Синдромы психических заболеваний у подростков

Синдромы психических заболеваний у подростков thumbnail

У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается. Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.

Психические расстройства у детей и подростков

Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.

Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.

У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети. С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные. Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.

У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.

К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».

Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.

Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.

Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.

У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей. Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.

Также для детского аутизма характерны такие симптомы:

  • стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
  • компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
  • предпочтение однообразия и страх перемен;
  • узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
  • агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.

Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.

Детское гиперкинетическое расстройство

Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации. Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца. Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.

Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.

Расстройства физиологических функций

Сюда относится:

  • заикание;
  • энурез.

Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.

Читайте также:  Все синдромы при заболевание сердечно сосудистой системы

Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.

Тики

Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.

Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.

Олигофрения

Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.

Кретинизм

Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.

Подростковые психические расстройства

Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.

Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков

Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы. Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями. Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.

Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.

Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.

Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.

В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.

Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej

Источник

Психическое расстройство – нарушение функций головного мозга, вызванное проблемами со здоровьем или внешними причинами, которые ЦНС не в состоянии «переварить». Подростковый возраст – один из сложнейших в жизни человека. В момент гормональной бури любые социальные и физиологические факторы могут серьезно навредить ментальному здоровью личности. О типах психических расстройств у подростков и о том, как с ними справиться, поговорим в сегодняшней статье.

Ипохондрия

Выражается в глубокой убежденности в наличии тяжелого заболевания. От нормальной заботы о своем здоровье отличается тем, что ребенок полностью растворяется в мнимой болезни. Все свободное время посвящает лечению, перестает ходить в школу, так как «плохо себя чувствует». Симптомы ипохондрии:

  • чрезвычайная фиксация на состоянии здоровья;
  • глубокая убежденность в наличии заболевания, несмотря на заверения врачей в обратном;
  • уверенность в непрофессионализме медиков, заговоре;
  • снижение тяги к жизни, работоспособности, возникновение депрессии.

Особенность детской ипохондрии в том, что на фоне эндокринно-гормональных изменений тело действительно может испытывать различные новые, не всегда приятные ощущения. Некоторых подростков они пугают, и «по интернету» они диагностируют у себя неизлечимые недуги. Риск возрастает, если у кого-то из окружения обнаруживают подобную болезнь. Интенсивность симптомов зависит от событий, происходящих в жизни юноши или девушки, их впечатлительности. Часто ипохондрия – спутник депрессии, тревожности.

Чтобы помочь ребенку, нужно понять, что это не блажь, а серьезное эмоциональное заболевание. Необходимо отвести тинейджера к специалисту в области психологии, чтобы он поставил точный диагноз, и выявил причину подобного поведения.

Читайте также:  Синдром рассеянного внимания как бороться

Дизморфофобия

В возрасте 13-14 лет ребенок начинает придавать огромное значение своему внешнему виду. Сравнивает себя со сверстниками, знаменитостями. На этом фоне появляются мысли о том, что нужно что-то скрыть, изменить. Подросток становится уверен, что несовершенства внешности – причина его неудач, неуспеха у противоположного пола, плохих оценок, низких результатов в какой-либо дисциплине. Дизморфофобия – отклонение, при котором человек боится быть неидеальным. Со временем тема физической привлекательности занимает все мысли тинейджера, мешает нормальному существованию в социуме, формированию адекватной самооценки. Клиническая картина обычно проявляется остро:

  • все действия подростка направлены на желание устранить недостатки (голодовки, изнурительные тренировки);
  • он постоянно разглядывает свое отражение в зеркале;
  • категорически не желает фотографироваться;
  • настаивает на пластической операции;
  • в особо тяжелых случаях галлюцинирует («слышит», как его оскорбляют, смеются над ним).

Дизморфофобия — симптом более глубоких расстройств, от невроза до шизофрении. Поэтому при обнаружении вышеописанных форм поведения у своего ребенка, нужно обратиться к психиатру. Он дифференцирует диагноз и определит метод лечения в зависимости от степени тяжести (антидепрессанты либо психотерапия).

Психические расстройства у подростков – симптомы, причины, способы лечения

неспособность принять и полюбить себя — это не самостоятельная проблема, а следствие комплекса глубоких переживаний на почве внутриличностного конфликта и возможно симптом скрытого психического заболевания 

Дереализация

Образно-чувственное переживание, появляющееся вследствие гормональной перестройки, роста тела и эмоциональной нестабильности. Это чувство измененности, странности, необычности окружающего мира. Дереализация проявляется следующими симптомами:

  • меняются слуховые ощущения (звуки кажутся глухими, доносящимися издалека);
  • нарушается зрительное восприятие (мир кажется тусклым, лишенным красок);
  • иногда наблюдаются вкусовые расстройства (груша и мясо кажутся одинаковыми на вкус);
  • нарушается ощущение пропорций тела (руки кажутся длиннее).

Описывая ощущения, подросток использует эпитеты: «дома как нарисованные», «голоса как эхо».

Причинами дереализации выступают:

  • недостаток серотонина, дофамина;
  • генетический фактор;
  • впечатлительность, ранимость;
  • неблагополучная атмосфера в семье, школе;
  • алко- и наркозависимость;
  • заболевания внутренних органов и эндокринной системы.

Если болезнь вовремя не диагностировать, ребенок полностью утрачивает связь с реальностью, перестает контролировать действия. При появлении одного из симптомов необходимо записать подростка к психиатру. Он назначит комплексное лечение. В зависимости от тяжести случая это могут быть нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы. Лечение должно также включать активный образ жизни, социализацию, отказ от вредных привычек, полноценный отдых.

Нервная анорексия

Отсутствие аппетита и нежелание принимать пищу чаще развивается у девочек, чем у мальчиков. Анорексия может быть как самостоятельным заболеванием, так и симптомом (например, дизморфофобии). Нервную анорексию ВОЗ приравнял к психиатрическим расстройствам. Причинами выступают:

  • генетика (нарушение в генах, отвечающих за выработку гормонов);
  • избыток веса вследствие дисфункции нейромедиаторов;
  • низкая самооценка;
  • стремление к превосходству над сверстниками (я лучше, так как я худее);
  • психологическая защита (если имели место быть оскорбления по поводу веса);
  • желание подражать знаменитостям.

Диагностировать нервную анорексию можно по:

  • значительной потере веса;
  • постоянному «сидению» на диетах;
  • пропускам ужинов;
  • питанию только низкокалорийными продуктами;
  • прекращению социализации (так как в гостях и на встречах с друзьями часто предлагают еду);
  • низкой активности, сонливости;
  • отсутствию месячных у девушек;
  • перепадам настроения.

Запущенные формы анорексии сказываются на здоровье сердца, это может привести к его остановке. Недостаток питательных веществ приводит к нарушению работы всех органов. Необходимо убедить подростка в целесообразности визита к психотерапевту. Родителям обязательно нужно контролировать назначенное лечение, так как часто юноши и девушки, страдающие этим заболеванием, только делают вид, что следуют рекомендациям.

Булимия

«Лучшая подруга» анорексии. Они часто сопровождают друг друга, хотя булимия имеет другие симптомы. Если анорексик отказывается от еды, то страдающий булимией компульсивно переедает. Мозг не контролирует этот процесс, организм не знает чувство насыщения. После обильной трапезы подросток чувствует себя виноватым, и вызывает рвоту, пьет слабительное, мочегонное. В результате такого «режима» желудок патологически увеличивается в размерах, что негативно сказывается на работе внутренних органов. Если вы заметили, что после приема пищи ребенок постоянно уходит в туалет, поговорите с ним по душам. Если выяснится, что самостоятельно с проблемой не справиться, посетите специалиста.

Девиантное поведение

Тип поведенческого расстройства, при котором подросток игнорирует нормы общества. В литературе часто встречается понятие «трудный ребенок». Основной причиной подобного поведения являются проблемы в семье. Ребенок воспитывается в атмосфере, где взрослые не могут подать положительный пример. Это может быть неполная, конфликтная, асоциальная семья. «Проблемные» тинейджеры:

  • плохо учатся в школе;
  • конфликтуют с учителями;
  • обладают «взрывным» характером;
  • злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят;
  • проявляют тягу к садизму;
  • агрессивны;
  • постоянно провоцируют окружающих.
Читайте также:  Синдром позвоночной артерии летальный исход

Воспитание морально-этических ценностей через семью – главная мера профилактики девиации. Вылечить ребенка от расстройства психики поможет только исключение из неблагополучной среды и полный педагогический контроль. С такими тинейджерами нужно быть чуткими, но строгими.

Депрессия

Один из самых распространенных и пугающих диагнозов. На начальных стадиях недуг протекает вяло, это практически скрытый процесс. Тинейджер может не подавать вида, что его что-то беспокоит, но глубоко внутри испытывать дискомфорт. Типичное временное состояние меланхолии достаточно частое явление, но оно может перерасти в депрессию. Причины:

  • стрессы;
  • неблагоприятная обстановка в семье (алкоголизм, финансовая нестабильность, развод родителей);
  • негативные события в жизни (смерть близкого);
  • неудачи в учебе, спорте, творческой реализации;
  • дисбаланс гормонов, нарушения функции щитовидной железы, аномалии гипофиза.

