Синдромы раннего детского аутизма психология
Дети с синдромом раннего детского аутизма (далее – РДА) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые нарушения в эмоциональном социально-личностном развитии, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи.
Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома РДА являются:
- 1. Аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Имеются сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей степени аутизм нарушает развитие с чужими людьми.
- 2. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Ребенок сопротивляется малейшим изменениям в обстановке, порядку жизни. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение, захваченность и постоянное возвращение к одной и той же теме разговора, рисования и т.п.
- 3. Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Не менее, чем в одной трети случаев это может проявляться в виде мутизма (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации при сохранении возможности случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Ребенок с РДА может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой. Однако такая речь носит характер штампованности, «попугайности», «фотографичности». Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь, увлеченно декламировать одни и те же стихи, но не использовать речь даже в самых необходимых случаях, т.е. имеет место избегание речевого взаимодействия как такового.
- 4. Раннее проявление указанных выше расстройств (до двух с половиной лет). Наибольшая выраженность поведенческих проблем (самоизоляция, чрезмерная стереотипность поведения, страхи, агрессия и самоагрессия) имеется в дошкольном возрасте – с трех до пяти-шести лет.
История выделения РДА в качестве самостоятельного нарушения развития в детском возрасте. Термин «аутизм» (от греч. autos – сам) был введен Е. Блейлером (Е. Bleuler) для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений». Определяя аутистический тип мышления, Е. Блейлер подчеркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями.
Синдром РДА был впервые описан в 1943 г. американским клиницистом Л. Каннером (L. Каппег) на основании обобщения 11 случаев в работе «Аутистические нарушения аффективного контакта». Исследователем был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества», который он назвал синдромом РДА и который впоследствии стал называться синдромом Каннера по имени ученого, его открывшего.
Г. Аспергер (Н. Asperger) описал несколько иную категорию, которую он назвал аутистическими психопатами[1]. Психологическая картина данного нарушения отлична от каннеровской. Первое отличие заключается в том, что признаки аутистической психопатии в отличие от РДА проявляются после трехлетнего возраста. При аутистической психопатии ярко проявляются нарушения поведения, дети лишены детскости, во всем их облике есть нечто старческое, они оригинальны в своих мнениях и самобытны в поведении. Игры со сверстниками их не привлекают, игра производит впечатление механической. Г. Аспергер говорит о впечатлении витания в мире грез, о бедной мимике, монотонной «гулкой» речи, непочтении взрослых, неприятии ласк, об отсутствии необходимой связи с реальностью. Отмечается недостаток интуиции, недостаточная способность к сопереживанию. В то же время Г. Аспергер отмечал у рассматриваемых детей отчаянную приверженность к домашнему очагу, любовь к животным.
Сходные состояния были описаны С. С. Мнухиным в 1947 г.
Аутизм встречается во всех странах мира, в среднем четыре-пять случаев на 10 тыс. детской популяции. Однако эта цифра охватывает только так называемый классический аутизм, или синдром Каннера, и будет значительно выше, если учитывать и другие типы нарушения поведения с аутично-подобными проявлениями. Причем ранний аутизм встречается у мальчиков в три-четыре раза чаще, чем у девочек. За последнее десятилетие все страны отмечают прогрессивный рост расстройств аутистического спектра, Так, если на 1999 г., по данным Департамента образования США, в среднем 0,1% детей имели аутизм, то статистика 2010–2011 гг. существенно выше: один из 91 ребенка имеет аутизм, что составляет уже 1%, а среди мальчиков пропорция составляет один из 58 случаев (2%). Исследователи называют расстройства аутистического спектра самыми динамичными по росту численности.
Источник
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Общие сведения
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.
Ранний детский аутизм
Причины раннего детского аутизма
На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.
Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.
Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.
Классификация раннего детского аутизма
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.
По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.
С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:
- с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
- с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
- с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
- со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
Симптомы раннего детского аутизма
Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.
Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.
Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.
Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.
Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.
Диагностика раннего детского аутизма
Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:
- 1) качественное нарушение социального взаимодействия
- 2) качественные нарушения общения
- 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.
Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.
Лечение раннего детского аутизма
Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.
Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).
Прогноз и профилактика раннего детского аутизма
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.
Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.
Источник
Детский аутизм – это расстройство, возникающее по причине нарушений в развитии головного мозга, отмечающееся выраженным дефицитом социального взаимодействия, общения и повторяющимися, ограниченными интересами и действиями. К детскому аутизму относят инфантильный аутизм, аутистическое расстройство, инфантильный психоз, синдром Каннера. Распространенность данного расстройства доходит до 5 случаев на 10 000 детей. Среди перворожденных мальчиков дети аутисты преобладают в 5 раз чаще, чем девочки, однако у девочек аутизм протекает в более тяжелой форме и встречается зачастую в семьях, где уже отмечались случаи с когнитивными нарушениями.
Причины детского аутизма
В настоящее время не ясны причины вызывающие данное расстройство. Выделяют ряд экспериментально и клинически подтвержденных гипотез развития аутизма:
— слабость инстинктов и аффективной сферы;
— блокада информации, связанная с расстройствами восприятия;
— нарушение, связанное с переработкой слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде контактов;
— нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;
— нарушение в функционировании лобно-лимбического комплекса, которое провоцирует расстройство планирования и поведения;
— нарушение в обмене серотонина и функционирования серотонинергических систем мозга;
— нарушения в парном функционировании полушарий головного мозга.
Вместе с тем существуют психоаналитические и психологические причины расстройства. Значимую роль имеют генетические факторы, поскольку в семьях, страдающих аутизмом, это заболевание отмечается чаще, чем среди всего населения в целом.
Ранний детский аутизм связан с мозговым органическим расстройством, зачастую в анамнезе имеются данные об осложнениях при родах и в период внутриутробного развития. По некоторым данным отмечается связь детского аутизма с эпилепсией, а также с диффузными неврологическими аномалиями.
Симптомы детского аутизма
Симптоматика детского аутизма отмечается стереотипностью в поведении. Для малыша присуща поглощенность однообразными действиями: потряхивание, раскачивание, прыжки, взмахивание руками. Один предмет длительное время становится объектом манипуляций, малыш его трясет, вертит, постукивает, крутит. Характерны стереотипные движения с книгами: малыш ритмично и быстро перелистывает страницы. Одна и та же тема преобладает у ребенка во время рисования, в разговоре, в игровых сюжетах. Малыш избегает любых жизненных нововведений, придерживается установленных правил поведения, активно сопротивляется всем изменениям.
Расстройства у ребенка-аутиста обнаруживают себя в задержке и нарушении речевого развития, а также коммуникативных функций. Часто отмечается мутизм, речь носит штампованный характер. Малыш избегает разговоров, не реагирует на вопросы, а наедине с собой увлеченно декламирует стихи, комментирует свои действия.
Основные признаки аутизма:
— расстройство обнаруживает себя до 2,5-3 лет;
— зачастую это красивые малыши с сонным, задумчивым, отрешенным лицом;
— дети не способны устанавливать эмоционально-теплые взаимоотношения с людьми;
— малыши не отвечают на ласки улыбкой, они не любят, когда их обнимают и берут на руки;
— практически остаются спокойными при разлуке с близкими, а также в незнакомой обстановке;
— типичным выступает отсутствие контакта глазами;
— речь зачастую развивается с задержкой или полностью отсутствует;
— изредка речь развивается до 2-х летнего возраста, а потом частично исчезает;
— постоянное присутствие однообразия, ритуальное или стереотипное поведение, желание все сохранить неизменно (дети любят носить одну и ту же одежду, есть одну и ту же пищу, ходить одной и той же дорогой, играть в повторяющиеся монотонные игры);
— типичны также причудливая манерность и поведение (ребенок постоянно раскачивается или кружится, хлопает в ладоши или теребит свои пальцы;
— отклонения в игре (игры зачастую стереотипны, не социальны, не функциональны, нетипичны преобладания манипулирования игрушками, отсутствуют символические черты и воображение, отмечаются пристрастия к играм неструктурированного материала — водой, песком);
— дети отвечают на сенсорные стимулы (на боль, звуки) либо слишком слабо, либо чрезвычайно сильно;
— малыши на обращенную к ним речь игнорируют избирательно, проявляя интерес к механическим звукам, неречевым;
— болевой порог зачастую понижен, отмечается атипичная реакция на боль.
При детском аутизме способны отмечаться и другие признаки: внезапные приступы ярости, страха, раздражения, не вызванные очевидными причинами. Иногда такие малыши растеряны, гиперактивны, а поведение отмечается самоповреждающими ударами головой, царапаньем, кусанием, вырыванием волос. Изредка присутствует энурез, нарушения сна, проблемы с питанием, энкопрез. В 25% случаев отмечаются судорожные припадки в пубертатном или препубертатном возрасте.
Ранний детский аутизм
Первичные признаки расстройства при раннем детском аутизме характеризуются слабостью энергетического потенциала и повышенной эмоциональной чувствительностью.
Вторичные признаки расстройства включают избегание воздействия внешнего мира, стереотипию, ослабление на близких эмоциональной реакции, иногда игнорирование их, заторможенную или недостаточную реакцию на зрительные и слуховые стимулы.
Ранний детский аутизм отмечается в следующих проявлениях:
— стереотипность поведения (повторение необязательных движений и действий);
— отсутствие желания идти на контакт, при этом игнорируя все попытки окружающих привлечь внимание малыша;
— ощущение, что малыш плохо видит или слышит;
— отсутствие желания у ребенка привлечь жестом, словом других людей к заинтересовавшему предмету;
— малочисленное обращение малыша за помощью;
— отсутствие длительно контакта малыша глаза в глаза;
— игнорирование взрослого и отсутствие отклика на имя при сохранности слуха.
Дети с ранним детским аутизмом испытывают трудности в момент эмоционального установления контакта с внешним миром. Для малыша является проблемой выражение своих эмоциональных состояний, а также понимание других взрослых. Трудности проявляются при установлении с ребенком зрительных контактов, а также во время взаимодействия с взрослыми с помощью мимики, жестов, интонаций.
Даже с родными людьми малыш испытывает в налаживании эмоциональных связей сложности, однако в большей степени детский аутизм обнаруживает себя в общении с посторонними.
Детям с ранним детским аутизмом присущи эхолалии, неправильное применение личных местоимений: малыш называет себя на «он», «ты», «она».
Классификация раннего детского аутизма включает по степени тяжести 4 группы развития. Первая группа отмечается отрешенностью от происходящего вокруг, проявлением крайнего дискомфорта при взаимодействии с малышом, отсутствием социальной активности, родным трудно добиться от малыша ответной реакции: взгляда, улыбки. Дети этой группы не имеют с окружающим миром точек соприкосновения, они игнорируют мокрые пеленки, витальные потребности — голод. Детям тяжело переносить взгляд глаза в глаза, они избегают различных телесных контактов.
Вторая группа отмечается активным отвержением окружающей среды, а также характеризуется тщательной избирательностью при контактах с внешним миром. Малыш общается с ограниченным кругом взрослых, зачастую это близкие люди; проявляет повышенную избирательность в одежде, еде. Любое нарушение и изменение привычного ритма жизни приводит к аффективной сильной реакции.
Дети этой группы испытывают чувство страха, реагируют на страх очень агрессивно, принимая формы аутоагрессии. Наблюдаются двигательные и речевые стереотипии. Дети второй группы более адаптированы к жизни, чем дети первой группы.
Третья группа отмечается охваченностью аутистическими интересами. Малыши этой группы от окружающего мира укрываются в личных интересах, их занятия отмечаются стереотипностью и не имеют познавательного характера. Все увлечения несут цикличный характер, малыш способен длительно разговаривать на одну тему, воспроизводить или рисовать один и тот же игровой сюжет. Интересы ребенка часто имеют устрашающий, мрачный, агрессивный характер.
Для четвертой группы характерна чрезвычайная трудность при взаимодействии с окружающей средой. Ее считают наиболее легким вариантом проявления детского аутизма. Основная черта таких детей — это повышенная ранимость, уязвимость, чувствительность к чужой оценке, избегание отношений.
Правильно организованная коррекционная работа может позволить эффективное продвижение малыша по стадиям социального взаимодействия, а также осуществит быструю адаптацию к окружающей среде.
Ранний детский аутизм и его причины возникновения связывают с одной из следующих теорий. В головном мозге каждого индивида, имеется отдел, который отвечает за удаление ненужной информации. Работа этого отдела отвечает за нашу память. Один человек быстро и надолго запоминает информацию, другой не очень, а третий запоминает на всю жизнь. Поскольку ресурс мозга не безграничен, поэтому мозг и стремиться избавиться от ненужной информации.
У детей с аутизмом перестает работать отдел мозга, или работает не правильно, не стирая информацию, вследствие чего у малыша сохраняются все события происходящие с ним.
Начиная с младенчества, когда ребенок еще не видит все многообразие окружающего мира, он постепенно ощущает все больше интересного и нового и это сохраняется у него в голове. А для того, чтобы мозг не разорвался, отдел, отвечающий за стирание памяти, блокирует восприятие новой информации. Начинает это происходить в полтора года жизни малыша. К этому времени мозг переполнен информацией и ее некуда девать.
Дальше мозг не допускает прием информации, каналами которой выступают слух и зрение. В результате происходит расфокусирование взгляда, а также изменение восприятия на слух. Поэтому аутист-ребенок начинает пользоваться боковым (периферическим) зрением и не смотрит в глаза.
Что происходит со слухом? Малыш прислушиваясь, не естественно разворачивает голову. Линии восприятия информации с помощью слуха и зрения не совпадают. Это приводит к тому, что ребенок не способен одномоментно от одного источника воспринимать информацию с помощью зрения и на слух, как это делают обычные люди.
Органы осязания также подвергаются изменению, малыш становится менее чувствительный к боли. Однако вместе с тем у ребенка развивается гиперчувствительность: он не любит запахи, прикосновения, яркие вспышки, звуки, иногда постороннюю речь. У него уменьшается восприятие новой информации.
Детский аутизм и форум родителей по этой проблеме зачастую переполнен посещениями взрослых из-за страха за крох.
Синдром детского аутизма поддается коррекции со стороны психолога, а также при непосредственном участии родных.
Форум родителей аутизм дает психологическую, разъяснительную и коррекционную помощь взрослым в общении со своими детьми. Родителям необходимо, прежде всего, понять из-за чего отмечается задержка интеллектуального развития у их чад. В сравнении с обычным ребенком у аутиста не отмечается интереса к новому, он спокоен, никуда не лезет, не любопытен, что затормаживает развитие мышления. Такой ребенок сторонится всего нового и желает жить по известным старым ему схемам.
Аутист нормально развивается до полутора лет. Для этого возраста характерна предметная, схематичная память, отмечающаяся низким уровнем и позволяющая запомнить отдельные схемы и картины, при которой нет надобности применять мышление.
Например, рассмотрим прием пищи ребенком. Аутенок заходит на кухню, садится за стол, который уже накрыт и начинает трапезу. Если вдруг мама забудет положить один из столовых приборов, то аутенок будет настойчиво требовать, чтобы она это сделала, несмотря на то, что он знает, где он хранится. Поскольку это всегда делала мама, то эта схема отложилась в голове у ребенка-аутенка и он не может от нее отойти, обычный же ребенок давно бы сам положил себе недостающий прибор.
У детей-аутистов очень хорошо развита низко уровневая память, и им гораздо проще зазубрить текст, чем самостоятельно пересказать своими словами. Это происходит потому, что при пересказе следует задействовать мышление, а это вызывает у них сложность. Причем схематичная, предметная память у аутят очень хорошая и они все замечательно помнят, но не могут ассоциировать и сопоставлять.
Зачастую родители недоумевают, почему малыш не запоминает буквы, хотя с первого раза запомнил, где лежат ложки или дорогу к новому магазину. Скорее всего, малыш хорошо запомнил те картинки с буквами, однако он не способен сопоставить картинку с названием буквы. Например, картинка с апельсином и сам апельсин, для ребенка это абсолютно разные предметы, он их не ассоциирует друг с другом, поскольку здесь следует включить мышление.
Родителям важно понять, что ребенок аутист живет на автомате (подсознанием) и как только возникает новая ситуация, он испытывает дискомфорт, истерики, агрессию и другие проявления.
Аутизм необходимо дифференцировать от синдрома Аспергера, детских психозов, детской шизофрении, расстройства слуха, расстройства развития речи, умственной отсталости. Изредка аутизм сопровождается бредом или галлюцинациями, судорожными припадками.
Диагностика детского аутизма включает два этапа – диагностика с помощью шкалы и динамический контроль состояния детей.
Как распознать детский аутизм? Оценочная шкала детского аутизма состоит из 15 позиций, которые описывают значимые области проявлений ребенка: способность к подражанию, стремление к контакту с окружающими, особенности эмоциональных реакций, пользование неигровыми и игровыми предметами, моторика, адаптация к переменам, слуховые реакции, зрительные реакции; вкусовая, обонятельная, тактильная реакции; наличие тревожности и страхов, невербальное взаимодействие, особенности речи, степень и продуктивность активности, особенности и уровень развития интеллектуальной деятельности, оценка общего впечатления клинициста. Во время тестирования обследуемый ребенок сравнивается с нормальными показателями и оценке подлежит поведение, выходящее за рамки нормы. Наряду с оцениванием ребенка на приеме у психиатра разрешается использовать сведения от родителей, результаты обследования психолога, наблюдения педагогов.
Лечение детского аутизма
Все более актуальной и острой стоит задача социальной адаптации малышей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Согласно мнению многих авторов, таких малышей можно отнести к детям с особыми образовательными потребностями, а их интеграция в систему образования сопряжена с наибольшими трудностями. Социальная реабилитация таких детей возможна при внедрении модели интегративного (инклюзивного) образования. Успешная интеграция аутистов происходит при осуществлении нескольких условий:
— проявления аутистического спектра должны быть выявлены, как можно раньше;
— такие дети нуждаются в проведении мониторинга психического состояния в период обучения, для оказания своевременной медицинской и психологической помощи;
— педагогам инклюзивного образования следует обладать достаточным уровнем знаний о психопатологии, для того чтобы квалифицированно регулировать педагогическим подходом относительно таких детей.
В Израиле в медицинском центре «Хадасса» врачи стали углубленно заниматься дородовой профилактикой аутизма еще на стадии внутриутробного развития малыша. Врачи работают над проблемой снижения риска появления малышей с данным отклонением у семей, имеющих уже такого ребенка. В настоящее время ученые не могут распознавать расстройство внутриутробно, поэтому пытаются применять известные медицине признаки.
Зная, что мальчики подвержены расстройству вчетверо чаще, врачи клиники рекомендуют узнать пол будущего ребенка с помощью ЭКО и стремиться родить девочку.
Врачи считают, что преждевременные роды и токсикоз во время беременности увеличивают вероятность развития аутизма. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуют принимать препараты, которые будут снижать проявление данных факторов, а также делать анализы на выявление содержания определенных веществ в крови. Большинство ученых предполагают существование связи между гормоном любви-окситоцином и детским аутизмом. К одному из основных симптомов аутизма относят нарушение контакта малыша с другими людьми.
Ученые установили, что у детей, страдающих аутизмом, уровень окситоцина в крови существенно ниже, чем у здоровых. Ссылаясь на эти результаты, некоторые врачи пытаются лечить расстройство с помощью этого вещества.
Специалисты клиники «Хадасса» исследуют влияние окситоцина на этапе внутриутробного развития. И хотя результаты исследования еще не окончательные, врачи уже сейчас предлагают профилактические меры: не назначают матерям детей-аутистов медицинские препараты, которые будут подавлять выработку окситоцина.
Лечение детского аутизма происходит в трех направлениях:
— лечение нарушений поведения;
— семейная терапия;
— медико-психолого-педагогическая коррекция.
Лечение детского аутизма нуждается в разносторонности, разноплановости, комплексности лечебно-реабилитационных мероприятий в единстве психологических и биологических методов. Психологическая и медико-педагогическая помощь продуктивна до 7 лет (на основных этапах формирования личности). Медикаментозное лечение эффективно в возрасте до 7 лет, после чего препараты оказывают симптоматическое действие. Наиболее рекомендован Амитриптилин, являющийся основным психотропным средством у малышей дошкольного возраста (до 50 мг/сут), курсом по 4-5 мес. Исследователи расстройства отводят эффективную терапевтическую роль витамину В6 (до 50 мг/сут), атипичным нейролептикам Рисполепт (Рисперидон) в дозе до 0,5-2 мг/сут в течение 2-х лет. После их приема редуцируются нарушения поведения, понижаются стереотипии, гиперактивность, замкнутость, суетливость, ускоряется обучение. Детям, страдающим расстройством аутистического спектра назначают Фенфлурамин, обладающий антисеротонинергическими свойствами.
Заместительная терапия (Аминалон, Ноотропил, Пирацетам, Пантогам, Фенибут, Баклофен) применяется повторными развернутыми курсами в течение ряда лет.
Перспективы медикаментозного лечения зависят от регулярности приема, сроков начала, индивидуальной обоснованности, а также от включенности в систему лечебно-реабилитационной работы.
Правильно организованная коррекционная работа может позволить эффективн?