Синдромы поражения премоторных отделов коры

Синдромы поражения премоторных отделов коры thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.

Сенсорные модальности в коже и связанные с ними структуры, а именно: механо рецепторы, терморецепторы, проприорецепторы составляют категорию соматовисцеральную чувствиетльносить. Общее для этой модальности составляет тот факт, что рецепторы не собраны в обособленный орган, а распределен по всему телу. Афферентные волокна распределены по периферическим нервам и центральным трактатам. Главным источником информации о структуре 3-х мерного мира явл. глубокая чувствительность и механорецепция и в некоторой степени кожная терморецепция. Наши S представления главным образом формируются ч/з зрительный анализатор. Но многие свой-ва внешнего мира доступны только тактильному восприятию. Кожа является самым большим органом человека. Ее площадь примерно 2 м2. Кожно-кинестетическую чув-ть можно разделить на 2 категории:1)Связанная с рецепторами, находящимися в коже. 2)Виды чув-ти, связанные с рецепторами, находящимися в мышцах, сухожилиях, суставах. Кожная разделяется на 4 вида:t, тактильную, болевую, вибрационную. Этим 4-м видам чувствительности соответствуют различные рецепторные аппараты. Основные кожные рецепторы- колбочки Краузе, цилиндрические тела Руффини(холодовая и тепловая чувствительность, находятся в глубоких слоях кожи), корзинчатые сплетения и тельца Мейсера- адаптирующие датчики скорости в волосяных луковицах- прикосновения и давления; свободные нервные окончания- немиелинизированные волокна- болевые и t ощущения. Вибрационная чув-ть осущ-я за счет тактильных рецепторов, с возможно болевыми и t. Рецепторы мышц, суставов и сухожилий связанны с кинестетической(проприоцептивной) чув-ю. Для поддержания позы и движения. Для этого вида чувствительности мускульные веретена(при сокращении, растяжении мышц). Сухожильный аппарат Гольджи определяет натяжение сухожилий на момент движения. Починивые тельца- датчик ускорения. В целом, кожа и опорно-двигательный аппарат составляют периферический отдел кожно-кинететического анализатора. Наиболее чувстивительны- область вокруг рта, язык, ладони. Наименее- средняя зона спины.

При поражении премоторных отделов коры происходит нарушение корковой организации движений .При поражении премоторных отделов коры БП возникают 2 осн. типа синдромов: 1) Поражения верхних отделов: у больных нет выраженных элементарных моторных нарушений – сила и тонус мышц относительно сохранны, однако разные двигат. навыки (автоматизмы) отчетливо нарушенныны. Меняется почерк, теряются скорость и плавность движений при игре на муз. Инструментах.Движения становятся прерывистыми и неловкими. Центральный двигательный симптом при премоторных синдромах – двигательные персеверации – бесконтрольные, плохо осознаваемые циклические движения, повторение раз начавшихся двигательных актов.

2) нижних отделов премоторной зоны: нарушения движений распространяются и на речевую моторику. В случае грубых поражений возникает развернутая эфферентная моторная афазия с грубыми нарушениями речевых моторных актов (афазия Брока), когда больной не может произнести ни одного слова, кроме эмболов – слова типа «это», «вот», «так».При менее тяжелых поражениях произношение отдельных слов возможно, однако резко страдает « кинетическая мелодия» речевого акта – больной не может переключиться с одного речевого движения на другое (то же и в письме). Если очаг поражения несколько кпереди и выше «зоны Брока», в премоторно-префронтальной конвекситальной коре левого полушария, нарушения речи приобретают характер динамической афазии, когда страдает автоматизированный свернутый характер уже не внешней, а внутренней речи.

+ симптомы нарушения нейродинамики психических процессов (так же и в познавательных процессах).

Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Премоторные отделы коры включают вторичные корковые поля двигательной системы (6, 8,44,45). Поражение этих отделов приводит к нарушению двух факторов:

• модально-специфического, обеспечивающего временную корковую организацию движений во времени — важнейший аспект регуляции движений, так как объединяет отдельные двигательные элементы в единую динамическую систему;

Читайте также:  Какие патологические идеи характерны для параноидного синдрома

• модально-специфического, подвижности — инертности нервных процессов.

Это отражается на нейродинамике высших психических функций, снижая их подвижность, лабильность.

Кинетическая апраксия. Поражение верхних отделов премоторной области. Левополушарные очаги обусловлива-

342

Глава 6

ют появление патологических симптомов в обеих руках, тогда как правополушарные — только в левой руке. Это свидетельствует о доминирующей роли левого полушария мозга в обеспечении кинетического фактора в праксисе.

Двигательная симптоматика складывается из различных нарушений плавности, автоматизированное™, последовательности, двигательных актов как простых, так и сложных. А. Р. Лурия обозначал их как «распад кинетической мелодии». Центральным симптомом в премоторном синдроме является наличие двигательных персерваций — бесконтрольных, плохо осознаваемых циклических элементов движений, представляющих собой повторение начавшегося двигательного акта. Таким образом, невозможным становится переход к следующему звену программы. При менее грубой патологии эти трудности представлены в виде изолированного выполнения каждой из частей программы с постоянным произвольным контролем (дезавтоматизация), упрощением и укорочением последовательности.

При данной локализации патологического процесса обнаруживаются нарушения письма в виде его дезавтоматизации, перехода к раздельному написанию букв; утеря индивидуальных особенностей почерка. Письмо переходит на уровень произвольного развернутого исполнения или появляются персер-верации — больной, начав писать, пишет первую букву и продолжает автоматически писать ее же. То же проявляется при рисовании — при задании нарисовать кружок больной изображает «моток кругов».

Эфферентная (кинетическая) моторная афазия.

Локализация патологического процесса в нижних отделах пре-моторной зоны левого полушария (зона Брока) приводит к нарушению речи, при котором патологическая инертность проявляется в трудностях оттормаживаняя уже произнесенных звуков речи при переходе к следующим. Кинетические трудности в речевой моторике могут наблюдаться в процессе обычного речевого высказывания, а также в персеверативной за-

функционалъно-локализационные аспекты…

343

мене развернутого речевого высказывания одним речевым стереотипом (речевым эмболом) при грубых речевых расстройствах. В случаях относительной сохранности речевого высказывания речь больных с эфферентной моторной афазией характеризуется скандированностью, отсутствием плавности, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обеднением, особенно за счет глаголов (телеграфный стиль), недостаточной речевой инициативой. Как и движения, речь больного теряет индивидуальные особенности, напоминая речевую продукцию механических устройств, т. е. страдает экспрессивная сторона речи и понимание, особенно при быстром темпе обращенной к больному речи, так как ее восприятие требует соответствующей подстройки речевой моторики воспринимающего, которая нарушена. Эти трудности усугубляются при направленном усложнении ситуации путем инструкции «зажать язык между зубами».

Динамическая афазия. Очаг поражения располагается несколько кпереди и выше зоны Брока в левом полушарии головного мозга (поле 9,10,46) в результате чего возникают дефекты, связанные с инактивностью и нарушением внутренней программы высказывания. Самостоятельно такие больные почти не высказываются («дефект речевой инициативы»), хотя у них нет нарушений речевой моторики и понимание устной речи достаточно сохранно. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания. Страдает способность дать развернутое речевое высказывание. Как правило, больные ограничиваются односложными ответами, часто повторяя в нем слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступны.

Динамическая афазия связана прежде всего с дефектами внутренней речи. Она состоит из «психологических сказуемых». У больных с динамической афазией предикативность внутренней речи распадается, что проявляется в трудностях построения замысла высказывания, внутренней программы

344

Глава 6

речи. В ряде случаев нарушения внутренней речи выражаются во внешней в виде пропуска глаголов, предлогов, местоимений; употребления шаблонных фраз, неразвернутых коротких предложений, более частого использования существительных в именительном падеже.

Двигательное невнимание. Локализация очага поражения в правом полушарии головного мозга, премоторной области приводит к нарушению внимания к двигательным актам. Оно обнаруживается в том случае, когда больному предлагается одновременно выполнять движения двумя руками. Они начинают выполнять движения правильно, но затем левая рука как бы отключается, и больной продолжает совершать движения только правой рукой, не осознавая своей ошибки. Симптом игнорирования исчезает, если он совершает движения отдельно левой и правой рукой.

Читайте также:  Синдром двигательных нарушений ребенка 1 год

Нарушение динамики протекания интеллектуальных и мнестических процессов. Премоторный синдром проявляется в более широком спектре симптомов дефи-цитарности психологических функций. В его структуру входят нарушения интеллектуальной деятельности в виде «интеллектуальных персевераций» — трудностей переключения на новый принцип деятельности. Трудности в решении арифметических задач проявляются в виде застревания больного на первоначально выполненных действиях; невозможности сменить неправильный алгоритм решения на правильный. При рассматривании сложной сюжетной картины, больные инертно воспроизводят неправильные ответы, фиксируя взор лишь на одном фрагменте изображения. Больным доступно воспроизведение закрепленной в памяти последовательности в прямом порядке (январь,февраль и т. д.), но они затрудняются воспроизвести ее в обратном порядке. В задачах на произвольное запоминание у больных наблюдаются проявления патологического проактивного торможения (предшествующий материал стирает последующий).

фунщионально-лошшзационные аспекты…

345

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдромы поражения третичных височно-теменно-затылочных отделов коры

Конструктивная апраксия возникает при поражении теменно-затылочно-височной зоны (ТЗВ) справа и проявляется в нарушениях ориентировки в пространстве. Больные не ориентируются в знакомых маршрутах, плане собственной квартиры, отделении больницы. Испытывают трудности при рисовании планов, географической карты, расстановке стрелок на часах без цифр. Затруднено выполнение конструктивных проб – кубики Кооса, куб Линка, а также срисовывание с образца. При выполнении проб Хеда больные путают правую и левую руку, половины тела. На рисунке больные изображают сначала его отдельные части, лишь затем доводя его до целого. Проявляется тенденция изображать реалистические подробности (при левополушарном поражении рисунок выполняется схематически).

Аграфия. При поражении в зоне ТЗВ слева нарушается написание в связи с нарушением актуализации пространственно ориентированных элементов букв; трудности дифференцировки букв в правильном или зеркальном изображении.

Алексия. Левостороннее поражение зоны ТЗВ проявляется также в нарушении чтения по той же причине, что и аграфия.

Акалькулия возникает при поражении зоны ТЗВ слева. Здесь страдают счётные операции в звене понимания смысла числа из-за дефектов, связанных с распадом его разрядного строения. Дефект счёта может наблюдаться также при выполнении арифметических действий с числами – трудности перехода через десяток, нарушение последовательности действий. При правополушарной патологии имеются ошибки в автоматизированном счёте (ответы по таблице умножения) или ошибки в наиболее автоматизированных звеньях счёта.

Семантическая афазия. Поражение зоны ТЗВ слева вызывает речевое расстройство, характеризующееся нарушением понимания обращённой к больному речи, если в неё включены речевые конструкции, описывающие реальные пространственные отношения (Например: «Нарисуйте треугольник слева от круга»), либо сложные логико-грамматические конструкции.

Амнестическая афазия. Также левополушарное поражение зоны ТЗВ, приводящее к расстройству номинативной функции речи. Больные затрудняются в актуализации слов-наименований для предъявляемого объекта. Эти нарушения могут проявляться в увеличении латентного периода ответов, замене номинации определением функции предмета, парафазиях.

Поражение этих отделов приводит к нарушению двух факторов: а) обеспечивающего временную организацию движений во времени; б) подвижности-инертности нервных процессов. Это отражается на нейродинамике высших психических функций, снижая их подвижность, лабильность.

