Синдромы в пропедевтике детских болезней
Занятие 1.
Знакомство с принципами работы детской больницы.
Методика сбора анамнеза жизни и болезни ребенка.
Оценка анамнеза жизни для понимания особенностей развития ребенка и выделение фактора риска нарушения здоровья.
Общий осмотр ребенка.
Клинические критерии оценки тяжести состояние больного ребенка и подростка.
Понятие о стигмах дисморфогенеза.
Медицинская карта стационарного больного ребенка и подростка как научно-медицинский и юридический документ; ее основные разделы.
Занятие 2.
Методика оценки функционального развития детей и подростков.
Изменение основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей.
Методика антропометрии.
Семиотика нарушений физического развития.
Антропометрические показатели как отражение биологического возраста ребенка.
Занятие 3.
Критерии оценки нервно-психического развития детей и подростков.
Этапы становления статики, моторики.
Развитие речи, эмоциональных реакций и форм общения.
Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие ребенка.
Значение игры в познании детьми окружающего мира.
Сон у детей.
Основные клинические проявления поражения ЦНС после рождения и их влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Семиотика основных отклонений в умственном и психосоциальном развитии детей и подростков.
Социальное развитие детей и подростков, критерии оценки.
Занятие 4.
Методика исследования кожи, подкожного жирового слоя.
Оценка состояния питания (понятие о нормо-, гипо- и паратрофии).
Семиотика поражения кожи и подкожной клетчатки.
Занятие 5.
Методика исследования костной и мышечной систем.
Пропорции телосложения, изменения с возрастом.
Определение «костного» возраста как одного из показателей биологической зрелости ребенка.
Семиотика наиболее частых поражений костной и мышечной систем.
Допустимые физические нагрузки детей различного возраста.
Занятие 6.
Методика исследования органов дыхания у детей и подростков.
Функциональные и инструментальные методы исследования органов дыхания у детей.
Занятие 7.
Семиотика и синдромы поражения органов дыхания у детей различного возраста.
Занятие 8.
Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей и подростков.
Занятие 1.
Функциональные и инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности ЭКГ у детей различного возраста.
Занятие 2.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов пищеварения у детей и подростков.
Занятие 3.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) органов пищеварения у детей и подростков. Семиотика и основные синдромы поражения.
Занятие 4.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) органов мочеобразования и мочеотделения, оценка результатов. Семиотика и основные поражения.
Занятие 5.
Курация больных для написания учебной истории болезни.
Занятие 6.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов кроветворения у детей и подростков.
Оценка состава периферической крови у детей различного возраста. Семиотика и основные поражения.
Занятие 7.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования желёз внутренней секреции у детей и подростков.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) желёз внутренней секреции. Семиотика и основные поражения.
Занятие 8.
Итоговый контроль по методике исследования больного ребёнка и подростка. Защита истории болезни.
Источник
О. В. Осипова 7e178080-7a96-102c-8f2e-edc40df1930e; Галина Ивановна Дядя d53ce460-daf1-102b-85f4-b5432f22203b;
- ЛЕКЦИЯ № 1. Общие вопросы педиатрии
- 1. Достижения отечественной педиатрии
- 2. Периоды детства и их характеристика
- 3. Особенности сбора анамнеза у детей
- ЛЕКЦИЯ № 2. Общий осмотр ребенка
- 1. Температура тела и терморегуляция у ребенка
- 2. Общий осмотр ребенка
- ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
- 1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
- 2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
- 3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
- 4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
- 5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
- ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей
- 1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей
- 2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг
- 3. Семиотика поражений центральной нервной системы
- ЛЕКЦИЯ № 5. Органы чувств
- 1. Органы чувств у детей (зрение, слух, обоняние, вкус, чувствительность кожи)
- 2. Методы исследования и семиотика нарушений
- ЛЕКЦИЯ № 6. Физиологические особенности кожи ребенка. Семиотика поражений
- 1. Анатомо-физиологические особенности кожи, семиотика ее основных поражений
- 2. Семиотика поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки
- ЛЕКЦИЯ № 7. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы и семиотика поражений
- 1. Анатомо-физиологические особенности костной системы
- 2. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей
- 3. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования
- ЛЕКЦИЯ № 8. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Синдромы поражения и методы исследования
- 1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования
- 2. Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух
- 3. Лабораторные и инструментально-графические методы исследования при заболеваниях органов дыхания
- 4. Семиотика и синдромы поражения системы дыхания. Методика исследования
- 5. Синдром обструкции дыхательных путей, критерии и степени дыхательной недостаточности
- ЛЕКЦИЯ № 9. Система кровообращения плода и новорожденного. Поражения и методы исследования органов сердечно-сосудистой системы
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Методика исследования
- 2. Кровообращение плода и новорожденного
- 3. Семиотика поражения органов кровообращения. Методика исследования
- 4. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы
- 5. Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни
- ЛЕКЦИЯ № 10. Пищеварительная система. Синдромы поражений и методы исследования
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Методика исследования
- 2. Семиотика основных поражений и нарушений органов пищеварения у детей
- 3. Основные синдромы поражения органов пищеварения
- ЛЕКЦИЯ № 11. Этапы мочеобразования и мочеотделения. Основные синдромы поражения
- 1. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения
- 2. Семиотика и основные синдромы при поражениях органов мочеобразования и мочеотделения
- ЛЕКЦИЯ № 12. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие. Семиотика поражений
- 1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие
- 2. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания
- 3. Семиотика поражений эндокринной системы
- 4. Семиотика нарушений эндокринной системы (гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, поджелудочная железа)
- ЛЕКЦИЯ № 13. Система крови и органов кроветворения у детей
- 1. Особенности системы крови у детей
- 2. Особенности кроветворения у детей
- 3. Семиотика поражения системы крови и органов кроветворения
- ЛЕКЦИЯ № 14. Особенности периферической крови у детей. Общий анализ крови
- 1. Особенности периферической крови у детей раннего возраста
- 2. Лимфоидная система и иммунитет у ребенка
- 3. Семиотика нарушений иммунитета у ребенка
- ЛЕКЦИЯ № 15. Новорожденный ребенок. Естественное вскармливание. Прикорм
- 1. Новорожденный ребенок. Доношенный и недоношенный новорожденный
- 2. Преимущества женского молока
- 3. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Характеристика молозива
- 4. Естественное вскармливание и техника введения прикорма
- 5. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании
- ЛЕКЦИЯ № 16. Питание кормящей матери. Гипогалактия
- 1. Питание и режим кормящей женщины
- 2. Формы и степени гипогалактии, ее причины, меры предупреждения
- ЛЕКЦИЯ № 17. Искусственное вскармливание. Смешанное вскармливание
- 1. Искусственное и смешанное вскармливание
- 2. Техника искусственного вскармливания
- ЛЕКЦИЯ № 18. Питание детей
- 1. Современные принципы рационального питания здоровых детей старше 1 года жизни
- 2. Питание детей школьного возраста (6—17 лет)
- ЛЕКЦИЯ № 19. Особенности обмена веществ у детей. Семиотика нарушений
- 1. Основной обмен у детей
- 2. Особенности белкового обмена и потребность в белке детей различного возраста. Семиотика нарушений
- 3. Особенности углеводного обмена у детей. Семиотика нарушений
- 4. Особенности жирового обмена. Семиотика нарушений жирового обмена
- 5. Особенности водно-солевого обмена и синдромы его нарушения
- Cписок использованной литературы
Источник
Автор-составитель: профессор кафедры Педиатрии, д.м.н., Ткачук Елена Анатольевна
Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы
Анатомо-физиологические особенности нервной системы
Методика исследования органов дыхания у детей и подростков
Основные этапы нервно-психического развития детей
Показатели нервно-психического развития детей
Синдромы поражений и заболевания дыхательной системы у детей
Мочевыделительная система
Пищеварительная система: Синдромы. Инструментальные методы
Пищеварительная система: Заболевания
Методика исследования органов пищеварения
Система пищеварения. АФО
Кровь и кроветворение
История болезни
Иммунная система
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
Вопросы к экзамену
- Анатомические особенности строения легочной ткани (масса легких, дифференцировка ацинуса). Особенности бронхиального секрета, мукоцилиарного транспорта и кашля у детей раннего возраста, связь с патологией.
- Анатомо-морфологические особенности печени, желчного пузыря и желчных путей, поджелудочной железы.
- Анатомо-физиологические особенности почек (масса, размеры, положение почек, процесс дифференцировки нефрона).
- Анемический синдром. Понятие о нижней и верхней границах нормы гемоглобина и эритроцитов.
- АФО сердца и сосудов у детей (масса, форма, проекция отделов сердца, процессы тканевой дифференцировки; размеры желудочков и предсердий, размеры полостей и сосудов).
- Бактериальная флора кишечника у здоровых детей различного возраста, ее физиологическая роль. Понятие о биоценозе. Становление микрофлоры кишечника после рождения, зависимость от вида вскармливания.
- Внутриутробный период развития: характеристика, факторы, формирующие здоровье будущего ребенка. Критические сроки формирования пороков развития различных систем.
- Возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей до 2-х лет.
- Возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей от 2-х до 18-ти лет.
- Возрастные и половые особенности развития и распределения жировой ткани. Отечность общая и ограниченная. Методы выявления отеков.
- Возрастные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы (частота пульса, ударный и минутный объем, скорость кровотока, объем циркулирующей крови, артериальное давление).
- Гипогалактия: определение, причины, степени. Меры профилактики, методы повышения лактации. Признаки недостаточности питания ребенка.
- Естественное вскармливание: методы расчёта суточного объема пищи, примерные режимы питания, физиологическая потребность в ингредиентах. Критерии достаточного питания.
- Естественное вскармливание: определение, периоды. Понятие о свободном и регламентированном режимах вскармливания.
- Закономерности изменения эритроцитарного ростка, количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы с возрастом у детей.
- Изменения кожи при дефектах ухода (потница, опрелости, гнойничковые поражения) и атопическом дерматите.
- Инструментальные методы исследования функции внешнего дыхания.
- Искусственное вскармливание. Режим кормления, расчет объемов питания, сроки введения прикормов. Техника проведения. Критерии оценки эффективности.
- Классификация молочных смесей, их характеристика, требования, предъявляемые к их составу. Понятие о «начальных» и «последующих» формулах. Правила приготовления.
- Клинические и инструментальные методы исследования функции внешнего дыхания.
- Клинические синдромы поражения мочевыделительной системы у детей и подростков: отечный, болевой абдоминальный, артериальной гипертензии, дизурический.
- Количественные, качественные и биологические отличия состава женского и коровьего молока.
- Комплексная оценка состояния здоровья детей: критерии, группы здоровья.
- Копрологические синдромы.
- Кровообращение у плода и новорожденного, сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения (аранциев проток, овальное отверстие, боталов проток) после рождения ребенка.
- Лабораторные синдромы поражения системы мочеобразования и мочевыделения: лейкоцитурический, гематурический, протеинурический, олиго — и полиурический.
- Лабораторные тесты синдромов холестаза, цитолиза, гепато-депрессивного и иммунопатологического (мезенхимально-воспалительного) синдромов.
- Лактация: фазы, факторы, влияющие на состав грудного молока.
- Механизмы долгосрочного влияния рационов питания на рост и развитие детей: экспрессия генов, подмена структурных метаболитов при их дефиците, нарушение последовательности роста и дифференцировок, «переключение» биологических часов развития.
- Морфологические особенности строения мышц и их развитие у детей; периоды диспропорции роста костей и мышц; значение физического воспитания.
- Морфологические элементы поражения кожи — первичные и вторичные. Характеристика элементов сыпи.
- Неспецифические факторы резистентности (лизоцим, пропердин, система комплемента, фагоцитоз) у детей, связь с заболеваниями.
- Новорожденный ребенок. Клиническая оценка состояния зрелости при рождении (шкала Апгар). Понятие о зрелости, морфофункциональные признаки зрелого новорожденного. Понятие о задержке внутриутробного развития.
- Общие закономерности процессов роста и развития (законы роста) в различные периоды детства.
- Органогенез бронхиального дерева. Механизм первого вдоха.
- Основные клинические проявления поражения ЦНС после рождения ребенка. Понятие об олигофрении, энцефалопатии.
- Основные принципы (законы) рационального питания детей раннего возраста: физиологическая адекватность питания, многокомпонентная сбалансированность питания, нутриентное предобеспечение. Незаменимость грудного вскармливания.
- Основные синдромы поражения мочевыделительной системы: нефрит, пиелонефрит, цистит.
- Основные синдромы поражения органов пищеварения у детей: болевой абдоминальный, диспепсии.
- Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Ведущие педиатрические школы России и их вклад в развитие науки.
- Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Ведущие педиатрические школы России и их вклад в развитие науки.
- Особенности функционирования гуморального иммунитета (В-лимфоциты) у детей.
- Особенности бронхиального секрета, мукоцилиарного транспорта и кашля у детей раннего возраста; связь с патологией.
- Особенности кроветворения у плода и после рождения. Условия, определяющие нормальное кроветворение у детей.
- Особенности кроветворения у плода. Условия, определяющие нормальное кроветворение у детей.
- Особенности пищеварения у детей и подростков: мембранное и полостное пищеварение; особенности усвоения питательных веществ.
- Особенности развития и функционирования придатков кожи: сальных и потовых желез, волосяного покрова.
- Особенности стула и его характеристика у детей различного возраста.
- Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Особенности надкостницы и кровоснабжения костей.
- Особенности функционирования гуморального иммунитета (В-лимфоциты) у детей.
- Особенности функционирования специфического клеточного иммунитета клеточного (Т-лимфоциты) у детей, связь с возрастной заболеваемостью.
- Первичная и вторичная (приобретенная) иммунологическая недостаточность.
- Период грудного возраста, его характеристика. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в этом периоде.
- Периоды детства: новорожденный ребенок: оценка состояния при рождении, признаки доношенности.
- Периоды детства: новорожденный ребенок: переходные состояния.
- Питание здоровых детей от 1 до 3 лет, основные принципы. Кисломолочные продукты, понятие о функциональном питании.
- Показатели НПР: безусловные рефлексы и формирование условно-рефлекторной деятельности.
- Показатели функции внешнего дыхания у детей и подростков: глубина, частота, ритм, минутный объем дыхания, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, механика дыхания. Возрастные изменения этих параметров.
- Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Сроки закрытия родничков и швов.
- Правила и техника кормления ребенка грудью, роль раннего первого прикладывания к груди. Противопоказания к первому прикладыванию и кормлению грудью со стороны матери и ребенка, затруднения при вскармливании.
- Преимущества грудного вскармливания. Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ в поддержку грудного вскармливания.
- Развитие органов чувств у детей.
- Развитие эмоций, форм общения, этапы формирования речи (предречевое развитие, «сенсорная» речь, моторная речь). Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии ребенка.
- Роль и значение белка для ребенка. Особенности белкового обмена у детей различного возраста и подростков.
- Роль и значение жира для ребенка. Особенности жирового обмена у здоровых детей различного возраста и подростков.
- Рост и дифференцировка структур центральной и периферической нервной системы после рождения ребенка (кровоснабжение мозга, гематоэнцефалический барьер, биохимический состав нервной ткани; связь с патологией).
- Семиотика анамнеза у детей.
- Семиотика врожденных пороков сердца с лево-правым сбросом крови (открытый артериальный проток, дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки).
- Семиотика врожденных пороков сердца со сбросом крови справа налево (болезнь Фалло) и синдромом шлюза (коарктация аорты, стеноз легочной артерии).
- Семиотика и синдромы поражения мышечной системы (мышечной гипотонии и гипертонии) у детей различного возраста и подростков.
- Семиотика изменений кала.
- Семиотика изменения анализа мочи (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия). Понятие о синдроме почечной недостаточности.
- Семиотика изменения дыхательных шумов.
- Семиотика изменения цвета кожи и патологической пульсации в области сердца и сосудов при врожденных пороках развития сердечно-сосудистой системы.
- Семиотика кашля у детей.
- Семиотика наиболее частых поражений костной ткани (остеомаляция, разрастание остеоидной ткани, гипоплазия). Клинические признаки поражения суставов.
- Семиотика нарушения физического развития (нарушение роста и массы тела) у детей различного возраста и подростков
- Семиотика общего осмотра у детей.
- Семиотика поражений полости рта и зева у детей (стоматиты, гингивиты, ангины).
- Семиотика приобретенных пороков сердца у детей (недостаточность митрального и аортального клапанов, митральный стеноз).
- Семиотика расширения границ сердечной тупости, изменения звучности тонов, сердечных шумов.
- Семиотика сыпей у детей.
- Синдром бронхиальной обструкции и его причины.
- Синдром крупа (острый ларинготрахеит).
- Синдром острой дыхательной недостаточности, степени тяжести.
- Синдром сердечной недостаточности, клинические проявления лево-и правожелудочковой недостаточности.
- Синдром увеличения лимфатических узлов.
- Синдромы желтухи, мальабсорбции.
- Синдромы нарушения гемодинамики при врожденных пороках сердца у детей.
- Синдромы поражения органов кроветворения: анемический; геморрагический.
- Синдромы поражения пищеварительной системы у детей: гепато-билиарной системы, поджелудочной железы.
- Синдромы поражения пищеварительной системы у детей: пищевода, желудка, тонкой и толстой кишок.
- Синдромы поражения пищеварительной системы: диспепсии, мальабсорбции.
- Синдромы поражения разных уровней дыхательной системы: назофарингит, трахеит, бронхит, бронхиолит.
- Синдромы поражения разных уровней дыхательной системы: пневмония, плеврит.
- Синдромы поражения сердца: миокарда, эндокарда, перикарда.
- Смешанное вскармливание, показания, правила и техника проведения. Критерии оценки эффективности.
- Сон и режим дня детей различного возраста.
- Состав и биологически активные компоненты женского молока. Отличия молозива, переходного и зрелого женского молока. Значение молозива в питании детей первых дней жизни.
- Средние сроки появления моторных и статических навыков у ребенка первого года жизни.
- Стадии образования кости (остеоидный матрикс, минерализация, перемоделирование).
- Степени недостаточности кровообращения у детей.
- Типы кровоточивости.
- Увеличение и уменьшение общего числа лейкоцитов и отдельных клеток в лейкоцитарной формуле.
- Факторы, формирующие лактацию. Питание беременной и кормящей женщины. Профилактика гипогалактии.
- Физиологические особенности органов пищеварения у детей, состояние секреторной и ферментативной функций слюнных, желудочных, кишечных желез, внешнесекреторной функции печени и поджелудочной железы. Гормоны желудочно-кишечного тракта у детей.
- Физиологическое обоснование прикорма при естественном вскармливании. Блюда прикорма, сроки и правила их введения.
- Физиологическое обоснование прикорма. Блюда прикорма, сроки и правила их введения.
- Физическое развитие: определение, регуляция темпов развития (генетическая, средовая, гормональная). Критерии оценки уровня физического развития детей и подростков.
- Формы одышки, их клинические признаки. Типы дыхания.
- Функциональные и инструментальные методы исследования мочевыделительной системы у детей (биохимические показатели, проба Зимницкого, клиренс по эндогенному креатинину, УЗИ, урография).
- Функциональные особенности мочевыделительной системы у детей (клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
- Функциональные пробы сердечно-cоcyдистой системы (пробы по Шалкову, проба Штанге), их оценка у детей.
- Характеристика и возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей до 2-х лет.
- Характеристика младшего и старшего школьных периодов. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в эти периоды.
- Характеристика периода раннего возраста. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в этом периоде.
- Характеристика преддошкольного и дошкольного периодов детства. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в этом периоде.
- Характеристика сердечных шумов у детей; отличия функциональных шумов от органических.
- Эмбриогенез органов мочеобразования и мочеотделения для понимания аномалий развития и положения. Сроки начала процесса мочеобразования.
Источник