективно-возбудимый вариант. Системное нарушение речи тяжелой степени.

Сопутствующие  заболевания:
_______________________________________________________________________

                                             Утверждено

                                              решением педагогического совета

                                              протокол № ___ от _______

                                              Директор  школы  _______

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2016-2017 учебный год

1 класс

Образовательные области

Количество часов

по плану

Фактическое количество часов

  1. Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

1

Математика

Математические представления

3

1

Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

1

Человек

Домоводство

Окружающий социальный мир

Искусство

Музыка

2

Изобразительное искусство

Физическая культура

Адаптивная физкультура

_

Технологии

Профильный труд

Коррекционно-развивающие занятия

2

  1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Сенсорное развитие

1

Педагог-психолог

Предметно-практические действия

1

Учитель дефектолог

Двигательное развитие

1

ЛФК

Альтернативная коммуникация

1

Логопед

Внеурочная деятельность

Учитель

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В ПРИСМОТРЕ И УХОДЕ

День недели

Время

Процедуры

Материалы и средства

Понедельник

8:00-9:30

Гигиенические процедуры, контроль.

Влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки.

Среда

8:00-9:30

Гигиенические процедуры, контроль.

Влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки.

Пятница

8:00-9:30

Гигиенические процедуры, контроль.

Влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки.

6. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

6.1. БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Содержание

I полугодие

II полугодие

1. Формирование базовых учебных действий

Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся

Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание выполнение инструкций педагога: (например: дай, встань, сядь, посмотри и др.) использование по назначению учебных материалов выполнение действия: — по образцу — подражанию — по инструкции

Коррекция поведенческих проблем

Проблемы поведения

Функция поведения. Способы и методы коррекции

I полугодие

II полугодие

Коррекция агрессии, самоагрессии и аффективных вспышек: агрессия, направленная на людей? — кусает, бьет; самоагрессия — бьется головой о поверхности и предметы, кусает себе руки.

Избегание неприятного. Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (выйти из помещения, пройти по коридору, умыться), интересную для ребенка деятельность (прыжки на батуте, качание на качелях), на то, что может его заинтересовать (шариковый бассейн)

Коррекция неадекватного крика, плача

Избегание неприятного (внутренний дискомфорт). Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность

Коррекция эмоционально-аффективных стереотипии

Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки

Коррекция двигательных (пробежки, прыжки); сенсорно-двигательных стереотипии (крутится вокруг своей оси, трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом)

Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировка предметов, нанизывание крупных бусин на шнурок с наконечником, собирание пазлов)

В первом классе действует безотметочная система обучения.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике  развития жизненной компетенции обучающегося с УО за четверть, за полугодие  за год и по каждому показателю по следующей шкале:

ОД – отсутствие динамики или регресс.

ДМ1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

МД – минимальная динамика.

СД – средняя динамика.

ВД – выраженная динамика.

ПО – полное освоение действия.

Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

Читайте также:  Реферат на тему дистресс синдром

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

6.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ

Содержание

I полугодие

II полугодие

Человек

Гигиена тела

— выполнение отдельных операций при мытье рук:

открывание крана

намачивание рук

намыливание рук мылом

растирание намыленных рук

смывание мыла с рук

закрывание крана

вытирание рук полотенцем

Туалет

— сообщение о желании сходить в туалет («Хочу в туалет»)

Обращение с одеждой и обувью

— узнавание предметов одежды и обуви: куртка шапка брюки свитер ботинки

— расстегивание:

Липучки

Молнии

— застегивание:

липучки

молнии

Прием пищи

— аккуратная еда ложкой

Зрительное восприятие

— фиксация взгляда на лице человека

— фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:

на уровне глаз

выше уровня глаз

ниже уровня глаз

— фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа:

на уровне глаз

выше уровня глаз

ниже уровня глаз

— фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева:

на уровне глаз

выше уровня глаз

ниже уровня глаз

— прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом:

по горизонтали (вправо/влево);

по вертикали (вверх/вниз);

по кругу (по/против часовой стрелки); вперед/назад

— прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом

Слуховое восприятие

— локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

справа

слева

— локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:

справа

слева

— локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:

справа

слева

— прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Кинестетическое восприятие

— адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

— адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

холодный

теплый

— адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

гладкий

шероховатый

— адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

— адекватная реакция на давление на поверхность тела

— адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Восприятие запаха

— адекватная реакция на запахи:

продукты питания

парфюмерная продукция

Действия с материалами

— сминание материала (бумага):

одной рукой

двумя руками

— разрывание материала (бумага)

— размазывание материала (краска, клейстер):

одной рукой

двумя руками

— пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы)

— переливание материала (вода)

— разминание материала (соленое тесто, пластилин):

одной рукой

двумя руками

Действия с предметами

— захват, удержание, отпускание предметов

— вынимание предметов (из коробки)

— складывание предметов (в коробку)

— перекладывание предметов (из коробки в коробку)

— встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы)

— нажимание на предмет всей рукой

— вставление предметов (стаканчиков) друг в друга

— вставление в отверстия:

шариков

мозаики

— нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины):

на стержень

на нить с наконечником

— вращение предмета (вентиль крана, крышка пластиковой бутылки)

6.3. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых невербальных форм общения; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

6.4. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

6.5. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

День знаний

присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке.

Елена принимала участие в торжественной линейке, посетила всекубанский час.

Новогодний праздник

подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике

Елена  изготовила новогоднюю открытку для своей мамы с помощью педагога.

Масленица

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии

Веселые старты

участие в спортивных эстафетах

Игра

игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале

Прогулки на улице

игры с мячом, парашютом, в сенсорном саду, подвижные игры, экскурсия в лес, парк

Последний учебный день

присутствие на торжественной линейке

7. СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ СИПР.

    Учитель начальных классов

      учитель-дефектолог

        учитель физкультуры

          учитель музыки, ритмики, ЛФК

            учитель-логопед

              педагог-психолог

                воспитатель

                8. ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

                Задачи

                Мероприятия

                Дата проведения

                Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

                — индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

                — консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Двигательное развитие ребенка», «Формирование предметно-практической деятельности»

                Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

                — участие родителей в разработке СИПР

                — посещение родителями уроков/занятий

                 — консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы – посещение на дому

                Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

                — информирование электронными средствами

                 — личные встречи, беседы

                Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

                — привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий

                 — 1 сентября — День знаний

                Читайте также:  Синдром впв у ребенка что это такое

                9. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ  И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

                • Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить,звучащие предметы для встряхивания, вставления (стаканчики одинаковой величины, мозаика, шарики разной величины), игрушка на колесах, прищепки, емкости для предметов, конструктор, коробка с крышкой, банка с крышкой.
                • Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели.
                • Пластилин, краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки), мягкая и плотная бумага.
                • Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, маты, кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн.
                • Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан), музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи.
                • Проектор мультимедиа.

                10. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

                Уровни освоения (выполнения) действий/операций

                1. Пассивное участие / соучастие. — действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

                2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:

                — со значительной помощью взрослого

                — с частичной помощью взрослого

                — по последовательной инструкции (изображения или вербально)

                — по подражанию или по образцу

                — самостоятельно с ошибками

                — самостоятельно

                Сформированность представлений

                1. Представление отсутствует

                2. Не выявить наличие представлений

                3. Представление на уровне:

                — использования по прямой подсказке

                — использования с косвенной подсказкой (изображение)

                — самостоятельного использования

                Учитель класса:        _____________________________

                Учитель физкультуры:   ___________________________

                Учитель музыки:   ________________________________

                Учитель-логопед:       _____________________________

                Учитель-дефектолог: ______________________________

                Педагог-психолог:   _______________________________

                Воспитатель: _____________________________________

                Родители:  _______________________________________

                Источник

                государственное образовательное учреждение

                Ярославской области

                «Пошехонская школа – интернат»

                   Рассмотрена                                    Согласована                                                            Утверждена

                   на  МО учителей                             Зам. директора по УР                                 приказом по школе

                   №  от     августа 2018г                     ______________                       №      от ___      сентября 2018г

                  Руководитель МО                                      Э.В. Чистова                    Директор школы — интерната                                                                                                                                                                         __________                                                                                                                     _____________

                  С.Н. Яблокова                                                                                                                   С.А. Лужина

                Специальная индивидуальная программа развития обучающейся Воронцовой Дарьи

                (с  тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант) 

                1 класс

                 по курсу «Двигательное развитие»

                на 2018-2019 уч. год

                составлена учителем – Куделиной  Ольгой Ивановной

                г. Пошехонье

                2018г.

                Пояснительная записка

                Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 1 класса (вариант II) составлена на основе:  

                — Адаптированной Основной  Образовательной  программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант II, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;

                — Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала;

                — учебного плана для обучающихся ГОУ ЯО «Пошехонская школа-интернат».

                Читайте также:  Вспышка ближневосточного респираторного синдрома коронавируса

                Рабочая программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю).

                Характеристика обучающейся.

                У обучающейся Дарьи В. диагностируется эписиндром, детский церебральный паралич, системное недоразвитие речи тяжелой степени.  У девочки наблюдаются тяжелые  множественные нарушения развития (ТМНР II вариант). Даша В. Имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено. Девочка не понимает обращенную речь. Взгляд на предмет фиксирует на некоторое время. Внимание не устойчивое. В результате утомления возникает двигательное беспокойство. Девочка начинает крутиться из стороны в сторону. Речь отсутствует. С игрушками манипулирует, грызет, разбрасывания. Навыки самообслуживания не развиты. Даша В. обучается на дому.

                Содержание программы.

                У большинства детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) имеются грубые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.

                В ходе индивидуальных занятий девочка учится выполнять различные виды движений, манипулировать мячом и другими предметами. Занятия затруднены из-за того что девочка не понимает инструкцию педагога и может выполнять упражнения только совместно со взрослым.

                Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений

                Планируемые результаты.

                Личностные результаты:

                Развитие навыков сотрудничества со взрослыми..

                Предметные результаты:

                Знание частей тела человека.

                Знание элементарных видов движений.

                Умение выполнять исходные положения.

                Умение бросать, перекладывать, перекатывать.

                Программа формирования учебных действий

                Программа формирования базовых учебных действий у обучающейся  направлена на развитие способности  у ребенка  овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).

                1. Наглядно — практические.

                Жестовые игры.

                Ритмические упражнения

                Дидактические игры.

                    2. Формирование учебного поведения:

                — направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

                Наглядные.

                Жестовые игры.

                Ритмические упражнения

                Дидактические  игры:

                «Посмотри на меня»

                «Найди на  столе»

                «Повтори за мной»

                Ритмические движение вместе с педагогом.

                ( физкультминутки, динамические паузы)

                — умение выполнять инструкции педагога;

                — использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;

                — умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

                3. Формирование умения выполнять задание:

                — в течение определенного периода времени,

                Наглядные.

                Жестовые игры.

                Ритмические упр.

                Дидактические игры.

                — от начала до конца,

                — с заданными качественными параметрами.

                В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп УД, который отражает индивидуальные достижения обучающейся  и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:

                0 баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

                1 балл — смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи.

                Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения ребенка в   овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий    и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

                Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

                Технологии обучения.

                В условиях реализации программы мною используются  технологии:

                 1) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

                 2) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение обучающейся  возможности сохранения здоровья за период обучения  на дому.  

                Методы обучения.

                Методы мотивации учебной деятельности

                • Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий),  создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

                Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 

                Познавательная (ролевая и имитационная) игра.

                Учебно-методический комплекс

                1. Ковер
                2. Игрушки

                Литература

                1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г.

                2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора — Бгажнокова И. М. Москва, 2012г

                3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.

                Основное содержание.

                Общеразвивающие и корригирующее упражнения – 11 час.

                 Дыхательные упражнения по подражанию, под счет и под хлопки.

                Движение руками в исходном положении.

                Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.

                Наклоны, приседания.

                Прикладные упражнения – 15 час.

                Ходьба — ровным шагом,   по кругу,    на носках, в медленном и быстром темпе

                Равновесие – ходьба по линии, на носках.

                Броски, ловля, передача предметов — правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.

                Подвижные игры- 4 часа.

                Календарно – тематическое планирование

                п/п

                Тема

                Дата

                1.

                Дыхательные упражнения.

                2.

                Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки.

                3.

                Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет.

                4

                Дыхание при ходьбе.

                5

                Сгибание пальцев в кулак  под счет

                6

                Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа.

                7

                Хлопки в ладоши    совместно с педагогом

                8

                Хлопки в ладоши с изменением темпа

                9

                Наклоны головой.

                10

                Наклоны туловищем.

                11

                Вставание на четвереньки

                12

                 Стояние на коленках