Синдромы нарушения памяти и интеллекта

Синдромы нарушения памяти и интеллекта thumbnail

Интеллектуальные расстройства

Расстройства интеллектуальной деятельности — изменение процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей.

Слабоумие

Различают так называемую деменцию (от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум) — приобретенное слабоумие и олигофрению (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум) — врожденное слабоумие. По особенностям клинической картины различают следующие типы деменций.

Органическая деменция — слабоумие, вызванное главным об­разом сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилити­ческими и старческими психозами, травмами головного мозга. Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парци­альное, лакунарное)1.

Тотальное слабоумие характеризуется стойким снижением всех интеллектуальных функций, слабостью суждений, отсутствием критики к своему состоянию. Примером тому может служить так называемая сенильная деменция (см. «Психозы старческого воз­раста»), а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция — см.).

Больной, в прошлом очень образованный и культурный человек, не стесняясь присутствующих, ходит голым по палате, затем подходит к мо­лодому врачу и предлагает ей «немедленно выходить за него замуж». Не помнит дат своей жизни, известных исторических дат. Без всякой крити­ки относится к своему состоянию, считает себя вполне здоровым, а факт своего пребывания в отделении психиатрической больницы объясняет желанием «отдохнуть отдел в этой милой обстановке».

Частичное (дисмнестинеское) слабоумие характеризуется, как показывает уже само название, выраженными нарушениями па­мяти. Остальные интеллектуальные функции страдают главным образом вторично, поскольку нарушаются «входные ворота интеллекта», как иногда называют память. Такие больные сохраня­ют способность к суждениям, у них наблюдается критическое от­ношение к своему состоянию. Им трудно усваивать новое, но ста­рые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго. Ввиду критического от­ношения к себе такие больные понимают свое положение, стара­ются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно записной книжкой, пи­шут заранее, что им надо сказать или сделать.

Типичная картина такого частичного слабоумия может на­блюдаться при церебральном атеросклерозе или сифилисе головного мозга.

Среди приобретенного слабоумия выделяют также шизофре­ническое и эпилептическое слабоумие.

Шизофреническое слабоумие, называемые еще апатическим или атактическим, характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умствен­ной деятельности еще длительное время могут сохраняться.

Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не от­крываемым.

Молодой человек 22 лет целыми днями неподвижно лежит в постели, не проявляя ни к чему никакого интереса и ничем не занимаясь. Не берет в руки книг, совершенно равнодушен к самой интересной телевизионной передаче. В то же время однажды неожиданно подошел к шахматному столику и обыграл очень сильного шахматиста. В дальнейшем по-прежне­му ничем не занимался, безучастно относился к многочисленным предло­жениям сыграть в шахматы.

Эпилептическое слабоумие выражается не только в значитель­ном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышле­ния, когда человек начинает терять способность различать глав­ное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи — зна­чительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют ино­гда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентрическое слабоумие).

Больная 36 лет, с детства страдающая эпилепсией, подробно, с множе­ством деталей, сообщает о своем состоянии: «Так вот, значит, я тогда пош­ла, пошла, а передо мной дверь, ну я взялась за ручку, взялась и толкнула, а там еще бабушка стояла, у нее носки шерстяные и ботинки сороковой размер …» и т.д. Всю эту длинную речь больная произнесла для того, чтобы сообщить врачу о появлении припадков после ушиба головы дверью. Па­мять резко снижена, женщина пользуется небольшим количеством слов, часто применяя трафаретные выражения и рифмы, охотно употребляет уменьшительные слова: «глазоньки», «рученьки», «сестриченька», «кроваточка». Целиком занята собой, окружающим интересуется постольку, по­скольку это имеет какое-то отношение к ней.

Олигофрения — наследственное, врожденное или приобретен­ное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта и вследствие этого в затруднении со­циальной адаптации.

Основные синдромы нарушений памяти и интеллекта

Синдром Корсакова — разновидность амнестического синдро­ма. Основой его является невозможность запоминать текущие со­бытия (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориен­тировки (так называемая амнестическая дезориентировка). В первую очередь это касается времени. Кроме того, имеется дез­ориентировка в месте и окружающей действительности. И еще один характерный симптом этого синдрома — парамнезии, глав­ным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии.

Больной 33 лет, переведенный в психиатрическую клинику (ввиду вы­раженных расстройств памяти) из хирургической, где он лечился по поводу травмы головы, охотно сообщает свое имя и фамилию, профессию, имена детей. В то же время не знает, где он сейчас находится, какое сегодня число, что он совсем недавно ел. Никак не может запомнить имени лечащего вра­ча (несмотря на то, что каждый день спрашивает об этом), не помнит, где стоит его кровать. На вопрос, чем он вчера занимался, сообщает, что «пришлось срочно пересматривать один проект». В другой раз говорит: «Целый день занимался починкой мотоцикла, что-то он опять у меня забарахлил».

Органический (энцефалопатический, психоорганический) синд­ром состоит из триады Вальтер-Бюеля, включающей в себя:

1) эмоциональную лабильность, эмоциональное недержание; 2) расстройство памяти; 3) снижение интеллекта. Больные стано­вятся беспомощными, с трудом ориентируются (прежде всего нару­шается ориентировка во времени, так как постоянно приходится за­поминать новые числа), сложно адаптируются к новой ситуации, плохо ее понимают. У них ослабляется воля, снижается работоспо­собность, они легко переходят от слез к улыбке и наоборот. Неред­ки варианты психопатоподобного поведения органического генеза.

Читайте также:  Синдром нарушение всасывания в кишечнике у детей

Выделяют следующие варианты (стадии) психоорганического синдрома (Шнайдер К.): астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический.

Органический (психоорганический, энцефалопатический) синдром может возникать при самых различных заболеваниях: при непосредственном поражении головного мозга (опухоли, интракраниальные инфекции, травмы, сосудистая патология атеросклеротического, сифилитического и иного происхождения); при соматогениях (как следствие заболевания печени, почек, легких и т.д.); при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, отравлении теми или иными токсическими веществами; при заболеваниях, протекающих с атрофическими процессами в головном мозге (на­пример, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.). Сопровожда­ется самыми различными неврологическими расстройствами.

Психоорганический синдром, как правило, необратим, хотя и может дать некоторое обратное развитие при применении соот­ветствующей терапии, в том числе ноотропными средствами.

Глава 7. РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

Мышление — обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Основным эле­ментом мышления является понятие — отражение в сознании че­ловека наиболее общих и существенных свойств и качеств пред­метов и явлений в отличие от ощущений, восприятий и представ­лений, которые отражают либо отдельные конкретные свойства предметов и явлений (ощущения), либо эти конкретные явления и предметы в целом (восприятия), либо воспроизведение образов, воспринятых в прошлом (представления). Например, понятие «дом» отражает общие свойства самых различных построек раз­ной архитектуры, величины, стиля, месторасположения, содер­жит смысл «собственного жилища» и т.д.

Одной из самых главных особенностей понятий является то, что они базируются не только на собственном опыте человека, но и включают в себя опыт предыдущих поколении, закрепленный с помощью языка. Именно поэтому овладение языком способству­ет усвоению всего багажа знаний, накопленных человечеством.

Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, срав­нения и обобщения, абстракцию и конкретизацию с последую­щим переходом к образованию понятий.

Процесс ассоциации может нарушаться самым различным об­разом в зависимости от характера болезни, ее стадии, типа тече­ния и исхода.

Источник

Расстро́йство интелле́кта (слабоу́мие) (от лат. intellectus — понимание, познание) — психиатрический интеллектуально-мнестический синдром; врождённое (умственная отсталость) или приобретённое (деменция) поражение интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению.

Если слабоумие приобретённое, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Наблюдается глубокое обеднение эмоционально-волевой сферы, личности[1]. При этом сначала может наблюдаться один однообразный плоский аффект, затем — эмоциональная тупость либо с апато-абулией, либо с психомоторным возбуждением. Изменяется личность, искажается характер.

В психиатрии слабоумие относится к изменениям процесса рационального познания в виде осложнения или полной невозможности к овладеванию знаниями[1]; умозаключений; суждений; критических способностей. При приобретённом слабоумии использование старых знаний, умений и навыков также осложняется или становится невозможным.

История[править | править код]

Расстройства интеллекта были известны с доисторического времени. Это подтверждают история психиатрии и транскультуральная психиатрия, обнаруживая, например, атеросклеротические изменения головного мозга у нецивилизованных племён[2].

Отделив от понятия «мания» старческое слабоумие, Аретей из Каппадокии — выдающийся древнеримский античный медик и философ, вероятно, впервые различает острые и хронические органические психические расстройства, называя острые (преходящие) делирием, а хронические и необратимые — деменцией[3].

Отдельно расстройства интеллекта в классификации психических болезней выделил швейцарский медик Ф. Платер[4].

Французский психиатр Ф. Пинель впервые разделил слабоумие на врождённое и приобретённое[5].

Ж.-Э. Д. Эскироль — французский психиатр, ученик Филиппа Пинеля, оперируя терминами «слабоумие» в понимании «деменция» и «идиотизм» в понимании «умственная отсталость» впервые их дифференцирует. Слабоумие, по Эскиролю, есть поражение мозга с хроническим течением, с ослаблением интеллекта, с извращением чувств и воли. В одном из тех точных и ярких афоризмов, которые так были свойственны учёному, он проводит различие между слабоумием и идиотизмом:

Современный термин «олигофрения» предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин.

Классификация[править | править код]

Симптомы в структуре слабоумия могут быть различными, однако преобладают негативные[6]. Если оно определяется только ими, это простое слабоумие. Чаще, особенно в начальной стадии бывает психотическое слабоумие с бредом, галлюцинациями, маниакальным и депрессивным синдромом. При этом чем более они выражены, тем легче слабоумие и наоборот, при тотальной деменции они полностью исчезают. По Г. Модсли (англ.)русск.: «В крайних случаях слабоумия не могут образовываться даже нелепые идеи»[7].

По этиологии различают:

  1. Приобретённое заболевание — деменция, например, атрофические процессы головного мозга в предстарческом и старческом возрасте — болезнь Альцгеймера, деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга — так называемый психоорганический синдром.
    1. По течению существует:
      1. Стационарное — возникнув, не углубляется;
      2. Прогрессирующее — ведущее к психическому маразму. При этом, чем раньше оно начинается, тем быстрее прогресс и хуже прогноз[8].
    2. По патологоанатомическим изменениям по О. В. Кербикову:
      1. Органическое — есть характерные изменения в головном мозге. Его в свою очередь классифицируют по этиологии, нозологическому принципу и локализации в головном мозге. Отдельно некоторые авторы выделяют эпилептическое слабоумие, что выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
      2. Шизофреническое слабоумие (или везаническое, апатическое, транзиторное[9], атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться[10]. Возникает при длительном течении шизофрении.
    3. Клинически различают лакунарную и тотальную деменцию[10][6]. Среди тотальной деменции А. В. Снежневский выделяет паралитическое и сенильное слабоумие[11]. Для первого характерны эйфория, психомоторное возбуждение, облегчение ассоциаций и растормаживание низших влечений; для второго — амнезия, утрата критики, безразличное или угрюмо-раздражительное настроение, эмоциональная тупость. Классические формы встречаются, соответственно, при прогрессивном параличе и сенильной деменции.
  2. Врождённое заболевание — умственная отсталость (олигофрения). Оно обусловлено расстройством раннего онтогенеза[6]. Процесс стационарен, однако может усугубляться при новых экзогенных влияниях (ЧМТ). Традиционная классификация (подробнее, пожалуйста, см. «Классификация олигофрений»):
    1. дебильность (иногда сохраняется способность к труду);
    2. имбецильность (сохраняется способность к самообслуживанию);
    3. идиотия (не сохраняется способность к самообслуживанию и речи).
Читайте также:  Панический синдром симптомы и лечение

См. также[править | править код]

  • Интеллект
  • Когнитивные нарушения
  • Умственная отсталость
  • Деменция
  • Госпитализм

Литература[править | править код]

  1. Бітенський В. С., Горячев П. І., Мельник Е. В. та інші. Психиатрия: Курс лекций: Учебное пособие = Психіатрія: Курс лекцій: Навчальний посібник / За ред. Бітенського В. С.. — Одеса: ОНМУ, 2004. — 354 с. — 1000 экз. — ISBN 966-7733-56-4.;
  2. Замский Х. С., Коняева Н. П. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд.. — Москва: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с. — ISBN 978-5-7695-4334. (недоступная ссылка)
  3. Морозов Г. В., Шуйский Н. Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1998. — 426 с. — 3000 экз. — ISBN 5-86093-010-0.;
  4. О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2-е, переработанное. — Москва: Медицина, 1968. — 448 с. — 75 000 экз.;
  5. Ю. В. Каннабих. История психиатрии. — Ленинград: Государственное медицинское издательство, 1928.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 244.
  2. ↑ Ю. В. Каннабих, 1928.
  3. ↑ Деменции: Эволюция понятия. Медицина и здоровье. Лечение болезней. MEDALBUM/RU. Дата обращения 18 января 2018.
  4. ↑ Замский Х. С., Коняева Н. П., 2008, с. 17.
  5. ↑ Замский Х. С., Коняева Н. П., 2008, с. 22.
  6. 1 2 3 Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 245.
  7. ↑ О. В. Кербиков, 1968, с. 110.
  8. ↑ Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 246.
  9. О. К. Напрєєнко, І. Й. Влох, О. З. Голубков. Психиатрия = Психіатрія / Под ред. О. К. Напрєєнко. — Київ: Здоров’я, 2001. — С. 124. — 584 с. — 5000 экз. — ISBN 5-311-01239-0.
  10. 1 2 Бітенський В. С., Горячев П. І., Мельник Е. В., 2004, с. 114.
  11. ↑ Руководство по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. — Москва: Медицина, 1983. — С. 79. — 481 с. — 25 000 экз.

Источник

ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Клинически синдром представлен триадой Вальтер — Бюеля:

§ расстройства памяти;

§ снижение интеллекта;

§ эмоциональная лабильность;

Нарушения памяти при психоорганическом синдроме затрагивают все три основные ее компоненты: запоминание, ретенцию, репродукцию информации. На ранних стадиях, как правило, преобладают дисмнестические расстройства, позже, по мере прогрессирования заболеваний, присоединяются амнестические расстройства, чаще в форме фиксационной и (или) прогрессирующей амнезии. Нарушения памяти, особенно в форме амнезий, нередко сопровождаются наплывами ярких образных воспоминаний о событиях прошлой жизни, а в ряде случаев — конфабуляциями.

Нарушения интеллектуальной деятельности проявляются постепенным снижением способности к накоплению новой информации, обучению, при этом в первую очередь утрачиваются наиболее поздно приобретенные навыки, тогда как привычные, автоматизированные сохраняются дольше. Мышление больных с психоорганическим синдромом характеризуется обстоятельностью, вязкостью, избыточной конкретизацией, «застреванием» на деталях; темп ассоциативных процессов обычно замедлен; речь обеднена, часто употребляются словесные шаблоны. В первую очередь страдает абстрактно-логическое мышление, суждения и умозаключения упрощаются, у больных преобладают бытовые интересы и мотивации.

Ограничивается объем внимания, особенно пассивного — автоматической реакции на раздражитель. Снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность, несобранность. Постепенно присоединяется снижение критического отношения к своему поведению и окружающей ситуации. Нарушения памяти, интеллекта и внимания тесно связаны с ухудшением ориентировки больных вначале в окружающем, а при утяжелении состояния — и в собственной личности.

Эмоциональные реакции больных лабильны вплоть до степени недержания аффекта. Смены аффекта происходят и спонтанно, и под влиянием внешних раздражителей, порой самых незначительных. Господствующий аффект легко подчиняет себе действия больных, а одновременное снижение уровня суждений и критики могут повлечь за собой совершение противоправных действий.

Помимо характерной клинической триады, в структуре психоорганического синдрома выделяются факультативные симптомы.

Вегетативные расстройства проявляются головными болями, головокружением, лабильностью артериального давления, тахикардиями, метеочувствительностью (плохой переносимостью крайних температур (особенно, жары), перепадов атмосферного давления), а также плохой переносимостью транспорта и других нагрузок на вестибулярный аппарат.

На начальных стадиях развития психоорганического синдрома выявляется заострение преморбидных черт личности больных. Постепенно, с течением времени, прогрессирует нивелировка индивидуальных личностных особенностей, обедняется круг интересов, присоединяются личностные черты, не свойственные больному ранее (эгоизм, жадность, обидчивость, подозрительность, нетерпимость и т.д.). Данный круг психопатоподобных расстройств получил название органического снижения уровня личности.

Психоорганический синдром встречается при различных органических поражениях головного мозга: сосудистой патологии, черепно-мозговых травмах, острых (угарный газ, острая алкогольная и наркотическая интоксикация, отравление солями тяжелых металлов) и хронических интоксикациях (в рамках болезней зависимости, ожоговой болезни, хронической почечной и печеночной недостаточности), перенесенных интракраниальных инфекций, сифилиса головного мозга, ВИЧ-инфекции, опухолей, абсцессов мозга, атрофических деменций (болезнь Альцгеймеpa, болезнь Пика), эпилепсии, старческих деменций.

В зависимости от нозологической природы, нарушения, характеризующие психоорганический синдром, выражены в различной степени. Например, при старческом слабоумии, болезни Альцгеймера доминируют расстройства памяти; при прогрессивном параличе и болезни Пика страдают, в первую очередь, различные стороны интеллекта; при опухолях мозга преобладают аффективные расстройства, психопатоподобные нарушения и неадекватности поведения больных и т.д.

Клинические варианты (стадии) психоорганического синдрома

(по К. Шнайдеру):

Астенический.

Эксплозивный.

Эйфорический.

Апатический.

Астенический вариант характеризуется доминированием в клинической картине астенического и, реже, других неврозоподобных синдромов (астено-депрессивного, астено-ипохондрического, тревожно-фобического) в сочетании с относительно мягкими проявлениями интеллектуально-мнестических расстройств.

Эксплозивный вариант характеризуется присоединением выраженной эмоциональной лабильности с дисфорическим компонентом и тенденцией к агрессивным вспышкам и агрессивному поведению больных.

При эйфорическом варианте психоорганического синдрома в клинической картине преобладает повышенный фон настроения с оттенком благодушия, переоценкой собственных возможностей, неадекватными планами на будущее в сочетании со значительным снижением критического отношения к болезненному состоянию вплоть до степени анозогнозии.

Апатический вариант характеризуется выраженным снижением общей психической продуктивности и активности больных, апатическим фоном настроения, безынициативностью и бездеятельностью.

Читайте также:  Лечение судорожного синдрома при дцп

Выделяют острый и хронический психоорганический синдром.

Острый психоорганический синдром развивается внезапно непосредственно после поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, острые нарушения мозгового кровообращения, острое отравление угарным газом, суицидальная попытка с перенесенной комой и т.д.), продолжается, как правило, недели, редко дольше. Он может быть единственным эпизодом в жизни больного, сменяясь восстановлением психического здоровья, но может принять рецидивирующее течение с последующим переходом в хроническую форму.

Хронический психоорганический синдром является либо следствием острого психоорганического синдрома, либо развивается постепенно на фоне текущего органического процесса. Его течение различно: прогрессирующее с исходом в деменцию (болезнь Пика, старческое слабоумие); приближающееся к стационарному (последствие черепно-мозговых травм, церебральный атеросклероз); с длительными ремиссиями, возникающими в результате лечения (опухоли головного мозга, хронические интоксикации).

Психоорганический синдром представляет собой необратимое расстройство, в целом, прогностически не благоприятен и в финальных стадиях приводит к глубокому слабоумию больных вплоть до степени психического маразма.

СИНДРОМ КОРСАКОВА (амнестический синдром)

Впервые данный синдром был описан в 1887 г. Корсаковым С. С. в докторской диссертации «Об алкогольном параличе».

Корсаковский синдром является особым вариантом психоорганического синдрома и развивается, как правило, на фоне острых тяжелых органических поражений головного мозга: интоксикаций (наиболее часто — после выхода больного из тяжелого алкогольного психоза), черепно-мозговых травм, острых нарушений мозгового кровообращения, после перенесенной острой гипоксии (отравление угарным газом, повешение), при опухолях мозга и инфекционных заболеваниях и т.д.

Облигатными клиническими составляющими Корсаковского синдрома являются:

џ фиксационная амнезия;

џ амнестическая дезориентировка;

џ парамнезии, чаще представленные конфабуляциями или псевдореминисценциями.

Основа синдрома — невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориентировки (так называемая амнестическая дезориентировка). В первую очередь это касается времени. Кроме того, имеется дезориентировка в месте и окружающей действительности. Еще один характерный симптом — парамнезии, главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций.

Расстройства памяти в структуре Корсаковского синдрома представлены, преимущественно, фиксационной амнезией — нарушением способности к запоминанию (фиксации) текущих событий. Больной почти тотчас забывает получаемые впечатления. Время, в течение которого они сглаживаются, может исчисляться секундами. Такой больной сразу перестает помнить не только имя, но и лицо человека, с которым ему только что пришлось общаться. Человек не знает, что он ел сегодня и ел ли вообще, пересказывает одни и те же истории, не помнит, сколько времени он болен, как давно находится в больнице. В структуре фиксационной амнезии в наибольшей мере страдает словесная память, в то же время аффективная память (память на события, связанные с неприятными переживаниями) страдает в меньшей степени. Нередко фиксационная амнезия сочетается с ретроградной, когда из памяти больного выпадают события, непосредственно предшествовавшие заболеванию. Ретроградная амнезия захватывает отрезки времени, исчисляемые днями — месяцами, в ряде случаев она может распространяться и на большие сроки. В других случаях память на события прошлой жизни может быть сохранена удовлетворительно и обеспечивает сохранение частичного критического отношения больного к фиксационной амнезии.

Расстройства ориентировки, развивающиеся вследствие фиксационной амнезии — амнестическая дезориентировка — выражены в различной степени. В большей степени страдает ориентировка во времени. Больной часто не в состоянии назвать не только число, день недели и месяц, но и время года, а также текущий год. Значительно нарушается ориентировка в месте, в том числе пространственная ориентировка. Поэтому, находясь в стационаре довольно длительное время, пациент не может запомнить, где расположена его палата, не помнит, как пройти в столовую. Многие больные не в состоянии сказать, какие люди их окружают, а в некоторых случаях называют незнакомых лиц именами своих знакомых (симптом «ложного узнавания»).

Конфабуляции обычно возникают при соответствующих вопросах, а не спонтанно. Их содержание касается, преимущественно, прошлых событий обыденной жизни или ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью. В этих случаях говорят о замещающих (мнемонических) конфабуляциях. Специально задаваемыми вопросами можно изменять содержание этих переживаний. Данное обстоятельство свидетельствует о повышенной внушаемости таких больных. Реже парамнестические расстройства могут быть представлены псевдореминисценциями, когда пациент затрудняется в определении времени (датировании) реально происходивших событий.

Больным с Корсаковским синдромом всегда свойственна та или иная степень интеллектуального снижения, в том числе и снижение критического отношения к своему состоянию. Вместе с тем многие знания и навыки прошлого сохраняются у них вполне удовлетворительно. Например, сохраняются некоторые профессиональные знания, больные способны хорошо играть в карточные игры, шахматы, логически правильно рассуждать о вопросах, связанных с их прежним опытом и знаниями. В достаточной степени сохраняется прежний строй личности больных. У большинства, несмотря на снижение критики, всегда существует сознание болезни, в первую очередь касающееся расстройств памяти. Многие больные с помощью различных уловок стремятся скрыть свой мнестический дефект.

Кроме того, у больных всегда снижается уровень побуждений и влечений. Постоянно можно выявить психическую и физическую утомляемость. Эти расстройства в большей степени выражены у лиц пожилого возраста. Возрастной фактор сказывается и на преобладающем аффекте. У пожилых больных он чаще снижен, временами сопровождается тревожными опасениями, ипохондрическими высказываниями, у лиц молодого и среднего возраста чаще наблюдается эйфория, сменяющаяся крайней раздражительностью с дисфорическим оттенком.

В отличие от классического психоорганического синдрома, при адекватном лечении Корсаковский синдром прогностически более благоприятен, претерпевает медленное обратное развитие в течение нескольких недель или месяцев с частичным восстановлением интеллектуально — мнестических функций.

Вопросы для самоконтроля:

Какие виды расстройств памяти Вам известны?

Назовите основные виды амнезий. В структуру каких психопатологических синдромов они входят?

Что такое псевдореминисценции? Чем отличается это расстройство памяти от других парамнезий?

Что принято понимать под термином «олигофрения»?

Перечислите варианты приобретенного слабоумия.

Назовите основные синдромы интеллектуально-мнестических расстройств.

Назовите триаду Вальтер-Бюеля. Перечислите варианты течения психоорганического синдрома.

Что такое Корсаковский синдром? При каких заболеваниях он встречается?

Источник