Синдромы поражения конвекситальной коры височной области
Конвекситальные височные нейропсихологические синдромы различаются в зависимости от стороны поражения в связи с четкой латерализацией мозговых механизмов речевых функций. Основными факторами, обусловливающими появление синдромов поражения височной коры, являются модально-специфические факторы.
Данные факторы, связанные с переработкой звуковой информации (речевых и неречевых звуков), по определению И. М. Сеченова, отражают принцип последовательной сукцессивной переработки информации.
Описывая синдромы височных отделов коры левого полушария, А. Р. Лурия выделял синдром, связанный с поражением зоны Т1 (ядерной зоны коры звукового анализатора), в основе которого лежит расстройство фонематического слуха, и синдром, связанный с поражением зоны Т2 (областей, расположенных на границе височной и теменно-затылочной коры), в основе чего лежат нарушения слухоречевой памяти.
При поражении зоны Т1 первичными симптомами являются нарушения фонематического слуха, приводящие к расстройству речи (сенсорная афазия). Эти нарушения не затрагивают обычно неречевого и музыкального слуха, а также других форм гностической деятельности.
Однако при этом возможны трудности в оценке и воспроизведении ритмических структур, в восприятии последовательности звуковых стимулов, а также в восприятии коротких звуков (меньше 4 мс). Нарушения фонематического слуха могут выступать в грубой форме, когда больной совершенно не понимает обращенную к нему устную речь, или в более мягкой форме, когда нарушено понимание лишь близких по звучанию звуков речи или речи, произнесенной в более быстром темпе.
Поражение зоны Т2 левого полушария ведет к другому височному синдрому. Его основой являются нарушения слухоречевой памяти, которые проявляются в форме акустико-мнестической афазии. Больные могут правильно повторять отдельные звуки речи (в том числе и оппозиционные фонемы) и отдельные слова, но затрудняются при повторении серии слов (3-4) вследствие резко выраженных нарушений следовой деятельности (в виде ретроактивного и проактивного торможения следов).
Поражение височных отделов правого полушария приводит к иным по характеру расстройствам высших психических функций. Их основой является нарушение неречевого и музыкального слуха, а также нарушения памяти на неречевые звуки и музыкальной памяти. В этих случаях больной не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов (слуховая агнозия) или не узнает и не может воспроизвести знакомых мелодий (амузия).
5). Синдромы поражения коры медиобазальных отделов височной области мозга. Если конвекситальные отделы коры височной области относятся к корковому звену звукового анализатора и входят в состав второго структурно-функционального блока мозга, то медиобазальные отделы коры являются составной частью первого (энергетического) блока. Поражение этой зоны коры ведет к нарушению модально-неспецифических факторов, проявляющихся в нарушениях различных психических функций.
Наиболее изучены три группы симптомов, входящих в эти синдромы.
Первая группа—это модально-неспецифические нарушения памяти (слухоречевой и других видов). Как отмечал А. Р. Лурия, дефекты «общей памяти» проявляются у этих больных в трудностях непосредственного удержания следов, то есть в первичных нарушениях кратковременной памяти.
Вторая группа симптомов связана с нарушениями в эмоциональной сфере. Поражение височных отделов мозга приводит к отчетливым эмоциональным расстройствам, которые квалифицируются в психиатрической литературе как аффективные пароксизмы. Они проявляются в виде приступов страха, тоски, ужаса и сопровождаются бурными вегетативными реакциями.
Третью группу симптомов составляют симптомы нарушения сознания. В тяжелых случаях -это просоночные состояния сознания, спутанность, иногда галлюцинации; в более легких случаях—трудности ориентировки в месте, времени, конфибуляции. Эти симптомы пока еще не стали объектом специального нейропсихологического изучения.
Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий
Передние отделы коры больших полушарий, расположенные кпереди от роландовой борозды на латеральной поверхности мозга, включают ядерную корковую зону двигательного анализатора (первичное 4-е поле и вторичные 6, 8,44, 45-е поля) и ассоциативные префронтальные отделы коры (третичные поля 9,10,11,12,46,47,32-е).
Поражение передних отделов коры приводит к двум типам синдромов.
1) Синдромы поражения премоторных отделов коры. Поражение вторичных корковых полей двигательной системы приводит к нарушению модально-специфического фактора, обеспечивающего корковую организацию движений. Этот фактор связан, прежде всего, с временной организацией двигательных актов и особенно произвольных движений и действий.
При поражении премоторных отделов коры больших полушарий возникают два основных типа синдромов: синдромы поражения верхних, синдромы нижних отделов премоторной области.
Двигательная симптоматика при поражении премоторных отделов коры больших полушарий складывается из различных нарушений плавности, автоматизированности, последовательности двигательных актов, как простых, так и сложных. А. Р. Лурия обозначал эти симптомы как распад «кинетической мелодии» У больных нет выраженных элементарных моторных нарушений— сила и тонус мышц относительно сохранны (или несколько изменены на стороне, противоположной очагу поражения).
Однако у них меняется почерк, теряется плавность и скорость движений при игре на музыкальных инструментах, нарушается навык печатания на пишущей машинке. Движения становятся прерывистыми, неловкими.
При поражении нижних отделов премоторной зоны коры левого полушария нарушения движений распространяются и на речевую моторику. В случае грубых поражений возникает развернутая эфферентная моторная афазия с грубыми нарушениями речевых моторных актов (афазия Брока), когда больной не может произнести ни одного слова, кроме «эмболов» (затверженных слов, типа «это», «вот», «так» и т. п.).
2) Синдромы поражения коры префронтальной области мозга. Префронтальная конвекситальная кора мозга принадлежит по типу строения к ассоциативной коре.
В современной нейропсихологии описаны два основных типа синдромов, связанных с поражением коры префронтальных отделов больших полушарий: синдромы поражения коры префронтальных конвекситальных отделов лобных долей мозга и синдромы поражения медиобазальных отделов префронтальной коры.
Рассмотрим подробнее эти синдромы.
А) Префронтальные конвекситальные синдромы. Они же классические «лобные синдромы», которые характеризуются большой вариативностью. В одних случаях проявляются в виде грубого развернутого «лобного синдрома», с грубым нарушением поведения, распадом даже простейших программ целенаправленной психической деятельности; в других случаях поражение префронтальных отделов коры протекает почти бессимптомно и характерные для «лобного синдрома» нарушения высших психических функций проявляются только в специальных сенсибилизированных условиях опыта.
Синдромы поражения префронтальных отделов коры включают в себя несколько групп симптомов. Центральными симптомами поражения префронтальных отделов мозга (особенно при массивных поражениях) являются общие нарушения поведения и изменение личности больного, которые проявляются в нарушениях «внутреннего плана» деятельности, потере целесообразности отдельных поведенческих актов (замене их штампами), в нарушениях произвольной регуляции поведения, изменении эмоционально-личностной, мотивационной сферы (исчезновении профессиональных интересов, привязанности к родным и т. д.).
В двигательной сфере наблюдаются нарушения более сложного характера, чем те, которые отмечаются при поражении премоторных отделов мозга. Двигательные симптомы проявляются в дефектах регуляции сложных произвольных движений и действий, которые обозначаются как регуляторная апраксия или «апраксия целевого действия».
Б) Префронтальные медиобазальные синдромы. Поражение медиобазальных отделов коры префронтальной области приводит к иным синдромам, которые имеют ряд отличительных черт по сравнению с синдромами поражения префронтальной конвекситальной коры.
У этой категории больных нет двигательных персевераций ни в мануальной, ни в речевой сфере. Как у всех «лобных» больных, у них нет и первичных нарушений гнозиса; зрительное, слуховое и тактильное восприятие у них сохранно. Полностью сохранены и речевые функции.
Центральным признаком, характеризующим эти синдромы, являются изменения состояний бодрствования, сознания, а также изменения в эмоциональной сфере. Эти больные характеризуются, как правило, снижением уровня бодрствования, быстрой истощаемостью, колебаниями функционального состояния. Они обнаруживают различные признаки нарушения сознания в виде неправильной ориентировки в месте и времени.
Источник
Категория: Основы нейропсихологии
Как и другие отделы мозга, височная область представляет собой высокодифференцированную систему; поэтому в зависимости от локализации поражения (и его тяжести) могут возникать неодинаковые по характеру и степени нарушения психические процессы.
Конвекситальные височные нейропсихологические синдромы четко различаются в зависимости от стороны поражения в связи с четкой латерализацией мозговых механизмов речевых функций. Основными факторами, обусловливающими появление синдромов поражения височной коры (так же как и описанных выше синдромов), являются модально-специфические. Данные факторы, связанные с переработкой звуковой информации (речевых и неречевых звуков), отражают, по определению И. М. Сеченова, принцип последовательной сукцессивной обработки информации.
Поражение верхних отделов левой височной области у правшей вызывает ту картину сенсорной афазии, которая была только что описана. В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, вторичным (или системным) результатом которого является трудность понимания смысла слов, нарушение называния предметов, описанные выше дефекты экспрессивной речи, нарушение письма и своеобразные трудности при осуществлении развернутых вербальных интеллектуальных операций, выступающие в той мере, в какой они должны опираться на стойкие и дифференцированные следы в оперативной слухоречевой памяти. Характерным является тот факт, что поражения левой височной доли, вызывающие существенные нарушения речевого слуха, не ведут к нарушениям музыкального слуха, что проявляется в сохранности интонационно-мелодических компонентов речи больных с сенсорной афазией и в сохранности способности к пению. В отдельных случаях музыкальный слух остается настолько сохранным, что, несмотря на грубую сенсорную афазию, больные в состоянии создавать сложные музыкальные произведения. Описывая синдромы поражения височных отделов коры левого полушария, А. Р. Лурия выделял синдром, связанный с поражением зоны Т1 («ядерной зоны» коры слухового анализатора), в основе которого лежит расстройство фонематического слуха.
— При поражении зоны Т1 левого полушария (у правшей) первичными симптомами являются нарушения фонематического слуха, приводящие к расстройству речи (сенсорной афазии). Эти нарушения не затрагивают обычно неречевого и музыкального слуха, а также других форм гностической слуховой деятельности. Однако возможны трудности в оценке и воспроизведении ритмических структур, в восприятии последовательности звуковых стимулов, а также коротких звуков (меньше 4 мс). Нарушения фонематического слуха могут выступать в грубой форме, когда больной совершенно не понимает обращенную к нему устную речь, или в более мягкой форме, когда нарушено понимание лишь близких по звучанию или произнесенных в быстром темпе звуков речи. В некоторых случаях дефекты фонематического слуха выявляются только в специальных сенсибилизированных условиях опыта. Вследствие нарушения фонематического слуха распадается целый комплекс речевых функций: письмо (особенно под диктовку), чтение, активная речь. Нарушение звуковой стороны речи ведет к нарушению и ее смысловой структуры. Возникают «отчуждение смысла слов» и вторичные нарушения интеллектуальной деятельности, связанные с неустойчивостью речевой семантики. При нарушении справа возникает нарушение неречевого анализа (не узнаёт интонации, нарушена дифференциация мужских и женских голосов). Амузия – трудности узнавания (импрессивная) и воспроизведения (экспрессивная) знакомых звуков. Нарушение восприятия ритмической структуры (слухо-моторных координаций). Возникает при поражении правых и левых областей – результат совместной работы височных областей слева и справа.
— Поражение зоны Т2 левого полушария ведет к другому височному синдрому. Его основой являются нарушения слухоречевой памяти, которые проявляются в форме акустико-мнестической афазии (нарушение слева). Больные могут правильно повторять отдельные звуки речи (в том числе и оппозиционные фонемы) и отдельные слова, но затрудняются при повторении серии слов (даже трех—четырех) вследствие резко выраженных нарушений следовой деятельности (в виде ретроактивного и проактивного торможения следов). Другим возможным физиологическим механизмом нарушения способности правильного воспроизведения серии слов является механизм «уравнивания интенсивности следов», вследствие чего уменьшается вероятность актуализации нужного слова. При увеличении объема слухоречевого материала наряду с амнестическими симптомами возможны и сенсорно-афазические явления в виде отчуждения смысла слова. Как следствие мнестических речевых расстройств вторично нарушаются и процессы письма под диктовку (особенно большого материала), понимания больших отрывков текста. Мнестические речевые дефекты затрудняют и устный счет, и решение задач, поскольку в этих видах интеллектуальной деятельности необходима сохранность промежуточных результатов в словесной форме. Таким образом, на основе нарушения слухоречевой памяти возникает целая совокупность нарушений высших психических функций, т. е. особый нейропсихологический синдром.
Поражение в правом полушарии: не реагирует на неречевые раздражители, музыку, не может повторить мелодию, обучение и заучивание не даёт результатов. Нарушается запоминание слов. Но нет фактора края, повторение приводит к воспроизведению полного объёма запоминаемого материала.
Источник
Как и другие отделы мозга, височная область представляет собой высокодифференцированную систему; поэтому в зависимости от локализации поражения (и его тяжести) могут возникать неодинаковые по характеру и степени нарушения психические процессы. Конвекситальные височные нейропсихологические синдромы четко различаются в зависимости от стороны поражения в связи с четкой латерализацией мозговых механизмов речевых функций. Основными факторами, обусловливающими появление синдромов поражения височной коры (так же как и описанных выше синдромов), являются модально-специфические. Данные факторы, связанные с переработкой звуковой информации (речевых и неречевых звуков), отражают, по определению И. М. Сеченова, принцип последовательной сукцессивной обработки информации.
Поражение верхних отделов левой височной области у правшей вызывает ту картину сенсорной афазии, которая была только что описана. В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, вторичным (или системным) результатом которого является трудность понимания смысла слов, нарушение называния предметов, описанные выше дефекты экспрессивной речи, нарушение письма и своеобразные трудности при осуществлении развернутых вербальных интеллектуальных операций, выступающие в той мере, в какой они должны опираться на стойкие и дифференцированные следы в оперативной слухоречевой памяти. Характерным является тот факт, что поражения левой височной доли, вызывающие существенные нарушения речевого слуха, не ведут к нарушениям музыкального слуха, что проявляется в сохранности интонационно-мелодических компонентов речи больных с сенсорной афазией и в сохранности способности к пению. В отдельных случаях музыкальный слух остается настолько сохранным, что, несмотря на грубую сенсорную афазию, больные в состоянии создавать сложные музыкальные произведения. Описывая синдромы поражения височных отделов коры левого полушария, А. Р. Лурия выделял синдром, связанный с поражением зоны Т1 («ядерной зоны» коры слухового анализатора), в основе которого лежит расстройство фонематического слуха.
— При поражении зоны Т1 левого полушария (у правшей) первичными симптомами являются нарушения фонематического слуха, приводящие к расстройству речи (сенсорной афазии). Эти нарушения не затрагивают обычно неречевого и музыкального слуха, а также других форм гностической слуховой деятельности. Однако возможны трудности в оценке и воспроизведении ритмических структур, в восприятии последовательности звуковых стимулов, а также коротких звуков (меньше 4 мс). Нарушения фонематического слуха могут выступать в грубой форме, когда больной совершенно не понимает обращенную к нему устную речь, или в более мягкой форме, когда нарушено понимание лишь близких по звучанию или произнесенных в быстром темпе звуков речи. В некоторых случаях дефекты фонематического слуха выявляются только в специальных сенсибилизированных условиях опыта. Вследствие нарушения фонематического слуха распадается целый комплекс речевых функций: письмо (особенно под диктовку), чтение, активная речь. Нарушение звуковой стороны речи ведет к нарушению и ее смысловой структуры. Возникают «отчуждение смысла слов» и вторичные нарушения интеллектуальной деятельности, связанные с неустойчивостью речевой семантики. При нарушении справа возникает нарушение неречевого анализа (не узнаёт интонации, нарушена дифференциация мужских и женских голосов). Амузия – трудности узнавания (импрессивная) и воспроизведения (экспрессивная) знакомых звуков. Нарушение восприятия ритмической структуры (слухо-моторных координаций). Возникает при поражении правых и левых областей – результат совместной работы височных областей слева и справа.
— Поражение зоны Т2 левого полушария ведет к другому височному синдрому. Его основой являются нарушения слухоречевой памяти, которые проявляются в форме акустико-мнестической афазии (нарушение слева). Больные могут правильно повторять отдельные звуки речи (в том числе и оппозиционные фонемы) и отдельные слова, но затрудняются при повторении серии слов (даже трех—четырех) вследствие резко выраженных нарушений следовой деятельности (в виде ретроактивного и проактивного торможения следов). Другим возможным физиологическим механизмом нарушения способности правильного воспроизведения серии слов является механизм «уравнивания интенсивности следов», вследствие чего уменьшается вероятность актуализации нужного слова. При увеличении объема слухоречевого материала наряду с амнестическими симптомами возможны и сенсорно-афазические явления в виде отчуждения смысла слова. Как следствие мнестических речевых расстройств вторично нарушаются и процессы письма под диктовку (особенно большого материала), понимания больших отрывков текста. Мнестические речевые дефекты затрудняют и устный счет, и решение задач, поскольку в этих видах интеллектуальной деятельности необходима сохранность промежуточных результатов в словесной форме. Таким образом, на основе нарушения слухоречевой памяти возникает целая совокупность нарушений высших психических функций, т. е. особый нейропсихологический синдром.
Поражение в правом полушарии: не реагирует на неречевые раздражители, музыку, не может повторить мелодию, обучение и заучивание не даёт результатов. Нарушается запоминание слов. Но нет фактора края, повторение приводит к воспроизведению полного объёма запоминаемого материала.
Источник