Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций

Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций thumbnail

Синдром временного отставания

Изучение закономерностей аномалий развития психики является  необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии  и  детской  психиатрии, именно  поиск   этих   закономерностей,   изучение   причин   и   механизмов формирования  того  или  иного  дефекта  психического   развития   позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Спектр нарушений психического  развития  у  детей  достаточно  широк,  но значительно чаще встречается задержка психического развития.

Задержка психического развития  (ЗПР)  –  синдром  временного  отставания

развития  психики  в  целом  или  отдельных  ее  функций,  замедление  темпа

реализации потенциальных возможностей организма,  часто  обнаруживается  при поступлении в школу и выражается в  недостаточности  общего  запаса  знаний, ограниченности представлений, незрелости  мышления,  малой  интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой  пересыщаемости в интеллектуальной деятельности

Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

1) причины биологического характера;

2) причины социально – психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

1) различные варианты патологии беременности (тяжелые  интоксикации,  резус- конфликт и т.д.);

2) недоношенность ребенка;

3) родовые травмы;

4) различные  соматические  заболевания  (тяжелые  формы   гриппа,   рахит, хронические болезни –  пороки  внутренних  органов,  туберкулез,  синдром  нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в  условии социальной депривации;

2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту  деятельности:  предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

3) искаженные условия воспитания ребенка  в  семье  (гипоопека,  гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова  Т.А.  и  Певзнер  М.С.  выделяют  две  основные формы:

1) Инфантилизм – нарушение темпа созревания  наиболее  поздно  формирующихся мозговых  систем.   Инфантилизм  может  быть гармонический  (связан   с  нарушением функционального  характера,  незрелостью  лобных  структур)  и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2) Астения –  резкая  ослабленность   соматического   и неврологического  характера, обусловленная   функциональными  и  динамическими  нарушениями   центральной  нервной  системы.  Астения   может   быть   соматическая   и   церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70— 80-е гг., которые опирались  на классификацию Власовой – Певзнер.Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:-ЗПР  конституционального  характера  (причина   возникновения   –   несозревание лобных отделов  головного  мозга).  Сюда  относятся  дети  с несложным  гармоническим  инфантилизмом,  они  сохраняют  черты   более младшего возраста,  у них преобладает игровой интерес,  не  развивается  учебный.  Эти  дети  при  благоприятных  условиях  показывают   хорошие  результаты выравнивания.

-ЗПР соматогенного  происхождения  (причина  —  перенесение  ребенком  соматического заболевания).  К этой группе относят детей с соматической  астенией,  признаками  которой  являются  истощаемость,   ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и  т.п.

-ЗПР психогенного  происхождения  (причина  – неблагоприятные  условия  в  семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека)  и т.п.)

-ЗПР церебрально-астенического   генеза (причина – мозговая дисфункция). К этой группе относят  детей  с  церебральной  астенией повышенной  истощаемостью  нервной  системы.   У   детей   наблюдаются: неврозоподобные   явления;   повышенная   психомоторная   возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое  расстройство  – снижение    пищевой    активности,    общая    вялость,    двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных  вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и  интеллектуальной сферы.

Источник

c.  перепутывание букв;

d.  первая и третья причины.

40.  Аграфия — это:

a.  потеря способности к рисованию;

b.  потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей;

c.  навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании;

d.  нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.

41.  Акалькулия часто сочетается с:

a.  семантической афазией;

b.  кинестетической апраксией;

c.  соматоагнозией;

d.  эмоциональными расстройствами.

42.  Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

a.  первого блока мозга;

b.  второго блока мозга;

c.  третьего блока мозга;

d.  всех трех блоков.

43.  «Полевое поведение» является результатом поражения:

a.  лобных долей;

b.  височных долей;

c.  затылочных долей;

d.  теменных долей.

44.  Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:

a.  корректурная проба;

b.  одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;

c.  управление движущимся объектом;

d.  узнавание стимульного материала.

45.  Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются:

a.  поражением конвекситальных отделов лобных долей;

b.  левовисочными поражениями;

c.  теменно-затылочными поражениями;

d.  правовисочными поражениями.

46.  «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:

a.  между теменной и височной корой;

b.  от зрительного анализатора к третичным полям;

c.  внутри лимбической системы;

d.  между ретикулярной формацией и лобной корой.

47.  Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:

a.  безразличное благодушие;

b.  грусть;

c.  депрессия;

d.  тревога.

48.  Процесс опознания от общего к частному более представлен:

a.  в левом полушарии;

b.  в правом полушарии;

c.  одинаково в обоих полушариях;

d.  в зависимости от стимульного материала.

49.  Левшество — это:

a.  преобладание размера левой руки над правой;

b.  совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;

c.  преобладание левой руки и левой ноги над правыми;

d.  различия в чувствительности правой и левой половины тела.

Читайте также:  Отказ от ребенка в роддоме при синдроме

50.  Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:

a.  слабая выраженность симптоматики;

b.  значительная выраженность симптоматики;

c.  длительный период обратного развития симптомов;

d.  высокая зависимость от латерализации очага поражения.

51.  К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:

a.  построения эксперимента по типу функциональной пробы;

b.  стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;

c.  качественного анализа хода и результатов исследования;

d.  изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.

52.  Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:

a.  устойчивость;

b.  разноплановость;

c.  переключаемость;

d.  концентрация.

53.  Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

a.  Шульте;

b.  Векслер;

c.  Бурдон;

d.  Бине.

54.  Основателем отечественной школы патопсихологии является:

a.  Лебединский;

b.  Лазурский;

c.  Ананьев;

d.  Зейгарник.

55.  К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:

a.  резонерства;

b.  разноплановости;

c.  соскальзывания;

d.  склонности к детализации.

56.  Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:

a.  «классификации»;

b.  «исключения предметов»;

c.  методики Выготского-Сахарова;

d.  «10 слов».

57.  Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:

a.  оперативной;

b.  познавательной;

c.  кратковременной;

d.  отсроченной.

58.  Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:

a.  замедленности;

b.  тугоподвижности;

c.  актуализации малозначимых «латентных» признаков;

d.  вязкости.

59.  В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:

a.  конверсионных расстройств;

b.  «органных неврозов»;

c.  психосоматических заболеваний в узком смысле слова;

d.  вегетозов.

60.  Представителем антропологического направления в психосоматике является:

a.  Поллок;

b.  Стоквис;

c.  Витковер;

d.  Вайзеккер.

61. Термин «психосоматика» в медицину ввел:

a.  Гиппократ;

b.  Райх;

c.  Хайнрот;

d.  Гроддек.

62. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является:

a.  Павлов;

b.  Анохин;

c.  Быков;

d.  Симонов.

63. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана:

a.  Карасу;

b.  Экскюлем;

c.  Энгелем;

d.  Любаном-Плоцца.

64. Автором концепции «профиля личности» в психосоматической медицине является:

a.  Александер;

b.  Витковер;

c.  Данбар;

d.  Поллак;

65. Поведенческий тип А «является фактором риска»:

a.  желудочно-кишечных заболеваний;

b.  злокачественных новообразований;

c.  нарушений дыхательной системы;

d.  сердечно-сосудистых заболеваний.

66. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны:

a. Александером;

b. Джеллиффе;

c.  Фрейдом;

d. Адлером.

67. Термин «алекситимия» ввел:

a.  Эллис;

b.  Карасу;

c.  Сифнеос;

d.  Розенман.

68. Концепцию «органных неврозов» разработал:

a. Витковер;

b. Энгель;

c.  Френч;

d. Дойч.

69. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:

a.  ретардация;

b.  регрессия;

c.  распад;

d.  асинхрония.

70. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:

a.  распад;

b.  регрессия;

c.  асинхрония;

d.  ретардация.

71. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:

a.  асинхрония;

b.  распад;

c.  ретардация;

d.  регрессия.

72. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:

a.  асинхрония;

b.  регрессия;

c.  распад;

d.  ретардация.

73. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:

a.  социальная депривация;

b.  патохарактерологическое формирование личности;

c.  педагогическая запущенность;

d.  краевая психопатия.

74. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:

a.  педагогическая запущенность;

b.  патохарактерологическое формирование личности;

c.  акцентуация характера;

d.  краевая психопатия.

75. Общее психическое недоразвитие, это:

a.  психопатия;

b.  олигофрения;

c.  акцентуация характера;

d.  педагогическая запущенность.

76. Отличительная черта мышления умственно отсталых:

a.  искажение процесса обобщения;

b.  некритичность;

c.  амбивалентность;

d.  амбитендентность.

77. Эмоции умственно отсталых:

a.  недифференцированы;

b.  амбивалентны;

c.  ригидны;

d.  лабильны.

78. Тотальность поражения психических функций характерна для:

a.  олигофрении;

b.  педагогической запущенности;

c.  задержки психического развития;

d.  психопатии.

79. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:

a.  педагогическая запущенность;

b.  психопатия;

Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник

Дети с задержкой психического развития

Что же мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название ”задержка психического развития” (ЗПР).
         Под этим термином понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой — дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе, усвоения им государственного стандарта знаний, которые соответствуют возрасту дошкольника, и стандарта школьных знаний.
         Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которых лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям образовательного учреждения.          

Понятие ”задержка психического развития” и ее классификация                 

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которых нельзя отнести к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую ”зону ближайшего развития”. Эти дети были отнесены к особой категории — детей с задержкой психического развития.
         Под термином ”задержка психического развития” понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций(моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические, соматические заболевания, орга- ническая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.
         М.С. Певзнер и Т.А. Власова рассматривали вопрос о том, какую роль играли эмоциональное развитие и нейродинамические расстройства (астенические и церебральные состояния) в формировании личности ребенка с ЗПР. Они выделили задержку психического развития, возникающую на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и за держку, возникающую на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приведших к астеническим и цоребрастеническим со стояниям организма.
         Различие патогенетических механизмов обусловливало и различие прогноза. ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма расценивалась как прогностически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения. При преобладании же выраженных нейродинамических, в первую очередь стойких церерастенических, расстройств ЗПР оказывалась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.
         В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая систематика задержки психического развития. Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

  • конституционного происхождения,
  • соматогенного происхождения,
  • психогенного происхождения,
  • церебрально-органического происхождения.                                

Каждый из этих типов может быть осложнен рядом болезненных признаков — соматических, энцефалопатических, неврологических — и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.
         Представленные клинические типы наиболее стойких форм задержки психического развития в основном отличаются друг от друга именно особенностью струк-туры и характером соотношения двух основных компо-нентов этой аномалии: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации и производительности, а с нейродинамическими расстройствами связаны тонус и подвижность психических процессов.

Задержка психического развития конституционного происхождения — так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста.

Характерны преобладания эмоциональной мотивации поведения,повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5-2 года, для них характерна живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые порывистые движения. Он неутомимы в игре и быстро утомляются при выполнении практических заданий. Особенно быстро им надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредоточенного внимания до-вольно продолжительное время (рисование, математика, письмо, чтение).
         Детям свойственна слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. На занятиях ”выключается” и не выполняют задания, плачут по пустякам, быстро успокаиваются при переключении на игру или что-то, доставляющее удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя неприятные для них жизненные ситуации. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у таких детей в младших классах, М.С. Певзнер и Т.А. Власова связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов.

Гармонический инфантилизм — это как бы ядерная форма психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, наличие семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституционную этиологию этого типа инфантилизма. Нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с неглубокими обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни.

Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедленном темпе психического развития детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванный режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
         Как известно, неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.
         Этот тип задержки психического развития следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
         ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г.Е. Сухарева, 1959), чаще всего обусловленной явлением гипоопеки — условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития по типу ”кумира семьи” обусловлен, наоборот, гиперопекой — изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности.
         Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет выполнять задания самостоятельно.
Адаптация в коллективе этой категории детей затруднена из-за таких черт характера, как эгоизм, противопоставление себя классу, что приводит не только к конфликтным ситуациям, но и к развитию у ребенка невротического состояния.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.
         В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативе. Неблагоприятные условия воспитания обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей.
Лев Семенович Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

         В неблагополучных семьях ребенок испытывает дефицит общения. Эта проблема со всей остротой встает в школьном возрасте в связи со школьной адаптацией. При сохранном интеллекте эти дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность: испытывают трудности при планировании и вычленении ее этапов, им недоступна адекватная оценка результатов.
Отмечаются выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, когда необходимо их выполнять по словесной инструкции. С одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой — очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам.

         Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития.
         Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсикодистрофирующих заболеваний первых лет жизни.
         Анамнестические данные часто указывают на замедление смены возрастных фаз развития:
запаздывание формирования статистических функций ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
         В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.
         В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегетативно-сосудистой дистонии.
         Церебрально-органическая недостаточность, прежде всего, накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР — как на особенности эмоциональноволевой незрелости, так и на характер нарушений познанательной деятельности.
         Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Самостремление к игре нередко выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях. Зачастую в игру прекращается деятельность, требующая целенаправленной интеллектуальной деятельности, например приготовление уроков.
         В зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый — с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, и тормозимый — с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью.
         Для ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.
         Психолого-педагогические исследования, проведенные еще в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, констатировали, что у этих детей наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, дол-говременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в ”правом — левом”, явления зеркальности в письме, затруднения в различии сходных графем.

Источник

Читайте также:  Факторы синдрома эмоционального выгорания медицинской сестры