Синдромы заболевания органов дыхания у детей
Заболевания органов дыхания являются наиболее распространенными детскими болезнями. Симптомы, возникающие при том или ином заболевании, как правило, одни и те же, но имеют разный характер и свои особенности, по которым и можно поставить правильный диагноз. Заболевания органов дыхания обычно сопровождаются интоксикацией, кашлем, мокротой, одышкой и нарушением дыхания.
Интоксикация – совокупность симптомов, появляющихся при поражении организма ребенка инфекцией. Интоксикация сопровождается:
- повышением температуры;
- тошнотой, рвотой, расстройством стула;
- резкими переменами в настроении ребенка;
- ухудшением аппетита.
Кашель – это реакция организма на воспаление, раздражение дыхательных путей. У детей кашель часто сопровождает простуду или инфекцию, но может быть симптомом нервного состояния, аллергической реакции, болезней, связанных с нарушением пищеварения и т.д. Кашель очищает бронхи и помогает освободиться от мокроты или инородных микроорганизмов. Но если кашель длительный и мучительный для ребенка, то он наоборот, усиливает воспалительный процесс и благоприятствует дальнейшему развитию болезни.
Кашель бывает сухой, когда слизистые оболочки горячие и сам кашель болезненный и не облегчает состояние и «отхаркивающий» влажный кашель — когда в процессе выделяется мокрота. Кашель у детей может возникнуть и развиваться постепенно или неожиданно. Неожиданный внезапный кашель опасен, т.к. может являться признаком попадания инородного тела в дыхательные пути ребенка. В этом случае требуется немедленная помощь специалиста.
Кашель в детском возрасте может быть длительным, хроническим или кратковременным, а также дневным или ночным в зависимости от времени его появления у маленького пациента.
Мокрота — это выделения бронхов и трахей, смешанные частично со слюной и выделениями слизистой носа. Мокрота появляется при различных заболеваниях и выделяется во время кашля. По консистенции мокрота бывает густой, жидкой, вязкой, а в зависимости от заболевания – прозрачной, пенистой или желто — зеленой гнойной. Как правило, мокрота не имеет запаха, но при некоторых заболеваниях может неприятно пахнуть.
Если в мокроте ребенка Вы обнаружите примеси крови, кусочки ткани или у него откроется кровотечение из дыхательных путей, следует срочно обратиться к врачу за экстренной помощью.
Одышка – это особый признак, возникающий у детей при болезнях дыхательных путей, особенно при пневмонии и выраженный затрудненным дыханием.
При одышке дыхание ребенка учащается и чтобы точно определить одышка ли это, нужно подсчитать количество дыханий за 1 минуту и сверить результат с нормами дыхания ребенка в соответствии с его возрастом.
Одышка у детей может появляться не только в спокойном состоянии, но и во время плача, физической нагрузки и т.д.
Одышка часто сопровождается и другими симптомами нехватки кислорода у ребенка: посинением конечностей, области вокруг рта, щек. При появлении таких признаков необходимо срочно обращаться за экстренной помощью к врачу.
Нарушение дыхания – это затруднение прохождения воздуха в организм. Причины нарушений могут быть разные — от воспалительного процесса в бронхах, до попадания инородного тела в дыхательные пути ребенка.
Причины нарушения дыхания:
- воспалительный отек слизистой оболочки бронхов;
- скопление мокроты в носоглотке;
- разрастание аденоидов;
- апноэ — временная остановка дыхания во сне;
- аллергическая реакция;
- попадание инородного тела в дыхательные пути ребенка;
- искривление носовой перегородки;
- вазомоторный ринит.
Какой бы причиной не было вызвано нарушение дыхание у ребенка, этот симптом требует очень пристального внимания со стороны родителей и детских специалистов.
Детские врачи медицинского центра «Медицентр» рекомендуют родителям, заметившим хотя бы один из симптомов заболеваний органов дыхательных путей у ребенка обратиться за помощью квалифицированных специалистов, которые точно поставят диагноз и назначат соответствующее лечение. Во время выявленное заболевание и своевременная медицинская помощь сохранят здоровье и жизнь Вашего ребенка.
Наши клиники в Санкт-Петербурге
Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону
+7 (812) 640-55-25
Записаться на прием
Источник
У детей раннего возраста болезни дыхательных путей протекают своеобразно. При любом насморке у грудных детей поражаются слизистые оболочки носоглотки, а иногда гортани, трахеи, бронхов и даже легких. Чем это объясняется? Такому развитию заболевания способствуют анатомо-физиологические особенности дыхательных путей у детей:
а) недоразвитые и маленькие полости носа, узкие носовые ходы;
б) нежная, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами слизистая оболочка всех отделов дыхательных путей;
в) узкие, легко подвижные гортань, трахея и бронхи;
г) очень поверхностное неглубокое дыхание.
ОСТРЫЙ РИНИТ
Острый ринит (насморк) — воспаление слизистой оболочки носа.
Этиология. Причиной заболевания могут быть вирусы (наиболее часто риновирусы), микроорганизмы, воздействие аллергического, термического, механического и химического раздражителей.
Патогенез. В основе развития заболевания лежит нервно- рефлекторный механизм. Под влиянием различных этиологических факторов развиваются отек слизистой оболочки носа и гиперсекреция слизи, происходят отторжение эпителия и исчезновение ворсинок.
Клиническая картина. В течении острого ринита различают три стадии: I — сухая, или раздражения (до 1 сут, иногда и более), II — серозных выделений (2-3 сут) и III — слизисто- гнойных выделений, которая наступает на 3-4-е сутки от начала заболевания и длится несколько дней.
У детей старшего возраста вначале появляются ощущение сухости, жжение в носу и носоглотке, затруднение носового дыхания, слезотечение, головная боль. Снижается обоняние. Голос принимает гнусавый оттенок. Через несколько часов появляется серозно-водянистое, затем более густое слизистое отделяемое. Выделения вызывают раздражение кожи преддверия носа. Нарушается общее состояние: появляются чувство недомогания, озноб, повышается температура тела.
Воспаление из носовой полости может распространяться на придаточные пазухи, слезно-носовой канал, барабанную полость, гортань, трахею, бронхи и легкие.
У детей грудного возраста ринит сопровождается воспалительным процессом со стороны глотки — ринофарингитом. Нарушение дыхания затрудняет кормление грудью. Ребенок берет сосок матери и быстро бросает. Недоедание приводит к нарушению сна, беспокойству, потере массы тела. Повышение температуры может быть значительным и держаться в первые дни болезни, а иногда и более продолжительное время. Стекание слизи по задней стенке глотки вызывает кашель, усиливающийся при дыхании через рот. Наиболее часто кашель проявляется ночью.
Аллергический ринит не сопровождается повышением температуры тела. Отделяемое из носа не приобретает гнойного характера. Ребенок постоянно чихает, его беспокоит зуд глаз и носа. Слизистая оболочка носовых ходов бледная, без признаков воспаления. В мазках со слизистой носа определяют увеличенное число эозинофилов.
Лечение. Направлено на восстановление проходимости дыхательных путей и устранение воспалительного процесса.
Для местного лечения применяют: 1) противовирусные мази (лейкоцитарный интерферон, 0,25%-0,5% оксолиновая, 0,5% флореналевая, 0,05% бонафтоновая, 0,25% риодоксоловая)’, 2) капли с сосудосуживающим действием (0,05-0,1% раствор нафтизина, 0,05%-0,1% раствор галазолина)-, 3) лекарственные средства с антисептическим и вяжущим свойствами (1% раствор резорцина, 0,1% раствор риванола, 2% раствор колларгола, 20% раствор сульфацила натрия)-, 4) иммуностимуляторы., 5) капли сложного состава, содержащие антисептические, десенсибилизирующие, противовоспалительные и стимулирующие иммунитет препараты («Пиносол»).
Сосудосуживающие препараты следует применять в начале заболевания при обильном жидком отделяемом. После введения сосудосуживающих капель закапывают лекарственные препараты с антисептическим действием. Необходимо избегать длительного использования сосудосуживающих средств, поскольку их применение более 2-3 дней может усилить отек слизистой оболочки носа.
Детям грудного возраста сосудосуживающие капли рекомендуется вводить за 15-20 мин до кормления, чтобы во время еды ребенок мог дышать носом и отделяемое из носа не попало в слуховую трубу. При серозных выделениях помимо капель можно использовать введение лекарственных средств путем распыления (инсуфляции).
В лечении широко используется рефлекторная терапия (горчичники к икроножным мышцам, сухая горчица в носки к подошвам, горячие ножные или общие теплые ванны, парафиновые или озокеритовые башмачки).
Для предупреждения инфицирования барабанной полости медицинской сестре следует обучить детей правильному очищению носа — поочередно каждый носовой ход. Необходимо контролировать у ребенка своевременность смены носовых платков При раздражении кожи вокруг носа выделениями ее рекоменду. ется смазывать стерильным маслом (вазелиновым или растительным). После тепловых процедур ребенка необходимо тепло одеть или уложить в постель.
Фарингит
Это воспаление слизистой оболочки и лимфоидной ткани глотки. Фарингит может быть острый и хронический. Чаще болеют дети в возрасте 4—7 лет.
Этиология. Возбудителями являются бактерии и вирусы.
Клиническая картина. Отмечаются повышение температуры тела, недомогание, головная боль, «першение в горле» (зуд, ощущение инородного тела), сухость в глотке, боль при глотании, сухой навязчивый кашель («дерет горло»). Появляется осиплость голоса, рвота, боли в животе.
Диагностика. При объективном обследовании выявляются гиперемия и «зернистость» (гипертрофия глоточной лимфоидной ткани) задней стенки глотки, секрет на слизистой.
Осложнения. Воспалительный процесс в носоглотке часто приводит к развитию острого среднего отита у маленьких детей. Одним из осложнений является воспаление лимфоузлов брыжейки.
Принципы лечения. Теплое питье, паровые щелочные ингаляции, полоскание глотки, голосовой режим. Прием поливитаминов, симптоматическая терапия. Хорошим эффектом обладают препараты: биопарокс в ингаляциях, фалиминт, фарингосепт и другие. При сухом кашле назначаются средства, блокирующие кашлевый центр: либексин, тусупрекс и другие.
Профилактика. Санация хронических очагов инфекции, закаливание, соблюдение гигиенических норм в быту, повышение иммунитета.
острый ларингит
Острый ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани.
Этиология. Заболевание вызывается вирусами парагриппа, гриппа А, реже — респираторно-синцитиалъной и аденовирусной инфекцией. Нередко причиной острого ларингита могут быть бактерии, механические и химические раздражители. К развитию рецидивирующего острого стеноза гортани часто приводит аллергия.
Патогенез. Воспалительный процесс может локализоваться на слизистой оболочке надгортанника, голосовых складок, в подсвязочном пространстве или распространяться по всей гортани.
В результате воздействия этиологических факторов слизисш оболочка становится гиперемированной, отечной, усиливается секреция слизи. При локализации воспалительного процесса в подсвязочном пространстве (острый стеноз гортани) ведущим* компонентами патологического процесса являются отек, гапер- секреция слизистой, спазм мышц гортани.
Клиническая картина. Заболевание начинается с общего недомогания, появляется хриплый голос, грубый, сухой, «лающий» кашель. Затем он становится влажным, отделяется скудная мокрота. Возможно повышение температуры. При осмотре обнаруживается гиперемия задней стенки глотки. Обычно к 5-м) дню наступает выздоровление.
Лечение. Важный момент в лечении — соблюдение голосового режима. Запрещается громкий разговор, крик. Из пищи необходимо исключить горячие и острые блюда. Рекомендуются теплое питье, полоскание полости рта и зева щелочными растворами, настоями шалфея, ромашки (1 чайная или 1 столовая ложка на 1 стакан воды). Показаны паровые (содовые) ингаляции. Используется отвлекающая терапия: горячие ножные ванны, горчичники на грудную клетку, теплые компрессы- на область шеи. Проводится этиотропное лечение.
Острый стеноз гортани (ложный круп) — форма ларингита, характеризующаяся преимущественной локализацией воспалительного процесса в подсвязочном пространстве. Встречается обычно у детей с аллергической предрасположенностью в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.
Клиническая картина. Острый стеноз гортани характеризуется триадой симптомов: стенотическим дыханием (с затрудненным вдохом), изменением голоса и грубым кашлем. Обычно синдром крупа развивается внезапно, чаще ночью. Ребенок становится беспокойным, появляются кашель, осиплый голос, шумное дыхание, слышное на расстоянии, отмечается бледность кожных покровов.
В зависимости от выраженности стеноза и дыхательной недостаточности выделяют четыре степени тяжести крупа. I степень стеноза (компенсированная) характеризуется наличием грубого «лающего» кашля, осиплого голоса, шумного дыхания с небольшим втяжением яремной ямки при волнении, плаче или физической нагрузке.
Стеноз II степени сопровождается более выраженными клиническими проявлениями: беспокойством, учащением кашля. Одышка становится постоянной, с участием в акте дыхания вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, над- и подключичных ямок, раздувапие крыльев носа). Развивается выраженный цианоз носогубного треугольника, появляется тахикардия, которая не соответствует температуре тела. Отмечается сильная потливость.
III степень (декомпенсированная) — общее состояние ребенка тяжелое. Он возбужден, беспокоен, испуган, мечется в постели. Кожа бледная, покрыта липким холодным потом, отмечаются цианоз губ и акроцианоз. Резко выражена одышка с глубоким втяжением на вдохе эпигастральной области и всех податливых мест грудной клетки. Пульс частый, становится парадоксальным (выпадает пульсовая волна на вдохе), тоны сердца глухие.
IV степень (асфиксия) — общее состояние крайне тяжелое. Ребенок тщетно пытается сделать вдох, хватает воздух открытым ртом («рыбье дыхание»), резко напрягает мышцы шеи. Быстро нарастает цианоз. Могут появиться судороги. Отмечается брадикардия. Пульс слабого наполнения, нерегулярный, тоны сердца приглушены. Артериальное давление снижается. Постепенно дыхание прекращается, после беспорядочных сокращений сердце останавливается.
Лечение. Острый стеноз гортани требует неотложной помощи и обязательной госпитализации в сопровождении медицинского работника.
Неотложная помощь состоит из мероприятий, направленных на восстановление проходимости дыхательных путей и устранение гипоксемии. Объем помощи определяется степенью стеноза и продолжительностью дыхательной недостаточности.
1. С целью уменьшения сухости слизистой оболочки дыхательных путей ребенку показано пребывание в атмосфере высокой влажности («тропический климат»). Для разжижения и удаления мокроты рекомендуются теплое частое питье (раствор натрия бикарбоната или «Боржоми» с молоком), отхаркивающие микстуры (алтей, термопсис), ингаляции при температуре 30-32 °С щелочные, из настоя ромашки, шалфея, мать-и-мачехи, термопсиса, эвкалипта, над паром отварного картофеля.
2. Если отсутствуют лихорадка и симптомы сердечно-сосудистой недостаточности, используется рефлекторная терапия: горячие ножные или общие ванны. Температуру воды постепенно повышают от 37 до 40 °С. Показаны горчичники на грудную клетку и икроножные мышцы (при отсутствии аллергии), субэритемные дозы кварца на подошвы стоп, озокеритовые «сапожки».
3. Из медикаментов применяются бронхолитические (солутан, бромгексин, беродуал), седативные (бромиды, валериана, седуксен) и антигистаминные препараты. При наличии обильной слизистой мокроты в носоглотке внутривенно вводят глюконат кальция.
4. После госпитализации ребенка назначают ингаляции увлажненного кислорода со щелочами, минеральной водой, травами, протеолитическими ферментами (ацетилцистеин, дезоксирибо- нуклеаза, трипсин), кортикостероидными гормонами (гидрокортизон, преднизалон, дексаметазон), спазмолитическими и анти- гистаминными средствами.
5. В случае декомпенсированного стеноза гортани проводятся продленная назотрахеальная интубация и санация трахеобронхи- ального дерева. После санации ребенка помещают под тент или в кислородную палатку. В ограниченном объеме воздуха создается микроклимат с высокой влажностью, повышенной концентрацией кислорода и различных лекарственных веществ. Аэрозоли подаются под тент при помощи ультразвукового («холодный туман») или обычного распылителя. По показаниям проводят инфузионную терапию, применяют мочегонные средства.
6. При выраженном стенозе гортани широко используется кор- тикостероидная терапия (гидрокортизон, дексаметазон, преднизолон).
7. Для снятия спазма назначаются спазмолитические препараты (эуфиллин, но-ита), при психомоторном возбуждении — оксибутират натрия, дроперидол.
8. При III, IV степенях стеноза в ряде случаев показаны трахеостомия и ИВЛ. Используются противовирусные средства (интерферон, противогриппозный гамма-глобулин). К назначению антибиотиков и сульфаниламидных препаратов подходят дифференцированно.
Уход. Ребенка следует поместить в отдельную палату, обеспечив психический и физический покой, полноценный пролонгированный сон, свежий прохладный воздух, индивидуальный уход, при бодрствовании — организовать отвлекающий досуг.
Пища дается в полужидком виде. Способ кормления зависит от степени тяжести состояния. Полезно обильное теплое питье.
Источник
ЛЕКЦИЯ № 8. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Синдромы поражения и методы исследования
1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования
Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое значение имеет знание сегментарного строения легких. Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет вид конуса или пирамиды с вершиной, направленной к корню легкого.
Анатомическая и функциональная особенность сегмента определяется наличием самостоятельной вентиляции, концевой артерией и межсегментарными перегородками из эластической соединительной ткани. Сегментарный бронх с соответствующими кровеносными сосудами занимает определенный участок в легочной доле. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различают 10 сегментов, в левом легком – 9.
Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5–6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания. В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной – ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.
Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.
Оценка функции внешнего дыхания проводится по таким группам показателей, как:
1) легочная вентиляция (частота (f), глубина (Vt), минутный объем дыхания (V), ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вдыхаемого воздуха);
2) легочные объемы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), общая емкость легких, резервный объем вдоха (РОвд, IRV), резервный объем выдоха (РОвыд, ERV), функциональная остаточная емкость (ФОE), остаточный объем (OO));
3) механика дыхания (максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная емкость легких (FEV) и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхиальное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании);
4) легочный газообмен (величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода (КИО2));
5) газовый состав артериальной крови (давление кислорода (рO2) и углекислоты (рСO2), содержание оксигемоглобина в крови и артериовенозной разницы по Нb и окси-Нb).
Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых, это объясняется более интенсивным обменом веществ.
Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются большей частотой дыхания. У новорожденного частота дыхательных движений (ЧДД) – 40–60 в 1 мин, у 10-летнего – 20, у взрослого – 16–18. У детей благодаря большой частоте дыхания минутный объем дыхания на 1 кг массы тела значительно выше, чем у взрослых.
ЖЕЛ и максимальная вентиляция легких у детей значительно меньше, чем у взрослых.
Все эти анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, что ведет к дыхательной недостаточности у детей.
2. Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух
Нос у новорожденного относительно мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие (до 1 мм). Нижний носовой ход отсутствует. Хрящи носа очень мягкие. Слизистая оболочка носа нежна, богата кровеносными и лимфатическими сосудами.
К 4 годам формируется нижний носовой ход. По мере того как увеличиваются в размерах лицевые кости (верхняя челюсть) и прорезываются зубы, увеличиваются длина и ширина носовых ходов.
У новорожденных недостаточно развита кавернозная (пещеристая) часть подслизистой ткани носа, которая развивается лишь к 8–9 годам. Этим объясняется относительная редкость кровотечений из носа у детей первого года жизни.
Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения слизистой оболочки появление даже незначительного воспаления слизистой оболочки носа вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей I полугодия жизни почти невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади.
Хотя добавочные (придаточные) пазухи носа начинают формироваться во внутриутробном периоде, к рождению они недостаточно развиты. Этими особенностями объясняется редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит, полисинусит (заболевание всех пазух) в раннем детском возрасте.
При дыхании через нос воздух проходит с большим сопротивлением, чем при дыхании через рот, поэтому при носовом дыхании работа дыхательных мышц возрастает, дыхание становится более глубоким. Атмосферный воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается. Согревание воздуха тем больше, чем ниже внешняя температура. Так, температура воздуха при прохождении через нос на уровне гортани лишь на 2–3 % ниже температуры тела. В носу происходит очищение вдыхаемого воздуха, причем в полости носа захватываются инородные тела размером больше 5–6 мкм в диаметре (частицы более мелкие проникают в нижележащие отделы). В полость носа выделяется 0,5–1 л слизи в сутки, которая движется в задних двух третях носовой полости со скоростью 8—10 мм/мин, а в передней трети – 1–2 мм/мин. Каждые 10 мин проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества, секреторный YgА.
Носоглоточные миндалины могут увеличиваться в размерах – это так называемые аденоидные вегетации. Они нарушают нормальное носовое дыхание, а также, являясь значительным рецепторным полем, могут вызывать аллергизацию, интоксикацию организма и т. д. Дети с аденоидами отличаются невнимательностью, что отражается на их учебе в школе. Кроме того, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса.
Среди поражений верхних дыхательных путей у детей наиболее часто наблюдаются риниты и ангины.
3. Лабораторные и инструментально-графические методы исследования при заболеваниях органов дыхания
Инструментальные и функциональные методы исследования
Методы исследования верхних дыхательных путей включают в себя переднюю, среднюю и заднюю риноскопию (осмотр носа), проводимую с помощью носового и носоглоточного зеркал, исследование нижней части глотки проводится специальными шпателями (это прямая ларингоскопия), гортани – при помощи гортанного зеркала (ларингоскопа).
Бронхоскопия, или трахеобронхоскопия, – метод исследования трахеи и бронхов с помощью бронхоскопа, представляющего собой полую трубку с осветительным прибором, или фибробронхоскопа с волоконной оптикой. При бронхоскопии возможно взятие кусочка ткани (биопсия) для гистологического исследования. Бронхоскопы с успехом также применяются для удаления инородных тел, отсасывания содержимого бронхов, промывания их и непосредственного введения лекарственных веществ. Для проведения бронхоскопии требуется общий наркоз.
Методы исследования внешнего дыхания
Спирография – метод исследования внешнего дыхания. Производится аппаратом с замкнутой циркуляцией воздуха и графической регистрацией легочных объемов и легочной вентиляции.
Пневмотахометрия – метод, позволяющий судить о сопротивлении воздушному потоку, состоянии бронхиальной проводимости (одному из показателей механики дыхания).
Лабораторные методы исследования
Исследование мокроты. Определяют общее количество мокроты, выделяемое больным за сутки, ее общий вид (серозный, гнойный, кровянистый). Для исследования берут утреннюю мокроту. Проводится бактериологическое исследование мокроты на туберкулезные микобактерии, пневмококк, стрептококк, стафилококк, грибы.
Исследование плевральной жидкости. Жидкость в плевральной полости может быть воспалительной (экссудатом) и невоспалительной (транссудатом).
Методика плевральной пункции. Пробный прокол производят в месте наибольшей тупости (в отдельных случаях руководствуясь также данными рентгеноскопии), строго соблюдая правила асептики. Наиболее удобным местом для прокола служат VII–VIII-е межреберья по заднеаксиллярной линии. В случаях осумкованного плеврита место прокола должно быть изменено в соответствии с расположением скопления экссудата. С диагностической целью извлекается небольшое количество жидкости из плевральной полости для цитологического и бактериологического исследования.
Рентгенологические методы исследования
Рентгенография легких позволяет оценить прозрачность легочных полей, рисунок легких и их изменения, увидеть наличие жидкости в плевральной полости, оценить состояние корней легких и вести динамическое наблюдение за течением заболевания.
Бронхография – способ, основанный на введении в бронхи контрастного вещества. Больного подготавливают к этому исследованию. После анестезии слизистой оболочки носа и носоглотки через нос вводят катетер. В зависимости от показаний под рентгенологическим контролем катетер попадает непосредственно в левый или правый главный или долевой бронх, затем вводят контрастное вещество. Бронхографический метод позволяет обнаружить патологические изменения в виде расширения бронхов (бронхоэктазы), каверн, опухолей бронхов.
Томография – метод послойной рентгенографии. При томографии получаются изображения образований, залегающих на различной глубине грудной клетки, благодаря специальной движущейся трубке, позволяющей давать резкое изображение только тех структур, которые лежат в заранее заданной плоскости.
Флюорография – метод рентгенологического исследования с фотографированием на пленке специальной приставкой. Этот метод удобен для массовых обследований при диспансеризации.
4. Семиотика и синдромы поражения системы дыхания. Методика исследования
При осмотре ребенка можно заметить отделяемое (серозное, слизистое, слизисто-гнойное, сукровичное, кровянистое) из носа и затруднение дыхания через нос. Дыхательная недостаточность при наружном осмотре проявляется цианозом кожи, слизистой оболочки губ и языка.
Кашель и изменение голоса – одни из самых характерных признаков поражения органов дыхания.
Кашель может быть сухим, грубым, лающим, влажным, с отделением мокроты.
При осмотре полости рта необходимо обратить внимание на состояние зева и миндалин. Также при осмотре обращают внимание на тип дыхания (у маленьких детей – брюшной тип дыхания), форму и подвижность грудной клетки, синхронность участия в дыхании обеих половин грудной клетки, характер втяжения межреберных промежутков, частоту дыхательных движений в 1 мин и др.
При поражении органов дыхания у детей отмечается изменение соотношения между частотой дыхания и пульсом. У здоровых детей на 1 дыхательное движение приходятся 3–4 удара пульса.
При осмотре ребенка следует обратить внимание на участие в дыхании вспомогательных мышц (прямых мышц живота, грудино-ключичной, грудных), что свидетельствует о затруднении дыхания, т. е. одышке. При этом у детей раннего возраста также наблюдается раздувание и напряжение крыльев носа.
Выделяются следующие формы одышки.
Инспираторная одышка – затруднен вдох.
Экспираторная одышка – затруднен выдох.
Смешанная одышка – экспираторно-инспираторная.
Стенотическое дыхание – затруднение прохождения воздуха по верхним дыхательным путям.
Приступ удушья – наблюдается при астме (вдох и выдох громкие, протяжные, слышны на расстоянии).
Врожденный стридор. Бывает у детей раннего возраста. Характеризуется инспираторным шумом при дыхании, излечивается самостоятельно к 2–3 годам.
При пальпации можно выявить болезненность грудной клетки. Необходимо различать поверхностную болезненность, связанную с поверхностными тканями (поражение мышц, нервов, костей), и глубокую – плевральную.
Плевральные боли обычно усиливаются при вдохе и выдохе, часто отдают в подложечную и подреберные области, ослабевают, если сдавить грудную клетку (уменьшается подвижность легких).
Голосовое дрожание – это ощущение, которое получается, когда кладут руки на симметричные участки грудной клетки больного с обеих сторон, а больной в это время произносит слова, которые давали бы большую вибрацию голоса (содержащие большое количество гласных и звук «р», например «тридцать три», «сорок три» и т. д.). Усиление голосового дрожания связано с уплотнением легочной ткани, при наличии полостей в легких (укорочено расстояние от голосовой щели).
Голосовое дрожание ослабляется при закупорке бронха (ателектазе легкого), оттеснении бронхов от стенки грудной клетки (экссудате, пневмотораксе, опухоли плевры).
Перкуссия производится выстукиванием согнутым пальцем (чаще всего средним и указательным) по ребрам грудной клетки. При перкуссии здоровых легких не везде определяется одинаковый легочный звук. Справа в нижележащих отделах из-за близости печени он короче, слева из-за близости желудка имеет тимпанический оттенок. При поражении органов дыхания появляется изменение перкуторного звука разной интенсивности: укорочение, тимпанический оттенок звука, коробочный звук, шум треснувшего горшка. Перкуссия также применяется для определения границ легких.
Выслушивание легких при помощи фонендоскопа – аускультация – позволяет оценить характер основного дыхательного шума, а затем оценить побочные шумы. У новорожденных детей и детей в возрасте 3–6 месяцев прослушивается несколько ослабленное дыхание, с 6 месяцев до 5–7 лет у детей прослушивается пуэрильное дыхание, которое по сути дела является усиленным везикулярным. У детей старше 7 лет дыхание постепенно приобретает характер везикулярного.
5. Синдром обструкции дыхательных путей, критерии и степени дыхательной недостаточности
При заболеваниях органов дыхания происходит обструкция дыхательных путей, возникают патологические изменения дыхания.
Ослабление дыхания наблюдается при общем ослаблении дыхательного акта с уменьшением поступления в альвеолы воздуха (сужении гортани, трахеи, парезе дыхательных мышц), ателектазе, бронхоспазме, синдроме обструкции, экссудативном плеврите, пневмотораксе, эмфиземе, воспалении легких, утолщении плевры.
Усиленное дыхание отмечается при сужении мелких или мельчайших бронхов, их воспалении или спазме (приступе астмы, бронхиолите), лихорадочных заболеваниях.
Жесткое дыхание – это грубое везикулярное дыхание с удлиненным выдохом.
Оно обычно указывает на поражение мелких бронхов, встречается при бронхитах и бронхопневмониях.
Бронхиальное дыхание. Выдох слышен всегда сильнее и продолжительнее, чем вдох, выслушивается при сегментарных пневмониях, абсцессах легких.
Хрипы являются добавочными шумами и образуются при передвижении или колебании в воздухоносных полостях секрета, крови, слизи, отечной жидкости и т. д. Хрипы бывают сухими и влажными. Сухие хрипы: свистящие – дискантовые, высокие и басовые, низкие, более музыкальные. Первые бывают чаще при сужении бронхов, особенно мелких, вторые образуются от колебания густой мокроты, особенно в крупных бронхах, дающих резонанс.
Влажные хрипы образуются от прохождения воздуха через жидкость. В зависимости от калибра бронха, где они образуются, они бывают мелко-, средне– и крупнопузырчатыми. Их важно подразделить на звонкие и незвонкие. Звонкие прослушиваются при пневмониях. Они могут возникнуть также в полостях (кавернах) при бронхоэктазе. Незвонкие хрипы встречаются при бронхиолите, бронхите, отеке легких, ателектазе.
Следует отличать от хрипов крепитацию, которая образуется при разлипании терминальных отделов бронхиол.
В этих случаях стенки бронхиол при выдохе слипаются, а при последующем вдохе, разлипаясь, вызывают это звуковое явление.
Шум трения плевры возникает при трении висцерального и париетального листков плевры и выслушивается при воспалении плевры, спайках плевры, поражениях плевры опухолью, туберкулезе плевры, резком обезвоживании организма.
Бронхофония – проведение голоса с бронхов