Средняя продолжительность депрессии у подростков – 9 месяцев. При этом в возрасте 15 лет девочки страдают от недуга чаще, чем юноши. Как распознать, что подросток впал в депрессию? Тревожные «звоночки»:

  • замкнутость;
  • плаксивость ;
  • пессимистическое мышление;
  • неуверенность в себе, низкая самооценка;
  • нарушения сна, аппетита;
  • снижение интереса к жизни, занятиям, которые ранее доставляли удовольствие;
  • ухудшение взаимоотношений с друзьями;
  • десоциализация, желание постоянного пребывания в одиночестве;
  • снижение успеваемости;
  • повышенная раздражительность;
  • разговоры о побеге из дома, суициде;
  • злоупотребление алкоголем;
  • физическое недомогание.

Своевременное выявление симптомов депрессивного расстройство облегчит лечение. Если причина не физиологическая, депрессия лечится психотерапией. На родителей возлагается ответственность по созданию в доме доброжелательной атмосферы. Также они всячески должны стимулировать тинэйджера к занятиям спортом, хобби, общению с друзьями.

Психические расстройства у подростков – симптомы, причины, способы лечения

депрессивный подросток нуждается в многочасовой психотерапии, иначе он может совсем отгородиться от мира, потерять друзей и интерес к жизни (одна из главных причин депрессии — проблемные взаимоотношения с родителями)

Шизофрения

Серьезное заболевание, требующее медикаментозного лечения. Сложность диагностики на ранних стадиях заключается в похожести на симптомы кризиса подросткового возраста. Характерными признаками является молчаливость, замкнутость, нежелание общаться с друзьями, плохая успеваемость, иногда головные боли. Среди симптоматики сложно усмотреть признаки зарождающейся шизофрении. И лишь когда тинейджеры-шизофреники углубляются в религию, начинают игнорировать нормы гигиены, полностью замыкаются в себе и галлюцинируют, становится понятна клиническая картина. Это опасный недуг, который требует наблюдения у психиатра, в некоторых случаях амбулаторного лечения. Психологические тесты, которые должны регулярно проводиться в школе, помогают выявить детей, находящихся в группе риска развития заболевания.

Деперсонализация

Один из симптомов серьезных психических расстройств (шизофрения, депрессия). Возникает при сильном нервном потрясении, недосыпании, иногда из-за приема лекарственных препаратов или наркотиков. Подростку кажется, что он «не в себе». Чувства и реакции, ранее переполнявшие его, утратили смысл, исчезли, как будто их кто-то украл. Пропадают нежные чувства к близким людям, ощущение тепла, уюта, дома. Иногда страдает память. Вещи, которые ранее вызывали эмоциональные отклики, становятся безразличны (домашние животные, любимые передачи). Иногда страдает восприятие своего тела в пространстве, нарушается чувство времени.

Деперсонализация – защитный механизм психики, не изученный до конца. Психотерапевты предлагают экспериментальные методы лечения, однако панацеи не существует. Зачастую они лишь снимают симптомы.

Невроз

Психическая нестабильность легкой степени тяжести. В развитии состояния большую роль играют проблемы личностного характера. Чаще всего неврозу способствуют:

  • чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
  • невозможность доказать свою точку зрения, отстоять интересы;
  • склонность к тревожности, перфекционизму;
  • сильная впечатлительность;
  • низкая самооценка;
  • потребность в самоутверждении.

Слабая, несформировавшаяся нервная система не способна удовлетворить и переварить требования, которые тинейджер предъявляет к себе и окружающим. Из-за несоответствия ожиданий действительности возникают:

  • быстрая утомляемость;
  • нарушения концентрации внимания;
  • снижение работоспособности;
  • физическая слабость;
  • навязчивые состояния (сомнения, страхи, переживания);
  • обессивно-компульсивные состояния.

В запущенных случаях наблюдаются истерики, потеря памяти, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (временный паралич, судороги), проблемы с дыханием, ЖКТ.

Расстройство диагностирует невролог. При необходимости он назначает успокоительные препараты. Не лишней будет консультация психолога и эндокринолога. При комплексном подходе к лечению все симптомы быстро исчезают.

В статье мы рассказали о симптомах и причинах психических расстройств у подростков, возможных способах лечения. Подобные состояния легче предупредить, чем вылечить. Будьте внимательны к детям, и вовремя обращайтесь за консультацией к специалистам.

Источник