Синдромы поражения кроветворной системы у детей

Синдромы поражения кроветворной системы у детей thumbnail

«Утверждаю»

зав. кафедрой
педиатрии,

д.м.н., профессор

А.И.Кусельман

/_____________________/

«_____»__________2007г.

Методические рекомендации

Для преподавателей 3 курса педиатрического
факультета по теме:

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ЗАНЯТИЯ – 2 ЧАСА.

ОСНОВНЫЕ
ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Семиотика
    синдрома анемии.

  2. Семиотика
    синдрома лейкоцитоза (нейтрофильного,
    лимфоцитарного, эозинофильного,
    моноцитарного).

  3. Семиотика
    синдрома лейкопении (нейтропении,
    лимфопении).

  4. Семиотика
    геморрагического синдрома (типы
    кровоточивости).

  5. Семиотика
    синдрома увеличенных лимфатических
    узлов.

  6. Семиотика
    синдрома спленомегалии и гиперспленизма.

ЦЕЛЬ
ЗАНЯТИЯ:

Научить
понимать отдельные симптомы и синдромы
при заболевании органов кроветворения
у детей разного возраста.

Студент
должен знать.

  1. Методику
    сбора анамнеза.

  2. Технику
    пальпации органов кроветворения

  3. Возрастные
    особенности лабораторного анализа
    периферической крови.

  4. Возрастные
    особенности миелограммы у детей.

  5. Возрастные
    особенности гемостаза у детей и
    подростков.

Студент должен уметь.

  1. Владеть методикой
    исследования органов кроветворения у
    детей и подростков.

  2. Произвести оценку
    анализа крови у детей и подростков.

Вопросы для
самостоятельного изучения студентами.

  1. Семиотика увеличения
    лимфатических узлов.

  2. Осмотр больного,
    оценка данных исследования периферической
    крови у больного с нормой.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАГНЯТИЯ
:
таблицы, схемы, истории болезни.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ВРЕМЕНИ:

5 мин – организационный
момент

30 мин – опрос

10 мин – перерыв

15 мин – демонстрация
больного преподавателем

25 мин – самостоятельная
работа студентов.

МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ.

Синдром анемии.

У детей, особенно раннего возраста,
наиболее часто наблюдается анемия. Под
анемией понимают снижение количества
гемоглобина (менее 110 г/л) или числа
эритроцитов (менее 4*10
12/л)
или того и другого.
В зависимости от
степени снижения гемоглобина различают
легкие (Hb 90 – 110 г/л),
среднетяжелые (Hb 60 – 80
г/л) и тяжелые (Hb менее 60
г/л) формы анемии. Анемия клинически
проявляется различной степенью бледности
кожи и видимых слизистых оболочек. При
остро возникших анемиях (постгеморрагических)
больные жалуются на головокружение,
шум в ушах, над сердцем выслушивается
систолический шум, а на сосудах шум
«волчка». Наиболее часто у детей первых
трех лет отмечаются железодефицитные
анемии, у детей школьного возраста –
постгеморрагические, развивающиеся
после выраженных и скрытых кровотечений
(особенно желудочно-кишечных, почечных
и маточных).

У больных, страдающих анемиями, важно
знать регенераторную способность
костного мозга. С этой целью определяется
число ретикулоцитов. Ретикулоцитоз
всегда указывает на достаточную
регенераторную функцию костного мозга.
В то же время отсутствие ретикулоцитов
в периферической крови или очень низкие
их цифры (не соответствующие степени
анемии) могут быть одним из признаков
гипоплазии (гипопластических анемий).

При анемии, как правило, обнаруживается
неправильная форма эритроцитов –
пойкилоцитоз и разная их величина –
анизоцитоз.

Особое место занимают гемолитические
анемии. Последние могут быть врожденными
и приобретенными. Клинически гемолиз
часто сопровождается повышением
температуры, бледностью и разной степени
желтухой, увеличением печени и селезенки.
При гемолитической анемии Минковского
– Шоффара
наблюдается микросфероцитоз.
При приобретенных гемолитических
анемиях размеры эритроцитов обычно не
изменены.

Часто синдром гемолиза наблюдается при
эритроцитопатиях, в основе которых
лежит снижение активности ферментов в
эритроцитах, при гемоглобинопатиях,
при которых имеется врожденное
нарушение структуры глобиновой части
гемоглобина.

Особое место занимает гемолитическая
болезнь новорожденных, обусловленная
антигенной несовместимостью эритроцитов
плода и матери. Эта несовместимость
может быть по резус-фактору (Rh)
или по системе АВ0. первая форма протекает
более тяжело. В этих случаях эритроциты
плода проникают в кровоток матери и
вызывают выработку гемолизинов.
Материнские гемолизины по мере увеличения
гестационного возраста трансплацентарно
переходят к плоду и вызывают гемолиз
эритроцитов, что клинически при рождении
проявляется анемией, тяжелой желтухой
(вплоть до ядерной), увеличением печени
и селезенки. При особо тяжелых формах
может быть гибель плода (водянка плода).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Автор: Кунчукина Светлана Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГБПОУ «Медицинский колледж N 2”
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Учебно- методическое пособие
Тема: «Заболевания органов кроветворения у детей»
Дата публикации: 08.10.2019
Раздел: среднее профессиональное

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»

Учебно-методическое пособие для студентов по внеаудиторной

работе

Тема: «Болезни кроветворной системы у детей»

ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном

процессах»

МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и

состояниях»

Р. 02. 01.01 «Сестринская помощь в педиатрии»

для специальности

34.02.01 «Сестринское дело»

Санкт-Петербург

2016год

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие предназначено для внеаудиторной работы

студентов по теме «Болезни кроветворной системы у детей» и составлено в

соответствии с программой и требованиями ФГОС. Данное пособие у

студентов формирует современное представление о причинах, проявлениях,

принципах ухода и профилактики заболеваний у детей: железодефицитная

Читайте также:  Синдром третьей четверти у школьника

анемия, тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия, гемморагический

васкулит.. Пособие содержит тестовые задания, ситуационные задачи,

таблицы, а также критерии оценок и эталоны ответов.

Данный методический материал поможет студентам закрепить и

систематизировать знания по предлагаемым темам.

Тема: «Заболевания кроветворной системы у детей»

Актуальность темы:

Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:

ПК 2.1 Представить информацию в понятном для пациента виде,

объяснить ему суть вмешательств

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,

взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и

изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы

и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести

за них ответственность

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, пациентами

Цель: Закрепить знания об этиологии, патогенезе, диагностике, клинических

проявлениях, принципах лечения и профилактики заболеваний

железодефицитная анемия, тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия,

гемморагический васкулит

Мотивация:

Анемии широко распространены в детской популяции. Среди

всех анемий в детском возрасте наиболее часто встречается

железодефицитная ее форма. По оценке ВОЗ (2002), у 2 млрд. чел. — около

30% населения планеты — имеется железодефицитная анемия. В детской

популяции распространенность дефицита железа составляет от 17,5% у

школьников до 30—60% у детей раннего возраста, в период наиболее

интенсивных процессов окончательной дифференцировки тканей и

созревания различных органов и систем, формирования центральной нервной

системы.

Уменьшение количества железа в организме (в тканевых депо, в сыворотке

крови и костном мозге) приводит к нарушению образования гемоглобина и

снижению темпов его синтеза, накоплению свободных протопорфиринов в

эритроцитах, развитию гипохромной анемии и трофических расстройств в

различных органах и тканях. Клинически дефицит железа сопровождается

задержкой умственного и моторного развития, снижением активности

иммунной системы за счет нарушения синтеза ИЛ-2, Т-киллеров и др.

В связи с этим, разработка новых программ своевременной диагностики,

лечения и профилактики железодефицитных состояний с использованием

диетотерапии, как одного из вспомогательных компонентов терапии, и

современных препаратов железа, является чрезвычайно актуальной задачей.

Важное место расстройств гемостаза в общей патологии человека

определяется не только высокой частотой, разнообразием и потенциально

очень высокой опасностью геморрагических и тромбогеморрагических

заболеваний и синдромов, но еще и тем, что эти процессы являются

существенным звеном патогенеза чрезвычайно большого числа других

болезней. Они сопутствуют травмам, осложняют хирургические

вмешательства, лекарственную и трансфузионную терапию.

Несвоевременная диагностика геморрагических диатезов приводит больных

к длительным, нередко изнуряющим кровотечениям на протяжении многих

лет жизни, неоправданным оперативным вмешательствам, вызывающим

тяжелые кровотечения при плановых операциях и в родах. Проблема

геморрагических осложнений в центре внимания представителей различных

медицинских специалистов: кардиологов и хирургов, офтальмологов и

педиатров.

В последнее время у детей отмечается рост онкологической заболеваемости,

в том числе острым лейкозом (ОЛ), частота которого достигает 5 на 100 000

населения. В связи с отсутствием опухолевой настороженности у врачей, а

нередко — с поздней обращаемостью родителей за медицинской помощью

участились случаи поздней диагностики лейкоза. Своевременная диагностика

ОЛ повышает эффективность проведения противоопухолевой терапии и дает

шанс ребенку на полное излечение. Благодаря внедрению международных

протоколов лечения ОЛ выживаемость детей в возрасте до 18 лет достигла в

настоящее время 85 %.

Требования к результатам освоения темы « Заболевания кроветворной

системы у детей»

Студент должен знать:

— АФО кроветворной системы у детей

— Основные причины и факторы риска, приводящие к развитию болезней системы

кроветворения

— Клинические проявления заболевания, методы диагностики и лабораторные

исследования

— Меры профилактики болезней системы крветворения

— Принципы ухода и лечения детей с данными заболеваниями

— Правила пользования аппаратурой применяемой для диагностики и лечения с

болезнями кроветворной системы

— Виды и правила заполнения медицинской документации: направления на

обследования, температурный лист и т.д

— Методы решения профессиональных задач при стандартных и нестандартных

ситуациях

— Принципы этики и медицинской деонтологии

Студент должен уметь:

— Выполнять этапы сестринского процесса при уходе за детьми с

заболеваниями кроветворения

— Составлять план профилактических мероприятий болезней кроветворной

системы

— Выполнять манипуляции по уходу и лечению детей с анемией,

геморрагическими диатезами, лейкозом

— Заполнять направления на различные виды обследования: анализ крови и

Читайте также:  Предположим что синдром вернера наследуется по аутосомному

мочи; температурные листы

— Применять различные методы решения профессиональных задач

— Принимать решение при стандартных и нестандартных ситуациях

Основная литература:

Ежова, Н.В. Педиатрия: учебник. – М.: Оникс, 2003 — 2008

Ежова, Н.В. Педиатрия. Практикум: учеб. пособие. – Мн.: Выш. школа, 2003

Тарасова И.В. «Педиатрия с детскими инфекциями» Москва ГЭОТАР-Медиа

2013

Теоретический блок лекции.

Н.П. Шабалов «Детские болезни» 2010г

Дополнительная литература:

Качаровская Е.В. Сестрин. дело в педиатрии:практич.рук.-М.:ГЭОТАР,2009

Ежова, Н.В. Педиатрия. Доклиническая практика. – Мн., 2004

Тульчинская. В.А. Сестринское дело в педиатрии. — Р/Дон: Феникс, 2007

Тульчинская В.А. Здоровый ребенок. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006

Алгоритм подготовки к практическому занятию:

1. Ознакомьтесь с темой и целью занятия.

2. Ознакомьтесь с вопросами по теме.

3. Изучите

указанную

литературу

и

материалы

дополнительной

литературы. Работая с конспектом лекции и предложенной в пособии

основной

и

дополнительной

литературой,

главные

моменты

выписывайте в дневник. Если по ходу изучения встретятся неясные

вопросы,

выпишите

их,

а

затем

обратитесь

за

помощью

к

преподавателю.

4. Проведите

самоконтроль

усвоения

материала,

выполнив

предложенные для этого задания.

Вопросы для самоподготовки

1.

Анемии у детей. Причины и факторы риска.

2.

Клиника. Принципы лечения и ухода. Антенатальная и постнатальная

профилактика.

3.

Геморрагические диатезы у детей. Причины и факторы риска.

4.

Клиника. Принципы лечения и ухода геморрагического васкулита.

5.

Клиника. Принципы лечения и ухода тромбоцитопенической пурпуры.

6.

Клиника. Принципы лечения и ухода больных с гемофилией.

7.

Лейкозы у детей. Причины и факторы риска.

8.

Клиника. Принципы лечения и ухода.

9.

Правила работы с цитостатиками.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

I — составление таблиц

2- ответы на контрольные вопросы

3 — решение ситуационных задач

4 – составление памяток рекомендаций

Задание №1

Уважаемые студенты!

1. Используя полученные знания, решите письменно задания в тестовой

форме, выбрав один правильный ответ.

I. Койлонихии (блюдцеобразные ногти) можно выявить у больных с одним

из перечисленных заболеваний:

1. острой постгеморрагической анемией

2. железодефицитной анемией

3. B

12

— дефицитной анемией

4. хроническим миелолейкозом

5. хроническим лимфолейкозом

2. Повышенная кровоточивость и геморрагические высыпания наблюдаются

при одном из перечисленных заболеваний:

1. Fe- дефицитной анемии

2. В

12

— дефицитной анемии

3. остром лейкозе

4. хроническом лимфолейкозе

5. острой постгеморрагической анемии

3. Селезенка и печень увеличенных размеров размеров можно выявить при

одном из

перечисленных заболеваний:

1. хроническом миелолейкозе

2. хроническом лимфолейкозе

3. В

12

— дефицитной анемии

4. гемолитической анемии

5. остром лейкозе

4. Извращение вкуса и обоняния наблюдается у больных с одним из

перечисленных заболеваний:

1. гемолитической анемией

2. B

12

— дефицитной анемией

3. Fe- дефицитной анемией

4. хроническим лимфолейкозом

5. острым лейкозом

5. У больного жалобы на внезапно возникшее повышение t тела до 40° ,

резкую слабость, головокружение, кровоточивость десен, петехиальные

высыпания на коже. В анализе крови выявлена патология. О каком

заболевании можно думать?

1. хроническом лимфолейкозе

2. хроническом миелолейкозе

3. В

12

— дефицитной анемии

4. остром лейкозе

5. гемолитической анемии

6. Больная жалуется на утомляемость, вялость, сонливость, шум в ушах,

извращение вкуса и обоняния, снижение аппетита, затруднение глотания.

Длительно страдает геморроем. Какое из заболеваний крови можно

заподозрить?

1. B

12

— дефицитную анемию

2. Fe — дефицитную анемию

3. гемолитическую анемию

4. хронический лимфолейкоз

5. острую постгеморрагическую анемию

7. Сочетание анемического, геморрагического синдромов, интоксикации,

генерализованного увеличения лимфатических узлов, гепатоспленомегалии

типично для детей с

.1 дефицитными анемиями

2. геморрагическим васкулитом

3. острым лейкозом

4. тромбоцитопенической пурпурой

5. гемофилией

8. Спленэктомию проводят при тяжелом течении

1. тромбоцитопенической пурпуры

2. гемофилии

3. геморрагическом васкулите

4. лейкозе

5. анемией

9 При уходе за детьми с лейкозом особенно большое внимание уделяют

1. лечебной физкультуре

2. санитарно-эпидемиологическому режиму

3. диетотерапии

4. режиму дня

5. питьевому режиму

Задание №2. Клиника, диагностика и принципы лечения

геморрагических диатезов

Уважаемые студенты!

1. Внимательно изучите учебный материал

2. Заполните таблицу для закрепления и систематизации учебного

материала по теме «Гемморагические диатезы» по предложенной схеме

Геморрагические диатезы

Признаки

Геморрагический васкулит

Тромбоцитопения

Гемофилия

Причины

Характер геморрагий

Локализация

Общее состояние

Лихорадка

Кровотечение

Метод лаб.диагностики

Осложнение

Патогенетический

препарат

Задание№ 3. Решение ситуационной задачи

Уважаемые студенты!

1. Изучив учебный материал, внимательно прочитайте ситуационную

задачу и ответьте письменно на поставленные вопросы

2. Составьте таблицу сестринского вмешательства (письменно)

Задача № 8

Мальчик

10

лет,

Читайте также:  В синдром кандинского клерамбо входит в

находится

на

стационарном

лечении.

Диагноз:

тромбоцитопеническая пурпура. Жалобы на кровотечение из носа, которое

появилось несколько минут назад (во время игры). Болен 2 года, ухудшение

наступило

в

течение

последней

недели

(перенес

ОРВИ),

появились

кровоизлияния на коже и слизистой оболочке полости рта. Тревожен.

Объективно: в сознании, ориентирован, контактен. Кожные покровы бледные,

множественные кровоизлияния в виде пятен различной величины, формы,

беспорядочно расположенные, различного цвета (багровый, синий, зеленый,

желтый), ЧДД 22 в минуту, пульс 112 в минуту, АД 100/60 мм рт. ст.

Задания:

1. Назовите неотложное состояние пациента. С чем оно связано?

2. Составьте таблицу сестринского вмешательства пациента

Пример таблицы сестринского вмешательства.

План

Мотивация

Обеспечить

пациенту

горизонтальное

положение

с

приподнятой головой (голову назад

не запрокидывать)

Для

предотвращения

аспирации

кровью.

Задание №4

Уважаемые студенты! Составьте памятки-рекомендации по уходу за

детьми с заболеваниями кроветворной системы.

Инструкция к выполнению:

1.Внимательно изучите учебный материал

2.Выберите тему для памятки- рекомендации

3.Составьте письменно памятку -рекомендации( кратко причины

заболевания, основные типичные проявления клинической картины,

подробные рекомендации по режиму дня, питанию, водной нагрузке,

Отразите принципы лечения, подробно рекомендации по уходу, основные

моменты диспансеризации)

1. Составьте рекомендации по питанию ребенка с железодефицитной анемией

в возрасте 4 месяца

2 .Составьте рекомендации по питанию ребенка с железодефицитной анемией

в возрасте 12 лет

3. Составьте памятку по уходу и питанию ребенка с тромбоцитопенической

пурпурой.

4. Составьте памятку по уходу и диспансеризации ребенка с геморрагическим

васкулитом.

5. Составьте памятку по уходу за детьми с гемофилией.

6. Составьте памятку для родителей, дети которых больны гемофилией, при

возникновении у геморрагического синдрома

7. Составьте рекомендации по уходу за детьми больными лейкозом.

8. Составьте рекомендации по питанию ребенка с лейкозом.

Эталоны ответов и критерии оценки

Задание 1

эталон ответа

1-2, 2-3, 3-5, 4-3, 5-4, 6-2, 7-3, 8-1, 9-2

Критерии оценок:

«5» до 10 % ошибок (0-1 ошибка)

«4» до 20 % ошибок (2-3 ошибки)

«3» до 30 % ошибок (4-5 ошибок)

«2» до 40 % ошибок (6 и более ошибок)

Задание №2 эталон ответа

Признаки

Геморрагический васкулит

Тромбоцитопения

Гемофилия

Причины

Образование иммунных

комплексов с поражением

мелких сосудов

Снижение в крови тр

Недостаток 8

или 9 фактора

свертываемост

и крови

Характер геморрагий

Пятнисто-геморрагическая

пурпура

Синяки и экхимозы

Экхимозы,

гемартрозы

Локализация

Наиболее часто вокруг крупных

суставов, на ягодицах,

внутренней поверхности бедер

высыпания симметричные

Не симметричные

высыпания по всему

телу полиморфные и

полихромные,

спонтанные

Гемартрозы

наиболее часто

коленный и

локтевые

суставы,

кровоизлияния

на любом

участке тела

обширные не

соответствуют

тяжести

равмы,возможн

ы

кровоизлияния

во внутренние

органы и

головной мозг

Общее состояние

интоксикация

Вялость, слабость

связанная с развитием

Не страдает

анемии

Лихорадка

есть

нет

нет

Кровотечение

нет

Десневые, носовые,

маточные, жкк и т.д.

При

прорезывании

зубов, из

пупочной

ранки, при

удалении зубов

во время травм

и операций

отсроченные во

времени

,продолжительн

ые,не

соответствуют

тяжести травмы

Метод лаб.диагностики

Как (признаки

воспаления),биохимический

анализ ( маркеры воспаления С-

белок, сиаловые кислоты),оам

Как( сниж. Кол-во

тромбоцитов), Вск,Дк

(увеличена)

Коагулограмма(

дефицит 8 или

9 ф,

свертываемост

и крови),Вск

(увеличено)

Осложнение

Развитие нефритов, опн,

инвагинация

анемия

Параличи

парезы,

анкилозы

Патогенетический

препарат

Специфической терапии не

существует

Аминокапроновая

кислота, антирезусный

иммуноглобулин,

гормоны

Криореципитат

8 фактора,

высокоочищенн

ые концентраты

8 или 9 фактора

Критерии оценки:

«5» — 1 — 2 ошибки

«4» — 3 — 4 ошибки

«3» — 5 – 6 ошибок

«2» — 7 и более ошибок

Эталон ответа задание 3

Приоритетная проблема пациента: носовое кровотечение.

Краткосрочная цель: остановить носовое кровотечение в течение 3 минут.

Долгосрочная

цель:

родственники

продемонстрируют

знания

о

способах

остановки носового кровотечения в домашних условиях.

План

Мотивация

1. Обеспечить пациенту горизонтальное положение с приподнятой головой

(голову назад не запрокидывать)

Для предотвращения аспирации кровью.

2. Обеспечить пациенту холодный компресс на область переносицы

Для сужения кровеносных сосудов.

3. Обеспечить пациенту гомеостатическую губку, в носовые ходы

Для остановки кровотечения.

4. Обеспечить пациенту физический и психологический покой

Для улучшения состояния пациента

5. Провести беседу с родственниками

Для обучения оказанию медицинской помощи при носовом кровотечении.

Студент проводит беседу с родителями об особенностях ухода за пациентом

с тромбоцитопенической пурпурой.

Критерии оценки:

«5» — четко сформулированные, грамотные и полные ответы на все вопросы

«4» — допущены ошибки и неточности в ответах

«3» — ответы на вопросы даны не полностью или с ошибками

«2» — неверные ответы на вопросы с грубыми ошибками

Источник