Синдромы нарушения высших корковых функций у детей

Синдромы нарушения высших корковых функций у детей thumbnail

Расстройства гнозиса (агнозии)

Гнозис (греч. gnosis — знание) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Нарушения гнозиса называются агнозиями. В соответствии с видами органов чувств человека различают зрительные, слуховые, тактильные (соматосенсорные), обонятельные, вкусовые агнозии. Самостоятельную область составляют речевые агнозии.

Зрительные агнозии возникают при поражении затылочной доли мозга; такое поражение приводит к выраженной “корковой слепоте”, при которой зрение как таковое остается сохранным, но полностью утрачивается зрительная ориентировка (рис. 78). Вся окружающая обстановка кажется больному чуждой и непонятной, в связи с чем он становится совершенно беспомощным. Например, больной может описать словами, как выглядела его рубашка, но не может ее узнать, вообще не понимает, что это такое.

В некоторых случаях больной способен узнавать и различать отдельные характеристики предметов: величину, форму, характер поверхности, но не знает предмета в целом. Например, при предъявлении расчески он может сказать, что это продолговатый, плоский предмет “с зубчиками”, но что это такое — он не знает.

При поражении затылочной доли правого полушария больной не узнает лиц родственников, знакомых, известных писателей и т.д. Так, с целью запомнить, а затем узнать лечащего врача больной вынужден запоминать, что его врач блондин и в кармане у него находится платок голубого цвета. Своеобразным признаком является также игнорирование левой половины поля зрения.

Синдромы нарушения высших корковых функций у детей

Рис. 78. Рисунки, предъявляемые больным для распознавания агнозии

Например, рисуя по заданию домик, больной не дорисовывает его левую часть и не замечает этого дефекта (рис. 79). При право-полущарных зрительных агнозиях иногда наблюдается неузнавание своих собственных вещей. Больной понимает, что перед ним шапка, но не узнает в ней свою собственную. Слуховые агнозии (или душевная глухота) возникают при поражении височной доли мозга. Во время исследования слухового гнозиса предъявляют различные знакомые звуки: шелест бумаги, звон колокольчика, звяканье монет и т.д. При слуховой агнозии больной слышит звуки, даже может отличить один от другого, но не узнает их источника.

Синдромы нарушения высших корковых функций у детей

Рис. 79. Рисунок больного со зрительно-пространственной агнозией. Игнорирование левой стороны

При правополушарной слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых мелодий (амузия). Кроме того, плохо различаются мужские и женские голоса, голоса знакомых, речевые интонации.

Тактильная (или соматосенсорная) агнозия возникает при поражении теменной доли мозга сзади от задней центральной извилины. Существуют несколько вариантов тактильной агнозии.

Астереогноз — неспособность узнавать предметы на ощупь при сохранном узнавании их при помощи зрения.

Расстройство схемы тела — неспособность показать части своего тела (нос, глаза, уши, правую руку и т.д.). Характерно, что при нанесении болевого раздражения на данную область больной легко ее обнаруживает и даже может назвать.

Анозогнозия — неузнавание своего дефекта. Обычно наблюдается при поражении правого полушария. Например, больной с параличом правой руки и ноги отрицает наличие у него двигательных расстройств. Важно учесть, что при поражении лобных долей больные нередко пребывают в благодушном или апатичном состоянии и игнорируют свой дефект, хотя осознают его наличие. При слабоумии имеет место недооценка или полное непонимание своего дефекта. Эти состояния следует отличать от агнозии в строгом неврологическом понимании.

Обонятельная и вкусовая агнозии заключаются соответственно в неузнавании запахов и вкусовых раздражителей. Эти виды агнозий не имеют существенного практического значения.

Расстройства праксиса (апраксии)

Праксис (греч. pragma — действие) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Праксис — это автоматизированное выполнение заученных движений. Для выполнения таких движений “на едином дыхании” необходимы достаточная зрительно-пространственная ориентировка и постоянное поступление информации о ходе выполняемых действий.

Расстройства праксиса называются апраксиями. Апраксии — своеобразные нарушения движений, при которых не наблюдается параличей. Различают три основных типа апраксии: моторную, или эфферентную, зрительно-пространственную и кинестетичеcкую, или афферентную. Нарушения речевого праксиса рассматриваются отдельно.

При моторной (эфферентной) апраксии больной утрачивает способность совершать привычные, ставшие автоматизированными действия. К таким действиям относятся причесывание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, еда с помощью ложки, чистка зубов и множество других. Характерно, что у больного с моторной апраксией отсутствуют параличи, сохранены произвольные движения. Но он словно забывает, как надо причесываться, как пользоваться ложкой, как надевать рубашку и т.д.

Моторная апраксия наблюдается при поражении нижнетеменных отделов коры мозга.

При нарушении своевременности смены одних действий другими наблюдается своеобразное застревание на одних и тех же действиях: больной не способен завершить начатый двигательный акт. Например, получив задание показать, как размешивают сахар в стакане с чаем и потом пьют чай с ложечки, больной правильно демонстрирует первую операцию (размешивание), но не может переключиться на выполнение второй части задания. Более простая проба — чередование движений: постукивание по столу сначала ребром ладони, потом ладонной поверхностью, потом кулаком. Оказывается, больной не в состоянии чередовать даже два действия. Аналогичные пробы существуют и для лицевой мускулатуры, например попеременное причмокивание губами и пощелкивание языком. Такого рода пробы важны для выявления оральной (ротовой) апраксии при речевых нарушениях.

Нарушение своевременности переключения двигательных команд наблюдается при поражении лобной доли.

Зрительно-пространственная, или конструктивная, апраксия заключается в нарушении целенаправленных действий вследствие дефекта зрительно-пространственной ориентировки. Больной с такой формой апраксии не различает правую и левую стороны, плохо понимает смысл предлогов над, под, за, поэтому он не может, например, нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов с определенным положением стрелок, сложить из спичек квадрат или треугольник (рис. 80, 81). Конструктивная апраксия наблюдается при поражении теменно-височно-затылочной области.

Синдромы нарушения высших корковых функций у детей

Рис. 80. Конструктивная апраксия. Больной не может сложить из палочек домик

Синдромы нарушения высших корковых функций у детей

Рис. 81. Рисунки больного с конструктивной апраксией

Кинестетическая (афферентная) апраксия заключается в неспособности управлять движениями вследствие утраты контроля за положением исполнительных органов. Главный дефект — неумение придать произвольно определенную позу кисте, руке, языку, гуЬам. Кинестетическая апраксия носит название “апраксии позы”. Больному могут удаваться простейшие автоматические позы, например высовывание языка, открывание рта, сжимание кисти в кулак. Однако он не в состоянии выполнить более сложные действия (вытягивание губ “трубочкой”, оттопыривание мизинца и т.п.).

Читайте также:  Исцеление детей с синдромом дауна

“Апраксия позы” нередко приводит к нарушению привычной жестикуляции. Если больного просят погрозить пальцем, то он машет рукой из стороны в сторону. Больной не может правильно держать руку при рукопожатии. Нарушения жестикуляции могут наблюдаться и при моторной апраксии. В этих случаях больной способен придать руке исходную позу, однако он не знает, что ему следует делать дальше.

Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении теменной доли мозга.

Источник

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.

У детей с церебральными параличами наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия. Для этой формы дизартрии характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Наряду с псевдобульбарной дизартрией, которая может встречаться при всех формах церебрального паралича, имеют место и другие формы дизартрии. Так, экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме детского церебрального паралича.

Часто встречается смешанная дизартрия. Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической. При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами редко бывают изолированными. Чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.

При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (и, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции.

В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтении письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях — к грубому недоразвитию речи.

Синдромы нарушений высших корковых функций : страдает формирование право и лево, эмоциональные нарушения (повышенная возбудимость, колебание настроения, появление страхов высоты, темноты, новых игрушек). У детей старшего возраста возникают вторичные эмоциональные нарушения как реакция на свой дефект. У них наблюдается склонность к невротическим нарушениям. Кроме того, возникает угроза патологического развития личности по тревожно-мнительному, аутистическому (уход в себя, в мир своих фантазий) или инфантилизированному типу. Нарушения интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Интеллект при детских церебральных параличах бывает изменен по-разному: примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25 — 30% интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.

Date: 2016-01-20; view: 377; Нарушение авторских прав

Источник

Нарушения
пространственных представлений.
Восприятие
пространства (пространственный гнозис)
рассматривается как результат совместной
деятельности различных анализаторов,
среди которых особо важное значение
имеет двигательно-кинестетический. У
детей с церебральными параличами имеет
место недоразвитие пространственного
гнозиса, что связано с недоразвитием
или поражением теменной доли больших
полушарий головного мозга и с нарушениями
зрительного восприятия.

Нарушения
зрительного восприятия связаны с
недостаточностью фиксации взора и
конвергенции, сужением полей зрения,
птозом, двоением, нистагмом и снижением
остроты зрения. Нарушения подвижности
глазных яблок являются следствием
пареза мышц, двигающих глазное яблоко.
Нарушения слухового восприятия также
имеют значение в нарушении формирования
пространственного гнозиса. Подобные
сенсорные нарушения в дальнейшем служат
причиной нарушения внимания и неумения
сосредоточиться на задании.

Нарушение
формирования схемы тела, стереогнозиса.
Наличие
патологических тонических рефлексов
и парезов рук приводит к недоразвитию
зрительно-моторной координации. Наряду
с нарушением формирования пространственного
гнозиса это затрудняет Формирование
восприятия формы и овладение умением
соотносить в пространстве объемные и
плоские величины. При этом страдает
также развитие схемы тела. Задерживается
формирование понятий “правое” и
“левое”. Большое значение в недоразвитии
схемы тела имеют недостаточность
кинестетических ощущений, недоразвитие
реакции равновесия, поражение нижней
части теменной доли правого или левого
полушария мозга. Так, при поражении
левой теменной доли с большим трудом
формируются предтавления о правом и
левом, развиваются элементы астереогнозии,
дальнейшем затруднено усвоение письма,
чтения и счета.

Эмоциональные
нарушения.
У
больных детскими церебральными параличами
часто отмечаются эмоциональные нарушения,
которые проявляются в виде повышенной
возбудимости, склонности к колебаниям
настроения, появлению страхов. Страх
нередко возникает даже при простых
тактильных раздражениях, при изменении
положения тела, окружающей обстановки.
Некоторые дети боятся высоты, закрытых
дверей, темноты, новых игрушек, новых
людей. У детей с гиперкинетическим
синдромом страхи могут перерасти в
синдром витальной (жизненной) дезадаптации.
При этом на различные зрительные и
слуховые раздражители дети отвечают
не ориентировочной, а защитной реакцией.
Отмечаются повышенная возбудимость,
слабая воля, неумение преодолевать
препятствия и слабая мотивация к их
преодолению.

У
детей старшего возраста развиваются
вторичные эмоциональные нарушения как
реакция на свой дефект. У них наблюдается
склонность к невротическим нарушениям.
Кроме того, возникает угроза патологического
развития личности по тревожно-мнительному,
аутистическому (уход в себя, в мир своих
фантазий) или инфантилизированному
типу.

Нарушения
интеллектуального развития.
Интеллектуальное
развитие детей с церебральными параличами
протекает в неблагоприятных условиях
и часто задерживается или искажается.
Интеллект при детских церебральных
параличах бывает изменен по-разному:
примерно 30% детей имеют недоразвитие
интеллекта по типу олигофрении, у 25 —
30% интеллект сохранен, а у остальных
наблюдается задержка интеллектуального
развития, обусловленная двигательными,
речевыми и сенсорными расстройствами.

Важно
вовремя определить, диагностировать
заболевание, так как рано поставленный
диагноз предполагает рано начатое
лечение. Раннее лечение — один из залогов
успеха в лечении детских церебральных
параличей. Очень важно правильно
организовать лечение детских церебральных
параличей. Оно должно основываться на
следующих принципах: раннее начало,
этапность, преемственность и комплексность.

Этапность
в лечении детских церебральных параличей
означае лечение на разных этапах:
родильный дом — больница — санаторий
для детей с двигательными нарушениями
дома ребенка — детские сады —
специализированные школы и интернаты
для детей с последствиями полиомиелита
и церебральными параличами.

Читайте также:  Синдром выгорания диагностика и профилактика водопьянова скачать

Между
этими учреждениями должна быть
преемственная связь, что делает лечение
более адекватным и успешным. Комплексность
лечения означает, что должна проводиться
различная восстановительно-коррекционная
работа: лечение движениями (лечебная
физкультура), массаж, физиотерапевтические
воздействия, ортопедическое и
медикаментозное лечение, медико-педагогическая
коррекция (более подробно вопросы
лечения детских церебральных параличей
рассмотрены в главе 10).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Рис.29 Схема расположения основных высших корковых функций в коре головного мозга.

Рис. 30 Основные извилины мозга

А.Речь – вторая сигнальная система, словесный субстрат мышления человека.

  • Экспрессивная – начинается с замысла высказывания, затем стадия внутренней речи, переходящая в развёрнутое внешнее речевое высказывание (т.е. то, что мы сами говорим)
  • Импрессивная – восприятие устной, письменной речи, её декодирование, осознание смысла, соотнесение с предыдущим опытом (т.е. то, что нам говорят).

1й вид расстройства речи: Афазия – нарушение речи при левополушарных расстройствах у правшей.

а) Моторная афазия – нарушение устной речи. Речевой аппарат в норме, движения языка в полном объёме, но больной не знает, КАК сказать то или иное слово. Исчезают сложные речевые двигательные условные рефлексы. Теряются «файлы» слов в коре головного мозга. Часто сочетается с аграфией (нарушение письма).

Причина: поражение центра Брока в левой лобной доле (у правшей) в зоне кровоснабжения среднемозговой артерии (прецентральная ветвь).

Методика исследования: врач просит пациента повторять буквы, слоги, слова, отвечать на вопросы, называть предметы, считать до 10.

Симптомы нарушения:

1) тотальная афазия – речь невозможна

2) частичная афазия – может произносить простые слова, немногословная речь

3) лёгкая афазия – бедный словарный запас, но может говорить предложениями

4) парафазия литеральная – перестановка букв на письме, парафазия вербальная – перестановка букв во время разговорной речи

5) персеверация – застревание на одном слове, может сформироваться «словесный эмбол» — на любой вопрос отвечает одним и тем же словом

6) аграмматизм – неправильный порядок слов в предложении

Речь улучшается при пении, счёте и другой автоматизированной речи.

б) Сенсорная афазия – нарушение понимания обращённой к пациенту речи. Часто сочетается с алексией (нарушение чтения или понимания прочитанного).

Причина: поражение в центре Вернике в левой височной доле (у левшей), а именно в задней трети верхней височной извилины, в зоне кровоснабжения среднемозговой артерии (задняя височная ветвь, теменная ветвь).

Методика исследования: врач задаёт вопросы пациенту (где стул?), проверяет выполнение устных инструкций (когда я подниму правую руку, покажите мне язык), понимание похожих фраз (кошка съела мышку и мышка съедена кошкой, это одно и тоже? кто кого съел?), возможность пересказа.

Симптомы поражения:

1) тотальная афазия – ничего не понимает, пациент воспринимает обращённую к нему речь как бессмысленный шум

2) частичная афазия – понимает простые фразы и слова

3) лёгкая афазия – затруднено понимание сложных фраз, оборотов, длинных рассказов

4) логоррея — многословная бесконтрольная речь

5) парафазия литеральная — перестановка букв на письме, парафазия вербальная — перестановка букв во время разговорной речи

6) персеверация — застревание на одном слове, может сформироваться «словесный эмбол» — на любой вопрос отвечает одним и тем же словом

7) аграмматизм – неправильный порядок слов в предложении

Речь представляет собой «словесный салат» — бессмысленная бесконтрольная беглая речь со словами – паразитами, псевдонеологизмами, случайными словами.

в) Амнестическая афазия – не может назвать знакомые окружающие предметы, животных и др.

Причина: поражение на стыке височной, теменной и затылочной долей слева (у правшей) в зоне кровоснабжения среднемозговой артерии (задняя височная ветвь), заднемозговой артерии.

Методика исследования: врач показывает предметы, пациент должен их назвать, но в случае поражения больной говорит: «Это то, чем пишут; это то, на чём сидят».

г) Семантическая (понятийная) афазия – нарушение понимания формулировок, пословиц, поговорок. Например, врач спрашивает: «Брат отца и отец брата – одно и то же лицо?».

2й вид расстройства речи: Дизартрия –нарушается артикуляция речи, т.е. правильное произношение слов, её плавность, выразительность, темп и модуляция.

а) Мозжечковая – при поражении мозжечка речь становится скандированной (см. раздел «Координация движений»)

б) Паллидарная – при поражении паллидонигральной системы (паркинсонизм) речь становится тихая монотонная, безэмоциональная, несколько замедленная

в) Стриарная – при поражении стриарной системы (гиперкинезы) речь быстрая, отрывистая, слова произносятся неполностью

г) Бульбарная – при центральном или периферическом поражении ядра подъязычного нерва на уровне продолговатого мозга нарушаются двигательные функции мышц языка. Про таких пациентов нередко говорят, что у них «каша во рту».

3й вид расстройства речи: Дислалия –нарушение звукопроизношения, встречающееся в детском возрасте и поддающееся логопедической коррекции (дети «не выговаривают» определённые звуки, например, «р», «л», «х»)

4й вид расстройства речи: Алалия – отсутствие речи у ребёнка до 3х лет, который никогда до этого не говорил. Может быть моторная и сенсорная.

Причина: происходит повреждение речевых областей головного мозга (травмы, заболевания) у ребёнка с нормальным слухом и интеллектом в первые 3 года жизни

Б. Письмо. Нарушение письма и понимания написанного – аграфия. Часто сочетается с моторной афазией.

Причина: поражение задних отделов средней лобной извилины слева (у правшей) в зоне кровоснабжения среднемозговой артерии (прецентральная ветвь).

Методика исследования: врач просит пациента списать текст с книги, написать под диктовку, написать названия показываемых предметов, записать ответы на вопросы врача.

Симптомы поражения:

1) Не может писать

2) Не понимает написанное

3) Параграфия литеральная – перестановка букв во время письма

В. Чтение. Нарушение чтения и понимания прочитанного – алексия. Часто сочетается с сенсорной афазией.

Причина: поражение угловой извилины левой теменной доли (у правшей) в зоне кровоснабжения среднемозговой артерии (угловая ветвь, задняя височная ветвь)

Методика исследования: пациент читает вслух и про себя письменные инструкции врача, врач следит за их выполнением.

Читайте также:  Синдром малых признаков по савицкому

Симптомы поражения:

1) Не может читать ни вслух, ни про себя

2) Не понимает прочитанного полностью или частично (вследствие чего не может выполнить инструкции)

3) Вербальная паралексия – дефекты при прочтении вслух

Г. Счет. Нарушение счёта – акалькулия.

Причина: поражение левой теменной доли.

Методика исследования: врач просит пациента посчитать до 10 и обратно, выполнить математические упражнения (сложение, вычитание, деление, умножение).

Д. Праксис – выполнение целенаправленных действий самостоятельно и по команде. Нарушение выполнения целенаправленных движений – апраксия – бывает нескольких видов:

1) Идеаторная (апраксия «замысла») – нарушение последовательности выполнения движений для достижения поставленной задачи.

Причина: поражение нижней теменной дольки.

Методика исследования: врач просит пациента поднять руку, зажечь свечу с помощью спичек.

Симптомы поражения: пациент производит лишние движения, не нужные для осуществления поставленной цели. Подсказка врача, показ помогают больному выполнить задачу. Всегда двусторонние проявления, т.е. и на правой, и на левой руке.

2) Моторная (апраксия «выполнения») – невозможность действовать по приказу. Причина: поражение надкраевой (супрамаргинальной) извилины теменной доли. Методика исследования: врач просит больного дотронуться пальцем до собственного носа, показать, как пьют воду из воображаемого стакана.

Симптомы поражения: подсказка и показ врача не помогает. Чаще одностороннее проявление. Невозможность действовать по приказу.

3)Конструктивнаяапраксия – невозможность из частей сложить целое.

Причина: поражение угловой извилины теменной доли.

Методика исследования: врач просит пациента сложить какую-либо фигуру из кубиков, из спичек.

Симптомы поражения: больной не может сложить фигуры из кубиков и спичек, но подсказка врача может ему помочь.

У правшей апраксия правой руки возникает при поражении в зоне кровоснабжения левой среднемозговой артерии (передняя и задняя теменные ветви); апраксия левой руки – в зоне васкуляризации переднемозговой артерии (артерия мозолистого тела).

Е. Гнозис (от греческого gnosis – «знание»). Нарушение процессов узнавания предметов, вещей, животных, людей по их виду, цвету, звукам, запахам и другим характеристикам называется АГНОЗИЯ. При этом у пациентов отсутствуют расстройства функций анализаторов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Таблица 17. Исследование функций гнозиса.

Тип гнозиса Методика исследования Особенности исследования и некоторые подвиды агнозии
Зрительная гнозия Врач показывает пациенту знакомые предметы (книга, ручка, телефон) и просит назвать их Убедиться, что у больного нет нарушения зрения. Особые виды зрительной агнозии: алексия (нарушение чтения; не узнаёт буквы, хотя видит их), лицевая агнозия (не узнаёт знакомых людей по лицам, но может узнать их по голосам)
Слуховая гнозия Пациент должен с закрытыми глазами узнать и назвать источник звука, шума: тиканье часов, звук, льющейся воды из крана, стук в дверь Убедиться, что у больного не нарушения слуха. Особые виды слуховой агнозии: сенсорная афазия (нарушение восприятия обращенной к пациенту речи), амузия (не различает музыкальные звуки), голосовая агнозия (не узнаёт родных по голосу, но может узнать их по лицам)
Тактильная гнозия (стереогнозия) Пациент с закрытыми глазами должен узнать предметы, вложенные ему в руку, на ощупь Убедиться, что у больного нет нарушений поверхностной и глубокой чувствительности.
Схема тела Врач просит больного показать, где у него правая и левая рука, ответить, сколько у него рук и ног Пациент воспринимают свои «дефекты» как реальность. Агнозия частей собственного тела: аутотопогнозия (не узнаёт частей собственного тела, путает правую и левую сторону тела), псевдомелия (пациент считает, что у него 6 пальцев, три ноги и т.д.), анозогнозия (пациент не осознаёт, отрицает свой дефект – считает, что двигает парализованной конечностью)
Обонятельная, вкусовая гнозия Пациенту с закрытыми глазами даётся понюхать кусочки ватки, пропитанные знакомыми запахами (апельсин), попробовать кусочки знакомой пищи (хлеб, говядина) Убедиться, что у больного нет нарушений обоняния и вкуса.

Таблица 18. Локализация патологических очагов в коре головного мозга при возникновении разных видов агнозий.

Зрительная агнозия Очаг в затылочной, реже теменной, доле в зоне кровоснабжения заднемозговой артерии
Слуховая агнозия Очаг в височной доле в зоне кровоснабжения среднемозговой артерии
Тактильная агнозия (астереогноз) Очаг в области верхней теменной дольки в зоне кровоснабжения среднемозговой артерии
Агнозия собственного тела Очаг в межтеменной борозде правого полушария (недоминантного у правшей) в зоне кровоснабжения среднемозговой артерии
Обонятельная и вкусовая агнозия Очаг в нижних отделах задней центральной извилине и медиобазальных отделах височной доли в зоне кровоснабжения среднемозговой артерии

Ж. Память.Память – сохранение информации о раздражителе, после того как его действие прекратилось.

Фазы процессов памяти:

  • Фиксация
  • Сохранение
  • Считывание
  • Воспроизведение

Три категории памяти:

Ø Мгновенная – очень кратковременное запечатление, длящееся несколько секунд.

Ø Кратковременная– запечатление в течение нескольких минут.

Ø Долговременная – долгое (возможно, в течение всей жизни) сохранение следов памяти (даты, события, имена и т.д.)

Кроме того, с точки зрения модальности или вида анализаторных систем выделяют зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, двигательную (механическую) память. Память – очень сложный психофизиологический процесс, связанный с работой всего мозга в целом, однако, наиболее активными областями в процессе запоминания являются гиппокамп, гипоталамус, передние ядра таламуса, амигдалярный комплекс, поясная извилина, мамиллярные тела, перегородки.

Виды нарушения памяти:

§ Гипомнезия – ослабление памяти.

А) Врождённая – на фоне олигофрении ослаблены все виды памяти.

Б) Приобретённая – возрастная, либо на фоне органических заболеваний головного мозга.

§ Амнезия– полная утрата способности сохранять и воспроизводить полученную информацию.

А) Корсаковский синдром (фиксационная амнезия) – нарушение памяти на текущие события при сохранении памяти на события далёкого прошлого. Например, пациенты несколько раз в день здороваются с врачом, спрашивают одни и те же вопросы, не помнят, что они делали несколько минут назад, в то же время помнят, что с ними происходило несколько лет назад.

Б) Глобальная транзиторная амнезия – нарушение всех видов памяти в течение некоторого времени на фоне транзиторной ишемической атаки в вертебробазилярном бассейне.

§ Псевдоамнезия (ложная амнезия) – при поражении лобных долей у больных нарушается процесс формирования намерений, планов, программ поведения, т.е. страдает структура любой сознательной психической деятельности.

Источник