Синдромы психического выгорания в психологии
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений[1]).
Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью[2].
Классификация по МКБ[править | править код]
Классификация по МКБ-10[править | править код]
- Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
- Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
- Код: Z73.0
- Название: Переутомление
Классификация по МКБ-11[править | править код]
- Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
- Подкласс: Факторы, влияющие на состояние здоровья
- Блок: Проблемы, связанные с занятостью или безработицей
- Код: QD85
- Название: Переутомление
Клиника[править | править код]
Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой[источник не указан 450 дней].
Факторы развития[править | править код]
Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.
Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[3] — у врачей[4], психологов, педагогов[5], работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.
Диагностика[править | править код]
Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон[6], которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).
Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
Для диагностики эмоционального выгорания при работе с мигрантами используется методика «Межкультурное эмоциональное выгорание»[7][8].
В культуре[править | править код]
Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
- Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
- Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
- Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis
См. также[править | править код]
- Многофакторная теория выгорания
Ссылки[править | править код]
- Синдром эмоционального выгорания
- П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
- Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
- Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
- Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину
Источник
Опубликовано: 15 сентября 2015 в 08:00
Эмоциональное выгорание относится к той категории терминов, о которых все знают, но считают, что явление это редко встречается практически. Хотя на самом деле это далеко не так. Синдром психологического (эмоционального) выгорания распространен достаточно широко, но особенности национального менталитета не позволяют людям выказывать недовольство профессиональной деятельностью.
Что такое синдром психологического выгорания
К понятию психологический синдром относится комплекс признаков, который определяет душевные переживания человека, не выходящие за пределы психологического здоровья, не являющиеся психопатологическими.
Психологический синдром является отправной точкой для появления психопатологических расстройств и шизофрении.
Термин «синдром выгорания» был впервые определен в 1974 году Г.Фреденбергом, американским психиатром. Это определение он отнес к эмоциональному истощению людей, приводящее к изменениям в социальной жизни и сферы общения.
По сути синдром выгорания схож с хронической усталостью. А по существу синдром является её продолжением. От данного состояния не застрахован никто. Представители любой профессии, даже домохозяйки, подвержены влиянию негативного отношения к собственной работе. Особенно явно это проявляется у людей с глубоким чувством ответственности, склонных принимать всё близко к сердцу, проявлять активность и творчество.
Суть этого синдрома проявляется в том, что работа, которая долгое время была желанной и любимой, перестала радовать, и, напротив, стала вызывать раздражение. У человека появляется острое нежелание идти на работу, он чувствует внутреннее напряжение. Кроме психологической реакции появляются вегетативные проявления: головная боль, проблемы сердечно-сосудистой деятельности, обострение хронических заболеваний.
Психологическое состояние выгорания может пагубно влиять на здоровье человека, семейные отношения, служебное взаимодействие.
К выгоранию склонны представители любой профессии, но особенно часто этот синдром характеризует действия врачей, педагогов, психологов, психиатров, спасателей, работников правоохранительных органов, то есть тех людей, которые по долгу профессиональной деятельности должны постоянно общаться с людьми или могут испытывать стресс в процессе работы.
Синдром психологического выгорания обычно свойственен альтруистам, которым свойственно ставить общественные интересы превыше собственных.
Причины и факторы синдрома психологического выгорания
Говоря о факторах и причинах нужно определить основные отличия этих понятий. О причинах речь идет в том случае, когда факт выгорания уже имеет место. Факторы дают нам основания для возможности профилактики этого состояния. Естественно, что факторы могут стать причиной выгорания. Но, если вовремя определить наличие факторов и устранить их влияние, можно уберечь человека от подобного расстройства.
Самые распространенные факторы, влияющие на возникновение синдрома:
- Рутинность. Если человеку приходится постоянно выполнять ряд одинаковых поручений, вызывающих при этом негативные эмоции, то в определенное время может быть душевное переутомление. При этом отдых решает эту проблему только на короткий срок. Даже мысль о будущей работе способна вызывать негативные реакции.
- Переживания за жизнь и здоровье других детей. При этом глубина синдрома находится в прямой зависимости от напряженности в работе. По этой причине часто синдром выгорания проявляется у спасателей и врачей.
- Строгий режим работы. Этот фактор оказывает негативное влияние на отношение к работе вообще, и на составляющие этого компонента в частности. Человека может напрягать ранний подъем, позднее окончание трудового дня, работа в выходные дни, отдаленность от дома, ненормированный рабочий день. Ежедневное пересиливание себя при решении режимных вопросов способно вызвать постоянное напряжение, перерастающее в психологический синдром.
- Эмоционально-насыщенные отношения с коллегами и начальством. Ситуация постоянных конфликтов способна вызвать негативные реакции у любого человека. Особенно это касается людей, чувствительных к любому напряжению в отношениях.
- Эмоционально-творческое отношение к своим обязанностям, которое не может перерасти в поток творческих дел. Подобная ситуация свойственна творческим профессиям: актерам, писателям, композиторам, а также педагогам. Проявление творчества требует больших душевных (эмоциональных) затрат, которые перерастают в качественный творческий продукт деятельности. Постоянное «выкладывание» себя в такой степени является невозможным. И даже при очень сильном старании становится трудно «переплюнуть» самого себя и сделать проект лучше предыдущего. Это способно вызвать ряд негативных психологических проявлений, комплексное суммирование которых определяется как синдром выгорания.
Механизмы появления синдрома психологического выгорания
Современная психология выделяет несколько синдромов, которые фактически являются первоначальными для синдрома выгорания:
- синдром длительных психологических нагрузок;
- синдром хронической усталости;
- синдром снижения работоспособности.
Механизм появления синдрома психологического выгорания прост и состоит из нескольких этапов:
1 этап – повышенное внимание к своей работе. Первое время после трудоустройства человек старается проявить себя очень активно и ответственно: работа тщательно выполняется, сроки строго соблюдаются.
При этом новый сотрудник без проблем задерживается на рабочем месте, выполняет повышенные нагрузки, ставит во главу общественные интересы, а не личные, проявляет творчество. Причем первое время за такое старание сотрудник получает похвалу, но через некоторый промежуток времени это становится привычкой, и сотрудник не получает удовлетворения от собственной деятельности. Это вызывает появление нервного и физического истощения.
2 этап – отстраненность. «Выжав себя» сотрудник начинает замечать, что профессиональная деятельность не вызывает у него личных положительных или отрицательных эмоций. Работа выполняется автоматически, воспринимается как рутинная и обязательная. Если при этом требуется общение с другими людьми, то вникание в чужие проблемы становится просто невозможным. Сотрудник становится неспособным к сочувствию или творческому отношению, работа выполняется просто формально.
3 этап — потеря эффективности. Рутина, как правило, не вызывает профессиональных желаний и эмоциональных реакций, что не приводит к удовлетворенности профессиональной деятельностью. Этот этап негативно влияет на профессиональные навыки и опыт.
Безынициативный пассивный работник не интересен начальству. Как правило, сначала человек начинается сравниваться с собой самим с выводами о собственной никчемности и деградации, как профессионала. Следует ли говорить, что подобные выводы усугубляют ситуацию профессионального отношения к себе и приводят к увольнению.
Проявления синдрома психологического выгорания
Синдром выгорания проявляется во всех отраслях деятельности человека:
- Физические симптомы: быстрая утомляемость, бессонница, одышка, тошнота, повышенное давление, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.
- Эмоциональные симптомы: черствость, агрессивность, тревожность, истерики, безнадежность, депрессивность.
- Поведенческие симптомы: потеря аппетита, отсутствие интереса к пище, невозможность сосредоточиться, раздражительность, алкоголизм и табакокурение.
- Социальные симптомы: отсутствие интереса к жизни, отказ от увлечений, недовольство жизнью, тревожность, жалобы на непонимание.
- Интеллектуальные симптомы: потеря желания профессионального роста, формальное выполнение своих профессиональных обязанностей, отсутствие интереса к инновациям в работе.
Профилактика синдрома психологического выгорания
Лечение синдрома психологического выгорания — сложный и длительный процесс. Его эффективность зависит в одинаковой степени от желания пациента и профессионализма психиатра или психолога.
Однако существует ряд рекомендаций для профилактики синдрома:
- четкое планирование предстоящей работы на кратковременный срок;
- четкая расстановка приоритетов деятельности;
- обязательное использование перерывов в работе для отдыха;
- широкое сотрудничество с другими коллегами;
- избегание ненужной конкуренции;
- закаливание организма и поддержание физической формы;
- переключение с различных видов деятельности на другие;
- общение с коллегами;
- постоянный анализ своего состояния;
- игнорирование конфликтов на работе.
Коррекции и профилактике синдрома выгорания способствует регулярная смена обстановки и условий труда. Опытный руководитель старается обеспечить своих сотрудников возможностью повышать свою квалификацию путем обмена опытом или обучения в другом месте. Важную положительную функцию играет поощрение сотрудников и организация возможности повышения службы.
Но это имеет значение на этапе профилактики и при первых признаках выгорания. Лечение синдрома психологического выгорания нужно доверить специалистам.
Источник
Синдром психического выгорания широко исследуется в зарубежной психологии уже более 25 лет. В отечественной психологии интерес к феномену «выгорания» возник относительно недавно, в связи с чем проблематика данного синдрома не получила пока еще должного рассмотрения. В зарубежной литературе этот синдром называется английским словом burnout. Термин burnout сопоставим с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «затухание горения», «выгорание»
и т. д.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром психического выгорания (burnout) обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов (Maslach, Schaufeli, 1993)1.
Впервые термин burnout был введен американским психиатром X. Френденбер-гером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи2. Первоначально под психическим выгоранием подразумевалось состояние изнеможения с ощущениемсобственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась не только за счет психического компонента, но и психосоматического. Исследователи все больше стали связывать синдром выгорания с психосоматическим самочувствием, соотнося его с состоянием предболезни. К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию», но представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Трудности исследова-
Maslach С, Schaufeli W. В. History and conceptual speciificity of burnout // Recent developments in theory and research. Hemisphere; New York, 1993. P. 1-16. :Freundenberger H.J. Staff burnout //Journal of social Issues. 1974. Vol. 30 (1). P. 159-165.
ния синдрома были связаны, с одной стороны, с неопределенностью и многоком-понентностью его описательных характеристик, с другой стороны, с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с психическим «выгоранием». Однако в большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями.
Б. Перлман и Е. Хартман провели сравнительный анализ и сделали обобщение опубликованных с 1974 по 1981 г. исследований по проблеме выгорания1. В результате авторы пришли к выводу, что большинство публикаций относятся к группам описательных исследований и только небольшая часть исследований содержит эмпирический материл и статистический анализ данных. Систематизация публикаций, проведенная данными авторами, наглядно демонстрирует, во-первых, категории работников, у которых были обнаружены симптомы выгорания, во-вторых, многообразие и специфичность симптоматики психического выгорания (см. табл. 15.1). Они предложили модель, которая определяет личностные и организационные переменные, связанные с выгоранием. Три измерения выгорания отражают основные симптоматические категории стресса: а) физиологическую,сфокусированную на физических симптомах (физическое истощение); б) аффективно-когнитивную,сфокусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация); в) поведенческую,сфокусированную на симптоматических типах поведения (дезадаптация, сниженная рабочая продуктивность). Эта модель имеет когнитивно-перцептивный фокус с интерпретацией окружающей среды и личностными переменными в своей основе.
Как показывает модель, индивидуальные характеристики, рабочее и социальное окружение важны для восприятия и воздействия стресса (выгорания) вместе с эффективным или неэффективным преодолением, влияющим на него.
Модель охватывает четыре стадии. Первая— степень, в которой ситуация способствует стрессу. Существуют два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых возникает стресс. Навыки и умения субъекта могут быть недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным организационным требованиям, или работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Говоря другими словами, стресс вероятен, когда существует противоречие между субъектом и рабочим окружением. Вторая стадиявключает в себя ощущение, переживание стресса. Многие ситуации, способствующие стрессу, не приводят к тому, что люди считают себя находящимися под воздействием стресса. Движение от первой стадии ко второй зависит от ресурсов личности, также как от ролевых и организационных переменных. Третья стадияописывает три основных класса реакций на стресс, а четвертаяпредставляет собой последствия стресса. Выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса относится к четвертой стадии.
Переменные, значимо связанные с выгоранием, могут быть распределены в модели следующим образом: организационные и индивидуальные характеристики (см. табл. 15.1) располагаются в верхней и нижней части модели и воздействуют:
♦ на восприятие субъектом роли и организации;
♦ ответную реакцию на это восприятие; i
1Perlman В., Hartman E. A. Burnout: summary and future and research // Human relations. 1982. Vol. 35 (4).
Прололжение i | абл. 1L | .7 | |||||||||||||||||||||||||||||
Публикации | Год | Выгоревшие | Определение выгорания | Причины | Решения | ||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальные | Ролевые/организационные/ системные | Индивидуальные | Ролевые/организационные/ системные | ||||||||||||||||||||||||||||
Р. Канн | Работающие | Синдром несоответствующих установок по отношению к клиентам и себе, часто связанных с физическими и эмоциональными симптомами, с ухудшением выполнения работы | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
К. Маслач | Профессионалы, оказывающие помощь | Потеря заботливости, эмоциональное истощение от стресса межличностных контактов, цинизм/дегуманизация | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
К. Маслач | Специалисты учреждений, оказывающих какую-либо помощь людям | Потеря интереса к клиентам, эмоциональное истощение, циничное и дегуманизированное восприятие, неспособность справиться с хроническим эмоциональным стрессом работы | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
К. Маслач, С. Джексон | Адвокаты | Синдром эмоционального истощения, снижение интереса, симпатии или уважения по отношению к клиентам, цинизм и негативные установки, ухудшение качества работы, дегуманизированное восприятие клиентов | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
С. Шабин | Медсестры | Общая отчужденность или сверхвключенность в работу | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
А. Пайнс, К. Маслач | Специалисты в области психического здоровья | Синдром физического и эмоционального истощения, негативной «Я-концепции», негативных рабочих установок, потеря интереса к клиентам | X | X | X | ||||||||||||||||||||||||||
С. Сейдер-ман | Персонал детских служб | Исчерпанность личных ресурсов, гибкости и позитивной энергии, которыми люди обычно владеют | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
М. Дэли | Сотрудники детских благотворительных организаций | Реакция на работу, связанную со стрессом, который по своей природе (интенсивности и длительности) отличается от стресса как такового | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
С. Ларсон, Д. Гилбертсон | Психотерапевты | Ухудшение качества работы | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
Р. Канкель | Профессионалы | «Иссушение» личной энергии, потеря жизнерадостности, постепенное уменьшение соответствия рабочей и домашней среде | X | X | X | ||||||||||||||||||||||||||
К. Маслач | Работники здравоохранения | Потеря интереса к тем, для кого работают, физическое истощение/болезнь, эмоциональное истощение | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
К. Маслач, С. Джексон | Полицейские | Эмоциональное истощение и цинизм, негативные чувства по отношению к другим и себе, отчужденность, самооценка снижения продуктивности работы | X | X | |||||||||||||||||||||||||||
П. Метц | Преподаватели | Физическое, эмоциональное цустановочное истощение | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
Окончание таб/ | . 75.7 | ———————, | |||||||||||||||||||||||||||||
Публикации | Год | Выгоревшие | Определение выгорания | Причины | Решения | ||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальные | Ролевые/организационные/ системные | Индивидуальные | Ролевые/организационные/ системные | ||||||||||||||||||||||||||||
Дж. Мейер | Профессиональные работники | Психологическое состояние: человек чувствует себя «заработавшимся», сверхзакрытым, отчужденным от персонала, клиентов исебя | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
М. Ганн | Работники социальных служб | Синдром эмоционального истощения и цинизма | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
П. Патрик | Работники здравоохранения | Эмоциональное истощение, негативные установки, снижение самооценки в ответ на длительный стресс, связанный с работой | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
Б. Перлман | Профессионалы, работающие с людьми | Истощение, ухудшение качества работы, раздражительность, гнев по отношению к себе, работе и/ или клиентам | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
А. Пайнс, К. Маслач | Персонал дневных стационаров | Синдром эмоционального истощения, цинизма, постепенной потери интереса к другим, бездушные и дегуманизированные установки по отношению к другим | X | X | х- | ||||||||||||||||||||||||||
А. Хартман, С. Чернисс | Профессионалы, работающие в общественном секторе | Изменения в профессиональных установках и поведении. Недоверие, отсутствие идеализма, уход с работы | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
С. Ваш | Администраторы служб, работающих с людьми | Отчуждение, несчастье, потеря энтузиазма, эффективности и продуктивности, психологические и поведенческие ухудшения | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
Дж. Эдель-вич, А. Брадский | Профессионалы, оказывающие какую-либо помощь | Синдром, отмеченный разочарованием, потерей энтузиазма, стагнацией, фрустрацией и апатией | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
К. Маслач, С. Джексон | Специалисты служб, работающих с людьми | Истощение, деперсонализация, сниженная продуктивность | |||||||||||||||||||||||||||||
Б. Перлман, А. Хортман | Профессионалы, работающие в контакте с людьми | Снижение рабочей продуктивности, эмоциональное или физическое истощение, раздражительность, гнев или цинизм, демонстрируемый по отношению к себе или другим, проявляющийся разными способами | X | X | X | X | |||||||||||||||||||||||||
♦ реакцию организации на симптомы, проявляющиеся у работника (на третьей стадии), которые затем могут привести к последствиям, обозначенным на четвертой стадии.
Именно с этой точки зрения должна пониматься многомерная природа выгорания. Поскольку организация реагирует на эти симптомы, то возможны разнообразные последствия, например неудовлетворенность, текучесть кадров, выгорание.
В результате проведенного контент-анализа имеющихся в литературе определений и симптомов выгорания Перлман и Хартман предложили следующее определение выгорания:
► это ответ на хронический эмоциональный стресс, включаюший в себя три компонента: эмоциональное и/или физическое истошение; снижение рабочей продуктивности; (сверх) деперсонализация.
В понятие выгорание авторы не включают такие симптомы, как негативная «Я-концепция», гнев, цинизм, подозрительность, депрессия, сверхдоверчивость, ригидность и др. Допускается также возможность корреляции данных симптомов с основными факторами выгорания, но они рассматриваются лишь как их следствие, а не причина.
К. Р. Маслач (1981,1982), одна из ведущих специалистов по изучению синдрома выгорания, выделила его разрушительные симптомы: чувство эмоционального истощения и изнеможения, агрессивные и упаднические чувства, развитие негативных отношений к клиентам — дегуманизация и деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства и профессиональной уверенности1.
Е. Махер (1983) на основе обобщения данных, описанных многими авторами, составил перечень симптомов выгорания:
♦ усталость, утомление, истощение;
♦ психосоматические недомогания;
♦ бессонница;
♦ негативное отношение к клиентам;
♦ скудность репертуара рабочих действий;
♦ злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;
♦ отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;
♦ негативная «Я-концепция»;
♦ агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев и др.);
♦ упадническое настроение и связанные с ним эмоции — цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувство бессмысленности и безнадежности;
♦ переживание чувства вины и зависимости.
X. Кюйнарпуу называет последние три симптома «разрушающими», а остальные — их следствиями.
1Maslach С. Burnout: a social psychological analisis //Jones J. W. (Ed.). The burnout syndrome: current rearch, theory, inernventions. London, 1982. P. 30-53; Maslach C, Jackson S. E. The measurent of experienced burnout//Jornal of occupational behavior. 1981. № 6. P. 99-113.
Следует отличать термин burnout от психиатрического термина bum out. Последний связан с остаточными явлениями шизофрении, симптоматика которых проявляется иначе. Отличительным (разделительным) признаком этих двух понятий, по мнению К. Кондо (1991), является «эмоциональное сгорание», имеющее процессуальный характер. К. Кондо кратко определяет burnout как дезадаптиро-ванность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений1. По его данным, «сгоранию» больше подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом и высокой мотивацией. Люди, в течение долгого времени помогающие другим, начинают чувствовать разочарование, если не удается достичь того эффекта, которого они ожидали. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию) и как результат — беспокойству (тревоге), раздражению, гневу, пониженной самооценке на фоне нарушения сердечно-сосудистой деятельности, дисфункции дыхания, желудочно-кишечных расстройств, головных болей и нарушения сна, что может сказываться на семейных и производственных отношениях.
К. Маслач в 1986 г. выделила следующие ключевые признаки наличия или отсутствия синдрома «эмоционального сгорания»:
♦ индивидуальный предел самосохранности — «потолок» возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию»;
♦ внутренний психологический опыт, включающий позитивные чувства, конструктивные установки, мотивы, ожидания;
♦ негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.
Источник