Кинетическая апраксия. Поражение верхних отделов премоторной области. Левополушарные очаги обусловливают появление патологических симптомов в обеих руках, тогда как правополушарные – только в левой руке. Это свидетельствует о доминирующей роли левого полушария в обеспечении кинетического фактора в праксисе. Двигательная симптоматика складывается из различных нарушений плавности, автоматизированности, последовательности двигательных актов. Центральным симптомом является наличие двигательных персевераций – бесконтрольных, плохо осознаваемых циклических элементов движений, представляющих повторение начавшегося двигательного акта. Невозможным становится переход к следующему звену программы. При менее грубой патологии эти трудности в виде изолированного выполнения каждой из частей программы с постоянным произвольным контролем, упрощением и укорочением последовательности. Есть нарушения написания в виде его дезавтоматизации, переходу к раздельному написанию букв; утеря индивидуальных особенностей почерка. Написание переходит на уровень произвольного развёрнутого исполнения или появляются персеверации – больной, начав писать, пишет первую букву и продолжает писать её же автоматически. То же проявляется при рисовании — при задании нарисовать кружок больной изображает «моток кругов».

Читайте также:  Синдром гиалиновых мембран у новорожденного

Эфферентная моторная афазия. Локализация патологического процесса в нижних отделах премоторной зоны левого полушария приводит к нарушению речи, при котором патологическая инертность проявляется в трудностях оттормаживания уже произнесённых звуков речи при переходе к следующим. Кинетические трудности в речевой моторике могут наблюдаться в процессе речевого высказывания, а также в персеверативной замене развёрнутого высказывания одним речевым стереотипом при грубых речевых расстройствах. В случаях сохранности речевого высказывания речь больных характеризуется скандированностью, отсутствием плавности, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обеднением, особенно за счёт глаголов (телеграфный стиль), недостаточной речевой инициативой. Как и движения, речь больного теряет индивидуальные особенности, напоминая речевую продукцию механических устройств. Страдает экспрессивная сторона речи и понимание, особенно быстрой речи. Эти трудности усугубляются при направленном усложнении ситуации путём инструкции «зажать язык между зубами».

Динамическая афазия. Очаг поражения располагается в левом полушарии (поля 9,10, 46) . Возникают дефекты, связанные с инактивностью и нарушением внутренней программы высказывания. Самостоятельно такие больные почти не высказываются, хотя у них нет нарушений речевой моторики и понимание речи достаточное. В основе этой формы нарушения сукцессивной организации речевого высказывания. Как правило, больные ограничиваются односложными ответами, часто повторяя в нём слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступны.

Динамическая афазия связана прежде всего с дефектами внутренней речи. Это проявляется в трудностях построения замысла высказывания, внутренней программы речи. В ряде случаев нарушения внутренней речи выражаются во внешней в виде пропуска глаголов, предлогов, местоимений; употребления шаблонных фраз, неразвёрнутых коротких предложений, более частого использования существительных в именительном падеже.

Двигательное невнимание обнаруживается в том случае, когда больному предлагается одновременно выполнять движения двумя руками. Они начинают выполнять движения правильно, но затем левая рука как бы отключается, и больной продолжает совершать движения только правой рукой, не осознавая своей ошибки. Симптом игнорирования исчезает, если он совершает движения отдельно левой и правой рукой. Локализация очага поражения в правом полушарии в премоторной области.

Нарушение динамики интеллектуальных и мнестических процессов.

Наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности в виде «интеллектуальных персевераций» — трудностей переключения на новый принцип деятельности. При решении арифметических задач трудности в виде застревания на первоначально выполненных действиях; невозможности сменить неправильный алгоритм деятельности на правильный. При рассматривании сюжетной картины, больные инертно воспроизводят неправильные ответы, фиксируя взор на одном фрагменте изображения. Они затрудняются воспроизвести порядок месяцев года в обратном порядке. В задачах на запоминание наблюдается патологическое проактивное торможение (предшествующий материал стирает последующий).

Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник