Синдромы общего психического недоразвития речи

        Причины появления общего недоразвития
речи у детей

          При нормальном речевом развитии у
ребенка к пяти годам  звукопроизношение и
звуковой анализ и синтез сформированы достаточно для, овладения  навыками словообразования и словоизменения,
ребенок имеет достаточный словарный запас, для свободного использования связной
речи. Однако, как пишут Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, у некоторых
детей даже при нормальном слухе и интеллекте нарушается формирование каждого из
компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было
определено Р.Е. Левиной как общее недоразвитие речи[20]. По мнению  Н.С. Жуковой и  Т.Б. Филичевой, в логопедии как
педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой
форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным
интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы [7].

     Р.Е. Левина отмечала, что нарушения речи у детей многообразны
по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие
затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах
произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения,
охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы,
что выражается в общем недоразвитии речи.     Для
общего недоразвития речи характерными признаками являются: позднее ее появление
(нередко лишь к 7-8 годам), скудный запас слов, аграмматизм, дефекты
произношения и фонемообразования. При общем недоразвитии речи наблюдаются
сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов
речи и их взаимодействия [15].

          У детей с ОНР выделяют четыре уровня
развития речи. Наиболее тяжелым является первый уровень развития речи —
«отсутствие общеупотребительной речи». Согласно Р.Е. Левиной, этот уровень
характеризуется полным или почти полным неумением пользоваться обычными
речевыми средствами общения (алалия, слухонемота).  Дети с этим уровнем общаются при помощи
лепетных слов и жестов. Почти полностью отсутствует понимание значений
грамматических изменений слова, характерно 
непостоянство звукового оформления одних и тех же слов, произношение
отдельных звуков не имеет четко выраженной, постоянной артикуляции. Для данного
уровня развития речи характерна также ограниченная способность воспроизведения
слоговых элементов слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и
двухсложные образования, в отраженной речи – сокращения повторяемого слова до
одного- двух слогов, все прочие элементы опускаются [7].

       Наиболее ярко ОНР выражается у детей с
алалией.  В.А. Ковшиков, изучая
экспрессивную алалию, отмечал, что она является наиболее часто встречающейся, и
дает ее описание. Экспрессивная алалия – это языковое расстройство, которое
характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря
языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи
проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических,
лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности
смысловых и моторных (артикуляторных) операций [13]. Автор отметил, что для
алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической,
морфологической, лексической и фонематической. Типичные проявления алалии –
аграмматизм, расстройства поиска слов. У многих детей с алалией отмечаются
разнообразные неязыковые нарушения – неврологические и психопатологические.
Степень расстройства языка у разных детей может быть различной и проявляться в
границах от полного (или почти полного) отсутствия экспрессивной речи до
незначительных отклонений в функционировании языковых подсистем [14].

          Второй уровень развития речи  – «начатки общеупотребительной речи». Дети с
этим уровнем осуществляют общение при посредстве достаточно постоянного, хотя и
весьма искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Такая речь
также не позволяет ребенку усваивать грамоту в условиях обычного школьного
обучения. Дети с данным уровнем обладают довольно большим запасом
общеупотребительных слов. Следует отметить, однако, что при затруднениях дети
часто прибегают к помощи жестов и заменяют одни слова другими. По мнению Р.Е.
Левиной, у детей с этим уровнем намечается различение некоторых грамматических
форм, но это различение происходит лишь при определенных условиях и
характеризуется большой неустойчивостью. Дети со вторым уровнем развития речи
начинают  различать формы единственного и
множественного числа глагола, формы мужского и женского рода глагола. В
активной речи детей встречаются лишь формы множественного числа некоторых
существительных. На этом этапе оказывается возможным произвольное
воспроизведение звуков вне слова и поэтому более точная характеристика
произносительного фонда ребенка. Однако имеется резкое расхождение между
умением воспроизвести звук и умением употребить в его речи. Дети с данным
уровнем развития речи с ошибками производят простейшие формы анализа, доступные
старшему дошкольнику [15].

          Состояние относительно более
сформированного лексико-грамматического и фонетического развития Р.Е.Левина
условно выделяет в качестве следующего, третьего, уровня. У детей, достигших
данного уровня, оказываются в значительной мере сглаженными проявления,
свойственные тяжелым степеням несформировавшейся речи. Довольно обширный
словарный запас, наличие правильно построенных предложений, меньшее
разнообразие фонетических дефектов делают устную речь этих детей более
полноценной. У таких детей уже нет заметных, грубо выраженных
лексико-грамматических и фонетических затруднений. Однако в целом такую речь
нельзя признать полностью сформированной: неточное употребление слов,
аграмматическое построение многих фраз, наблюдаются недостатки произношения. В
свободной речи детей с данным уровнем преобладают простые нераспространенные
предложения. На этой стадии аграмматизм в устной речи уже мало заметен.
Практически в ситуации устного общения скрадываются шероховатости
грамматического построения за счет поясняющих жестов, интонации,
предикативности речи [15].

          Четвертый уровень развития речи,
описанный Т.Б. Филичевой, характеризуется 
нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех
компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении
специально подобранных заданий. В речи детей встречаются отдельные нарушения
слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Недостаточная внятность,
выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют
впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звукослоговой
структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень
дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным
показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования. У детей
с четвертым уровнем отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов,
незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с
существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных
предлогов, согласовании числительных с существительными [7].

Читайте также:  У кого синдром маркуса гунна

          Причины
ОНР могут быть разнообразны. Различные неблагоприятные воздействия как во
внутреутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма,
асфиксия), а так же первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому
недоразвитию. Важную роль в формировании структуры речевого нарушения играет
время возникновения мозгового поражения. Наиболее тяжелое поражение мозга под
влиянием различных вредоносных факторов (инфекций, интоксикаций и т.п.)
возникает в период раннего эмбриогенеза. В зависимости от того, какие отделы
нервной системы наиболее активно развиваются в период воздействия того или
иного вредоносного фактора, недоразвитие может 
преимущественно касаться двигательных, сенсорных, речевых или
интеллектуальных функций.

     По мнению Т.Б. Филичевой, среди причин,
вызывающих общее недоразвитие, наиболее частыми являются инфекции или
интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия,
резус конфликт, нейроинфекции (заболевая центральной нервной системы) и травмы
мозга в первые годы жизни ребенка. Также употребление никотина и алкоголя во
время беременности может привести к нарушениям физического и
нервно-психического развития ребенка, одним из проявления которых часто
является общее недоразвитие речи. Большую роль в возникновении речевых
нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим
факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже
незначительных неблагоприятных внешний воздействий.     

     Так как речь является важнейшей социальной
функцией, для ее полноценного развития необходимо общение ребенка в первую
очередь с эмоционально близкими для него взрослыми. Уже к первому году жизни у
ребенка формируется потребность в общении, столь необходимая для овладения
навыком речи [6]. Следовательно, соглашаясь с мнением Н.С. Жуковой, Е.М.
Мастюковой и Т.Б. Филичевой, можно утверждать, что возникновение общего
недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и
воспитания, такими как психическая депривация в период наиболее интенсивного
формирования  речи, что приводит к
отставанию в ее развитии. Если же влияние этих факторов сочетается хотя бы и с
нерезко выраженной органической 
недостаточностью центральной нервной системы или с генетической
предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий
характер и проявляются в виде общего недоразвития речи [7]. На основе
представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиморфизме
этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто
имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного
окружения и  повреждения или нарушений
созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов,  действующих во внутреутробном периоде, в
момент родов или в первые годы жизни ребенка.

     Характеризуя этиологию ОНР, необходимо
выделить общее недоразвитие речи, вызванное ранним органическим поражением
центральной нервной системы. В зависимости от времени поражения выделяют
внутреутробную патологию, натальную и постнатальное поражение, возникающие под
влиянием инфекций и травм уже после рождения ребенка. По мнению Е. М.
Мастюковой,  особое место в этиологии
общего недоразвития речи занимает перинатальная энцефалопатия – поражение
мозга, возникающее под влиянием сочетания неблагоприятных факторов как во
внутреутробном периоде развития, так и в период родов [21].

      Причины общего недоразвития речи многообразны.
К этому нарушению могут привести как социально-психологические причины, такие
как депривация, так и воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на
нормальное развитие физиологии ребенка – различные воздействия на плод в период
беременности, во время родов или в первые годы жизни ребенка (инфекции, травмы,
асфиксия плода и т.д.).

       И.Б. Гриншпун, описывая причины алалии,
пишет, что в течении длительного периода изучения алалии высказывались разные
предположения по поводу причин ее возникновения. Р.Коэн, А. Гутцман, Э.
Фрешльс, М.Зееман утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются
воспалительные или силиментарно- трофические обменные патологические процессы,
происходящие во внутреутробном или раннем периоде развития ребенка. А.
Ивнинг,  указывает на отсутствие у детей
моторного образца слова как ведущего проявления в картине речевой
неполноценности при нарушении мозга[3]. В.А. Ковшиков, изучая экспрессивную
алалию, отмечает, что это нарушение вызывается органическими поражениями
головного мозга в пренатальный, натальный или в ранний постнатальный периоды.
Существует мнение, что у большинства детей с алалией имеются (или имелись на
ранних этапах их развития) нерезко выраженные, но множественные повреждения в
обоих полушариях головного мозга [13].

    В.А. Ковшиков  уточняет, что в большинстве случаев алалии в
анамнезе имели место следующие неблагоприятные факторы: ребенок от третьей,
четвертой или более поздних по порядку следования беременностей, которым
нередко предшествовали искусственные и спонтанные аборты; возраст родителей в
период рождения ребенка был от 30 до 40 лет и более; была отмечена патология
беременности и родов. В.А. Ковшиков обращает внимание на большой процент
детей,  рожденных в асфиксии, и поясняет,
что при асфиксии (особенно сильной) поражаются многие отделы нервной системы, и
предполагает, что именно эта множественность поражений могла вызвать у
определенного числа детей нарушения в формировании межсистемных мозговых
связей, столь необходимых для нормального генеза и деятельности многоуровневой
и полимодальной языковой системы [13].

     Среди причин алалии ряд авторов называет
отрицательные социально – психические влияния. Большинство полагает, что этим
причинам принадлежит «вторичная» роль в этиологии алалии: они отягчают действие
причин биологического характера, которым в этиологии принадлежит решающая роль.
Исследователи называют разнообразные социально-психологические причины. Так, к
их числу относят недостаток речевой мотивации со стороны окружающих и
ограничение контактов со взрослыми, конфликтные или неправильные взаимоотношения
в семье, неправильные методы воспитания, в том числе и воспитания речи, которые
тормозят речевые проявления у ребенка, а в ряде случаев вызывают у него речевой
негативизм [13].

          Таким образом, говоря о причинах
появления общего недоразвития речи можно обобщенно разделить их на биологические
и социально-психологические. Сочетание неблагоприятных факторов, действующих в
разное время развития ребенка, затрагивает и 
развитие неречевых психических функций, что негативно влияет на  позновательную деятельность ребенка и
освоение им родного языка. Следует отметить, что часто в картине нарушения
выступает не одна причина, а разнообразные их сочетания и комбинации, что
усложняет структуру дефекта и коррекционную работу по его преодолению.

Читайте также:  Риск рождения детей с синдромом дауна

Источник

Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Марио де Висенте расскажет вам о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.

Причины речевых расстройств

Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

  • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
  • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
  • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
  • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.

Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Симптомы нарушений речи

В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:

  • Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
  • Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
  • Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании  звуков.

Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.

Несмотря на то, что речь – это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки: 

  • Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
  • Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.

Речевые расстройства: классификация и виды

Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:

1- Дизартрии:

Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.

2- Дислалии:

Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:

  • Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки – это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей – за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
  • Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
  • Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
  • Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.

3- Дисглоссии

Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) – это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:

  • Губные дисглоссии: связаны с  изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида – заячья губа, волчья пасть.
  • Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
  • Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
  • Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
  • Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
  • Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.

4- Дисфемия

Дисфемии – это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.

5- Афазии

Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.

  • Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
  • Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
  • Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
  • Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
  • Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
  • Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.
Читайте также:  Синдром когда работать не можешь

6- Дислексия

Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией. Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на дислексию прямо сейчас!

7- Специфическое расстройство речи

Специфическое расстройство речи или развития речи – это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.

8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью. В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ. Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на СДВГ сами или протестируйте своего ребёнка!

9- Дискалькулия

Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка – математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.

Диагностика нарушений речи

Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.

Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.

Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях

Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.

Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

Как помочь ребёнку с речевыми расстройствами в домашних условиях?

Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.

И, наконец, важнейший шаг – выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно – вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.

Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.

Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.

“Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной  речи” даёт следующие рекомендации:

• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.
• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.
• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.
• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник