Синдромы в пропедевтике детских болезней

Занятие 1.
Знакомство с принципами работы детской больницы.
Методика сбора анамнеза жизни и болезни ребенка.
Оценка анамнеза жизни для понимания особенностей развития ребенка и выделение фактора риска нарушения здоровья.
Общий осмотр ребенка.
Клинические критерии оценки тяжести состояние больного ребенка и подростка.
Понятие о стигмах дисморфогенеза.
Медицинская карта стационарного больного ребенка и подростка как научно-медицинский и юридический документ; ее основные разделы.

Занятие 2.
Методика оценки функционального развития детей и подростков.
Изменение основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей.
Методика антропометрии.
Семиотика нарушений физического развития.
Антропометрические показатели как отражение биологического возраста ребенка.

Занятие 3.
Критерии оценки нервно-психического развития детей и подростков.
Этапы становления статики, моторики.
Развитие речи, эмоциональных реакций и форм общения.
Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие ребенка.
Значение игры в познании детьми окружающего мира.
Сон у детей.
Основные клинические проявления поражения ЦНС после рождения и их влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Семиотика основных отклонений в умственном и психосоциальном развитии детей и подростков.
Социальное развитие детей и подростков, критерии оценки.

Занятие 4.
Методика исследования кожи, подкожного жирового слоя.
Оценка состояния питания (понятие о нормо-, гипо- и паратрофии).
Семиотика поражения кожи и подкожной клетчатки.

Занятие 5.
Методика исследования костной и мышечной систем.
Пропорции телосложения, изменения с возрастом.
Определение «костного» возраста как одного из показателей биологической зрелости ребенка.
Семиотика наиболее частых поражений костной и мышечной систем.
Допустимые физические нагрузки детей различного возраста.

Занятие 6.
Методика исследования органов дыхания у детей и подростков.
Функциональные и инструментальные методы исследования органов дыхания у детей.

Занятие 7.
Семиотика и синдромы поражения органов дыхания у детей различного возраста.

Занятие 8.
Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей и подростков.

Занятие 1.
Функциональные и инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности ЭКГ у детей различного возраста.

Занятие 2.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов пищеварения у детей и подростков.

Занятие 3.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) органов пищеварения у детей и подростков. Семиотика и основные синдромы поражения.

Занятие 4.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) органов мочеобразования и мочеотделения, оценка результатов. Семиотика и основные поражения.

Занятие 5.
Курация больных для написания учебной истории болезни.

Занятие 6.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов кроветворения у детей и подростков.
Оценка состава периферической крови у детей различного возраста. Семиотика и основные поражения.

Занятие 7.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования желёз внутренней секреции у детей и подростков.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) желёз внутренней секреции. Семиотика и основные поражения.

Занятие 8.
Итоговый контроль по методике исследования больного ребёнка и подростка. Защита истории болезни.

Источник

О. В. Осипова 7e178080-7a96-102c-8f2e-edc40df1930e; Галина Ивановна Дядя d53ce460-daf1-102b-85f4-b5432f22203b;

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Общие вопросы педиатрии
    • 1. Достижения отечественной педиатрии
    • 2. Периоды детства и их характеристика
    • 3. Особенности сбора анамнеза у детей
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Общий осмотр ребенка
    • 1. Температура тела и терморегуляция у ребенка
    • 2. Общий осмотр ребенка
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
    • 1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
    • 2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
    • 3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
    • 4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
    • 5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей
    • 1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей
    • 2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг
    • 3. Семиотика поражений центральной нервной системы
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Органы чувств
    • 1. Органы чувств у детей (зрение, слух, обоняние, вкус, чувствительность кожи)
    • 2. Методы исследования и семиотика нарушений
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Физиологические особенности кожи ребенка. Семиотика поражений
    • 1. Анатомо-физиологические особенности кожи, семиотика ее основных поражений
    • 2. Семиотика поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы и семиотика поражений
    • 1. Анатомо-физиологические особенности костной системы
    • 2. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей
    • 3. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Синдромы поражения и методы исследования
    • 1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования
    • 2. Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух
    • 3. Лабораторные и инструментально-графические методы исследования при заболеваниях органов дыхания
    • 4. Семиотика и синдромы поражения системы дыхания. Методика исследования
    • 5. Синдром обструкции дыхательных путей, критерии и степени дыхательной недостаточности
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Система кровообращения плода и новорожденного. Поражения и методы исследования органов сердечно-сосудистой системы
    • 1. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Методика исследования
    • 2. Кровообращение плода и новорожденного
    • 3. Семиотика поражения органов кровообращения. Методика исследования
    • 4. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы
    • 5. Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни
  • ЛЕКЦИЯ № 10. Пищеварительная система. Синдромы поражений и методы исследования
    • 1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Методика исследования
    • 2. Семиотика основных поражений и нарушений органов пищеварения у детей
    • 3. Основные синдромы поражения органов пищеварения
  • ЛЕКЦИЯ № 11. Этапы мочеобразования и мочеотделения. Основные синдромы поражения
    • 1. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения
    • 2. Семиотика и основные синдромы при поражениях органов мочеобразования и мочеотделения
  • ЛЕКЦИЯ № 12. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие. Семиотика поражений
    • 1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие
    • 2. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания
    • 3. Семиотика поражений эндокринной системы
    • 4. Семиотика нарушений эндокринной системы (гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, поджелудочная железа)
  • ЛЕКЦИЯ № 13. Система крови и органов кроветворения у детей
    • 1. Особенности системы крови у детей
    • 2. Особенности кроветворения у детей
    • 3. Семиотика поражения системы крови и органов кроветворения
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Особенности периферической крови у детей. Общий анализ крови
    • 1. Особенности периферической крови у детей раннего возраста
    • 2. Лимфоидная система и иммунитет у ребенка
    • 3. Семиотика нарушений иммунитета у ребенка
  • ЛЕКЦИЯ № 15. Новорожденный ребенок. Естественное вскармливание. Прикорм
    • 1. Новорожденный ребенок. Доношенный и недоношенный новорожденный
    • 2. Преимущества женского молока
    • 3. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Характеристика молозива
    • 4. Естественное вскармливание и техника введения прикорма
    • 5. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании
  • ЛЕКЦИЯ № 16. Питание кормящей матери. Гипогалактия
    • 1. Питание и режим кормящей женщины
    • 2. Формы и степени гипогалактии, ее причины, меры предупреждения
  • ЛЕКЦИЯ № 17. Искусственное вскармливание. Смешанное вскармливание
    • 1. Искусственное и смешанное вскармливание
    • 2. Техника искусственного вскармливания
  • ЛЕКЦИЯ № 18. Питание детей
    • 1. Современные принципы рационального питания здоровых детей старше 1 года жизни
    • 2. Питание детей школьного возраста (6—17 лет)
  • ЛЕКЦИЯ № 19. Особенности обмена веществ у детей. Семиотика нарушений
    • 1. Основной обмен у детей
    • 2. Особенности белкового обмена и потребность в белке детей различного возраста. Семиотика нарушений
    • 3. Особенности углеводного обмена у детей. Семиотика нарушений
    • 4. Особенности жирового обмена. Семиотика нарушений жирового обмена
    • 5. Особенности водно-солевого обмена и синдромы его нарушения
  • Cписок использованной литературы
Читайте также:  Симптомы и синдромы при эпилепсии

Источник

Автор-составитель: профессор кафедры Педиатрии, д.м.н., Ткачук Елена Анатольевна

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы

Анатомо-физиологические особенности нервной системы

Методика исследования органов дыхания у детей и подростков

Основные этапы нервно-психического развития детей

Показатели нервно-психического развития детей

Синдромы поражений и заболевания дыхательной системы у детей

Мочевыделительная система

Пищеварительная система: Синдромы. Инструментальные методы

Пищеварительная система: Заболевания

Методика исследования органов пищеварения

Система пищеварения. АФО

Кровь и кроветворение

История болезни

Иммунная система

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Вопросы к экзамену

  1. Анатомические особенности строения легочной ткани (масса легких, дифференцировка ацинуса). Особенности бронхиального секрета, мукоцилиарного транспорта и кашля у детей раннего возраста, связь с патологией.
  2. Анатомо-морфологические особенности печени, желчного пузыря и желчных путей, поджелудочной железы.
  3. Анатомо-физиологические особенности почек (масса, размеры, положение почек, процесс дифференцировки нефрона).
  4. Анемический синдром. Понятие о нижней и верхней границах нормы гемоглобина и эритроцитов.
  5. АФО сердца и сосудов у детей (масса, форма, проекция отделов сердца, процессы тканевой дифференцировки; размеры желудочков и предсердий, размеры полостей и сосудов).
  6. Бактериальная флора кишечника у здоровых детей различного возраста, ее физиологическая роль. Понятие о биоценозе. Становление микрофлоры кишечника после рождения, зависимость от вида вскармливания.
  7. Внутриутробный период развития: характеристика, факторы, формирующие здоровье будущего ребенка. Критические сроки формирования пороков развития различных систем.
  8. Возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей до 2-х лет.
  9. Возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей от 2-х до 18-ти лет.
  10. Возрастные и половые особенности развития и распределения жировой ткани. Отечность общая и ограниченная. Методы выявления отеков.
  11. Возрастные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы (частота пульса, ударный и минутный объем, скорость кровотока, объем циркулирующей крови, артериальное давление).
  12. Гипогалактия: определение, причины, степени. Меры профилактики, методы повышения лактации. Признаки недостаточности питания ребенка.
  13. Естественное вскармливание: методы расчёта суточного объема пищи, примерные режимы питания, физиологическая потребность в ингредиентах. Критерии достаточного питания.
  14. Естественное вскармливание: определение, периоды. Понятие о свободном и регламентированном режимах вскармливания.
  15. Закономерности изменения эритроцитарного ростка, количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы с возрастом у детей.
  16. Изменения кожи при дефектах ухода (потница, опрелости, гнойничковые поражения) и атопическом дерматите.
  17. Инструментальные методы исследования функции внешнего дыхания.
  18. Искусственное вскармливание. Режим кормления, расчет объемов питания, сроки введения прикормов. Техника проведения. Критерии оценки эффективности.
  19. Классификация молочных смесей, их характеристика, требования, предъявляемые к их составу. Понятие о «начальных» и «последующих» формулах. Правила приготовления.
  20. Клинические и инструментальные методы исследования функции внешнего дыхания.
  21. Клинические синдромы поражения мочевыделительной системы у детей и подростков: отечный, болевой абдоминальный, артериальной гипертензии, дизурический.
  22. Количественные, качественные и биологические отличия состава женского и коровьего молока.
  23. Комплексная оценка состояния здоровья детей: критерии, группы здоровья.
  24. Копрологические синдромы.
  25. Кровообращение у плода и новорожденного, сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения (аранциев проток, овальное отверстие, боталов проток) после рождения ребенка.
  26. Лабораторные синдромы поражения системы мочеобразования и мочевыделения: лейкоцитурический, гематурический, протеинурический, олиго — и полиурический.
  27. Лабораторные тесты синдромов холестаза, цитолиза, гепато-депрессивного и иммунопатологического (мезенхимально-воспалительного) синдромов.
  28. Лактация: фазы, факторы, влияющие на состав грудного молока.
  29. Механизмы долгосрочного влияния рационов питания на рост и развитие детей: экспрессия генов, подмена структурных метаболитов при их дефиците, нарушение последовательности роста и дифференцировок, «переключение» биологических часов развития.
  30. Морфологические особенности строения мышц и их развитие у детей; периоды диспропорции роста костей и мышц; значение физического воспитания.
  31. Морфологические элементы поражения кожи — первичные и вторичные. Характеристика элементов сыпи.
  32. Неспецифические факторы резистентности (лизоцим, пропердин, система комплемента, фагоцитоз) у детей, связь с заболеваниями.
  33. Новорожденный ребенок. Клиническая оценка состояния зрелости при рождении (шкала Апгар). Понятие о зрелости, морфофункциональные признаки зрелого новорожденного. Понятие о задержке внутриутробного развития.
  34. Общие закономерности процессов роста и развития (законы роста) в различные периоды детства.
  35. Органогенез бронхиального дерева. Механизм первого вдоха.
  36. Основные клинические проявления поражения ЦНС после рождения ребенка. Понятие об олигофрении, энцефалопатии.
  37. Основные принципы (законы) рационального питания детей раннего возраста: физиологическая адекватность питания, многокомпонентная сбалансированность питания, нутриентное предобеспечение. Незаменимость грудного вскармливания.
  38. Основные синдромы поражения мочевыделительной системы: нефрит, пиелонефрит, цистит.
  39. Основные синдромы поражения органов пищеварения у детей: болевой абдоминальный, диспепсии.
  40. Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Ведущие педиатрические школы России и их вклад в развитие науки.
  41. Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Ведущие педиатрические школы России и их вклад в развитие науки.
  42. Особенности функционирования гуморального иммунитета (В-лимфоциты)  у детей.
  43. Особенности бронхиального секрета, мукоцилиарного транспорта и кашля у детей раннего возраста; связь с патологией.
  44. Особенности кроветворения у плода и после рождения. Условия, определяющие нормальное кроветворение у детей.
  45. Особенности кроветворения у плода. Условия, определяющие нормальное кроветворение у детей.
  46. Особенности пищеварения у детей и подростков: мембранное и полостное пищеварение; особенности усвоения питательных веществ.
  47. Особенности развития и функционирования придатков кожи: сальных и потовых желез, волосяного покрова.
  48. Особенности стула и его характеристика у детей различного возраста.
  49. Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Особенности надкостницы и кровоснабжения костей.
  50. Особенности функционирования гуморального иммунитета (В-лимфоциты) у детей.
  51. Особенности функционирования специфического клеточного иммунитета клеточного (Т-лимфоциты) у детей, связь с возрастной заболеваемостью.
  52. Первичная и вторичная (приобретенная) иммунологическая недостаточность.
  53. Период грудного возраста, его характеристика. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в этом периоде.
  54. Периоды детства: новорожденный ребенок: оценка состояния при рождении, признаки доношенности.
  55. Периоды детства: новорожденный ребенок: переходные состояния.
  56. Питание здоровых детей от 1 до 3 лет, основные принципы. Кисломолочные продукты, понятие о функциональном питании.
  57. Показатели НПР: безусловные рефлексы и формирование условно-рефлекторной деятельности.
  58. Показатели функции внешнего дыхания у детей и подростков: глубина, частота, ритм, минутный объем дыхания, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, механика дыхания. Возрастные изменения этих параметров.
  59. Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Сроки закрытия родничков и швов.
  60. Правила и техника кормления ребенка грудью, роль раннего первого прикладывания к груди. Противопоказания к первому прикладыванию и кормлению грудью со стороны матери и ребенка, затруднения при вскармливании.
  61. Преимущества грудного вскармливания. Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ в поддержку грудного вскармливания.
  62. Развитие органов чувств у детей.
  63. Развитие эмоций, форм общения, этапы формирования речи (предречевое развитие, «сенсорная» речь, моторная речь). Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии ребенка.
  64. Роль и значение белка для ребенка. Особенности белкового обмена у детей различного возраста и подростков.
  65. Роль и значение жира для ребенка. Особенности жирового обмена у здоровых детей различного возраста и подростков.
  66. Рост и дифференцировка структур центральной и периферической нервной системы после рождения ребенка (кровоснабжение мозга, гематоэнцефалический барьер, биохимический состав нервной ткани; связь с патологией).
  67. Семиотика анамнеза у детей.
  68. Семиотика врожденных пороков сердца с лево-правым сбросом крови (открытый артериальный  проток, дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки).
  69. Семиотика врожденных пороков сердца со сбросом крови справа налево (болезнь Фалло) и синдромом шлюза (коарктация аорты, стеноз легочной артерии).
  70. Семиотика и синдромы поражения мышечной системы (мышечной гипотонии и гипертонии) у детей различного возраста и подростков.
  71. Семиотика изменений кала.
  72. Семиотика изменения анализа мочи (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия). Понятие о синдроме почечной недостаточности.
  73. Семиотика изменения дыхательных шумов.
  74. Семиотика изменения цвета кожи и патологической пульсации в области сердца и сосудов при врожденных пороках развития сердечно-сосудистой системы.
  75. Семиотика кашля у детей.
  76. Семиотика наиболее частых поражений костной ткани (остеомаляция, разрастание остеоидной ткани, гипоплазия). Клинические признаки поражения суставов.
  77. Семиотика нарушения физического развития (нарушение роста и массы тела) у детей различного возраста и подростков
  78. Семиотика общего осмотра у детей.
  79. Семиотика поражений полости рта и зева у детей (стоматиты, гингивиты, ангины).
  80. Семиотика приобретенных пороков сердца у детей (недостаточность митрального и аортального клапанов, митральный стеноз).
  81. Семиотика расширения границ сердечной тупости, изменения звучности тонов, сердечных шумов.
  82. Семиотика сыпей у детей.
  83. Синдром бронхиальной обструкции и его причины.
  84. Синдром крупа (острый ларинготрахеит).
  85. Синдром острой дыхательной недостаточности, степени тяжести.
  86. Синдром сердечной недостаточности, клинические проявления лево-и правожелудочковой недостаточности.
  87. Синдром увеличения лимфатических узлов.
  88. Синдромы желтухи, мальабсорбции.
  89. Синдромы нарушения гемодинамики при врожденных пороках сердца у детей.
  90. Синдромы поражения органов кроветворения: анемический; геморрагический.
  91. Синдромы поражения пищеварительной системы у детей: гепато-билиарной системы, поджелудочной железы.
  92. Синдромы поражения пищеварительной системы у детей: пищевода, желудка, тонкой и толстой кишок.
  93. Синдромы поражения пищеварительной системы: диспепсии, мальабсорбции.
  94. Синдромы поражения разных уровней дыхательной системы: назофарингит, трахеит, бронхит, бронхиолит.
  95. Синдромы поражения разных уровней дыхательной системы: пневмония, плеврит.
  96. Синдромы поражения сердца: миокарда, эндокарда, перикарда.
  97. Смешанное вскармливание, показания, правила и техника проведения. Критерии оценки эффективности.
  98. Сон и режим дня детей различного возраста.
  99. Состав и биологически активные компоненты женского молока. Отличия молозива, переходного и зрелого женского молока. Значение молозива в питании детей первых дней жизни.
  100. Средние сроки появления моторных и статических навыков у ребенка первого года жизни.
  101. Стадии образования кости (остеоидный матрикс, минерализация, перемоделирование).
  102. Степени недостаточности кровообращения у детей.
  103. Типы кровоточивости.
  104. Увеличение и уменьшение общего числа лейкоцитов и отдельных клеток в лейкоцитарной формуле.
  105. Факторы, формирующие лактацию. Питание беременной и кормящей женщины. Профилактика гипогалактии.
  106. Физиологические особенности органов пищеварения у детей, состояние секреторной и ферментативной функций слюнных, желудочных, кишечных желез, внешнесекреторной функции печени и поджелудочной железы. Гормоны желудочно-кишечного тракта у детей.
  107. Физиологическое обоснование прикорма при естественном вскармливании. Блюда прикорма, сроки и правила их введения.
  108. Физиологическое обоснование прикорма. Блюда прикорма, сроки и правила их введения.
  109. Физическое развитие: определение, регуляция темпов развития (генетическая, средовая, гормональная). Критерии оценки уровня физического развития детей и подростков.
  110. Формы одышки, их клинические признаки. Типы дыхания.
  111. Функциональные и инструментальные методы исследования мочевыделительной системы у детей (биохимические показатели, проба Зимницкого, клиренс по эндогенному креатинину, УЗИ, урография).
  112. Функциональные особенности мочевыделительной системы у детей (клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
  113. Функциональные пробы сердечно-cоcyдистой системы (пробы по Шалкову, проба Штанге), их оценка у детей.
  114. Характеристика и возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей до 2-х лет.
  115. Характеристика младшего и старшего школьных периодов. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в эти периоды.
  116. Характеристика периода раннего возраста. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в этом периоде.
  117. Характеристика преддошкольного и дошкольного периодов детства. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в этом периоде.
  118. Характеристика сердечных шумов у детей; отличия функциональных шумов от органических.
  119. Эмбриогенез органов мочеобразования и мочеотделения для понимания аномалий развития и положения. Сроки начала процесса мочеобразования.
Читайте также:  Люди с синдромом аспергера способны любить

Источник