Синдромы в клинике внутренних болезней

Справочник синдромов в клинике внутренних болезней. Учебное пособие для студентов 3 курса лечебного факультета

Учебное пособие представляет собой краткий справочник основных синдромов в клинике внутренних болезней, предназначенный, в основном, для студентов высших медицинских учебных заведений, начинающих изучение этой дисциплины. В то же время, он может быть полезен и для студентов старших курсов и врачей — интернов. Рекомендовано использовать пособие в качестве источника справочных материалов. Мы полагаем, что «Справочник» может представлять интерес для врачей других специальностей, а также для средних медицинских работников.

616.1/9
С741
4 ссылок

Наличие экземпляров в фондах библиотеки ДВГМУ:
28
1

74

Добрых В.А
Уварова И.В
Хрипкова Л.С
Тен Т.К
Мун И.Е
Мамровская Т.П

Хабаровск, ГБОУ ВПО ДВГМУ
2013
114с.
Учебное пособие

Полный текст (просмотров: 1007 )

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ……………………………………………… 5
I. Синдромы при заболевании бронхо-легочной системы ………….. 5
1.1. Синдром острого воспаления верхних дыхательных путей
(СОВВДП) …………………………………………………. 5
1.2. Бронхитический синдром (БС ……………………………. 7
1.3. Бронхообструктивный синдром (БОС ………………………. 7
1.4. Синдром повышенной воздушности легочной ткани …………… 7
1.5. Синдром легочного уплотнения ………………………….. 8
1.6. Синдром полости в легком …………………………….. 10
1.7. Синдром скопления жидкости в плевральной полости ……….. 12
1.8. Синдром скопления газа в плевральной полости …………… 13
1.9. Синдром ателектаза легких ……………………………. 16
II. Синдромы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы ……. 18
2.1. Синдром митрального стеноза ………………………….. 18
2.2. Синдром митральной недостаточности ……………………. 19
2.3. Синдром аортального стеноза ………………………….. 20
2.4. Синдром аортальной недостаточности ……………………. 21
2.5. Синдром трикуспидальной недостаточности ……………….. 22
2.6. Острый коронарный синдром (ОКС ……………………….. 23
2.7. Синдром артериальной гипертензии (АГ ………………….. 27
2.8. Гипертонические кризы ……………………………….. 28
2.9. Синдром сердечной недостаточности …………………….. 31
2.10. Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА …………………. 35
2.11. Синдром острой сосудистой недостаточности …………….. 37
2.12. Синдром аритмии ……………………………………. 39
2.13. Синдром поражения перикарда …………………………. 40
2.14. Врожденные пороки сердца ……………………………. 42
III. Синдромы в гастроэнтерологии …………………………. 48
3.1. Синдром дисфагии ……………………………………. 48
3.2. Синдром гастроэзофагеального рефлюкса (ГЭР …………….. 50
3.3. Синдром язвенного поражения слизистой оболочки желудка и
(или) 12-ти перегной кишки ……………………………….. 52
3.4. Основные синдромы в неотложной гастроэнтерологии ……….. 54
3.5. Синдром кишечной диспепсии …………………………… 56
3.6. Синдром раздраженного кишечника (СРК ………………….. 57
3.7. Синдром диареи ……………………………………… 60
3.8. Синдром запора ……………………………………… 62
3.9. Основные клинические синдромы при заболеваниях печени. …… 64
3.10. Основные функционально-биохимические синдромы поражения
печени ………………………………………………… 64
3.11. Синдром желтухи ……………………………………. 65
3.12. Синдром портальной гипертензии ………………………. 69
3.13. Синдром дискинезии желчевыводящих путей ………………. 70
IV. Синдромы в нефрологии ………………………………… 71
4.1. Мочевой синдром …………………………………….. 71
4.2. Нефритический синдром ……………………………….. 72
4.3. Нефротический синдром ……………………………….. 73
4.4. Синдром острой почечной недостаточности (ОПН …………… 75
4.5. Синдром хронической почечной недостаточности (ХПН ………. 76
V. Синдромы в гематологии ………………………………… 78
5.1. Синдром анемии ……………………………………… 78
5.2. В-12- фолиеводефицитная анемия ……………………….. 80
5.3. Геморрагический синдром ……………………………… 82
VI. Синдромы в эндокринологии …………………………….. 83
6.1. Синдром гипергликемии ……………………………….. 83
6.2. Сахарный диабет …………………………………….. 83
6.3. Диабетические комы ………………………………….. 86
6.4. Синдром гипогликемии ………………………………… 89
6.5. Синдромы при заболеваниях щитовидной железы ……………. 90
6.6. Синдромы при заболеваниях надпочечников ……………….. 94
VII. Синдромы поражения суставов в ревматологии …………….. 97
7.1. Синдром воспаления суставов ………………………….. 97
7.2. Синдром дистрофических изменений в суставе …………….. 98
7.3. Синдром врожденной аномалии соединительной ткани ………. 100
7.4. Синдром поражения позвоночника ………………………. 101
VIII. ЭКГ — диагностика …………………………………. 102
8.1. Гипертрофия правого предсердия ………………………. 102
8.2. Гипертрофия левого предсердия ……………………….. 103
8.3. Комбинированная гипертрофия …………………………. 104
8.4. Гипертрофия правого желудочка ……………………….. 104
8.5. Гипертрофия левого желудочка ………………………… 106
8.6. Комбинированная гипертрофия желудочков ……………….. 107
8.7. ЭКГ — синдромы …………………………………….. 108
Рекомендуемая литература ………………………………… 112

Посетитель (IP-адрес: 91.240.84.105)

Источник

1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии

© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013

Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.

2. Уроки дифференциального диагноза

© Эрик Р. Бек, 2008

Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.

Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.

В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.

3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе

© В.А. Доровских, 2007

4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней

© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов

5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

© Ф.Ф. Тетенев, 2010

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Читайте также:  Диференційна діагностика синдрому кашлю у дітей

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

6. Основные синдромы в гастроэнтерологии

© К.М. Иванов, 2008

Практическое руководство для медсестер.

7. Госпитальная хирургия

© А.Г. Абдуллаев, 2013

8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов

©

9. Перечень основных синдромов

©

Методическое пособие для преподавателей и студентов

10. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии

© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, Н.В. Коновалова, Р.А. Шамсутдинова, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

11. Семиотика и синдромология в гематологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

12. Семиотика и синдромология в кардиологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

13. Семиотика и синдромология в нефрологии

© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

14. Семиотика и синдромология в пульмонологии

© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

15. Синдромы пропедевтики

©

16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней

© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014

Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.

17. Внутренние болезни: гастроэтерология

© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010

Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 — Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).

Источник

Îïèñàíèå òèïè÷íûõ ïðèçíàêîâ (ñèìïòîìîâ) è èõ ñî÷åòàíèé (ñèíäðîìîâ) âíóòðåííèõ îðãàíîâ ÷åëîâåêà. Îñíîâû äèàãíîñòèêè è õàðàêòåðèñòèêà ìåõàíèçìû áîëåçíåé äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, ïèùåâàðèòåëüíîé, ìî÷åïîëîâîé è êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåì îðãàíèçìà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Àíèçîöèòîç

Ïîÿâëåíèå â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè ýðèòðîöèòîâ ðàçíîé âåëè÷èíû. Ìèêðîöèòîç — ïðåîáëàäàíèå ìàëûõ ðàçìåðîâ — õàðàêòåðíî äëÿ æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé. Ìàêðîöèòîç — ïðåîáëàäàíèå êðóïíûõ ðàçìåðîâ — âîçíèêàåò ïðè ðàññòðîéñòâå ãåìîïîýòè÷åñêîé ôóíêöèè ïå÷åíè. Ìåãàëîöèòû — êðóïíûå (áîëåå 12 ìêì) îâàëüíûå ãèïåðõðîìíûå ýðèòðîöèòû ïîÿâëÿþòñÿ ïðè íåäîñòàòêå âèòàìèíà B2.

Âêóñà èçâðàùåíèÿ ñèìïòîì (pica chlorotica).

Ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì .áîëüíûå îõîòíî åäÿò ìåë, ãëèíó, óãîëü. Íåðåäêî ñî÷åòàåòñÿ ñ èçâðàùåíèåì îáîíÿíèÿ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ íàðóøåíèè äåÿòåëüíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû, à òàêæå èíîãäà ïðè áåðåìåííîñòè.

Ãåìîëèç.

Ïðîöåññ ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ, ïðè êîòîðîì ãåìîãëîáèí âûõîäèò èç íèõ â ïëàçìó. Ôèçèîëîãè÷åñêèé ãåìîëèç ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå ñòàðåíèÿ ýðèòðîöèòîâ. Ïàòîëîãè÷åñêèé — ïðè ïåðåëèâàíèè íåñîâìåñòèìîé êðîâè, äåéñòâèè ãåìîëèòè÷åñêèõ ÿäîâ, ïðè àóòîèììóííûõ ãåìîëèòè÷åñêèõ àíåìèÿõ.

Ãåìîððàãèè.

 øèðîêîì ñìûñëå ñëîâà — êðîâîèçëèÿíèÿ. Êîæíûå ãåìîððàãèè äåëÿòñÿ íà ìåëêèå òî÷å÷íûå êîæíûå êðîâîèçëèÿíèÿ — ïåòåõèè, ýêõèìîçû — è áîëåå êðóïíûå — êðîâîïîäòåêè. Âõîäÿò â ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì. Âñòðå÷àþòñÿ ïðè ãåìîððàãè÷åñêèõ äèàòåçàõ, ëåéêîçàõ, íåêîòîðûõ àâèòàìèíîçàõ, äëèòåëüíîì òå÷åíèè æåëòóõè.

Ãëîññèò õàíòåðîâñêèé.

Âûðàæåííàÿ àòðîôèÿ ñîñî÷êîâ ÿçûêà, ïðè êîòîðîé ïîâåðõíîñòü åãî ñòàíîâèòñÿ î÷åíü ãëàäêîé — “ëàêîâîé”. Íàáëþäàåòñÿ ïðè Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè.

Êîëüöà Êåáîòà.

Îáîçíà÷åíèå îáðàçîâàíèé êðàñíîãî öâåòà, èìåþùèõ âèä êîëåö, âîñüìåðîê, îáíàðóæèâàåìûõ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè êðîâè ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ýðèòðîïîýçà. Èõ ñ÷èòàþò îñòàòêàìè îáîëî÷åê ÿäåð ñîçðåâàþùèõ ýðèòðîöèòîâ. Âñòðå÷àþòñÿ, â îñíîâíîì, ïðè Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè.

Êîí÷àëîâñêîãî Ðóìïåëÿ Ëååäå ñèìïòîì.

Ïîÿâëåíèå ìíîæåñòâåííûõ ïåòåõèé íà êîæå äèñòàëüíåå æãóòà, ñäàâëèâàþùåãî ïðåäïëå÷üå. Ïîëîæèòåëüíûì ñèìïòîì ñ÷èòàåòñÿ ïðè ïîÿâëåíèè ïåòåõèé ìåíåå ÷åì çà òðè ìèíóòû. Âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ïîâûøåííîé ïðîíèöàåìîñòè ñîñóäèñòîé ñòåíêè. Âõîäèò â ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì.

Êðîâîïîäòåêè (ñèí. ïóðïóðà).

Êðóïíûå ïëîñêèå êðîâîèçëèÿíèÿ â òîëùå êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, èìåþùèå, êàê ïðàâèëî, ôîðìó ïÿòåí ðàçëè÷íîé âåëè÷èíû è î÷åðòàíèé. Îáðàçóþòñÿ â ðåçóëüòàòå ðàçðûâà ñîñóäà èëè óâåëè÷åíèÿ ïðîíèöàåìîñòè åãî ñòåíêè. Âõîäÿò â ãðóïïó ãåììîðàãèé (ñì.).

Ëåéêîïåíèÿ.

Óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà ëåéêîöèòîâ â êðîâè (ìåíåå 4000 â 1 ìêë).

Ëåéêîöèòîç.

Óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ëåéêîöèòîâ â êðîâè (‘áîëåå 10000 â 1 ìêë).

Ìàêðîöèòîç ñì. Àíèçîöèòîç.

Ìèêðîöèòîç ñì. Àíèçîöèòîç.

Ìèåëîç ôèíèêóëÿðíûé

Ïîðàæåíèå ñïèííîãî ìîçãà, ïðîÿâëÿþùååñÿ ïàðåñòåçèÿìè, ïîòåðåé ÷óâñòâèòåëüíîñòè â êîíå÷íîñòÿõ, â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ — ïàðàëè÷îì íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ðàçâèâàåòñÿ âñëåäñòâèå äåôèöèòà â îðãàíèçìå âèòàìèíà B12. ßâëÿåòñÿ îäíèì èç ñèìïòîìîâ Â12-äåôèöèòíîé àíåìèè.

Ìîñëåðà ñèìïòîì.

Áîëü â ãðóäèíå, ïîÿâëÿþùàÿñÿ èëè óñèëèâàþùàÿñÿ ïðè ïåðêóññèè èëè ïàëüïàöèè ãðóäèíû. ßâëÿåòñÿ ïðèçíàêîì îñòðîãî ëåéêîçà.

Читайте также:  Ведущий синдром при умственной отсталости

Ïåòåõèè.

Ðàçíîâèäíîñòü ãåìîððàãèè (ñì.), âîçíèêàþùèõ íà êîæå è ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ â ðåçóëüòàòå ìåëü÷àéøèõ êàïèëëÿðíûõ êðîâîèçëèÿíèé. Èìåþò îêðóãëóþ ôîðìó, ðàçìåðû â äèàìåòðå 1 — 5 ìì. Îäèí èç õàðàêòåðíûõ ïðèçíàêîâ ãåìîððàãè÷åñêèõ äèàòåçîâ.

Ïîéêèëîöèòîç.

Ïîÿâëåíèå â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè ýðèòðîöèòîâ íåïðàâèëüíîé (îâàëüíîé, ãðóøåâèäíîé) ôîðìû ïðè ïàòîëîãèè èõ ñîçðåâàíèÿ. Âõîäèò â àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì.

Ïîêàçàòåëü öâåòîâîé.

Óñëîâíàÿ âåëè÷èíà, âûâîäèìàÿ èç ñîîòíîøåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà è êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â åäèíèöå îáúåìà êðîâè è îòðàæàþùàÿ ñòåïåíü íàñûùåíèÿ îäíîãî ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì. Âûñ÷èòûâàþò åãî, äåëÿ óòðîåííîå ÷èñëî ãðàììîâ ãåìîãëîáèíà â 1 ë êðîâè íà òðè ïåðâûå öèôðû ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ â ýòîì îáúåìå.  íîðìå ðàâåí

ïðèìåðíî 0,8—1,05.

Ïðîòðîìáèíîâûé èíäåêñ.

Âûðàæåííîå â ïðîöåíòàõ îòíîøåíèå ïðîòðîìáèíîâîãî âðåìåíè ïëàçìû äîíîðà ê ïðîòðîìáèíîâîìó âðåìåíè ïëàçìû áîëüíîãî. Âàæíûé ïîêàçàòåëü, õàðàêòåðèçóþùèé ñîñòîÿíèå ñâåðòûâàþùåé ñèñòåìû êðîâè (ôàêòîðû II, V, VI, VII, X). Â íîðìå ðàâåí 80—100%.

Ïóðïóðà (ñì. Êðîâîïîäòåêè).

Ðåàêöèÿ ëåéêåìîèäíàÿ.

Ðåçêèé ñäâèã ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëû (ñì.)âëåâî, âïëîòü äî ïîÿâëåíèÿ â íåé ïðîìèåëîöèòîâ è ìèåëîáëàñòîâ ïðè çíà÷èòåëüíîì ëåéêîöèòîçå è ñîõðàíåíèè âñåõ ïðîìåæóòî÷íûõ ôîðì ëåéêîöèòîâ. Íàáëþäàåòñÿ êàê ðåàêöèÿ íà ðàçâèòèå â îðãàíèçìå âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà èëè ïîÿâëåíèå î÷àãà íåêðîçà è èñ÷åçàåò âìåñòå ñ îñíîâíûì ïàòîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì.

Ñïëåíîìåãàëèÿ.

Óâåëè÷åíèå ñåëåçåíêè â ðàçìåðàõ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ ñèñòåìû êðîâè (ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè, ëåéêîçû, òðîìáîöèòîïåíè÷åñêàÿ ïóðïóðà). Êðîìå òîãî, ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ (âèðóñíûé ãåïàòèò, ìàëÿðèÿ, ñåïñèñ è äð.), öèððîçå ïå÷åíè. Íå ïóòàòü ñ ãèïåðñïëåíèçìîì (ñì. ñèñòåìó ïèùåâàðåíèÿ).

Òåëüöà Æîëëè.

Îáîçíà÷åíèå êðóãëûõ âèøíåâî-êðàñíûõ õðîìàòèíîâûõ îáðàçîâàíèé äèàìåòðîì 1—2 ìêì, îáíàðóæèâàåìûõ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè êðîâè ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ýðèòðîöèòîïîýçà. Ñ÷èòàþòñÿ îñòàòêàìè ÿäåð ñîçðåâàþùèõ ýðèòðîöèòîâ.

Òåíè Áîòêèíà Ãóìïðåõòà.

Îáîçíà÷åíèå ðàñïëûâ÷àòûõ ïÿòåí, îêðàøåííûõ ïîäîáíî ÿäåðíîìó âåùåñòâó ëåéêîöèòîâ, îáíàðóæèâàåìûõ ïðè ìèêðîñêîïè÷åñêîì èññëåäîâàíèè êðîâè ïðè ëåéêîöèòîëèçå. Îíè ÿâëÿþòñÿ îñòàòêàìè ÿäåðíîãî õðîìàòèíà ëåéêîöèòîâ è ñâèäåòåëüñòâóþò îá èõ ïîâûøåííîé õðóïêîñòè.

Òðîìáîöèòîïåíèÿ “êðèòè÷åñêàÿ”.

Ñîäåðæàíèå òðîìáîöèòîâ â êðîâè â êîëè÷åñòâå 30 000 â 1 ìêë è ìåíåå, ïðè êîòîðîì âîçíèêàþò ãåìîððàãèè.  íîðìå ñîäåðæàíèå òðîìáîöèòîâ 180000—320000 â 1 ìêë.

Óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ.

Ñèìïòîì, ÷àñòî âûÿâëÿåìûé ïðè áîëåçíÿõ êðîâè, íåêîòîðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ, ìåòàñòàçèðîâàíèè çëîêà÷åñòâåííûõ îïóõîëåé.  ñëó÷àå ïàòîëîãèè ñèñòåìû êðîâè íàèáîëåå çíà÷èòåëüíîå óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ íàáëþäàåòñÿ ïðè ëèìôîëåéêîçå, ëèìôîãðàíóëåìàòîçå, ëèìôîñàðêîìå. Îíî õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèñòåìíîñòüþ, ìíîæåñòâåííîñòüþ è óñòîé÷èâîñòüþ ïîðàæåíèÿ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ.

Ôîðìóëà ëåéêîöèòàðíàÿ.

Êîëè÷åñòâåííîå ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå ìåæäó îòäåëüíûìè ôîðìàìè ëåéêîöèòîâ â ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè. Ïðè çàïèñè ñîîòíîøåíèÿ íåéòðîôèëîâ ñëåâà ðàñïîëàãàþòñÿ áîëåå ìîëîäûå ôîðìû.

Ôóíèêóëÿðíûé ìèåëîç (ñì. Ìèåëîç ôóíèêóëÿðíûé).

Øóì âîë÷êà (ñì. Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà).

Ùèïêà ñèìïòîì.

Ïîÿâëåíèå êðîâîèçëèÿíèé â êîæå ïîñëå ìÿãêîé åå òðàâìû (ùèïêà). Íà ìåñòå ùèïêà ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ãåìîððàãèè óâåëè÷èâàþòñÿ è ñòàíîâÿòñÿ áîëåå èíòåíñèâíûìè. Âõîäèò â ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì.

Ýêõèìîçû (ñì. Ãåìîððàãèè).

Hiatus leucaemicus.

Ïðèñóòñòâèå â ëåéêîöèòàðíîé ôîðìóëå íàèáîëåå ìîëîäûõ (ïðîìèåëîöèòû, ìèåëîáëàñòû) è óæå çðåëûõ ôîðì è îòñóòñòâèå ïðîìåæóòî÷íûõ ôîðì ëåéêîöèòîâ. Íàáëþäàåòñÿ ïðè îñòðûõ ëåéêîçàõ

Ñèíäðîìû

Àíåìè÷åñêèé ñèíäðîì.

Ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ è ñíèæåíèåì ñîäåðæàíèÿ ãåìîãëîáèíà â åäèíèöå îáúåìà êðîâè íèæå íîðìû. Ïðîÿâëÿåòñÿ ðÿäîì íåñïåöèôè÷åñêèõ è ñïåöèôè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ. Íåñïåöèôè÷åñêèå — îáóñëîâëåíû ðàçâèâàþùåéñÿ ãèïîêñèåé — ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, òàõèêàðäèÿ, îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, øóì â óøàõ. Ñïåöèôè÷åñêèå — çàâèñÿùèå îò ôîðìû àíåìèè — èçâðàùåíèå âêóñà, õàíòåðîâñêèé ãëîññèò, ôóíèêóëÿðíûé ìèåëîç, èçìåíåíèå ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ ýðèòðîöèòîâ.

Ôîðìû àíåìèé: ïî ñòåïåíè íàñûùåííîñòè ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì, òî åñòü ïî öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ — íîðìîõðîìíûå (ö. ï. 0,8—1,0), ãèïîõðîìíûå (ö. ï. ìåíüøå 0,8), ãèïåðõðîìíûå (ö. ï. áîëüøå 1,0); ïî ñïîñîáíîñòè ðåãåíåðàöèè è êîìïåíñàöèè àíåìè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ñî ñòîðîíû êîñòíîãî ìîçãà — ðåãåíåðàòîðíûå, òî åñòü ñ ñîõðàíåííîé ñïîñîáíîñòüþ êîñòíîãî ìîçãà ê ïðîäóêöèè ýðèòðîöèòîâ (ïðè îñòðîé êðîâîïîòåðå, ãåìîëèçå), ãèïîðåãåíåðàòîðíûå (ïðè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðå), àðåãåíåðàòîðíûå, èëè àïëàñòè÷åñêèå (ïðè ïàíìèåëîôòèçå), äèñïëàñòè÷åñêèå, èëè äèýçðèòðîïîýòè÷åñêèå (ïðè Â12-(ôîëèåâî)äåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèÿõ). Èíîãäà ðàçëè÷àþò ìàêðî- è ìèêðîöèòàðíûå ôîðìû àíåìèé.

Ïî ìåõàíèçìó ðàçâèòèÿ âûäåëÿþò òðè îñíîâíûå ãðóïïû àíåìèé: âñëåäñòâèå êðîâîïîòåðü — ïîñòãåìîððàãè÷åñêèå, âñëåäñòâèå íàðóøåííîãî êðîâîîáðàçîâàíèÿ; âñëåäñòâèå ïîâûøåííîãî êðîâîðàçðóøåíèÿ — ãåìîëèòè÷åñêèå.

Ãåìîáëàñòîçû.

Ñîáèðàòåëüíûé òåðìèí äëÿ îáîçíà÷åíèÿ îïóõîëåé, èñõîäÿùèõ èç êðîâåòâîðíûõ êëåòîê. Âûäåëÿþò äâå îñíîâíûå ãðóïïû ãåìîáëàñòîçîâ: ëåéêîçû è ãåìàòîñàðêîìû (çëîêà÷åñòâåííûå ëèìôîìû). Îáúåäèíÿþòñÿ õàðàêòåðíûìè ïðèçíàêàìè: ïðîãðåññèðóþùåé êëåòî÷íîé ãèïåðïëàçèåé â îðãàíàõ êðîâåòâîðåíèÿ, çàìåùåíèåì íîðìàëüíûõ êëåòîê êðîâè îïóõîëåâûìè, ïîÿâëåíèåìïàòîëîãè÷åñêèõ î÷àãîâ êðîâåòâîðåíèÿ â ðàçëè÷íûõ îðãàíàõ. Ëåéêîçû — îïóõîëè èç êðîâåòâîðíûõ êëåòîê ñ ïåðâè÷íîé ëîêàëèçàöèåé â êîñòíîì ìîçãå. Ïîñòóïëåíèå ëåéêîçíûõ (îïóõîëåâûõ) êëåòîê â êðîâü âûçûâàåò âîçíèêíîâåíèå õàðàêòåðíîé êëèíè÷åñêîé è ãåìàòîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè (â òîì ÷èñëå àíãèíà íåêðîòè÷åñêè-ÿçâåííàÿ, ãåìîððàãèè, Ìîñëåðà ñèìïòîì, ñïëåíîìåãàëèÿ, óâåëè÷åíèå ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ, hiatus leucaemicus).

Âñå ëåéêîçû äåëÿò íà îñòðûå è õðîíè÷åñêèå íà îñíîâàíèè ìîðôîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé îïóõîëåâûõ êëåòîê: ïðè îñòðûõ ëåéêîçàõ ýòî òàê íàçûâàåìûå áëàñòíûå êëåòêè, ïðè õðîíè÷åñêèõ — ñîçðåâàþùèå è çðåëûå êëåòêè. Ñðåäè îñòðûõ ëåéêîçîâ íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ìèåëî!áëàñòíûé è ëèìôîáëàñòíûé, ñðåäè õðîíè÷åñêèõ — ìèåëîëåéêîç, ëèìôîëåéêîç, ýðèòðåìèÿ.

Ãåìàòîñàðêîìû — îïóõîëè èç êðîâåòâîðíûõ êëåòîê ñ ïåðâè÷íîé âíåêîñòíîìîçãîâîé ëîêàëèçàöèåé è âûðàæåííûì ìåñòíûì îïóõîëåâûì ðîñòîì. Ïî ìîðôîëîãè÷åñêèì îñîáåííîñòÿì îïóõîëåâûõ êëåòîê âûäåëÿþò íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèåñÿ — ëèìôîãðàíóëåìàòîç, ëèìôîñàðêîìó, ðåòèêóëîñàðêîìó è äðóãèå áîëåå ðåäêèå ãåìàòîñàðêîìû.

Ê ãåìîáëàñòîçàì îòíîñÿò, êðîìå òîãî, ïàðàïðîòåèíåìè÷å-ñêèå ôîðìû — ìèåëîìëóþ áîëåçíü, áîëåçíü Âàëüäåíñòðåìà.

Ãåìîððàãè÷åñêèå äèàòåçû.

Òåðìèí äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ãðóïïû áîëåçíåé, îñíîâíûì êëèíè÷åñêèì ïðèçíàêîì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì — ñèíäðîì ïîâûøåííîé êðîâîòî÷èâîñòè — íàêëîííîñòü ê ïîâòîðíûì êðîâîòå÷åíèÿì è êðîâîèçëèÿíèÿì, ñàìîïðîèçâîëüíûì èëè ïîñëå íåçíà÷èòåëüíûõ òðàâì (êîæíûå ãåìîððàãèè, êðîâîòî÷èâîñòü äåñåí, íîæîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, ñèìïòîìû Êîí÷àëîâñêîãî — Ðóìïåëÿ — Ëååäå, ùèïêà è äð.).

Ãåìîððàãè÷åñêèå äèàòåçû ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ âñëåäñòâèå ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé: íàðóøåíèÿ ïðîíèöàåìîñòè ñîñóäîâ, ïàòîëîãèè ðàçëè÷íûõ êîìïîíåíòîâ ñâåðòûâàþùåé ñèñòåìû, óñèëåíèÿ ôèáðèíîëèçà, ðàçâèòèÿ äèññåìèíèðîâàííîãî âíóòðèñîñóäèñòîãî ñâåðòûâàíèÿ.

Читайте также:  Какие признаки для синдрома дауна у плода

7. ÊÎÑÒÍÎ-ÌÛØÅ×ÍÀß ÑÈÑÒÅÌÀ ÈÑÎÅÄÈÍÈÒÅËÜÍÀß ÒÊÀÍÜ

Ñèìïòîìû

Àíêèëîç.

Îòñóòñòâèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå. Ïðè÷èíîé ÿâëÿþòñÿ îñòðûå è õðîíè÷åñêèå âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ (òóáåðêóëåç, àðòðèòû è äð.), äåãåíåðàòèâíûå ïðîöåññû (áîëåçíü Áåõòåðåâà), òðàâìû.

Àíòèíóêëåàðíûé ôàêòîð.

Êîìïëåêñ àíòèíóêëåàðíûõ àíòèòåë, öèðêóëèðóþùèõ â êðîâè. Åãî âûñîêèé òèòð õàðàêòåðåí äëÿ ñèñòåìíîé êðàñíîé âîë÷àíêè.

“Áàìáóêîâîé òðîñòè” ñèìïòîì.

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèé ñèìïòîì áîëåçíè Áåõòåðåâà (àíêèëîçèðóþùåãî ñïîíäèëîàðòðèòà). Ïðîÿâëÿåòñÿ àíêèëîçîì ìåæïîçâîíêîâûõ ñóñòàâîâ, îêîñòåíåíèåì ôèáðîçíîãî êîëüöà ìåæïîçâîíêîâûõ äèñêîâ è ñâÿçîê ïîçâîíî÷íèêà.

Áîëè ñóñòàâíûå.

Øèðîêî âñòðå÷àþùèéñÿ ñèìïòîì. Ïðè ðÿäå çàáîëåâàíèé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè èìååò ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè. Èìååò çíà÷åíèå ëîêàëèçàöèÿ (ìåëêèå ñóñòàâû ÷àùå áîëÿò ïðè ðåâìàòîèäíîì àðòðèòå, êðóïíûå — ïðè ðåâìàòèçìå è äåôîðìèðóþùåì àðòðîçå, ñóñòàâû ïîçâîíî÷íèêà è êðåñòöîâî-ïîäâçäîøíîãî ñî÷ëåíåíèÿ — ïðè áîëåçíè Áåõòåðåâà è ò. ä.), âðåìÿ âîçíèêíîâåíèÿ è äëèòåëüíîñòü (ïîñëå íàãðóçêè — ïðè äåôîðìèðóþùåì àðòðîçå; íî÷üþ, â íåïîäâèæíîì ïîëîæåíèè, — ïðè áîëåçíè Áåõòåðåâà; áûñòðîå, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé, áåññëåäíîå èñ÷åçíîâåíèå — “ëåòó÷åñòü” — áîëåé — ïðè ðåâìàòèçìå), äðóãèå îñîáåííîñòè ýòèõ áîëåé.

Âîë÷àíî÷íûé ôàêòîð (ñèí. LE-êëåòêè, êëåòêè êðàñíîé âîë÷àíêè).

Çðåëûå íåéòðîôèëû, ôàãîöèòèðóþùèå ÿäåðíûå áåëêè êëåòîê êðîâè è òêàíåé, ðàñïàâøèõñÿ ïîä äåéñòâèåì àíòèíóêëåàðíîãî ôàêòîðà è îáíàðóæèâàåìûå ìèêðîñêîïè÷åñêè. Îáíàðóæåíèå èõ ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì ñèñòåìíîé êðàñíîé âîë÷àíêè.

“Ãóñèíîé øåè” ñèìïòîì.

Ñãèáàòåëüíàÿ êîíòðàêòóðà ïÿñòíî-ôàëàíãîâîãî ñóñòàâà ñ ïåðåðàçãèáàíèåì â ïðîêñèìàëüíîì è ñãèáàíèåì â äèñòàëüíîì ñóñòàâå ïàëüöà. Òèïè÷íîå èçìåíåíèå äëÿ ðàâìàòîèäíîãî àðòðèòà.

“Êèñåòà” ñèìïòîì.

Íàëè÷èå ñâîåîáðàçíûõ ñòÿãèâàþùèõ ñêëàäîê êîæè â îáëàñòè ðòà. Ðàçâèâàåòñÿ âñëåäñòâèå òðîôè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ êîæè ïðè ñèñòåìíîé ñêëåðîäåðìèè.

Êîíòðàêòóðà.

Îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ðàçíîîáðàçíû. Êðîìå âðîæäåííûõ ðàçëè÷àþò äåðìàòîãåííûå (îãðàíè÷åíèå êîæíûì ðóáöîì), äåñìîãåííûå (ñìîðùèâàíèå ôàñöèé, àïîíåâðîçîâ, ñâÿçîê), â òîì ÷èñëå êîíòðàêòóðà Äþïþèòðåíà, ìèîãåííûå, àðòðîãåííûå, íåâðîãåííûå, ñìåøàííûå. Îïðåäåëåííûå âèäû õàðàêòåðíû äëÿ ðÿäà çàáîëåâàíèé (ñèìïòîìû “ãóñèíîé øåè”, “ïóãîâè÷íîé ïåòëè”).

“Ìåðòâîãî ïàëüöà” ñèìïòîì.

Âðåìåííîå ðåçêîå ïîáëåäíåíèå ïàëüöåâ ðóê è íîã âñëåäñòâèå ïåðèîäè÷åñêè íàñòóïàþùåãî ñïàçìà ñîñóäîâ ïðè ñèíäðîìå Ðåéíî.

Ìûøå÷íîé ñëàáîñòè ñèìïòîì.

Ïðèçíàê ïîðàæåíèÿ íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, ïðè êîòîðîì ‘áîëüíûå íå ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî ñåñòü èëè âñòàòü, èì êðàéíå òðóäíî ïîäíèìàòüñÿ ïî ëåñòíèöå. Âñòðå÷àåòñÿ ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìû, ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì äåðìàòîìèîçèòà.

Îñòåîïîðîç.

Ðàçðåæåíèå êîñòíîé òêàíè, âûÿâëÿåìîå ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.

Îñòåîëèç.

Ðåçîðáöèÿ (èñ÷åçíîâåíèå) êîñòíîé òêàíè, âûÿâëÿåìîå â òîì ÷èñëå ðåíòãåíîëîãè÷åñêè.

Îñòåîëèç äèñòàëüíûõ ôàëàíã êèñòåé è ñòîï ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ñêëåðîäàêòèëèè (ñì.).

Ïàðàëè÷è, ïàðåçû.

Âûïàäåíèå (ïàðàëè÷) èëè îñëàáëåíèå (ïàðåç) äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé ñ îòñóòñòâèåì èëè ñíèæåíèåì ñèëû ìûøö â ðåçóëüòàòå ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â íåðâíîé ñèñòåìå, âûçûâàþùèõ íàðóøåíèå ñòðóêòóðû è ôóíêöèè äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ïî ðàñïðîñòðàíåííîñòè ïîðàæåíèÿ âûäåëÿþò: ìîíîïëåãèþ (ïîðàæåíà îäíà êîíå÷íîñòü), ïàðàïëåãèþ (ïîðàæåíû îáå íîãè), ãåìèïëåãèþ (ïîðàæåíû îáå êîíå÷íîñòè îäíîé ñòîðîíû), òåòðàïëåãèþ (ïîðàæåíû ÷åòûðå êîíå÷íîñòè).

“Ïëàâíèêà ìîðæà” ñèìïòîì.

Îòêëîíåíèå (äåâèàöèÿ) êèñòè â óëüíàðíîì íàïðàâëåíèè. Õàðàêòåðåí äëÿ ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà.

Ïîçà ïðîñèòåëÿ.

Ñâîåîáðàçíàÿ îñàíêà, õàðàêòåðèçóþùàÿñÿ ôèêñèðîâàííûì ïîëîæåíèåì ñãèáàíèÿ âïåðåä. Õàðàêòåðíà äëÿ ïîçäíèõ ñòàäèé áîëåçíè Áåõòåðåâà (àíêèëîçèðóþùåãî ñïîàäèëîàðòðèòà).

“Ïòè÷üåé ëàïû” ñèìïòîì.

Ñî÷åòàíèå ñêëåðîäàêòèëèè (ñì.) ñ ëåãêèìè ñãèáàòåëüíûìè êîíòðàêòóðàìè ïàëüöåâ. Ñèìïòîì ñèñòåìíîé ñêëåðîäåðìèè.

“Ïóãîâè÷íîé ïåòëè” ñèìïòîì.

Ñãèáàòåëüíàÿ êîíòðàêòóðà ïðîêñèìàëüíûõ è ïåðåðàçãèáàíèå äèñòàëüíûõ ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâîâ. Ñèìïòîì ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà.

Ðåâìàòîèäíûå óçåëêè.

Ïëîòíûå íà îùóïü ïîäêîæíûå îáðàçîâàíèÿ ðàçìåðîì 0,5— 2.0 ñì, âûÿâëÿåìûå ïàëüïàòîðêî â ïîäêîæíîé êëåò÷àòêå îêîëî ëîêòåâûõ ñóñòàâîâ, íàä ëîêòåâîé êîñòüþ, íàä ëÿòî÷íûì ñóõîæèëèåì. Õàðàêòåðíû äëÿ ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà. Âàæíî èõ áèîïñèéíîå èññëåäîâàíèå.

Ðåâìàòîèäíûé ôàêòîð.

Àíòèòåëà ê èììóíîãëîáóëèíó êðîâè. Âûÿâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ðåàêöèè Âààëåð — Ðîóçå è ëàòåêñ-òåñòà. Âñòðå÷àåòñÿ â 60— 80% ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèé ðåâìàòîèäíûì àðòðèòîì, à òàêæå ïðè ãåïàòèòå, òóáåðêóëåçå, ñèôèëèñå è äð.

Ñêëåðîäàêòèëèÿ.

Óêîðî÷åíèå ïàëüöåâ (âñëåäñòâèå îñòåîëèçà íîãòåâûõ ôàëàíã), èñòîí÷åíèå èõ êîí÷èêîâ, äåôîðìàöèÿ íîãòåé. Âõîäèò â ñèíäðîì CREST (ñì.).

Ñêîâàííîñòü óòðåííÿÿ.

Ïðåõîäÿùåå çàòðóäíåíèå äâèæåíèÿ â ïîðàæåííûõ ñóñòàâàõ ïî óòðàì, èñ÷åçàþùåå ê êîíöó äíÿ. Ïðè ëîêàëèçàöèè â ñóñòàâàõ êèñòåé ÿâëÿåòñÿ ïðèçíàêîì ðåâìàòîèäíîãî àðòðèòà.

Ýðèòåìà.

Ñëåòêà âîçâûøàþùèéñÿ ãèïåðåìèðîâàííûé ó÷àñòîê, ðåçêî îãðàíè÷åííûé îò íîðìàëüíûõ ó÷àñòêîâ êîæè. Íåêîòîðûå âèäû îïèñàíû â ðàçäåëå “Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà” (ñì.). Ýðèòåìà â âèäå “áàáî÷êè” — íà ùåêàõ â îáëàñòè ñêóëîâûõ äóã è íà ñïèíêå íîñà — òèïè÷íà äëÿ ñèñòåìíîé êðàñíîé âîë÷àíêè.

Ñèíäðîìû

CREST — ñèíäðîì.

Ñèìïòîìîêîìïëåêñ, âêëþ÷àþùèé ñèìïòîìû: êàëüöèíîç òêàíåé (Ñ), ñèíäðîì Ðåéíî (R), ýçîôàòèò (Å), ñêëåðîäàêòèëèÿ (S), òåëåàíãèîýêòàçèè (Ò). Ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ: ôèáðîçíî-ñêëåðîòè÷åñêèå èçìåíåíèÿ òêàíåé ïðè ñèñòåìíîé ñêëåðîäåðìèè.

Ðåéíî ñèíäðîì.

Ñèìïòîìîêîìïëåêñ, õàðàêòåðèçóþùåéñÿ âíåçàïíî âîçíèêàþùèìè ïîõîëîäàíèåì è ïîáåëåíèåì ïàëüöåâ âñëåäñòâèå ñïàçìà ñîîòâåòñòâóþùèõ àðòåðèé. Õàðàêòåðíû ñèìïòîìû: áîëè â ïàëüöàõ ðóê è íîã ïðè èõ îõëàæäåíèè, ñèìïòîì “ìåðòâîãî ïàëüöà” (ñì.), â äàëüíåéøåì — ðàçâèòèå òðîôè÷åñêèõ ïîðàæåíèé, Ìîæåò ÿâëÿòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ïàòîëîãèåé (áîëåçíü Ðåéíî) èëè âõîäèòü â ñèíäðîì CREST.

Øåãðåíà ñèíäðîì.

Ñèìïòîìîêîìïëåêñ, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ñî÷åòàíèåì ïîðàæåíèÿ ñëþííûõ è ñëåçíûõ æåëåç ñ ðÿäîì çàáîëåâàíèé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè (ðåâìàòîèäíûé àðòðèò, ñèñòåìíàÿ ñêëåðîäåðìèÿ, ñèñòåìíàÿ êðàñíàÿ âîë÷àíêà, äåðìàòîìèîçèò è äð.). Ñàìîñòîÿòåëüíîå ïîðàæåíèå ýêçîêðèííûõ (ñëþííûõ è ñëåçíûõ) æåëåç, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñóõîñòüþ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, íîñèò íàçâàíèå áîëåçíè Øåãðåíà.

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1. Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñòóäåíòîâ ïî ïðîïåäåâòèêå âíóòðåííèõ áîëåçíåé. — 2-å èçä., èñïð., äîï. / Ðåóöêèé È.À., Øêëîâñêàÿ Á.È., Ñòàðîñåê Ì.Ï., Ñâåòëè÷íûé È.Ñ., Êëî÷êî Ò.Ï. è äð. Îìñê. ìåä. èí-ò. — Îìñê, 1992. Ñ. 14 — 15.

2. Ïðîïåäåâòèêà âíóòðåííèõ áîëåçíåé: Ó÷åáíèê / Ãðåáåíåâ À.Ë. — 5-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. — Ì.: Ìåäèöèíà, 2001. Ñ. — 128.

3. Ñèìïòîìû è ñèíäðîìû. Ýíöèêëîïåäè÷åñêèé ñëîâàðü-ñïðàâî÷íèê â òðåõ òîìàõ. Ïîä ðåä. À.Í. Ñìèðíîâà. Ñïðàâî÷íàÿ áèáëèîòåêà âðà÷à. Âûï. 10. — Ì.: ÊÀÏÏÀ, 1994.

4. Ðåóöêèé È. À. Îáúåêòèâíûé ñòàòóñ ÷åëîâåêà â íîðìå è ïàòîëîãèè: ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ / È. À. Ðåóöêèé. — Îìñê, 2002. — 386 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник