Синдромы нарушения памяти при локальных поражениях мозга
Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы.
. . .
3.6. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.
В нейропсихологии память рассматривают как сложную функциональную систему, в организации которой принимает участие целая система совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований. Каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов, поэтому разрушение или патологическое состояние любого из них неизбежно скажется на мнестической деятельности в целом. Нарушения памяти бывают самые разнообразные. Выделяют гипомнезию, гипермнезию, парамнезию и амнезию. Но характер этих нарушений будет зависеть от того, какое именно звено пострадает. Гипомнезия проявляется в ослаблении всех видов памяти. Она может быть связана с возрастными изменениями либо является следствием каких-либо заболеваний. Для гипермнезии характерно резкое увеличение объема и прочности запечатления материала. Это явление подробно описано А. Р. Лурия на примере репортера Н. Шершевского в «Маленькой книжке о большой памяти» /20/. Парамнезия — это особое состояние, когда человек испытывает ощущение «знакомости» при встрече с незнакомыми объектами. Эти обманы памяти связаны с измененными состояниями сознания. И, наконец, амнезии, особый тип аномалий памяти, проявляющийся в значительном отсутствии или ослаблении памяти. Среди амнезий особую группу составляют амнезии, возникающие при локальных поражениях мозга. А. Р. Лурия выделил два типа нарушения памяти при локальных поражениях мозга — модально-специфические и модально-неспецифические /22, 38, 41/.
Под модально-неспецифическими нарушениями памяти в нейропсихологии понимают такие патологические явления, которые проявляются во всех видах, формах и процессах памяти. Основным условием запечатления всех следов информации является сохранение оптимального тонуса коры больших полушарий, который связан с активностью ретикулярной формации. Снижение коркового тонуса является основным фактором, который приводит к модально-неспецифическим нарушениям памяти (снижение продуктивности процессов запечатления, сохранения и воспроизведения информации). Но в зависимости от уровня поражения неспецифических структур, модально-неспецифические нарушения памяти носят разный характер:
— на уровне продолговатого мозга нарушения памяти проявляются в виде синдрома нарушения сознания, внимания, нарушения сна и бодрствования;
— на уровне гиппокампа наблюдаются нарушения кратковременной памяти, ее повышенная ранимость, подверженность следов влиянию интерференции. П. Милнер утверждает, что структуры гиппокампа обеспечивают общую способность запечатлевать следы текущего опыта /25/. У больных с массивными поражениями этих структур наблюдается полная невозможность сохранить следы текущего опыта, что проявляется в синдроме грубой дезориентировки больного в месте, времени и происходящих с ним событиях. Он не может вспомнить, что было 15-20 минут назад.
Для всех модально-неспецифических нарушений памяти характерно то, что, во-первых, их можно выделить в любой сфере деятельности больного (забывание намерений, забывание выполненных действий и т. п.). Во-вторых, они одинаково проявляются как в элементарном, непреднамеренном запечатлении, так и в произвольной мнестической деятельности. И, наконец, при массивных поражениях данных структур возникают грубые нарушения сознания (симптомы растерянности и спутанности).
Модально-специфические нарушения памяти составляют второй тип мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга. Они возникают при поражении аппаратов второго и третьего функциональных блоков, связаны со стимулами определенной модальности и распространяются только на раздражители, которые адресуются лишь к одному анализатору. К этим патологиям относят нарушения зрительной памяти, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной. Они отличаются тем, что эти дефекты не бывают глобальными, никогда не вызывают нарушения расстройств сознания, носят характер распада мнестической основы отдельных, модально-специфических операций.
В зависимости от локализации очага поражения можно выделить следующие модально-специфические нарушения памяти:
— при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария возникают нарушения слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия), заключающиеся в невозможности удержать в памяти даже несколько слов. Следует отметить, что этот дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме, у больных нет расстройства фонематического слуха;
— при поражении теменно-затылочной области левого полушария возникает амнестическая афазия, проявляющаяся в невозможности удержать в памяти зрительные структуры, включающие пространственные отношения. У этих больных нарушаются зрительные представления объектов, но нет никаких гностических зрительных расстройств.
В литературе описаны нарушения пространственной памяти, цветовой, музыкальной и памяти на лица /21, 31, 41/. Рассмотренные случаи нарушения памяти вызывают дефекты операций запоминания и припоминания, но никогда не превращаются в нарушение самой структуры мнестической деятельности, сохраняя возможность компенсации дефекта.
Активная мнестическая деятельность, как любая психическая деятельность, всегда опирается на цель, мотив, задачи запоминания, определенную программу, выбор соответствующих мнемотехнических средств, длительность удержания. Иными словами, она носит активный, целенаправленный, осознанный характер, а любая целенаправленная деятельность связана с активностью лобных отделов мозга. При их массивных поражениях нельзя вызвать ни прочного и активного намерения запомнить информацию, ни активного поиска средств и способов запоминания. Активная мнестическая деятельность превращается в пассивное запечатление предлагаемого материала. Заучивание имеет характер стереотипного повторения (кривая запоминания в виде «плато», когда повторение не приводит к увеличению объема запомненного материала). Такое нарушение называется «псевдоамнезия», так как у «лобных» больных нет первичных нарушений мнестических процессов, а страдает общая организация любой произвольной деятельности вообще.
Контрольные вопросы
1. Механизм модально-неспецифических нарушений памяти.
2. Характеристика модально-специфических нарушений памяти.
3. Структура нарушения памяти как мнестической деятельности.
4. Роль первого, второго и третьего блоков мозга в организации процессов памяти.
5. Перечислите виды нарушений памяти.
6. Чем отличаются модально-специфические нарушения памяти от модально-неспецифических?
7. При каком виде нарушения памяти возможны грубые расстройства сознания?
8. В каком случае возникают нарушения слухо-речевой памяти?
Психология bookap
9. В чем суть амнестической афазии?
10. Какую роль в организации памяти играет гиппокамп?
Источник
ТОП 10:
В нейропсихологии память рассматривают как сложную функциональную систему, в организации которой принимает участие целая система совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований. Каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов, поэтому разрушение или патологическое состояние любого из них неизбежно скажется на мнестической деятельности в целом. Нарушения памяти бывают самые разнообразные. Выделяют гипомнезию, гипермнезию, парамнезию и амнезию. Но характер этих нарушений будет зависеть от того, какое именно звено пострадает. Гипомнезия проявляется в ослаблении всех видов памяти. Она может быть связана с возрастными изменениями либо является следствием каких-либо заболеваний. Для гипермнезии характерно резкое увеличение объема и прочности запечатления материала. Это явление подробно описано А. Р. Лурия на примере репортера Н. Шершевского в «Маленькой книжке о большой памяти» /20/. Парамнезия — это особое состояние, когда человек испытывает ощущение «знакомости» при встрече с незнакомыми объектами. Эти обманы памяти связаны с измененными состояниями сознания. И, наконец, амнезии, особый тип аномалий памяти, проявляющийся в значительном отсутствии или ослаблении памяти. Среди амнезий особую группу составляют амнезии, возникающие при локальных поражениях мозга. А. Р. Лурия выделил два типа нарушения памяти при локальных поражениях мозга — модально-специфические и модально-неспецифическое
модально-неспецифические нарушения памяти — целая группа патологических явлений, неоднородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление любой но модальности информации;
модально-специфические нарушения памяти — тип мнестических дефектов, связанных с определенной модальностью стимулов и распространяющихся только на раздражители, которые адресуются только к одному какому-либо анализатору.
К данным нарушениям относятся нарушения зрительной памяти, слухоречевой памяти, музыкальной памяти, тактильной памяти, двигательной памяти.
Известны следующие нарушения памяти(не локальные)
• гипомнезия (ослабление памяти) может иметь различное происхождение: врожденная, связанная с возрастными изменениями, приобретенная вследствие травмы; больные характеризуются ослаблением всех видов памяти;
• гипермнезия (обострение памяти) — резкое увеличение объема и прочности запоминания;
• парамнезия — особое состояние, когда человек испытывает ощущение знакомости при встрече с незнакомыми объектами. Парамнезии разделяют на конфабуляции (ложные воспоминания) и криптомнезии (искажения памяти);
• амнезия — особый тип аномалий памяти (значительное снижение или отсутствие памяти).
Помимо основных типов амнезий, выделяется еще один тип — псевдоамнезии. В этом случае нарушение памяти выражено слабо и страдает главным образом память как мнестическая деятельность.
27. Нарушение внимания и мышления при локальных поражениях головного мозга.
Модально-неспецифические нарушение внимания — тип нарушений внимания, которые распространяются на любые формы и уровни внимания. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности, быстрая истощаемость внимания, резкое сужение объема внимания, нарушение концентрации внимания в любом виде деятельности из-за слабости тех механизмов, которые поддерживают внимание.
Модально-специфические нарушения внимания — тин нарушений внимания, которые проявляются по отношению к стимулам одной модальности.
Зрительное невнимание — при одновременном предъявлении раздражителей и справа, и слева больной отчетливо отдаст предпочтение одной стороне (преимущественно правой).
Слуховое невнимание — больной слышит только те звуки (слова), которые подаются в одно ухо, и игнорирует информацию, поступающую во второе ухо.
Тактильное невнимание — больной как бы «не замечает» прикосновения к одной руке, когда даются два одновременных прикосновения.
Двигательное невнимание — нарушение внимания к двигательным актам хорошо известно в клинике локальных поражений головного мозга. Оно проявляется в том случае, когда больному необходимо выполнить движение двумя руками.
Нарушение мышления(локальные)
При поражении левой височной области нарушены те смысловые операции, которые требуют постоянного опосредующего участия речевых связей. Эти трудности возникают и в «неречевых» операциях, если требуется удерживать в памяти речевой материал. Поэтому у таких больных нарушены операции устного счета.
При поражении теменно-затылочных отделов мозга страдает синтез отдельных элементов в группы и возникает целая совокупность дефектов, связанных с нарушением пространственного анализа и синтеза, и обнаруживаются трудности в интеллектуальных операциях, для решения которых необходимо выделение наглядных признаков и их пространственных отношений. Наиболее четко такие нарушения проявляются в задачах на «конструктивный интеллект» (типа складывания куба Линка или кубиков Косса).
При поражении теменно-затылочных отделов левого полушария страдают наглядно-образные формы мышления, требующие выполнения операций на пространственный анализ и синтез, а также понимание семантики «квазипространственных» отношений.
Центральным дефектом интеллектуальной деятельности у больных с поражением премоторных отделов левого полушария служит нарушение динамики мышления, нарушение свернутых «умственных действий». В то же время сохранены пространственные операции и понимание логико-грамматических конструкций.
Поражение лобных префронтальных отделов мозга сопровождается серьезными нарушениями интеллектуальных процессов, причем клиническая феноменология этих нарушений очень разнообразна: от грубых дефектов интеллектуальной деятельности до почти бессимптомных случаев.
Нарушения мышления у таких больных связаны в первую очередь с распадом самой структуры интеллектуальной деятельности (как и всякой другой психической деятельности), нарушением структуры.
28. Понятие нейропсихологического синдрома. Общие и локальные синдромы, топический диагноз.
Нейропсихологические синдромы— устойчивые сочетания нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга. Их выявление осуществляется при помощи специальных методик, в том числе с помощью методик, разработанных А.Р. Лурия. При поражении первичных полей происходит возникновение элементарных расстройств сенсорных и двигательных функций. При той или иной локализации поражения могут возникать как первичные нарушения, связанные с нарушением физиологических функций данного мозгового участка, так вторичные нарушения, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функционирования. При поражении височных отделов коры левого полушария страдает речевой слух. При поражении вторичных корковых полей затылочных и затылочно–теменных отделов мозга нарушается зрительное восприятие, возникают расстройства праксиса. При поражении третичных корковых полей зоны перекрытия височный, теменной и затылочной коры проявляются нарушения непосредственной ориентировки в пространстве, дефекты пространственной организации движений, расстройства понимания семантических конструкций, отражающих пространственные отношения. При поражении вторичных корковых полей височных отделов мозга в качестве первичных дефектов выступают нарушения слуха, а в качестве вторичных — расстройства речевых процессов, связанных со слухом. При поражении вторичных корковых полей теменной постцентральной области оказываются выражены нарушения кинестезической основы двигательных актов, расстройства координации и управления различными движениями и речью. При поражении премоторных областей коры больших полушарий развиваются нарушения сукцессивной организации движений, переключения от одного движения к другому, возникают двигательные или речевые персеверации. При поражении префронтальных третичных областей коры наблюдается прежде всего нарушение программирования различных произвольных форм психической деятельности и контроля за ними. При поражении медио–базальных отделов лобных долей коры мозга возникают нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что проявляется в аспонтанности, акинезии, снижении уровня бодрствования, в нарушениях селективности психических процессов, появлении контаминации, нарушениях памяти на семантическом уровне, в возникновении эйфории, эмоциональной неадекватности и некритичности. При поражении медио–базальных отделов височных долей мозга возникают изменения аффективных процессов, модально–неспецифические расстройства памяти, нарушения состояний бодрствования и сознания. При поражении подкорковых структур, расположенных по средней линии мозга, происходят расстройства цикла „сон — бодрствование“, изменения состояния сознания, модально–неспецифические нарушения памяти и внимания.
Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологиче симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов). Топическая диагностика поражений НС— определение локализации и распространенности патологического очага (очагов) в нервной системе на основании оценки выявленных при комплексном обследовании нарушений функций нервной системы. В связи с этим важнейшее значение в Т. д. принадлежит представлениям и конкретным сведениям о локализации функций в ц.н.с. Топический диагноз — итог дедуктивного логического процесса, включающий анализ данных неврологического осмотра и результатов объективных методов исследования. В решении вопросов Т. д. важное значение имеют сведения, касающиеся течения патологического процесса с особым акцентом на постоянство сочетания отдельных признаков поражения нервной системы и динамику формирования характерных симптомокомплексов. Определение локализации патологического очага — неотъемлемая часть диагноза заболеваний нервной системы.
Источник
Лекция_№ 8 Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема амнезий.
1 Память.
2. Нарушения памяти. Амнезии.
1. Память
Памятью называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось.
В настоящее время различают память как биологическую функцию и память как функцию психическую (или нервно-психическую).
Все биологические системы обладают определенными нервными аппаратами, которые обеспечивают фиксацию, сохранение, считывание и воспроизведение следа.
Эти четыре самостоятельные фазы, выделяемые в процессах памяти как в биологических, так и в более сложных — психических — системах, являются всеобщими.
Память как психическая функция относится к онтогенетической памяти.
Основными характеристиками памяти как биологической и психической функции являются:
♦ длительность формирования следов;
♦ их прочность и продолжительность удержания;
♦ объем запечатленного материала;
♦ точность его считывания;
♦ особенности его воспроизведения.
У человека, обладающего сложными формами мнестической деятельности, фазы считывания и воспроизведения развиты в максимальной форме. Однако именно механизмы считывания и воспроизведения следов являются наиболее ранимыми при разных патологических состояниях (в том числе и при локальных поражениях мозга). По длительности процессы памяти подразделяются на три категории.
- Мгновенная память — кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд.
2. Кратковременная память — процессы запечатления, которые длятся несколько минут.
3. Долговременная память — длительное (возможно, в течение всей жизни) сохранение следов. Предполагается, что в основе этих видов памяти лежат разные механизмы (физиологические, структурные и др.).
Память как психическая функция помимо перечисленных параметров характеризуется еще рядом других.
Во-первых, процессы памяти можно характеризовать с точки зрения их модальности. Мнестические процессы могут протекать в разных анализаторных системах; соответственно, выделяют разные модально-специфические формы памяти:
♦ зрительную;
♦ слуховую;
♦ тактильную;
♦ двигательную (или моторную);
♦ обонятельную и др.
Существует также аффективная, или эмоциональная, память.
Во-вторых, это уровень управления или регуляции мнестическими процессами. Как и все другие ВПФ, память характеризуется произвольным и непроизвольным уровнями реализации (запоминания и воспроизведения материала), Существует произвольная и непроизвольная память. Именно в произвольной форме память выступает как особая мнестическая деятельность.
В-третьих — это характеристика памяти с точки зрения ее семантической организации. Согласно этому параметру, память подразделяется на неосмысленную (механическую) и семантически организованную (семантическую). Эти три основных параметра характеризуют процессы памяти у человека.
В нейропсихологии лучше всего исследована память как произвольная мнестическая деятельность, которая, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, имеет определенную структуру. Она включает в себя:
а) стадию мотива (или намерения);
б) стадию программирования мнестической деятельности;
в) стадию использования различных способов запоминания материала, различных мнестических операций;
г) стадию контроля за результатами деятельности и коррекции, если эти результаты неудовлетворительны с точки зрения поставленной задачи.
Можно выделить специфические закономерности, которые характеризуют произвольную мнестическую деятельность как таковую:
1. Известно, что различные по модальности раздражители запечатлеваются испытуемыми по-разному. В этом, по-видимому, немаловажную роль играют врожденные способности человека. Одни склонны к лучшему запечатлению зрительной информации, другие — кожно-кинестетической или звуковой (вербальной или невербальной).
2. Мнестическая деятельность четко зависит и от характера смысловой организации материала (как невербального, наглядно-образного, так и вербального).
3. Различные этапы (или стадии) мнестической деятельности в разной степени подчиняются произвольной регуляции. Наиболее регулируемыми являются стадия запечатления и стадия воспроизведения материала. В меньшей степени — стадия хранения материала.
Непроизвольное запоминание материала характеризуется своими закономерностями. Существует ряд факторов, от которых зависит лучшее или худшее непроизвольное запоминание материала.
1. Лучше запоминается то, что является целью деятельности или вызывает какие-то затруднения во время ее осуществления.
2. Непроизвольная (или непосредственная) память неодинакова в разные периоды жизни человека: она лучше в детском возрасте и постепенно ухудшается по мере старения. Однако механизмы непроизвольного запечатления информации действуют, конечно, в течение всей жизни человека. И человеческий мозг в той или иной степени запечатлевает всю информацию, которую он воспринимает.
3. Хранение следов, запечатленных непроизвольно (а также с помощью произвольных усилий), не пассивный процесс. В это время происходит их определенное преобразование, которое совершается по особым законам (по закону семантизации или кодирования информации и др.).
4. Воспроизведение следов при непроизвольном запоминании как конечная фаза мнестических процессов происходит либо в виде пассивного узнавания объектов, либо в виде активного припоминания.
2. Нарушения памяти. Амнезии.
Нейропсихология памяти как специальный раздел нейропсихологии когнитивных процессов стала интенсивно разрабатываться лишь в 60-70-е годы XX века. Нарушения памяти бывают чрезвычайно разнообразными.
Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, или быть врожденной, или появиться как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов и др.). Такие больные, как правило, характеризуются ослаблением всех видов памяти.
Парамнезии (ложные узнавания) — особые состояния, когда человек испытывает ощущение «знакомости» при встрече с незнакомыми объектами. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния сознания, «дежа вю» (dйjа vu).
гипермнезия — обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями. Известны случае врожденных гипермнезий. Возможны гипермнезий и при локальных поражениях мозга, например при гипофизарных очагах, воздействующих на срединные структуры мозга.
Особый тип аномалий памяти составляют амнезии (значительное снижение или отсутствие памяти). Среди разного рода амнезий самостоятельную группу составляют амнезии, возникающие при локальных поражениях мозга.
Нарушения памяти очень широко представлены в клинике локальных поражений мозга и наблюдаются в той или иной степени почти у каждого больного.
Были выделены два основных типа нарушений памяти, а также особый тип нарушений, который можно обозначить как нарушение мнестической деятельности (или псевдоамнезия).
К первому типу относятся модально-неспецифические нарушения памяти. Общим является плохое запечатление информации любой модальности. Модально-неспецифические нарушения памяти возникают при поражении разных уровней срединных неспецифических структур мозга.
При поражении уровня продолговатого мозга (ствола) нарушения памяти протекают в синдроме нарушений сознания, внимания, цикла «сон—бодрствование». Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму.
Поражение диэнцефального уровня (уровня гипофиза). У гипофизарных больных существенно больше страдает кратковременная, а не долговременная память. В то же время мнестический дефект связан не столько с самим процессом запечатления следов, сколько с плохим их сохранением в связи с усиленным действием механизмов интерференции (т. е. воздействия на следы побочных раздражителей).
При запоминании словесного, зрительного, двигательного или слухового материала введение интерферирующей деятельности на стадии кратковременной памяти приводит к резкому ухудшению последующего воспроизведения материала. Посторонняя деятельность, предложенная таким больным сразу же после предъявления материала, как бы «стирает» предшествующие следы.
Другой особенностью этого типа нарушений памяти является повышенная реминисценция следов, т. е. лучшее воспроизведение материала при отсроченном (на несколько часов или даже дней) воспроизведении материала по сравнению с непосредственным воспроизведением.
Поражение лимбической системы (лимбической коры, гиппокампа, миндалины и др.). — корсаковский синдром. У больных с корсаковским синдромом практически отсутствует память на текущие события.
У больных с корсаковским синдромом этот резерв компенсации практически отсутствует. Повышенная мотивация или обращение к семантическому структурированию материала не приводят у них к заметному улучшению запоминания.
поражение медиальных и базальных отделов лобных долей мозга У таких больных возникают нарушения кратковременной памяти и повышенной интерференции следов. Однако, кроме того, нередко к этим нарушениям добавляются и расстройства семантической памяти, или памяти на логически связанные понятия.
Расстройства семантической памяти проявляются прежде всего в нарушении избирательности воспроизведения следов, например в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни (или какого-либо другого логически связного текста), в легком соскальзывании на побочные ассоциации. У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала (например, с помощью его семантической организации), что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга.
Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, относятся модально-специфические нарушения памяти. Эти нарушения распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору.
К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. Модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении разных анализаторных систем, т. е. II и III функциональных блоков мозга.
Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии. Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме.
При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать (жестами, междометиями и т. п.).
Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга (у правшей).
Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти.
В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой (музыкальный) слух — возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты.
Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам (например, лицам) — возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты.
возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса (связанны преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария)
Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность.
Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга (левой лобной доли или обеих лобных долей). Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т. е. страдает структура любой сознательной психической деятельности, в том числе и мнестической.
Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал: вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный. Как уже говорилось выше, эти нарушения можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной психической деятельности в целом.
Нужно сказать, что у «лобных» больных (особенно при двухстороннем поражении лобных долей) наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты (зрительная, слуховая, тактильная псевдоагнозия и др.), связанные с распадом любой произвольной познавательной деятельности.
Нейропсихологический анализ нарушений памяти является достижением отечественной нейропсихологии и прежде всего А. Р. Лурия. Нейропсихология памяти в последние годы продолжает разрабатываться в нескольких направлениях:
♦ изучается структура нарушений памяти, возникающих при разных по локализации очагах поражения;
♦ исследуется роль определенных мозговых структур в осуществлении разных по характеру мнестических процессов;
♦ анализируются особенности нарушений разных звеньев и этапов в структуре мнестической деятельности;
♦ исследуются особенности модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти в детском возрасте и др.
Среди этих работ значительное место занимают нейропсихологические исследования, посвященные вкладу левого и правого полушарий в процессы запоминания вербального и невербального материала.
В контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга изучаются и временные параметры осуществления произвольной мнестической деятельности. Непосредственное и отсроченное запоминание и воспроизведение также соотносятся со структурами правого и левого полушарий. Показано, что при непосредственном запоминании и воспроизведении в осуществлении мнестической деятельности прежде всего участвует правое полушарие, а при отсроченном запоминании и воспроизведении — левое (у правшей). При левосторонних поражениях непосредственное воспроизведение материала более сохранно, чем при правосторонних.
Новое и интенсивно развивающееся направление в нейропсихологии памяти — это изучение особенностей нарушений мнестических процессов (в том числе и латеральных различий) при поражении глубоких подкорковых областей мозга и при воздействии на эти структуры вследствие стереотаксических операций. Отчетливые латеральные различия в нарушениях мнестических процессов обнаружены и в этих случаях. Перечисленные направления работ по нейропсихологии памяти свидетельствуют об интенсивном развитии этого раздела нейропсихологии когнитивных процессов, происходящем в русле как клинических, так и экспериментальных исследований.
Полезный ресурс для мигрантов, рекомендую! — https://xn--80aaaal3acrmoakxi4a9cxj.xn--p1ai/
Источник